Развитие

Упражнения на развитие речи: 15 эффективных упражнений для развития речи

Запуск речи у детей и упражнения для развития речи

677

Как здорово, когда ребенок умеет говорить и выражать свои мысли и желания. Каждый родитель с нетерпением ждет тот момент, когда услышит первое слово своего малыша. Но бывает так, что этого приходится очень долго ждать, и многие взрослые начинают волноваться и предпринимать шаги по развитию речи слишком поздно, когда проблема уже стала явной. Различные специалисты по обучению и воспитанию детей говорят о том, что уделять внимание речи стоит уже с момента рождения крохи, а может быть и раньше. Но однозначно то, что ребёнок начинает общаться со взрослыми сразу после появления на свет и продолжает развивать свои речевые навыки с каждым днём. Одна из важнейших задач родителей — это помочь ему в этом.


Этапы развития речи


  • Крик. Это первый способ общения со взрослыми. Так малыш передает информацию о том, что он голоден, хочет спать или у него что-то болит. Примерно к 3-му месяцу крик приобретает различные интонационные оттенки. 
  • Гуление. На этом этапе появляются первые звуки. Малыш с удовольствием растягивает гласные, прислушиваясь к ним. Если в этом процессе участвует взрослый, то гуление будет более активным. 
  • Лепет. К 6 месяцам ребенок начинает произносить первые слоги. Малыш активно слушает речь взрослого, обращенную к нему, с интересом реагирует на новые слова и звуки. 
  • Первые слова. К 12 месяцам появляются первые простые слова. Малыш начинает понимать, что у каждого предмета есть своё название.
  • Предложения. Примерно к 1.5-2 годам ребёнок начинает использовать предложения. Чаще всего они состоят из 3 слов, но  со временем усложняются и увеличиваются в объёме.

Это основные стадии развития речи, и у всех детей они могут немного отличаться друг от друга. Но стоит иметь в виду, что длительная задержка перехода от одной стадии к другой может быть сигналом к активной помощи по развитию речи. Сегодня известны много различных техник и методик, помогающих запуску речи малыша. Чтобы избежать сложностей в этом вопросе, стоит внимательно изучить все рекомендации.


Запуск речи: с чего начать


Запуск речи у детей во многом зависит от того, как часто и какую речь ребенок слышит. Разговаривать с малышом надо с рождения, даже если вам кажется, что ребенок не понимает слов — комментируйте все, что вы делаете, или происходящее вокруг.


  • Старайтесь общаться с ребенком как можно больше, при этом речь взрослого должна быть непосредственно обращена к малышу и эмоционально окрашена.
  • Во время общения с крохой взрослый должен находится с ним на одном уровне, чтобы ребенку хорошо было видно лицо и артикуляция собеседника. 
  • При произнесении новых звуков и слов старайтесь говорить медленно, растягивая слова, так малышу будет легче понять артикуляцию звуков.  
  • Старайтесь называть окружающие вещи своими именами, не используя слова-заменители (штука, там, такая, эта и др.).
  • Обязательно произносите слова правильно, не «сюсюкайте», не искажайте их на «детский манер» — ребенок должен привыкать к правильному звучанию слов.
  • Не стоит говорить слишком много, без пауз. Нужно выделять голосом названия предметов. Предложения должны быть короткими и простыми.
  • Используйте при общении жесты, но не слишком много.
  • Мамы, зачастую, чувствуют и понимают своего малыша с полуслова. Но это может привести к тому, что речь будет формироваться позже, так как ребенку не требуется объяснять свои желания маме, которая и так все знает. 
  • Пойте песни.
  • Читайте книги и рассматривайте картинки.
  • Развивайте мелкую моторику рук, артикуляцию.

Подбирая упражнения для запуска речи, нужно обязательно учитывать особенности ребенка. При развитии речевых навыков проявляйте терпение и фантазию, включайте больше разнообразных игр и упражнений с малышом. Тогда результат не заставит себя долго ждать, а процесс доставит много удовольствия как родителям, так и их крохе.


Упражнения для развития речи


1.    Разговоры

Чем больше ребенок слышит взрослую речь, тем лучше. Можно использовать прием «разговор с самим собой». В присутствии малыша говорите вслух о том, что видите и слышите. Главное, что произносить нужно четко, громко, простыми предложениями. Например: «Где кружка?», «Я вижу книгу» и т. п. 

При общении с детьми от года продолжайте и дополняйте все сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит.  Таким образом речь подготавливается к более сложному построению предложений, а также развивается способность малыша полностью выражать свою мысль. Например: Ребенок говорит: «Сок». Взрослый отвечает: «Яблочный сок очень вкусный. Сок пьют из чашки».


2.    Приговоры, потешки, песенки

Устное народное творчество обладает огромным воспитательным и обучающим значением. Словесные игры подразумевают физическую активность, развивают крупную и мелкую моторику, что главным образом связано с развитием головного мозга и речевыми центрами. А многие потешки, чистоговорки построены так, что повторяют звуки, которые ребенку проще произносить. Кроме этого такие словесные игры направлены на совместные занятия взрослых и детей, тактильные и эмоциональные контакты, что благотворно влияет на целостность воспитания.


3.    Дыхательная гимнастика

Для игры хорошо использовать свистульки, губные гармоники, флейты, а также выдувать мыльные пузыри, дуть на перышки, теннисные шарики или задувать свечи. Можно сделать специальные приспособления для тренировки — бумажные бабочки на ниточках.


4.    Упражнения на артикуляцию

Всегда весело проходят «вкусные игры». Они тренируют губы и язык. Например: облизывать губы, словно съели вкусное варенье, облизывать конфетку на палочке, макать кончик языка в сладкую присыпку или сахар и попробовать донести до рта, катать во рту круглую конфету, проводить язычком дорожки на тарелке с сахарной пудрой и другое.

Отличный способ — строить гримасы. При этом не забывать показывать язык, прятать его в «домик» за зубки, показывать зубки.


5.    Пальчиковые игры

Наверно многие слышали выражение: «Речь находится на кончиках пальцев».  Развитие мелкой моторики действительно играет большую роль, но без комплексного подхода результат будет минимален. Пальчиковые игры не только развивают мелкую моторику, но и стимулируют процесс запоминания слов и стихов.


6.    Доскажи словечко

Можно использовать стихи, которые хорошо знакомы малышу. В конце строки делать паузу, чтобы ребенок смог сам ее закончить. Отлично подойдет чтение по ролям или игра «Гуси-гуси».


7.    Музыкальные игры

Различные задания и игры с музыкой и музыкальными инструментами — это способ научить говорить простые слоги и слова, запоминать стихотворения, петь песенки, а также развивать мелкую и крупную моторику, координацию.  Для самых маленьких подойдут песенки со звукоподражанием, игры с музыкальными инструментами. Можно использовать ложки, барабан, бубен, колокольчики, ксилофон и пр. 

Нужно включать в игру танцы с движениями, поворотами. Сначала просто показывать это малышу или танцевать с ним на руках, а после, когда он научится стоять и ходить, выучить движения вместе. 


8.    Игры на поиск предметов

Такие игры способствуют развитию пассивного словаря. Для самых маленьких можно прятать предметы под платком. Для детей постарше — поиск предметов в крупе, в комнате. При этом можно спрашивать так: «Где котик, покажи!» или «Найди котика».


9.    Игры с дидактическим материалом

Эти игры также способствуют обогащению пассивного словаря, знакомят с новыми предметами и свойствами. Взрослый дает инструкцию, которую ребёнок должен выполнить, при этом активными словами становятся: дай, принеси. Варианты: «Дай красный мяч»,  «Принеси желтый кубик».


10.   Занятия на развитие слухового восприятия

Очень важно, чтобы ребенок учился правильно и внимательно слушать. Для этого играйте в игры:

Угадай кто говорит? (что звучит).

Где звучит? (справа, слева, внизу и т.д).

На звук барабана — прыгать, на звук трубы — хлопать в ладоши и др.


Упражнений, которые можно применять для запуска и развития речи, существует достаточно много. Для некоторых из них требуется специальная подготовка, а какие-то можно использовать в любое удобное время без предварительной работы. Главное, это учитывать основные правила развития речи и применять различные игровые приемы, фантазировать и увлекать этим своего малыша. Онлайн-занятия в игровой форме, которые помогут в развитии речи, можно выполнить на сайте «Разумейкин». 

 

Понравилось? Поделитесь с друзьями:

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

Читайте также

Сам себе логопед: простые игры для развития речи

Слуховая память: что это и как развивать

Развитие мелкой моторики у дошкольников

Игры на развитие речи дошкольников

как улучшить дикцию и речь

Упражнения для дикции по системе Станиславского: как улучшить дикцию и речь

журнал

Упражнения по системе Станиславского

развитие дикции у взрослых

Дикция — это четкое и понятное произношение слов, которое достигается с помощью правильной артикуляции. Артикуляция, в свою очередь, зависит от степени тренированности губ, языка и мышц, которые работают при разговоре. Хорошая и правильная дикция — неотъемлемая часть актерского мастерства, залог успеха любого публичного выступления. Именно поэтому К. С. Станиславский уделял пристальное внимание развитию сценической речи, одной из составляющих которой является дикция.

Речевые курсы в Part Academy
Тебя услышат →

Подробнее

Компоненты дикции

Дикция в устной речи — это то же самое, что красивый и понятный почерк в письме; правильное произношение дает актеру возможность эффективно общаться со зрителем. Понятие дикции включает в себя три компонента:

  • Правильность артикуляции — соответствие положения органов артикуляции правильному способу образования звуков. При неправильной артикуляции говорят о дефектах дикции, для их устранения нередко прибегают к помощи логопеда.

  • Отчетливость артикуляции — это точность произношения отдельных звуков в составе слова. От отчетливости артикуляции зависит разборчивость речи и правильность ее восприятия окружающими. Уровень четкости произношения зависит от степени тренировки артикуляционного аппарата, однажды выработанная привычка говорить четко сохраняется на всю жизнь.

  • Манера произнесения — это присущая каждому человеку манера выговаривать отдельные слова, соблюдать темп речи, продлять или редуцировать (сокращать) слоги. Для выработки правильной дикции важно соблюдение нормативной манеры произнесения, когда исключаются индивидуальные особенности проговаривания слов (например, вдох или выдох перед началом фразы, «эканье» и причмокивание в паузах между словами).

