Разное

Зпр занятия: упражнения, досуг, подвижные, дидактические и сюжетно-ролевые занятия

Читать онлайн «Расту, играя. Коррекционные занятия для детей с задержкой психического развития», Наталья Романова – Литрес

© Наталья Романова, 2017

ISBN 978-5-4485-6459-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Занятия в пособии «Расту, играя» построены от простого к сложному с повторением пройденного материала. Продолжительность занятий 25—30 минут в присутствии мамы. Конспекты поурочных занятий можно использовать полностью или адаптировать под возраст, возможности ребенка и владение навыками.

По окончанию курса ребенка можно перевести на групповые занятия. Он будет подготовлен в комфортных для него условиях с собственным ритмом занятий и сможет безболезненно влиться в детский коллектив.

Методика прошла длительную проверку, удобна для педагогов-психологов и полезна для ребенка с ЗПР.

Перед занятием уберите все отвлекающие материалы, игрушки. Учебные материалы после завершения задания убираются полностью. Ребенок может попросить оставить игру или пальчиковых героев сказок. Выделите на это время. Не начинайте другое задание, пока малыш занят предыдущим.

Все, что понадобиться в эти 25—30 минут, готовьте заранее, чтобы не было пауз. Бывает, что какое-то упражнение не идет. Не настаивайте, вернитесь к нему в следующий раз. По мере усвоения материала, не допускайте, чтобы ребенок не доделывал упражнение.

Занятия совмещают в себе творческую, интеллектуальную, музыкальную, физическую составляющие. Двух раз в неделю будет достаточно с отработкой или закреплением родителями домашнего задания. Чаще занятия не проводите. Иначе будет плохо усваиваться новый материал.

Как правило, ребенка с поставленным диагнозом ЗПР приводят к психологу в 3 года. Он заметно отстает в развитии и в речи (речи может и не быть). Занятиями психолог должен побуждать ребенка взаимодействовать и говорить. Ведь следующий этап – занятия с логопедом, который подключится через пару месяцев.

В этом курсе 47 занятий. Возможно, они не все вам понадобятся, и ребенок сможет раньше перейти в группу, не заканчивая весь курс. Через 15 минут от начала делайте музыкальную паузу: с ребенком выполняйте несложную зарядку или танцуйте, играйте в мяч, кружитесь с лентами, обручем, шагайте по дорожкам со следами рук и ног, пролезайте через туннели, ползайте как червяки, улитки, прыгайте как заяц, летайте как ракета и т. п.

Занятие 1

УПРАЖНЕНИЕ 1

Материалы: игрушка на руку (например, заяц).

Инструкция: «Покажи на себе и на зайце те части тела, которые я назову».

Идите от простого (голова, рука, нога) к сложному (колено, кисть, локоть).

УПРАЖНЕНИЕ 2

Материалы: картинка геометрических фигур разных цветов.

упр.2

Инструкция: «Найди только красные геометрические фигуры».

УПРАЖНЕНИЕ 3

Материалы: фигурки медведя и зайца.

Инструкция: «Выбери себе игрушку. Если ты медведь, то говори «ой-ой», если ты заяц, то говори «ай-ай».

(После выбора игрушки, вторая достается Вам).

«Я буду читать стихотворение, а ты помогай.

 
У медведя дом большой – ой-ой, ой-ой,
А у зайки – маленький – ай-ай, ай-ай.
Мишка наш пошел домой – ой-ой, ой-ой,
Да и крошка-заинька – ай-ай, ай-ай».
 

Потом поменяйтесь игрушками и повторите стихотворение.

УПРАЖНЕНИЕ 4

Материалы: любые куклы или мягкие игрушки.

Инструкция: «Наши игрушки долго играли и устали, они хотят спать. Давай споем им колыбельную, чтобы они уснули: а-а-а, баю-бай».

Ритмично качайте кукол и пойте.

УПРАЖНЕНИЕ 5

Материалы: мяч.

Инструкция: «Я буду катить (кидать) мяч тебе, а ты – мне».

УПРАЖНЕНИЕ 6

Материалы: карточка контуров.

упр.6

Инструкция: 1 вариант «Кто здесь спрятался?

2 вариант «Покажи рыбу, цветок и т.д.?»

УПРАЖНЕНИЕ 7

Материалы: настольная игра. Например, лото, найди пару, чей хвост, мозаика, чей детеныш, часть от целого, пазлы, классификация предметов, контурное изображение, маленький – средний – большой и мн.  др.

Домашнее задание: упр.4.

Коррекционное занятие для детей с ЗПР Тема «Игрушки» | План-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему:

                                                                        Мостовский район

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«Ленинградский социально-педагогический колледж»

Итоговый проект слушателя

 курсов повышения квалификации

Концептуальные основы введения федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования

                                    Слушатель: Лагерева Анастасия Сергеевна

                                   Куратор: _____________________________

                                   ____________________________________

2015 год

Тема: «Игрушки»

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Образовательная область: познавательно-коммуникативная 

Возрастная группа: Старшая группа (5 лет дети с ЗПР)

Цель: Расширить представления детей о мире и предназначении игрушек.

Задачи:

«Социально — коммуникативное развитие»

— способствовать формированию у детей навыков взаимодействия со взрослым, умения обращаться к взрослому.

«Речевое развитие»

— способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук посредством пальчиковой гимнастики «Игрушки в корзинке»;

— развивать разговорную речь детей, понимать смысл стихотворений;

— согласовывать текст с движениями;

— активизировать словарь детей на основе углубления знаний об игрушках, развивать связную речь;

— уметь понимать смысл загадки находить отгадку.

«Художественно-эстетическое развитие»

— формировать у детей умения эмоционально реагировать на окружающий мир;

— воспитывать бережное отношение к игрушкам;

— уметь различать эмоциональные состояния, развитие мелкой моторики рук.

«Познавательное развитие»

— развивать эмоциональную сферу у детей;

— активизировать мыслительную деятельность детей, настроить их на занятие посредством отгадывания загадок;

 «Физическое развитие»

-создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности;

-содействовать развитию основных движений.

Методы и приемы:

наглядные: просматривание слайдов, рассматривание демонстрационного материала.

словесные: беседа, повторение новых слов, вопросы к детям, загадывание загадок.

Предварительная работа.

  • Беседы о видах игрушек.
  • Чтение художественной литературы В.Ф.Катаев «Цветик — семицветик»
  • Рассматривание презентации разнообразие игрушек.
  • Экскурсии в комнату игрушек центра «Ответственного родительства» «Верные руки».
  • Экспериментирование «Что из чего сделано» (свойства резины, пластмассы)
  • Продуктивная деятельность: изготовление бумажных самолётиков, вееров, вертушек.

Оборудование: полка с игрушками: медвежонок, ежик, резиновый мячик с шипами, заяц, машина, дидактические картинки «Четвертый лишний».

Методическое обеспечение.

— Н.В.Ротарь, Т.В.Карцеыв Занятия для детей с задержкой психического развития старший дошкольный возраст ДОО компенсирующего вида. – Волгоград: «Учитель», 2016.-153с.

— Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.

— Воспитание и обучение детей с нарушением развития Научно-методический и практический журнал. Школьная пресса

Ход коррекционно-развивающего занятия

  1. Приветствие.

Я – твой друг и ты мой друг (показать руками друг на друга)

Крепко за руки возьмемся (взять за руку ребенка),

И друг другу улыбнемся (действия по тексту).

Педагог-психолог: Здравствуйте ребята! Сегодня я хочу познакомить вас со своими лучшими друзьями! Как вы думаете, кто они? (игрушки). А знаете, где они живут? (дома, в детском саду) Ребята, а где мы можем приобрести новые игрушки? (в магазине). Вот туда — то мы и отправимся с вами. На чем вы хотите поехать в магазин игрушек? (мотоцикл, самолет, автобус, машина) Здорово, давайте поедем на машине, занимайте свои места и поехали. Какие звуки издает машина, когда едет? Ж-ж-ж-ж-ж! (добавляем движения руками, ребенок держит руль)

Отойдите! Я машина,

И внутри меня — пружина!

И с утра всегда она

На весь день заведена.

2. Основная часть.

Педагог-психолог: А вот и магазин! (показывает на закрытую полку с игрушками). Сейчас я загадаю загадку, а вам необходимо подумать и отгадать ее.

«Зверь забавный сшит из плюша. Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного и устрой ему берлогу». (Медвежонок).

Наш мишка очень любит заниматься спортом, настало время для разминки (Играет песня «______»

Мы ногами топ, топ 
Мы руками хлоп, хлоп 
Мы глазами миг, миг 
Мы плечами чик, чик 
Раз сюда, два сюда 
(повороты туловища вправо и влево) 
Повернись вокруг себя 
Раз присели, два привстали 
Сели, встали, сели, встали,
Словно ванькой-встанькой стали,
А потом пустились вскачь 
(бег по кругу) 
Будто мой упругий мяч 
Раз, два, раз, два 
(упражнение на восстановление дыхания) 
Вот и кончилась игра.

Педагог-психолог: Молодцы! Вот мы и размялись. Давайте посмотрим, кто еще живет в магазине. «Ой! Ой! Там что — то колючее! Я боюсь! Да это же ежик!» (достает ежика). А сколько он колючек с собой принес! (ребенок берет резиновый мячик с шипами, катает его в руках)

Ёжик выбился из сил-
Яблоки, грибы носил.
Мы потрем ему бока,
Надо их размять слегка.
А потом погладим ножки,
Чтобы отдохнул немножко.
А потом почешем брюшко,
Пощекочем возле ушка.
Ёж по тропке убежал,
Нам «Спасибо!» пропищал.

Педагог-психолог: Ребята, что же еще продается в магазине? Послушайте загадку:

У игрушки ушки
торчат на макушке,
Любит он вкусный
листик капустный.
Бегает быстро 
и прыгает ловко,
Всё потому, что 
ест он морковку! (Зайчик)

Правильно, это зайчишка – хвастунишка. Какой зайчик? Как вы думаете, что он любит?

Педагог-психолог: Эта игрушка живет в магазине вместе с другими.

«Пьет бензин, как молоко, может бегать далеко.
Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней?» (Машина).

Педагог-психолог: Какая это машина? Для чего ее используют в быту?

Ребята, как одним словом можно назвать все эти предметы? (игрушки)

Дидактическое упражнение “Четвёртый лишний” (с опорой на предметные картинки)

Педагог-психолог демонстрирует серии из четырёх предметных картинок с изображением игрушек и объясняет, что одна картинка не похожа на остальные три, не подходит к ним – лишняя. Ребенок называет каждую картинку и выбирает лишнюю, объясняя свой выбор.

Педагог-психолог: — Какая картинка лишняя? Почему?

Пальчиковая гимнастика «Игрушки в корзинке»

У меня игрушек много (показываем раскрытую ладонь)

С ними я люблю играть.

Этот пальчик пирамидка, (загибаем палец)

Этот пальчик желтый мяч.

Этот – красная машинка,

Этот – детская кровать.

Этот пальчик кукла Зина,

Я сложу их всех в корзину. (показываем кулак)

Дидактическое упражнение “Большой — маленький” (игра с мячом)

Педагог-психолог: педагог – психолог бросает мяч ребенку, начиная фразу об игрушке, ребёнок договаривает фразу, называя игрушку ласково, и возвращает мяч.

Педагог-психолог: 

— Большой мяч, а маленький…

Ребёнок: — …мячик…

— Большой медведь, а маленький…

Ребёнок: — …медвежонок…

— Большой еж, а маленький…

Ребёнок: — …ежик…

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Педагог-психолог: Мир игрушек очень большой и разнообразный. Но нам пора возвращаться в наш детский сад. Занимайте свои  места в машине и поехали в наш чудесный детский сад. Ж-ж-ж-ж-ж! (добавляем движения руками, ребенок держит руль)

Отойдите! Я машина,

И внутри меня — пружина!

И с утра всегда она

На весь день заведена.

Педагог-психолог: Ребята, дорога была долгая, но интересная, мы немного устали. Давайте ляжем на пол (палас) закроем глаза и вспомним нашу самую любимую игрушку. Какая она красивая, возможно мягкая, как приятно ее обнимать и играть с ней. Игрушку вы любите и бережно к ней относитесь. (играет спокойная музыка). Мы отдохнули с вами, а теперь скажите пожалуйста ребята понравилась ли вам наша поездка в магазин игрушек? А что вам больше всего запомнилось? Спасибо вам за активное участие и до новых встреч.

Конференция для родителей, занятия и мероприятия в прямом эфире

Zen Parenting MomentВаш почтовый ящик нуждается в большем количестве обнадеживающих и полезных моментов.

Подписаться