Разное

Ушинский педагогические: Педагогика Ушинского

Содержание

Педагогика Ушинского

Константин Дмитриевич Ушинский – знаменитый педагог, основоположник Русской научной педагогики. Он создатель множества научных педагогических трудов, известных и в России и за рубежом. Его научные взгляды о теории обучения и воспитания до сих пор востребованы и нередко цитируются в различных научных и научно-популярных изданиях.

Биография Константина Дмитриевича Ушинского

Родился Константин Дмитриевич в Туле 19 февраля 1824 года. В 1840 году он окончил Новгород-Северскую гимназию и поступил в Московский университет на юридический факультет. Именно университетские преподаватели повлияли на его выбор заниматься педагогикой. Окончив в 1844 году основной курс обучения, Константин Дмитриевич остался в университете для подготовки к сдаче экзамена на звание магистра.

Уже летом 1844 года Ушинский получает кандидатскую степень по юриспруденции. В 1846 году он становится исполняющим обязанности профессора камеральных наук кафедры энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в Демидовском лицее в Ярославле. Но различие в педагогических взглядах с руководством лицея привело к отставке Константина Дмитриевича в 1849 году.

После этого Ушинский был инспектором Гатчинского сиротского института и инспектором классов Смольного института благородных девиц. В обоих учебных заведениях ему удалось коренным образом изменить систему преподавания в лучшую сторону. Однако Царское правительство оказалось недовольно инициативой педагога. В 1862 году Константина Дмитриевича уволили из Смольного института и отправили в продолжительную командировку за рубеж, якобы для изучения теории женского образования за границей.

Сам Ушинский расценил эту командировку как ссылку, однако эта поездка принесла ему пользу. В это время он изучил системы женского и начального образования в ряде стран. Результатом его деятельности стали несколько научных статей и книг. В 1867 году Константин Дмитриевич возвращается в Россию и начинает работать над третьим томом научной работы «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Закончить его он не успел – в 1870 году он умер. Однако за свои 47 лет он очень многое сделал для эволюции отечественной педагогики.

База учений Ушинского и их влияние на современную педагогику

Основные идеи Ушинского – демократизация народного образования и народность воспитания. Он считал, что в основе теории педагогики должны стоять законы философии, психологии, анатомии и физиологии. По его мнению, в педагогике нельзя основываться только на собственном опыте, даже если он был удачен. И теории обязательно должна сопутствовать практика. Ушинский писал о том, что теория, не имеющая оснований, оказывается столь же бесполезной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя сделать какой-либо вывод. О том, что теория не может отрицать действительности, факт не может отрицать мысли.

Дом Ушинского

Кроме этого Константин Дмитриевич считал, что воспитание и образование должно учитывать своеобразие каждого народа, т.е. традиции, географию, исторические особенности. Народность, по его мнению, лучше всего выражается через изучение и уважение родного языка и родной истории. Подобное воспитание, как он говорил, должно развить у детей патриотизм, чувство долга перед Отечеством и чувство национальной гордости, которое, однако, чуждо шовинизму и сочетает в себе уважение к другим народам.

Ушинский определял воспитание, как сознательный процесс создания гармоничной личности. Важную роль в педагогике, по его мнению, играет воспитание нравственности. Он утверждал, что влияние нравственное есть основная задача воспитания, более важная, чем развитие ума и наполнение головы знаниями. Константин Дмитриевич полагал, что воспитание нравственности должно развивать в человеке дисциплинированность, гуманность, честность и трудолюбие. И, кроме того, чувство собственного достоинства в тандеме со скромностью.

Средства нравственного воспитания по Ушинскому это обучение, личный пример учителя, убеждение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрения и взыскания. Недовольство правительства Ушинским вызывал его протест против дисциплины старой школы, основанной на слепом повиновении ученика педагогу и предусматривающей физические наказания. По его мнению, гуманность к ученику должна быть основой воспитания.

Воззрения Константина Дмитриевича Ушинского отражены во многих его педагогических трудах и статьях. В 1857-1858 годах он напечатал свои статьи «О пользе педагогической литературы», «Три элемента школы», «О народности в общественном воспитании» и другие в «Журнале для воспитания». В 1860-1861 годах он разместил в «Журнале министерства народного просвещения» свои педагогические статьи «Труд в его психическом и воспитательном значении» и «Родное слово». В 1861 году он производит на свет хрестоматию «Детский мир», в 1864 году – «Родное слово», книгу для классного чтения. Также в1868-169 годах он создал фундаментальную научную работу в двух томах «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» и собрал материалы для третьего тома.

4. Педагогические труды и важнейшие идеи российских педагогов XIX в. (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев).

Константин Дмитриевич Ушинский

Основатель научной педагогики в России, опирающийся на идею народности. Статьи: «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы» и др.

Широко использовал наглядность в обучении, проводил опыты на уроках биологии и физики.

Ушинским была составлена хрестоматия по русскому языку «Детский мир» в двух частях для преподавания в младших классах.

В 1860-1861 гг. Ушинский редактировал «Журнал Министерства народного просвещения». В эти годы он поместил в нем свои статьи «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Родное слово» и «Проект учительской семинарии».

Книги: «Родное слово», «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

Педагогическое наследие Ушинского:

1) Первый среди русских педагогов предпринял попытку суммировать научные знания о человеке исходя из признания взаимосвязи педагогики с данными антропологических наук, к которым он относил анатомию, физиологию, психологию человека, логику, философию, географию, статистику, политическую экономию, историю.

2) Осознавал необходимость философского осмысления педагогики

3) Идея общественного смысла воспитания ярко проявляется у Ушинского в  принципе народности.

4) Заявил о существовании закономерностей воспитания и попытался объяснить их.

5) Поддерживал общемировую традицию классно-урочной системы обучения, подчёркивал ведущую роль учителя, отмечал необходимость разнообразных форм урока в зависимости от его задач (объяснение нового материала, закрепление, выяснение знаний учащихся и т.д.)

6) Разработал учение о двухуровневой дидактике: общей и частной.

7) Внес много нового в теоретическую разработку основных принципов обучения.

8 ) Обучение рассматривал как напряженный труд, который требует от школьника значительных волевых усилий.

9) Методика нравственного воспитания — отказ от педагогики «страха», от поддержания школьной дисциплины путем наград и наказаний, он предлагал воспитывать школьника в атмосфере здравомыслия и гуманности.

Василий Иванович Водовозов

Книги: «Предметы обучения в нарезной школе», «Книга для первоначального чтения в народных школах», «Русская азбука для детей» и к ней «Наставления для учителя», «Рассказы из русской истории».

В методике преподавания особое значение придавал соблюдению принципов наглядности и последовательности.

Лев Николаевич Толстой

Считал, что надо строит школу на основе идеи свободного воспитания. Издавал журнал «Ясная поляна», в котором опубликовал статьи «О народном образовании», «О методах обучения грамоте» и др.

Педагогические взгляды Толстого:

1)  идея «свободного воспитания»

2) идеальную школу Толстой представлял себе как свободное содружество, где одни сообщают знания, а другие свободно воспринимают их.

3) Толстой считал, что «недопустимо разделять воспитание и образование».

4) При выборе методов обучения Толстой советовал исходить из отношения учеников к тому или другому методу.

5) Придавал большое значение развитию творчества детей.

6) Советовал вести преподавание так, чтобы все учащиеся успевали.

Петр Францевич Лесгафт

Идеи, теории и труды:

— Научная подготовка руководителей физического воспитания

— Разработал теорию «физического воспитания», изложенную в работе «Руководство к физическому образованию детей школьного возраста».

— Разработал «теорию семейного воспитания», изложенную в работе «Семейное воспитание ребенка и его значение».

Виктор Петрович Острогорский

Вклад в педагогику:

— разработал программу и методику обучения выразительному чтению.

— автор рассказов для детей

— выступал за защиту женского образования

Работы: «Письма об эстетическом воспитании», «Этюды о русских писателях», «Беседы с преподавателями о словесности».

Петр Федорович Каптерев

Продолжил традицию антропологического воспитания. По его мнению, педагогика – прикладная отрасль человеческого знания, которая опирается на фундаментальные законы, открытые науками о человеке.

Занимался вопросам семейного и общественного воспитания. Поддерживал идею создания детских яслей и садов.

В ранних своих работах утверждал идею развивающего обучения. Каптерев верно определил главное в умственном образовании – оно заключается в качестве, а не в количестве знаний. Большое значение придавал использованию возможностей учебного процесса для развития и воспитания учащихся.

Дидактические взгляды Каптерева наиболее полно представлены в его работе «Дидактические очерки. Теория образования».

Одна из основных идей в педагогическом наследии Каптерева – идея о самодеятельности и ее роли в развитии личности. Она выражена в работах «Педагогический процесс», «Педагогическая психология», в статье «О саморазвитии и самовоспитании».

Работы: «Новая русская педагогия, её главнейшие идеи, направления и деятели», «История русской педагогии», статьи «Развитие мировоззрения Пирогова», «Общий характер педагогических статей Добролюбова» и др.

Научное наследие — Электронная библиотека ГНПБУ


19 февраля (2 марта) 1824, Тула — 22 декабря 1870 (3 января 1871), Одесса


Российский педагог и общественный деятель, основоположник научной педагогики в России


Сын отставного офицера Дмитрия Григорьевича Ушинского. Получил домашнее начальное образование. Из-за служебной деятельности отца семья часто переезжала. Учился в Новгород-Северской гимназии (1833—1840), затем на юридическом факультете Московского университета (1840—1844). Под влиянием лекций П. Г. Редкина заинтересовался педагогикой.


В 1846—1849 профессор «камеральных наук» кафедры законоведения, государственного права и науки финансов Демидовского лицея в Ярославле. С 1846 редактор, с 1848 один из авторов неофициальной части «Ярославских губернских ведомостей», в которых публиковал статьи по различным вопросам общественной жизни, историко-географические очерки. После изменения политики администрации учебного округа в отношении лицея (приглашение университетских преподавателей) и конфликта с руководством лицея из-за обвинений в неблагонадёжности был вынужден подать в отставку, переехал в Санкт-Петербург.


В 1850—1854 служил помощником столоначальника в канцелярии Департамента духовных дел иностранных (неправославных) исповеданий МВД. В это же время сотрудничал в журналах «Современник» (1852—1854), где курировал раздел «Иностранное обозрение», «Библиотеке для чтения» (1854—1855) и «Вестнике Русского географического общества» (1852—1854), писал литературно-критические, историко-географические статьи, рецензии, составлял хроники и обозрения. С 1854 преподавал русскую словесность, географию и юридические предметы в Гатчинском сиротском институте; в 1855—1858 инспектор классов (заведующий учебной частью), в 1857 временно исполнял обязанности директора. В 1859—1862 инспектор классов Смольного института (Воспитательного общества благородных девиц и Александровского училища), редактировал «Журнал Министерства народного просвещения» (1860—1861). Около 1859 написал четыре «Письма о воспитании наследника российского престола», адресованные императрице Марии Александровне, или лицу, близкому к ней, где обрисовал программу воспитания наследника Николая Александровича. По политическим мотивам был уволен с должности редактора, а затем и из Смольного института.


В 1862—1864 и 1864—1870 в заграничной командировке, главным образом в Швейцарии, также Германии, Франции, Бельгии, Великобритании, где занимался изучением проблем организации школ и женского образования, социально-философских и психологических методов обучения и воспитания; фактически оставил государственную службу. В 1861—1864 издал книги для первоначального чтения «Детский мир» и «Родное слово» — первые массовые общедоступные книги для чтения первых классов средних учебных заведений. В последние годы жизни занимался общественной деятельностью, работал над изданием главного труда — незавершённого трёхтомника «Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии».


Являлся сторонником демократизации образования и идеи народности в воспитании. Работая в Гатчинском и особенно в Смольном институтах, реформировал систему воспитания; стремясь смягчить режим жизни воспитанников, искоренить доносительство, отменил разделение программ для учеников дворянского и недворянского происхождения, ввёл практику преподавания учебных предметов на русском языке, совещания и конференции педагогов, создал подготовительный и педагогический классы для подготовки учащихся к работе в качестве воспитательниц, привлекал известных педагогов к преподавательской деятельности. В Демидовском лицее выступал за создание современной системы преподавания камеральных дисциплин, соответствующей российским реалиям. Во время работы в «Журнале министерства народного просвещения» пытался превратить его в специальное издание, занимающееся разработкой вопросов педагогики и народного образования.


Просвещение народа считал одним из обязательных факторов на пути к торжеству гуманистических идеалов. Впервые в истории русской педагогической мысли связывал общественную мораль с научными психологическими фактами. Был сторонником женской эмансипации и развития женского образования. Рассматривал школу как важнейший субъект системы воспитания. Будучи сторонником единства обучения и воспитания, признавал важность моральных личностных качеств воспитателя, создания целостной системы нравственного воспитания личности. Считал важным всестороннее изучение личных качеств человека, общественной среды, культуры и «духа времени», использование новейших достижений наук о человеке. Целью воспитания называл формирование активной и творческой личности, что предполагает и подготовку к труду, умственному и физическому, как высшей форме человеческой деятельности. Различные формы труда учащихся в школе рассматривал в качестве важнейшего фактора воспитания и обучения. Внедрил в школьное образование новый аналитико-синтетический звуковой метод обучения грамоте на конкретных примерах, сочетавший изучение явлений природы и усвоение родного языка, применяемый до сих пор.


Основные издания трудов


◦ Собрание педагогических сочинений Константина Дмитриевича Ушинского. Т. 1—2. СПб., 1875—1908.


◦ Собрание сочинений. Т. 1: Ранние работы и статьи, 1846—1856 гг. М.-Л., 1948.


◦ Собрание сочинений. Т. 2: Педагогические статьи, 1857—1861 гг. М.-Л., 1948.


◦ Собрание сочинений. Т. 3: Педагогические статьи, 1862—1870 гг. М.-Л., 1948.


◦ Собрание сочинений. Т. 4: Детский мир и хрестоматия. М.-Л., 1948.


◦ Собрание сочинений. Т. 5: Методические статьи и материалы к «Детскому миру». М.-Л., 1949.


◦ Собрание сочинений. Т. 6: Родное слово: кн. для детей: год 1-й и 2-й. Родное слово: кн. для учащих. М.-Л., 1949.


◦ Собрание сочинений. Т. 7: Родное слово: год 3-й. Руководство к преподаванию по «Родному слову». М.-Л., 1949.


◦ Собрание сочинений. Т. 8: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии, т. 1. М.-Л., 1950.


◦ Собрание сочинений. Т. 9: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии, т. 2. М.-Л., 1950.


◦ Собрание сочинений. Т. 10: Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии». М.-Л., 1950.


◦ Собрание сочинений. Т. 11: Материалы биографические и библиографические. М.-Л., 1952.


◦ Избранные педагогические сочинения. Т. 1—2. М., 1935—1939.


◦ Избранные педагогические сочинения. Вып. 1—4. М., 1946.


◦ Избранные педагогические сочинения. Т. 1—2. М., 1953—1954.


◦ Архив К. Д. Ушинского. Т. 1. М., 1959.


◦ Архив К. Д. Ушинского. Т. 2. М., 1960.


◦ Архив К. Д. Ушинского. Т. 3. М., 1961.


◦ Архив К. Д. Ушинского. Т. 4. М., 1962.


◦ Избранные педагогические произведения. М., 1968.


◦ Избранные педагогические сочинения. Т. 1—2. М., 1974.


◦ Избранные труды. В 4 кн. М., 2005.


Литература


Маккавейский Н. К. Д. Ушинский и его педагогические идеи. К., 1896.


◦ Памяти Константина Дмитриевича Ушинского. Сб. статей. СПб., 1896.


Грунский Н. К. Жизнь, деятельность и взгляды К. Д. Ушинского. Юрьев, 1912.


Медынский Е. Н. Великий русский педагог К. Д. Ушинский. М., 1945.


◦ Памяти К. Д. Ушинского. Сб. статей. М., 1946.


◦ Данилов М. А. Дидактика К. Д. Ушинского. М.-Л., 1948.


Иванов А. Г. К. Д. Ушинский. 1824—1870. Ярославль, 1949.


Лордкипанидзе Д. О. Педагогическое учение К. Д. Ушинского. М., 1954.


Струминский В. Я. Основы и система дидактики К. Д. Ушинского. М., 1957.


Струминский В. Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К. Д. Ушинского. М., 1960.


◦ Струминский В. Я. Великий русский педагог К. Д. Ушинский. М., 1961.


 ◦ Иванов А. И. К. Д. Ушинский. Гимназист. Студент. Профессор. Ярославль, 1973.


Бондаренко Л. И. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогическая система К. Д. Ушинского. Л., 1973.


Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. М., 1974.


Бельский В. Ю. Принцип народности в системе социально-философских взглядов К. Д. Ушинского. М., 2002.


Пефтиев В. И. К. Д. Ушинский — российский энциклопедист XIX в. Ярославль, 2006.


Архивы


≡ Ин-т русской литературы (Пушкинский дом). Личный фонд К. Д. Ушинского, ф. 316, 82 ед. хр., 1847—1870 гг.


≡ Отдел рукописей РНБ. Личный фонд К. Д. Ушинского, ф. 804, 76 ед. хр., 1852—1920 гг.

Main page — Ярославский педагогический университет

Материал из Ярославский педагогический университет

Welcome to the site of
«Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D.Ushinsky» The University address:
Russia, 150000, Yaroslavl,
Respublikanskaya street, 108/1.

International contacts, phone
(4852) 30-55-96;
(4852)72-56-17
e-mail: [email protected]

Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky awarded the Order of the Red Banner of Labour has a long and glorious history. It is one of the oldest pedagogical educational institutions of Russia.
Its history is a century family tree of the disseminator of the Reasonable, Kind, Eternal.

In 2008 our University according to the Order of the Prime Minister of the Russian Federation V. V. Putin solemnly celebrated the 100-year anniversary. In the letter of appreciation of the Russian Federation President D.A.Medvedev due to the occasion of the University anniversary «the great contribution in training and professional development of pedagogical staff» has been noticed. Kind words to the University sounded at the anniversary evening on December 8, 2008 from the scene of the Theater named after F.G.Volkov.

High estimation of the University staff’s 100-year work way was reflected in the official rating published in 2010, where our University got the 3-d rate among pedagogical universities of Russia, it was proved that it is one of the leaders of the modern Russian pedagogical education which keeps and develops best traditions of the academic science in solidarity with every-day pedagogical practice.

The Head of the Council is Acting Rector of Yaroslavl State Pedagogical University

named after K.D. Ushinsky,

Doctor of Pedagogical Sciences

Mikhail Vadimovich Gruzdev

The University address:
Russia, 150000, Yaroslavl,
Respublikanskaya street, 108/1

University site:
http://yspu.org

Phone for inquiries:
(4852) 30-54-59

Information for students and applicants:
(4852) 30-56-91

International contacts:
(4852) 30-55-96; 72-56-17

Commercial contacts:
(4852) 72-87-10

E-mail:
[email protected]

University Management

The general management of the Pedagogical University is done by the elective body — the Scientific Council consisting of the most prominent teachers and scientists of the University.

The Head of the Council is Acting Rector – Doctor of Pedagogical Sciences, Mikhail Vadimovich Gruzdev,
phone: (4852) 30 — 56-61, fax: (4852) 30-51-12,
e-mail: [email protected]

His assistants are Vice-rectors:
Vice-Rector for Research — Candidate of Pedagogical Sciences, Aleksandr Mikhailovich Khodyrev,
phone/fax: (4852) 30-55-96,
e-mail: [email protected]

Vice-Rector for Academic Affairs — Candidate of Pedagogical Sciences, Vladimir Petrovich Zavoistiy,
phone/fax: (4852) 30-56-71,
e-mail: [email protected]

Vice-Rector for Distance Learning — Doctor of Historical Sciences, Aleksandr Mikhailovich Ermakov,
phone: (4852) 32-98-37,
e-mail: [email protected]

Vice-Rector for Social and Economic Questions and Security – Aleksandr Aleksandrovich Glukhov,
phone/fax: (4852) 72-87-10,
e-mail: [email protected]

УШИНСКИЙ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Русский писатель, выдающийся педагог, создатель российской научной педагогики.

Семья. Образование

Константин Ушинский родился в 1823 году в Туле в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского, офицера, участвовавшего в войне 1812 года. Мать мальчика Любовь Степановна умерла, когда ему было 12 лет. Имел жену – Надежду Семеновну Дорошенко (поженились в 1851 году). В браке родились шестеро детей: сыновья Павел, Константин и Владимир, дочери Вера, Надежда и Ольга.

Отца Константина назначили судьей в город Новгород-Северский, и вся семья жила там. После окончания местной гимназии Константин поступил на юридический факультет Московского университета. В 1844 году Ушинский окончил университет и остался там для подготовки к профессорскому званию.

Педагогическая карьера

С 1846 года Ушинский работал в ярославском Демидовском лицее. Однако его либеральные воззрения раздражали руководство, и вскоре Константин покинул лицей. Следующие полтора года он пытался найти работу в преподавательской сфере, тем временем зарабатывая на жизнь переводами иностранных статей. Однако  ничего не вышло, и он переехал в Петербург, заняв мелкую чиновничью должность.

В 1854 году Ушинскому удалось перейти на службу в Гатчинский Сиротский институт. Там он стал преподавателем русской словесности, затем был назначен инспектором классов.

Педагогические книги одного из прежних инспекторов — Е.О. Гугеля — с которыми Константин Дмитриевич ознакомился в институте, оказали на него большое влияние. Вдохновленный идеями автора, Ушинский написал статью «О пользе педагогической литературы», публикация которой имела немалый успех. С этого момента Ушинский стал постоянным автором «Журнала для воспитания». Кроме того, он активно сотрудничал с «Современником»  и  «Библиотекой для чтения».

В 1859 году Ушинский поступает на должность инспектора классов в Смольный институт. Там он искоренил разделение учащихся на «благородных» и «мещан», организовал преподавание учебных предметов на русском языке, создал педагогический класс (где готовили будущих воспитательниц), ввел практику проведения совещаний педагогического коллектива. Однако не всем пришлись по душе такие новшества. Начальница института М.П. Леонтьева обвинила Ушинского в вольнодумстве, и в результате этого конфликта Константина Дмитриевича удалили из института и отправили за границу изучать школьное дело. Ушинский побывал в Германии, Швейцарии, Бельгии, Франции, наблюдения этого периода выразил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии». Тогда же из-под его пера вышли книги «Родное слово» и «Детский мир», а также специальное руководство для родителей и учителей.

В 1860-е годы Ушинский вернулся в Россию и начал работу над своей главной книгой — «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии». Вышли два тома, третий остался не законченным.

Ушинский продолжал писать статьи, навещать школы в разных городах. В Симферополе в 1870 году учитель мужской гимназии И.П. Деркачев вспоминал:  «Дружественный тон, которым автор «Родного слова» говорил с учителями, мягкость обращения и простота быстро привлекали к нему всех. Он смотрел на каждого учителя, как на равного себе товарища, и скромно, терпеливо, с непритворным уважением слушал всякое замечание и возражение… Проэкзаменовал всех учениц, поступивших в первый класс. Учительницу поразило, с каким искусством великий педагог опрашивал детей. Он ставил вопросы просто, ясно и в то же время так, что по ответам можно было легко понять, насколько подготовлена и развита та или иная ученица».

В 1870 году после гибели сына Павла Ушинский решил переехать в Киев. Но для лечения ему было необходимо сначала отправиться в Крым. По дороге туда он простудился и умер (это произошло в Одессе в декабре 1870 года). Похоронен Константин Ушинский в Киеве.

190-летию К.Д. Ушинского, великого русского педагога, посвящяется… :: КГПУ им. В.П. Астафьева

Учитель русских учителей К.Д. Ушинский

В педагогике за века её существования появилось много славных имён.

Но в этой блестящей плеяде, на наш взгляд, выделяются два уникальных имени. Это великий чех Я.А. Коменский – родоначальник педагогической науки как мирового феномена и наш К.Д. Ушинский – основатель отечественной педагогики.

«Учитель других – потребен гений», – сказал поэт, и Константин Дмитриевич был именно таким гением. Он прожил до обидного короткую жизнь – всего 46 лет, но как много он успел сделать!

Детство и отрочество будущего великого педагога прошло в Малороссии, в небольшом отцовском поместье на берегу Десны. Обычный для мальчика из дворянской семьи того времени путь: гимназия, Московский университет юридический факультет которого он блестяще окончил. А вот дальше начинаются чудеса! В 22 года он стал исполняющим обязанности профессора камеральных наук Демидовского юридического лицея в Ярославле. А уже в 24 года, имея семью, оказался, практически безработным. В чем причина? – в характере. Вот как отзывается о молодом педагоге попечитель лицея П. Демидов: «Имеет большие дарования и отличные знания, но с большим самолюбием, резок в суждениях». Несколько лет К.Д. Ушинский вынужден был тянуть ненавистную ему чиновничью лямку. В 1855 год происходит очередное чудо: по рекомендации бывшего коллеги по лицею Константин Дмитриевич становится преподавателем словесности, а затем инспектором Гатчинского сиротского института. Именно в это время происходит знаменитый «случай со шкафами», который сегодня рассказывают как исторический анекдот. Однажды любознательный педагог заметил два пыльных шкафа, стоявших в коридоре. Он заглянул в эти шкафы, и буквально ему на голову свалилось полное собрание педагогической литературы, которое собрал предшественник К.Д. Ушинского Е. Гугель, между прочим ученик И.Г. Песталоцци. Говорят, что среди этих трудов была и «Великая дидактика» Я.А. Коменского. К.Д. Ушинский стал читать упавшие на него труды и на всю жизнь «заболел» педагогикой. По горячим следам вышла одна из лучших его статей «О пользе педагогической литературы».

С этих пор педагогическая стезя становится родной, он много размышляет и пишет; его заслуги на научной ниве получают всеобщее признание. Это ведет к очередному карьерному повышению: его назначают инспектором классов Смольного института благородных девиц. «Кофейные» и «голубые» классы (форма одежды учениц разного возраста) были фраппированы кардинальным реформированием их учебной программы: русский язык и русская литература (заметим, что многие «смолянки» просто не знали родного языка, не читали современных писателей), физика, география, биология. Кроме того, стараниями К.Д. Ушинского к 7-летнему образованию прибавился 2-летний педагогический класс (по желанию воспитанниц). По дневниковым воспоминаниям одной из институток мы знаем, что девушки были очень благодарны Константину Дмитриевичу за то, что он дал им возможность быть самостоятельными, приносить пользу Отечеству на педагогическом поприще. Казалось бы, все складывается отлично, но возникает очередной конфликт – на сей раз с начальницей института: К.Д. Ушинский обвинен в вольнодумии, непочтительности и безбожии. Однако, на сей раз его не так-то легко уволить, ведь он давно приобрел известность в педагогических кругах. Выход найден следующий: с мягкой формулировкой «по состоянию здоровья» ученого отправляют за границу, где он провел пять лет. Константин Дмитриевич побывал в Швейцарии, Германии, Франции, Бельгии, Италии, и везде он изучал дело постановки образования. Это был очень плодотворный в научно-методическом плане период. Но здоровье резко ухудшалось; будто чувствуя серьезность положения, К.Д. Ушинский рвался на Родину, а вернувшись прожил очень недолго; скончавшись в 1870 году.

Вот такие вехи биографии, наполненной напряженным научно-педагогическим трудом. Поражает, насколько современно звучат сегодня многие его идеи. Нам особенно дорога следующая его мысль: «Общей системы народного воспитания для всех народов не существует. У каждого народа она своя, особенная, а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным». Мы же зачастую слепо копируем западный опыт, забывая ещё одну блестящую мысль К.Д. Ушинского: «Передается мысль, выведенная из опыта, а не самый опыт» (статья «О пользе педагогической литературы»). Кстати, наука, по мысли Константина Дмитриевича, «обща для всех народов».

А как пригодилась бы современным родителям идея К.Д. Ушинского о том, что «воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а для приготовления к труду»! Мысль суровая, но справедливая, ведь «в экономическом отношении труд должен быть поставлен во главе двух содеятелей человеческого богатства: природы и капитала, а не рядом с ними. Без труда природные богатства и обилие капиталов оказывают гибельное влияние не только на нравственное и умственное развитие людей, но даже и на их состояние». Наши же дети зачастую не знают, что такое элементарный труд по самообслуживанию, они не готовы сделать минимальное усилие для достижения цели, а вот Константин Дмитриевич считал, что: «нельзя оставить человека без работы в руках, без мысли в голове, потому, что именно в эти минуты портится голова, сердце и нравственность» (работа «Труд в его психическом и воспитательном значении»).

Формат этой статьи не позволяет охватить и сотой доли педагогического наследия К.Д. Ушинского. Он ведь действительно является основоположником русской педагогики, а его главное сочинение «Человек как предмет воспитания» до сих пор является настольной книгой многих педагогов и психологов.

В заключение мы не можем не сказать об К.Д. Ушинском как об учителе русских учителей (так называли его ещё при жизни). Он очень много сделал для подготовки учителей начальной школы. Его знаменитый проект «учительских семинарий» был реализован в прекрасных учебных заведениях, где будущие учителя начальных классов изучали не только русский язык, литературу, арифметику, географию, историю и естествознание, но и педагогику, психологию, методику обучения; приобретали навыки выразительного чтения, рисование, черчение и пение. А как была организована педагогическая практика! Если наши студенты в лучшем случае 2 раза за весь период обучения погружаются в педагогическую практику, то в «семинариях К.Д. Ушинского» будущие учителя работали с ребятишками буквально с первых шагов своего обучения. Константин Дмитриевич мечтал о педагогических факультетах, готовящих учителей средней школы. Хочется верить, что его мечта, воплощенная сегодня в педагогических колледжах и вузах, останется жить, что наше педагогическое образование не исчезнет в погоне за западными образцами.

Закончить нам хочется прекрасными словами К.Д. Ушинского, обращенными из XIX века к нам с вами, к современным педагогам: «Воспитатель – посредник между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории и поколением новым; хранитель святых заветов, а дело его – скромное по наружности –одно из величайших дел истории».

Коллектив кафедры педагогики.

Педагогический центр развития образования Российской Федерации им.К.Д.Ушинского

 

 

 

 

Педагогический портал

развития образования РФ

им. К.Д.Ушинского

Приглашает принять участие в наших конкурсах и мероприятиях в 2021 году

Желаем успехов и побед…

 

 

 

Открытый Всероссийский  конкурс 

 Наша Великая Победа 1941-1945

  Материалы рассматриваются до 2 дней.

 

 

 

 

 

 Открытый Всероссийский конккурс

 Экскурсия-форма обучения  

Материалы рассматриваются до 2 дней.

 

 

Открытый международный конкурс творческих работ 

Умелые руки 

Материалы рассматриваются до 2 дней.

 

Всероссийский конкурс на лучший сценарий школьного праздника 

Школьный букет 

  Материалы рассматриваются до 2 дней.

 

 

Международный педагогический конкурс

  Интернет-технологии в обучении

Материалы рассматриваются до 2 дней.

     

 

Открытый Международный дистанционный

конкурс педагогических проектов

Золотой пеликан 

 Материалы рассматриваются до 2 дней.

 

Всероссийский конкурс на лучшую образовательную

программу дополнительного образования

 Калейдоскоп программ 

Материалы рассматриваются до 2 дней.

 

 

Открытый Всероссийский дистанционный конкурс школьной фотографии 

 Школьный объектив 

Материалы рассматриваются до 2 дней. 

 

 

               

Открытый Всероссийский дистанционный конкурс

персональных сайтов 

«Net- планета»

Материалы рассматриваются до 2 дней.

 

 

                   

Открытый Всероссийский

конкурс на лучшую научно-популярную статью по педагогике и психологии

Вектор образования   

Материалы рассматриваются  до 2 дней.

 

 

 Всероссийский конкурс инновационных

методических разработок

 Профессионал 

Материалы рассматриваются до 2 дней.

 

 

Открытый Всероссийский конкурс ЭССЕ  

(с международным участием)

 Педагогический талант 

Материалы рассматриваются до 2 дней.

 

 

Открытый международный конкурс 

 педагогических идей

 Педагог-новатор

Материалы рассматриваются до 2 дней.

 

 

 Всероссийская 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  КОНФЕРЕНЦИЯ  

ЦПИ им.К.Д.Ушинского

Материалы рассматриваются до 2 дней.

 

 

                           

Всероссийский конкурс на лучшую методическую

разработку по педагогике 

  Лучшая методическая

разработка

Материалы рассматриваются до 2 дней

 

 

Всероссийский педагогический конкурс

 Учитель начальных классов

Материалы рассматриваются до 2 дней.

 

 

 Открытый Всероссийский дистанционный конкурс

учебных презентаций 

Прозвенит звонок веселый

Материалы рассматриваются до 2 дней.

 

 

 

Открытый Всероссийский дистанционный конкурс докладов 

Простые истины

Материалы рассматриваются до 2 дней.

 

 

       

Открытый международный конкурс 

исследовательских работ  

Мы идем дорогой знаний…

Материалы рассматриваются до 2 дней.

 

 

     

 Всероссийский дистанционный конкурс сочинений 

для учащихся 5-11 классов 

Золотое перо

Материалы рассматриваются до 2 дней.

 

 

              

Всероссийский дистанционный конкурс 

проектно-исследовательских работ учащихся

 Наукоград

Материалы рассматриваются до 2 дней.

 

 

         

Всероссийский дистанционный конкурс  

реферативных работ учащихся

 Познание и творчество

Материалы рассматриваются до 2 дней.

 

     

  Всероссийский дистанционный конкурс

социальных проектов учащихся

 Контакт

Материалы рассматриваются до 2 дней. 

 

                                                          

Открытый Всероссийский дистанционный конкурс рисунков

  Волшебная Акварель 

Материалы рассматриваются до 2 дней.

 

 

Открытый Всероссийский дистанционный конкурс

презентаций 

  От школьных истин 

Материалы рассматриваются до 2 дней.

 

 

    Открытый Международный творческий

конкурс для детей и взрослых

Интеллектуал

Материалы рассматриваются  до 2 дней.

 

 

                

Всероссийский конкурс научно-практических материалов

Педагогический совет 

(для директоров, заместителей директоров,педагогов)

Материалы рассматриваются до 2 дней.

 

 

                                                   

 Всероссийский конкурс с международным участием

Заместитель директора 

Материалы рассматриваются  до 2 дней. 

 

 

 ООО ЦПИ и РО «Новый Век» г.Тюмень не оказывает образовательных услуг. Курсы КПК являются курсами самообразования и саморазвития педагогов РФ .ООО ЦПИ и РО «Новый Век» оказывает только информационную поддержку желающим изучить данные темы и повысить свой проффесионализм и компетентность. 

 

Людмила Гусева, основоположник научной педагогики в России XIX века :: ССРН

История образования и детской литературы, XIII, 1 (2018), стр. 479-491

10 стр.

Добавлено: 6 мая 2019 года

Дата написания: 18 декабря 2016 г.

Аннотация

Константин Дмитриевич Ушинский (Ушинский) (19 февраля 1823 — 22 декабря 1870) — русский демократический педагог и основоположник научной педагогики в России.К.Д. Ушинского считают «учителем русских учителей», потому что его достижения в области образования и педагогики определили структуру государственного образования в России на следующее столетие. Он превратил Смольный институт в первый педагогический институт. Ушинский написал первый букварь русского языка «Родное слово», первую книгу для чтения «Детский мир» и первую хрестоматию для детей. Проведя всесторонний анализ образовательных систем в нескольких европейских странах из первых рук, он создал область сравнительного образования.В трехтомной монографии «Человек как предмет образования. Педагогическая антропология », К.Д. Ушинский обобщил свои образовательные идеи и методы обучения, которые были разработаны с использованием всех доступных на тот момент физиологических и психологических знаний о природе ребенка. Его педагогические труды до сих пор ценны и изучаются будущими преподавателями педагогических институтов России. Здесь мы делаем обзор биографии и педагогики К.Д. Ушинский.

Ключевые слова: Константин Ушинский, научная педагогика, грамотность, образовательная политика, общеобразовательные школы

Классификация JEL: 120

Рекомендуемое цитирование:
Предлагаемое цитирование

Гусева Людмила Константин Дмитриевич Ушинский: основоположник научной педагогики в России XIX века (18 декабря 2016 г.).История образования и детская литература, XIII, 1 (2018), стр. 479-491, Доступно на SSRN: https://ssrn.com/abstract=3369993

Общие Медицина / MBBS Стоматология Аптека Подготовительное / Предварительное медицинское отделение Жилье
4400 4400 4400 900

1200

Общее Медицина / MBBS Стоматология Аптека Подготовительное / Предварительное медицинское отделение Жилье
4400 4400 4400 900

1200

Лечебное дело / MBBS / Сестринское дело Стоматология Аптека Клиническая ординатура / PG Образование Подготовительное отделение Жилье
4300 4500 3800 4500 1100 1200

Общее Медицина / MBBS / Сестринское дело Стоматология Аптека Клиническая ординатура / PG Образование Подготовительное / доврачебное отделение Проживание
4300 4500 3800 4500 1100 1200

Год обучения Лечебное дело / MBBS Стоматология Аптека / Сестринское дело Клиническая ординатура / PG Образование Подготовительное / Медицинское отделение Жилье
1 st год 4400 5120 3980 4400 1200 1200
2 nd год 4550 5230 4090 4000 1200
3 rd год 4770 5340 4210 4000 1200
4 th год 5120 5570 4320 1200
5 th год 5460 6030 4550 1200
6 год 5800 1200

Общее Медицина / MBBS / Сестринское дело Стоматология Аптека Клиническая Резиденция / PG Образование Подготовительное / доврачебное отделение Проживание
4200 4400 3500 4200 1800 1000

Общее Медицина / MBBS / Сестринское дело Стоматология Аптека Клиническая Резиденция / PG Образование Подготовительное / доврачебное отделение Проживание
5000 5200 4000 5000 1700 500/650

Экономика / IT Музыкальное искусство, изобразительное искусство, хореография Психология, философия, филология Журналистика, право, физическое воспитание Подготовительный / Доврачебное отделение Проживание
3000 2500 (русский) 2500 (русский) 2500 (русский) 1500 (русский) 1200

Экономика, Менеджмент , Маркетинг, и т. Д. / ИТ / информатика и т. Д. Инженерное дело Курсы Журналистика, общественные науки и др. Степень магистра Подготовительный Кафедра Жилье
2500 2500 2500 3000 1100 1200

Архитектура, гражданское / муниципальное / промышленное / дорожное строительство Морское машиностроение / гидротехника / водные технологии / геодезия / землеустройство Маркетинг / менеджмент / экономика / информационные технологии / информатика Магистр Подготовительный Кафедра Жилье
3000 3000 3000 3500

Инженерные области Компьютеры / ИТ / Телекоммуникации.поля Плата за экономику Степень магистра Подготовительный Кафедра Жилье
3000 3000 3000 3500 1000

Авиация / Аэрокосмическая отрасль Степень магистра Подготовительное / предварительное медицинское отделение Размещение
4000 4000 2000 1000