Возрастные особенности детей дошкольного возраста: Возрастные особенности
Возрастные особенности развития детей дошкольного периода
Возрастные особенности детей дошкольного возраста связаны с активным физическим и психическим развитием ребенка. Начиная с 3-х лет у ребенка постепенно ослабевает связь с матерью и отцом. Он стремится активно познавать внешний мир, интересуется законами и правилами существования в нем. С началом процесса социализации связаны особенности развития детей дошкольного возраста.
Игра является главным инструментом познания мира для малыша. Она помогает развитию социального взаимодействия и творческих способностей детей. Психологи выделяют три типа детских игр, которые последовательно сменяют друг друга и соответствуют трем этапам дошкольного возраста.
Содержание
- 1 Игра как инструмент познания мира
- 2 Характеристика психики детей младшего дошкольного возраста
- 3 Психическое развитие детей 5-6-ти лет
- 4 Черты психики детей старшего дошкольного возраста
- 5 Некоторые черты физиологического развития дошкольников
- 6 Заключение
Игра как инструмент познания мира
Для периода 3-4-х лет (ранний дошкольный возраст) характерна режиссерская игра: малыш использует игрушки и различные предметы для имитации действий взрослых или повторного переживания личного опыта (приготовление обеда для куклы, резка хлеба, покупка вещей, поездка на машине и др. ). Такие игры не имеют сложного сюжета, ребенок концентрируется на выполнении одного определенного действия, как бы заново переживает его. В период от 3-х до 4-х лет доминирует предметное мышление.
Приблизительно в 5 лет маленький человек начинает создавать образно-ролевые игры, в которых воображает себя в роли какого-нибудь объекта действительности: статуи, дерева, домашней кошки, увиденного по телевизору певца или актера. В этой игре малыша интересует не само действие, а качества и свойства объекта, его внутренняя сторона. Появление в жизни дошкольника образно-ролевой игры говорит о развитии у него воображения и абстрактного мышления.
В период старшего дошкольного возраста (5-7 лет) появляются сюжетно-ролевые игры, в которых дети придумывают сюжет и правила, а также распределяют роли. В сюжетно-ролевых играх важны не сами действия как таковые, а отношения между участниками и сам процесс игры: поход в театр, визит к врачу, поездка на море и пр.
Дошкольный период делится на три этапа и связан с постепенным приобщением ребенка к существованию в обществе. Игра является важнейшим инструментом познания социальных отношений. Игры в жизни ребенка постепенно приобретают более сложные формы, сюжеты и правила, со временем они становятся отображением социальных отношений взрослых. Одновременно с этим увеличивается и время игры, которое у старших дошкольников может достигать нескольких дней. Особенности воспитания детей дошкольного возраста также связаны с игрой как формой имитации социальных отношений. От того, насколько родители и педагоги сумели, благодаря игровой среде, развить понимание законов жизни в обществе, зависит успешная подготовка к школьной и последующей взрослой жизни.
Характеристика психики детей младшего дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст характеризуется появлением внимания к форме, размерам и целям использования окружающих его предметов. На этом этапе дети могут рисовать простые геометрические фигуры, закрашивать их и вырезать ножницами. Возможно создание простых коллажей и несложных гербариев.
Родителям и воспитателям следует учитывать, что возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста не позволяют выдерживать длительные физические или умственные нагрузки. В норме малыш 3-4-х лет может провести за работой 15-20 минут.
Не стоит давать несколько заданий одновременно, потому что он способен удерживать в памяти только одно основное условие. После выполнения первого задания можно дать следующее, например: нарисовать кружок, закрасить его, нарисовать квадрат, вырезать кружок, вырезать квадрат, наклеить обе фигуры на лист бумаги. Последовательное выполнение действий поможет ребенку обдумать связь между ними и увидеть конечный результат.
В 3-4 года человек еще не способен четко видеть взаимосвязь между причиной и следствием, его игровые действия нацелены на имитацию процесса и не обязательно приводят к конкретному результату: малыш может приготовить обед для куклы, но забыть ее покормить, может положить в игрушечный фургон кубики для строительства пирамидки, а затем переносить их в нужное место руками. Эти особенности детской психики необходимо учитывать родителям и не требовать от ребенка того, что он пока еще не может делать.
Взрослые играют важную роль в процессе развития детей раннего и дошкольного возраста, потому что в этот период дети еще не умеют играть совместно, каждый ребенок полностью поглощен процессом игры и не обращает внимания на действия других детей.
Особенности воспитания дошкольников предполагают их постепенное приобщение к социальной жизни. Родители и воспитатели должны стараться развивать в малыше ассоциативное мышление, подключая его в процесс совместной игры.
При работе в группе детей необходимо постепенно приучать к выполнению ролевых игр, давать каждому одно несложное задание, а затем объединять результаты этих заданий в нечто целое. Например, можно попросить одного ребенка нарисовать желтый круг, другого — вырезать облако, третьего — вырезать домик, а затем объединить эти фигурки в один коллаж.
Психическое развитие детей 5-6-ти лет
В 5 лет, иногда — немного раньше, начинает складываться образ личности, появляются первичные представления о его месте в окружающем мире. Мы уже знаем, что средний дошкольный возраст характеризуется становлением образно-ролевых игр, когда малыш не просто имитирует какое-то увиденное им ранее действие, но и представляет себя в роли какого-то объекта действительности.
В этот период дошкольного возраста взрослые должны принимать активное участие в процессе развития ребенка. К 5-летнему возрасту психика дошкольника достигает того момента, когда становится способным распределять в порядке возрастания или убывания до 10-ти различных предметов, последовательно выполнять несколько условий, работать в группе с другими детьми. Особенности развития детей среднего дошкольного возраста связаны с необходимостью научить неконфликтному взаимодействию с другими детьми, развить способность работать сообща и уважать игровые роли, которые выполняют другие.
В 5-летнем возрасте активно развивается речь, проявляется особый интерес к рисованию. Дошкольник начинает различать предметы не только по цветам и форме, но и по оттенкам цвета, начинает самостоятельно выбирать сюжеты для рисунка. По характеру детских рисунков среднего и старшего дошкольного периодов психологи могут определить ключевые доминанты психики и эмоциональное состояние.
Развитие детей дошкольного возраста всегда связано с игрой формой познания. Образно- и сюжетно-ролевые игры, выполняемые при участии взрослых, учат детей соблюдать правила, ответственно относиться к поставленному заданию, следить за действиями других участников, проявлять активность. При этом взрослые могут выступать как в роли руководителей, так и в роли старших участников игры. В последнем случае взрослые оказываются включенными в игровой процесс, дети становятся более открытыми и дают взрослым возможность незаметно корректировать процесс игры и направлять действия ее участников.
Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста тесно связаны с овладением языком. В этот период они не только познают новые слова, но часто и сами их придумывают. Способность детей конструировать новые слова описана в книге К. Чуковского «От двух до пяти».
Черты психики детей старшего дошкольного возраста
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста связаны со становлением аналитического, образного мышления и пониманием основных механизмов социального взаимодействия. Этот период важен тем, что в нем происходит выход малыша из игрового пространства, где он выполнял роль режиссера и игрока, и погружение в пространство познавательное, где от него требуется концентрация внимания и персональная ответственность.
В 6 лет у ребенка уже сложился образ собственной личности, появились представления о своей половой принадлежности. Рисунки 6-7-летних мальчиков и девочек легко различить по сюжетам, цветам и деталям.
Дети старшего дошкольного возраста способны анализировать предметы по форме и целям назначения, могут находить общие черты различных объектов, комментировать и оценивать действия других детей.
При правильном воспитании можно развить у малыша способность к анализу собственных действий, умение различать плохие и хорошие поступки не только номинально, но и по причине результатов, к которым они приводят. Например, в 6 лет человек уже способен понять, что брать без разрешения чужие вещи плохо не потому, что так сказал взрослый, а потому, что эти вещи принадлежат другому человеку, и если кто-то возьмет его личные вещи, ему тоже будет неприятно. В возрасте 6-7-ми лет с детьми можно проводить работу воспитательного характера, пояснять связь причины и следствия через сравнения и ассоциации.
Возможно успешное развитие творческих способностей: запись в изобразительные, театральные кружки, в танцевальные студии, знакомство с компьютером. Всестороннее развитие ребенка способствует его приобщению к дальнейшей школьной жизни, разовьет в нем интерес к знаниям и чувство собственной значимости.
Старший дошкольный возраст связан с подготовкой к ответственной жизни. В этот период дети должны овладеть навыками письма, научиться читать и структурно формировать краткую монологическую или диалогическую речь. К 7-ми годам завершается формирование речевого центра, язык становится основным средством общения, мышления и познания ребенка. Словарный запас к 7-ми годам составляет от 2500 до 3000 слов.
Некоторые черты физиологического развития дошкольников
Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста связаны с их психическим развитием.
Ребенок 3-х лет еще плохо контролирует свои эмоции и не может их подавлять. Даже незначительный физический дискомфорт, как легкий голод или неудобная одежда, способен отвлечь малыша от выполнения какого-то задания или даже от процесса игры.
Мышление и память детей раннего и младшего дошкольного возраста непроизвольны. Дети в этот период еще не способны анализировать поступающую к ним информацию, однако они активно за ней наблюдают и воспроизводят увиденное. На физиологическом уровне наблюдается увеличение активности.
Формирование костной системы и мышц ребёнка еще не завершено, потому родителям необходимо следить, чтобы малыш не горбился и физически не переутомлялся. Для улучшения моторики рук в этот период рекомендовано заниматься лепкой.
Младшие дошкольники сконцентрированы на своем внутреннем мире, потому сверстников и посторонних взрослых они воспринимают скорее как очередные объекты внешнего мира. Психологи говорят, что дети раннего дошкольного возраста «играют не вместе, а рядом». Однако к 2-3-м годам у детей появляется первичное представление о половой принадлежности.
Дошкольный возраст 4-5-ти лет характеризуется появлением ситуативно-делового поведения, ребенок проявляет активный интерес к сверстникам и другим взрослым. Эмоциональная сфера становится более контролируемой, но непроизвольность памяти и мышления сохраняются. Время работоспособности достигает 25-30 минут.
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста связаны с завершением периода активного физического становления организма. К 6-летнему возрасту значительно улучшается слух и зрение, молочные зубы заменяются постоянными, завершается формирование скелета и мышц. Развивается произвольное внимание и память.
Заключение
У ребенка дошкольного возраста складываются базовые представления о мире, которые влияют на всю его последующую жизнь.
Чрезмерные физические нагрузки, психические, психологические травмы могут негативно отразиться на нормальном развитии дошкольника. Педагогам и родителям необходимо участвовать в развитии творческих способностей детей, постоянно наблюдать за изменениями в мировосприятии и его эмоциональной сферой.
В этот период малыш начинает осознавать себя частью большого мира, процесс сопровождается переходными периодами в психике, повышенной чувствительностью и эмоциональностью. Отрыв от родителей и погружение в социальную жизнь у некоторых детей вызывает стрессовые ситуации.
Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста могут быть связаны с такими факторами, как:
- гиперактивность;
- повышенная тревожность;
- агрессивность;
- аутизм;
Каждый из этих факторов может стать причиной развития патологии и послужить барьером для нормальной социализации ребенка. Ответственность за здоровое дошкольное развитие детей лежит на родителях и педагогах, которым нельзя забывать о том, что целью воспитания является не навязывание определенных моделей поведения, а помощь в становлении всесторонне развитой личности.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Уважаемые родители, предлагаю вам ознакомиться с такой темой как «возрастные особенности детей дошкольного возраста».
Обратите внимание:
— это примерный список для оценки развития ребёнка в конце заданного года;
— не сравнивайте детей. Сравнивайте своего ребёнка с самим собой. Вчера не умел, а завтра научился — все отлично;
— для оценки психического развития физические навыки важны так же, как интеллектуальные.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Возраст цепко удерживает развитие и диктует свою волю. Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, педагоги регламентируют время занятости детей различными видами деятельности, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, отбор материала, форм и методов учебно-воспитательной деятельности.
Дошкольным детством считается период от 3-х до 7-и лет. Предшествуют ему период младенчества (от 0 до l-го года) и раннего возраста (от 1-гo года до 3-х лет).
Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста (2-3 года) являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления.
Младший возраст (3-4 года) — важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.
Детям исполнилось четыре года (4-5 лет). Возросли их физические возможности, движения стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми. Заметив перевозбуждение ребенка, необходимо переключит его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.
Переход в старшую группу (дети 5-6 лет) связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Педагогу необходимо помочь дошкольникам понять это новое положение, поддержать в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. (Мы можем научить малышей тому, что умеем, мы – воспитатели, помощники воспитателя, мы хотим узнать новое и многому научиться, мы готовимся к школе — такие мотивы охотно принимаются старшими дошкольниками и направляют их активность.)
В возрасте 6-7 лет изменяются пропорции тела, вытягиваются конечности соотношение длины тела и окружности головы приближается к параметрам школьного возраста, складываются интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного обучения. Это проявляется в возросших возможностях умственной деятельности.
В таблице представлены психологические особенности детей дошкольного возраста.
С уважением, педагог-психолог Песоцкая С.Е.
10 Характеристики детей дошкольного возраста
Инструмент государственных и местных данных для информирования политики и действий
Понимание характеристик детей дошкольного возраста в наших штатах и сообществах является важным первым шагом для поддержки здорового развития детей и их готовности к школе. Например, если больше узнать о детях, которые не участвуют в программах дошкольного образования, это может помочь штатам и населенным пунктам ликвидировать пробелы в успеваемости детей из малообеспеченных семей и детей иммигрантов.
Наш интерактивный инструмент показывает 10 важных характеристик детей в возрасте от 3 до 5 лет. Он отображает характеристики в зависимости от того, посещают ли дети дошкольное образование, являются ли их семьи низкими доходами или их родители являются иммигрантами.
Идет загрузка…
Государственный и местный инструмент данных для информирования политики и действий
Понимание особенностей детей дошкольного возраста в наших штатах и сообществах является важным первым шагом для поддержки здорового развития детей и их готовности к школе. Например, если больше узнать о детях, которые не участвуют в программах дошкольного образования, это может помочь штатам и населенным пунктам ликвидировать пробелы в успеваемости детей из малообеспеченных семей и детей иммигрантов.
Наш интерактивный инструмент показывает 10 важных характеристик детей в возрасте от 3 до 5 лет. Он отображает характеристики в зависимости от того, посещают ли дети дошкольное образование, являются ли их семьи низкими доходами или их родители являются иммигрантами.
- Карта
- Информационный бюллетень
1 Выберите категорию
Все дети
- Все дети
- Регистрация?
- Зачислен
- Не зачислен
- Семейный доход?
- Малообеспеченный
- Не малообеспеченные
- Рождение родителей?
- Все родные родители
- Хотя бы один родитель-иммигрант
Все дети в возрасте от 3 до 5 лет в США
Все дети в возрасте от 3 до 5 лет в США
+
—
Сброс
- 1600
- 1 400
- 1 200
- 1000
- 800
- 600
- 400
- 200
- 0
- Недостаточно данных
- Остальная часть штата
Информационный бюллетень
1 Выберите категорию.
..
Регистрация?
Расовая и этническая принадлежность?
Гражданство?
Доход семьи?
Родительское образование?
Работа родителей?
Рождение родителей?
Уровень владения английским языком родителями?
Количество родителей, присутствующих дома?
Основной родительский язык?
Поведение детей в дошкольном возрасте
Поведение детей в дошкольном возрасте
Дошкольники очарованы окружающим миром , поэтому вы можете ожидать множество вопросов «кто», «что» и «почему». Возможно, вам придется уделять больше времени тому, что вы делаете с дошкольником, например, чтобы он мог остановиться и посмотреть на жука на тропинке.
Пытаясь понять мир , дошкольники иногда отвлекаются. Может показаться, что ваш дошкольник не слушает вас, но он все еще может пытаться понять то, что вы сказали пять минут назад.
Самостоятельность важна для дошкольников, которые очень хотят делать что-то для себя. Но ваш ребенок нуждается в вашей поддержке, чтобы обрести уверенность и чувство собственного достоинства. Много положительного внимания, похвалы и возможности практиковать новые навыки помогут.
У дошкольников лучше развита саморегуляция, что отлично подходит для общения с другими детьми в детском саду или в игровой группе. Но вашему ребенку по-прежнему нужна ваша помощь в правильном выражении сильных чувств и управлении поведением, особенно в сложных ситуациях.
Посещение дошкольного учреждения: почему это полезно для детей
Дети могут получить пользу от посещения дошкольного учреждения в этом возрасте.
Некоторым детям требуется некоторое время, чтобы привыкнуть к дошкольному образованию, или они боятся идти в дошкольное учреждение. Но стоит придерживаться этого, потому что дошкольное учреждение дает вашему ребенку возможность заводить друзей и практиковать такие навыки, как совместное использование и чередование. В дошкольном возрасте дети могут начать учиться следовать правилам других людей и ладить с другими детьми.
Проблемы с поведением ребенка в дошкольном возрасте
Тревога
Тревога является нормальной частью развития детей, и дошкольники часто боятся таких вещей, как одиночество или пребывание в темноте. Если ваш ребенок слишком много беспокоится или проявляет признаки беспокойства, вы можете поддержать его, признавая его страх, мягко поощряя его делать то, о чем он беспокоится, и хваля его, когда он это делает. Если тревога влияет на жизнь вашего ребенка, обратитесь к врачу общей практики.
Запугивание
Запугивание может иметь разрушительные последствия для детской уверенности и самооценки, особенно в дошкольном возрасте. Если над вашим ребенком издеваются в дошкольном учреждении, ему нужно много любви и поддержки как дома, так и в дошкольном учреждении. Он также должен знать, что вы примете меры, чтобы предотвратить дальнейшие издевательства.
Драки
Разногласия и драки среди детей очень распространены. На бой влияют несколько факторов: темперамент, окружающая среда, возраст и навыки. Вы можете работать с этими факторами, чтобы справиться с конфликтами в вашей семье.
Привычки
У многих детей есть привычки, например, грызть ногти или накручивать волосы. Привычки вашего ребенка могут вас беспокоить, но обычно вам не о чем беспокоиться. Большинство привычек уходят сами собой.
Ложь
Возможно, вы поймали своего ребенка на случайной лжи. Ложь является частью развития, и часто она начинается в возрасте около трех лет. Обычно лучше учить маленьких детей ценить честность и говорить правду, чем наказывать их за небольшую ложь.
Застенчивость
Застенчивое поведение нормально для дошкольников. Если ваш ребенок медленно согревается, постарайтесь поддержать его в социальных ситуациях. Например, вы можете оставаться в детском саду какое-то время по утрам в первые дни. Также полезно хвалить ребенка за смелое социальное поведение, например, за то, что он отвечает другим, использует зрительный контакт или играет вдали от вас.
Истерики
Если у вашего ребенка случаются истерики, полезно помнить, что он все еще учится надлежащим способам выражения чувств. Если вы работаете над снижением стресса вашего ребенка, настраиваетесь на его чувства и выявляете триггеры истерики вашего ребенка, вы должны видеть меньше истерик после того, как ему исполнится четыре года.
Не волнуйтесь, если у вашего дошкольника есть воображаемый друг. Воображаемые товарищи вырастают из здорового, активного воображения. Они дают детям отличный способ выразить чувства и отработать социальные навыки.
Как помочь детям дошкольного возраста вести себя хорошо: советы
Используйте напоминания
У дошкольников короткая память и они легко отвлекаются. Возможно, вам придется несколько раз напомнить ребенку о чем-то. Например, когда уже почти пора выходить из парка, попробуйте сказать: «Адель, мы скоро пойдем домой». Затем сделайте еще одно напоминание ближе к тому времени, когда вы уходите: «Адель, еще два слайда, и мы уходим».
Поделитесь чувствами
Если ваш дошкольник понимает, как его поведение влияет на вас, он может сочувствовать вам. Поэтому вы можете сказать: «Я расстраиваюсь, потому что вокруг так много шума, и я не могу говорить по телефону». Когда вы начинаете предложение с «я», это дает вашему ребенку возможность изменить ситуацию ради вас.
Измените окружение
Зачастую вы можете предотвратить или свести к минимуму проблемное поведение, изменив окружение вашего ребенка. Например, если ваш дошкольник расстраивается из-за того, что ваш ребенок продолжает ползать по своей головоломке, постарайтесь найти тихое место, где он может спокойно играть.
Дисциплина дошкольника и руководство поведением ребенка
Дисциплина помогает вашему ребенку научиться как себя вести, а также как не надо себя вести.
Дисциплина работает лучше всего, когда у вас теплые и любящие отношения с ребенком и вы поощряете хорошее поведение, например, используя распорядок дня, четкие инструкции и обильную похвалу за хорошее поведение.
Семейные правила являются ключевым аспектом дисциплины для детей всех возрастов. Они направляют поведение детей в положительную сторону, точно указывая, какое поведение вы ожидаете. Но дошкольники, скорее всего, забудут или проигнорируют правила, поэтому им потребуется поддержка и напоминания, чтобы следовать им.
Последствия — это удобный способ направлять поведение детей, поскольку они дают понять детям, чего не следует делать. Вы можете адаптировать последствия к различным ситуациям, но последствия всегда лучше всего сочетаются с акцентом на положительном поведении вашего ребенка.
Физические наказания, такие как шлепки, не учат детей правильно себя вести и могут причинить им вред. Это также может заставить детей бояться вас, что затрудняет их обучение хорошему поведению.