Хорошая дикция актера не только создает условия для эффективного общения со зрителем, но и является показателем внешней культуры речи, поэтому сценическая речь входит в программу обучения актерскому мастерству во всех театральных вузах.

Как развить дикцию

Станиславский о роли дикции

Развитие дикции – это огромная работа и борьба с самим собой, чтобы добиться результата, нужно непрерывно заниматься и совершенствоваться. Зная трудности овладения сценической речью, Станиславский посвятил этой теме три раздела второго тома своей книги «Работа актера над собой», один из разделов называется «Пение и дикция».

Великий режиссер говорил: «Каждый артист должен обладать превосходной дикцией …», слова со скомканным началом он сравнивал с человеком, у которого расплющена голова, а слово с проглоченным концом приравнивал к человеку с ампутированными ногами. Станиславский напоминал актерам, что плохая речь ничего, кроме недоразумений, не приносит, результатом становится уход от смысла пьесы.

Константин Сергеевич советовал каждому актеру приспосабливаться к своим личным данным и совершенствовать дикцию так, чтобы она стала не просто привычкой, а второй натурой – благодаря этому речь будет правильной и красивой не только на сцене, но и в жизни. Когда навыки дикции будут освоены актером настолько, что закрепятся до автоматизма, на сцене ему не придется отвлекаться на правильное произношение, все внимание будет направлено на игру. Станиславским были предложены упражнения для развития дикции, первостепенная роль отведена проговариванию отдельных звуков и скороговорок.

Причины плохой дикции

Причины плохой дикции у взрослых можно разделить на две большие группы:

  1. Биологические – к ним относятся нарушения речи, вызванные патогенными факторами, которые действовали на организм в период внутриутробного развития, в детском возрасте (тяжелые инфекции, травмы). Сюда же относятся нарушения, вызванные генетической предрасположенностью. Проявления биологических причин – заикание, гнусавость голоса, заторможенность речи, проглатывание отдельных звуков.
  2. Социальные – к социальным причинам, повлекшим нарушение дикции, относятся проблемы в общении с окружающими, личные комплексы, низкая самооценка и неуверенность в себе. Человек, сомневающийся в своих способностях, говорит тихо и невнятно, «глотает» звуки, стараясь быстрее закончить разговор и уйти в тень.

В среде начинающих актеров актуальны нарушения дикции, связанные с социальными причинами: внешне уверенный в себе человек, попадая на сцену, теряется, его охватывает чувство страха. В результате возникают проблемы с речью: голос становится тихим, слова неразборчивыми, зрителям становится трудно воспринимать сказанное; из-за незнания правил артикуляции дикция еще больше ухудшается. Преодолевать страх сцены актеры учатся на тренингах, развить правильную дикцию и поставить красивый голос помогают специальные упражнения, над созданием которых работал К. С. Станиславский.

Тест: есть ли у тебя актерские способности?
Переходи в наш бот в Telegram и узнаешь.

Пройти

Упражнения для улучшения дикции

Артикуляционная разминка

Перед тем, как начать упражнения для дикции, нужно провести артикуляционную зарядку. Она помогает размять мышцы звукового аппарата, облегчить проговаривание звуков, развить свою речь, сделать ее четкой и внятной.

Упражнения для развития голоса выполняют последовательно, начиная с разминки языка:

1. Язык высовывают как можно дальше, затем возвращают его обратно, также стараясь завести как можно глубже. Продолжительность зарядки — 5−7 минут.

2. Языком дотрагиваются поочередно к каждой щеке на протяжении 7−10 минут.

3. Языком совершают круговые движения по внутренней поверхности зубов (рот при этом закрыт). В каждую сторону нужно сделать не менее 20 вращений.

4. Высовывают язык, вращают его сначала по часовой стрелке (10 кругов), затем против часовой стрелки также 10 кругов.

5. Губы вытягивают в трубочку, задерживают в этом положении на несколько секунд. Затем губы растягивают в широкой улыбке, также фиксируют положение на несколько секунд. Движения чередуют в течение 7−10 минут.

6. Губы вытягивают в трубочку, в этом положении стараются совершить губами движения по кругу и вверх-вниз. Длительность упражнения — 5−7 минут.

7. Надувают щеки как можно сильнее, воздух внутри рта «перекатывают» по кругу в течение минимум 5 минут.

8. Проводят разминку лицевых мышц: для этого можно корчить рожицы, выпучивать глаза, надувать щеки — делать любые движения, которые заставят работать мимические мышцы.

После артикуляционной разминки приступают к упражнениям для развития дикции.

Как сделать речь и дикцию лучше? В part очень сильный речевой факультет, за 1 990 р. можно пройти онлайн курс «33 упражнения по речи и дикции»

Произношение отдельных звуков

При отработке дикции большое внимание уделяется произношению согласных звуков – именно они несут на себе смысловую и различительную функцию слов. Речь актера требует, чтобы согласные звучали четко, без проглатывания и заваливания, поэтому тренировку начинают с отработки произношения согласных звуков:

1. Произнесение взрывных согласных. К группе взрывных согласных относятся звуки, которые образуются при преодолении воздушной струей какого-либо барьера. Это [б-п] (преодоление затвора губ), [т-д] (кончик языка прижимается к зубам), [г-к] (часть языка прижимается к твердому небу). Тренировка заключается в произнесении глухих согласных без голоса, с «взрывом»: П! ПЬ! Т! ТЬ! К! КЬ! После этого согласные произносят в паре с гласными: ПУ! ПО! ТУ! ТО! КУ! КО! Затем присоединяют звонкие согласные: БУ! БО! ДУ! ДО! ГУ! ГО! РУ! РО! и так далее.

