Разное

Артикуляционная разминка: Прокачиваем свою речь: разминка, упражнения

Артикуляционная разминка — Помощник гиду/экскурсоводу (бесплатно)

Упражнения для разогрева речевого аппарата (речевой аппарат — все, что издает звук в нашем теле):

Упражнение 1.

Делаем на раз губы трубочкой, на два растягиваем в широкой улыбке при сомкнутых губах и зубах. 10 повторений.

Упражнение 2.

Верхнюю губу подтягиваем к носу, будто скалимся , как собака, или с отвращением нюхаем. 10 повторений.

Упражнение 3.

Нижнюю губу опускаем вниз. 10 повторений.

Упражнение 4.

Кончиком языка при сомкнутых губах делаем уколы в щеки. Снаружи кажется, что мы перекатываем конфетку. 10 повторений.

Упражнение 5.

Высовываем язык и скручиваем его трубочкой. 10 повторений.

Упражнение 6.

Открываем рот и делаем резкий укол острым кончиком языка вперед в воздух. 10 повторений.

Упражнение 7.

Верхняя губа оттягивается сильно об верхние зубы, будто надеваем и потом стягиваем. 10 повторений.

Упражнение 8.

Нижняя губа сильно оттягивается об нижние зубы, будто чистим изнутри губу об зубы. 10 повторений.

Упражнение 9.

Круговое движения сомкнутыми и вытянутыми вперед губами. 5 повторений.

Упражнение 10.

Кончиком языка по твердому небу пытаться достать (но не доставать) маленький язычок. Рот закрыт. 10 повторений.

Упражнение 11.

Резко опустить челюсть вниз. 5 повторений.

+ добавить звук «мама». 5 повторений.

+ добавить звук «мама дай». 5 повторений.

+ добавить звук «мама дай молока». 5 повторений.

Упражнение 12.

Звук «ом» промычать.

+ положить руки на лицо

+ положить руки на центр груди

+ положить руки на нижний край ребер

Автор методики и комплекса упражнений

 Зарубина Валентина Николаевна, ВСГАКИ

Разминка дыхания:

Упражнение 1.

На раз набираем воздух в живот. На два берем воображаемую свечку. На счет 1-17 тонкой струйкой воздуха «кладем» пламя воображаемой свечки, но не гасим. На счет 18 сильным выходом задуваем свечку. 4 повторения.

Упражнение 2.

Кладем руки на живот. Дышим животом: руки на животе должны выдвигаться вперед и возвращаться назад. На выдохе тянем «а», будто стонем. 4 повторения.

Упражнение 3.

На раз берем воображаемый мяч и набираем воздух в живот. На счет 1-18 со звуком «с» сдуваем медленно мяч. 4 повторения.

Упражнение 4.

Ставим ладонь тыльной стороной от себя к губам и теплым дыханием дышим на ладонь, будто отмораживаем глазок на замерзшем стекле.

+ добавляем звук не нагружая связки. Звук похож на уханье филина. таким звуком мы пугаем кого то «У!». 4 повторения.

Упражнение 5.

С движением будто отталкиваемся обеими руками лыжными палками и приседая на каждый раз на выдыхаем на каждый звук: «су», «со», «са», «сэ», «сы», «си». 4 повторения.

+ на одном дыхании быстро произносим стишок.

Шли сорок мышей

Нашли сорок грошей

Две мыши поплоше

Нашли сорок грошей. 4 повторения.

Упражнение 6.

Произносим 4 раза.

В Чите течет Читинка.

Разминка экскурсовода

Автор методики и комплекса упражнений

 Зарубина Валентина Николаевна, ВСГАКИ

Артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет

Артикуляционная гимнастика − комплекс специальных упражнений, помогающих развивать мышцы речевого аппарата. Вводить занятия можно начиная с 2 лет, когда у ребенка возникает потребность в общении, обогащении словарного запаса. Проводить гимнастику в силу возрастных особенностей малыша и привязанности к маме лучше в домашних условиях. Упражнения для детей 2-3 лет легки в воспроизведении, превращают занятия в игровую деятельность. Ребенок будет увлечённо выполнять действия, если подключить к процессу тренировки артикуляции музыку, актерское мастерство родителя, детские стихи и потешки.

СодержаниеСвернуть

  • Зачем нужна артикуляционная гимнастика
  • Правила проведения гимнастики
  • Артикуляционная разминка
  • Дыхательные упражнения
  • Гимнастика

Зачем нужна артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет необходима, так как укрепляет мышцы, стимулирует полноценные, правильные движения основными органами, участвующими в говорении (губы, язык, челюсти). Неверно мнение, что занятия нужны только детям с нарушениями в речи. В возрасте 2 лет начинается активное пополнение словарного запаса малыша. Он учится воспроизводить новые звуки, слова. Двух- или трехлетний кроха не может произносить правильно некоторые звуки (р, л, щ, ш), что является нормой. Систематическая артикуляционная гимнастика помогает малышу раньше освоить сложные звуки, слова, стимулирует говорение.

Цель упражнений на развитие артикуляции:

  • усилить кровообращение в органах, участвующих в говорении;
  • тренировать четкость произношения звуков;
  • развивать гибкость языка, губ, щек, челюстей;
  • подготовить артикуляционный аппарат к произношению отдельных, сложных звуков;
  • обогатить словарный запас детей и кругозор.

Если малыш не умеет говорить в 2 года, артикуляционные занятия в игровой форме необходимы ему для стимулирования говорения. К трем годам кроха должен овладеть словарным запасом до 700-1000 слов.

Правила проведения гимнастики

Чтобы упражнения принесли пользу малышу, следует подготовиться к ним. Выполнять задания будет легче и интереснее, если использовать небольшое зеркальце. Ребенок смотрит в него, следит за движением язычка, губ, челюстей, щек. Говорить и показывать задания следует медленно, чуть протяжнее, чем в обычной жизни. Крохе на третьем году жизни сложно точь-в-точь сразу повторить за взрослым движения. Демонстрировать каждое задание необходимо 2-3 раза, после дать малышу возможность попробовать самостоятельно выполнить упражнение.

Существуют основные правила, которых нужно придерживаться при проведении артикуляционной гимнастики:

  1. Проводить занятия следует регулярно. Детям в 2 года можно заниматься через день, в 3 − ежедневно.
  2. Малыш должен выполнять движения медленно, при достижении хорошего результата можно повышать ритм, выполнять упражнения под счет.
  3. Каждое упражнение желательно повторять 5-7 раз.
  4. Средняя продолжительность речевой гимнастики 15 минут.
  5. Проводить занятия нужно через полтора часа после еды или до приема пищи.
  6. Удерживать позу нужно на протяжении 5-10 секунд. В 2 года время будет меньше, к 3 годам повышается.
  7. Родителям следует завести специальный артикуляционный дневник. Во время занятий в него записывают на что обратить внимание во время следующей гимнастики. Если возникают какие-то вопросы по речи ребенка, можно будет проконсультироваться с логопедом, показать ему дневник.
  8. Обязательно хвалить за успехи, стимулируя к активной деятельности.
  9. Если малыш устал, нужно делать перерыв, смену деятельности. Можно рассказать ему стих, потанцевать, поиграть пальчиками.
  10. Обязательно включать в комплекс упражнения на развитие слуха, дыхания, голоса. С них, как правило, начинаются занятия.

Артикуляционная разминка

Проводится до начала основной части занятия, перед сложными упражнениями. Можно использовать в подготовительном периоде несколько форм разминок: дыхательную, игра с пальчиками, на мимику. В первом случае упражнения способствуют правильному говорению, без спешки, ребенок учится верно распределять дыхание при произношении слов, предложений.

Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики рук, пространственному представлению; обогащает словарный запас, если включить в комплекс чтение стиха. Упражнения на мимику нравятся малышам, они позволяют покривляться, пошалить, повторять за мамой смешные гримасы. Благодаря им ребенок познает психоэмоциональную сферу, понимает, как вести себя в определенной ситуации.

Дыхательные упражнения

Дыхательную гимнастику проводят не дольше 15 минут. Предназначена она для разогрева речевого аппарата, правильной постановки дыхания при говорении. В комплекс разминки можно включить следующие упражнения:

  • «Свеча». Ребенку предлагается представить, что он празднует день рождения. Перед ним поставили большой торт со свечками. Здесь можно использовать образовательный момент − посчитать с малышом, сколько ему годиков, столько и нужно будет задуть огоньков на торте. Первую свечу можно гасить медленнее, вторую быстрее, третью с голосовым сопровождением. Важно соблюдать правило: губы должны быть при выдохе в форме трубочки, вытянуты вперед. Перед выдохом малыш должен набрать полную грудь воздуха. Можно распределять по времени тушение свечи, первую задуть под счет до 5, вторую до 7, третью до 10. Каждый раз ребенку нужно распределять воздух, чтобы он не закончился раньше счета.
  • «Шар». Можно дать в руки малышу мячик или надутый шарик. Если проводится упражнение с мячом, то предлагается опустить его вниз, набрать воздух в грудь. Медленно поднимать вверх руками и одновременно выпускать воздух из грудной клетки. С шариком крохе понравится заниматься больше, дети любят такую игру. Мама или папа надувают его, малыш подражает и набирает тоже воздух. Как только родитель начинает медленно спускать шарик, ребенок одновременно выдыхает. Можно спускать шарик быстрее, тормозить процесс, малыш должен следить и повторять все движения предмета.
  • «Иголочка». Набрать воздух, надув щеки, поочередно «проколоть» сначала одну, потом вторую язычком. Когда осуществляется прокол, выходит воздух изо рта медленно и постепенно. Можно выполнять под счет.

Пальчиковую гимнастику используют у детей 2-3 лет в виде игры: «Где мизинчик? Указательный? Поругайся на кого-нибудь! Сожми, открой» и т. д. Хорошо развивает мелкую моторику простое упражнение на перебор бисера, малышу нужно отобрать в разные кучки мелкие, средние и крупные бусины.

Гимнастика

Чтобы малышу было интересно, нужно включать каждый день новые задания в комплекс. Сегодня можно подобрать множество интересных игр и стихотворных заданий на развитие речевого аппарата. Идеальный вариант: распределить упражнения на неделю, ежедневно показывая новые. Со следующей недели снова повторить комплекс. Ниже приведен пример самых популярных упражнений для детей 2-3 лет.

Основы артикулятора — VoiceGuy

  • Этот пост доступен для скачивания в виде аудиофайла, так что вы можете выполнять работу вместе с записью.

 

Чтобы увидеть фонетические символы в этом посте, убедитесь, что вы установили шрифт Unicode, включающий все символы IPA, например Charis SIL.

Браузеры. Некоторые старые версии Internet Explorer и Safari содержат ошибки, препятствующие правильному отображению некоторых фонетических символов. Если у вас возникли проблемы, я рекомендую вам попробовать бесплатные браузеры Firefox или Opera.

Разминка ваших артикуляторов часто является тем, что люди, даже самые неосведомленные, знают о работе с голосом. Хорошая дикция, , как вам скажут многие, означает способность ясно говорить, артикулировать, используя «челюсть, губы, кончик языка». В этой краткой разминке артикулятора мы сосредоточимся на активации языка для взрывных согласных, а именно /p, t, k/ и /b, d, g/.

Хлопай пи!

Взрывные согласные, которые останавливают воздушный поток голоса и могут или не могут высвобождать его с порывом воздуха или голоса. Поднесите ладонь ко рту и скажите «хлоп!» Вы должны почувствовать дуновение воздуха, с которого начинается и заканчивается это слово, хотя вполне возможно, что вы могли бы составить это слово только одним взрывом и просто остановить воздух для финального /p/. Если это было так при вашей первой попытке, попробуйте еще раз, но на этот раз постарайтесь вытолкнуть обе буквы «p» дуновением воздуха.

Вы могли заметить, что /p, t, k/ — это глухих согласных, то есть они произносятся без вибрации ваших голосовых связок. Каждому из этих согласных соответствует звонких согласных, /b, d, g/ соответственно. Попробуйте прошептать согласные звуки /b, d, g/ как в «плохой, папа, гад». Вы заметите, что они не совсем такие же, как звуки в произнесенном шепотом «pad, tad, cad» — это потому, что начальные /p, t, k/ в английском языке имеют очень сильный вдох или придыхание, связанное с этим. с ними, а /b, d, g/ нет. Эти три пары, /p, b/, /t, d/ и /k, g/, известны как «родственные пары», потому что каждая пара образуется в одном и том же месте во рту, и обе они являются взрывными звуками. , и все, что между ними отличается, это их озвучка. Три места во рту — это губы, они же 9.0013 двугубный, кончик языка на десневом гребне, он же альвеолярный, и спинка языка и мягкое небо, он же велярный.

Чтобы разогреть ваши артикуляторы, мы используем один из основных приемов, который заключается в быстром чередовании согласного или гласного звука и другого в быстрой последовательности. Это то, что хорошо делать здесь. Начнем с губ и передней части языка, используя глухие согласные. Мы будем использовать нейтральную гласную «huh», которую в МФА представляет символ [ʌ], который я называю «hut» (потому что в этом слове есть звук «uh», и я представляю себе этот символ как остроконечная крыша маленькой хижины!) Попробуйте повторить следующую фразу (мп3, где я делаю это упражнение, можно услышать здесь):

|: пʌ — тʌ, пʌ — тʌ, пʌ — тʌ 😐

Теперь попробуйте озвученную версию:

|: bʌ — dʌ, bʌ — dʌ, bʌ — dʌ 😐

Теперь чередуем звуки десневого валика со звуками мягкого неба — сначала с глухими звуками /t, k/:

|: tʌ — kʌ, tʌ — kʌ, tʌ — kʌ, 😐

А теперь со звонким звуком /д, г/:

|: дʌ — ɡʌ, дʌ — ɡʌ, дʌ — ɡʌ, 😐

Теперь соединим все три звука в одном упражнении:

|: pʌ–tʌ–kʌ–tʌ,    pʌ–tʌ–kʌ–tʌ,   pʌ–tʌ–kʌ–tʌ, 😐

|: bʌ–dʌ–ɡʌ–dʌ,    bʌ–dʌ–ɡʌ–dʌ,   bʌ–dʌ–ɡʌ–dʌ, 😐

Наконец, чтобы объединить эти упражнения в одно упражнение, попробуйте следующее:

|: pʌ–tʌ–kʌ–tʌ, kʌ–tʌ–pʌ–tʌ    pʌ–tʌ–kʌ–tʌ, kʌ–tʌ–pʌ–tʌ pʌ–tʌ–kʌ–tʌ, kʌ–tʌ–pʌ–tʌ: |

|: bʌ–dʌ–ɡʌ–dʌ, ɡʌ–dʌ–bʌ–dʌ    bʌ–dʌ–ɡʌ–dʌ, ɡʌ–dʌ–bʌ–dʌ    bʌ–dʌ–ɡʌ–dʌ, ɡʌ–dʌ–bʌ–dʌ : |

Вы сможете сделать это быстро и легко. Постарайтесь не утомлять его и не работать слишком тяжело; позвольте вашей челюсти расслабиться и убедитесь, что ваши губы активизированы, чтобы /p/ и /b/ действительно заставляли ваши губы ДВИЖАТЬСЯ, в то время как ваша челюсть оставалась неподвижной.

 

СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ: Знакомство с основами работы с текстом

Об Эрике Армстронге

Эрик Армстронг — озвучивающий. Эрик — тренер по диалекту, вокалу, речи и тексту из Торонто, Канада, где он обычно преподает полный рабочий день на театральном факультете Йоркского университета. Эрик преподает вокал для актера на постоянной основе с 1994 года, а также преподавал в Канаде и США, в Виндзорском университете, Университете Брандейса, Университете Рузвельта, Канадском национальном интенсиве по вокалу и Йоркском университете. Он работал в таких признанных на национальном и международном уровнях компаниях, как Crow’s Theater, Volcano, SoulPepper и Canadian Stage в Торонто, The Court Theatre и Steppenwolf в Чикаго.

Эрик имеет степень бакалавра искусств Университета Конкордия (Монреаль) по театральному искусству и степень магистра искусств Йоркского университета (Торонто) по актерскому мастерству. Его наставниками были Дэвид Смуклер (Йорк, Национальный интенсивный вокал Канады) и Эндрю Уэйд (Королевская шекспировская труппа). Он также учился в Драматической студии в Лондоне и в Il Stage Internazzionale di Commedia dell’Arte в Реджо-Эмилии, Италия.

Он долгое время был членом Ассоциации тренеров по голосу и речи, где он входил в правление в качестве планировщика конференций, фоторедактора для журнала Voice and Speech Review, директора-основателя по технологиям и интернет-услугам, а также написал множество рецензируемых статей. статьи, эссе и обзоры для информационного бюллетеня VASTA, VASTA Voice и The Voice and Speech Review.

Как разогреть свой голос как профессионал

В словаре Merriam Webster ораторское мастерство описывается как изучение того, как говорить четко и эффективно и социально приемлемо. Но прежде чем мы сосредоточимся на точной артикуляции и произношении, мы должны сначала сосредоточиться на подходящей разминке для наших голосовых связок. Профессиональный спортсмен не начал бы гонку без динамической растяжки. И поэтому мы тоже должны подвергнуть мускулы, которые мы используем для речи и воспроизведения голоса, их движениям. Это гарантирует, что они работают эффективно и эффективно.

Вокальная разминка особенно полезна, если вы бормочете, у вас слегка приглушенный звук, шепелявость или любые другие проблемы с согласными. Если вас когда-нибудь обвинят в неясности, несколько минут в день, приводящие в движение язык, губы и нёбо, принесут вам огромную пользу!

Разминка и скороговорки отлично подходят для нацеливания на ваш набор инструментов (частей вашего инструмента, которыми вы артикулируете).

Что происходит, когда мы говорим?

Когда мы говорим, происходит ряд событий. Дыхание из наших легких поднимается в голосовой аппарат, и наши голосовые связки вибрируют, издавая слышимый звук. Этот звук формируется артикуляторами, такими как губы, язык и зубы. Именно в точке артикуляции люди могут столкнуться с трудностями, например, ленивый язык может привести к беспорядку звуков, что очень далеко от ясности, которую мы ассоциируем с хорошим коммуникатором!

Так что, если вы считаете, что недостаточно артикулируете, или если вам предстоит выступление, и вы обеспокоены тем, что ваша аудитория не сможет отличить ваши «д» от ваших «т», позвольте себе немного разогреться вокалом.

Некоторые из наших любимых разминок приведены ниже. Просто выполняйте эти упражнения по десять минут в день в течение десяти дней, и вы увидите заметные результаты!

Разминка 

Разминка мышц лица

Начнем с лица. Выполнение этих упражнений на растяжку и массаж челюсти помогает разогреть лицо, чтобы оно могло эффективно формировать гласные звуки и четко произносить согласные. Попробуйте следующее:

  • Массаж челюсти и лица
  • Поощряйте челюсть расслабляться, открывая ее ладонями и оставляя ее открытой на несколько секунд
  • Пожуйте воображаемый кусочек ириски, убедившись, что ваш рот закрыт, и представьте, что ириска постепенно становится больше
  • Сделайте свое лицо как можно меньше, а затем как можно больше. Сделайте это три раза

Разминка языка

Язык — это крупная мышца, которую необходимо тренировать, чтобы она оставалась сильной, как и любую другую мышцу тела.

Попробуйте выполнить следующие разминочные упражнения, чтобы сосредоточиться на скорости и диапазоне движений вашего языка и повысить точность своей речи:

  • Трижды очистите переднюю и заднюю часть каждого зуба языком
  • Направьте язык, удерживая его неподвижно в течение 10 секунд. Затем расслабьте язык. Повторить три раза
  • Проведите языком вокруг рта десять раз по часовой стрелке и десять раз против часовой стрелки.
  • Потяните язык к носу, а затем к подбородку
  • Теперь добавим некоторые звуки речи, повторяющие согласные на высокой скорости:

БДГ БДГ БДГ … (звучит как «будига»)

ПТК ПТК ПТК … (звучит как «путика»).

Разогрейте губы

Ваши губы не только помогают формировать звуки, они также служат точкой высвобождения нашей речи. Если ваши губы сжаты и неподвижны, это отрицательно скажется на ясности и силе того, что вы хотите сказать. Эта рутина упражнений для губ поможет вам расположить звуки и обеспечит всестороннее растяжение, чтобы помочь разбудить эти важные артикуляторы:

  • Дуйте через губы, как лошадь (вы не сможете сделать это, если не будете расслаблены)
  • Сомкнув зубы, растяните губы в улыбке, а затем в надутой форме
  • Надув губы, сомкните и разомкните их (как рыбка). Сделайте это десять раз

Скороговорка

Теперь, когда вы размялись, давайте попробуем скороговорки и по-настоящему испытаем ваш инструмент:

В холодную погоду
или жаркая погода
мы выдержим любую погоду
— нравится нам это или нет.

Питер Пайпер выбрал пучок маринованных перцев
Песок маринованных перцев Питер Пайпер выбрал
Если бы Питер Пайпер взял пучок маринованных перцев
Где Питер Пайпер собрал пучок маринованных перцев?

Бетти Боттер купила масла
Но она сказала, что масло горькое
Если я добавлю его в тесто, оно сделает его горьким
Но немного лучшего масла сделает мое тесто еще лучше

Не беспокойтесь, если язык на этот раз твистеры одолели вас, с практикой вы скоро овладеете искусством и станете языковым волшебником.

Попробуйте включить разминку в свой утренний распорядок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *