Разное

Зпр занятия: упражнения, досуг, подвижные, дидактические и сюжетно-ролевые занятия

Читать онлайн «Расту, играя. Коррекционные занятия для детей с задержкой психического развития», Наталья Романова – ЛитРес

© Наталья Романова, 2017

ISBN 978-5-4485-6459-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Занятия в пособии «Расту, играя» построены от простого к сложному с повторением пройденного материала. Продолжительность занятий 25—30 минут в присутствии мамы. Конспекты поурочных занятий можно использовать полностью или адаптировать под возраст, возможности ребенка и владение навыками.

По окончанию курса ребенка можно перевести на групповые занятия. Он будет подготовлен в комфортных для него условиях с собственным ритмом занятий и сможет безболезненно влиться в детский коллектив.

Методика прошла длительную проверку, удобна для педагогов-психологов и полезна для ребенка с ЗПР.

Перед занятием уберите все отвлекающие материалы, игрушки. Учебные материалы после завершения задания убираются полностью. Ребенок может попросить оставить игру или пальчиковых героев сказок. Выделите на это время. Не начинайте другое задание, пока малыш занят предыдущим.

Все, что понадобиться в эти 25—30 минут, готовьте заранее, чтобы не было пауз. Бывает, что какое-то упражнение не идет. Не настаивайте, вернитесь к нему в следующий раз. По мере усвоения материала, не допускайте, чтобы ребенок не доделывал упражнение.

Занятия совмещают в себе творческую, интеллектуальную, музыкальную, физическую составляющие. Двух раз в неделю будет достаточно с отработкой или закреплением родителями домашнего задания. Чаще занятия не проводите. Иначе будет плохо усваиваться новый материал.

Как правило, ребенка с поставленным диагнозом ЗПР приводят к психологу в 3 года. Он заметно отстает в развитии и в речи (речи может и не быть). Занятиями психолог должен побуждать ребенка взаимодействовать и говорить. Ведь следующий этап – занятия с логопедом, который подключится через пару месяцев.

В этом курсе 47 занятий. Возможно, они не все вам понадобятся, и ребенок сможет раньше перейти в группу, не заканчивая весь курс. Через 15 минут от начала делайте музыкальную паузу: с ребенком выполняйте несложную зарядку или танцуйте, играйте в мяч, кружитесь с лентами, обручем, шагайте по дорожкам со следами рук и ног, пролезайте через туннели, ползайте как червяки, улитки, прыгайте как заяц, летайте как ракета и т. п.

Занятие 1

УПРАЖНЕНИЕ 1

Материалы: игрушка на руку (например, заяц).

Инструкция: «Покажи на себе и на зайце те части тела, которые я назову».

Идите от простого (голова, рука, нога) к сложному (колено, кисть, локоть).

УПРАЖНЕНИЕ 2

Материалы: картинка геометрических фигур разных цветов.

упр.2

Инструкция: «Найди только красные геометрические фигуры».

УПРАЖНЕНИЕ 3

Материалы: фигурки медведя и зайца.

Инструкция: «Выбери себе игрушку. Если ты медведь, то говори «ой-ой», если ты заяц, то говори «ай-ай».

(После выбора игрушки, вторая достается Вам).

«Я буду читать стихотворение, а ты помогай.

 
У медведя дом большой – ой-ой, ой-ой,
А у зайки – маленький – ай-ай, ай-ай.
Мишка наш пошел домой – ой-ой, ой-ой,
Да и крошка-заинька – ай-ай, ай-ай».
 

Потом поменяйтесь игрушками и повторите стихотворение.

УПРАЖНЕНИЕ 4

Материалы: любые куклы или мягкие игрушки.

Инструкция: «Наши игрушки долго играли и устали, они хотят спать. Давай споем им колыбельную, чтобы они уснули: а-а-а, баю-бай».

Ритмично качайте кукол и пойте.

УПРАЖНЕНИЕ 5

Материалы: мяч.

Инструкция: «Я буду катить (кидать) мяч тебе, а ты – мне».

УПРАЖНЕНИЕ 6

Материалы: карточка контуров.

упр.6

Инструкция: 1 вариант «Кто здесь спрятался?

2 вариант «Покажи рыбу, цветок и т.д.?»

УПРАЖНЕНИЕ 7

Материалы: настольная игра. Например, лото, найди пару, чей хвост, мозаика, чей детеныш, часть от целого, пазлы, классификация предметов, контурное изображение, маленький – средний – большой и мн.  др.

Домашнее задание: упр.4.

Как проходит занятие логопеда с детьми с ЗПР

задержка психического развития

Автор: Екатерина Фролова

Другими словами, влияют ли особенности ЗПР на этапы занятия?

Задержка психического развития или ЗПР — это состояние, при котором психические характеристики малыша не соответствуют возрастным нормам. Среди признаков ЗПР — замедленная реакция, трудности с речью и вниманием, слабое воображение и многие другие. Рассказываем, из каких этапов состоит занятие логопеда с детьми с ЗПР.

Подготовительный этап

Этап, с которого начинаются любые занятия с логопедом с ЗПР — подготовительный. Задача специалиста на этой стадии — максимально заинтересовать ученика, привлечь его внимание и вызвать яркие позитивные эмоции. Для этого логопед обычно использует разнообразные игры. Чем выше будет эмоциональная вовлечённость ребёнка на первых минутах урока, тем лучших результатов можно достичь к финалу занятия.

Разъяснительный этап

Как знает каждый квалифицированный логопед дефектолог, ЗПР требует особого подхода к постановке заданий. Ученикам с таким диагнозом недостаточно в нескольких словах объяснить правила игры или суть упражнения. Чтобы ребёнок захотел выполнить поставленное педагогом задание, ему нужно подробно объяснить, в чём его смысл.

Логопеды называют этот процесс развитием смысловой иерархии: специалист шаг за шагом разъясняет ученику условия, выделяет в задании опорные точки и даёт подробные инструкции к каждому этапу.

Разъяснительный этап повторяется перед каждым упражнением.

Основной этап

Логопедические уроки с детьми с диагнозом ЗПР подразумевают частую смену упражнений. Дело в том, что переключение между разными видами деятельности является одним из основных условий успеха при работе с детьми с ЗПР. Оно помогает ребятам сохранять концентрацию и интерес на протяжении всего занятия.

Аналитический этап

После выполнения каждого упражнения и в финале урока логопед вместе с ребёнком разбирает и анализирует:

  • чего удалось добиться,
  • что было сделано правильно,
  • какие ошибки были допущены,
  • как можно их исправить.

Логопед всегда находит способ поддержать и похвалить ребёнка за старание, даже если ему не удалось выполнить ни одного задания. В некоторых случая аналитический этап пересекается с основным — логопед может остановить малыша в середине упражнения, чтобы предупредить допущение ошибки.

Заключительный этап

Занятие логопеда с детьми с ЗПР обычно заканчивается коротким разговором с родителями, во время которого логопед рассказывает о достигнутых малышом результатах, а также выдаёт взрослым список рекомендаций и домашнее задание.

Диагноз ЗПР обычно ставится в возрасте от пяти до восьми лет, но признаки этого состояния могут появиться немного раньше. Если малышу уже исполнилось четыре, вы можете записать его на бесплатную онлайн-диагностику речи по этой ссылке, после которой вы получите точный диагноз. 

Конференция для родителей, занятия и мероприятия в прямом эфире

Ваш почтовый ящик нуждается в большем количестве обнадеживающих и полезных моментов.

Подписаться