Упражнение горка артикуляционное: Упражнение Горка — артикуляционная гимнастика для детей
Все артикуляционные упражнения
Вероника Епешкина, логопед,
детский сад № 89 г. Уфы
Оригинал статьи: скачать
Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков.
Загони мяч в ворота. Дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками. При этом губы сложены трубочкой. Загонять шарик следует на одном выдохе. Щеки при выдохе не должны надуваться (для этого их можно слегка придерживать ладонями).
Трубочка-улыбочка. Сначала губы вытянуть вперед трубочкой, затем растянуть в улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. Каждую позу удерживать 3 сек. Движение повторить 5-10 раз.
Накажем непослушный язычок. Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу, и слегка покусывая его зубами, произносить «та-та-та» в течение 5-10 сек. Затем пошлепать язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение того же времени.
Блинчик. Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживать его в таком положении 5-10 сек. Повторить упражнение 2-3 раза.
Качели. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка вверх-вниз: 1) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; 2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Движения выполняются в спокойном темпе по 5-10 раз.
Почистим зубки. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка гладит нижние резцы с внутренней стороны, делая движения вверх-вниз. Упражнение выполнятся в течение 10 сек.
Горка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Движения повторяются 5-10 раз.
Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков.
Накажем непослушный язычок. Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу, и слегка покусывая его зубами, произносить «та-та-та» в течение 5-10 сек. Затем пошлепать язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение того же времени.
Блинчик. Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживать его в таком положении 5-10 сек. Повторить упражнение 2-3 раза.
Качели. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка вверх-вниз: 1) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; 2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Движения выполняются в спокойном темпе по 5-10 раз.
Маляр. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небо, делая движения вперед-назад (от зубов вглубь ротовой полости и обратно). Выполнить 5-10 движений.
Грибок. Рот открыт. Губя в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу, затем присосать его к небу и удерживать в таком положении 5-10 сек. Язык будет напоминать шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его тоненькую ножку. Затем «отклеить» язык. Закрыть рот. Повторить упражнение 2-3 раза.
Вкусное варенье. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка облизывать верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз. Выполнить 5-10 движений.
Чашечка. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут и ему придана форма ковша: боковые края и кончик языка подняты, средняя часть языка прогибается книзу. Удерживать язык в таком положении 5-10 сек. Повторить упражнение 2-3 раза.
Фокус. Удерживая язык в положении «Чашечка», подуть на кончик носа так, чтобы ватка, положенная на кончик носа, подлетела вверх. Повторить упражнение 3-5 раз.
Артикуляционная гимнастика для постановки звука «Л»
Накажем непослушный язычок. Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу, и слегка покусывая его зубами, произносить «та-та-та» в течение 5-10 сек. Затем пошлепать язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение того же времени.
Блинчик. Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживать его в таком положении 5-10 сек. Повторить упражнение 2-3 раза.
Блинчик-иголка. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении в течение 5 сек. Затем напрячь и выдвинув вперед, придать языку заостренную форму жала. Удерживать язык в таком положении5 сек, после чего вновь расслабить и положить на нижнюю губу. Попеременно выполнять упражнения «лопатка» и «Иголочка» 3-4 раза.
Качели. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка вверх-вниз: 1) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; 2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Движения выполняются в спокойном темпе по 5-10 раз.
Лошадка.
Индюк. Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы. Кончик языка слегка загнуть – как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышаться звуки «бл-бл» Упражнение выполнять в течение 10 сек.
Артикуляционная гимнастика для постановки звука «Р»
Качели. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка вверх-вниз: 1) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; 2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Движения выполняются в спокойном темпе по 5-10 раз.
Почистим зубки. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка гладит верхние резцы с внутренней стороны, делая движения вверх-вниз. Упражнение выполнятся в течение 10 сек.
Маляр. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небо, делая движения вперед-назад (от зубов вглубь ротовой полости и обратно). Выполнить 5-10 движений.
Вкусное варенье. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка облизывать верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз. Выполнить 5-10 движений.
Лошадка.
Индюк. Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы. Кончик языка слегка загнуть – как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышаться звуки «бл-бл» Упражнение выполнять в течение 10 сек.
Фокус. Удерживая язык в положении «Чашечка», подуть на кончик носа так, чтобы ватка, положенная на кончик носа, подлетела вверх. Повторить упражнение 3-5 раз.
Барабан. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о небо за верхними зубами, многократно и отчетливо на одном дыхании произнося звуки «д-д-д». Сначала произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Выполнить упражнение 3-5 раз.
Артикуляционная гимнастика для постановки заднеязычных звуков.
1. Для нижней челюсти: открывать рот с сопротивлением, произвольно двигать нижнюю челюсть вправо влево.
2. Для губ и щек: втягивать щеки в ротовую полость между зубами; растянуть губы при сжатых челюстях одновременно в стороны, вверх и вниз, обнажая зубы затем их расслабить; попеременно произносить И-У, И-О (с голосом).
3. Для языка:
Качели. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка вверх-вниз: 1) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; 2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Движения выполняются в спокойном темпе по 5-10 раз.
Почистим зубки. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка гладит нижние резцы с внутренней стороны, делая движения вверх-вниз. Упражнение выполнятся в течение 10 сек.
Горка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Движения повторяются 5-10 раз.
4. Для мягкого неба: произносить гласные звуки на твердой и мягкой атаке.
Social commentary Cackle
Постановка звука К: артикуляция, правила и способы
У детей дошкольного возраста возникают разные нарушения звукопроизношения. Все они должны быть устранены до школы. Сделать это можно с помощью логопеда. Специалист определит причину проблемы и научит правильно говорить.
СодержаниеСвернуть
- Правильная артикуляция
- Важные правила
- Подготовительный этап
- Способы постановки
- Постановка с опорой
- Особенности автоматизации
Постановка звука [К] проходит в несколько этапов. Это позволяет закрепить звук в речи, автоматизировать его и устранить дефектное звучание.
Правильная артикуляция
Любая работа начинается с того, что ребенку показывают образец звучания. Звук [К] относят к группе заднеязычных, то есть для их произношения поднимается задняя часть языка. Именно от этого звука ставят остальные — [Х], [Г] и их мягкие пары.
Поэтому целесообразно коррекцию начинать со звука [К]. Для его произношения губы принимают нейтральную позицию либо становятся раскрытыми. Зубы разомкнуты, кончик языка лежит у нижних зубов, но не упирается в них. Передняя и средняя спинка опущены, задняя поднята и упирается в мягкое небо. Боковые части языка слегка касаются твердого неба. Голосовые связки не напрягаются, воздух проходит через смычку языка и неба, разрывает ее и получается звук [К].
В норме заднеязычная группа появляется в раннем возрасте. Благодаря сосанию язык принимает вид «горки» и у ребенка получается произносить отдельные звуки.
Затруднения могут возникать из-за высокого или узкого неба – в таком случае не получится образовать смычку. При дизартрии возникает слабость или напряжение отдельных мышц языка. Иногда у детей плохо формируется фонематический слух. Благодаря ему люди различают разные звуки речи.
Нельзя путать фонематический (речевой) слух с физическим! При нарушении первого ребенок будет хорошо различать неречевые звуки, реагировать на речь других людей, но сам будет плохо воспринимать то, что произносит сам.
Дефектное произношение звука [К] называется каппацизмом. Иногда звук отсутствует, тогда вместо «Кот» получается «’от». Звук может искажаться и вместо него будет слышаться щелчок – так происходит из-за слишком плотной смычки.
Замену [К] на другие звуки называют паракаппацизмом. Чаще всего звук меняется на [Г], [Х] и иногда на [Т]. В таком случае, помимо постановки звука, логопед занимается дифференциацией.
Важные правила
Прежде чем начинать постановку любого звука нужно усвоить некоторые моменты. Нельзя пытаться «проскочить» один этап и перейти к следующему. В таком случае не получится исправить дефект.
Необходимо уделять время артикуляционной, дыхательной гимнастике. Динамические упражнения выполняют на счет до десяти, статические – до пяти. Правила выполнения:
- строго перед зеркалом;
- внимание ребенка акцентируют на правильности позы;
- делают каждый день.
При дизартрии может уходить несколько месяцев на отработку правильных движений. Не стоит торопиться переходить к постановке. В тяжелых случаях используют медикаментозную терапию, которая корректирует повышенный или пониженный тонус. Физиопроцедуры тоже могут помочь ускорить процесс.
Подготовительный этап
Перед тем как приступать к постановке звука, необходимо выработать базу для него. Это артикуляция и дыхание. В логопедии принят поэтапный подход к коррекции звукопроизношения. Нельзя пренебрегать последовательностью, иначе не получится исправить дефект.
Цель подготовительного этапа в устранении каппацизма — это научить ребенка чувствовать движения языка. Для этого предлагается ряд упражнений.
Артикуляционная гимнастика всегда выполняется перед зеркалом. Так у детей вырабатывается зрительный контроль.
Первое упражнение называется «Силач». Ребенок открывает рот, широко улыбается. Логопед оборачивает палец платком или бинтом, кладет его на кончик языка, который лежит в расслабленном виде у нижних зубов. Он начинает аккуратно отодвигать орган вглубь рта. В это время ребенок сопротивляется и выталкивает палец.
Следующий этап — палец кладут на среднюю часть языка, отодвигая его вглубь рта. Постепенно у дошкольника сформируется новое ощущение, он сможет самостоятельно пододвигать язык.
Второе упражнение – «Горка». Логопед показывает образец выполнения перед зеркалом. Широкая улыбка при открытом рте. Кончик языка упирается в нижние зубы, задняя часть поднята к небу. Если ребенок испытывает затруднения, то можно помочь ему прижать кончик.
Третье упражнение – «Месим тесто». Предназначено для снятия тонуса, расслабления. Широкий язык кладется на нижнюю губу, затем слегка шлепается верхней губой.
Для того чтобы научить дошкольника делать язык широким, используют упражнение «Лопаточка». Рот открыт, язык высунут и распластан на нижней губе. Поза удерживается в течение пяти секунд.
Еще один способ укрепить мышцы языка. Ребенок высовывает язык, логопед оборачивает его платком, аккуратно удерживает орган, а дошкольник пытается его убрать в рот.
Для выработки правильной артикуляции используют дыхательную гимнастику. Для этого предлагают упражнение «Ветерок». Ребенок должен сделать «Горочку», после чего сдуть бумажку или фантик с руки логопеда.
Для отработки «Горочки» дают пожевать спринцовку самого маленького размера. Ее тщательно моют и крупной частью кладут в рот. Груша будет прижимать кончик языка, а ребенка попросят ее несильно пожевать.
При сильном рвотном рефлексе тренировки проводят постепенно. Зондом для постановки звука [Р] гладят язык, постепенно продвигаясь все дальше. Можно гладить шариком верхнее небо, постепенно сдвигаясь к корню языка.
В тяжелых случаях помогает логопедический массаж. Он может быть ручным и зондовым. Назначает его только специалист.
Способы постановки
Постановка звука происходит на индивидуальных занятиях. Первый способ – по подражанию. Для этого логопед показывает образец артикуляции, но сам звук не произносит. Только демонстрирует, как язык собирается «горочкой» и предлагает дошкольнику повторить. После перед ним кладут на ладони ватный шарик, просят сдуть. На выходе получится правильный звук [К], который можно автоматизировать.
Но по подражанию редко удается ввести звук, поэтому используют механическую помощь. В наборе зондов Рау есть специальный зонд для заднеязычных звуков. Он похож на широкий шпатель.
Дошкольник поизносит безостановочно слог «ТА», в это время логопед зондом задвигает язык вглубь рта. После манипуляции послышится нужный звук. Зонд удерживают, чтобы ребенок запомнил произношение.
На этом моменте необходимо придумать обозначение звуку. Нельзя называть его [К], так как это вызовет старый стереотип произношения. Подойдет «Кашель».
Зонд убирают и предлагают ребенку самостоятельно воспроизвести «Кашель». Придется немного помогать зондом, чтобы дошкольник мог найти правильную позу для языка. К автоматизации переходят только тогда, когда будет идеальное звучание в изолированной позиции.
Можно попробовать поставить звук от имитации. Логопед тихо кашляет, выдавая что-то вроде [КХЭ]. Делать это нужно тихо, почти шепотом, сокращая разрыв между покашливаниями. Такой трюк позволит убрать призвук [Х]. Для визуализации просят ребенка поднести ладонь ко рту. Он будет ощущать толчки воздуха.
Есть еще способ постановки на вдохе. Для этого дошкольника учат втягивать язык, собирать его словно «улитка в раковину прячется». Кончик кладется на нижнюю губу, резко сползает по нижней части рта и складывается «Горочкой». Логопед произносит шепотом нечто похожее на «КА».
Из этого же положения «улитка в раковине» ребенок произносит «КА» — ему предлагается «выпустить улитку наружу». Такой обманный маневр позволит вызвать изолированный звук, показать новую позицию.
Постановка звука [К] при замене на [Т] эффективнее всего проводится с механической помощью. В качестве заменителя зонда используют обычный шпатель или детскую силиконовую соску.
Постановка с опорой
В некоторых ситуациях [К] можно вызвать от правильного звука. Если есть хороший [Х], то можно попробовать от него. Для этого акцентируют внимание ребенка на особенностях произношения – корень языка касается неба, нужно запомнить это ощущение. Кончиком нужно хорошо упереться в небо, как бы закрыть языком «щель», нажим должен быть сильным. В этот момент нужно «кашлянуть» и получится звук [К].
После начинают тренировать ребенка изолированно произносить [К]. Звук может быть громким, взрывным, напряженным. В таком случае нужно попросить его говорить шепотом. Призвук уйдет со временем.
Для того чтобы закрепить изолированное звучание, нужно использовать игровые приемы. Дошкольнику предлагают перебирать стеклянные камешки, выкладывая их в виде дорожки. После по ним «шагают» пальцы, каждый шаг — это звук.
Подойдут разные дорожки: которые нужно обводить пальцем, выкладывание узоров, закрашивание картинок. Детям нравятся динамичные игры: попрыгать столько, сколько раз прозвучал звук. Можно выкладывать дорожку из разных позиций. Каждый прыжок – смена позы. Например, прыгнул и повернулся направо, потом налево и т. п. Каждое движение сопровождается звуком.
Особенности автоматизации
Если для постановки использовали механический способ, то лучше сразу начинать вводить слоги. Для начала используют прямую позицию – согласный плюс гласный звук.
Во время автоматизации нельзя торопиться и переходить сразу к предложениям. Иначе не получится закрепить правильное звучание.
Сначала используют слоговые дорожки из одинаковых слогов: «КА-КА-КА». После добавляют другой слог: «КА-КА-КО». Если ребенку сложно запомнить такое количество, то используют два слога.
На начальном этапе автоматизации используют чистоговорки. Задача дошкольника произнести слоги, а логопеда уже оставшуюся фразу.
После успешного усвоения прямых слогов берут обратные − гласный плюс согласный. Снова начинают с одинаковых слоговых дорожек: «АК-АК-АК». Потом добавляют еще слог: «АК-АК-ОК».
Детям обычно неинтересно повторять слоги, поэтому используют игровые приемы. Пальцами прошагивают дорожки, мотают клубок ниток, собирают игрушки с пола – каждое движение сопровождается повторением слога. Можно кидать мячик в корзину, рисовать узоры, собирать картинку.
Только после того, как слоги будут усвоены, переходят к словам. Параллельно уделяют внимание развитию речевого слуха. Для этого ребенку объясняют артикуляцию разных звуков, акцентируя внимание на особенностях произношения – для этого используют зрительный анализатор.
После учат различать их на слух. Особенно это важно для проведения дифференциации звуков. Если этот этап дается тяжело, то начинают с неречевых звуков – музыкальных инструментов, природных шумов и т. п. Важно не торопиться и отрабатывать каждый этап. Тогда получится закрепить хороший результат.
БЕСПЛАТНЫЙ рабочий лист по артикуляции на уровне слогов от The Dabbling Speechie
Используйте этот бесплатный рабочий лист по артикуляции на уровне слога с любым звуком речи в вашей работе!
Как только ребенок получает свой артикуляционный звук изолированно, логопеды обычно переходят на уровень слова. Следуя традиционному артикуляционному подходу , SLP должен заставить ребенка практиковать свои артикуляционные произведения по слогам.
Это позволяет учащемуся отрабатывать правильное воспроизведение звука без контекстуального контекста, чтобы учащийся мог сосредоточиться на двигательных паттернах. Эти ⭐ БЕСПЛАТНЫЕ листы практики артикуляции слогов ⭐ помогут занятому SLP быстро спланировать терапию и визуально помогут ученику правильно воспроизводить целевой звук.
Эти листы со слогами ❤️не подготавливаются! Вы можете использовать их с ❤️заметкой, ❤️защитной пленкой для страницы и маркером для сухого стирания или включить ❤️визуальные звуковые подсказки в лист слогов.
После того, как ребенок овладел своим звуком в слогах VC и CV (этап 2) Традиционного терапевтического подхода, SLP может перейти к работе со звуком учащегося в словах.
Что включено в листы практики артикуляции звука слога:
⭐Шпаргалка по этапам традиционного терапевтического подхода, чтобы помочь спланировать терапию
⭐ Звук слога Практика со смешанными гласными
Как настроить терапию и использовать этот ресурс
Наилучший способ определить, с чего начать терапию, — это пройти базовое тестирование того, где находится ребенок с правильным воспроизведением звука. SLP может определить, способен ли ребенок отличить правильный звук от неправильного. Затем SLP может оценить, является ли ребенок стимулируемым
для правильного воспроизведения изолированного звука, слогов, слов и т. д.
Возьмите этот БЕСПЛАТНЫЙ лист данных по артикуляции, чтобы помочь вам собрать базовые данные о ваших учениках.
• Листы данных по артикуляции — для бесплатной печати (включая версию для Google Slides)
Например, если ребенок может правильно произнести /s/ отдельно, вам следует начать терапию на уровне слогов. Работая над звуком /s/ на уровне слогов, ребенок может сосредоточиться на двигательных паттернах правильного произношения звука. По мере того, как ребенок овладевает слоговой стадией, СЛП будет переходить к следующей стадии слов в исходных позициях.
Этот ресурс предназначен для логопеда, чтобы использовать его с детьми, которые находятся на второй стадии, используя комбинации слогов CV и VC с целевым звуком. Отработка целевого звука на уровне слога является очень важным этапом, поскольку позволяет ребенку сосредоточиться на двигательных движениях звуковоспроизведения. Не используя настоящие слова, он убирает контекстную составляющую звука, поэтому ребенок может работать над получением правильного фонетического расположения и манеры.
Советы, как помочь учащимся в самосознании своих звуковых произведений
Попросите ребенка оценить свои произведения с помощью визуальной поддержки. Вы можете записать своего ученика, создающего его/ее продукцию, а затем дать ученику прослушать запись. Учащийся может сказать или записать слова, которые он произвёл правильно или неправильно.
Убедитесь, что ваши положительные и отрицательные отзывы ясны и конкретны. Например, вы можете сказать: «Это было идеальное L». или «Ой, наш язык был в неправильном положении, поэтому я не услышал звук Л».
В конце урока учащиеся должны визуально оценить свои успехи, нарисовав графически, насколько хорошо они справились, или объясните, какие слова они произнесли правильно. Для некоторых бесплатных изображений производства артикуляции
и действий, способствующих переносу артикуляции, перейдите в этот БЛОГ
ПОСТ для БЕСПЛАТНЫХ действий.
Материалы по артикуляционной терапии на уровне слов, чтобы помочь учащимся сохранять мотивацию к практике:
• Articulation 3D Christmas Tree Craft
• Складной кошелек Articulation Craftivity BUNDLE
• Станция печати букв Articulation для смесей L, S и R
• Станция печати букв Articulation для Prevocalic R, R-смесей и Vocalic R
• Интерактивная артикуляция Flip Book BUNDLE
• Артикуляционная станция для очистки труб — Pre-vocalic R, R-blends и Vocalic R
• Артикуляционная станция для очистки труб — K, G, F, V
Материалы для артикуляционной терапии на уровне предложений, чтобы помочь Студенты сохраняют мотивацию к практике:
• Задания по артикуляции предложений
• Практика артикуляции предложений без подготовки
Материалы артикуляционной терапии на уровне абзацев и разговоров, чтобы помочь учащимся сохранять мотивацию к практике:
• Перенос артикуляции BU НАБОР NDLE
БЕСПЛАТНО занятия по артикуляционной терапии, которые помогут вам спланировать терапию:
• Книги с карточками по артикуляции БЕСПЛАТНЫЙ шаблон
• Карточки с карточками по артикуляции для /s/, /sh/, /ch/ и /th/ скачать БЕСПЛАТНО
• Интерактивные перекидные книги по артикуляции для L — БЕСПЛАТНЫЙ ресурс с редактируемыми слайдами
• Лист домашних заданий по артикуляции — бесплатная печать
• Складные книжки-бумажники по артикуляции Craftivity for Final s-blends & l-blends
***** ********** Оставайтесь на связи со мной *************************
★
БЛОГ
★
НОВОСТНАЯ БЮЛЛЕТЕНЬ
★
★
★
Если у вас возникнут какие-либо вопросы или проблемы, напишите мне по адресу feliceclark@thedabblingspeechie. com CC-SLP TSSLD S
Все дети развиваются с разной скоростью. Некоторые дети развиваются быстрее, а некоторым нужно немного больше времени, чтобы достичь вех. Это особенно применимо к звукам речи. Формулировка звуков, которые мы используем для речи, не так естественна, как вы можете подумать. Каждый звук речи требует различных манипуляций с артикуляторами (языком, губами, зубами, твердым небом и т. д.) и усложняется по мере того, как слова становятся длиннее. Фактором, способствующим сложности воспроизведения звука речи, является то, что звуки речи часто воспроизводятся с небольшими вариациями в зависимости от других звуков, воспроизводимых до или после целевого звука. Хотя у нас есть возраст овладения, когда многие дети усваивают определенные звуки речи, каждый ребенок развивается со своей скоростью и иногда нуждается в немного большей поддержке для воспроизведения целевых звуков.
Чтобы произнести звук /с/, кончик языка слегка касается гребня за верхними зубами. Воздух выталкивается изо рта и проходит между языком и краем рта. Овладение звуком /с/ обычно происходит в возрасте от 3 до 8 лет, однако некоторым детям его освоить труднее. Дети, которые с трудом произносят звуки /s/, могут быть идентифицированы как имеющие «шепелявость» или когда у ребенка возникают трудности с произношением звуков /s/ и /z/ из-за того, что их язык находится в неправильном положении. Язык может торчать между верхними и нижними зубами или когда воздух проходит по бокам языка. Когда ваш ребенок говорит, вы можете услышать, как он заменяет звук /s/, например, «yeth» вместо «yes». Если ваш ребенок по-прежнему с трудом произносит звук /с/, обратитесь к логопеду для оценки и консультации.
А пока есть много простых и веселых занятий дома, чтобы поработать над произношением звука /с/!
Использование звука /t/ для продвижения звука /s/
Произведение звуков /т/ и /с/ производится при очень похожем положении языка. Единственное отличие состоит в том, что /t/ производится путем постукивания кончиком языка по гребню за верхними зубами, а /s/ производится путем удерживания языка там и выталкивания воздуха в течение длительного периода времени. Если ваш ребенок может произносить /т/, вы можете использовать этот звук, чтобы сформировать и научить /с/. Во-первых, попросите ребенка произносить звук /т/ и давать вербальные сигналы, например: «это /т/ звучит великолепно! Твой язык коснулся выпуклой части твоего рта». После нескольких произнесений /т/ попросите ребенка задержать язык там после произнесения /т/ и вытолкнуть воздух изо рта еще на несколько секунд. Смоделируйте это для ребенка, сделав это самостоятельно несколько раз. Для визуальных подсказок возьмите лист бумаги и нарисуйте горку с лестницей на детской площадке. Попросите ребенка «подняться» пальцем по лестнице, произнося /т/. Когда они доберутся до верхней части слайда, попросите их удерживать звук /t/ при скольжении вниз по слайду, и звук, который они произведут, должен звучать как звук /s/!
Используйте ватный тампон и соломинку для визуальной обратной связи
Чтобы закрепить идею о том, что для производства /s/ воздух должен выталкиваться изо рта и проходить между языком и краем рта, устройте со своим ребенком соревнование. Положите на стол ватные шарики и дайте ребенку соломинку. Пусть они поместят язык за верхними зубами на неровную часть рта и произнесут /s/. Они могут поднести соломинку к губам и предложить вашему ребенку попытаться сдуть ватный тампон через стол, произнося /с/. Это поможет вашему ребенку поддерживать воспроизведение /s/ и сосредоточиться на месте целевого звука.
Следуйте методу «кусай, улыбайся и дуй»
Если вашему ребенку трудно скользить языком при произнесении /с/, словесно подскажите ребенку, куда поместить язык. Затем смоделируйте, как ваш ребенок кусает зубы и улыбается. Затем ребенок может выдувать воздух, удерживая язык в правильном положении. Это помогает ребенку поддерживать правильное положение языка при отработке звука.
Участвовать в сенсорной игре
Постройте песочницу на своей кухне. Все, что вам нужно, это контейнер любого размера, кинетический песок и небольшие манипуляции, начинающиеся с /s/ (ракушка, подсолнух, солнце, семечки, присоска [леденец]).