Разное

Зачем нужны обряды: Наука ритуалов: зачем они нужны и как их использовать

Наука ритуалов: зачем они нужны и как их использовать

27 августа 2018

Жизнь

Путеводные нити в хаосе жизни.

Ия Зорина

Автор Лайфхакера, атлет, КМС

Зачем человеку ритуалы

В древние времена многочисленные ритуалы сопровождали всю жизнь человека — от рождения до смерти. Многие из них были связаны с религией, однако действие их не ограничивалось укреплением веры.

Ритуалы помогали людям поддерживать порядок в социуме, указывали каждому на его место, устраняли сомнения и создавали чёткую структуру в хаосе жизни. Люди тратили много времени на ненужные, казалось бы, обряды, но взамен получали уверенность и психологический комфорт.

В плане психологии мы не так уж отличаемся от религиозных предков. Жизнь современного человека пронизана ритуалами: от бессмысленных, вроде плевания через левое плечо, до практичных — составления списка дел на утро.

Несмотря на развитие медицины, науки и технологий, наша жизнь остаётся непредсказуемой, хаотичной и опасной. Никто не застрахован от несчастий и болезней, мы по-прежнему смертны, а иногда — внезапно смертны.

В таком хаосе и неопределённости бедный человеческий мозг просто обязан найти себе островок спокойствия, чтобы не дрожать в ужасе каждый день, а приобрести уверенность в том, что мы всё делаем правильно и жизнь идёт по плану. Именно для этого и нужны ритуалы.

И это не просто теория. Необходимость ритуалов для нашего спокойствия и благополучия доказана наукой.

Как мозг реагирует на ритуалы

С помощью ЭЭГ учёные обнаружили, как мозг человека реагирует на ошибку. Через 50–100 миллисекунд после случившегося в передней поясной коре возникает реакция, которую назвали «негатив, связанный с ошибкой» (error-related negativity, ERN).

Как правило, величина ERN ассоциируется со способностью выявлять свои просчёты и хорошо выполнять задания. Чем больше ERN, тем более внимателен и сосредоточен человек, тем меньше оплошностей он совершает.

Однако в эксперименте психолога Николаса Хобсона (Nicholas M. Hobson) эта зависимость нарушилась благодаря ритуалам.

Хобсон решил проверить, как новые ритуалы, воспроизводимые изо дня в день, повлияют на ERN людей. Одна группа студентов в течение недели делала одни и те же жесты руками. Контрольная группа тоже выполняла движения, но каждый раз они были разными, так что не превратились в ритуал.

В день испытания студенты прошли два теста: до выполнения ритуала и после него. У студентов, привыкших к ритуалу, до его выполнения негативная реакция на ошибки была высока, а после значительно снизилась. При этом точность ответов не упала.

У студентов, выполнявших случайный набор движений, величина ERN была примерно одинакова в обоих тестах. Учёные сделали вывод, что ритуалы помогают успокоиться, чувствовать себя более уверенно, но при этом не снижают качество ответов.

Пользу ритуалов подтвердило также исследование Элисон Вуд Брукс (Alison Wood Brooks). Ритуальные действия перед выполнением задач уменьшили беспокойство и улучшили результаты участников.

Ритуалы помогают человеку справиться с беспокойством, обеспечивают уверенность в себе и уменьшают негативные эмоции от ошибок.

Как завести полезные ритуалы

Три простых шага помогут вам завести полезный ритуал:

  1. Вспомните, что делает вас более спокойным, продуктивным и довольным. Если что-то помогает вам чувствовать себя лучше, вы можете сделать из этого ритуал.
  2. Составьте план ритуала из 3–5 пунктов. Он должен быть простым и лёгким для запоминания, чтобы вам не пришлось каждый раз подсматривать, какой там следующий пункт.
  3. Повторяйте ритуал каждый день, без пропусков. Он должен стать неизменной частью вашей жизни.

Какие ритуалы выполнять утром и вечером

Чтобы было понятнее, мы приведём хорошие варианты ритуалов для утра и вечера. Используйте, если они вам подходят.

Утренний ритуал

Он поможет вам начать день без напряжения и беспокойства. Выполняйте сразу после пробуждения.

  • Помедитируйте. Медитация помогает быть более спокойным и сосредоточенным в течение дня, хорошо сопротивляться стрессу и испытывать меньше негативных эмоций. Медитируйте 5–10 минут сразу после пробуждения. Можете концентрироваться на дыхании или на том, что происходит у вас в голове.
  • Сделайте зарядку. Несколько физических упражнений и мягкая растяжка помогут вам убрать скованность после сна и почувствовать себя бодрым и энергичным.
  • Съешьте полезный завтрак. Приучите себя съедать высокобелковый завтрак, и вы не почувствуете голода и раздражения до обеда.
  • Составьте планы на день. Просто выберите несколько главных дел, которые нужно успеть за день, или используйте другие методы планирования. Это поможет вам настроиться на выполнение задач и внести чуть больше определённости в свой день.

Вечерний ритуал

Выполняйте вечерний ритуал за час до сна. Он поможет вам успокоиться, быстро уснуть и отлично выспаться.

  • Заведите дневник. Вручную пишите, что произошло за день: что волновало вас, огорчало, радовало. Такая практика учит вас осознанности, помогает успокоить разум и даже улучшить здоровье.
  • Подготовьте всё к завтрашнему дню. Решите, в чём пойдёте на работу, приготовьте одежду и почистите обувь. Если вы занимаетесь спортом по утрам, соберите сумку в спортзал. Помойте посуду, решите, чем вы будете завтракать, – сделайте всё возможное с вечера. Так вы разгрузите утро, сможете провести его более приятно и спокойно.
  • Почитайте книгу. В отличие от просмотра соцсетей или фильмов, чтение прекрасно успокаивает. Исследование показало, что всего шесть минут чтения снижают уровень стресса на 68% — больше, чем прослушивание музыки, чай и прогулка.
  • Помедитируйте. Медитация помогает успокоиться, очистить сознание от проблем и переживаний. Так что вы не будете до середины ночи смотреть в потолок, переваривая события прошедшего дня и беспокоясь о грядущем.

Это только примеры ритуалов. Свободно меняйте пункты, если они вам не подходят. Например, если утром вам совершенно не хочется есть, завтрак можно заменить на вкусный чай или кофе — это тоже будет частью ритуала.

Главное — повторять придуманный ритуал каждый день, без пропусков. Когда вы привыкнете к нему, ваш день станет куда более спокойным и счастливым.

Читайте также 🧐

  • 10 утренних ритуалов для продуктивного начала дня
  • 25 ежедневных ритуалов самых успешных людей
  • Простой утренний ритуал от автора книги «Магия утра» Хэла Элрода

Зачем нужны обряды? — Православный портал «Азбука веры»

5 ступеней веры

«Любовь к Богу порож­дает кра­соту и чело­веч­ность обряда, вос­при­ни­ма­е­мого, как цветы, при­но­си­мые к ногам Божиим. Вера есть любовь и суть хри­сти­ан­ства – влюб­лен­ность в своего Бога и Гос­пода и тем самым ощу­ще­ние, что на земле оста­лось и живет Его Тело – Цер­ковь. Как же могут эти ощу­ще­ния не выра­зить себя во внеш­них дей­ствиях, кото­рые мы назы­ваем обря­дами?»
С.И. Фудель

Из письма в редак­цию:

…Я орга­ни­че­ски не выношу обря­дов, поскольку вос­при­ни­маю это как при­вне­се­ние искус­ствен­но­сти и фор­ма­лизма в духов­ную жизнь. Я ощущаю это как нож в спину есте­ствен­но­сти и дет­ской непо­сред­ствен­но­сти. (Пред­став­ляю, как отнес­лась бы моя жена к попытке регла­мен­ти­ро­вать нашу любовь.…)
Сергей Гор­ди­ев­ский, г. Москва

Ответ:

Я, так же как и Вы, не люблю фор­ма­лизма и искус­ствен­но­сти в духов­ной жизни. Вместе с тем, так ли уж пра­вильно счи­тать, что фор­ма­лизм и искус­ствен­ность при­вне­сены в Цер­ковь обря­дами?

Возь­мите для при­мера каж­де­ние в Пра­во­слав­ной Церкви. Конечно, если не знать смысла его, то кажется, что просто чело­век ходит по храму и машет какой-то желез­ной чашеч­кой на цепочке, а из чашечки валит дым – в общем, что-то там вос­ку­ряет. Да, еще при этом кла­ня­ется сто­я­щим в храме людям, а они кла­ня­ются ему в ответ. А ведь смысл этого про­стого дей­ствия – каж­де­ние перед обра­зом и подо­бием Божиим, кото­рым, согласно Библии, и явля­ется чело­век. Этому образу и кла­ня­ется свя­щен­ник или диакон. Из ува­же­ния к этому же образу в свя­щен­но­слу­жи­те­лях скло­няют головы и люди в церкви. Что пло­хого или искус­ствен­ного в этом обряде?

Обряды – это внеш­нее выра­же­ние внут­рен­него содер­жа­ния рели­ги­оз­ной тра­ди­ции. Без них не обхо­дится ни одна рели­гия. Более того, ни один веру­ю­щий чело­век не обхо­дится без обря­дов. Даже если кто-то не при­над­ле­жит к какой-либо кон­крет­ной рели­ги­оз­ной тра­ди­ции, у него все равно есть неко­то­рые внеш­ние формы выра­же­ния своих веро­ва­ний. И чем богаче внут­рен­ний мир веры, тем глубже, насы­щен­нее сим­во­лами будут и обряды.

И в этом смысле пра­во­слав­ные обряды намного богаче и выра­зи­тель­нее многих других рели­ги­оз­ных обря­дов. Срав­ните пра­во­слав­ное бого­слу­же­ние, напри­мер, с язы­че­скими риту­аль­ными пляс­ками вокруг костра. Стоит ли объ­яс­нять, в какой тра­ди­ции внут­рен­нее содер­жа­ние богаче?

А фор­ма­лизм и искус­ствен­ность про­ис­те­кают изнутри, исхо­дят от самого чело­века, зави­сят от того, сколько сердца он вкла­ды­вает в ритуал.

Здесь важно пом­нить, что пра­во­слав­ное бого­слу­же­ние не есть какое-то теат­раль­ное пред­став­ле­ние, кото­рое нужно посе­тить, непре­менно отме­титься. Пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин ПРИ­НИ­МАЕТ УЧА­СТИЕ в службе, служит, если угодно, вместе со свя­щен­но­слу­жи­те­лями, вместе молится с ними Богу. И молитва эта очень тре­петна, дерз­но­венна и сильна. Чтобы убе­диться в этом, доста­точно хотя бы один раз все­рьез ПЕРЕ­ЖИТЬ Литур­гию, не «отсто­ять», не «при­сут­ство­вать на», а ПРО­ЖИТЬ. Почув­ство­вать, как Вашей личной моль­бой исхо­дит из сердца про­ше­ние екти­ньи «Да изба­виться нам от всякия скорби, гнева и нужды у Гос­пода просим». И вместе с хором повто­рить «Гос­поди, поми­луй!» Не знаю, как у Вас, а у меня почти каждый раз при этих словах сердце начи­нает радостно биться, а скор­чен­ная душа раз­во­ра­чи­ва­ется в надежде…

Конечно, Вы совер­шенно правы в том, что глупо и нелепо регла­мен­ти­ро­вать любовь. Только почему цер­ков­ные обряды для Вас явля­ются такой регла­мен­та­цией? Ведь Вы дарите жене цветы, подарки, ока­зы­ва­ете какие-то знаки вни­ма­ния. Этим Ваша любовь не исчер­пы­ва­ется, но ведь в этом она про­яв­ля­ется. И если Вы посто­янно дарите цветы (я, напри­мер, очень люблю дарить цветы своей жене), то вряд ли Ваша супруга укажет Вам на то, что в этом про­яв­ля­ется фор­ма­лизм и холод­ность Ваших с ней вза­и­мо­от­но­ше­ний.

А ведь если поль­зо­ваться Вашей логи­кой, то полу­ча­ется, что при встрече с людьми совсем не обя­за­тельно сни­мать шляпу, улы­баться, пожи­мать руку… Тоже ведь услов­но­сти, зачем этот пустой фор­ма­лизм?! Да, дружба не сво­дится к руко­по­жа­тию, но не здо­ро­ваться было бы тоже как-то странно. Так и в Церкви – обряды ни в коей мере не явля­ются цен­траль­ным содер­жа­нием пра­во­слав­ной веры, но ВНЕШНЕ вера про­яв­ля­ется в том числе и через ритуал.

фраг­мент статьи «Что мне не нра­вится в пра­во­сла­вии», журнал «Фома»

  • Пожертвовать
  • 4.9 тыс. 0

Размер шрифта:
A-
15
A+

Цветовая схема:

Цвета

Цвет фона:

Цвет текста:

Цвет ссылок:

Цвет акцентов

Цвет полей

Фон подложек

Заголовки:
Прямой (Lucida)С засечками (Times)GeorgiaМоноширинныйСжатыйРукописныйIBM Plex SerifVollkornOranienbaum

Текст:
Прямой (Arial)С засечками (Times)GeorgiaМоноширинныйСжатыйРукописныйIBM Plex SerifVollkornOranienbaum

Выравнивание:

Боковая панель:

Сбросить настройки

Ритуалы важны для жизни человека, даже если они кажутся бессмысленными: NPR



АРИ ШАПИРО, ВЕДУЩИЙ:

Димитрис Ксигалатас, выросший в Греции, помнит, как взрослые в школе заставляли его регулярно заниматься практикой, которая не служила очевидной цели.

ДИМИТРИС КСИГАЛАТАС: У нас будет утренняя молитва. Дважды в год мы устраивали большие парады. У нас было бы обязательное посещение церкви.

ШАПИРО: В детстве Ксигалатас с трудом понимал, зачем он это делает. Они казались таинственными привычками без немедленного, ощутимого, продуктивного результата.

СИГАЛАТАС: Я действительно не видел смысла во всех этих ритуалах, возможно, потому, что они были навязаны мне. По иронии судьбы, я стал изучать ритуал именно потому, что хотел узнать, что побуждает людей во всем мире заниматься тем, что кажется бессмысленным.

ШАПИРО: Действия от игры в кости в казино до марша на сложной церемонии вручения дипломов. Димитрис Ксигалатас теперь антрополог и когнитивист, и он раскрывает некоторые из этих тайн в своей новой книге «Ритуал: как кажущиеся бессмысленными действия делают жизнь достойной жизни». Он начинает книгу с того, что называет ритуальным парадоксом. Люди часто клянутся важностью ритуалов, но не могут сформулировать, почему они так важны.

СИГАЛАТАС: Я думаю, что это одна из самых больших загадок человеческого поведения. Мы склонны думать о себе как об очень рациональных существах, и тем не менее многое из того, что мы считаем значимым, заключено в действиях, которые навязчиво повторяются и не имеют очевидного результата. И я думаю, что это парадокс, который стоит объяснить.

ШАПИРО: Ага. И на самом деле в этой книге вы найдете множество ответов на вопрос, зачем это делать? Дайте нам пару из них.

КСИГАЛАТАС: Итак, изучая ритуал как с гуманистической, так и с научной точки зрения, мы приходим к выводу, что даже если люди участвуют в этих ритуалах без какой-либо явной цели, нет особой причинно-следственной связи между действиями, которые они предпринимают, и этой целью. Так, например, когда я выполняю ритуал дождя, нет никакой связи между моими движениями и водой, падающей с неба.

ШАПИРО: Танцы дождя не вызывают дождя.

СИГАЛАТАС: Верно. Но даже в этом случае только потому, что ритуал не имеет прямого каузального действия в мире, это не значит, что он вообще не имеет никакого действия в мире. На самом деле ритуалы играют очень важную роль в человеческом обществе. Они помогают людям преодолевать их тревоги, соединяются друг с другом. Они помогают людям найти смысл в своей жизни.

ШАПИРО: В книге полно примеров, и есть один, который мне нравится, о котором я рассказывал людям, когда ученые показывали группе участников видеозапись одного и того же баскетбольного броска. Но в половине случаев человек, делавший снимок, сначала совершал какое-то ритуальное движение. И половину времени они этого не сделали. И когда участников исследования спросили, пройдет ли бросок через обруч или нет, потому что видеозапись остановилась до того, как он достиг обруча, люди гораздо чаще отвечали, что парень, производивший бросок, выполнял ритуальное движение. первым сделал кадр, хотя это было точно такое же движение.

СИГАЛАТАС: Верно. На самом деле, в этом исследовании мы показывали эти видео как людям, которые никогда раньше не видели баскетбольные матчи, так и любителям баскетбола. Их интуиция подсказывала, что ритуальные выстрелы будут более успешными.

ШАПИРО: Как вы думаете, почему?

СИГАЛАТАС: Это связано с тем, как мы воспринимаем действие. Наш мозг делает причинно-следственные выводы. Поэтому, когда мы участвуем в конкретном действии, мы ожидаем, что будет результат. А в ритуале есть все те конкретные структурные элементы, которые запускают чувство причинности, даже если причинности на самом деле нет.

ШАПИРО: Некоторые ритуалы более экстремальны, чем другие. День рождения — это очень безобидно. Напротив, вы провели свою жизнь, исследуя хождение по огню, когда люди буквально ходят босиком по раскаленным углям, что гораздо более экстремально. Какова ценность ритуала, который доводит людей до предела, как это делает хождение по огню?

XYGALATAS: Одна из вещей, которую я узнал — одна из самых захватывающих вещей, которые я узнал в ходе своих исследований, — это то, что даже ритуалы, которые кажутся болезненными, стрессовыми или откровенно опасными, — они кажутся осязаемыми и в факт измеримой полезности и функций для людей, которые их выполняют. Например, в контексте ритуала хождения по огню в Испании мы обнаружили, что во время этого ритуала частота сердечных сокращений людей синхронизировалась. Это было не просто эффектом одновременного движения людей. Их сердечный ритм синхронизировался, независимо от того, что они делали в то же время. Некоторые из них шли в огне. Другие смотрели. И это показывает, что эти ритуалы играют роль в выравнивании эмоциональных реакций членов этого сообщества. И, согласовывая нашу внешность, согласовывая наши движения, согласовывая наши эмоции, эти ритуалы могут фактически привести к социальному выравниванию.

ШАПИРО: Пандемия приостановила многие ритуалы, от выпускных до похорон. Что вы видели, когда это произошло?

XYGALATAS: Пандемия COVID была одним из лучших доказательств важности ритуала. Я помню тот день, когда мой университет был закрыт. Я встретился со своими учениками на том, что должно было стать последним занятием в этом году. И я рассказал им, каков был план. Мы переходим на онлайн-обучение. Кто-то спросил меня, у нас будет церемония вручения дипломов в конце семестра? Я сказал, мы не уверены, но я сомневаюсь, что это произойдет. И я видел, что все они были крайне разочарованы.

Пандемия COVID создала эту уникальную загадку. Люди обращаются к ритуалу, чтобы найти социальную связь и успокоить свое беспокойство. Так что это было время, когда мы больше всего нуждались в этих двух вещах. Но в то же время люди уже не могли выйти из дома, собраться вместе и совершить те коллективные обряды, которые так значимы для них. Так что, конечно, произошло то, что люди спонтанно начали либо адаптировать традиционные церемонии — например, мы видели выездные свадьбы, — либо они начали создавать новые церемонии, очень похожие на то, что мы видели, когда люди в больших городах выходили на свои балконы и начинали стук кастрюль и сковородок в знак солидарности.

ШАПИРО: Это действительно показывает, что ритуал — это не роскошь. Люди пойдут на многое, чтобы сохранить или создать их.

СИГАЛАТАС: Это определенно не роскошь. И на самом деле ритуал простирается далеко за пределы типичного контекста, в котором мы о нем думаем. Такой контекст, как религия, мы находим повсюду. Все наши социальные институты пронизаны ритуалом. Подумайте о выпускных церемониях, инаугурации президента. Подумайте о том, что происходит, когда вы входите в зал суда. Подумайте, что происходит на праздничных традициях. Подумайте, что происходит в баре, когда вы поднимаете бокалы, чтобы произнести тост. Ритуал повсюду.

ШАПИРО: Какой твой любимый ритуал сегодня, когда ты взрослый в мире, в котором мы сейчас живем?

XYGALATAS: Один из ритуалов, который мне очень нравится, заключается в том, что всякий раз, когда я возвращаюсь в свою родную страну, то есть в Грецию, я всегда стараюсь пойти на стадион моей домашней команды и посмотреть футбольный матч. И во время этого футбольного матча между болельщиками происходит много хореографических, ритуальных скандирований и движений. И это одна из самых странных вещей для меня, потому что я склонен считать себя очень рациональным человеком. У меня не так много сверхъестественных обязательств. Но всякий раз, когда я иду на этот стадион, я не могу не чувствовать, как мурашки покрывают мою шею. Это чувство коллективного вскипания. Я глубоко забочусь о своей команде. Я плакал слезами радости и слезами печали о своей команде. Это не то, что я могу объяснить. Эта сильная лояльность выковывается исключительно посредством типов коллективных ритуалов, которые происходят на террасах.

ШАПИРО: Итак, если бы антрополог и писатель Димитрис Ксигалатас мог поговорить с ребенком, который сказал: тьфу (ph), для чего нужны все эти дурацкие греческие ритуалы, что бы он ему сказал?

СИГАЛАТАС: Я бы сказал себе, что ритуал — очень древняя социальная технология, и сегодня он выполняет те же функции, что и для наших предков тысячи лет назад. Так что я бы сказал, принять его.

ШАПИРО: Димитрис Ксигалатас — антрополог и когнитивист, чья новая книга называется «Ритуал: как кажущиеся бессмысленными действия делают жизнь достойной жизни». Большое спасибо.

СИГАЛАТАС: Было очень приятно.

(ЗВУК ПЕСНИ NIPSEY HUSSLE, «OCEAN VIEWS»)

Copyright © 2022 NPR. Все права защищены. Посетите страницы условий использования и разрешений нашего веб-сайта по адресу www.npr.org для получения дополнительной информации.

стенограммы NPR созданы в срочный срок подрядчиком NPR. Этот текст может быть не в своей окончательной форме и может быть обновлен или пересмотрен в будущем. Точность и доступность могут отличаться. Официальной записью программ NPR является аудиозапись.

Удивительная сила ежедневных ритуалов

Загрузка

Психология

(Изображение предоставлено VCG/Getty Images)

Автор Каран Джонсон, 15 сентября 2021 г.

Ритуалы бывают разных форм и практикуются в культурах по всему миру почему они стали такой важной частью нашей жизни?

W

Когда антрополог Бронислав Малиновский посетил Тробрианские острова в Папуа-Новой Гвинее в начале 20-го века, он отметил, что рыбаки тщательно готовятся к выходу в море. Они тщательно раскрашивали свои каноэ черной, красной и белой краской, распевая при этом заклинания. По судну били деревянными палками, нос окрашивали красной охрой, а члены экипажа украшали руки ракушками.

Малиновски записал длинный список церемоний и ритуалов, которые островитяне должны были выполнить перед выходом в открытое море. Но когда рыбаки выходили в близлежащую спокойную лагуну, они не использовали эти обряды. Малиновский пришел к выводу, что «магические» ритуалы, проводимые островитянами, были ответом на то, чтобы помочь им справиться с непредсказуемой мощью Тихого океана.

Позже антропологи заметили, что рыбаки в других частях мира, например, те, кто занимается глубоководной рыбалкой у побережья Мексиканского залива в Техасе, и капитаны дрифтерного промысла в Восточной Англии, Великобритания, также были склонны к суевериям и ритуалам, которые помогали им справиться с неопределенность и опасности их профессии.

Но свидетельства указывают на существование ритуалов задолго до 20-го века. Считается, что одним из самых ранних примеров ритуальной практики человека является вырезание питона в пещере в Ботсване, Южная Африка, возраст которого составляет 70 000 лет. Считалось, что тысячи каменных наконечников копий в пещере были сожжены в ходе ритуала, в том числе те, которые были причудливо вырезаны из красного камня, привезенного из сотен миль. Археологи, сделавшие открытие, считают, что уничтожение наконечников копий было частью ритуальных жертвоприношений питону.

Но почему так долго использовались ритуалы?

Бронислав Малиновский записал длинный список ритуалов и церемоний, которые жители Тробрианских островов совершали перед выходом в открытый океан. формальность и повторение, лишенное прямой инструментальной цели». Исследования выделяют три элемента ритуала. Во-первых, это поведение, которое происходит в фиксированной последовательности — одно за другим — и характеризуется формальностью и повторением. Во-вторых, поведение имеет символическое значение и, наконец, это ритуальное поведение обычно не имеет очевидной полезной цели.

Ритуалы удивительно часто встречаются в нашей повседневной жизни. Считается, что мы формируем ритуалы, основанные на наших ценностях. Например, люди с христианскими ценностями крестят своих детей как символ духовного возрождения.

Но ритуалы не только помогают нам воплощать в жизнь наши ценности. Они также могут сделать нас менее беспокойными.

Ритуальные практики могут помочь внести некоторую предсказуемость в неопределенное будущее. По словам ученых, они убеждают наш мозг в постоянстве и предсказуемости как «ритуальные буферы против неуверенности и беспокойства».

Исследования показывают, что эффект ритуалов, уменьшающий тревогу, можно применить практически к любому напряжению. В одном занимательном эксперименте исследователи дали участникам задание выполнить вызывающее тревогу задание — спеть Don’t Stop Believing (рок-группа Journey) перед незнакомцами. Участников разделили на две группы, одну из которых попросили заранее провести ритуал (включая посыпание солью рисунков, которые они создали). Второй группе дали инструкции по поводу их выступления и оставили сидеть тихо.

У участников измеряли частоту сердечных сокращений, чувство беспокойства и исполнение песни, чтобы определить уровень беспокойства. «Участники, которые завершили ритуал, пели лучше, у них был значительно более низкий пульс и сообщалось, что они чувствовали меньше беспокойства, чем участники, которые не выполняли ритуал», — говорит Франческа Джино, глава отдела переговоров, организаций и рынков Гарвардской школы бизнеса. -автор исследования.

В другом исследовании, в котором приняли участие 75 индуистских женщин на Маврикии, у участников вызвали тревогу, когда их попросили подготовить речь для экспертной оценки. Всех участников оснастили мониторами сердечного ритма и попросили пройти опросы в начале и в конце эксперимента. Некоторых участников отправили в местный храм для выполнения ритуалов перед завершением второго опроса, а остальных попросили сесть и расслабиться.

Об одинаковых уровнях тревожности сообщили обе группы в первом опросе. Однако после второго опроса уровень тревожности участников, которые выполняли ритуалы, оценивали сами себя, был ниже. Показатели частоты сердечных сокращений также подтвердили, что участники, выполнявшие ритуальные действия, имели более низкую физиологическую тревожность.

Спортивные психологи также предполагают, что ритуалы перед выступлением могут принести пользу спортсменам, например, улучшить результаты и возможно снизить уровень беспокойства. У Рафаэля Надаля, обладателя 20 титулов Большого шлема в одиночном разряде, почти столько же ритуалов — 19.– который он использует перед каждым матчем. В своей автобиографии 2012 года «Рафа: моя история» Надаль объясняет, что его ритуалы — это «способ поставить себя в матч, приведя свое окружение в соответствие с порядком, который я ищу в своей голове».

Спортсмены используют ритуалы для психологического превосходства — например, Рафаэль Надаль пьет энергетический напиток и воду в определенном порядке (Фото: Николя Асфури/AFP/Getty Images)

влияет на снижение тревожности. Джино добавляет, что «даже простые ритуалы могут быть чрезвычайно эффективными». Как это ни парадоксально, исследования показывают, что ритуалы, связанные с болью, травмами или травмами, могут иметь определенное психологическое преимущество для тех, кто их выполняет. Например, ходячие по огню сообщили о более высоком уровне счастья после того, как они приняли участие в этом ритуальном испытании.

Есть также некоторые признаки того, что ритуалы могут помочь нам справиться с некоторыми из самых сложных периодов нашей жизни, например, во время скорби.

Ритуалы конца жизни могут укрепить связь между умирающими и их близкими. В исследовании, проведенном в 2014 году, ученые обнаружили, что участники, которые выполняли личные ритуалы, например, каждую неделю мыли машину умершего, испытывали меньше горя. Когда мы переживаем потерю, мы часто чувствуем потерю контроля, поэтому, возможно, неудивительно, что ритуалы используются для создания некоторого подобия порядка, чтобы восстановить контроль.

Но польза от ритуалов распространяется не только на отдельных людей, но и на группы людей.

Ритуальное поведение может улучшить социальные связи, если мы практикуем его коллективно. «Наличие социальных сетей часто связывают с благополучием, и считается, что ритуалы — частые групповые встречи — особенно хороши для облегчения таких сетей», — говорит Валери ван Мулуком, психолог из Университета Ковентри в Великобритании и соавтор исследования. исследование влияния светских ритуалов на социальные связи.

Групповые ритуалы указывают на то, что члены имеют единомышленники и разделяют определенные ценности, что способствует созданию атмосферы доверия. Например, было показано, что ритуальные песнопения заставляют футбольных болельщиков чувствовать себя связанными. А для певицы и автора песен Бейонсе произнесение молитвы в кругу со всей ее командой — это «духовная практика», которая ведет к идеальному выступлению.

«После участия в групповых ритуалах многие люди сообщают о большей связи с другими людьми, в некоторых случаях даже просто наблюдая за ритуалом», — говорит Йоханнес Карл, аспирант Университета Виктории в Веллингтоне в Новой Зеландии, изучавший влияние ритуалов на социальные отношения. связь и здоровье.

У каждого есть ежедневные ритуалы — какими бы маленькими или обыденными они ни были — которые они используют, чтобы привнести в свою жизнь ощущение порядка и контроля (Фото:
Thomas Northcut/Getty Images)

Исследование религиозных ритуалов в Бразилии и Великобритании, проведенное ван Мулуком, показало, что участие в ритуалах повышает болевой порог и способность испытывать положительные эмоции, что укрепляет социальные связи в группе. Но социальные связи не ограничиваются только религиозными ритуалами. «Мы обнаружили, что этот эффект проявляется как в религиозных, так и в светских ритуалах», — добавляет ван Мулуком.

Несмотря на многочисленные преимущества, у ритуалов есть и недостатки.

Для групп данные свидетельствуют о том, что ритуалы могут стимулировать межгрупповые предубеждения. Например, одно исследование, в котором группам детей раздавали мешочки с нитками и бусами, показало, что те, кто участвовал в коллективных ритуалах, проводили больше времени, показывая свои материалы членам группы, которые принимали участие в ритуалах, чем детям, которые не принадлежали к группе.

Что еще более тревожно, групповые ритуальные действия, такие как дедовщина, жестокие церемонии инициации, распространенные среди некоторых студенческих групп или среди военных, чрезвычайно вредны. Дедовщина часто связана с унижением и унижением посвященных и в редких случаях приводила к смерти. Исследования по предотвращению дедовщины показали, что для борьбы с этим типом вредных групповых ритуалов требуется приверженность культурным изменениям.

В целом, исследования показывают, что неформальные, светские, индивидуальные или групповые ритуалы могут оказывать положительное влияние на наше благополучие. Учитывая, что ритуалы обладают свойствами снятия стресса, Джино советует нам «принимать ритуалы перед выступлением во время стрессовых ситуаций в вашей жизни, возможно, перед презентацией на работе, сдачей экзамена или трудным разговором». Подобно рыбакам Тробрианских островов, они могут помочь вам подготовиться к бурному морю.

Присоединяйтесь к миллиону поклонников Future, поставив нам лайк в Facebook или подпишитесь на нас в Twitter или Instagram.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *