Развитие

Раннее развитие детей делаем детство ярче: РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ — делаем детство ярче — | ВКонтакте

Содержание

Раннее развитие или Как сделать детство ребенка ярким? – Жили-Были

Пожалуй, сейчас нет такой мамы, которая не слышала бы термин «раннее развитие». Однако мнения относительно его полезности среди родителей существенно расходятся. Одни мамы с упоением учат малыша читать уже с 6 месяцев, другие убеждены в том, что занятия в столь раннем возрасте оказывают негативное влияние на психику ребенка и лишают его детства. Так кто же прав? Мне кажется, большинство разногласий связано с тем, что все по-разному понимают выражение «раннее развитие ребенка». Попробуем разобраться, что же это такое и как оно может повлиять на вашего малыша.

Некоторое время назад учеными был выявлен один важный факт – к концу третьего года жизни клетки головного мозга завершают свое формирование на 70%, а к шести-семи годам – на 90%. Получается, что, начинать обучать ребенка только в 7 лет – значит упустить очень ценное время и не использовать врожденный потенциал ребенка. И наоборот, если заниматься развитием ребенка в этот «продуктивный» период, то будет хорошая «стартовая площадка» для дальнейшего обучения.

Ребенок рождается с огромным интересом к окружающему миру, его организм настроен на бурную деятельность, он жадно вбирает любую информацию, запоминая ее со скоростью, которая нам, взрослым, и не снилась. Мозг ребенка все время работает, учится сравнивать и делать выводы. Если мы активно занимаемся с малышом в первые годы его жизни, мы просто расширяем информационное пространство ребенка и даем ему возможность хотя бы немного удовлетворить его потребность в знаниях об окружающем мире.

Итак, раннее развитие предполагает интенсивное развитие способностей ребенка от рождения до 3 (максимум до 6) лет. Только вот понимание значения слова «интенсивное» у всех разное. Многие люди, говоря о раннем развитии, представляют малышей, зубрящих буквы и цифры и не имеющих ни одной свободной минуточки для свободной игры и общения со сверстниками. К сожалению, надо признать, что последователи такого подхода к раннему развитию действительно имеются. Такие родители упорно развивают своих детей до тех пор, пока совершенно не отобьют у них желание к какому-либо обучению. Этот подход к раннему развитию вряд ли можно назвать правильным, т.к. он ведет в никуда и вряд ли может сделать ребенка счастливым.

Что же такое раннее развитие?

В первую очередь это интересная игра, которая призвана сделать жизнь ребенка увлекательной. Как говорил Масару Ибука

«Основная цель раннего развития – это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире»

Итак, раннее развитие в правильном, на мой взгляд, понимании – это:

  • Специально созданная развивающая среда, наполненная интересными предметами и игрушками, дающими много самых разных тактильных, зрительных и звуковых ощущений, способствующих сенсорному развитию ребенку.
  • Активное участие мамы в жизни ребенка, стремление сделать жизнь малыша интересной, красочной, много совместных игр, творческий подход к занятиям. Мало купить развивающие игрушки, нужно «обыграть» их вместе с малышом.
  • Постоянные беседы и обсуждения всего происходящего вокруг, чтение книг.
  • Рисование, лепка, аппликация, музыка, подвижные игры, сюжетные игры.
  • Знакомство с окружающим миром посредством карточек, книг и других пособий (например, изучение животных, овощей, фруктов, профессий и т.п.) Как не переборщить с обучением по карточкам, читайте здесь.

Разумный подход к раннему развитию или как не перегнуть палку

Когда Таисия только родилась я, как и многие мамы, с опаской относилась к интенсивному раннему развитию. Вдруг навредит эмоциональному здоровью дочери? Ведь именно этим пугают психологи. Но когда я начала подробнее вникать в суть разнообразных методик и занятий, поняла, что раннее развитие, если подходить к нему без фанатизма, это вовсе не зубрежка и натаскивание, а интересные игры, которые призваны сделать детство ребенка ярче и интереснее. Только очень-очень важно с этими самыми играми не переусердствовать. Не нужно воспринимать слова «раннее развитие» как «растим гения!», беспрерывно приставать к малышу с занятиями, не оставляя ему ни минуточки отдыха и свободной игры.

Часто родители пытаются реализовать собственные амбиции и несбывшиеся мечты за счет ребенка, либо же им хочется, чтобы их ребенок непременно был развит лучше, чем соседский. В погоне за результатом можно перегрузить ребенка и отбить у него всякое желание заниматься вообще.

  1. Предоставлять ребенку как можно больше свободы в выборе занятия. Не навязывать тех занятий, которые ему не интересны. Возможно, вы бывали в ситуации, когда вам кажется, что малышу надо бы порисовать, потому что давненько он не брался за карандаш, но он почему-то наотрез отказывается. Не настаивайте! Я не раз замечала, что такие занятия «через силу» только отбивают у Таисии какое-либо желание. А, если и удастся ее уговорить, она все равно потом сидит недовольная и нехотя водит карандашом по бумаге. Не хочется сейчас рисовать – это право ребенка, у всех свои интересы. Вполне возможно, что завтра или даже через недельку у ребенка появится желание.

  2. Прекращать занятие прежде, чем оно наскучит ребенку. Мне, например, не раз приходилось сталкиваться с ситуацией, когда, казалось бы, только начав склеивать какую-нибудь поделку или возводить постройку из кубиков, Таисия теряла к ней интерес и отказывалась продолжать занятие. Но я то бросать начатое не привыкла, мне же нужно доделать! Тут сразу возникает соблазн во что бы то ни стало уговорить дочку закончить начатое. Однако, как показывает опыт, такие вот уговоры ни к чему хорошему не приводят. Даже если ребенок согласится, он будет делать все без желания, а в следующий раз на подобное занятие вообще смотреть не захочет. Предложить продолжить, конечно, нужно, но без какого-либо давления! А вообще лучше заведомо предлагать ребенку не слишком сложные поделки и занятия, чтобы у малыша хватило терпения до конца.

  3. Стараться превращать любое занятие в игру. Пускай это будет не «Так, а сейчас мы собираем пирамидку», а веселая сценка, к вам придет мишка и позовет вместе играть, у него, конечно, ничего не будут получаться, колечки будут выпадать, и малыш обязательно захочет помочь неуклюжему мишке.

  4. Не устанавливать норм по времени и количеству занятий в день. Всякое может случиться: малышу может нездоровиться, у него плохое настроение, он увлечен новой игрушкой или у вас срочные дела. Не нужно стараться во чтобы то ни стало выполнить дневную норму по занятиям, да еще и корить себя потом за недостигнутый результат.

  5. Не нагружать малыша знаниями «про запас». Старайтесь, чтобы изучаемая информация соответствовала интересам и возрасту малыша, чтобы он смог ее в ближайшее время использовать. Например, изучайте геометрические фигуры тогда, когда малышу уже будет интересно играть с геометрическими рамками-вкладышами и сортерами, цвета — когда ребенок уже способен их различать (после года) и т. д.

  6. Никогда не сравнивать малыша с другими детьми (хотя это очень трудно, по себе знаю:)), все дети разные, у всех свои склонности! Всегда оценивайте развитие малыша не по отношению к соседскому мальчику Пете, а по отношению только к самому ребенку. Благодаря вашим занятиям ребенок развивается раньше, полноценнее, чем мог бы, если бы вы вообще не обращали на его развитие никакого внимания.

Итак, занимаясь развитием малыша, помните, что ваша первоочередная задача сделать ребенка счастливым! Интеллектуальное развитие – это еще не самое главное в жизни. Важно сохранить добрые отношения с малышом, сохранить и поддержать в нем творческие задатки, умение чувствовать и сопереживать.

Не слушайте тех, кто против

Если вы задумываетесь о необходимости раннего развития или уже являетесь его сторонником, вам, наверняка, приходилось сталкиваться и с противниками развития детей в раннем возрасте. Один из основных аргументов таких советчиков – «У ребенка должно быть детство». Как правило, используют его те люди, которые не до конца понимают суть развития в раннем возрасте. Вероятно, по их мнению, счастливое детство – это беззаботные игры с куклами у девочек и с машинками у мальчиков (а что еще?), бесцельное болтание на улице или по квартире из угла в угол и никаких умственных нагрузок («это тебе еще рано»).

Скорее всего, противники дошкольного развития детей никогда не видели, как у одно-двухлетнего ребенка горят глаза, когда он собирает пазл или вырезает ножницами, когда он просит «Мама, давай еще поговорим по-английски» или когда увлеченно пересказывает любимые стихи и поет песни.

Стоит также заметить, что детям, с которыми постоянно занимались в раннем детстве, гораздо легче приходится в школе и во взрослой жизни, они более усидчивы и восприимчивы к знаниям. Детям же, воспитанным по принципу «счастливого детства без лишних нагрузок», действительно нелегко будет смириться с неожиданно свалившейся на их голову необходимостью учиться.

Итак, если вы решили, что раннее развитие — это для вас, то обязательно приступайте. Вскоре я обязательно постараюсь написать статью, в которой рассмотрю преимущества и недостатки наиболее популярных развивающих методик. Возможно, она кому-то поможет определиться со «стратегия развития». На сайте вы также найдете много полезных материалов, которые помогут вам при подготовке занятий с малышом. Например,

Искренне ваша, Яна Разначенко

Раннее развитие или ребенок, «лишенный детства»? | Обучение

Что же в них такого необычного? Советы! Отличные советы людей, посвятивших себя работе с детьми целиком. Советы людей, каждый день отдающих частичку своего сердца малышам. И эти советы уникальны тем, что дают их не теоретики, спрятавшиеся от мира за своим письменным столом. Дают их практики, проживающие за свои годы не одну жизнь, ведь они живут не только «за себя», но и «за каждого своего воспитанника».

Итак, советы. Почему я заговорила о них? Не так давно я стала участницей одной дискуссии, развернувшейся вокруг вопроса раннего развития ребенка. Мнений было много: кто-то считал, что с ребенком заниматься необходимо и чем раньше приступить к занятиям, тем лучше. Кто-то считал, что заниматься, конечно же, нужно, но не стоит начинать делать этого рано. Кто-то считал, что ребенка всему необходимому научат в детском саду, а потом продолжат обучение в школе. Но нашлись и такие, кто считал, что ни в коем случае не стоит «лишать ребенка детства и загружать его светлую головку ненужной ему ерундой». Они считают, что заниматься с ребенком должны те, «кто за это зарплату получает», то есть учителя.

Фото: Depositphotos

Признаюсь сразу, я отношусь к первой описанной мною категории родителей. Со своей дочкой я начала заниматься практически с самого рождения. Когда я еще находилась во времени «счастливого ожидания» своей малышки, я узнала о системе, разработанной г-ном Доманом. Чуть позже я прочла несколько его книг по обучению малышей чтению, математике и о том, как сделать ребенка физически совершенным и как дать ему энциклопедические знания.

Я не придерживалась строго системы Домана. Нет, я корректировала эту систему под себя и дочку. Я никогда не хотела, чтобы моя малышка превратилась в этакий «компьютер на ножках». Но было то, о чем я мечтала с первых минут ее рождения: чтобы в жизни у нее практически не было трудностей. Вернее, пускай они будут, но только для того, чтобы как-то разнообразить ее жизнь, и такие, какие она всегда сможет преодолеть. Я мечтала о том, чтобы моя дочка была самой счастливой на свете, самой красивой и самой умной и сообразительной.

Что нужно ребенку для того, чтобы он был счастлив? Любовь родителей, нежность и поддержка. С этим было довольно просто. Для полного счастья ребенку не нужен суперсовременный и дорогой автомобиль, не нужны брендовые вещи из последней коллекции известного дизайнера. Нет! В отличие от большинства взрослых, ребенок может быть счастлив просто так, без всякой видимой причины. Он может радоваться ласковому солнышку, маминой улыбке, шлепанью по лужам босыми ногами.


Итак, счастливой моя дочка может стать и без меня, а если на то потребуется мое участие — я всегда рядом и всегда сделаю для ее счастья все, что от меня зависит.

Фото: Depositphotos

Следующим пунктом моих мечтаний был: «Моя дочка — самая красивая». Эта задачка кому-то может показаться трудновыполнимой, так как пока мы (люди, родители) не в силах контролировать процесс внутриутробного развития ребенка и последующий его рост, так как гены все равно возьмут свое. Но что под силу каждому, так это вера в то, что его ребенок действительно самый красивый на свете!

Вы можете проверить это на себе и своих близких. Заметнее всего эксперимент пройдет на представительницах прекрасного пола. Обратите внимание на то, как преображается женщина (или девочка), если она постоянно слышит искренние слова о своей привлекательности и неотразимости. (Только не говорите мне, что вашу малышку «гены подкачали» и она получила длиннющий нос своей прабабки. Просто не стоит акцентировать внимание девочки на нем. Обратите внимание на ее бездонные глаза, длинные ресницы и красивую форму бровей (овал лица, милые ямочки и пр.). И если изо дня в день вы, нежно обнимая свое сокровище, будете нашептывать слова о том, какая она у вас красивая, вы увидите, что красоту вашей малышки разглядит каждый!

Ну, а теперь перейдем к пункту об «уме и сообразительности». Вот здесь-то как раз и появляется обширное поле для вашей деятельности как любящего родителя. Здесь вы можете воистину «горы свернуть»! Главное — помнить: ребенок приходит в этот мир абсолютно чистым. Его можно сравнить с новенькой флешкой, на которой пока ничего не записано, зато заполнить ее можно совершенно разнообразной информацией. Придя в этот мир, ваш малыш обучается языку (или сразу нескольким языкам), он учится узнавать окружающую его действительность, он учится ползать, а затем ходить и еще очень многому. И так потихоньку, день за днем его мозг загружается все большим и большим количеством информации. Главное теперь — развить в ребенке желание и интерес к познаванию нового.


Если каждый день вы будете уделять хотя бы несколько минут занятиям со своим малышом, со временем его мозг привыкнет к работе в таком темпе и процесс обучения станет для него своеобразным развлечением, игрой.

Фото: Depositphotos

А эффект от занятий с ребенком в раннем возрасте превзойдет все ваши ожидания. Моей дочке скоро пятнадцать, а я до сих пор удивляюсь тому, с какой скоростью она воспринимает новое, как мало времени ей нужно для того, чтобы не только прочесть книгу, но и переработать прочитанную информацию и сделать соответствующие выводы. Она с легкостью за несколько минут запоминает то, на что ее сверстники тратят часы зубрежки. И информацию эту запоминает надолго, в отличие от зубрил, которые забывают обо всем сразу же после ответа учителю.

Итак, время, которое я с большим удовольствием посвящала работе и играм с моей новорожденной, а потом и подрастающей дочкой, не прошло даром. Оно до сих пор приносит свои плоды, чему я безгранично рада.

Но однажды я столкнулась с непониманием. Одна моя знакомая задала мне вопрос: «А тебе не кажется, что ты просто лишила своего ребенка детства?» Поначалу я даже растерялась и ответила лишь «Нет. Нисколько!» А потом задумалась вот над чем: если моя знакомая задала мне этот вопрос, то, может быть, она в своем убеждении не одинока? Оказалось, что это действительно так.

Мне очень жаль, что такие люди придерживаются мнения, что занятия с ребенком это что-то, похожее на школьные уроки, где есть учитель и есть ученики и определенный стиль поведения. Отчего-то им и в голову не приходило, что заниматься с ребенком можно где угодно: дома, на улице, на прогулке, в гостях… Главное, чтобы занятия не надоедали ни вам, ни тем более вашему малышу.


Ребенок, рождаясь, просто запрограммирован на обучение в первые годы своей жизни, и лишь от вас зависит, чем будет заполнена первоначальная пустота — новыми знаниями, подаренными вами, или теми небольшими крохами, что сможет выжать из окружающего мира он сам.

Фото: Kozlovskaya Ksenia, Shutterstock.com

Собравшись со своими знакомыми мамочками вокруг стола за чаем, мы подняли вопрос о раннем развитии детей. Говорили долго, приводя аргументы в пользу той или иной позиции. В итоге все сошлись на том, что заниматься с ребенком просто необходимо! Ведь ребенок, лишенный этой возможности, и есть ребенок, лишенный детства, так как, познавая мир самостоятельно, он вынужден «работать» и за себя, и за родителя, пожалевшего уделить ему достаточно внимания и свободного времени. И зачастую детки, видя безразличие родителя, со временем сами становятся безразличными ко всему, а их мозг, который не привык тренироваться с детства, в школьные годы с трудом воспринимает новую информацию, что ведет к появлению все новых и новых проблем.

Я нисколько не сомневаюсь, что каждый родитель мечтает о счастье для своего ребенка. Каждый считает его самым лучшим, любимым, красивым на свете. Остается лишь добавить совсем чуть-чуть: дать возможность своему малышу стать самым умным и сообразительным!

Теги:

детство,
малыш,
раннее развитие,
занятия с ребенком,
непонимание,
обучение малыша,
счастье ребенка,
развитие ребёнка

Читать онлайн «Раннее детство. Познавательное развитие. 1-3 года. Методическое пособие», Л. Н. Павлова – ЛитРес

Предисловие

Книга «Раннее детство: познавательное развитие» является методическим пособием, разработанным к комплексной программе развития ребенка-дошкольника «Истоки», однако она будет полезна всем, кто занимается с детьми первого, второго и третьего года жизни. В пособии последовательно раскрываются программные требования, условия и содержание воспитательно-образовательной работы, методы и приемы умственного воспитания детей, их познавательного развития.

На современном этапе развития научных знаний о раннем детстве получила подтверждение идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента формирования его личности. В основу книги положены исследования последних лет в области речевого и сенсорного развития, а также эмоционального воспитания и социализации детей младенческого и раннего возраста.

В пособии рассказывается не об отдельных сторонах педагогического процесса, а о формировании личности ребенка в целом. В возрасте 2–3 лет раскрывается индивидуальность ребенка, проявляется его темперамент, определяются черты характера. Именно поэтому о маленьком ребенке можно говорить как о развивающейся личности, так как в этот период закладываются основы таких качеств, как компетентность, самостоятельность, креативность (творчество) и т.  д.

Решающими в развитии личности малыша являются социальные условия его жизни, т. е. общение, обучающие воздействия, организация жизни в целом, влияние окружающей среды. При этом именно педагогические воздействия во многом определяют уровень развития ребенка. Они должны учитывать и общие закономерности развития детей этого возраста, и индивидуальные особенности каждого ребенка, что позволяет определить и «зону ближайшего развития».

Все сказанное выше и обусловило структуру книги. Она состоит из двух разделов. Первый – «Младенчество. Первые шаги познания» – освещает ознакомление с окружающим, эмоциональное воспитание и сенсорное развитие детей от периода новорожденности до года. Второй раздел – «Раннее детство. Познание мира продолжается» – затрагивает аналогичные проблемы, но по отношению к детям второго и третьего года жизни.

Главными задачами педагогического процесса мы считаем амплификацию (обогащение) развития, реализацию принципов гуманизации и демократизации, т.  е. переход к педагогике нового качества, ориентированной не на усредненную личность, а на уникальную индивидуальность каждого ребенка.

Младенчество первый год жизни

Первые шаги познания

Человеческое дитя – самое беспомощное из всех новорожденных в нашем мире. Но одновременно в нем заложена великая сила разума, чувств, которые, восполняя физическую беспомощность, выводят человека на высшую ступень эволюции. Именно первый год жизни особенно важен для становления ребенка. В этот период центральная нервная система делает феноменальный рывок – к семи месяцам масса мозга удваивается, а к полутора годам утраивается. Ничего подобного в дальнейшем уже не повторится.

Еще один важнейший момент, который следует учитывать: именно в процессе общения со взрослыми ребенок «присваивает» их социальный опыт, характер взаимодействий с окружающей средой, т. е. социализируется. Для этого родители, педагоги должны создавать соответствующие условия: организовывать окружающую среду, знакомить с предметами и явлениями, формировать познавательную активность, руководить поведением, чувствами, эмоциями, развивать сенсорные способности малыша, поддерживать проявления самостоятельности, правильно выбирая методы воспитания и учитывая своеобразие этого периода детства, которое называется младенчеством.

Ознакомление с окружающим

Познавательная деятельность детей, прежде всего младенческого возраста, качественно отличается от познавательной деятельности взрослого.

Во-первых, она не выделяется как особая, специфическая деятельность, а проявляется во всем многообразии действенного освоения окружающего, переплетаясь с другими ведущими линиями развития ребенка. Это определяется развитием восприятия, формированием основных движений, совершенствованием действий руки, овладением речью, приобретением первых социальных навыков и т. д. Именно поэтому задача развития познавательной активности малыша не менее значима, чем укрепление его здоровья и создание необходимых условий для полноценного физического и эмоционально-психического развития.

Во-вторых, взрослый человек способен определить круг собственных интересов и, стремясь познать суть явления, выделить в нем главное и второстепенное, вскрыть причины, следствия, закономерности. Ребенок первого года жизни не способен к такой сложной деятельности, но начало уже положено: он проявляет интерес ко всему окружающему.

Внимание младенца привлекает, как правило, все движущееся, яркое, издающее звуки. Он пытается познать мир, который предстает перед его глазами. Но наибольший интерес ребенок проявляет не к предметам, а ко взрослому человеку, который берет его на руки, переносит с места на место, разговаривает с ним, улыбается ему, показывает игрушки, совершает различные действия с разными предметами. Установлено, что лицо человека, его речь являются для ребенка наиболее значимыми по сравнению со всеми другими «сигналами» из окружающего мира, т. е. уже на первом месяце жизни ребенок выделяет из всей многообразной действительности человека, особым образом реагируя на его эмоциональные проявления, речевое общение, действия.

Первые проявления познавательной активности ребенка связаны с ориентировочными реакциями, на основе которых возникают сначала отклик на воздействие извне, а несколько позднее своеобразная манипулятивная деятельность с предметами. При этом активность ребенка поддерживается таким свойством ориентировочных реакций, как способность возникать при появлении каждого нового объекта. Не случайно ориентировочные реакции иначе называются «реакциями на новизну». Именно этой функцией мозга и объясняется неиссякаемый интерес ребенка к окружающему его миру, который для него так велик и многообразен, что в первые месяцы жизнь ребенка представляет собой цепь бесчисленных, сменяющих друг друга ориентировочных реакций.

Первые знания об окружающем мире у детей складываются в процессе освоения близлежащего пространства (кроватка, манеж, комната, детская площадка и т. п.), поэтому так важна организация предметной среды. Ориентировочные реакции возникают у ребенка уже на первом месяце жизни и являются объективным условием его полноценного развития. Взрослые замечают, как день за днем меняется выражение глаз младенца, с каким упорством и настойчивостью тянется он ко всему, что привлекает его внимание, хотя и не может выразить свое желание. И не только потому, что не умеет говорить, но и потому, что пока не осознает его (желание).

Проследим особенности ориентировочного поведения ребенка на протяжении первого года жизни.

Нервная система и органы чувств новорожденного ребенка обеспечивают не только восприятие зрительных, слуховых, тактильных, температурных раздражителей, но и элементарный анализ их качества и силы. Это и помогает младенцу выделять все новое и новое в окружающем, а со временем и более дифференцированно анализировать его.

Можно сказать, что первое «знание» возникает у младенца на девятый день рождения, когда образуется, как свидетельствуют ученые, первый условный рефлекс. На основе пищевой и ориентировочной реакций формируется относительно сложное ориентировочное поведение: стоит ребенка положить в позу, характерную для кормления («положение под грудью»), и он открывает рот. Так он ведет себя и видя бутылочку с едой для него. А в течение первого месяца жизни ребенок начинает отличать, например, бутылочку с водой от бутылочки с молочной смесью, т. е. реагировать на цвет.

К концу первого месяца младенец начинает узнавать маму, пытается отвечать на ее улыбку, а в конце третьего месяца реагирует на появление матери всем своим существом (комплекс оживления), выражая ей свою любовь и желание общаться. (Кстати, такое отношение может сформироваться у младенца к любому человеку, который ухаживает за ним и любит его.)

Очень важна эмоциональная реакция взрослого на потребность ребенка познавать окружающий мир. Если он потерял из виду погремушку, которую рассматривал, не оставляйте это без внимания: встряхните или перекатите цветные шарики, и ребенок вновь обратит на игрушку свой взгляд. (Так ребенок реагирует не только на игрушки, но и на предметы быта, картинки и т. д.)

Малыш, еще не умеющий переворачиваться на живот, уже способен в часы бодрствования занять себя: он рассматривает свои руки, «прислушивается» к себе, реагирует на смену положения тела в пространстве (его пеленают, укладывают, переворачивают на бок или живот), на прикосновение своих ладоней к телу, движения пальчиков.

У ребенка 2,5–3 месяцев уже можно наблюдать элементарную познавательную деятельность. Покажите ему какой-либо яркий предмет, не привлекая к нему внимание. Малыш заулыбается, потянет к нему руки, попытается захватить его. Вначале безуспешно, но он будет делать это снова и снова.

В освоении близлежащего пространства особое значение имеет кожная чувствительность. Ребенок еще не умеет удерживать в руке предметы, но, прикасаясь к ним, ощущает своеобразие их поверхности. В первые месяцы жизни ребенок не способен к сознательному обследованию предмета: он вступает в контакт с предметом, случайно прикасаясь к нему рукой, но уже к 3–4 месяцам может захватывать его руками.

Хватание – первое доступное младенцу действие познавательного характера, связанное с освоением предметного мира и пространства. На протяжении первого года жизни действия руки постоянно усложняются, играя первостепенную роль в познании свойств предметов.

 

Когда ребенок начинает самостоятельно садиться, то видимый мир предметов предстает перед ним по-новому. Теперь ему удобнее рассматривать все, что его окружает. Ребенок всматривается в действия и движения взрослых, в перемещения предметов в пространстве. Увеличение сферы обозрения способствует активизации познавательной деятельности, побуждая к действенному освоению мира.

Лежа на боку, спине, животе; сидя, стоя, ребенок по-разному видит окружающий его мир. Он обнаруживает многоликость предметов: пирамидка, матрешка выглядят иначе, если на них смотреть сверху, а не сбоку.

Множество новых предметов предстает перед младенцем, когда он начинает ходить. Хотя он еще неуверенно держится на ногах, его трудно удержать на месте – так сильно желание познакомиться с окружающим миром. Поэтому, изменяя и расставляя по-новому предметы, взрослые побуждают ребенка делать первые самостоятельные шаги. С каждым днем мир все шире открывает перед ним свои горизонты. Постепенно младенец овладевает разными действиями с предметами: кладет один предмет на другой, снимает кольца со стержня пирамидки и вновь надевает их и т. д.

У ребенка первого года жизни интерес к предмету обусловлен прежде всего возможностями практических действий с ним: он получает удовольствие и от самого действия (открывать, закрывать, снимать и т. д.), и от различных изменений предмета, которые возникают благодаря его действиям, что и поддерживает активность ребенка и способствует возникновению более устойчивого интереса к предмету и его свойствам.

В действиях ребенка проявляются первые познавательные реакции на предмет и его свойства. Трудно понять, играет ребенок или исследует предмет, когда он рассматривает его, переворачивает, ударяет им, берет в рот и т. д. Так он поступает и с любой игрушкой, поэтому его деятельность можно назвать ознакомительной игрой, а действия являются исследовательскими по содержанию. Ребенка может довольно долго занимать предмет в том случае, если в нем обнаруживаются все новые и новые свойства. Тогда возникает цепь следующих друг за другом ориентировочных и познавательных реакций, которые продлевают интерес к предмету. В этом и заключается своеобразие ранней познавательной деятельности.

Сравните поведение ребенка 6 и 12 месяцев, и вы увидите, что годовалый ребенок способен играть в течение более долгого времени, более избирательно реагировать на окружающее, чем шестимесячный: он 5–10 минут занимается одной игрушкой; у него появляется любимая игрушка, которой он отдает предпочтение.

Исследуя предмет, ребенок часто бросает его на пол, стучит им, лижет его, кусает. Стремление «познать» предмет ртом возникает у него очень часто, поэтому в «игрушечном хозяйстве» не должно быть опасных предметов: колючих, мелких, окрашенных вредными красителями и т. п. Кроме того, набор игрушек должен соответствовать возрасту, а познавательная деятельность при обследовании их свойств должна организовываться, направляться и контролироваться взрослыми. Это необходимо еще и потому, что у младенца нет чувства страха перед неведомым.

Общение со взрослым – необходимое условие познавательного развития ребенка, его умственного воспитания. Чтобы помочь ребенку расти любознательным, взрослый должен прежде всего позаботиться об организации его бодрствования и самостоятельной деятельности. Время бодрствования необходимо использовать рационально: разговаривать с малышом, показывать игрушки и приемы действия с ними.

Игры-занятия, проводимые взрослым, должны способствовать своевременному и гармоничному развитию ребенка (физическому, умственному, нравственному, эстетическому и т.  д.). Они формируют у детей умения, которые не могут возникнуть в процессе самостоятельной деятельности, т. е. на занятиях обучают тому, что ребенок самостоятельно освоить не может.

Взрослому необходимо заботиться о воспитании устойчивости действий ребенка в ходе предметно-игровых ситуаций. У младенца еще не развито произвольное внимание, и он быстро отвлекается с одного предмета на другой. (Вместе с тем следует знать, что годовалый ребенок способен сосредоточиваться на предмете в течение 8–10 минут, и это является показателем нормального нервно-психического развития.)

Какие же педагогические условия способствуют развитию устойчивости действий с предметами?

Прежде всего это отсутствие любых отвлекающих факторов в момент, когда малыш занят своими «исследованиями», а такими факторами могут стать новые предметы, резкие звуки (громкий разговор, шум).

Иногда взрослый считает возможным в любой момент прервать деятельность ребенка, не понимая, что это один из источников познания мира: ему важнее накормить его, уложить спать, погулять с ним и т.  д. Несомненно, обеспечение жизненных потребностей ребенка необходимо, но не менее важно и его душевное состояние для его психофизического благополучия. Именно поэтому следует бережно относиться к деятельности ребенка.

Если он способен сам себя занять, рассматривая предметы, манипулируя ими, пытаясь познать их свойства, и может обойтись без помощи взрослых, не следует вмешиваться в его «дела». Таким «невмешательством» взрослый будет способствовать развитию активности и самостоятельности ребенка.

Другое дело, если ребенок не знает, как действовать с новой игрушкой. Тогда надо включиться и показать приемы обращения с предметом. Но и в этом случае следует попытаться активизировать поисковые действия самого малыша. Не надо сразу открывать все «секреты».

Желательно предъявить игрушку таким образом, чтобы ребенок получил возможность самостоятельно делать «открытия»: пусть он сам обнаруживает скрытые свойства игрушки и варианты игры с ней. Проблемность ситуаций формирует такие черты характера, как целеустремленность и упорство в достижении цели.

Взрослый должен быть внимательным ко всем проблемам, которые возникают у младенца при действиях с предметами. И если ему долго не удается получить положительный результат, если он нервничает и в конце концов отбрасывает игрушку, то взрослый обязан «разрядить» ситуацию, т. е. включиться в активные игровые действия и помочь прийти к финалу с победой. При этом необходимо похвалить малыша, а затем предложить самостоятельно повторить то, что у него сначала не получалось.

Взрослые должны знать: видимый результат деятельности усиливает интерес ребенка к предмету и желание овладеть способами действий с ним. Следовательно, проблемные ситуации очень полезны: они способствуют формированию целенаправленности и активности в познавательной деятельности.

Но ребенку доставляет удовольствие не только результат, но и сам процесс, т. е. путь к его достижению. Ситуации «поиска» привлекают малыша. Важно, чтобы они заканчивались успешно и сопровождались радостными эмоциями: это поддержит стремление и далее продолжать обследование предмета или игрушки.

Следует знать: прежде чем начать играть какой-либо новой игрушкой, ребенок «обследует» ее – это ориентировочно-исследовательская деятельность, предшествующая игровой. Иначе говоря, прежде, чем приступить к игре, ребенок выясняет, чтоc этой новой игрушкой можно делать, исходя из тех свойств, которые ему удается в ней обнаружить. Ориентировочно-исследовательский этап деятельности заключается в обнаружении, исследовании, констатации игровых свойств объекта. Эти действия переходят затем во второй этап – игровые действия с игрушкой.

Пять основных преимуществ раннего детства…

Похоже, ваш браузер устарел! Для наилучшего взаимодействия с пользователем установите более современный браузер, например Chrome или Edge.

Пять основных преимуществ

Мозг детей развивается быстрее от рождения до 5 лет, чем в любой другой период их жизни. На самом деле, 90% развития мозга происходит до того, как ребенок поступает в детский сад .

Для родителей важно использовать эти годы раннего детства, поощряя максимально возможное развитие. Одним из эффективных способов сделать это является запись вашего ребенка в программу дошкольного образования.

Программы дошкольного образования понимают, как извлечь выгоду из этих важных первых лет жизни. Педагоги программы обучены заботиться о социальных, развивающих и познавательных потребностях детей в возрасте до 5 лет. В этой статье мы расскажем о преимуществах дошкольного образования для детей и общества в целом.

1) Дошкольное образование улучшает социальные навыки

Программы дошкольного образования помогают детям развивать социальные навыки. Вместо того, чтобы проводить весь день дома, дети общаются с другими детьми и взрослыми за пределами своей семьи.

В дошкольных учреждениях дети приобретают ценные навыки межличностного общения, такие как умение слушать, делиться эмоциями и выражать их. Раннее формирование этих навыков может помочь детям настроиться на более здоровую социальную жизнь в будущем.

2) Дошкольное образование связано с большим успехом в жизни

Дети, принимающие участие в программе дошкольного образования, с большей вероятностью добьются успеха в подростковом и взрослом возрасте. Дети, получающие дошкольное образование, на 25% чаще заканчивают среднюю школу и в четыре раза чаще получают степень бакалавра.

Они также реже сталкиваются с академическими проблемами, включая повторные оценки. Как только эти дети заканчивают учебу, они, как правило, больше зарабатывают на работе.

Связь между образованием в раннем детстве и будущим успехом была проиллюстрирована исследованием под названием Abecedarian Early Intervention Project. В этом исследовании в течение более 35 лет наблюдали за детьми в двух группах: в одной из них было дошкольное образование, а в другой — нет. Дети в группе, получившей дошкольное образование, были более успешными в учебе и в финансовом отношении. У них также было лучшее психическое и физическое здоровье в целом.

3. Дошкольное образование дает родителям свободу учиться и работать

ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В НАЙДЕНИИ ДОСТУПНОГО УХОДА ЗА ДЕТЯМИ В ИНДИАНЕ

Одним из основных преимуществ дошкольного образования является свобода, которую оно дает родителям. Без присмотра за детьми родителям крайне сложно найти работу на полный рабочий день или посещать школу. Но с дошкольным образованием родители могут уделить немного времени себе.

Программы обучения детей младшего возраста предоставляют родителям безопасное и надежное место, где они могут оставить своих детей в течение дня. Положительное влияние дошкольного образования на семьи можно увидеть, посмотрев на то, как Вашингтон, округ Колумбия, занимается дошкольным образованием.

В 2009 году Вашингтон, округ Колумбия, начал развертывание универсальной дошкольной программы. Сегодня в районе обучается три четверти детей дошкольного возраста. После введения бесплатного дошкольного образования участие женщин с маленькими детьми в рабочей силе увеличилось почти на 10%. Воздействие на матерей с низким доходом было еще выше — 15%.

Хотя в Индиане нет такой универсальной дошкольной программы, существует множество программ дошкольного образования на выбор. Имеются также средства, помогающие сделать дошкольное образование доступным для всех семей.

4. Дошкольное образование предлагает скрининг на наличие проблем со здоровьем и поведением

По мере взросления дети должны пройти ряд этапов развития. Занятым родителям может быть сложно следить за этими вехами. Вот где на помощь приходят воспитатели дошкольного образования.

Воспитатели дошкольного образования хорошо осведомлены об этапах развития детей всех возрастов и обучены находить признаки того, что эти этапы не достигаются. Они также обучены официально проверять эти вехи. Когда вы регистрируете своего ребенка в программе дошкольного образования, вы оставляете его с профессионалами, которые проводят эти проверки и сообщают вам о результатах.

Дошкольное образование оказывает воздействие на несколько поколений. Дети, получающие уход за детьми младшего возраста, с большей вероятностью вырастут и внесут положительный вклад в свои сообщества и на работу.

Между тем, когда о детях заботятся, родители могут свободно работать и продвигаться по карьерной лестнице. Потеря заработка из-за плохого ухода за детьми или его отсутствия составляет 57 миллиардов долларов в год. Предоставляя родителям варианты ухода за детьми, дошкольное образование оказывает значительное положительное влияние на экономику.

На самом деле, каждый доллар, вложенный в программы для детей младшего возраста, приносит прибыль в размере 6,30 доллара, поскольку и дети, участвующие в этих программах, и их родители становятся более финансово независимыми и с меньшей вероятностью нуждаются в государственной помощи.

Испытайте преимущества дошкольного образования в Индиане

В Brighter Futures Indiana мы стремимся предоставить семьям лучшие варианты ухода за детьми для их уникальных потребностей. Мы верим, что дошкольное образование способно изменить будущее ребенка.

Вам нужна помощь в поиске наилучших вариантов дошкольного образования для вашего ребенка? Позвольте нам помочь вам выбрать подходящую программу для вашей семьи.

Статьи по Теме

Посмотреть все

Включите JavaScript, чтобы просматривать комментарии с помощью Disqus.

мыслей о раннем детстве | Bright Horizons®

  • Дом
  • Мысли о раннем детстве

Детство — это время, когда дети становятся теми, кем они будут; когда природа и воспитание, наследственность и опыт постоянно переплетаются, определяя ход развития. Признание важности ребенка в целом важно для успеха ребенка в школе и успеха в жизни.

Фундаментальные представления о развитии

  • С самого рождения дети являются активными учениками, которые создают смысл через опыт.
  • Развитие происходит последовательно. Точная последовательность и время отражают индивидуальные и культурные различия. Дети познают мир по-разному в разные периоды своей жизни.
  • Развитие — это не гонка, и раньше, как правило, не лучше в моторном развитии, чтении и большинстве других областей развития.
  • Интеллект не является единой, единой когнитивной конструкцией. Есть несколько интеллектов. Вопрос не в том, «Насколько умен этот ребенок?» а скорее «Как этот ребенок умен?»
  • Познание — явление социальное. Социальный опыт формирует то, как мы видим и интерпретируем мир. Наша социальная среда играет решающую роль в мотивации, облегчении и поддержании развития.
  • Эмоциональный интеллект так же важен для успеха в школе и жизни, как и познание.
  • Основными средствами обучения детей являются:
  1. Игра: активные исследования и открытия, выбранные ребенком в богатой опытом среде/strong>
  2. Взаимодействие с детьми и взрослыми
  3. Возможность поразмыслить над этим опытом
  • Язык играет решающую роль в развитии, потому что это наш основной путь общения и ментального контакта с другими людьми, основное средство психологического представления опыта и незаменимый инструмент мышления. Богатая языковая среда необходима в первые пять лет жизни.
  • В зависимости от развития мозга существуют оптимальные периоды для обучения, особенно для приобретения способности к изучению языка и второго языка.

Основные представления о дошкольном образовании

  • Дошкольное образование — это не дидактические инструкции и информация. Речь идет о практическом опыте общения с миром людей, вещей, понятий и наставничестве взрослых, которые помогают детям понять, как устроен мир, и все, на что они способны. Речь идет об открытии навыков и знаний, вызове и мастерстве.
  • Все опыт или игра неодинаковы, и работа воспитателя дошкольного образования состоит в том, чтобы обеспечить наиболее подходящую для обучения среду и наставлять ребенка.
  • Учителя должны распознавать для каждого ребенка то, что Выготский называет зоной ближайшего развития: гипотетическая, динамичная область, где происходит развитие. Это дистанция между тем, что ребенок может сделать при самостоятельном решении задач, и тем, что он или она может сделать с помощью взрослого или более компетентного представителя культуры.
  • Леса — полезная метафора для описания оптимального взаимодействия преподавания/обучения. Ребенок конструирует себя через активное взаимодействие. Социальная среда — это опора , которая позволяет ребенку двигаться вперед и формировать новые компетенции. Качество скаффолда — социальная среда — очень сильно влияет на развитие ребенка.
  • Практика, соответствующая уровню развития (DAP) — важное понятие, которое часто определяется жестко, чтобы не учитывать культурные и индивидуальные различия. Пересмотр NAEYC в 19 г.97 и последующие документы с изложением позиции признают, что DAP требует рассмотрения того, на что способен отдельный ребенок.
  • Готовность к школе — важное понятие, которое неправомерно используется для снижения уровня академического обучения. Некоторые педагоги дошкольного образования также неправомерно отвергли это как законную заботу и ответственность дошкольных программ. Соответствующая развитию подготовка к школе является обязанностью программ раннего образования и достигается за счет сосредоточения внимания на интеллектуальных и социальных навыках, необходимых для успешной учебы в школе до перехода в школу.

Дети активно учатся и лучше всего учатся на занятиях, которые планируют и выполняют сами. Это маленькие ученые и строители, акробаты и ремесленники, которым необходим активный опыт общения с миром людей и вещей; которым нужны возможности ставить цели, планировать, размышлять и брать на себя ответственность. С рождения они коммуникаторы, которым нужен мир, наполненный книгами, языковым опытом и интересными разговорами. Предложите каждому ребенку мир, полный возможностей для открытий, под руководством опытных и чутких учителей, которые признают индивидуальные сильные стороны каждого ребенка, оптимальные возможности для обучения и то, что ему или ей нужно для успеха в школе и жизни.

 

Найдите детский сад или школу

Вы родитель ищете ближайший к вам центр?

Найти центр

Зачем изучать дошкольное образование?

Дошкольное образование — одна из самых важных и эффективных профессий, которыми вы можете заниматься. И если вы спросите любого воспитателя дошкольного образования, он, скорее всего, скажет вам, как сильно он любит то, чем занимается.

Возможно, сейчас у вас есть страсть к работе с детьми и любовь ко всем чудесам, которые они несут. Тем не менее, вам может быть интересно, является ли преподавание или дошкольное образование в целом правильным карьерным путем для вас. Когда вы думаете о своем будущем (и своем дипломе в колледже), «почему» всегда является важным вопросом.

Для некоторых любовь к детям и обмен знаниями — достаточная причина, чтобы получить степень дошкольного образования. Однако, если вы все еще спрашиваете себя «почему», продолжайте читать. Ниже Гудвин излагает некоторые из основных причин, по которым сегодня стоит изучать дошкольное образование.

  1. Это очень полезная сфера деятельности, в которой вы действительно можете изменить ситуацию.

Возможно, главная причина, по которой люди выбирают дошкольное образование, — это личное вознаграждение и удовлетворение, которое оно приносит. Воспитатели дошкольного образования имеют реальную возможность изменить жизнь молодых людей, а также повлиять на будущие поколения. Они должны гарантировать, что дети получат хороший старт в жизни и в обучении. Они учат студентов вещам, которые они будут нести с собой на всю жизнь. Они помогают детям исследовать и добиваться успеха, а также становятся свидетелями невероятных достижений, таких как «Я сделал это!» в конце.

Дети хотят учиться всему и всему. Они хотят иметь возможность делать что-то сами — большая часть взросления. Воспитатели дошкольного образования наблюдают, как эти дети растут, и помогают им реализовать свой потенциал на этом пути.

Как мы говорили в предыдущей статье, младшие годы являются одними из самых важных в жизни ребенка. На самом деле, самый быстрый период развития мозга приходится на период от рождения до 8 лет. У воспитателей дошкольного возраста очень важная работа. работы с детьми на этом этапе быстрого развития. Впечатление и влияние, которое воспитатели раннего возраста оказывают на детей в эти годы, не имеют себе равных.

  1. Дошкольное образование — это очень практическая и творческая карьера.

Когда вы входите в классную комнату для детей младшего возраста, будь то программа Head Start или дошкольное учреждение Реджо-Эмилии, вы обычно можете ожидать увидеть комнату, расцветающую творчеством и вдохновением: здесь есть цвет, на стенах выставлены произведения искусства, существуют материалы, которые могут помочь учащимся создавать и визуализировать свое обучение. Не каждый может сказать, что работает в таком месте.

Как воспитатель дошкольного образования вы можете рассчитывать на то, что будете полностью вовлечены в творческие процессы в классе. Фактически, вы можете быть тем, кто создает этот учебный план как часть вашей роли. Кроме того, вы можете создавать материалы для уроков, делать доски объявлений для родителей или планировать украшения для класса. В классе вы можете собирать кубики, считать мармеладки, играть с природой и/или рисовать вместе с детьми. Педагоги дошкольного образования имеют преимущество в том, что работают вместе с детьми в очень стимулирующей среде, которая, по их словам, часто помогает «пробудить их внутреннего ребенка».

  1. Воспитателям дошкольных учреждений открываются блестящие карьерные перспективы.

Всегда есть и всегда будет потребность в образовании. Если вы ищете востребованную карьеру с возможностями сейчас и в будущем, дошкольное образование — очень жизнеспособный вариант. По данным Бюро статистики труда, воспитатели и работники дошкольного образования могут рассчитывать на блестящие перспективы трудоустройства:

  • Воспитатели дошкольных учреждений могут рассчитывать на 10-процентный рост занятости по всей стране (более быстрый, чем в среднем по всем другим профессиям)
  • Воспитатели детских садов могут рассчитывать на 8-процентный рост числа рабочих мест по всей стране к 2026 году
  • Более 84 000 рабочих мест станут доступны по всей стране для работников по уходу за детьми
  • Директора дошкольных учреждений и центров по уходу за детьми могут ожидать роста занятости на 11% в течение следующих нескольких лет

Гарантия занятости и возможность карьерного роста с течением времени являются основной причиной, по которой кто-то выбирает определенный карьерный путь. Для воспитателей дошкольного образования потребность, безопасность и пространство для роста уже существуют и будут существовать еще много лет.

  1. В поле есть множество вариантов работы.

Область дошкольного образования не только постоянно растет и расширяется, но и предоставляет множество возможностей для тех, кто только начинает. Когда вы решите изучать дошкольное образование, это не означает, что вы выбираете единственную профессию, например, воспитателя дошкольного учреждения или детского сада. Скорее, область простирается далеко за пределы этого. В рамках дошкольного образования вы можете заниматься такими профессиями, как:

  • Учитель подготовки к школе (или помощник учителя)
  • Семейный работник
  • Младенец, малыш или воспитатель дошкольного возраста
  • Парапрофессионал
  • Детский специалист с DCF
  • Координатор учебной программы для детей младшего возраста
  • Директор по раннему развитию

Сегодня есть много причин, чтобы стать воспитателем дошкольного образования, и эти четыре — лишь малая часть. Если у вас есть страсть к работе с детьми, если ваше призвание — преподавание, или если вы просто хотите найти безопасную карьеру, которая вам нравится, дошкольное образование может быть просто ответом. Теперь вам просто нужно предпринять шаги, чтобы добраться туда.

Сегодня, чтобы стать воспитателем дошкольного образования, вы должны иметь высшее образование в соответствующей области. Для некоторых профессий требуется степень бакалавра в области изучения детей или ECE, в то время как для других требуется степень младшего специалиста в области дошкольного образования. Вы можете узнать больше о требованиях к карьере здесь. С точки зрения навыков, есть определенные качества, которыми должен обладать отличный воспитатель — терпение, понимание, чувство юмора, хорошее общение и креативность — вот лишь некоторые из немногих. У вас есть то, что нужно?

Узнайте больше об обучении детей младшего возраста в Коннектикуте, позвонив в Goodwin College по телефону 800-889-3282. Вы также можете посетить нас онлайн, чтобы запросить дополнительную информацию.

Университет Гудвина

Университет Гудвина является некоммерческим высшим учебным заведением и аккредитован Комиссией по высшему образованию Новой Англии (NECHE), ранее известной как Ассоциация школ и колледжей Новой Англии (NEASC).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *