Артикуляционная гимнастика это: Артикуляционная гимнастика для детей в Москве
Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ею заниматься
Чтобы речь была четкой и разборчивой, нужно укреплять органы речевого аппарата. Для этого используется артикуляционная гимнастика. Она также помогает отрабатывать различные положения губ, языка, мягкого неба и мышц, задействованных во время звукопроизношения.
Поскольку связанная речь – это поочередное воспроизведение различных звуков, артикуляционные органы должны быстро менять свое положение. Гимнастика помогает сформировать их четкие и согласованные движения. Упражнения должны подбираться индивидуально, в зависимости от имеющихся нарушений звукопроизношения.
Чистая и четкая речь поможет ребенку стать более уверенным в себе, наладить общение со сверстниками
Как заниматься артикуляционной гимнастикой: общие рекомендации
- Занятия должны быть систематичными, так необходимые навыки будут формироваться и закрепляться быстрее. Поэтому гимнастику лучше проводить ежедневно. Старайтесь, чтобы с момента приема пищи прошло не менее 1 часа.
- Длительность занятия не должна превышать 10 минут, а во время него не стоит стараться сделать как можно больше упражнений, достаточно 2–5 за раз.
- Каждое упражнение нужно повторять по 5–7 раз. Следите за качеством выполнения – если оно начнет снижаться, это может свидетельствовать о переутомлении.
- Удержание одной артикуляционной позы (статические упражнения) нужно выполнять в течение 7–10 секунд.
- При подборе комплексов упражнений начинайте с самых простых, потом переходите к более сложным. Занятия должны проходить эмоционально, в игровой форме. Лучше всего проводить их в положении сидя и следить, чтобы спина ребенка была прямой, тело расслаблено.
- Заниматься нужно перед большим зеркалом. В нем ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, который с ним занимается, и свое собственное.
- Сначала взрослый показывает, как делать упражнение, потом контролирует, насколько качественно ребенок его выполняет. Следит, чтобы движения были точными, плавными, с правильным темпом.
- Если у ребенка что-то не получается, его движения можно скорректировать с помощью ручки, чайной ложки, медицинского шпателя или просто чистого пальца.
- Будьте готовы, что у ребенка далеко не все будет получаться с первого раза. Старайтесь, чтобы занятия артикуляционной гимнастикой проходили увлекательно. В противном случае необходимость выполнять ее ежедневно приведет к потере интереса и снижению ее эффективности.
Занимайтесь с ребенком артикуляционной гимнастикой перед большим зеркалом, в котором он сможет видеть и вас, и себя
Примеры упражнений
Для губ
«Улыбочка» (губы удерживаются в улыбке, зубов не видно):
Губки мои гибкие
Могут стать улыбкою.
«Трубочка» (вытянуть губы в длинную трубочку):
Губы сложим в трубочку,
Чтобы сделать дудочку.
«Заборчик» (улыбнуться, обнажив сомкнутые зубы):
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
«Бублик» (округлить губы и немного вытянуть вперед, через «бублик» должно быть видно сомкнутые зубы):
Бублик мы изобразили –
Губы плавно округлили.
«Пятачок» (губы вытянуть трубочкой, двигать вправо-влево, потом делать круговое вращение):
Дети свинку угощают, ее носик выбирает:
Справа рыженький Антошка предлагает ей картошку,
Слева – с яблоками Злата.
Надо хрюшке выбирать: «Это выбрать? Это взять?».
Для губ и щек
«Щечки замерзли» (покусать изнутри, снаружи похлопать, потереть щечки):
Мы согреем наши щечки:
Разотрем, похлопаем, зубками потопаем.
«Толстячок» (сначала надуть обе щеки, затем поочередно по одной):
Вот толстяк – надуты щеки
И, наверно, руки в боки.
«Худышка» (втянуть щеки):
Вот худышка – щеки впали,
Видно, кушать ей не дали.
«Шарик» (надуть щеки, потом слегка ударить по ним кулачками):
Сперва шарик надувай,
Потом воздух выпускай.
«Орешек» (язык попеременно упирается в правую и левую щечку):
Белка щелкает орешки,
Основательно, без спешки.
Упираем язычок
Влево, вправо, на бочок.
Для языка (статические)
«Птенец» (широко раскрыть рот, язык расслаблен):
Кушать птенчики хотят,
Маму ждут, но не шумят.
Мама зернышко несет,
Открывай пошире рот!
«Бегемотик» (широко открыть рот, расслабленный язык положить на нижнюю губу):
Бегемотик рот открыл,
Подержал, потом закрыл.
«Чашка» (широко раскрыть рот, передний и боковой края приподняты, но не касаются зубов):
Любим пить мы крепкий чай,
Ну-ка, чашку подставляй!
«Иголочка» (вытянуть сильно вперед свернутый в напряженную трубочку язык):
Язычок мой как иголка,
Отойди, уколет колко!
«Грибочек» (открыть рот, язык присосать к верхнему небу):
На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
Присосался язычок,
Несколько секунд – молчок!
Для языка (динамические)
«Часики» (приоткрыть рот, растянуть губы в улыбке. Языком попеременно тянуться к правому и левому уголку губ):
Тик-так, тик-так,
Ходят часики вот так.
«Качели» (напряженный язык поочередно тянется к носу и подбородку):
Выше дуба, выше ели
На качелях мы взлетели.
«Катушка» (открыть рот, кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык выдвинуть вперед, затем убрать вглубь рта):
Язычок сложи катушкой
И катай, как кот игрушку.
«Лошадка» (присосать язык к небу, цокать языком медленно и сильно):
Я веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко,
Звук копыт услышишь звонкий.
«Варенье» (облизать по кругу сперва верхнюю, затем нижнюю губу):
Мы сегодня ели
Вкусное варенье,
А теперь по кругу
Мы оближем губы.
Для мышц глотки и мягкого неба
«Зевушка» (имитировать зевание с закрытым и открытом ртом, во втором случае шумно втягивать воздух):
Зевушка – левушка, сонная головушка.
Постелю под спинку мягкую перинку,
Положу под ушко я тебе подушку,
В одеяльце заверну, вместе я с тобой усну.
«Подражание» (имитировать стон, мычание, свист):
Почему мычишь, корова?
Может, просто нездорова?
Вон раздуты как бока!
И походка нелегка!
«Полоскание горла» (запрокинуть голову, имитировать полоскание горла):
Петю в комнату позвали,
Положили на кровать,
Полоскание достали,
Чтобы горло полоскать.
Порошок от кашля дали
И, проверив рост и вес,
Вокруг шеи повязали
Согревающий компресс.
«Сытый хомячок» (надуть щеки с зажатым носом):
Рыжий хома-хомячок – настоящий толстячок,
За щекой зерно хранит, пожует и снова спит.
«Согласные» (медленно произнести звуки «к», «г», «т», «д»).
На консультации логопед подберет индивидуальный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, расскажет и покажет, как заниматься с ребенком дома
Выполнение этих и других артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, поскольку они помогают сделать речь чистой, четкой, ритмичной. Для детей с нарушениями звукопроизношения такая гимнастика является необходимой. Индивидуальный комплекс упражнений лучше всего подбирать с логопедом. Сделать это можно на занятиях по развитию слуха и речи, а потом выполнять «домашние задания», основываясь на рекомендациях специалиста.
Для чего нужна артикуляционная гимнастика — stavsad79.ru
07.03.2021
«Зачем нужна артикуляционная гимнастика»
Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Произнести звуки речи правильно и отчётливо помогает развитый артикуляционный аппарат. Детский речевой аппарат развивается постепенно, так как произношение речи – непростой двигательный навык, овладеть которым в одночасье ребёнку не под силу.
Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [сь], [з], [зь], [ц],[ш], [ж], [щ], [ч], [л], [ль], [р], [рь]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика проводится:
— в детском саду с логопедом во время индивидуальной работы;
— в детском саду с воспитателем и самостоятельно;
— с родителями дома.
С помощью проведения для малыша специальных занятий можно укрепить и развить правильные движения речевого аппарата, улучшить дикцию.
Выполнение упражнений на развитие речевого аппарата нужно начинать в самом раннем возрасте. С малышами до года нужно заниматься во время бодрствования. Простейшее цоканье, уханье, фырканье, писк, разговор разными голосами и с различной громкостью принесут пользу ребёнку, обусловят развитие речи в раннем возрасте и до года.
Детям 2 -4 лет артикуляционная гимнастика поможет обрести
целенаправленность движений языка.
Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной
гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения
звукопроизношения.
Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно давайте ребенку погрызть сухари, жевать целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.
Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям и взрослым — научиться говорить правильно,чётко и красиво.
Существуют определенные правила проведения артикуляционной гимнастики.
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы
навыки закреплялись и становились более прочными
- Каждое упражнение имеет свое название и желательно, чтобы ребенок
запомнил названия выполняемых упражнений. С одной стороны, ему такинтересней, с другой – вам не надо каждый раз объяснять способ
выполнения, достаточно сказать «Давай сделаем часики» и показать
картинку с изображением часов.
3. В любом упражнении все движения осуществляются последовательно, сначала упражнения делаются в медленном темпе.
4. Гимнастику желательно делать сидя перед зеркалом в эмоциональной или игровой форме.
5. Если упражнение не получатся можно прибегнуть к помощи шпателя.
6. Логопед, воспитатель и родитель должны следить за правильностью выполняемого упражнения.
7. Всегда хвалить ребенка за успехи, которые он делает.
Для маленького ребёнка речевая гимнастика – это большой труд, поэтому важно превратить выполнение упражнений в интересную игру.
Игра с язычком – одно из первых занятий артикуляционной гимнастики, с помощью «Сказка о Веселом Язычке» и начинается игра.
Родителям (воспитателям) надо зачитать текст сказки, и показывать необходимые движения. Сначала ребенок повторяет их, в следующий раз показывает сам.
Упражнения для мышц мягкого неба и глотки.
Позевывание.
Глотание капелек воды, слюны. Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребенку на мягкое небо, стимулируя глотание.
Полоскание горла.
Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.
Покашливание.
В наиболее трудных случаях полезно использовать механические раздражители для активизации мягкого неба – металлические шпатели, бумажные трубочки, деревянные палочки.
Упражнения для нижней челюсти.
Открывание и раскрывание рта. Причем, как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого.
Жевательные движения.
Движения нижней челюсти влево-вправо.
Упражнения для щек.
Надувание щек: обеих одновременно и попеременно.
Перегонка воды из одной щеки в другую.
Втягивание щек в ротовую полость между зубами.
Упражнения для губ и языка.
«Улыбка» — улыбнуться, не обнажая зубы.
«Заборчик» — улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
«Трубочка» — вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.
«Бублик» — выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.
«Лопатка» — широкий язык спокойно лежит на нижней губе.
«Чашечка» — широкий расслабленный язык поднят к верхней губе, средняя часть языка прогнута, а боковые края загнуты кверху.
«Часики» — отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
«Качели» — рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.
«Вкусное варенье» — слизывание варенья с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ.
«Иголочка» — суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу.
«Индюк» — улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла.
«Горка» — улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.
«Маляр» — улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу.
«Желобок» — язык лежит на нижней губе, кончик — узкий, а боковые края загнуты в желобок.
«Грибок» — улыбнуться, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.
«Гармощка» — рот приоткрыть, язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную уздечку.
«Конфета» — рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.
«Наказать непослушный язычок» — вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя.
«Почистим зубки» — «почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева-направо). Нижняя челюсть неподвижна.
«Лошадка» — улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.
«Барабанщик» — улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков за верхними зубами, произнося «д-д-д».
Упражнения для активизации мышц шеи, гортани
(выполняются с закрытым ртом).
Опускание головы вниз.
Запрокидывание головы назад.
Поворот головы вправо-влево.
Наклоны головы вправо-влево.
Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук.
Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук.
На самом деле говорить довольно трудно, вы только задумайтесь, при разговоре необходимо согласованное взаимодействие языка, губ, легких, гортани, в русском языке используется более 30 разных звуков.
Таким образом, целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат к правильному произнесению нужных звуков.
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЭНЕРГОПЛАСТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НЕДОСТАТОЧНЫМ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА | Ruhmane
Использование биофернопластических элементов для обучения артикуляции гимнастики для детей дошкольного возраста с недостаточным развитием языковой системы
Aija Ruhmane, Aija Vindece
Аннотация
Правильная речь. Верновое приобретение. коррекция речи и языка у детей с недостаточным развитием языковой системы. В начале процесса звукопроизношения целенаправленно осваиваются движения артикуляционного аппарата для артикуляции определенного звука. Артикуляционная гимнастика служит основой для создания речевых звуков — фонем. Дошкольникам при выполнении артикуляционной гимнастики желательно добавлять элементы игры, разнообразив методы их обучения. Это очень важно, ведь артикуляционная гимнастика будет эффективна только в том случае, если ребенок будет выполнять их с радостью и полной отдачей. Использование элементов биоэнергопластики как возможность разнообразить гимнастику артикуляционного аппарата обеспечивает мотивацию дошкольников к активному участию в занятиях логопеда.
Ключевые слова
гимнастика артикуляционного аппарата, биоэнергопластика, дети 4-5 лет, недостаточное развитие речевого аппарата (ИДРС)
Полный текст:
Ссылки
Autoru kolektīvs (2018). Mācibu metožu, organizācijas formu un lidzekļu izvele, kurā ir kurā ir dažādi mācibu materiala apguves limeņi. Пирожки: http://pedagogs.lv/2018/02/21/macibu-metozu-organizacijas-formu-un-lidzeklu-izvele-kura-ir-kura-ir-dazadi-macibu-materiala-apguves-limeni/
Баумане, А. (2000). Изруна парейзи. Рига: Zvaigzne
Белова-Давид, Р. А. (1969). Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. Получено с https://bookap.info/deti/shahovskaya_logopatopsihologiya_uchebnoe_posobie/gl4.shtm
Брантевица, А. (2016). Драйские артикуляции вингринаюми. Рига: Raka
Германова О. Н. (2018). Биоэнергопластика в артикуляционной гимнастике у дошкольников с речевой патологией. Получено с https://infourok.ru/konspekt-o-bioenergoplastike-dlya-detey-logopatov-1867457.html
Гольцова С.А. (2017). Артикуляционная гимнастика. Почему это важно? Получено с https://nsportal.ru/detskiy-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/02/25/artikulyatsionnaya-gimnastika-pochemu-eto-vazhno
Хаданёнока И. , Хаданёнока Л., Стальге Л., Мерианд, Р., и Штейнберга, А. (2000). Ка райсас валодина? Skolotājiem logopēdiem un vecākiem. Рига: Рака
Левина, Р.Э. (2018). Основы теории и практики логопедии. Получено с https://www.studmed.ru/view/levina-re-osnovy-teorii-i-praktiki-logopedii_a6bf6fea716.html
Орска, Р. и Олутника, А. (2008). Бернс ар attīstības traucējumiem vispārējas izglītības iestādē. Резекне: Резекнес Аугстскола
Рыкова, Э. А. (2017). Современные технологии логопеда и оптимизация коррекционного процесса средствами биоэнергопластики в ДОУ. Получено с https://moluch.ru/archive/136/38129/
Сергеева Ю.М. (2018). Логопедический проект «Применение технологии «биойэнергопластика». Получено с https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-bioenergoplastika-v-korrekcionnoy-rabote-s-detmi-s-onr-3289798.html
Тишкова И. (2018). Биойэнергопластика. Получено с https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2018/05/17/bioenergoplastika
Valsts izglītības satura centrs (2006). Interaktīvais mācibu materials valodas un matemātikas prasmju veidošanai un attīstīšanai skolēniem ar specialam vajadzībām. Получено с https://registri.visc.gov.lv/specizglitiba/dokumenti/metmat/esfpr/VISC%203.1%20-%20rokasgram%20skolotajiem%20-%20valodas%20prasmju%20veidosana.pdf (Skatīts 01.04.2020.)
Валентинова Л. (2017). Звуки русского языка. Получено с https://infourok.ru/ tema_zvuki_russkogo_yazyka-122241.htm
Zajceva, IJ (2003). Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников. Получено с https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/103050/
Зельменис В. (1999). Īss pedagoģijas kurss. Рига: Звайгзне.
DOI: https://doi.org/10.17770/er2020.2.5347
Рефбеки
- На данный момент рефбеков нет.
Этот журнал распределен с международной лицензией:
Creative Commons Attribution 4.0 Международная лицензия
Печать ISSN 2661-5258
онлайн ISSN 2661-5266
Соглашение артикуляции
Articulation
Articulation
является официальным, подписанным соглашением между Северо-Центральным Мичиганом
Колледж и партнерское учреждение.