Учимся разговаривать 4 года: Ушакова Оксана Семеновна: Учимся говорить правильно. 3-4 года. Пособие для детей
Учимся говорить. Как развивать речь ребенка с рождения до года? | ОБЩЕСТВО
Анастасия Храмцова
Примерное время чтения: 4 минуты
1224
Беседуйте с малышом как можно чаще. pixabay.com
Вопросы о развитии речи детей возникают у каждой мамы: что нужно делать, на что обратить внимание, и стоит ли ребенка водить в таком раннем возрасте к специалисту? Логопед Алина Горбатова ответила на вопросы и дала полезные советы, которые помогут сформировать правильную речь у ребёнка.
Беседуем по-взрослому
Ребенок в раннем возрасте подвержен различным рискам: это и болезни, и инфекции, и недостаток общения как физического, так и эмоционального. Поэтому именно до года особенно важно разговаривать с малышом. Не сюсюкать, а именно беседовать эмоционально и красочно. Таким образом через эмоции малыш в раннем возрасте усваивает информацию.
«Первое, что ребёнок видит — это глаза мамы, потому что они самые яркие на лице. Малыш может увидеть, почувствовать ваше настроение именно через глаза, а потом уже по остальным признакам, к примеру, по пульсу. Поэтому давайте вашему чаду побольше позитивных эмоций. Запаситесь речевым терпением. Запомните, что речь формируется на основе слуха и подражаний. Это ваш маленький ключик к здоровому развитию ребенка», — отмечает логопед.
Рассказывая о проезжающей машине, не стоит говорить ребенку: «смотри, би-би!». Постарайтесь говорить как можно более живо и развернуто. Например, описывайте важные детали: «Посмотри, какой большой, красный грузовик, какой у него большой кузов, какая огромная кабина!». Именно так и формируется словарный запас малыша.
Ребёнок до года уже может брать пример с самого главного человека в его жизни. Каждое ваше взаимодействие с малышом не пройдёт даром.
Норма или отклонение?
Стоит ли вести ребёнка, которому ещё нет и года, к логопеду? По словам специалиста, консультация не помешает, особенно если есть такие показания, как недоношенность, кесарево сечение, вялый крик или его отсутствие при рождении и другие нюансы, которые могут вызывать опасения у родителей.
Для того, чтобы понапрасну не беспокоиться за своё чадо, можно опираться на нормы речевого развития. В среднем они таковы:
- С рождения — крик, первая голосовая реакция;
- С 2 до 4 месяцев — период гуления;
- C 5 месяцев ребёнок лепечет, т.е. произносит первые простые слоги;
- Уже в 7 месяцев ребёнок может интонированно произнести слоги;
- К году в речи у ребенка должны быть простые слова, например мама, папа, миша, киса, няня и тому подобное — в среднем от 7 до 15 слов.
Если к году ребенок не произносит простых слов, то это повод задуматься и уже начать бить тревогу. В таком случае малыша обязательно следует показать специалисту. Но и детей, которые в целом развиваются нормально, можно водить на занятия, где им правильно поставят речь на самых ранних этапах.
По словам логопеда, родителям в деле развития речи ребёнка стоит запастись терпением и не ждать, что в 2-3 года даже при постоянных занятиях малыш будет декламировать стихотворения Пушкина и Есенина. Просто радуйтесь вашим маленьким совместным победам. Именно терпение и ваше активное участие в развитии малыша очень сильно скажутся на его восприятии и речи.
Смотрите также:
- Психолог: «Связь между подростком и родителем возникает после расставания» →
- Больше читать и не ругать. Шесть советов родителям ребёнка с дисграфией →
- Пленники виртуального мира →
развитие речилогопед
Следующий материал
Также вам может быть интересно
Болезнь от страха. Почему заикаются дети и взрослые
«Чо» непонятно? Надо ли избавляться от уральского говора?
Берите детей на похороны. Психолог о том, как завоевать доверие ребенка
«Нет, я сказала». Почему ребёнок не прислушивается к запретам
«Переписку читать нельзя». Психологи – о крайностях родительского контроля
Новости smi2.ru
Как научить ребенка рано говорить
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 0-1 год
- 1-3 года
- мелкая моторика
Ребенок растет, и вы с нетерпением ждете, когда же он начнет говорить. Пускать процесс формирования речи на самотек и просто ждать, когда малыш сам заговорит – не самая лучшая тактика родителей. Ya-roditel.ru расскажет, как научить ребенка рано говорить.
Не упустите драгоценное время
Развивать речь ребенка нужно с самого его рождения. Наверняка каждая мама помогает ему в этом, сама того не подозревая. Материнское сердце подсказывает, что с ребенком нужно разговаривать, рассказывать о том, что с ним происходит. Носите ребенка по квартире и объясняйте, что он видит. Конечно, сначала зрение ребенка развито недостаточно, чтобы все видеть, но ему очень важно слышать ваш голос, вашу речь.
В первый год жизни ребенка формируются центры мозга, отвечающие за речь, поэтому эти первые двенадцать месяцев являются фундаментом речевого развития.
В три года речевые области мозга практически полностью сформированы, а значит, завершен благоприятный период в развитии речи ребенка. Именно поэтому важно не упустить время и заниматься речевым развитием малыша.
Часто в развитии ребенка родители опираются на то, что умеет чадо друзей или соседей в этом же возрасте. Это то, чего делать не следует – все дети индивидуальны. Если вы считаете, что есть проблемы в речевом развитии ребенка, лучше обратиться к специалисту. Он поможет развеять сомнения или в раннем возрасте скорректировать развитие речи при ее нарушении.
Этапы формирования речи в раннем возрасте
Формирование речи у ребенка раннего возраста проходит несколько этапов. На каждом из них важна помощь родителей.
Первой голосовой реакцией ребенка является крик. Его интонации со временем становятся разнообразны.
В возрасте трех-шести месяцев для ребенка характерно так называемое гуление, он с удовольствием протягивает гласные «ааа», «гуу». В это время особенно важно отвечать малышу, побуждать его к общению.
Речь 4-5 месячного ребенка – лепет, это более сложные сочетания звуков. В это время вы можете начинать знакомить ребенка с аудиосказками, включать спокойную музыку, звуки природы.
7-8 месячный малыш начинает понимать речь окружающих и соотносить слова с предметами, которые они обозначают. К году ребенок имеет в своем запасе около десяти слов. Позже он начинает строить простые предложения из двух слов, например, «мама ди» (мама, иди сюда), «кы тель» (включи телевизор). Запас слов растет в геометрической прогрессии.
После полутора лет ребенок начинает использовать в речи нужные падежи, окончания. Ребенку, даже если в его речи достаточно слов, нужны занятия по развитию речи, важно, чтобы они носили систематический характер. Принято считать, что ребенок в два года знает около ста слов, и теперь вы можете скрасить ваш досуг с ребенком играми по развитию речи.
Как родителям помочь ребенку заговорить рано
Говорите с ребенком как можно больше, говорите четко, короткими предложениями. Используйте разные интонации.
Пока малыш маленький, наклоняйтесь над его лицом и проговаривайте слова так, чтобы он видел вашу артикуляцию. Так, например, вытягивание губ в трубочку при произношении звука «у» поможет ему понять, как получить этот звук.
Постарайтесь комментировать и называть все, что вы делаете — он сможет быстрее узнать название предметов и действий.
Давайте ребенку возможность говорить, не превращайте разговор в монолог.
Читайте ребенку сказки, стихи для малышей. Это поможет ему обогатить словарный запас, поскольку малыш слышит новые слова, которые его родителями не употребляются.
Ребенку нужно живое общение. Включенный телевизор или проигрыватель не смогут в полной мере заменить живую, обращенную к ребенку речь.
Рассматривая картинки, не забывайте про глаголы и прилагательные.
Желая, чтобы ребенок быстрее заговорил, родители часто облегчают ему задачу: машину они называют «би-би», кошку «мяу» и так далее. Малыш быстро научится говорить эти слова-звукоподражания, и будет их воспроизводить именно так. Не упрощайте в своей речи названия предметов, правильно называйте их.
Не забывайте хвалить малыша, поощряйте его речевую активность, подталкивая его к новым успехам, поскольку положительные эмоции, поддержка родителей и выражение одобрения способствуют речевому развитию ребенка.
Развитие руки и речь
Отечественные ученые пришли к выводу, что кисть руки является таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат. Чтобы стимулировать развитие речи, необходимо с раннего детства проводить массаж каждого пальчика, каждой фаланги.
Специалисты утверждают, что развитием мелкой моторики детей нужно начинать заниматься с двухмесячного возраста. Вы можете делать массаж пальчиков, не применяя силу, это может быть поглаживание, легкое растирание. Продолжительность таких занятий не должна превышать двух-трех минут. Не забудьте, что при этом обязательно нужно разговаривать с малышом, улыбаться ему.
Подросшему ребенку можно предложить собирать пирамиду, лепить из пластилина, рисовать, играть в различные игры (например, «Ладушки», «Сорока-ворона»), перебирать крупы, надевать бусины на нитку и так далее. Присутствие взрослых в это время обязательно.
Можно поиграть с малышом пупырчатым мячиком. Познакомьте его с разными типами поверхностей – гладкими, шершавыми, колючими, мягкими, деревянными.
То, насколько рано начнет говорить ребенок, зависит только от родителей. Он начнет воспроизводить речь только тогда, когда в его пассивном словаре накопится достаточно для этого слов. Говорите с ребенком четко и понятно, обратите внимание на правильность своей речи. Если родители не будут разговаривать с малышом, объяснять, что происходит вокруг, как называются окружающие его предметы и каковы их свойства, речь ребенка будет скупа, и процесс ее становления значительно затянется.
Важно не упустить этап раннего формирования речи. Никогда не принижайте способности своего ребенка, даже если вы считаете, что он еще слишком мал и многого не понимает: занятия с малышом в раннем возрасте – залог успешного развития его речи. Будьте уверены, ваши старания окупятся сполна.
Марина Карамашева
4-летних этапов речи — Что такое нормальная речь для 4-летнего ребенка?
Что такое нормальная речь для 4-летнего ребенка?
Общение с нашими близкими — одна из самых приятных и полезных частей жизни, и наблюдать за тем, как наши дети учатся и развивать свои речевые и языковые навыки, может быть весело и увлекательно. Также нормально, когда родители беспокоятся и задаются вопросом о развитии своего ребенка, а также о том, учатся ли они и растут ли они должным образом. Вехи предназначены для использования в качестве руководства и инструмента обучения, а не в качестве инструмента для диагностики или выявления возможной задержки или нарушения. Всегда важно помнить, что дети развиваются по-разному, сильно различаясь по возрасту, в котором они достигают этих вех, и по порядку, в котором они достигаются. Некоторые дети могут освоить только некоторые из них, в то время как другие могут освоить их все к тому времени, когда им исполнится 5 лет.
Должен ли четырехлетний ребенок четко говорить? Что должен говорить четырехлетний ребенок?
К своему 5-летнему дню рождения большинство детей могут говорить достаточно четко, чтобы их понимали незнакомые люди. Они также произносят все звуки речи, часто с некоторыми ошибками в звуках, которые труднее произнести, например, с, в, з, р, ч, ш и ч. Некоторые дети также иногда неправильно произносят более длинные или сложные слова, пропуская слог или звук. По большей части дети этого возраста способны говорить, не повторяя слов или слогов.
Каких еще вех должен достичь мой 4-летний ребенок?
Некоторые другие вехи, связанные с речью и языком, которые ваш 4-летний ребенок может практиковать или уже освоил:
Словарный запас/грамматика
- » и «но»
- Выражает и понимает слова, обозначающие более сложные эмоции, такие как «разочарование» и «расстроенность»
- Составляет предложения, состоящие из 5 и более слов
- Правильно использует использование 1000 слов или более
- Правильно использует прошедшее время
Разработка концепции
- Понимает слова, относящиеся к порядку, такие как первый, последний и следующий
- Использует и понимает слова, относящиеся к времени, такие как вчера, сегодня, завтра,
- Начинают понимать некоторые распространенные фразовые обороты, такие как «Не будь палкой в грязи» или «Это чушь!»
- Может начать придумывать глупости, играть словами и рассказывать анекдоты
Слушание и выполнение указаний
- Могут выполнять более длинные инструкции с несколькими шагами, даже если они впервые в конкретной ситуации
- Может следовать инструкциям в классе, например, «Нарисуй круг своим любимым цветом»
- Слушает и понимает большую часть того, что слышит дома и в школе
- Они будут отвечать на такие вопросы, как «Что ты сказал?»
Социальные/Разговорные/Рассказывание историй
- Лучше понимает ход разговора и дает другим возможность говорить
- Говорит с соответствующей ситуации громкостью и интонацией
- Способности рассказывать истории продолжают развиваться, и ваш ребенок начнет добавлять более важные детали, хотя он может еще не рассказывать события в правильном порядке
- Обладает повышенным пониманием и пониманием взглядов и точек зрения других людей
- Научился обращаться с просьбами, используя вежливые слова, такие как «можно мне…», а также регулярно используя «пожалуйста» и «спасибо»
Когда мне следует беспокоиться о развитии речи и языка моего ребенка?
Для родителей и опекунов является нормальным и обычным делом беспокоиться о развитии речи и языка своего ребенка. Есть несколько «красных флажков», на которые вы можете обратить внимание, наблюдая за своим ребенком. Вот некоторые из них:
- Они перестают использовать речевые или языковые навыки, которые они ранее использовали или освоили
- Вы с трудом понимаете их из-за заикания или нечеткой речи
- Вы беспокоитесь об их слухе
- У них проблемы с выполнением инструкций
- Они изо всех сил пытаются выучить дошкольные понятия, такие как формы и цвета
- Их словарный запас не растет
Как я могу поддержать развитие речи и языка моего 4-летнего ребенка?
В этом возрасте говорить о противоположностях, таких как большое и маленькое, громкое и тихое, верх и низ, — отличное упражнение. Вы также можете потратить время на введение пространственных понятий, таких как левое и правое, переднее и заднее, внутри и снаружи. Дети также узнают о категориях в этом возрасте, поэтому называние фруктов или животных — это веселое и полезное занятие. Игра в такие игры, как «Я шпион», и просьба объяснить ребенку, как работает игра, также являются отличными упражнениями. Читайте истории и разыгрывайте сценарии, исследующие различные отношения, такие как ученик/учитель или врач/пациент.
Научиться играть в настольные игры также может быть отличным инструментом для обучения таким понятиям, как движение по очереди и соблюдение правил.
Проведите время, рассказывая о событиях и рутине вашего дня, или о телешоу или фильмах, которые им нравятся. Включите их в простые действия, такие как составление списка продуктов или помощь в планировании вечеринки. Также очень важно поощрять вашего ребенка обращаться за помощью, когда он запутался или не понимает значения слова или инструкции.
Самое главное, говорите в манере и на языке, которые наиболее естественны для вас, и слушайте с полным вниманием, когда ваш ребенок говорит с вами. Научите их тому, что у них есть голос и то, что они говорят, имеет значение.
Если у вашего ребенка возникают проблемы с некоторыми из этих навыков, это не обязательно означает, что у него нарушение речи или задержка речи. Многие дети хорошо разбираются в других областях, например, в художественном или спортивном, поэтому они, естественно, посвящают больше времени и сосредотачиваются на овладении физическими или творческими навыками. В результате они могут неосознанно пренебрегать практикой речи и языковых навыков. Это нормально. Опять же, всегда важно помнить, что навыки развиваются со временем и в разном возрасте. Если вы вообще беспокоитесь о развитии вашего ребенка, есть поддержка и доступные ресурсы.
Обращение за советом и поддержкой к опытному логопеду может быть невероятно полезным даже для детей, которые развиваются должным образом. Запись на прием онлайн также может предложить инновационные, веселые и интерактивные терапевтические мероприятия и программу лечения, полностью адаптированную для вашего ребенка. Если вы хотите связать своего ребенка с одним из наших узкоспециализированных и опытных логопедов, запланируйте бесплатный ознакомительный звонок сегодня. Мы с нетерпением ждем ответа от вас.
Как научить вашего малыша говорить: советы и рекомендации
С момента рождения ваш ребенок будет издавать много звуков. Это включает в себя воркование, бульканье и, конечно же, плач. И затем, часто где-то перед окончанием первого года жизни, ваш малыш произнесет свое первое слово.
Будь то первое слово «мама», «папа» или что-то еще, это огромная веха и волнующее время для вас. Но по мере того, как ваш ребенок становится старше, вы можете задаться вопросом, каковы его языковые навыки по сравнению с детьми того же возраста.
Чтобы было понятно, дети учатся говорить с разной скоростью. Поэтому, если ваш ребенок заговорит позже старшего брата или сестры, вам, вероятно, не о чем беспокоиться. В то же время, это помогает понять типичные языковые вехи. Таким образом, вы сможете выявить возможные проблемы развития на ранней стадии. Реальность такова, что некоторым малышам нужна дополнительная помощь, когда они учатся говорить.
В этой статье мы обсудим общие языковые вехи, а также несколько забавных занятий для поощрения речи.
Несмотря на то, что языковые навыки у малышей развиваются постепенно, они общаются с самого рождения.
от 0 до 6 месяцев
Ребенок в возрасте от 0 до 6 месяцев нередко издает воркующие звуки и лепет. А в этом возрасте они даже способны понять, что вы говорите. Они часто поворачивают голову в сторону голосов или звуков.
По мере того, как они учатся понимать язык и общаться, им становится легче следовать указаниям, реагировать на свое имя и даже произносить свое первое слово.
от 7 до 12 месяцев
Как правило, дети в возрасте от 7 до 12 месяцев могут понимать простые слова, такие как «нет». Они могут использовать жесты для общения и могут иметь словарный запас от одного до трех слов, хотя они могут не произносить свои первые слова до тех пор, пока им не исполнится 1 год. словарный запас может расшириться до 10-20+ слов. Именно в этот момент они начинают повторять слова (так что следите за тем, что вы говорите). Они также могут понимать простые команды, такие как «подними ботинок», и обычно могут озвучивать определенные просьбы.
от 19 до 36 месяцев
В возрасте от 19 до 24 месяцев словарный запас малыша увеличивается до 50–100 слов. Скорее всего, они могут называть такие вещи, как части тела и знакомых людей. Они могут начать говорить короткими фразами или предложениями.
К тому времени, когда вашему малышу исполнится 2–3 года, его словарный запас может составлять 250 слов и более. Они могут задавать вопросы, запрашивать предметы и следовать более подробным указаниям.
Конечно, указанные выше возрастные диапазоны являются ориентировочными. И правда в том, что некоторые малыши осваивают языковые навыки немного позже, чем другие. Это не значит, что есть проблема.
Хотя в какой-то момент ваш ребенок, скорее всего, улучшит свои языковые навыки, тем временем вы можете многое сделать, чтобы стимулировать речь и помочь развить его языковые навыки.
Читайте вместе
Читать своему ребенку как можно больше каждый день — это один из лучших способов стимулировать развитие речи. Одно исследование, проведенное в 2016 году, показало, что дети получают более широкий словарный запас, когда им читают книжки с картинками, а не слушают речь взрослых.
На самом деле, согласно исследованию 2019 года, чтение всего одной книги в день может привести к тому, что дети увидят на 1,4 миллиона слов больше, чем те дети, которым не читают в детском саду!
Использовать язык жестов
Вам не нужно свободно владеть языком жестов, чтобы научить малыша нескольким основным жестам.
Многие родители учат своих младенцев и малышей подписывать такие слова, как «еще», «молоко» и «все готово». Маленькие дети часто усваивают второй язык легче, чем взрослые. Это может позволить им общаться и выражать себя в гораздо более молодом возрасте.
Вы подпишете слово «еще», одновременно произнося это слово. Делайте это несколько раз, чтобы ваш ребенок выучил знак и связал с ним слово.
Предоставление вашему малышу возможности выражать свои мысли с помощью языка жестов может помочь ему чувствовать себя более уверенно в общении. Помогая им общаться с меньшим разочарованием, вы можете создать лучшую среду для изучения языка.
Говорите, когда это возможно
То, что ваш ребенок не может говорить, не означает, что вы должны сидеть в тишине весь день. Чем больше вы говорите и самовыражаетесь, тем легче вашему малышу будет изучать язык в младшем возрасте.
Если вы меняете подгузник своему малышу, расскажите или объясните, что вы делаете. Расскажите им о том, как прошел ваш день, или расскажите обо всем, что придет вам на ум. По возможности используйте простые слова и короткие предложения.
Вы также можете поощрять общение, читая вашему малышу в течение дня. Вы можете прочитать рецепт, пока готовите вместе. Или, если вы наслаждаетесь прогулкой по своему району, читайте уличные знаки, приближаясь к ним.
Вы даже можете спеть своему ребенку — может быть, его любимую колыбельную. Если его нет, спойте свою любимую песню.
Воздержитесь от детского лепета
Хотя это и мило, когда малыши неправильно произносят слова или используют детский лепет, оставьте это им. Не думайте, что вам нужно исправлять их, просто отвечайте правильным использованием. Например, если ваш малыш просит вас «застегнуть» его рубашку, вы можете просто сказать: «Да, я застегну твою рубашку».
Названия предметов
Некоторые малыши будут показывать на предмет, который им нужен, вместо того, чтобы просить его. Что вы можете сделать, так это выступить в роли переводчика вашего ребенка и помочь ему понять названия определенных предметов.
Например, если малыш показывает на чашку с соком, ответьте: «Сок. Хочешь сок?» Цель состоит в том, чтобы побудить вашего ребенка произнести слово «сок». Так что в следующий раз, когда они захотят что-нибудь выпить, вместо того, чтобы просто указывать на что-то, предложите им сказать конкретное слово.
Расширение его ответов
Еще один способ расширить словарный запас вашего ребенка — расширить его ответы. Например, если ваш ребенок видит собаку и говорит слово «собака», вы можете ответить: «Да, это большая коричневая собака».
Вы также можете использовать эту технику, когда ваш ребенок пропускает слова в предложении. Ваш ребенок может сказать: «собака большая». Вы можете расширить это, ответив: «Собака большая».
Предоставьте ребенку выбор
Вы также можете поощрять общение, давая ребенку выбор. Допустим, у вас есть два сока, и вы хотите, чтобы ваш ребенок выбирал между апельсиновым соком и яблочным соком. Вы можете спросить своего малыша: «Ты хочешь апельсин или яблоко?»
Если ваш малыш показывает пальцем или жестикулирует в ответ, поощряйте его использовать свои слова.
Ограничьте время использования экрана
Исследование, проведенное в 2018 году, показало, что увеличение времени использования мобильных мультимедийных устройств связано с задержкой речи у 18-месячных детей. Эксперты отмечают, что взаимодействие с другими людьми, а не взгляд в экран, лучше всего подходит для развития речи.
Американская академия педиатрии (AAP) рекомендует проводить у экрана не более 1 часа в день для детей в возрасте от 2 до 5 лет и меньше времени для детей младшего возраста.
Но даже если вы приложите все усилия, чтобы ваш малыш заговорил, у него могут возникнуть трудности с устным общением. Симптомы задержки речи могут включать:
- не разговаривает в возрасте 2 лет
- испытывает трудности с выполнением указаний
- затрудняется составить предложение
- ограниченный словарный запас для своего возраста
Если у вас есть проблемы, поговорите с педиатром вашего ребенка. Возможные причины задержки речи могут включать умственную отсталость и нарушения слуха. Задержка речи также может быть признаком расстройства аутистического спектра.
Вашему ребенку может потребоваться всестороннее обследование, чтобы определить основную причину. Это может включать встречу с логопедом, детским психологом и, возможно, отоларингологом. Эти специалисты могут определить проблему, а затем порекомендовать решения, которые помогут вашему ребенку достичь языковых вех.
Услышать первое слово вашего ребенка — это захватывающее время, и, когда он станет старше, вы, возможно, будете в равной степени рады тому, что он будет следовать указаниям и составлять предложения.