Задания на внимание для подростков: 21 упражнение на развитие внимания
Задания на внимание для детей 4-5, 6 — 7 лет
Сделать так, чтобы ребенок уделил достаточно времени заданию, выполнил его вдумчиво и старательно, – об этом мечтают как учителя, так и родители. Мы подобрали упражнения, игры и задания которые помогут улучшить концентрацию внимания у дошкольников 3, 4, 5, 6 лет и младших школьников.
Зачем тренировать концентрацию? Сосредоточенность ребенка на задании зависит не только от того, интересно оно ему или нет. Роль также играют возраст и, как ни странно, привычки. Известно, что устойчивое внимание начинает развиваться в 9-10 лет. До этого возраста ребенку, как правило, трудно долго концентрироваться на конкретном предмете или действии.
Внимание — это важнейшее качество, характеризующее процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки. Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.
- Непроизвольное внимание возникает без каких-либо усилий со стороны человека.
- Произвольное внимание зависит от волевых усилий человека.
- Послепроизвольное внимание также имеет целенаправленный характер, но не требует никаких волевых усилий. Оно возникает после того, как было вызвано произвольное внимание.
После определенных волевых усилий, через некоторое время ребенок «входит в работу» и начинает легко, без излишнего напряжения концентрироваться на ней. Послепроизвольное внимание появляется тогда, когда важным для ребенка становится не только результат работы (как при произвольной), но и сам ее процесс. Этот вид внимания является самым продуктивным. Произвольное внимание можно охарактеризовать словами «надо работать», а послепроизвольное – «хочу работать», человек получает удовольствие от работы. Хорошее внимание — это умелое сочетание произвольной и непроизвольной, умение при необходимости активно «включать» произвольное внимание, уметь оставаться в нем необходимое для работы время. Внимание имеет определенные свойства: объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, произвольность. Характерной чертой внимания ребенка раннего дошкольного возраста является то, что он вызывается внешне привлекательными предметами, событиями, людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам. Внимание в этом возрасте, как правило, редко возникает под влиянием внутренне поставленной задачи или рассуждений, то есть фактически не является произвольным.
Однако, умение сосредотачиваться -это привычка, которую можно натренировать. В этом помогут следующие упражнения:
Упражнения на тренировку внимания и усидчивости
Упражнение цвета
Нужно, чтобы ребенок называл цвет букв, а не текст, который читает:
Красный. Зеленый. Синий. Желтый. Фиолетовый. Оранжевый Коричневый. Синий.
Красный. Черный. Зеленый. Голубой. Желтый. Коричневый. Черный. Зеленый. Синий.
Фиолетовый. Голубой. Желтый. Черный. Красный. Оранжевый. Коричневый.
Упражнение «Зачеркивание букв»
Основой упражнения является тест Бурдона на концентрацию и переключение внимания. В случайном наборе букв (цифр, значков) ребенок должен найти и зачеркнуть заданные. Например: в строке нужно найти и зачеркнуть все буквы “ш”:
прошчтшвьшщтишпасібяжфіторумнкмшшіівамафєвтмрпмфінпмбдрмпасегассвішчімшчс
Упражнение «Что на столе»
Нужно разложить перед ребенком предметы разного цвета, размера и назначения. Попросить, чтобы он их рассмотрел в течение 10 секунд. Затем ученик должен закрыть глаза и рассказать, что лежало на столе, описать размер и цвет предметов. Желательно спросить о деталях — фактуре, узорах и тому подобное.
Упражнение «Выложи фигуры по представленному образцу»
Ребенку подается образец из 3-4 геометрических фигур, нарисованный на отдельном листе, он должен выложить так же, опираясь на образец.
Усложнять путем увеличения количества фигур, вариацией частоты повторов фигур. Возможно предложить вставить пропущенную фигуру.
УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ
«Ты за мной повторяй и порядок не меняй».
Детям предлагается повторять слова, числа, фигуры в том же порядке, что их называет ведущий. Со временем количество слов в этом упражнении увеличивается. Можно добавлять движения.
Желательно использовать названия животных (диких и домашних), различные виды транспорта, мебель, геометрические фигуры, цвета и проч.
«Фотоаппарат детектива».
Цель: развивать кратковременную память.
Ребенку предлагается представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать все: какую-то вещь, событие, предмет и тому подобное. Например, нужно сфотографировать шкаф или книжную полку и запомнить все, что там лежит. «Фотографировать» можно в течение 1 минуты. Потом ребенок отворачивается и по памяти называет все, что ему удалось запомнить.
«Добавь и запомни».
Цель: развитие слуховой памяти. В этой игре могут участвовать несколько человек. Начиная игру, говорим: «Я положила в пакет банан». Ребенок повторяет и добавляет что-то свое: «я положил в пакет банан и яблоко», следующий участник игры повторяет готовую фразу и добавляет что-то свое. И так далее. Можно использовать другой вариант. Например,»в зоопарке живет слон». А ребенок: «в зоопарке живет слон и зебра», а следующий — « в зоопарке живет слон, зебра и лев» и тому подобное.
Игры на внимание
Для младшего дошкольного возраста
1. Игра «Найди ошибку». Предварительно необходимо подготовить рисунки, где есть ошибки, например, листья на деревьях зимой, девочка в босоножках, и тому подобное. Предложите ребенку внимательно рассмотреть рисунок, найти ошибки и объяснить, как должно быть на самом деле. Задачу можно усложнить, если сделать ошибки менее заметными, и подключить соревновательный момент, то есть выполнять задания с другими детьми на время (но такие соревнования не подходят для неуверенных и тревожных детей, момент времени или конкуренции с другим ребенком наоборот навредит ребенку).
2. Игра «Найди такой же». Предложите малышу выбрать из 4-6 шариков такой же (по цвету, величине, рисунку) как тот, что у вас в руках (это может быть кубик, фигурка из конструктора и тому подобное). Чтобы ребенку было интересно играть, можно загадывать предметы по очереди. Побуждайте ребенка к умению сотрудничать со взрослыми на равных. Можно усложнить игру, увеличив количество предметов, отличия которых мало заметны.
Для среднего дошкольного возраста
1. Игра «Построй рисунок из фигур». Ребенку необходимо выдать набор геометрических фигур и чистый лист бумаги. Предложите внимательно слушать ваши команды и перемещать фигуры в соответствии с этими командами (например, треугольник положи над кругом, круг – под кругом). В итоге должна получиться та комбинация, которая задумана вами заранее (снежная баба, елка и др.).
2. Игра «слушай внимательно». Ребенок вдвоем со взрослым одновременно говорят два разных предложения (предложения должны быть большими). После этого каждый должен воспроизвести то, что сказал его собеседник. Постепенно игру можно усложнять, увеличивая предложение и количество участников, которые будут проговаривать свои предложения одновременно.
Для старшего дошкольного возраста
1. Игра «Выполни поручение». Предложите ребенку присесть, погладить левой рукой правую ногу, после этого встать и поднять левую руку. Ребенок должен выполнить эти поручения в том порядке, что вы назвали. Постепенно количество поручений увеличивается (если ребенок легко выполняет предыдущие).
2. Игра «Четыре стихии». В эту игру можно играть со многими участниками. По команде ведущего игроки выполняют определенные движения руками. «Земля» — опускают руки вниз, «вода» — вытягивают руки вперед, «воздух» — поднимают руки вверх, «огонь» делают круговые движения руками. Эта игра развивает внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Развитие внимания младшего школьника
Младший школьный возраст благоприятен для развития внимания. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, стараясь удержать ее длительное время, переключает внимание детей с одного вида работы на другую. По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо внимательнее. Они способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них доминирует непроизвольное внимание, они легко отвлекаются на какие-то более уязвимее стимулы (шум в классе, события за окном, и тому подобное). Младшие школьники могут сосредоточенно заниматься одним делом лишь от 10 минут (1-2 класс) до 20 минут (в 4 классе).
За время младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (более чем в 2 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развивается умение переключения и распределения.
Упражнения, которые будут стимулировать развитие внимания младших школьников.
Игра «лишняя буква». Дайте ребенку листок с небольшим текстом (начните с 5-7 предложений, в дальнейшем увеличивая объем) и предложите внимательно смотреть каждое слово и вычеркивать какую-то букву, например, «А». Можете сделать выполнение задания на время, в виде соревнований с ребенком по принципу «кто быстрее», одним словом, разнообразить игру так, чтобы ребенку было весело в нее играть. Иначе эти задания будут лишь утомлять ребенка и не дадут желаемого эффекта. Для усложнения можно одновременно дать задание: какую-то одну букву вычеркивать, а другую обвести в круг, третью подчеркивать и др.
Игра «Запрещенные движения». В эту игру можно играть вдвоем с ребенком, но веселее играть с несколькими участниками. Участники игры образуют круг. Ведущий объявляет, что все участники игры должны повторять все его движения, кроме одного. Как только руки ведущего опускаются вниз, все должны поднять руки кверху, то есть сделать наоборот. Тот, кто ошибется, становится ведущим. Есть еще вариант этой игры, когда участники должны повторять за ведущим все движения, кроме одного, запрещенного, тот, кто повторит запрещенное движение выбывает из игры или становится ведущим (в случае, когда играют двое).
Игра «Поиск предмета». Для проведения этой игры взрослый заранее готовит несколько мелких предметов: значок, ластик, пуговицу, колечко и др. Взрослый предлагает ребенку внимательно оглянуться вокруг, хорошо запомнить обстановку в комнате, предметы, которые в ней находятся. После этого ребенок выходит из комнаты. Взрослый кладет один маленький предмет на видном месте (это место должно быть таким, чтобы ребенок мог его увидеть с высоты своего роста, то есть не класть вещи в шкафы или на полки, где ребенок физически не сможет увидеть предмет). Приглашаем ребенка в комнату, где он должен найти новый предмет.
Выполняя такие несложные задания, вы не только хорошо проведете время со своим ребенком, а еще и сделаете значительный вклад в развитие ее внимания. Следует лишь помнить, что эти упражнения дадут результат лишь при систематическом выполнении.
Советы по развитию концентрации у детей
Мы всегда думаем, что внимание -это отдельная функция. Да это не так. Внимание связано с другими функциями, которые имеют большое значение для развития детей. Родители этого не знают и во время подготовки к школе стараются развивать у детей интеллект. Но готовность к школе — это не только интеллект. Это, прежде всего, усидчивость, умение концентрироваться, запоминать информацию и быть включенным в работу. Одна из самых сложных задач первоклассника — уметь удерживать внимание на определенных задачах и иметь мотивацию для их выполнения.
В этом участвуют еще три функции организма: функция равновесия (баланса) – ребенок должен уметь управлять своим телом. Вторая — проприоцептивная функция. Она позволяет понимать, что происходит с нашим телом. Третья — ощущение времени. На момент зачисления в 1 класс у детей все эти три функции развиты достаточно плохо. Но они очень важны для внимания и концентрации, и если развивать эти функции, то все остальные, в том числе и интеллект, также будут развиваться быстрее и легче.
Какие упражнения рекомендуют психологи для развития этих функций:
Попросить ребенка делать два дела одновременно, одно физическое, другое – интеллектуальное. Например, отбивать мяч и прибавлять числа. Часто дети это делают бессознательно -бегают, скачут и одновременно что-то учатся. Им так проще запоминать, подключая проприоцепцию и вестибулярный аппарат.
Упражнение для развития ощущения времени: мы просим ребенка засечь минуту или пять. Затем даем задание и предлагаем определить, за сколько времени ребенок с ним справится. Например, сколько времени надо, чтобы написать одну строку. Это помогает в дальнейшем и планировать свое время, и ускоряться или замедляться, когда это нужно. А эти вещи часто важнее, чем знание таблички умножения.
Ребенку 6 — 7 лет нужно научиться убирать лишнее – например, забрать со стола вещи, которые отвлекают. Когда научился, делать наоборот — работать несмотря на раздражители, которые есть вокруг.
Полезно попросить ребенка вспомнить что-то в деталях. Например, спросить, как он провела день – какие уроки были, что на них произошло. А потом попросить повторить все то же, но в обратном порядке. Это упражнение дает возможность развить внимательность.
Описывать события или объекты. Например, попросить описать книгу – ее размер, толщину, цвет обложки, запах, тактильные ощущения. Важно задействовать все органы ощущений – они помогают лучше сконцентрировать на объекте исследования.
Бывают случаи, когда плохую концентрацию невозможно скорректировать упражнениями. Тогда нужно консультироваться с врачами, которые при необходимости назначат медикаментозное лечение. Эти случаи случаются нечасто, но отвергать их нельзя. Родителям тогда стоит обратиться к специалисту – психиатру или неврологу. Врач сможет подобрать препараты, которые помогут улучшить концентрацию и усидчивость, что будет способствовать более успешному развитию школьника.
Задания на внимательность для детей в картинках
Ниже вы найдете задания в картинках, которые можно скачать и (или) распечатать бесплатно в хорошем качестве.
Как развить внимание у ребенка: простые способы и советы
Главная
База знаний
5 простых способов повысить концентрацию внимания у детей
- Введите правило: «Одна задача за раз»
- Найдите и устраните отвлекающие факторы
- Чередуйте учебу и отдых
- Делайте упражнения на внимание
- Придумайте «кодовое слово»
Умение сосредотачиваться на изучении информации является одним из ключевых навыков для успешной учебы. Чем лучше ребенок умеет концентрироваться, тем меньше времени и сил он будет затрачивать на обучение. И хотя устойчивое внимание начинает полноценно развиваться только после 9 лет, обучение в начальной школе тоже требует сосредоточенности. Как повысить детскую продуктивность и научить ребенка концентрировать внимание?
Введите правило: «Одна задача за раз»
Часто родители сами торопят и сбивают ребенка. Представьте: школьник решает пример по математике, а рядом сидит мама и, озабоченно поглядывая на часы, напоминает, что еще нужно сделать домашнее задание по русскому, да и по чтению задали немало. Конечно, мыслями ребенок тут же уносится от математики, и концентрация пропадает. Поэтому старайтесь во время выполнения домашнего задания сразу обозначать цель. Например, «Сейчас в течение получаса мы занимаемся математикой. Нужно решить задачи под номерами…».
Совет! Чем сложнее материал, тем медленнее его нужно изучать. Прочитав сложный параграф «по диагонали», ребенок «поставит галочку», но вряд ли усвоит то, о чем прочитал. Поэтому не торопите, не ставьте таймер и не отвлекайте школьника, когда он изучает новую тему.
Найдите и устраните отвлекающие факторы
Понаблюдайте, на что больше всего отвлекается ребенок? Тянется к телефону? Поглядывает на лежащую на столе книгу? Или может, его взгляд притягивает яркий плакат, висящий над рабочей зоной? Полезно составить список раздражителей и подумать, как можно их устранить. Кстати, для взрослых этот совет тоже хорошо работает.
Совет родителям: чтобы научить ребенка концентрации внимания, взрослому самому нужно понять, «как это работает». Попробуйте успокоить свой «беспокойный ум» и отследите бег мыслей в момент выполнения того или иного дела. Отследите мысли, когда вы тревожитесь о будущем или переживаете о том, что невозможно изменить. Избавляйтесь от этих ментальных привычек постепенно. Полезно вести дневник мыслей, делать дыхательный упражнения.
Читайте также: Как справиться с тревожностью и сохранить спокойствие?
Чередуйте учебу и отдых
Сознание циклично, и периоды повышенной сосредоточенности сменяются периодами расслабления и низкой концентрации. Согласно исследованиям, в первом классе дети могут сосредотачиваться на одном деле 12–35 минут, во втором — от 16 до 40 минут. К концу начальной школы максимальное время концентрации возрастает до 50 минут.
Во время учебы и другой деятельности, требующей высокой концентрации внимания, необходимо давать ребенку отдохнуть. Можно использовать метод помидора, где через каждые 15–25 минут работы дается 5–10 минут отдыха, или смотреть по состоянию ребенка. Главное, чтобы деятельность во время перерыва не требовала высокой сосредоточенности. Например, можно сделать простое физическое упражнение, потанцевать, посмотреть в окно, выпить стакан воды (нехватка жидкости влияет на мозг и способность концентрироваться).
Совет! Если ваш ребенок обладает слабым вниманием и часто отвлекается, не требуйте, чтобы он сидел над одной задачей 20–40 минут, даже если это написано в нормах для его возраста. Начинайте с маленьких промежутков: 3, 5, 10 минут.
Читайте также: Как научить ребенка делать домашнее задание самостоятельно и быстро?
Делайте упражнения на внимание
- Расскажи о предмете. Дайте ребенку любой предмет и попросите изучить его в течение минуты, не отвлекаясь ни на что. Далее уберите предмет. Ребенок должен рассказать о нем как можно подробнее. Из чего он сделан? Какого цвета? Какие нюансы имеет?
- Таблицы Шульте.
Это таблицы с написанными в произвольном порядке числами. Ребенок должен как можно быстрее найти и показать все числа по порядку. - Корректурные пробы (тест Бурдона). Это лист, на котором в случайном порядке изображены фигуры (рисунки, цифры, буквы). Задача ребенка — просмотреть ряды слева направо, найти и вычеркнуть определенные изображения. В более сложном варианте одно изображение нужно вычеркнуть, другое — подчеркнуть, третье — обвести и т. д. Это упражнение можно делать и с обычным текстом. Ребенку дается задание: например, обвести все буквы Н (слоги НА, слова на букву Н и т. д.).
- День наоборот. Перед сном предложите ребенку вспомнить весь день, но в обратной последовательности. Например, ребенок почистил зубы и лег в кровать, перед этим были игры перед сном, ужин, подготовка уроков и т. д.
- Тест Мюнстерберга.
Школьнику предлагается ряд случайных букв, среди которых спрятано слово.
Придумайте «кодовое слово»
Договоритесь с ребенком, что как только он начинает отвлекаться, вы будете говорить «кодовое слово», которое укажет ему на это. Слово может быть любое: «Внимание!», «Ты отвлекаешься», «Сконцентрируйся» и т. д. Главное, чтобы слово действительно возвращало ребенка к тому, чем он занимается.
Совет! Если сосредоточиться на чем-то одном подростку не позволяют «гениальные мысли», которые приходят одна за другой, предложите такой вариант. Пусть положит рядом с рабочим местом листок и кратко записывает все, что нужно запомнить. С этой информацией можно разобраться позже.
Проблема низкой концентрации внимания у детей и подростков сегодня очень актуальна. Большую роль играют гаджеты, которые снижают способность концентрироваться и формируют поверхностное мышление. Однако с помощью специальных упражнений и дозирования общения ребенка с гаджетами можно добиться хороших результатов и повысить концентрацию внимания у школьников.
Подготовка к школе
Семья
Успех
Комплексное развитие ребенка
Все теги
Комплексное развитие
Подготовка к школе
ТРИЗ
Все дисциплины
Предыдущая статья
Что мешает развитию креативного мышления у детей?
Все дети креативны от природы. Они придумывают классные идеи и находят творческие пути решения вопросов. Как помочь ребенку сохранить нестандартное мышление и развить креативность?
Следующая статья
Пирамида обучения: как помочь детям лучше понимать и запоминать материал?
«Пирамида Дейла» пользуется популярностью у педагогов и родителей. Она помогает ученику лучше запоминать информацию. Однако в ее использовании есть один важный нюанс, о котором стоит знать.
Наши дисциплины
Детская театральная студия
Вокал
Хореография для детей
Актерское мастерство
Сценическая речь
История России для детей
Искусствоведение для детей
Развивающие занятия с психологом
Подготовка к школе
Раннее развитие
Английский язык
Логопед
Воскресная школа
Катехизис для взрослых
Психолог
Бизнес-школа
Комплексное развитие
ТРИЗ
Академия юмора
Рисование
Другие статьи
Как понять, что у ребенка проблемы с одноклассниками?
Подробнее
5 упражнений для развития критического мышления у детей
Подробнее
Запомнить все: 6 эффективных способов улучшить память у детей
Подробнее
Театральная студия — пространство для становления личности
Подробнее
4 «мягкие» техники для общения с детьми
Подробнее
Наверх
типов внимания и видов деятельности для каждого типа
Вам кажется, что вы постоянно требуете от ребенка внимания? Или вы ловите себя на том, что говорите: «Дорогой, давай сосредоточимся!» каждый день за домашним заданием? Учащиеся в вашем классе отвлекаются, им не хватает концентрации или они отключились? Использование упражнений на внимание, чтобы помочь детям обратить внимание, может быть именно тем, что поможет детям, у которых много мыслей в классе или дома, по мере развития навыков критического мышления. Это занятия для улучшения внимания и концентрации, которые могут оказать большую помощь дома или в школе.
Отвлекаться можно по-разному. Ребенок, который чрезмерно чувствителен к сенсорной информации, может чрезмерно реагировать на малейшие звуки, текстуры, образы, запахи, вкусы или движения. Дети, которые чрезмерно отвлекаются на свои сенсорные потребности, с трудом выполняют простые команды. Другие дети могут «держать себя в руках» в классе или дома, но их концентрация затруднена. Невнимательность может проявляться как безразличие, пренебрежение, забывчивость, небрежность, незаинтересованность, пренебрежение или легкомыслие. Дети могут делать ошибки или казаться, что они просто не могут сосредоточиться. Когда ребенок изо всех сил пытается выполнить задания, может быть много причин или много признаков проблем с вниманием.
Этот ресурс является частью нашей новой серии «Навыки исполнительного функционирования». Вы найдете информацию, области исполнительных навыков, стратегии и инструменты, добавленные в раскрывающееся меню выше.
Признание связи между сенсорной обработкой и вниманием может быть ключевым моментом. В этом может помочь наша рабочая тетрадь для свободного внимания и сенсорики.
Улучшение внимания и концентрации
Ограничения когнитивных способностей могут повлиять на все аспекты занятий в школе, дома и в обществе. Обучение и повседневная деятельность предоставляют возможности для когнитивного развития, включая внимание, память, решение проблем. Кроме того, понятия, необходимые детям для математики и чтения, требуют внимания и внимания, в том числе способность концентрироваться и уделять внимание чтению, счету и игровым моделям, необходимым для математических понятий и навыков ранней грамотности.
На самом деле, есть несколько ключевых навыков ранней грамотности, которые являются важными строительными блоками:
- Знание алфавита: знание форм букв, их названий и звуков
- Фонологическая осведомленность: различение звуков, связанных с разговорной речью, и управление ими
- Rapid Automatic Naming: Быстрое присвоение имен последовательностям букв, цифр, цветов или объектов
- Письмо: Написание писем по запросу и написание имени
- Фонологическая память: запоминание устно представленной информации в течение короткого промежутка времени
Эрготерапевты обладают навыками работы с образовательной командой для удовлетворения конкретных потребностей в классе, связанных с развитием навыков грамотности. Они могут сделать это с помощью мультисенсорных подходов, принимая во внимание любые приспособления, а также значимыми и мотивирующими средствами, поддерживая при этом конкретные цели. Быстрый поиск позволил найти основанные на фактических данных вмешательства, которые можно использовать для развития навыков до грамотности в раннем детстве.
Некоторые из этих стратегий включают: содействие развитию двигательных навыков, сенсорной обработки, постурального контроля и социальных взаимодействий, а также содействие развитию алфавитного принципа (определенные буквы соответствуют звукам определенных букв), фонологической осведомленности (способности различать и манипулировать звуковой структурой), а также фонематическое осознание (понимание звука, подобного начальному звуку слова) во вмешательства. Это может быть включено путем включения мультисенсорных подходов к формированию букв алфавита, использования пальчиковых игр, песен и предварительных заданий на письмо во время вмешательств, способствующих развитию навыков грамотности (Frolek Clark, et al. , 2011).
Невнимательное поведение у детей
Понимание того, что внимание и исполнительные навыки взаимосвязаны, может стать полезной отправной точкой в работе над областями, которые играют роль в невнимательности ребенка. На самом деле невнимательному поведению ребенка способствуют самые разные потребности, от компонентов сенсорной обработки до проблем исполнительного функционирования.
Обращение к таким областям, как контроль импульсивности, решение проблем, отвлекаемость, саморегуляция и отсроченное удовлетворение, может быть инструментом для устранения привычек и мышления, лежащих в основе невнимательного поведения.
Типы внимания
Существуют различные типы внимания, с которыми дети могут бороться, каждый из которых по-разному влияет на функцию и независимость в занятиях повседневной жизни детей. Освоение этих типов внимания необходимо для обучения, безопасности, социальных навыков и функционирования.
Под каждым описанием различных типов внимания вы найдете упражнения для улучшения внимания и концентрации в этой конкретной области.
Партнерские ссылки Amazon включены в этот пост.
Устойчивое внимание
Удержание внимания в течение определенного периода времени необходимо для сосредоточения и концентрации, необходимых при обучении, слушании во время лекций, концентрации внимания во время разговоров или инструкций. Чтение книги требует способности концентрировать внимание в течение определенного периода времени, не отвлекаясь. По мере того, как требования к чтению в старших классах становятся более продвинутыми, устойчивому вниманию бросают вызов главы и понимание прочитанного.
Мероприятия по улучшению устойчивого внимания-
or search- зачеркните все буквы а и т.д.
- Составьте список слов, начинающихся с определенной буквы. Определите определенное количество слов.
- Заказ информации в алфавитном или цифровом порядке
- Установите таймер и выполняйте задание или чтение отрывка в течение определенного количества минут
Избирательное внимание
По своей природе мы можем выбирать ввод, на который обращаем внимание. Сознательно и бессознательно мы можем выбрать самые важные входные данные. Это видно ученику, который слушает своего учителя во время урока, когда за окном класса работает газонокосилка. Любой, кто знаком с классной комнатой, может представить себе все раздражители, которые бросаются в ребенка в любой момент времени: муха на окне, первые снежинки, падающие на улицу, мерцающий флуоресцентный свет, одноклассник с сильным кашлем, тележка дворника, проезжающая мимо в коридоре, упавший школьный карандаш, стук ботинка, урчание в животе в ожидании обеда… многое происходит, что бросает вызов избирательному вниманию! Способность мозга выбирать из множества визуальных, слуховых, интероцептивных, тактильных стимулов, чтобы сосредоточиться и уделять внимание только одному, — это способность мозга выбирать и реагировать только на один наиболее важный фактор.
Упражнения для улучшения избирательного внимания —
- Использование визуальных подсказок
- Работа над слуховыми навыками
- Ограничьте визуальные отвлекающие факторы
- Уменьшить фоновый шум
- Расположите детей подальше от окон или коридоров в классе
- Игра Фокус
Перемежающееся внимание
Этот тип внимания относится к способности переключать или немедленно переводить фокус с одного вида деятельности на другой. Переключение точек концентрации необходимо для резких переключений чередующегося внимания при выполнении задач, требующих различных когнитивных навыков. Одним из примеров этого является приготовление еды и одновременное выполнение различных задач (кипятить воду, нарезать морковь и помогать детям с домашним заданием — это лишь один из примеров. В качестве примечания: похоже, что учителя и родители преуспевают в чередовании внимания. Чередование внимания требует возможность использовать другие виды внимания в задачах
Упражнения для улучшения чередования внимания —
- Готовим вместе с детьми
- Музыкальные стулья
- Игра «Глаз нашел это»
- Переворачивайте карты в колоде и выполняйте действия в зависимости от масти, цвета или числа
- Сортировка монет или цветных предметов
- Потренируйтесь выполнять задачу, которая может легко отвлечь, например, выйти в Интернет, чтобы отправить электронное письмо… или совершить покупки в Target.
- Подлый, Снэки, Белка игра
Распределенное внимание
Распределенное внимание относится к способности человека сосредотачиваться на двух или более вещах одновременно. Об одновременной концентрации на различных факторах свидетельствует одновременное вождение автомобиля и ведение разговора. Этой способностью к многозадачности не всегда легко управлять. Способность удерживать внимание на нескольких одновременных точках концентрации может потребовать практики. Подростку, который учится водить машину, нужно будет выключить радио, а единственным разговором в машине будут устные инструкции от родителей или инструктора по вождению. Только на практике новый водитель учится концентрироваться на дороге, когда играет радио.
Упражнения для улучшения разделения внимания-
- Практические игры, такие как Connect Four, с отвлекающими факторами или словесными инструкциями
- Игры с возрастающей сложностью вербальной памяти
- Саймон на фоне музыки
Упражнения на внимание
Используйте приведенные ниже упражнения и стратегии, чтобы развить навыки внимания или приспособиться к проблемам с вниманием, чтобы дети могли стать безопасными и активными учениками в любой среде.
В качестве стратегии работы в классе попробуйте добавить несколько перерывов в классе для повышения концентрации внимания, в зависимости от потребностей учащихся, которых вы обслуживаете.
Упражнения на внимание для детей
- Внимание, поведение и время приема пищи
- Игрушки и инструменты для привлечения внимания
- Организация и внимание, связанные с сенсорной обработкой
- Сенсорно-двигательная активность для концентрации внимания
Когда дело доходит до повышения внимания у детей, происходит многое. Внимание связано с исполнительными функциями, сенсорной обработкой, самоанализом и многим другим! Ниже мы поговорим о нескольких занятиях на внимание для детей. Это те, которые развивают внимание через игры, занятия и развлечения. Поскольку основным занятием ребенка является игра, почему бы не развивать необходимые ему навыки (например, внимание!) посредством активного участия в деятельности, основанной на интересах?
Некоторые из этих бесшумных инструментов для занятий в классе могут помочь.
Дефицит внимания
Направить внимание можно с помощью упражнений на концентрацию и инструментов для улучшения саморефлексии у детей. Понимание того, как сидеть Помощь детям в саморефлексии может быть ценным инструментом. Понимание ситуации и размышление о том, что сработало, а что нет, наряду со стратегическим использованием копинг-стратегий — один из способов решения проблемы дефицита внимания у детей. Это области, в которых ребенок борется в классе, дома, домашнем задании, внеклассных мероприятиях или в обществе. Каждый ребенок будет разным, и ситуация каждого ребенка будет разной. Имеет смысл, что инструменты и стратегии каждого ребенка также будут различаться.
- Внимание во время еды
- Игрушки и инструменты для улучшения зрительного внимания
- Проблемы с вниманием и поведением в сообществе
- Приучение к горшку с проблемами внимания или поведения
- Что такое исполнительное функционирование в развитии ребенка?
- Научите детей с проблемами внимания безопасно переходить улицу
- Улучшение внимания с помощью стратегий обработки слуха
- Взрослые с расстройством исполнительной функции
- Бесплатный курс электронной почты для исполнительных функций
Другие стратегии для улучшения внимания
Журнал управления импульсами — это ваш билет, помогающий детям управлять своими импульсами, вырабатывать стратегии «переключения передач» и получать ценные уроки саморегуляции. Этот журнал для печати представляет собой практический подход к улучшению внимания и концентрации.
Журнал контроля импульсов — это инструмент саморегуляции, который поможет:
- Детям, у которых есть проблемы с границами
- Дети, которые учатся самоконтролю или борются с переносом навыков, полученных во время сеансов терапии один на один
- Дети с проблемами контроля побуждений, которые приводят к проблемам безопасности или проблемам с обучением
В этом печатном журнале есть инструменты для привлечения внимания на всех уровнях:
- Страницы журнала для рисования для отражения и определения индивидуальных стратегий
- Журнальные списки, чтобы дети могли быстро написать контрольные списки сильных сторон, качеств, поддержки, областей потребностей и идей
- Рабочие листы для ведения дневника для точного определения навыков совладания, чувств, эмоций и стратегий, которые работают для человека
- Ежедневные и еженедельные листы отслеживания для отслеживания задач и целей
- Страницы мышления, видения и привычек, помогающие детям оказывать влияние
- Листы самооценки для самоанализа и определения того, когда сдерживание затруднено, и как выглядит выбор
- Ежедневные страницы отслеживания, чтобы ваш ребенок мог следить за своим днем
- Списки задач для контроля работы по дому и ежедневных задач, чтобы они выполнялись каждый день
- страниц журнала, которые помогут выработать новые привычки
- Таблицы и руководства по мониторингу импульсивного контроля, чтобы ваш ребенок мог повысить уверенность в себе
- Страницы журнала стратегии, чтобы помочь детям использовать самоанализ и саморегуляцию, чтобы они могли добиться успеха дома и в классе
- Таблицы целей для постановки целей и работы над их достижением при одновременном повышении настойчивости
- Инструменты для улучшения мышления, чтобы помочь детям создать набор стратегий выживания, которые работают для их нужд
Получите свой экземпляр журнала Impulse Control Journal, чтобы обратить внимание и другие основные области.
«Думать и делать» Внимание
Как мы уже говорили выше, внимание имеет сложную природу, поскольку мы используем этот исполнительный навык в повседневной деятельности. Это далее разбивается на области мышления и действия.
Мыслительное внимание. Это относится к устойчивому вниманию, предшествующему задаче, и к процессу умственных способностей, чтобы представить себе задачу. Мыслительное внимание также относится к когнитивным навыкам рабочей памяти, завершению задач, управлению временем, гибкому мышлению, вниманию и другим когнитивным навыкам, которые требуют устойчивого мышления.
Внимание к выполнению. Относится к устойчивому вниманию во время выполнения задачи. Внимание относится к тому, что мы видим, или к поведению в данный момент. В классе это выглядит как непоседливый ребенок или ученик, который вскакивает со своего места. Это поведение связано с эмоциональной реакцией, торможением, гибкостью реакции во время выполнения задачи и другими действиями.
С обоими компонентами внимания, связанными с мышлением и действием, связана гибкость ума.
Ментальная гибкость в умственных задачах иногда называют когнитивным сдвигом или психическим сдвигом. Эта когнитивная гибкость — это способность вашего мозга адаптироваться к новым, изменяющимся или незапланированным событиям. Когнитивная гибкость — это также способность переключаться с одного способа мышления на другой. Это также известно как переключение задач.
Мы действительно видим проблемы с отвлечением внимания и многозадачностью, когда гибкость внимания затруднена.
трудотерапевтические мероприятия для улучшения внимания
Как специалисты по трудотерапии, мы можем поддержать человека в различных условиях. В зависимости от того, какая среда приводит к дефициту функциональных навыков, эту среду следует учитывать. Может случиться так, что в школе не хватает внимания из-за отвлекающего класса, полного визуального шума. Или, возможно, слуховая чувствительность влияет на внимание. Несмотря на эти визуальные или слуховые отвлечения, это не обязательно «сенсорная проблема», а проблема контроля импульсов, устойчивого внимания, рабочей памяти и т. д. Это области, в которых ОТ может помочь, предложив, подсказки и консультации.
Точно так же внимание дома может повлиять на переход из школы домой. Окружающая среда может играть роль в организации и выполнении домашних заданий и выполнении работы по дому. Могут быть соображения, влияющие на функциональные показатели самообслуживания, социальных взаимодействий или участия в семейных мероприятиях.
Вы видите, как борьба за внимание может сильно различаться в зависимости от человека!
Некоторые способы, которыми OT может помочь людям с проблемами внимания, которые влияют на функциональные возможности:
- Научите, как выполнять одну задачу за раз, прежде чем двигаться дальше
- Обучение использованию упрощенных инструкций
- Инструктаж по использованию визуальных расписаний
- Уменьшить отвлечение внимания в окружающей среде
- Пробные приложения и технологии
- Обучение тайм-менеджменту
- Своевременное обучение и подготовка к заданию
- Инструктаж по использованию графических органайзеров
- Покажите, как использовать визуальные или слуховые подсказки
- Медленно исчезающие подсказки и подкрепление
- Обучение саморегуляции
- Обучение постановке и постановке целей
- Обучение навыкам метапознания или критического мышления
- Мозг ломается
- Социальные истории
- Мнемотехника (уловки запоминания)
- Стратегии внимательности
- Обучение осознанию тела
- Йога
- Сенсорный образ жизни/ сенсорная диета
Важно концентрироваться на одной задаче, прежде чем двигаться дальше. Мы должны убедиться, что все получили инструкции, по одному за раз. Здесь могут вступить в игру визуальные эффекты на столе учащегося. Если задача заключается в том, чтобы открыть книгу по словесности на странице 101, то, возможно, эти инструкции следует прикрепить к столу, чтобы учащийся точно знал, чего от него ждут. И, если они отвлекаются, учитель может пройти мимо и показать. Это также не привлекает внимание к ученику. Затем учащийся может поставить галочку, когда закончит. Мы должны убедиться, что они успешны, прежде чем двигаться дальше.
Мы должны сделать эти инструкции простыми и краткими. Опять же, нам нужно ограничить отвлекающие факторы. Это включает в себя домашнюю работу и столы, где они работают. Мы не хотим беспорядка. Мы хотим создать для них успешную среду. Вы также можете поговорить об этом с родителями или учителями.
Ссылка:
Фролек Кларк, Г. Г., Шлабах, Т. Л., Барнетт, М. Э., Карр, М. А., Хинкль, Б. Л., Клювер, Дж. Л., … Клювер, А. Л. (2011, август). Американская ассоциация трудотерапии, Inc. Получено с www.aota.org
Коллин Бек, OTR/L, трудотерапевт с 2000 года, работает в школах, мануальной терапии, амбулаторных педиатрических отделениях, EI и SNF. Коллин создала The OT Toolbox , чтобы вдохновить терапевтов, учителей и родителей простыми и забавными инструментами, помогающими детям развиваться. Прочтите ее историю о переходе от ОТ, зарабатывающего 3 доллара в час (после оплаты услуг по уходу за детьми), до постоянного создателя ресурсов ОТ для миллионов читателей. Хотите сотрудничать? Отправьте электронное письмо по адресу [email protected].
Упражнения, которые помогают развивать навыки внимания
Сосредоточение внимания на одной задаче может показаться легким для некоторых, но для других это может стать огромным препятствием. Независимо от диагноза вашего ребенка, умение концентрироваться может быть полезным инструментом, который может помочь ему в школе и в достижении его целей, какими бы они ни были. Но как нам сосредоточиться? Помогают ли их методы, игры или действия сосредоточиться? Хорошая новость заключается в том, что определенно есть вещи, которые мы можем сделать, чтобы улучшить концентрацию.
Игры
Существует множество игр, требующих концентрации внимания, таких как Память. Игра «Память» — отличный способ улучшить концентрацию, потому что игра направлена на концентрацию, но иногда игра может быть ошеломляющей, поэтому вместо того, чтобы использовать все карточки, попробуйте использовать только 6 пар, а затем увеличивайте количество по мере способности вашего ребенка запоминать. и фокус улучшается. Главная цель здесь — найти баланс: слишком много, чтобы они могли сосредоточиться, просто ошеломят их, в то время как слишком мало заставит их скучать и больше отвлекать.
Головоломки
Головоломки — еще один отличный способ развить внимание. Как и в случае с «Память», вы хотите начать с небольшой головоломки. Начните с 12 или 24 фигур, а затем увеличивайте по мере роста их способностей и ощущения успеха.
Музыка
Научно доказано, что музыка помогает сосредоточиться. Доктор Маша Годкин, профессор Северо-центрального университета, говорит: «Музыка активирует как левое, так и правое полушарие одновременно, а активация обоих полушарий может максимизировать обучение и улучшить память». Но не вся музыка создается одинаково, одна музыка более полезна, чем другая. Музыка без слов более полезна, потому что слова могут отвлекать. Кроме того, более медленная музыка со скоростью 60-70 ударов в минуту (ударов в минуту) будет работать лучше, чем быстрая, потому что она не будет отвлекать и позволит нам больше сосредоточиться на обучении, чем на постукивании пальцами ног по запоминающейся мелодии. Чтобы узнать больше о преимуществах музыки, вы можете прочитать больше здесь.
Упражнения
Упражнения могут быть отличным способом повысить внимание. Привлечение ребенка к движению позволяет не только сжечь лишнюю энергию, но и разогнать его кровь. Увеличение притока крови к мозгу позволяет улучшить работу мозга. Есть много простых занятий от прыжков в домкрат до игры в тачку (когда ребенок ходит на руках, а кто-то держит его за ноги). Эти действия выполняются быстро и могут вернуть вас к работе еще быстрее, поэтому, если ваш ребенок испытывает трудности с концентрацией внимания, попросите его остановиться и подвигаться на минуту или две, что даст ему возможность лучше сосредоточиться на своих задачах.
Медитация
Медитация имеет так много преимуществ. Это позволяет очистить свой разум, расслабиться и осознать себя. Медитация также отлично подходит для саморегуляции своих эмоций. Исследование, проведенное неврологом Джузеппе Паньони, «обнаружило, что медитация не только изменяет модели мозга, но также дает преимущества в умственной концентрации, что может улучшить когнитивные функции». В идеале вам нужно найти тихое место, где ваш ребенок сможет сидеть по 10-20 минут каждый день, но некоторым детям может потребоваться проработать до десяти минут. Если это так, то бросьте им вызов до 2 минут и увеличивайте время по мере их улучшения.