Упражнение логопедическое: упражнения дома на каждый день
Логопедические упражнения. | Картотека по логопедии (средняя группа):
Логопедические упражнения.
Когда малышу идет третий год, он уже может хорошо понимать обращенную речь. А его словарный запас растет с каждым днем и к 3-м годам он может насчитывать до 1000 слов!
Родителей радует, что ребенок уже говорит предложениями из 2-4 слов, он уверенно произносит слова из 2-3 слогов, типа «ру-ка», «мо-ло-ко». Правда звучать они могут как «у-ка», «ма-а-ко», и родителей начинает волновать четкость произношения звуков. Многие даже обращаются за консультацией к логопеду, чтобы тот «поставил буковки Л и Р». Со стороны родителей – это правильное поведение: обращаться за помощью к специалисту, чтобы он оценивал развитие ребенка. Но в данном случае, специалист скажет родителям, что их беспокойство беспричинно. Ведь дело в том, что в возрасте 2-3 лет моторика речевого аппарата ребенка еще слабо развита, далеко не все движения губы и язык могут воспроизвести. В этом возрасте в речи ребенка четко звучат гласные звуки, согласные П-Б, Ф-В, М, Н, Т-Д, К-Г-Х. Но, поскольку движения артикуляционных органов еще недостаточно четки и координированы, эти звуки могут произноситься смягченно. Такая «картинка речи» нормальна для данного возраста и не должна вызывать беспокойство у родителей.
Но все же, от рождения и до самого конца дошкольного возраста (6-7 лет), родителям стоит придерживаться календаря профилактических посещений специалистов, отвечающих за его психофизическое развитие: детского невролога, детского психолога, логопеда. Именно своевременное обращение к специалистам позволит исправить возможные проблемы в самом начале, а то и вообще их избежать.
Что же могут сделать родители для выработки четкости речи у детей 2-3 лет? Самый доступный вид работы при логопедических занятиях в домашних условиях – это артикуляционная гимнастика.
Такая гимнастика проста в выполнении, но эффективна, и может быть проведена в виде веселой игры, что будет приятно и для самого ребенка, и для родителя. Прежде чем мы разберем артикуляционные упражнения, давайте обсудим некоторые правила проведения такой гимнастики.
Правило 1. Не стоит специально усаживать ребенка для проведения гимнастики, создавать ситуацию «урока». Пусть все будет как бы случайно. Например, после утренней чистки зубов можно задержаться с малышом у зеркала, и «проверить», чей рот шире открывается, оскалить зубы, чтобы узнать, хорошо ли они почищены и т.п.
Правило 2. Каждое движение можно повторить 2-3 раза. Статические позы, например «Бегемот», «Улыбка» желательно удержать на пару секунд.
Правило 3. На первых порах не ожидайте от ребенка точного выполнения упражнений. Главное – чтобы он начал повторять движения за вами и делал это удовольствием.
А после того, как появился интерес, можно и над качеством поработать. А правильность выполнения упражнения Вы предлагаете ребенку проверить с помощью зеркала.
Правило 4. Полезно развивать подвижность всех артикуляционных органов: и нижней челюсти, и губ, и языка, и мягкого неба. Поэтому в ежедневном комплексе артикуляционной гимнастики должно быть минимум 4 упражнения.
Правило 5. Потренируйтесь сами в выполнении логопедических упражнений. Ведь Вы должны дать малышу точный образец артикуляционного движения: «Посмотри, как я делаю. А ты?»
Правило 6. По мере усвоения ребенком артикуляционных упражнений можно вводить дополнительные опоры: картинки, соответствующие названию упражнения, стихи.
1.Упражнения для нижней челюсти
Упражнение «Открываем дверь»
Медленное опускание челюсти и поднимание. Взрослый может рассказать стихотворение во время выполнения ребенком упражнения:
Раз-два-три-четыре-пять, язычок хотел гулять.
Дверь закрыли, не пустили.
Упражнение «Бегемот»
Широко открыть рот (на четыре пальца руки):
Бегемот разинул рот,
Булки просит бегемот.
После того, как бегемота «покормили булкой», ребенок закрывает рот, имитирует жевание и проглатывает воображаемую булку.
Это упражнение помогает не только разработать «ленивую» нижнюю челюсть, но и бороться с излишней саливацией (слюнотечением) при дизартрии.
2.Упражнения для губ
Упражнение «Улыбка»
Растягиваем уголки губ, чтобы получалась беззубая «лягушачья» улыбка.
Упражнение «Дудочка»
Вытягиваем губы вперед, словно играем на дудочке.
Упражнение «Заборчик»
Закусить верхними зубами нижнюю губу, потом нижними зубами верхнюю.
Упражнение «Серый волк»
Оскалить зубы и удержать это положение.
Упражнение «Лошадка фыркает»
Губы в полуулыбке, подуть на сомкнуты губы, чтобы они задрожали. Можно помочь вызвать вибрацию пальцами, водя ими по губам сверху вниз.
3.Упражнения для языка
Упражнение «Кошка лакает молоко»
Вылизывать широким языком тарелки, язык вытягивать как можно дальше наружу. Можно намазать на тарелку что-нибудь вкусное: йогурт, подтаявшее мороженое (то, что можно есть малышу).
Упражнение «Часики»
Приоткрыть рот, водить языком вправо-влево, словно маятник часов.
4.Упражнения для мягкого неба
Упражнение «Соня»
— Захотели спать – начали зевать. . (имитируем зевоту, широко открывая рот),
— Легли спать – захрапели.. (изображаем «храп»).
Упражнение «Мишка»
Мишка по лесу гулял и цветочки собирал.
Наступил на шишку, заревел наш мишка: ЭЭЭ.
(голова чуть опущена на грудь, рот открыт широко, язык немного высунут изо рта, произносим звук Э низким голосом).
Эти логопедические упражнения особенно полезны, если у малыша есть такие диагнозы, как «задержка речевого развития», «ринолалия», «дизартрия».
Регулярное выполнение таких движений позволит развить моторику артикуляционного аппарата дошкольника, сделает речь ребенка более четкой и понятной, создаст хорошую базу для произношения более сложных в артикуляционном отношении звуков, таких как Ш, Л, Р.
Перед проведением логопедических упражнений установите перед ребенком зеркало, чтобы он мог видеть свое лицо и контролировать правильность выполнения задания. Показывайте малышу упражнение, и пусть он старается повторить.
- «Птенчики». Широко открываем рот, удерживаем пять секунд, закрываем на пять секунд, повторяем упражнение – как «птенчики в гнезде».
- «Трубочка», или «хоботок». Вытягиваем губы трубочкой, удерживаем в таком состоянием несколько секунд, «как хоботок у слона».
- «Улыбка». Улыбаемся как можно шире и удерживаем улыбку несколько секунд.
- «Парные звуки». Чередуем «трубочку» и «улыбку», при «улыбке» произносим звук «и-и-и-и», при «трубочке» — «у-у-у-у».
- «Иголочка». Открыть рот, высунуть язык далеко вперед, напрячь – он должен быть «острым, как иголочка». Держать в таком состоянии максимально долго.
- «Лопатка». Расслабленный широкий язык высунуть и положить на нижнюю губу, язык не должен дрожать.
- Чередование «иголочки» и «лопатки». Пять тактов удерживаем язык «иголочкой», затем еще пять тактов – «лопаткой». Повторяем упражнение.
- «Оладушек». Сблизить зубы, высовывать язык между ними. Удерживать несколько секунд. Повторить упражнения.
- «Качели». Рот открыт, язык движется вверх-вниз.
- «Крокодил» — широко открываем и закрываем рот (в отличие от «птенчиков», делаем это быстро).
- «Рыбка». Округляем губы и делаем «захватывающие» движения ртом.
- «Вкусное варенье» — улыбаемся, открываем рот, широким языком облизываем нижнюю губу.
- «Маляр» — широко улыбаемся, рот приоткрыт. Узким кончиком языка пробуем «покрасить» верхнее небо.
- «Сдуваем вату с ладошки». Улыбаемся, немного высовываем язык, кладем его на нижнюю губу. Язык широкий, расслабленный. Делаем вдох и выдыхаем, произнося долгий звук «ф-ф-ф-ф» и как бы сдувая вату с ладошки.
- «Ветер». Раздуваем щеки, узкий напряженный язык высовываем между губами. Выдуваем воздух так, чтобы струя свободно ходила по бокам языка.
- «Пароход». Рот приоткрыт, губы в улыбке. Закусываем кончик языка зубами и произносим долгий звук «ы-ы-ы-ы» (получается близко к звуку «л») — «Пароход гудит».
9 классных логопедических упражнений для детей
Бывает, что дети плохо произносят звуки или целые слова. Родители могут помочь ребёнку научиться говорить чётко двумя способами: на своём примере и с помощью артикуляционной гимнастики. Важно также тренировать речевое дыхание, которое способствует правильному звукообразованию. Благодаря ему речь ребёнка становится отчётливой, выразительной и мелодичной.
Артикуляционная гимнастика может стать частью игры. Достаточно заниматься всего 3–5 минут в день, чтобы увидеть результаты. Рекомендуется выполнять упражнения перед зеркалом, чтобы ребёнок мог самостоятельно контролировать правильность выполнения.
<<Форма демодоступа>>
Блинчик
Упражнение подготовит артикуляционный аппарат ребёнка к произношению свистящих и шипящих звуков.
Как выполнять: приоткрыть рот, расслабленный язык положить на нижнюю губу, края языка должны касаться уголков рта. Подержать язык в таком положении 5–10 секунд.
Обратить внимание: язык должен быть неподвижным и полностью расслабленным. Напряжённый язычок свидетельствует о повышенном тонусе.
Иголочка
Упражнение предназначено для укрепления языка.
Как выполнять: улыбнуться и положить широкий язык на нижнюю губу, затем приподнять язык и сделать его узким и острым. Повторить движения 6–7 раз.
Обратить внимание: кончик языка не должен загибаться кверху или лежать на нижней губе. Язык губами не зажимать.
Вкусное варенье
Упражнение направлено на подготовку артикуляционного аппарата к произношению звука [ш].
Как выполнять: приоткрыть рот и расслабить язык. Широким языком облизать верхнюю губу. Повторять это движение сверху вниз 8–10 раз.
Обратить внимание: работать должен только язык, без помощи губ и челюсти. Язык должен быть расслабленным и широким, чтобы его боковые края касались уголков губ.
Часики
Упражнение направлено на развитие боковых мышц языка и координацию движения (право — лево).
Как выполнять: широко открыть рот. Язык передвигать из стороны в сторону, потянув к уголкам рта, изображая часы-ходики. Повторить движение 5–6 раз.
Обратить внимание: нижняя челюсть должна быть неподвижна.
Качели
Упражнение направлено на укрепление мышц языка для верхнего подъёма, подготовка к произношению звуков [р], [р’], [л] и [л’].
Как выполнять: открыть рот и улыбнуться. Кончиком языка последовательно дотрагиваться до верхней и нижней губы, будто движение идёт от носа до подбородка и обратно. Выполнять упражнение 5–6 раз.
Обратить внимание: работает только язык, нижняя челюсть неподвижна.
Если у малыша не получается выполнять это упражнение, можно предложить ему тянуться языком к верхним и нижним зубам, но рот всё так же должен быть широко открыт.
Дятел
Упражнение поможет малышу научиться правильно произносить звук [р]. Звук [д] — основополагающий при постановки звука [р], так как помогает длительно удерживать язык наверху.
Как выполнять: улыбнуться и открыть широко рот, постучать твёрдым кончиком языка за верхними зубами, при этом чётко и многократно произнести звук [д]. Сначала медленно, затем увеличить темп. Упражнение выполнять 10–15 секунд.
Обратить внимание: нижняя челюсть неподвижна, рот всё время открыт, губы в улыбке. Кончик языка напряжён, он не должен подворачиваться, а звук должен быть в виде чёткого удара.
Грибок
Упражнение направлено на подготовку артикуляционного аппарата для произношения звуков [р] и [р’].
Как выполнять: широко открыть рот и улыбнуться. Прижать язык к нёбу всей поверхностью и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, чтобы растягивалась подъязычная связка (уздечка). Язык будет похож на грибок. Удерживать язык в таком положении 10 секунд.
Обратить внимание: язык должен быть плоским и плотно прижиматься к нёбу всей поверхностью. Подъязычная связка натянута, как тонкая ножка гриба.
Лошадка
Упражнение хорошо растягивает подъязычную связку и укрепляет верхний подъём, подготавливает артикуляционный аппарат малыша для произношения звуков [ж], [ш], [ч’], [щ’], [р] и [р’].
Как выполнять: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и прижать язык к нёбу, как в упражнении «Грибок», а затем пощёлкать кончиком языка. Рот должен быть открыт широко, чтобы тянулась подъязычная связка.
Обратить внимание: нижняя челюсть должна быть неподвижна.
Гармошка
Упражнение подготавливает артикуляционный аппарат к произношению звуков [р] и [р’].
Как выполнять: широко открыть рот и улыбнуться. Прижать язык к нёбу, как в упражнении «Грибок». Язык от нёба не отрывать. Опускать и поднимать нижнюю челюсть, растягивая подъязычную связку.
Обратить внимание: язык должен быть плоским и плотно прижатым к нёбу всей поверхностью. При повторении упражнения малыш должен стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
В «Домашней школе Фоксфорда» придумали цикл логопедических мультфильмов, во время просмотра которых ребёнок научится выполнять упражнения, соблюдая необходимый тайминг. Заодно узнает много интересного о приключениях мистера Фокса и его друзей.
<<Форма аттестации>>
Иллюстрация: Dinos&Teacups / Dribbble
Некоторые логопедические упражнения для домашнего использования
Логопед занимается восстановлением и поддержанием языковых навыков человека. Используются логопедические упражнения и игры. Некоторые упражнения можно выполнять дома. Какие? Вот несколько логопедических упражнений, которые можно делать дома… Откройте для себя!
Небольшое напоминание о логопедии
Какова область вмешательства логопеда? Какова цель каждого логопедического упражнения? Давайте сначала ответим на эти вопросы, прежде чем идти дальше.
Что такое логопед?
Речево-языковая патология как парамедицинская дисциплина способствует лечению речевых расстройств. Это классифицируется как профессия по уходу. Профессионал, занимающийся этой профессией, является логопедом, и его или ее роль заключается в лечении расстройств, влияющих на язык, будь то устная или письменная речь.
Логопед также участвует в профилактике и оценке нарушений или трудностей обучения.
В области логопедии профессионалы также вмешиваются для поддержания коммуникативных функций. Направления, на которых фокусируется логопедия: лингвистическое, социальное, психоаффективное и когнитивное.
Над чем именно нам нужно работать?
Выполнение логопедических упражнений дома требует большого количества информации для достижения желаемых результатов. На самом деле каждое упражнение направлено на работу над одним аспектом. Это может включать, например, голос, устную речь или язык. Другие упражнения помогают работать над словарным запасом, письменной речью и чтением. В зависимости от цели можно также поработать над моторикой челюсти и артикуляцией речи. Не забывая об упражнениях на пространственно-временную локацию, память, логику и т.д…
Вы должны выбирать упражнения в соответствии с различными аспектами работы. К счастью, специалисты по логопедии предлагают множество упражнений, которые можно выполнять дома. Тем не менее, важно выбрать правильные упражнения для нужд каждого пациента.
6 упражнений для выполнения дома
Лица с нарушениями обучаемости или другими трудностями могут обратиться за помощью к логопеду. Некоторые упражнения можно выполнять дома. Но вы должны действовать со знанием дела.
Упражнения по чтению
Эти упражнения предназначены для улучшения навыков чтения у некоторых пациентов. Они могут помочь людям с нарушениями обучаемости, такими как дизорфография и дислексия.
Используйте, например, игры с буквами. Родитель может научить ребенка распознавать разные буквы и составлять слова. Затем он будет читать каждое слово или предложение, чтобы улучшить свое чтение. Вы можете приобрести карточки и книжечки, чтобы научить ребенка читать по слогам.
Умение писать требует умения пользоваться пальцами и инструментом, используемым для письма (ручкой).
Родители могут помочь своим детям с упражнениями для пальцев. Этот состоит в том, чтобы делать небольшие движения пальцами и руками.
Действительно, есть связь между мозгом и жестами. Ребенок может нежно массировать пальцы одной руки. Также можно делать комбинации пальцев, например, научиться сочетать большой палец с указательным, средним или мизинцем.
У вас также есть игры, в которых нужно перемещать шарики из одной позиции в другую. Здесь ребенок будет использовать стилус.
Наконец, вы найдете на рынке руководства, в которых выделяются логопедические упражнения для стимуляции письма. Упражнения полезны для людей с диспраксией.
Хорошая слоговая артикуляция требует укрепления мышц, участвующих в процессе артикуляции. Язык, губы, щеки… Они хорошо себя ведут благодаря нескольким мышцам. Несколько простых упражнений помогут их укрепить. Улыбка является частью артикуляционных упражнений. Однако вы должны уметь выполнять его так, как того требуют логопеды. Например, вы должны улыбаться так, чтобы ваши губы были максимально растянуты. Эта улыбка не должна показывать зубы. Для достижения наилучших результатов удерживайте ее около 30 секунд. Другой вариант этого артикуляционного упражнения — широко улыбнуться, приподняв зубы.
Логопед также рекомендует следующее упражнение: облизывать губы, как будто они покрыты вареньем. Идем от одного конца губы к другому. Начните с верхней губы, прежде чем коснуться другой.
Логопеды используют различные виды упражнений для работы с дыханием своих пациентов. Они полагаются на множество игр для достижения своей цели. Вот несколько интересных упражнений в контексте логопедического сопровождения.
Работа над дыханием и дыханием может выполняться с помощью пузырьковой трубы. Вы также можете использовать ручки BLO. Просто дуйте в эти аэрографы и создавайте красивые узоры, как по волшебству.
В области логопедии для достижения результатов используются самые разные решения. Их можно использовать дома. Это случай с песней. Вот почему логопеды без колебаний заставляют своих пациентов петь. Начните с простых песен, которые человек может исполнить достаточно легко. Это не музыкальный конкурс!
Также изданы книги, чтобы научиться издавать адекватные звуки. Читатель должен научиться слышать свой собственный голос, чтобы улучшить произношение.
Ребенку с дискалькулией необходимы упражнения для улучшения знаний по математике.
Дискалькулия — это расстройство, которое влияет на способность к обучению математике. Веселые упражнения позволят манипулировать операциями или вычислениями. Различные игры могут помочь детям узнать о числах. Например, родители могут использовать игровое программное обеспечение для работы над ментальной арифметикой.
5 логопедических упражнений, которые можно выполнять дома
Умение хорошо общаться на английском языке — это, безусловно, тяжелая работа. Но свободное владение английским может открыть перед вами многие двери и улучшить вашу жизнь во многих отношениях.
Свободное владение английским языком улучшает ваши коммуникативные навыки, позволяя вам общаться с другими людьми, участвовать в большем количестве мероприятий, улучшать свои профессиональные навыки и лучше решать проблемы в преимущественно англоязычном обществе.
Общение на английском языке требует от вас не только понимания того, о чем идет речь, но и правильного произношения и точного ответа.
Улучшить свои разговорные навыки английского языка можно, проявив немного терпения и много практики. Есть простые стратегии, которые вы можете использовать, чтобы практиковать свой английский каждый день. Вот пять ежедневных логопедических упражнений, которые вы можете выполнять дома.
Разговор как логопедические упражнения
Какой лучший способ улучшить свои разговорные навыки английского языка? Начать говорить.
Регулярный разговор с другом или коллегой поможет вам развить навыки слушания и разговорной речи.
Чтобы участвовать в разговоре, вы должны слушать, говорить, высказывать свое мнение и еще немного говорить. Использование жестов также может улучшить общение, и вы сможете донести смысл и получить разъяснения.
Очень полезно иметь терпеливого друга, который будет подталкивать и исправлять вас. Возможность останавливаться и начинать разговор заново или задавать вопросы полезна и только улучшит ваш английский.
Если случайно у вас нет человека, готового помочь, попробуйте погрузиться в какую-нибудь англоязычную среду, такую как кино, церковь или спортивные мероприятия. Чем больше вы знакомитесь с английским языком, тем лучше для вас.
Выполнение простых логопедических упражнений в домашних условиях поможет вам общаться уверенно.
Thinking In English
Если вы действительно хотите улучшить свой английский, вы должны говорить и думать по-английски. Если вы думаете только на своем родном языке, вы на самом деле затрудняете изучение английского.
Переводить с одного языка на другой язык сложно, и при этом значения слов могут быть утеряны или неверно истолкованы. Ответ заключается в том, чтобы часто думать на английском языке.
Вы можете делать это где угодно. Старайтесь думать по-английски, когда вы работаете или проводите свой день. Попробуйте думать на английском, когда покупаете товары или заказываете еду в ресторане.
Рекомендуется использовать англо-английский словарь. Это помогает избежать необходимости постоянно переводить слова. Если вы будете регулярно думать на английском языке, то заметите, что и говорить становится легче.
Наблюдайте за собой в зеркале
По возможности выделяйте несколько минут в день, чтобы постоять перед зеркалом и поговорить на английском языке в качестве логопедической терапии. Это упражнение позволяет вам следить за своими губами, лицом и языком тела во время разговора.
Попробуйте установить таймер на несколько минут и начать говорить. Вы можете говорить и даже делать вид, что разговариваете с кем-то еще. Если определенные слова вызывают у вас затруднения, попробуйте заменить их другими подходящими словами.
После упражнения найдите проблемные слова. Это отличный способ узнать, с какими словами, фразами или предложениями у вас возникают трудности.
Использование технологий
Технологии улучшают нашу жизнь каждый день.
Он везде, и вы можете использовать его в качестве логопедической терапии, чтобы улучшить свои навыки английского языка. Попробуйте использовать функцию разговора на своем компьютере или смартфоне.
Иметь собеседника онлайн — отличная идея. Также полезно использовать Skype для общения с носителями английского языка.
Простой просмотр фильмов, новостных программ и даже видео на YouTube может помочь, потому что вы слушаете правильное произношение.
Пение на английском языке
Подпевание английским песням, которые вам нравятся, может стать веселым и полезным логопедическим упражнением для улучшения ваших навыков говорения и восприятия на слух.