2. Произнесение конечных согласных. Упражнение выполняется с голосом, конечные согласные нужно произносить активно и четко: БУ-БУ-БУ-БУ-БУПП! БА-БА-БА-БА- БАПП! По этому принципу чередуют все парные согласные с каждой из гласных, в конце должен отчетливо слышаться «взрыв».

3. Произнесение гласных. Их учатся выговаривать перед зеркалом, чтобы контролировать правильность положения губ. Например, чтобы произнести звук [у], губы складывают трубочкой, в момент произнесения звука выдыхают воздух через узкое кольцо губ; звук [о] выговаривается, когда губы образуют кольцо, воздух выдыхается широким потоком. После этого приступают к тренировке звучания сочетаний гласных: АИ, ОИ, УИ, АО, АУ, ОЫ, ЭО, повторяя сочетания по три раза.

4. Произнесение трудных буквенных сочетаний. Прорабатывают такие сочетания как ЛРА, ЛРЯ, ЛРУ, ЛРЮ, ЧРА, ШРА, РЛО, МФО, РЛИ, МФЕ. Звуки можно комбинировать как угодно, например, в сочетании ДРДА-ДРДЯ заменяют [р] на любой другой согласный звук, например, ДЛДА. Все звуки нужно произносить четко, [р] должен отчетливо вибрировать.

Дополнительно для развития дикции используют прием проговаривания звуковых рядов. С его помощью улучшают четкость произношения, учатся произносить окончания слов полностью, без проглатывания. Примеры звуковых рядов:

ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ-ПТИ.

ПТКА-ПТКО-ПТКУ-ПТКЭ-ПТКИ-ПТКЫ.

КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТЫ-КТИ.

ЗДРИ-ЗДРЭ-ЗДРА-ЗДРО-ЗДРУ-ЗДРЫ.

Постановка дыхания

Важное свойство, помогающее правильной дикции, – умение дышать во время разговора. Человек может говорить только на выдохе, поэтому актер должен уметь дышать так, чтобы вдох не разрывал речевой поток, был незаметен для окружающих. Правильно поставленный выдох не нарушает интонацию, координируется с ритмом фразы и не мешает произношению слов.

Упражнения для тренировки дыхания:

1. Открывают рот, вдох и выдох делают через нос. Упражнение повторяют 10 раз.

2. Руку кладут на живот, делают медленный вдох носом, затем медленно выдыхают, но уже через небольшое отверстие между губами. Рука должна отчетливо ощущать движение живота, упражнение повторяют 5-6 раз.

3. Одну ноздрю закрывают пальцем, делают 5-6 вдохов и выдохов через другую ноздрю.

4. Вдыхают носом, при этом пальцами нажимают на крылья носа, чтобы создать сопротивление воздуху.

5. Вдыхают носом, затем резко выдыхают носом, при этом быстро втягивают мышцы живота.

Скороговорки

Самый простой и эффективный способ добиться четкого произношения – научиться правильно и понятно проговаривать скороговорки. Существует огромное количество интересных скороговорок, которые помогают улучшить произношение определенных звуков, чем больше скороговорок будет освоено актером, тем лучше будет его дикция.

Найти скороговорки легче всего в интернете, вот лишь несколько из них:

Интервьюер интервента интервьюировал.

Линолеум линял-линял, полиловел и вылинял.

Прокурор проколол дыроколом протокол.

Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку. По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.

Купи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи.

Все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Популярное упражнение – проговаривание скороговорки с положенными за щеки орешками, камушками или конфетами. В начале тренировок речь будет неразборчивой, но нужно учиться преодолевать сопротивление, стараться говорить внятно. Артикуляционные мышцы при этом получают максимальную нагрузку, что ускоряет достижение поставленной цели.

Сразу быстро и четко произносить скороговорки не получится, этому нужно учиться постепенно. Преподаватели дают такие советы по отработке скороговорок:

1. Начинайте произносить скороговорку медленно, вчитываясь в каждое слово и проговаривая каждый слог.

2. Постепенно ускоряйте темп произношения, звуки при этом артикулируйте с преувеличением.

3. Длинные скороговорки разбивайте на части – так легче произносить и запоминать их.

4. После отработки артикуляции приступайте к медленному проговариванию скороговорки шепотом, при этом старайтесь, чтобы каждый звук был предельно четким и понятным.

5. После того, как скороговорка была произнесена шепотом, пробуйте выговорить ее громко, с каждым разом увеличивая скорость речи.

6. Обращайте внимание на смысл скороговорки, старайтесь говорить с интонацией.

Чтобы выяснить, улучшилась дикция или нет, нужно слушать себя со стороны. Для этого рекомендуется периодически записывать свою речь на диктофон – при прослушивании записи будут слышны ошибки, станет понятно, на какие моменты обратить больше внимания.

Дикцию Станиславский относил к азам актерского искусства, изучение правильного произношения он сравнивал со школьной программой начальных классов. Актеры, которые не преодолевают эту программу, сталкиваются с трудностями на сцене, у них тормозится работа над ролью. Совет К. С. Станиславского « …однажды и навсегда покончить с элементарными требованиями дикции и звука» остается актуальным для каждого начинающего актера.

Еще упражнения

Интервью с куратором факультета речи и дикции Егором Архиповым

Простые, понятные, действенные и забавные речевые упражнения для дома и не только.

Купить курс за 1990 ₽

Click to order

Ссылка на курс приходит на почту в течение дня!

Пойти на курс:

Для тех, кто только начинает свой путь на сцену

Актерское мастерство

Речь, дикция и сторителлинг

Другие статьи

10 логопедических занятий для малышей, которые можно выполнять дома

Хотите верьте, хотите нет, но развитие речи вашего ребенка не ограничивается кабинетом логопеда. На самом деле логопедические занятия лучше всего проводить дома, где вашему ребенку комфортно. В конце концов, где еще вашему ребенку захочется быть, как не дома с вами?

Даже если у вас еще нет логопеда, ничто не мешает вам поощрять ребенка говорить. Вот некоторые рекомендуемые речевые упражнения и упражнения, которые вы можете делать вместе дома.

Речевая и языковая деятельность во время общения с малышом

1) Чтение книг или журналов

Одно из лучших речевых занятий малыша восходит к основам: чтению. Чтение вслух поможет вашему ребенку услышать, как вы формируете слова, и расширит его словарный запас. Обучение через чтение может даже сделать вашего ребенка страстным любителем книг. Время от времени они могут даже просить свою любимую книгу.

Когда они уже могут составлять слова, предложите им повторять за вами слова из книги. Это поможет укрепить их артикуляцию и грамотность с течением времени. В конце концов, вы можете пропустить некоторые слова и сделать паузу, чтобы у вашего малыша была возможность высказаться и вставить эти слова.

Что касается материалов для чтения, вам даже не обязательно ограничиваться книгами. Некоторые образовательные и детские журналы также могут быть хорошим источником времени для чтения. Журналы, полные фотографий, отлично подходят для совместного просмотра. Вы также можете указать на картинки и спросить их: «Что это?» чтобы заставить их заниматься.

2) Играйте с ребенком

Дополнительные привилегии связаны с обучением через увлекательную деятельность. Некоторые из них включают в себя развитие двигательных навыков, улучшенное воображение и улучшение социальных навыков с меньшим давлением, чтобы говорить.

Игрушки — отличный способ облегчить игру. Но при выборе игрушек держитесь подальше от игрушек на батарейках. Вы хотите, чтобы ваш ребенок издавал звуки, и наличие игрушек, которые делают это за него, не поможет его развитию. Особенно это касается тех, у кого задержка речи. Выбирайте игрушки, которые способствуют:

  • социальному взаимодействию и общению
  • развитию двигательных функций
  • воображению и творчеству

Один из классических способов игры — использование карточек и кубиков. Изображения и цвета, напечатанные на этих материалах, вызывают словесные ассоциации.

Вы также можете попросить ребенка сгруппировать карточки или кубики по разным категориям (животные, фрукты и т. д.). Это познакомит вас с понятием родственных слов. Кроме того, перемещение карточек и кубиков также улучшит моторику вашего ребенка.

Не забывайте давать ребенку поводок во время игры. Вы поможете им уверенно выбирать, с чем играть. С ними также будет легче начать разговор, когда им будет весело.

3) Использование жестов и жестов

Примерно в возрасте 8–9 месяцев дети должны начинать использовать жесты. Обучение их жестам или знакам не приведет к задержке речи, особенно если вы свяжете их с произнесенными словами. На самом деле, — это эффективный инструмент для тех, кто поздно говорит, чтобы начать общение .

Вы можете начать с простых жестов и сказать «привет» и «до свидания». Вы также можете создавать жесты для действий, которые любит делать ваш ребенок. Например, вы можете сказать «обнять» и обхватить себя руками, чтобы связать это слово с жестом.

Чтобы продвинуться дальше, вы можете научить своего ребенка языку жестов. Сосредоточьтесь на словах, которые просты и функциональны, например, больше, помогите, пожалуйста, спасибо и даже мама или папа. Подумайте, какие знаки больше всего помогут вашему ребенку.

Функциональные знаки побудят вашего малыша использовать их каждый день. Они могут начать использовать его, чтобы запрашивать предметы, которые им нужны, например, молоко, одеяло или даже их любимые игрушки.

4) Пение и рифмовка

Детские стишки и песенки помогут улучшить языковые навыки вашего малыша. Пение стимулирует другую часть мозга, а ритм песни помогает вашему ребенку лучше запоминать слова. Вы можете использовать следующие классические детские песенки:

  • Twinkle Twinkle Little Star
  • Row, Row, Row Your Boat
  • Old MacDonald Had a Farm
  • The Itsy Bitsy Spider
  • Mary Had a Little Lamb Songs

    3 в сопровождении жестов также отлично развивают моторику. Даже не беспокойтесь, если вы не очень хорошо поете, важно облегчить это взаимодействие с вашим малышом.

    Если он уже может петь вместе с вами, пропустите некоторые слова, сделайте паузу и подождите, пока ваш ребенок споет пропущенные слова. Еще лучше, когда они уже могут спеть всю песню самостоятельно.

    Ежедневная практика речи и языка

    Обучение речи требует поддержки родителей во время обучения и игр. Но как насчет других случаев, когда вы находитесь дома с вашим малышом?

    Вы можете включить в свою повседневную жизнь множество вещей, которые помогут вашему ребенку развить языковые навыки. Вот некоторые из них:

    5) Говорите медленно и четко

    Вы можете улучшить навыки речи вашего ребенка, если будете практиковать говорить с ним медленно и четко. При правильной артикуляции они улавливают правильные звуки с самого начала .

    Зрительный контакт также помогает в общении. Создание правильного выражения лица также помогает, так как дети также улавливают это и будут подражать ему.

    6) Знакомство с новыми звуками и словами

    По мере того, как растет ваш малыш, растет и его способность учить новые слова. Постепенно вводя их, ваш ребенок не будет чувствовать себя перегруженным, запоминая их.

    Вы можете сделать это, указывая или поднимая предметы и называя их, например, поднимая игрушечный мяч и говоря «мяч». Указание на себя и произнесение «мама»/«папа» тоже работает, чтобы они могли ассоциировать слова с человеком.

    Вы также можете помочь им выучить новые слова, добавив их к выученным . Например, добавление нового слова «большой» к выученному слову «мяч» поможет им связать слова вместе. Используйте два-три варианта с одним и тем же словом («мягкий мяч», «зеленый мяч»), чтобы расширить словарный запас.

    7) Расскажите им, что вы делаете

    Будь то уборка дома или даже одевание, расскажите своему малышу, что вы делаете . Самые обычные для вас вещи совершенно новые для учащегося ребенка. Вы также можете говорить о том, как что-то выглядит, имеет вкус и ощущается. Это также улучшит их навыки слушания.

    Когда вы описываете, что делаете, пишите кратко . Вы хотите говорить фразами, которые могут быть такими длинными, как они могут сказать. Говорите и повторяйте, когда это необходимо. Это потребует терпения, но дети лучше учатся при повторении.

    8) Выключите телевизор

    Предотвратите медленное обучение, выключив телевизор, особенно когда малыш находится в комнате. Подобно игрушкам на батарейках, это не поможет, если ваш ребенок не повторяет то, что слышит.

    Телевизор не только влияет на вашего ребенка: он также может отвлечь от него ваше внимание. Это означает, что у вас меньше времени для общения и связи друг с другом.

    В исследовании, опубликованном в журнале JAMA Pediatrics, каждый час просмотра телевизора со звуком приводил к уменьшению вокализации детей. В заключении исследование не рекомендовало смотреть телевизор детям младше 2 лет. Вместо этого они предлагают родителям сосредоточиться на создании интерактивной игровой среды.

    Помните: дети лучше всего обучаются, когда разговаривают дома с реальными людьми.

    9) Научите их просить о вещах

    Ваш малыш, скорее всего, хочет многого. Будь то еда или игрушки, начните учить их просить, сообщая вам, чего они хотят.

    Один из способов заставить вашего ребенка начать общаться — убрать вещи из зоны досягаемости. Положите их игрушки на полку или еду на недоступную прилавок. Это побудит их позвать на помощь.

    Не забывайте подкреплять и улучшать взаимодействие, когда они о чем-то просят. Если они попросят банан, указывая пальцем, вы можете подтвердить: «Хочешь желтый банан?» и ввести в его словарный запас слова «хочу», «желтый» и «банан».

    Бывают моменты, когда ваш малыш не уверен в том, чего он хочет, или ему трудно подобрать слова для описания того, что он хочет. В таких случаях вы можете помочь им в этом процессе, предоставив им выбор («Вы хотите красное яблоко или желтый банан?»). Таким образом, им будет легче думать о словах, особенно когда они могут имитировать то, что вы только что сказали.

    10) Повторить и расширить

    Ранее мы обсуждали, как вводить новые слова, связывая их с уже выученными. Вы также можете использовать аналогичный метод, чтобы помочь с новыми словами, которые повторяются и расширяются.

    Повторение имеет решающее значение для изучения языка. Повторяйте то, что говорит ваш ребенок, и расширяйте тему. Например, если ваш ребенок говорит: «Собака, беги!» вы можете ответить: «Да, собака бежит. Он очень быстро бегает».

    Старайтесь, чтобы предложения расширения были максимально правильными. Как мы уже говорили ранее, важно говорить четко, чтобы ваш ребенок выучил слова с самого начала.

    Что делать, если ваш ребенок использует детские слова? Нет ничего плохого в том, чтобы начать с детских слов, но вы должны расширить то, что они говорят, и сказать правильное слово. Если ваш малыш говорит «ба-ба», указывая на свою бутылочку, вы можете повторить («Хочешь ба-ба? Да, вот твоя бутылочка». )

    Когда вашему малышу удобно, он более восприимчив к развитию своих навыков. . Где еще ваш ребенок будет чувствовать себя комфортно, как не в вашем доме?

    В настоящее время к логопеду можно обратиться в режиме онлайн и дома. Если вы хотите узнать больше о том, как онлайн-логопед может помочь вашей семье дома, получите БЕСПЛАТНУЮ консультацию у нас. Никаких обязательств, никаких контрактов!

    Забавные логопедические упражнения для улучшения речи

    Ваш ребенок сталкивается с трудностями при размещении слов в предложении? Он/она не может произносить слова ясно и легко? Если да, то необходимо научить ребенка справляться с этим с помощью речевых упражнений. Неспособность к общению также мешает ребенку выражать свои мысли или эмоции. Таким образом, речевые расстройства выпадают как одна из самых распространенных инвалидностей среди детей, поражающая более 10% детей. В конечном итоге это может ограничить способности детей, а также ограничить их участие в нескольких мероприятиях. Вы действительно хотите, чтобы ваш ребенок был лишен речи? Без прав! Никто из родителей не подумал бы об этом.

    Итак, давайте сначала разберемся, почему так важна речь.

    Чат в WhatsApp

    WHATSAPP для таких проблем, как задержка речи, низкий вес, частые заболевания, гиперактивность, низкая концентрация, слабое зрение, неправильный сон и т.д.

    Отзывы родителей

    Важность речи

    Речь помогает нам выражать себя. Это эффективно помогает в создании прочных связей, общении с людьми, а также влияет на наш выбор в жизни!

    Неспособность правильно общаться также может привести к непониманию, социальному неодобрению, неясности и т. д. Таким образом, становится обязательным твердо контролировать свою речь.

    Какие могут быть причины нарушения речи?

    Речевые расстройства могут быть вызваны разными причинами.

    Некоторые из них включают:

    • Аутизм
    • Дефицит внимания или синдром гиперактивности
    • Нарушение развития или неврологическое расстройство
    • Черепно-мозговая травма
    • Расстройство нервной системы  
    • Проблемы со слухом

    Если игнорировать симптомы, они могут ухудшиться и нанести вред развитию речи ребенка. Трудности в общении можно эффективно лечить, чтобы уменьшить симптомы и значительно улучшить поведенческие и образовательные модели. Речевые упражнения могут очень помочь в обеспечении гибкости языка и ясности в общении!

    Упражнения для развития речи

    Речевому и языковому развитию ребенка могут способствовать методы и оборудование, используемые в структурированных логопедических упражнениях. Они необходимы для улучшения речевых, языковых и коммуникативных способностей ребенка, и, когда их дают как часть развлекательной деятельности, они доставляют удовольствие маленьким детям, оставаясь при этом очень эффективным компонентом терапии.

    Давай! Познакомимся с некоторыми интересными упражнениями.

    Следующие упражнения помогут вашему ребенку в развитии моторики ротовой полости. Упражнения упрощаются, если ваш ребенок копирует вас во время их выполнения. Будьте изобретательны, энергичны и, самое главное, получайте удовольствие!

    1. Упражнения для языка 

    Основная цель упражнений для языка – укрепить мышцы языка, улучшить координацию и стимуляцию речи.

    Отжимания языком (процедура) Отжимания языком (процедура) Назад и вперед (процедура)
    Попросите ребенка держать виноградину или ягоду на верхнем нёбе (не коснуться зубов) и закатать язык вверх. Повторите это 3-4 раза в течение нескольких секунд. Наконец-то ягода в награду! Втяните язык в верхнюю часть рта. Потяните его назад и отпустите, издавая хлопок. Повторите 3-4 раза в течение нескольких секунд Высуньте язык и задержите его на несколько секунд. Теперь язык во рту. Следите за тем, чтобы язык не касался зубов. Повторите это 3–4 раза

    2. Попрыгайте и поговорите

    Хотя вы уже знаете, что повторение является эффективной стратегией речевой и языковой терапии, поощрять детей повторять один и тот же звук или слово не доставляет удовольствия. неоднократно. Но это возможно при небольшой изобретательности с вашей стороны.

    Например: Прокладывайте по дороге след с пенопластовыми подушечками. Попросите малыша прыгать с одной площадки на другую и повторять вместе с вами некоторые звуки и слова. Они не увидят в этом повторении ничего, кроме удовольствия, потому что будут слишком заняты прыжками!

    3. Один музыкальный строф каждый день

    Музыка действительно может быть сильным источником для улучшения языковых навыков. Каждая наполненная смыслом строчка может помочь ребенку в речевом развитии! Так же он придает здоровую силу голосовым связкам и помогает в речи.

    Например: Попросите ребенка выучить одну строфу из его любимой песни, предположительно «Сааре джахан се ачха Хиндустан хамара». Пусть он продекламирует ее, как только выучит текст. Музыкальные тексты действительно могут помочь ребенку овладеть произношением, произношением и знанием слов.

    4. Расшифровка изображений

    Это один из лучших способов активизировать центры воображения в мозгу детей! Картинки действительно говорят о многом, а визуальная интерпретация помогает лучше понять вещи.

    Например: Поместите перед ребенком сценку из мультфильма «Том и Джерри». Попросите ребенка сказать несколько предложений о каждом персонаже, который является частью сцены. А затем попросите ребенка рассказать об этой сцене или о том, что он на самом деле может понять из отображаемой картинки.

    5. Мыльные пузыри

    Практикуйте контроль над дыханием вместе с детьми, выдувая мыльные пузыри. Поскольку выдувание заставляет детей поджимать губы, это также отличная практика оральной моторики. Упражнения на выдувание, такие как положение выдувания пузырей и укрепление языка для звуков, производимых в задней части рта. Это также укрепляет мышцы живота и помогает в устойчивой речи, тем самым увеличивая длину предложения.

    6. Одно новое слово каждый день

    Изучение одного нового слова каждый день — прекрасный способ постепенно расширить словарный запас.

    Например: Назовите ребенку одно слово, например «Сахар». Попросите ребенка использовать это слово и составить из него предложение с последующим его произношением.

    Предложение может быть таким: Я хочу еще немного сахара в молоке.

    Таким образом, ребенок поймет основы построения структуры предложений, что также будет способствовать улучшению речи.

    7. Целевой охват

    Игрушечные машинки — это фантастический способ разговорить ваших младших детей. Проложите дорогу через пространство, используя пряжу или ленту, и разместите на ней много «остановок», которые содержат нужное слово, звук или высказывание. Поощряйте ребенка произносить целевое слово или предложение на каждой остановке, прежде чем продолжить движение к финишу.

    Это придаст ребенку осознанности, а также улучшит речь благодаря произношению.

    8. Игра с согласными звуками

    Согласные звуки делают речь четкой, ясной и понятной, что облегчает слушателям понимание сказанного. По сравнению с гласными согласные легче выучить. Каждый согласный звук обычно произносится только одним способом. Вы также можете начать объединять гласные с согласными, чтобы развить понимание звуков.

    Например: согласная R, объединенная с a,e,i,o,u, станет «ra,re,ri,ro,ru»

    Таким образом, некоторые из этих упражнений могут эффективно помочь в улучшении речевых нарушений.

    Продукты, которые могут быть полезны

    Некоторые продукты, которые могут помочь при нарушениях речи, включают:

    1. Орехи

    Все орехи, такие как миндаль, грецкие орехи, кешью, арахис и фундук, богаты витаминами E и помощь в повышении памяти. Они также являются антиоксидантами, которые защищают клетки от повреждения. Грецкие орехи богаты омега-3 жирными кислотами и являются ценным веществом для работы мозга, памяти и мыслительных способностей. Эта жирная кислота также стимулирует когнитивные функции и помогает с речью. (лучшие орехи для белка)

    2. Семена

    Помимо орехов, семена льна, чиа, дыни, кунжута и тыквы также содержат мощные антиоксиданты, такие как витамин Е, которые защищают мозг от повреждения свободными радикалами. Семена подсолнуха влияют на общее настроение и умственные способности, и поэтому считаются закуской, улучшающей работу мозга. Семена тыквы содержат много магния, меди и гораздо больше цинка, чем другие семена, которые помогают улучшить концентрацию, память и продолжительность концентрации внимания. Один из самых простых продуктов для стимулирования мозга у детей

    3. Какао-порошок

    Чистый какао-порошок (несладкий) содержит компоненты, улучшающие работу мозга, так как содержит большое количество молекул антиоксидантов, основным из которых является эпикатехин, помогающий улучшить когнитивные функции и нарушения речи в исследованиях. Следовательно, какао-порошок также является важной пищей для развития мозга у детей. (Еще больше полезных свойств какао-порошка)

    4. Брахми

    Брами — это суперпродукт для мозга. Считается, что он обостряет мозг, защищая клетки и увеличивая количество химических веществ, связанных с обучением и памятью. Было показано, что он улучшает пространственное обучение и удерживает силы у детей. Вот почему в старые времена детям часто давали порошок Брахми с гхи/медом. Это повысит их концентрацию и внимание, сохраняя при этом спокойствие и беспокойство.

    5. Шанкхапушпи

    Шанкхапушпи – это традиционное средство для улучшения работы мозга. Присутствующие в нем мощные антиоксиданты и флавоноиды улучшают память, внимание, концентрацию, спокойствие и бдительность человека. Поскольку это тонизирующее и стимулирующее средство для мозга, люди, принимающие шанкхапушпи, улучшают память, мышление, способность решать проблемы и другие когнитивные способности.

    6. Ашваганда

    Ашвагандха является адаптогеном. Известно, что он снижает тревогу и стресс. Кроме того, он повышает уровень ацетилхолина, который поддерживает лучшую память, умственную концентрацию и интеллект. Ашваганда также улучшает связь между нервными клетками и стимулирует способность организма лечить любые повреждения нервной системы. Это также помогает в улучшении речи.


    ПРОДУКТЫ

    Ни для кого не секрет, что аюрведический образ жизни имеет множество преимуществ. Эта уникальная коллекция Kids Ayurvedic Brain Booster — это простое решение для ежедневного питания детей для развития мозга без лишней суеты. Сделано из проверенных ингредиентов. Без консервантов, искусственных красителей и ароматизаторов. Нет побочных эффектов. Нам доверяют более 20 000 родителей и специалистов. Чтобы узнать больше об аюрведических продуктах для детей — ПОКУПАЙТЕ ЗДЕСЬ.

    Первый в Индии Tasty Kids Nutrition, обогащенный аюрведическими травами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *