Разное

Упражнение для языка чашечка: Упражнение Чашечка — артикуляционная гимнастика для детей

Логопедическое упражнение «чашечка» для артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика является одним из компонентов комбинированной терапии нарушений развития речи. Ее обязательное условие заключается в полном прохождении курса, закреплении результатов через некоторый промежуток времени, занятиях с коррекционным педагогом и на дому. Сеансы проводятся ежедневно до достижения стойкого терапевтического результата.

СодержаниеСвернуть

  • Основы терапии
  • Как научиться правильно произносить шипящие звуки
  • Техника выполнения
  • Часто возникающие сложности

Задачи артикуляционной гимнастики:

  • улучшение кровоснабжения, иннервации речевого аппарата;
  • увеличение подвижности органов речи;
  • укрепление мышц;
  • обучение фиксации в определенной позе;
  • снижение напряженности;
  • увеличение амплитуды движений.

Основы терапии

Длительность лечения всегда индивидуальна: постановка произношения звуков может занять 1-6 мес. В ходе выполнения упражнений с логопедом необходимо соблюдать несколько правил:

  • постепенно усложнять задачу;
  • проводить занятия для детей в игровой форме;
  • не допускать переутомления во время сеанса;
  • использовать зеркало в качестве основного предмета отработки информации.

Цель артикуляционной гимнастики в логопедии заключается в доведении до автоматизма выполнения упражнений по произношению фонем. На первом занятии педагог расскажет о предназначении и технике выполнения конкретного упражнения. Затем он продемонстрирует правильную артикуляцию звука, объяснив, на какие моменты нужно особенно обратить внимание. Если это упражнение ребенок затрудняется выполнить, логопед может использовать шпатель или зонд. Очень важно, чтобы движения были точными и правильными, симметричными, плавными и в достаточном объеме.

Дети по-разному поддаются логопедической коррекции − это зависит как от диагноза и степени проявления нарушений, так и от эмоционального состояния ребенка.

После проведения сеанса задание необходимо закреплять на дому. Артикуляция считается усвоенной успешно, если она выполняется без ошибок и не нуждается в зрительном контроле.

Как научиться правильно произносить шипящие звуки

Проблемы с произношением возникают из-за быстрой смены положения органов артикуляционного аппарата в процессе разговора. Чтобы звуки были разборчивыми и четкими, специалист должен устранить спазм мускулатуры и увеличить подвижность органов речи, а также настроить координацию действий.

Для постановки шипящих звуков язык должен загибаться в форме чашки, так и называется подходящее для этого упражнение. Проблемы с воспроизведением фонем возникают, если он круглый и распластанный. Вследствие этой ошибки воздух выходит из ротовой полости через щеки, а не через щель между зубами. Упражнение простое в выполнении, но требует гибкости мышц и соблюдения направления выхода воздушной струи из ротовой полости.

Техника выполнения

Упражнение «чашечка» основано на расслаблении определенных участков языка. Для повышения его эффективности параллельно делают логопедический массаж. Сначала перед ребенком ставится задача выполнить его технически правильно, загибая вверх язык. Затем подключают счет до 3, 5 и 10. Не должно быть дрожания, хаотичных движений. Упражнение «чашечка» предназначено для укрепления мускулатуры языка и постановки шипящих звуков.

Описание действий:

  1. Усадить ребенка на стул в удобную позу.
  2. Дать ему зеркало, при этом специалист находится напротив.
  3. Попросить малыша широко открыть рот и растянуть губы.
  4. После их расслабления положить на нижнюю губу язык (он должен быть максимально мягким).
  5. Попытаться сформировать из него чашечку с приподнятыми боковыми стенками. Для лучшего понимания необходимо наглядно продемонстрировать на себе.

Обратите внимание, передний край языка должен быть ровным.

Часто возникающие сложности

Распространенная ошибка – и губа, и челюсть тянутся за язычком. Если ребенок слишком мал и не понимает, как это сделать, в языке делают ямку посередине, надавливая пальцем руки. Это вызовет рефлекторное его сгибание. Если затруднения не купированы таким образом, значит нужно тренировать мышцы с помощью массажа.

При самостоятельном выполнении старайтесь разрабатывать язык бережно, не повреждая слизистую оболочку. Перед началом самомассажа нужно продезинфицировать поверхность рук, за слизистую браться только через носовой платок или сухую салфетку.

К приемам самостоятельного массажа относятся шлепанье по губам, причесывание языка, покусывание слева и справа. Для лучшего запоминания нужно чередовать положения органа, делая его попеременно узким и широким. Необходимо, чтобы малыш запомнил свои ощущения, когда язык расслабленный и широкий.

Еще можно выполнять занятие «обнимашки»: широким языком обхватывать мягко верхнюю губу, таким же образом обнимать зубы. Следите, чтобы упражнение делалось не кончиком, а всем основанием органа. После получения положительного результата возвращаются к «чашке».

В логопедии роль артикуляционной гимнастики достаточно велика, однако, при недобросовестном выполнении рекомендаций специалиста невозможно добиться положительных результатов. Этот метод коррекции нарушений речи не является основным, необходим комплексный подход к решению проблемы.

Артикуляционная гимнастика на шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ

Один из частых случаев нарушения звукопроизношения у дошкольников – это недостаток произношения шипящих звуков (к группе шипящих звуков относятся: «Ш», «Ж», «Ч», «Щ»). Как же помочь ребёнку научиться «шипеть» и «жужжать»?

Для того, чтобы детская речь была правильной и понятной не только родителям ребенка или логопеду, а и другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата.

Как же тренировать мышцы артикуляционного аппарата? Конечно выполняя специальную артикуляционную гимнастику на шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ.

Правильная артикуляция звуков Ш, Ж, Ч, Щ

Звуки [Ш], [Ж]

  • губы округлены и выдвинуты вперед;
  • зубы сомкнуты, либо сближены;
  • кончик языка поднят к передней части неба (у альвеол), но не прижат;
  • боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам;
  • теплая воздушная струя выдыхается по середине языка;
  • звук «Ш» произносится без голоса — глухой;
  • звук «Ж» произносится с голосом — звонкий.

Звуки [Ч], [Щ]

  • при произнесении звука «Ч» губы выдвинуты и округлены;
  • расстояние между зубами 1–2 мм;
  • звук начинается от смычного элемента, как при произнесении «Ть»;
  • кончик языка опущен и касается нижних резцов;
  • передняя часть языка прижата к верхним резцам или альвеолам, средняя часть выгнута по направлению к твердому небу. Звук заканчивается щелевым элементом, который звучит кратко.
  • при произнесении звука «Щ» губы вытянуты вперед и округлены;
  • кончик языка поднят до уровня верхних зубов;
  • передняя часть языка несколько прогибается, средняя часть приподнимается к твердому небу, задняя часть опущена и продвинута вперед. Струя выдыхаемого воздуха сильная.
  • звук «Щ» произносится более мягко и удлиненно, чем «Ш», при этом боковые края языка плотнее прижаты к верхним зубам.
  • Важно помнить, к работе над звуками «Ч» и «Щ» необходимо приступать, если отработаны звуки «Ш» и «Ж». Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен комплекс артикуляционной гимнастики для группы шипящих звуков, а также упражнения на развитие дыхания.

Упражнения

Заборчик – Дудочка (чередование упражнений)

Цель: развитие подвижности губ.

Описание: Поставить верхние зубы на нижние. Растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд.

Методические указания: выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Кружок

Цель: выработать движения языка по кругу.
Описание. Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека — под верхней губой — левая щека — под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую) сторону.

Методические указания: обратите внимание! Можно очертить кружок, проведя пальцем снаружи по ходу движения языка.

Почистим нижние зубки

Цель: разрабатывать подвижность языка в верхнем положении.

Описание: Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за верхними зубами влево – вправо, нижняя челюсть не двигается.

Методические указания: зубы можно чистить и снаружи, и внутри.

Чашечка

Цель: упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении, прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам.

Описание: Рот широко раскрыть. Широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края прикасаются к верхним коренным зубам.

Методические указания: удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10 (выполнять 3—4 раза) или пока звучит стихотворение.

Не разбей чашечку

Цель: упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении и двигать им вперед – назад.

Описание: Придать языку форму «Чашечки» и двигать его вперед и назад, сохраняя форму «Чашечки».

Методические указания: удерживать в каждой фазе язык по 3-5 секунд.

Бантик

Цель: умение удерживать кончик языка за верхними зубами.

Описание: Губы в улыбке; Рот широко открыт; Кончик языка загнут за верхние зубы.

Методические указания: удерживать до 10 секунд или пока звучит стихотворение.

Вкусное варенье

Цель: вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу.

Методические указания: движения направлены сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».

Ступеньки

Цель: вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх с чередованием поз.

Описание: Чередование: «Чашечки» на верхней губе, «чашечка» на верхних зубах, «чашечка» внутри рта за зубами.

Методические указания: в каждой позе держим язык по 3-5 секунд.

Фокус

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание: Улыбнуться; Приоткрыть рот; Положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания: следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной; боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Поднять язык в положение «Чашечка» и плавно подуть на кончик носа.

Кто дальше загонит мяч?

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание: Улыбнуться; Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «Ф», сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания: нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы; нельзя надувать щеки; следить, чтобы ребенок произносили звук «Ф», а не звук «Х», т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Парашютики

Цель: вырабатывать направленную воздушную струю.

Описание: Улыбнуться; Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук «Ф» сдуть ватку с поднесенной ко рту ладони.

Заключение

И в заключении хотелось бы сказать, предлагая ребенку артикуляционные и дыхательные упражнения, обыгрывайте их. Ведь игра вовлекает ребенка, и он, играя – обучается.

Упражнения для оральной моторики «Поп-язык»

Опубликовано Деброй С. Лоуски, MS, CCC-SLP, 10 сентября 2013 г.

Похлопывание языком — мое любимое упражнение для оральной моторики. Это веселый и простой способ поработать над положением языка, оральным тоном, поднятием и контролем кончика языка, а также диссоциацией языка и челюсти (навыками, необходимыми для правильной речи, кормления и развития оральной моторики).

.

.

Способность управлять едой через рот требует гораздо большего мастерства, чем думает большинство людей. Попробуйте откусить что-нибудь прямо сейчас, обращая внимание на то, что делает ваш язык и как он манипулирует едой. Как только кусок полностью прожеван, ваш язык превратит его в шарик (болюс). Затем он поместит пищевой комок поверх середины языка, поднимет язык к небу, а затем прижмет его к задней части языка. Как только он попадает на заднюю часть языка, он вызывает глотание. Много всего происходит! Выполнение хлопков языком — отличный способ тренировать язык, повышать оральный тонус и практиковать контролируемые, скоординированные движения.

Похлопывания языком также работают над координацией, необходимой для правильной речи и артикуляции. Например, многие звуки речи требуют диссоциации языка и челюсти или способности языка работать независимо от челюсти. Например, попробуйте прямо сейчас сказать «ля-ля-ля», обращая внимание на то, что делают ваш язык и челюсть. Кончик языка должен быть приподнят к альвеолярному отростку (сразу за верхними передними зубами), а челюсть должна быть устойчивой. Упражнения с выталкиванием языка помогут как приподнять кончик языка, так и научить его работать отдельно от челюсти. Они также воздействуют на задние края языка, заставляя их соприкасаться с верхними задними зубами. Благодаря этому контакту мы производим Р, Ш, Ч, ДЗ, С, З и другие звуки речи.

.


.

Чтобы сделать щелчок языком, попросите человека положить кончик языка на альвеолярный гребень (за верхними передними зубами). Затем втяните язык в небо, задержите его там на долю секунды, прежде чем опустить. Продемонстрируйте, сделав это самостоятельно и на кукле. Использование зеркала всегда помогает. Может пройти некоторое время, прежде чем они смогут издать хороший хлопающий звук, так что наберитесь терпения.

.

.

Если челюсть открывается слишком широко (как на видео выше) или скользит из стороны в сторону, используйте
Оральный двигательный зонд для стабилизации челюсти. Поместите его между премолярами и попросите человека прикусить и поддерживать укус, пока он высовывает язык. Это уменьшает движение челюсти, а также заставляет язык выполнять всю работу, двигаясь независимо, без помощи челюсти. Вы заметите на видео, что его челюсть все еще немного двигается, но мы работали над этим впервые. Челюсть станет сильнее и будет лучше контролироваться с практикой.

.


.

В видео выше мы используем
Y-Chew (вы также можете использовать Grabber), чтобы стабилизировать ее челюсть. Она тренировалась, и вы можете видеть, что ее челюсть почти не двигается!

.


.

В последнем видео выше показан вариант упражнения с выталкиванием языка. Попросите человека поместить язык в положение выталкивания языка, но не высовывать его. Попросите его удерживать его там, когда он опускает и поднимает челюсть. Попробуйте сами это орально-моторное упражнение — оно сложное! Это упражнение на диссоциацию языка и челюсти также развивает силу челюсти и контроль.

Всего наилучшего,

Дебби

Дебра С. Лоуски, MS, CCC-SLP

.

  • #жует
  • #кормление-терапия
  • #стабильность челюсти
  • #орально-моторный
  • #оральный тон
  • # язык-возвышение
  • # язык-челюсть-диссоциация
  • #видео

Советы, стратегии и рекомендации от Дебры С. Лоуски, самой ведущей компании ARK, MS, CCC-SLP

Top Posts

  • Почему дети отказываются от еды
  • Объяснение необходимости жевать
  • 75+ советов по кормлению
  • Защита полости рта
  • Пероральные стратегии при синдроме Дауна
  • 10 советов для детей, которым нужно жевать
  • Упражнения Z-Vibe

Категории

  • Кусание и жевание
  • Оральный двигатель
  • Кормовая терапия
  • Z-вибраторы
  • Сенсорный
  • Тонкий мотор
  • Логопедия
  • Видео

АВТОРСКИЕ ПРАВА © ARK THERAPEUTIC

Все права защищены. Ссылки / ссылки на этот сайт приветствуются, но следует отдать должное этому сайту.

Информация, содержащаяся в этом блоге, предоставляется добросовестно и представляет собой только текущее понимание автором лучших терапевтических практик. Пожалуйста, имейте в виду, что представленный здесь контент не является исчерпывающим и не должен рассматриваться как замена личному осмотру и лечению сертифицированным логопедом, эрготерапевтом или другим обученным специалистом. Любые идеи из этого блога следует обсудить с лечащим врачом вашего ребенка, чтобы обеспечить их правильное использование.

TongueGym™ от Liper – TalkTools

TongueGym™ от Liper – это первый продукт, созданный для простой и эффективной домашней гимнастики для языка для новорожденных и взрослых. выполнение упражнений по укреплению и кондиционированию языка, помогая пользователям всех возрастов (включая взрослых) максимизировать свой режим упражнений. Эргономичный дизайн делает упражнения для языка более легкими, а также более гигиеничными, удобными и эффективными, побуждая пользователя выполнять весь режим упражнений.

НЕРВНО-МУШЕЧНОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ 

Независимо от степени тяжести косноязычия, TongueGym™ от Liper пригодится. Во многих случаях правильные упражнения для языка с помощью TongueGym™ можно использовать до и после операции, когда возникает необходимость френотомии (также известной как френулотомия или френулэктомия). Было показано, что послеоперационное активное лечение ран (AWM) с помощью TongueGym™ улучшает послеоперационные результаты; таким образом, помогая обеспечить нормальную гибкость и функционирование языка, предотвращая повторное прикрепление уздечки и/или рубцевание.

Тренажер TongueGym™ от Liper можно также использовать для малышей и детей младшего возраста, проходящих пред- и послеоперационную терапию френэктомии. Логопед и/или зарегистрированный стоматолог-гигиенист, обученный детскому питанию и/или миофункциональной терапии (COM™), может использовать этот инструмент как часть своей программы AWM. Например, «V-Stretch», которая описана и продемонстрирована в нашем курсе TOT с использованием TongueGym™.

ЧТО ТАКОЕ АНКИЛОГЛОССИЯ?

Анкилоглоссия или уздечка языка возникает, когда язык прикрепляется ко дну рта необычно короткой или толстой уздечкой языка. Это один из аспектов фиксированных тканей полости рта (TOT). Ограничение уздечки также может быть обнаружено в верхней и нижней губных уздечках и/или в верхней или нижней щечной уздечке. Во многих случаях анкилоглоссии выполняется френотомия для хирургического разреза или удаления аномальной мембраны. Это может сделать стоматолог, челюстно-лицевой хирург или отоларинголог с помощью лазера или скальпеля.

Грудное вскармливание и далее

Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, грудное вскармливание явно растет. Узкий язык не позволяет языку вытягиваться и приподниматься, что ухудшает способность ребенка высасывать молоко из груди. Часто женщины, которые кормят грудью детей с привязанным языком, испытывают сильную боль и язвы на груди. Их можно подтолкнуть к переходу на искусственное вскармливание, и в TalkTools одной из наших целей в обучении ТОТ является поддержка пары грудного вскармливания между матерью и ребенком с помощью интервенционной поддержки с помощью IBCLC.

Функциональная диагностика анкилоглоссии иногда бывает очень сложной. Тем не менее, во многих исследованиях было показано, что нарушение грудного вскармливания связано с психологическими, социальными и многочисленными физическими последствиями. Отсутствие диагноза косноязычия может быть связано с: трудностями артикуляции, обструктивным апноэ во сне (СОАС), СВДС, дисфункцией дыхательных путей, пищевой аллергией, аномалиями развития зубов и лица, аномалиями неба и миофункциональными расстройствами. TongueGym™ от Liper может помочь с оценкой и, таким образом, выявлением уздечки языка, а также помочь паре грудного вскармливания перейти к правильному направлению к врачу.

Чтобы узнать больше о фиксированных тканях полости рта, обязательно ознакомьтесь с нашим новым курсом и новой книгой «Функциональная оценка и восстановление TOTS » Робин Меркель-Уолш, MA, CCC-SLP, и Лори Оверланд, MS, CCC-SLP, C /НДТ, CLC!

Использование для взрослых

Никогда не поздно сделать упражнения для языка и кондиционирование регулярной частью вашей повседневной жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *