Разное

Упражнения по технике речи для дошкольников: Картотека игр и упражнений «Культура и техника речи» | Методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему:

Содержание

Картотека игр и упражнений «Культура и техника речи» | Методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему:

Картотека игр и упражнений

«КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА

РЕЧИ»

(средний, старший возраст)

Упражнения на развитие речевого дыхания:

«Мыльные пузыри»

Цель: Развивать правильное речевое дыхание.

Ход игры: Дети распределяются на две команды. Первая команда с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает «мыльные пузыри». Надо стараться, чтобы они лопались не сразу, а становились как можно больше и, отрываясь от соломинки, улетали. Дети второй группы следят за их действиями и одновременно хором или по ролям читают стихотворение Э. Фарджен «Мыльные пузыри»:

                Осторожно – пузыри!

                — Ой, какие!

                — Ой, смотри!

                — Раздуваются!

                — Блестят!

                — Отрываются!

                — Летят!

                — Мой — со сливу!

                — Мой – с орех!

                — Мой – не лопнул дольше всех.

 

«Считай до пяти»
Цель: развивать речевое дыхание.
Дети делают бесшумный вдох через нос, затем на выдохе считают от 1 до 5.
В дальнейшем упражнение усложняется: счет на выдохе от 1 до 5 и обратно; от 1 до 10 и обратно; проговаривание на выдохе поговорок, скороговорок и стихов.

 «Самовар»

Глубоко вдохнуть и, медленно выдыхая, произнести «пых…».

«Чайник»

Глубоко вдохнуть, затем, прерываясь, медленно выдыхать и произносить «пых – пых – пых – пых…».

«Резиновые игрушки»

Ход: Педагог – «насос». Дети (сидят) – «не надутые мягкие игрушки». Игрушки внимательно слушают голос «насоса».  «Насос» говорит громко, тяжело Ш, Ш, Ш …

«Игрушки» тихонько отвечают: ш, ш, ш … И немного надуваются, постепенно поднимаясь и поднимая кверху руки. Педагог произносит: с – с – с (резко), как будто открывает пробку из игрушек. Дети продолжительно произносят «с», постепенно приседая и «сворачиваясь».

«Косари»

Ход: Дети берут в руки «косу» и произносят: ссс! ссс! ссс!. .. ( Звук отрывистый, короткий. Движения рук размашистые и резкие)

«Осенние листочки»

Ход игры: Воспитатель: «Осенние листочки на веточках сидят                                                                     Осенние листочки детям говорят:                                                                            Осиновый – а- а – а – а.                                                                                Рябиновый – и – и — и.                                        

                                              Берёзовый – о – о — о.                                                                                           Дубовый – у – у — у.                                                                                           Вот какой у нас хороший получился осенний хор:

                                              -А-а-а-о-о-о-и-и-и-у-у-у».        

                

Упражнения на развитие артикуляции:

«Веселый язычок»

а) Этот маленький дружок –

Твой веселый язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай 

Перед зеркалом, шутя! 

Наша сказка – вам подсказка, 

Ведь зарядку каждый день 

Должен делать непослушный язычок

Забыв про лень. 

б) Вот проснулся язычок, выглянул в окошко. 

Видит: спинку выгнула 

Розовая кошка. 

(Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счет 5-7.) 

В) Расстелил половичок 

На крылечке язычок.

Взял он клещи, 

Взял топор 

И пошел чинить забор. 

(Улыбнуться, приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счет от 1 до 5-10.) 

«Веселый пятачок» (для губ)

а) на счет «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;

б) сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;

в) пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.

Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

 Чередование «Улыбки», «Трубочки», «Рупора», «Окна»
«Улыбка» — руки в это время разводятся в стороны, пальцы поочередно образуют с большим пальцем колечки.
«Трубочка» — пальцы обеих рук собираются в щепоти и соприкасаются на уровне груди. Выполняется 3-5 раз.
«Рупор» — зубы слегка разомкнуты, губы слегка вытянуты и округлены. Ладони в это время перед грудью сложены корабликом.
«Окно» — рот широко открыт (верхние и нижние зубы видны в «окне»), прямые руки подняты вверх над головой, пальцы с силой разведены.

Упражнения на свободу звучания:

«Капризуля»

Ход: Детям изображают капризного ребенка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.

   

 «Больной зуб» 
Цель: преодолевать твердую атаку гласных.
Ход игры: Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб. Они начинают постанывать на звуке [м]. Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.
   

 «Укачиваем куклу»
Цель: та же, что и в игре «Больной зуб».
Ход игры: Дети стоят, спины прямые; на руках держат кукол, укачивают их, распевая: «а-а-а».

Упражнения на опору дыхания:

«Птичий двор»

Ход: Дети воображают, что попали на большой деревенский двор, они должны позвать и покормить всех его обитателей. Дети коллективно или по одному зовут уток (уть-уть-уть-уть), петушка (петь-петь-петь-петь), цыплят (цып-цып-цып), гусей (тега-тега-тега-тега), голубей (гуль-гуль-гуль), вдруг появилась кошка (кис-кис-кис-кис), она попыталась поймать цыпленка (брысь! брысь!). Курица зовет разбежавшихся цыплят:

«Эхо» (по Н. Пикулевой)

Ведущий                                Дети

Собирайся, детвора!                        Ра! Ра!

Начинается игра!                        Ра! Ра!

Да ладошек не жалей!                   Лей! Лей!

Бей в ладошки веселей!                   Лей! Лей!

Сколько времени сейчас?                Час! Час!

Сколько будет через час?                 Час! Час!

И неправда: будет два!        Два! Два!

Дремлет ваша голова!        Ва! Ва!

Как поет в селе петух?        Ух! Ух!

Да не филин, а петух?        Ух! Ух!

Вы уверены, что так?        Так! Так!

А на самом деле как?        Как! Как!

Если кто-то закукарекал, отдает фант, и игра начинается сначала.

Упражнения на расширение диапазона голоса:

«Чудо-лесенка»

Ход игры: каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса.

        Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю,

        Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю:

        Шаг-на-го-ры,

        Шаг-на-ту-чи…

        А-подъ-ем-все-вы-ше, кру-че…

        Не-ро-бе-ю, петь хо-чу,

        Пря-мо к солн-цу-я-ле-чу!

 «Самолет» 
Цель: расширять диапазон голоса.
Ход игры: В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолет. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу. Движение руки сопровождается тянущимся звуком [а] или [у]. Голос следует за движением самолета то вверх, то вниз.

«Муха»

Ход игры: Жужжать, как будто рядом летает муха. Хватательным движением как бы поймать муху и жужжание прекратить. Затем опять «выпустить муху» и начинать жужжать. При этом менять силу голоса и воспроизводить жужжание мухи то громче, то тише, то совсем едва слышно.

Творческие игры со словом

«Что ты слышишь?»

Цель: Тренировать слуховое внимание.

Ход игры: Сидеть спокойно и слушать звуки, которые прозвучат в комнате  в течение определенного времени. Вариант: слушать звуки в коридоре или за окном.

«Угадай, кто позвал»

Цель: развитие слухового, зрительного внимания. 

Ход игры: Ведущий отворачивается спиной к детям. Один из детей громко его зовет. Ведущий должен отгадать.

«Скороговорки»

1. Едет с косой козел.

2. Ехал Пахом на козе верхом.

3. Ткач ткет ткани на платок Тане.

4. Все бобры добры до своих бобрят.

5. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

6. Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

7. Дали Клаше каши с простоквашей.

8. Не любила Мила мыло, мама Милу мылом мыла.

9. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

10. Маша дала Ромаше сыворотку от простокваши.

11. Купила бабуся бусы Марусе.

12. Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

13. Шапкой Мишка шишки сшиб.

14. Маленькая болтунья молоко болтала – болтала, не выболтала.

15. Если бы да кабы, во рту выросли бобы, и был бы не рот, а целый огород.

16. Осип охрип, Архип осип.

17. Летели лебеди с лебедятами.

18. Волки рыщут – пищу ищут.

19. Лыжи, ужонок, кружок, утюжок,

Рожица, жук, моржонок, флажок.

20. Виноград, трава, топор,

Шар, крапива, помидор,

Сковородка, ранец, груша,

Крыша, радуга, Каркуша.

21. Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

22. Маша шла, шла, шла

И игрушки нашла:

Кошку, матрешку, шишку, мартышку,

Мышку, машинку, пушку, зайчишку,

Шар неваляшку, катушку, лягушку, —

Кто потерял столько игрушек?

  «Мяч эмоций» 
Цель: Учить четкости дикции, интонационной выразительности речи.
Ход: Дети стоят по кругу. Педагог, находясь в центре круга, бросает ребенку мяч и называет одну из эмоций (грусть, радость…). Ребенок произносит скороговорку с названной интонацией.

 «Звериные скороговорки»
Цель: Учить четкости дикции, интонационной выразительности речи.
Ход: Дети надевают маски разных животных («лисички», «медведя», «волка») и проговаривают скороговорки или стихотворные тексты.
    Ткет ткач ткани на платок Тане.
    От топота копыт пыль по полю летит.
    Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
    Кукушка кукушонку купила капюшон.
    Шесть мышат в камышах шуршат.
    Слишком много ножек у сороконожек.
    Наш Полкан попал в капкан.
    Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.
    У четырех черепашек по четыре черепашонка.
    Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела.

 

  «Диалогические скороговорки»
Цель: та же, что и в игре «Фантазии о…»
Дети делятся на пары и проговаривают диалогические скороговорки.
— Расскажи мне про покупки.
— Про какие про покупки?
— Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
Или:
Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, не
спишь!»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».

 «Вопрос-ответ»

Цель: Учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера, развивать быструю реакцию.

Ход игры: Ведущий (сначала взрослый, потом ребенок) произносит реплику и бросает мяч выбранному партнеру, который должен, поймав мяч, ответить на его вопрос. Выполнив задание, ребенок, в свою очередь, бросает мяч после своей реплики другому партнеру и т.д..

 

     «Фантазии о…»

Цель: развивать воображение, фантазию, связную образную речь.
Дети, превращаясь во что- или кого-либо, рассказывают, что вещь чувствует, что ее окружает, волнует, где и как она живет. Например: «Я — утюг», «Я — кошка», «Я — кукла» и т.д.

 

 «Сочини сказку»

Цель: Развивать воображение и фантазию, пополнять словарный запас, развивать образное мышление.

Ход игры: Группе детей предлагается вытянуть карточки с изображением разных персонажей какой-нибудь известной сказки. Каждый ребенок должен рассказать сказку от имени своего героя.

Предложенные стихотворения, считалки и скороговорки могут быть дополнены или заменены педагогом по своему усмотрению.

 

  «Подскажи словечко»

Ход: 1. Краски с … (кисточкой).

Автобус с … (колесами).

Стол со … (скатертью) и т. д..

2. Не бывает сливы без … (косточек).

Не бывает часов без … (стрелок).

Не бывает стула без … (спинки) и т. д..

3. Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь «низко».

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь … («близко»).

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь … («пол»).

Скажу я слово «потерял»,

Ответишь ты … («нашел»).

Скажу теперь я слово «трус»,

Ответишь ты … («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу,

Ответишь ты … («конец»).

 

 «Веселые стихи»

Цель: Тренировать четкое произношение согласных на конце слова, учить детей подбирать рифму к словам.

        Летний день

Ут-ут-ут-ут     —     на лугу цветы цветут,

Ют-ют-ют-ют   —   птички весело поют,

Ят-ят-ят-ят     —     злобно комары звенят,

Ит-ит-ит-ит    —     заяц под кустом сидит.

        В лесу

Ёт-ёт-ёт-ёт     —     соловей в лесу поет,

Ут-ут-ут-ут    —     у пенька грибы растут,

Ат-ат-ат-ат    —     под кустом ежи шуршат,

Ит-ит-ит-ит   —     дятел на сосне стучит.

        В зоопарке

Ит-ит-ит-ит   —     полосатый тигр рычит,

Ёт-ёт-ёт-ёт     —     медленно змея ползет,

От-от-от-от    —     пасть разинул бегемот,

Ут-ут-ут-ут     —     быстро лебеди плывут,

Ят-ят-ят-ят     —     обезьянки там шалят.

«Вороны»

Цель: Развивать слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения, упражнять в правильном произношении звука «р», учить говорить то громко, то тихо.

Ход игры:

Вот под елочкой зеленой                                   Дети бегают, размахивая

Скачут весело вороны:                                        руками, как крыльями.

«Кар – кар – кар!» (Громко).

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

«Кар – кар – кар!» (Громко)

Только к ночи умолкают                                      Садятся на корточки, руки

И все вместе засыпают:                                           под щеку – засыпают.

«Кар – кар – кар!» (Тихо).

«Дополни предложение»

Цель: Развивать речевую активность, быстроту мышления.

Ход игры: Педагог говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например: «Мама купила»… («книжки, тетради» — продолжают дети).

«Закончи предложение»

Цель: учить детей понимать причинные связи между явлениями, упражнять в правильном подборе слов.

Ход игры: Педагог начинает предложение: «Я надела теплую шубу, чтобы…» и предлагает детям закончить его. Дети говорят: «… чтобы было тепло,… чтобы пойти погулять, … чтобы не замерзнуть».  «Мы зажгли свет, потому что…». «Полили рассаду, чтобы…». В следующий раз можно предложить детям самим придумывать незаконченные предложения.

«Рифмы»

Цель: учить детей подбирать рифмующиеся слова.

Ход игры: Педагог читает стихи, дети заканчивают строчки.

Мы щенка в воде и в мыле

Два часа с мочалкой… (мыли).

Каждый тут в лесу талант –

И певец, и… (музыкант).

Без работы, хоть убей,

Жить не может… (муравей).

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для… (нас).

Кто один имеет рог?

Отгадайте!.. (носорог).

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Вот и весь я… (осьминог).

В реке большая драка:

Поссорились два… (рака).

Слон шагает по дороге

\Вот так хобот! Вот так ноги!

Под слоном прогнулся мост.

У слона огромный… (рост).

Если будешь ты все знать,

То получишь в школе… (пять).

«Узнай по интонации»

Цель: развитие интонационной выразительности речи.

Ход игры: Сначала педагог, а потом дети по очереди изображают больного, сердитого, грустного, удивленного, веселого человека. При этом нужно произносить с определенной интонацией коротенькие слова: «Ай – ай – ай», «Ой – ой – ой», «Ох – ох – ох» и т. д.. Дети отгадывают, кого изображал говорящий.

 «Мы большой построим дом»

Эту игру можно использовать как предварительный этап подготовки театрализованной сказки, поскольку в процессе ее дети легко осваивают текст и жесты.

Педагог:

Мы большой построим дом,

Заживем все вместе в нем.                 — дети собираются в хоровод

Детки собираются, двери закрываются.      – дети берутся за руки

Двери открываются,                                — отпускают руки

Сказка начинается.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!- дети ударяют кулачком одной руки о кулачок другой

Кто стучится в гости вдруг?    — подносят руку к ушку, как бы прислушиваясь                                             

Может это зайки?

Дети:

Вот забавные ребята

Эти серые зайчата!        — дети руками изображают «уши зайчиков»

Шустро скачут по опушке,                — дети прыгают

Из травы видны их ушки.

Педагог:

Мы большой построим дом,

Заживем все вместе в нем.        — дети собираются в хоровод

Детки собираются, двери закрываются        — дети берутся за руки

Двери открываются,                                — отпускают руки

Сказка продолжается!

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Кто стучится в гости вдруг?

Может, это ежик?

Дети:

 Это я – колючий Ёж,

Ты рукой меня не трожь!        — дети грозят указательным пальчиком

Быстро по лесу хожу!                — двигаются маленькими шагами

А устану – посижу!                — садятся на корточки

Педагог:      

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Кто стучится в гости вдруг?

Может, косолапый мишка?

Дети:

Я медведь косолапый,

У меня большие лапы.                 — дети выставляют ладошки перед собой

Я по лесу хожу

И малину ищу!                — дети «собирают малину»

Дальше можно добавить любые другие четверостишия. Игра заканчивается следующими словами:

Вот какой чудесный дом!

В нем мы весело живем!

                

Техника речи | Упражнения по технике речи

На чтение: 7 минОпубликовано:

Повышение уровня речевой культуры немыслимо без усовершенствования речевого аппарата. Нельзя выступать перед слушателями, пережевывая текст, съедая начало и концы слов, заменяя одни звуки другими или объединяя отдельные слова в одно бессмысленное сочетание. Такая речь искажает смысл высказывания и производит неприятное впечатление.

Вот что пишет об этом К. С. Станиславский: «Слова с подмененными буквами представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа…

Выпадение отдельных букв и слогов — то же, что провалившийся нос, выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо или другие подобного рода уродства.

Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед; мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане».

Совершенствование речевого аппарата и техники речи связано с укреплением дыхания и голоса, а также с выработкой четкой, ясной дикции и правильного произношения.

Для развития дыхания могут быть с успехом применены упражнения, построенные на постепенном и экономном его расходовании:

1

  • Сижу за решеткой в темнице сырой.
  • Вскормленный в неволе орел молодой, (вдох)
  • Мой грустный товарищ, махая крылом,
  • Кровавую пищу клюет под окном, (вдох)
  • Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
  • Как будто со мною задумал одно; (вдох)
  • Зовет меня взглядом и криком своим
  • И вымолвить хочет: «Давай улетим! (вдох)
  • Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
  • Туда, где за тучей белеет гора, (вдох)
  • Туда, где синеют морские края,
  • Туда, где гуляем лишь ветер… да я!.

2

Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? (вдох) Вы выходите на крыльцо… на томно-сером небе кое-где мигают звезды; (вдох) влажный ветерок изредка набегает легкой волной; (вдох) слышится сдержанный неясный шепот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью. (вдох) Вот кладут ковер на телегу, ставит в ноги ящик с самоваром. (вдох) Пристяжные ежатся, фыркают и щеголевато переступают ногами; (вдох) пара только что проснувшихся белых гусей молча и медленно перебирается через дорогу. (вдох) За плетнем, в саду, мирно похрапывает сторож; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит…

Для работы по укреплению и развитию голоса можно рекомендовать произнесение гласных звуков в различных сочетаниях:

1

  • и, э, а, о, у, ы
  • е, я, ё, ю

2

  • и-э, и-а, и-о, и-у
  • э-о, э-у, э-а, э-и
  • а-о, а-у, а-и, а-ы
  • о-ы, о-и, о-э, о-у
  • у-о, у-и, у-ы, у-а

3

  • а, э, и, о, у, ы
  • э, и, о, у, ы, а
  • и, о, у, ы, а, э
  • о, у, ы, а, э, и
  • у, ы, а, э, и, о
  • ы, а, э, и, о, у

4

  • и́эаоуы (под ударением первый звук)
  • иэ́аоуы (под ударением второй звук)
  • иэа́оуы (под ударением третий звук)
  • иэао́уы (под ударением четвертый звук)
  • иэаоу́ы (под ударением пятый звук)
  • иэаоуы́ (под ударением шестой звук)

Найдя правильное голосоначало (чистый, ясный звук без всякого напряжения), следует произносить эти сочетания в различном темпе, усиливая и ослабляя, повышая и понижая голос в процессе упражнения.

Те же упражнения по технике речи можно проделывать, упражняя голос и дыхание на сонорных согласных звуках м, н, л, в сочетании с гласными и, э, а, о, у, ы:

1

  • ми, мэ, ма, мо, му, мы
  • ни, нэ, на, но, ну, ны
  • ли, лэ, ла, ло, лу, лы

2

  • мммимм, мммэмм, мммамм
  • мммомм, мммумм, мммымм
  • нннимм, нннэмм, нннамм
  • ннномм, нннумм, нннымм
  • лллимм, лллэмм, ллламм
  • ллломм, лллумм, лллымм

Для выработки четкой и ясной дикции большую пользу могут принести упражнения по технике речи, смысл которых заключается в активном и отчетливом произнесении следующих таблиц:

1

  • пи, пэ, па, по, пу, пы
  • би, бэ, ба, бо, бу, бы
  • пи-бби, пэ-ббэ, па-бба
  • по-ббо, пу-ббу, пы-ббы
  • пе, пя, пё, пю, бе, бя, бё, бю

2

  • ки, кэ, ка, ко, ку, кы
  • ик, эк, ак, ок, ук, ык
  • ги, гэ, га, го, гу, гы
  • иг, эг, аг, ог, уг, ыг

3

  • ти, тэ, та, то, ту, ты
  • ит,эт, ат, от, ут, ыт
  • ди, дэ, да, до, ду, ды
  • ид, эд, ад, од, уд, ыд

4

  • фи, фэ, фа, фо, фу, фы
  • ви, вэ, ва, во, ву, вы
  • фиви, фэвэ, фава, фово, фуву, фывы
  • вифи, вэфэ, вафа, вофо, вуфу, выфы

5

  • ри, рэ, ра, ро, ру, ры
  • ир, эр, ар, ор, ур, ыр
  • трри, тррэ, трра, трро, трру, трры
  • дрри, дррэ, дрра, дрро, дрру, дрры

6

  • ли, лэ, ла, ло, лу, лы
  • ил, эл, ал, ол, ул, ыл
  • ли, ле, ля, лё, лю, лы
  • лилл, лэлл, лалл, лолл, лулл, лылл

7

  • три, тре, тря, трё, трю, тры
  • дри, дре, дря, дрё, дрю, дры
  • дли, длэ, дла, дло, длу, длы
  • тли, тлэ, тла, тло, тлу, тлы

8

  • си, сэ, са, со, су, сы
  • зи, зэ, за, зо, зу, зы
  • сти, стэ, ста, сто, сту, сты
  • зди, здэ, зда, здо, зду, зды

9

  • си, се, ся, сё, сю, сы
  • зи, зе, зя, зё, зю, зи
  • сти, сте, стя, стё, стю, сты
  • зди, зде, здя, здё, здю, зды

10

  • ши, ше, ша, шо, шу
  • лши, лше, лша, лшо, лшу
  • лжи, лже, лжа, лжо, лжу

11

  • хи, хэ, ха, хо, ху, хы
  • их, эх, ах, ох, ух, ых
  • хви, хвэ, хва, хво, хву, хвы
  • ххи, ххэ, хха, ххо, хху, ххы

12

  • уи, уэ, уа, уо, уу, уы
  • иу, эу, ау, оу, ыу
  • чи, че, ча, чо, чу
  • ич, еч, ач, оч, уч, ыч

Кроме того, для выработки четкой и ясной дикции могут быть использованы скороговорки и чистоговорки:

  • Раз дрова, два дрова, три дрова.
  • Проворонила ворона вороненка.
  • Стоит копна с подприкопенком.
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали.
  • Инженеры нивелировали, нивелировали да не вынивелировали.
  • «Расскажи мне про покупку». — «Про какую про покупку?» — «Про покупку, про покупку, про покупочку свою!»
  • Купи кипу пик.
  • Ткет ткач ткань.
  • Ложечка моя желобовыгибистая.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Мчится поезд скрежеща: же-че-че-ща; же-че-че-ща; же-че-че-ща.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Все приведенные таблицы, скороговорки и чистоговорки читаются сначала без участия голоса, при помощи одних лишь движений губ и языка, а затем вслух по нескольку раз подряд, в различном темпе. Важно, чтобы упражнения в чтении таблиц и скороговорок сочетались с правильным дыханием. Для этого необходимо добирать воздух после каждой прочитанной строки или скороговорки.

Советы:

  1. Будьте внимательны и осторожны в произношении сочетании ае, ее, ое, уе в личных формах глагола, не говорите: думаэт, знаэт, делаэт, зреэт, моэт, роэт, кроэт, волнуэт, тоскуэт и т. д. Произносите правильно: думаит, знаит, делаит, зреит, моит, роит, кроит, валнуит, таскуит и т. д.
  2. Не пропускайте гласных звуков. Не говорите «япшел» вместо я пошел; «ятперь» вместо я теперь; «яграл» вместо я играл; «янапсал» вместо я написал; «моястра» вместо моя сестра.
  3. Не удваивайте и не утраивайте согласных. Но говорите: юнность, иззъящный, инногда, зелленный, атоммный, изваянние, «Анннам куда итти?», «Арразве вы не знаете?», «Асссами вы как думаете?» и т. п.
  4. Следите за тем, чтобы согласные звуки в и м, находящиеся между гласными, были хорошо слышны; не проглатывайте их, не говорите: «ноуму» вместо новому; «готоуму» вместо готовому; «красиуму» вместо красивому; «самомалинькому» вместо самому маленькому; «саммосильному» вместо самому сильному.
  5. Не говорите «скоко», «стоко» вместо сколько, столько.
  6. Отчетливо произносите начальный согласный звук, особенно в тех случаях, когда за ним следует другой согласный. Не говорите: «орел звился» вместо орел взвился; «они прошли перед» вместо они прошли вперед; «друг отворилась верь» вместо вдруг отворилась дверь; «рак стоит у ворот» вместо враг стоит у ворот и т. п.
  7. Договаривайте концы слов (не глотайте их), особенно в прилагательных, оканчивающихся на -гий, -кий, -хий, и в собственных именах на -кий. Но говорите маленьк, беленьк, красиеньк, тих, долг вместо маленький, беленький, красненький, тихий, долгий.
  8. Не спрессовывайте слова. Не создавайте бессмысленных и нелепых сочетаний вроде: «бьецероно» (бьется ровно), «флюгеранешумят» (флюгера не шумят), «чернелизбы» (чернели избы) и т. п.

 

 

Наталья Васильевна

Учитель русского языка

Задать вопрос

Упражнения от заикания для вашего ребенка в домашних условиях

«О, ты должен просто говорить медленно», «Может быть, это тебя беспокоит» — дети, которые заикаются, слышали эти советы до отвращения.

Помогают ли они уменьшить заикание? Нет. Заставляет ли это их лучше осознавать свою неразборчивость речи? Да!

Правда в том, что тревога, страх или застенчивость не вызывают заикания. Дети, которые заикаются или заикаются, могут делать это чаще, когда им приходится говорить перед своими одноклассниками, новыми людьми или в незнакомых ситуациях. Однако эмоции не провоцируют заикание.

Современные ученые обнаружили множественные мутации в нескольких хромосомах, которые соответствуют заиканию. Эти мутации могут передаваться по наследству, хотя мужское население более подвержено заиканию, чем женское. 60% людей, которые заикаются, имеют семейную историю заикания.

Итак, можете ли вы чем-нибудь помочь заикающемуся ребенку? Да, конечно. Например, вы можете помочь своему ребенку практиковать упражнения против заикания дома.

Прежде чем мы начнем обсуждать лучшие упражнения от заикания, которые помогут вашему ребенку, давайте разберемся с основами.

Почему заикание распространено среди детей дошкольного возраста?

В случае детей дошкольного возраста, которые заикаются (CWS), логопед, регулярные речевые упражнения и практика могут уменьшить или даже устранить заикание. Заикание часто встречается у детей в возрасте от 2,5 до 3 лет, когда они осваивают свои языковые навыки с невероятной скоростью. Такое заикание известно как заикание развития и часто встречается у детей; он исчезает сам по себе в течение нескольких месяцев.

Многие логопеды рекомендуют подождать и понаблюдать за речью ребенка, если он заикается значительно меньше 6 месяцев. Если они заикаются более 6-12 месяцев, родители СКВ должны обратиться за помощью к логопеду или логопеду.

Кто подвержен высокому риску заикания?

Заикание или заикание — довольно распространенное явление. По мнению экспертов, многие дети испытывают заикание при изучении нового языка или при быстром расширении словарного запаса. Во многих случаях дети перерастают свое заикание самостоятельно, но для некоторых это может стать пожизненным состоянием. К факторам высокого риска относятся –

  • Заикание в семейном анамнезе.
  • Случаи заикания в течение более 12 месяцев.
  • Ребенок мужского пола. Девочки выздоравливают быстрее. Девочка, которая заикается более 12 месяцев, подвержена более высокому риску стойкого заикания.
  • У ребенка, у которого заикание начинается позже (начало после 3,5 лет), выше вероятность стойкого заикания.

Дети с аутистическим спектром имеют высокий риск развития заикания в раннем возрасте. Другие расстройства и состояния, которые сопутствуют заиканию, включают СДВГ, синдром Туретта (ТС), нарушения слуха, центральное расстройство слуховой обработки и церебральный паралич.

Как узнать, что ваш ребенок заикается?

Заикание в развитии имеет несколько признаков, которые трудно не заметить. К этим симптомам заикания относятся: –

  • Трудности в начале слова, предложения или фразы
  • Повторение слога, целого слова или определенного звука
  • Разрыв слов или необоснованные паузы, пропуск слогов
  • части слов или целые слова
  • Добавление звуков типа «ум» или «ух» в начале следующего слова

Наряду с этими признаками можно также заметить следующие –

  • Подергивание или дрожание губ и/или челюсти
  • Напряжение лицевых мышц
  • Сжатие кулаков
  • Быстрое и резкое моргание

Если ребенок подвергается физическому принуждению, пытаясь произнести слова, это может означать серьезную проблему заикания. Вы также можете заметить, что их голос меняет высоту звука и повышается с каждым повторением.

Это признаки того, что вам нужно принять активные меры, чтобы облегчить заикание вашего ребенка, а не ждать, пока оно само пройдет.

Что делать, если вы заметили, что ваш ребенок заикается?

Вам следует обратиться за помощью к логопеду. Это может показаться пугающим, но логопедическая терапия для детей может состоять из нескольких простых домашних упражнений на заикание, которые модерируют их родители.

Во многих случаях SLP использует непрямой подход и разговаривает с родителями и другими членами семьи. Лечение заикания у детей направлено на уменьшение беспокойства семьи и изменение взаимоотношений между семьей и ребенком.

Какие упражнения родители могут делать с детьми, чтобы уменьшить заикание?

В Stamurai мы всегда здесь, чтобы помочь вам разобраться в логопедической терапии заикания и ее последствиях. Вот некоторые из наиболее распространенных действий, которые ваш SLP может попросить вас сделать с вашим ребенком:

1. Переход на более медленный темп речи с паузами образец для вашего ребенка. Он/она может узнать, как звучит более плавная и плавная речь.

  • Это поможет вашему ребенку меньше торопиться. Они понимают, что им нужно больше времени, чтобы ответить и говорить более бегло.
  • Вот как мы чаще всего говорим во время разговора с таким же беглым взрослым: «Эй, как сегодня?»

    Во время разговора с ребенком вы можете сказать что-то вроде: «Привет, как дела?»

    Вы также можете добавить больше пауз в свою речь, чтобы сделать ее медленнее, но звучать более естественно. Так что, вместо вашей обычной торопливой речи, попробуйте… поболтать… больше похоже на… это. Небольшие паузы… на протяжении всей вашей речи… заставят вас звучать… более… расслабленно… и спокойно.

    Вы также можете попытаться растянуть первое слово каждого предложения «ааааа как вы играете или разговариваете со своим ребенком». Добавление дополнительной растяжки к первому слову покажет вашему ребенку, как легко произносить слово и естественным образом поддерживать беглость в разговоре.

    2. Знакомство с синхронизированной речью

    Техника синхронизированной речи (STS) может уменьшить заикание вашего ребенка почти на 96% примерно за 12 месяцев. Однако это работает только в том случае, если вы практикуете это со своим ребенком каждый день!

    Вот как вы можете включить синхронизированную по слогам речь в свои ежедневные разговоры с ребенком —

    Говорите. нравиться. этот. Каждый. пер. иод. представитель ре. отправляет. а. перерыв. в. слог. а. благословит. из. в. слова. в. отправил. вс.

    У детей в возрасте до 6 лет заикание может уменьшиться на 96%, если они будут практиковать синхронизированную по слогам речь в течение 10 минут 4-6 раз в день в течение 12 месяцев.

    В повседневных разговорах вам может быть трудно определять размер слогов в речи. Вы можете легко освоить его, прежде чем попробовать его с ребенком, постукивая ногой по каждому слогу.

    Вы можете узнать больше о STS из этого видео

    Если вы поначалу чувствуете себя странно, говоря с синхронизированной по слогам речью, это вполне понятно. Держите свой голос нормальным и говорите с нормальной скоростью. Просто подумайте об этом как о добавлении «конечных ограничений для каждого слога» во время ваших ежедневных разговоров.

    3. Попытки снижения требований

    Заикающемуся ребенку трудно спонтанно начать разговор. Все, что нам нужно от вас, это снизить требования к выступлению.

    Исследования в области детской психологии показывают, что задавание слишком большого количества вопросов может вызвать у ребенка стресс или тревогу, что может усугубить его или ее заикание. Так пусть они спонтанно делятся своими эмоциями, знаниями и опытом.

    Позвольте ребенку взять на себя инициативу в том, что он хочет обсудить, поиграть или посмотреть. Не заканчивайте их предложения и не угадывайте, что они пытаются сказать. Дайте им время, чтобы закончить свои собственные предложения.

    Вместо того, чтобы задавать им вопросы, делайте закрытые комментарии. Например, вместо того, чтобы спрашивать «привет, во что ты там играешь?» вы можете сказать: «Я вижу, вы играете в Minecraft».

    Дети учатся естественным образом, и мало оснований полагать, что если они не будут задавать достаточное количество вопросов, это замедлит их процесс обучения.

    4 Принятие новых вербальных ответов

    Вербальные ответы — это то же самое, что дать вашему ребенку обратную связь по поводу его речи. Так как детский мозг обладает высокой пластичностью (способностью узнавать новое), они могут научиться бегло говорить, даже если вы не обучаете ребенка сложным логопедическим приемам.

    Вот пять словесных ответов, которые вы можете использовать во время разговора с ребенком –

    Когда они свободно говорят –

    Обязательно хвалите их. Скажите «это было здорово, приятель», «эй, без шишек» и «мне нравится твоя плавная речь, чувак».

    Вы можете попросить их оценить свою речь, например, «как вы думаете, это было лучше, чем раньше», «было ли это гладко».

    Подтвердите их плавную речь, сказав: «Это было действительно гладко» и «снова гладко».

    Когда у него плохой день или он заикается, вы можете –

    Признать его заикание, сказав что-то вроде «это немного застряло» или «это было сложное слово».

    Вы можете запросить самоисправление. «Можете ли вы сказать это еще раз для меня?»

    Однако не все дети положительно реагируют на замечания по поводу их заикания или самокоррекции. Если ваш ребенок реагирует негативно, просто бросьте это.

    Придерживайтесь только положительных словесных ответов. Убедитесь, что вы даете им по крайней мере 5 положительных ответов на каждый 1 комментарий к их ухабистой речи.

    5 Увеличение времени прослушивания

    Заикающиеся дети с трудом выражают свои мысли. Если член семьи выслушает, это может существенно повлиять на отношение ребенка к собственной речи. Обязательно уделяйте своему ребенку некоторое «время на прослушивание» каждый день.

    Это может быть после игровой школы, когда им есть что рассказать о своем опыте, или прямо перед тем, как ребенок пойдет играть. Качественное время прослушивания позволяет вашему ребенку понять, что вы «здесь» для него или нее, хотя вы должны намеренно следить за тем, чтобы в это время не делать предложений или давать инструкции, особенно в отношении их речи!

    Внимательная игра с ребенком может значительно улучшить его речь. Например, отражение выражения лица ребенка во время игры с помощью голосовых сигналов, таких как звуки разочарования, когда лицо ребенка выражает те же эмоции, может в долгосрочной перспективе укрепить доверие к ребенку.

    Вы должны позволить ребенку вести вас во время интерактивной игры, которая также должна быть неструктурированной, спонтанной и доставлять ребенку удовольствие.

    Подведение итогов

    Если у вашего ребенка проявляются симптомы заикания, включая повторения, пролонгации и блоки, вам следует немедленно обратиться к известному логопеду. Профессионал примет во внимание предрасположенность вашего ребенка к заиканию, тяжесть и соответственно предложит лечение(я) заикания.

    Эти упражнения против заикания обычно рекомендуют логопеды. Практика их дома может помочь вашему ребенку достичь большей беглости и уверенности, когда он делится своими мыслями.

    Часто задаваемые вопросы

    Помогает ли метод «Пить через соломинку» заикающемуся ребенку?

    В течение нескольких десятилетий различные источники пропагандировали прием напитка через соломинку в качестве упражнения для лечения заикания у детей. К сожалению, нет никаких доказательств, подтверждающих это утверждение. В настоящее время нет опубликованных исследований, показывающих, что питье через соломинку может уменьшить заикание у ребенка. Тем не менее, есть несколько других упражнений против заикания, подобных тем, которые мы обсуждали выше, которым вы можете научить своего ребенка дома.

    Может ли «Челюстная техника» уменьшить заикание у детей?

    Челюстная техника заключается в раскрытии рта как можно шире и поднятии кончика языка к нёбу. Это упражнение может укрепить мышцы челюсти и языка, но может не способствовать беглости речи вашего ребенка! Беглая речь требует большего, чем сильные мышцы артикулятора. Тренировки мышц челюсти недостаточно, чтобы уменьшить заикание у детей.

    Влияет ли образ жизни родителей на заикание ребенка?

    Когда ваш ребенок начинает заикаться, вполне нормально чувствовать беспокойство, беспомощность и даже чувство вины. Возможно, вы думаете, что были слишком строги со своим ребенком или проводили с ним недостаточно времени, из-за чего он стал заикаться. Это не может быть дальше от истины. Заикание обычно группируется в семьях, и существует множество генетических факторов, которые способствуют возникновению расстройства беглости речи в детстве. Иногда стресс, связанный с переездом в новый район, поступлением в новую школу и внезапными переменами в доме, такими как рождение нового брата или сестры, может спровоцировать заикание у уже предрасположенных детей. Однако крайне маловероятно, что ваш образ жизни стал причиной заикания вашего ребенка.

    Следует ли членам семьи избегать заикания в присутствии заикающегося ребенка?

    Заикание — это нарушение беглости речи, которое иногда встречается в семьях. Это показывает, что заикание имеет наследственный (генетический) компонент. Однако, если вы заикаетесь, нет никакой гарантии, что ваш ребенок тоже будет заикаться. Если вы взрослый человек, который заикается, вы не должны чувствовать необходимость скрывать свое заикание от ребенка. Дети не могут приобрести нарушения речи, наблюдая за заикающимся членом семьи или подражая ему. На самом деле, вы должны говорить уверенно, не скрывая заикания, чтобы показать, что ваш ребенок может говорить без стыда и смущения, даже если он заикается.

    Как скоро ваш ребенок научится справляться со своим заиканием с помощью логопедических упражнений?

    Когда ребенок начинает заикаться, родителям следует как можно скорее подумать о консультации логопеда (ЛП). Раннее вмешательство повышает шансы ребенка на преодоление заикания. Раннее заикание может проявиться, когда ребенку исполнится 22 месяца. Вы можете обратиться за помощью к логопеду, как только вашему ребенку исполнится около 3 лет, если у него проявляются признаки заикания. SLP не рекомендуют речевые упражнения для очень маленьких детей дошкольного возраста, поскольку они препятствуют естественному развитию речи. Не существует четких указаний относительно соответствующего возраста для начала лечения заикания. SLP обычно рекомендуют начинать его в течение первых 6–12 месяцев после того, как вы заметили признаки заикания. Непрямая речевая терапия, такая как программа Лидкомба, особенно эффективна, помогая родителям применять вербальные положительные подкрепления, которые могут помочь уменьшить заикание у маленьких детей.

    Можно ли вылечить заикающегося ребенка в домашних условиях?

    Действительно можно направлять вашего ребенка и помогать ему с упражнениями против заикания в домашних условиях. Тем не менее, рекомендуется обратиться за консультацией к логопеду (SLP) или логопеду для оценки прогресса вашего ребенка. Недостаточно просто помочь заикающемуся ребенку и научить его упражнениям. Вы должны быть в состоянии количественно оценить их улучшение с каждым месяцем. SLP может научить вас, как измерить тяжесть и скорость заикания, спланировать упражнения и занятия для получения максимальных положительных результатов, а также предоставить обновленную информацию о терапии заикания, которая может понадобиться вашему ребенку.

    Как помочь заикающемуся ребенку в домашних условиях?

    Чтобы помочь заикающемуся ребенку дома, начните с того, что задавайте меньше вопросов. Всегда находите время, чтобы выслушать их и не заканчивайте их предложения. Старайтесь говорить с ними медленно и не торопите их, когда они пытаются вам ответить. Если ваш ребенок достаточно взрослый, чтобы понимать, что его речь отличается от речи его сверстников, узнайте больше о заикании и расскажите ему факты. Сообщите ребенку о заикании — это один из способов расширить его возможности.

    Заикание в дошкольном возрасте – что делать родителям?

    Заикание у дошкольников встречается чаще, чем вы думаете. Если у вашего ребенка дошкольного возраста начинают проявляться признаки и симптомы заикания, вы можете помочь ему, снизив скорость своей речи. Постарайтесь задавать ему меньше вопросов. Когда они разговаривают с вами, старайтесь слушать с безраздельным вниманием. Если они борются со словом или фразой, не завершайте их за них. Вместо этого вы можете вежливо попросить их повторить это один раз для вас. Всегда используйте положительное подкрепление и воздержитесь от брани, критики и сравнения их речи с их сверстниками. Вы всегда должны проконсультироваться с логопедом (SLP), когда заметите, что ваш ребенок заикается.

    Stamurai использовали более 50 000 человек из более чем 190 стран.

    Лучшие логопедические занятия для детей с дизартрией

    Дизартрия — собирательный термин, используемый для описания моторно-речевых нарушений. Это может затронуть любого, независимо от возраста, пола и семейного анамнеза.

    Речевая дизартрия у детей обычно является результатом неврологического повреждения, вызывающего слабость мышц, необходимых для речи. Повреждение нерва, приводящее к этому двигательно-речевому расстройству, может быть связано с черепно-мозговой травмой (ТМИ), инсультом(-ами), аневризмой(-ами) или нейродегенеративным заболеванием.

    Если у вас или у вашего близкого человека диагностирована дизартрия, целесообразно обратиться к неврологу для определения истинной причины.

    Что вызывает дизартрию?

    Неврологические повреждения, которые могут способствовать или вызывать дизартрию, включают –

    • Опухоли головного мозга
    • TMI
    • Врожденные состояния (церебральный паралич, врожденный надбульбарный паралич, мальформация Киари)
    • Болезнь Паркинсона, болезнь Хантинга болезнь)
    • Демиелинизирующие заболевания (рассеянный склероз, болезнь Гийена-Барре и другие аутоиммунные заболевания)
    • Эпилепсия
    • Воспалительные состояния (энцефалит и менингит)
    • Сосудистые заболевания (инсульты, аневризмы или болезнь Моямоя)
    • Воздействие токсинов тяжелых металлов или

    Вот некоторые из наиболее распространенных причин дизартрии. Могут быть и менее известные состояния и расстройства, которые также приводят к дизартрии.

    Какие упражнения лучше всего подходят для лечения дизартрии?

    Хотя дизартрия может быть различных типов, она характеризуется слабостью мышц лица, губ, языка и глотки. Поэтому лечение детской дизартрии в первую очередь направлено на укрепление этих мышц с помощью ежедневных упражнений.

    Вот несколько упражнений, которые используют обученные логопеды для стимуляции мышечных движений у детей с дизартрией –

    Дело в том, что дети не любят скучных упражнений, особенно когда им приходится выполнять их каждый день. Таким образом, нам нужно найти более одного способа сделать речевую терапию для невнятной речи веселой, интерактивной и полезной для них.

    Дизартрия: упражнения для губ

    1. Давайте начнем с чего-нибудь веселого – попросите ребенка подражать вам . Скажите «оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооальально» к слову. Следуйте за ним с «eeee». Теперь объедините их, чтобы сказать «оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо.

    Вы можете сказать своему ребенку, что вы издаете звук, который издает полицейская машина, и несколько раз повторить вместе с ним «у-у-у-у-у».

    Каждый раз, выполняя это упражнение, вы можете сказать своему ребенку: «Эй, какой звук издает полицейская машина?»

    2. Мыльные пузыри. Приобретите генератор мыльных пузырей или сделайте его сами дома. Обычно дети любят пускать мыльные пузыри и играть с ними. Вы также можете изменить свою игру с помощью казу, свистков и рожков!

    В течение 2 минут в доме может быть немного шумно, но вашему ребенку понравится это упражнение!

    3. Попробуйте сказать «пух» с ударением на хлоп.

    Вы можете сказать им, что это звук, который издает пузырь, когда он лопается. И когда придет время для их упражнений, вы можете спросить их: «Так какой звук издает лопающийся пузырь?»

    Вы можете комбинировать упражнения 2 и 3 для веселья и эффективности!

    4. Делайте селфи с ребенком . Принимая крутые позы, попросите их сказать «сыр» и улыбнуться как можно шире.

    Вы также можете использовать фотографии для будущих улучшений! Повторяйте это по крайней мере 5 раз во время упражнения каждый день.

    5. Возьмите пару металлических соломинок. Поощряйте ребенка чаще пить через соломинку. Это отличное занятие для губ, щек и языка.

    Примечание: Попробуйте это только в том случае, если у вашего ребенка достаточно орально-моторного контроля, чтобы не захлебнуться жидкостью. Чтобы пить через соломинку, ребенку потребуется напрячь щеки и язык, втянуть язык и сжать губы.

    Спросите своего логопеда, готов ли ваш ребенок начать пить через соломинку. Логопед может научить вашего ребенка пить через соломинку, если он еще этого не умеет!

    6. Скажите ребенку надуть обе щеки и задержать воздух . Переместите весь воздух к одной щеке, задержите на 2 секунды, а затем перенесите на другую щеку. Скажи им, чтобы они надули верхнюю губу, а затем нижнюю губу!

    Вы можете сказать им, что именно так мы задерживаем дыхание, когда окунаемся в бассейн. Это занятие для детей с дизартрией доставит удовольствие вашему ребенку.

    7. Научите ребенка посылать воздушный поцелуй. Попросите их сжать губы для поцелуя. Затем скажите им переместить поцелуй вправо и влево.

    Вы можете подбодрить их, отправив им воздушный поцелуй. И двигайтесь слева направо, пока они двигают свой поцелуй!

    Дизартрия: Упражнения для языка

    1. Что мы поем, когда забываем слова? Скажите «лалалалалала», двигая только кончиком языка. Скажите ребенку, чтобы он следовал за вами, но он вообще не должен шевелить челюстями.

    Вы можете делать это время от времени со своим ребенком, так как это простое упражнение для детей с дизартрией очень интересно!

    2. Вам нужно помочь ребенку отработать звуки кончика языка. Это может быть не так весело, как другие упражнения, но полезно.

    Попросите ребенка повторить, как вы произносите «т-т-т-т-т-т-т», «н-н-н-н-н» и «д-д-д-д-д-д». Чтобы сохранить интерес, вы можете перейти к комбинации этих звуков, как только они овладеют отдельными звуками.

    3. Научите ребенка хлопать языком. Маленьким детям обычно нравится издавать новые звуки, особенно если они звучат как животные, игрушки или транспортные средства.

    Вы можете сказать им, что язычок звучит как ящерица или геккон! Им должно быть весело, имитируя одно, так как это упражнение нужно выполнить 25 раз подряд.

    4. Цель этого упражнения – научить вашего ребенка говорить «иди» с преувеличением. Вы можете сделать это частью игры слов, когда вы говорите «приходи», а ваш ребенок отвечает «иди». Или вы можете найти детские стишки, в которых есть слово «иди», и попросить ребенка вставить это слово за вас, пока вы читаете стишок.

    5. Есть ли конфеты, которые любит ваш ребенок, или, может быть, со вкусом леденцов? Разотрите конфету по губам и попросите слизнуть ее.

    Вы можете использовать глазурь, шоколад или арахисовое масло, чтобы разнообразить это упражнение. Просто следите за тем, чтобы ваш ребенок каждый раз слизывал всю еду, чтобы максимально вытянуть язык.

    6. Это упражнение немного сложное, и вам может понадобиться помощь логопеда. Ваш ребенок должен положить язык на нёбо. Затем они должны удерживать его с всасыванием около 10 секунд.

    Как только они овладеют этим, они должны двигать челюстью вниз и вверх, пока язык все еще находится в состоянии всасывания.

    Дизартрия: Упражнения для щек

    1. Попросите их сомкнуть губы и втянуть щеки. Разве это не лицо рыбы?

    Что ж, когда придет время повторить упражнение, вы можете попросить ребенка сделать для вас мордочку рыбы. И вы можете сделать с ними одно и то же лицо, чтобы они моделировали и просто развлекались.

    2. Вы можете использовать технику питья через соломинку для укрепления мышц щек, а также мышц губ.

    Дизартрия: Упражнения для челюстей

    1. Попросите ребенка следить за движениями вашей челюсти. Широко откройте челюсть, чтобы она была полностью растянута, но не болела. Задержитесь на 5 секунд, прежде чем расслабиться.

    Повторяйте это 5 раз в день.

    2. Сдвиньте челюсть вправо, пока она не растянется, но не станет болезненной. Скажите своему ребенку сделать то же самое. Задержитесь на 5 секунд, а затем расслабьтесь.

    Повторить, потянув влево. Задержитесь на 5 секунд и расслабьтесь.

    Повторить этот набор 5 раз.

    3. Медленно сделайте круговое движение челюстью. Полностью растяните его в каждом направлении. Когда вы закончите круг, вы можете расслабить челюсть.

    Повторяйте это движение 5 раз в день.

    Дизартрия: Дополнительные вспомогательные средства

    Иногда недостаточно сказать ребенку «прижать язык к нёбу». Им нужны тактильные сигналы. Для этого некоторые логопеды используют зонд или Z-вибрацию. Это безопасные и простые инструменты, которые помогут вашему ребенку во время занятий с логопедом при дизартрии. Использование тактильных сигналов может точно сказать вашему ребенку, куда ему нужно положить язык, где ему нужно надавить и как ему нужно двигать щеками.

    Вы также можете выполнять эти упражнения при дизартрии дома с ребенком перед зеркалом. Это поможет им увидеть разницу и сходство между вашими выступлениями.

    Цели лечения дизартрии

    Логопеды используют ряд упражнений для лечения дизартрии. Упражнения для языка, губ, щек и челюстей обычно используются при лечении дизартрии для повышения силы ослабленных мышц.

    В основном это неречевые орально-моторные упражнения (NSOME), которые отличаются от логопедических упражнений, используемых для лечения заикания и других нарушений беглости речи.

    Основная цель терапии дизартрии – сделать речь более понятной.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *