У детей разница 3 года: У кого 3 года разница? — 9 ответов
Дети с разницей в 2-3 года. Рекомендации для родителей
Когда малыши подрастут и освоят основные навыки самообслуживания: смогут самостоятельно кушать, ходить в туалет, одеваться и подолгу заниматься с игрушками, будет намного проще. Но до этого момента вся работа лежит на маме. В то время, когда младшего нужно укладывать спать, старший просит кушать. Когда вы качаете на качели первенца, второй малыш так и норовит выбежать на дорогу. А что говорить о совместных занятиях? Если старший ребёнок решает полепить или порисовать, то младший тут как тут, чтобы что-нибудь выхватить из руки, раскрасить стены или раскидать карандаши по всей комнате.
Маленькому всё время нужно ваше внимание, за ним необходимо ухаживать, следить, кормить и поить по часам, угадывать все его желания. Но ведь и первый малыш ещё не успел подрасти, ему так же требуется постоянное мамино присутствие, забота и ласка. И, если вы ему этого не даёте, то он начинает чувствовать себя одиноким и заброшенным, отсюда и ревность, неприязнь к новорождённому. Поэтому задача мамы, какой сложной бы она не была, показать обоим детям, насколько сильно она их любит и не выделять кого-то одного.
В первую очередь нужно привыкнуть к тому, что сон у ваших малышей не всегда будет совпадать. Режим дневного сна у младшего ребёнка будет меняться от месяца к месяцу. Сначала он будет дремать по четыре раза за день, потом по три, затем по два, и только примерно к полутора годам ему достаточно будет одного сна. Но даже после того, как режим установится, нужно быть готовой к ночным коликам, прорезыванию зубов и другим не всегда предвиденным ситуациям.
А, проведя полночи на ногах, утром отоспаться не получится, ведь в это время уже просыпается старший, и его нужно покормить, умыть и развлечь. Как вариант, к помощи можно привлечь папу, пусть он побудет с первенцом, пока вы отлёживаетесь после очередной беспокойной ночи. Это можно устроить хотя бы в выходные. В другое время можно ненадолго увлечь старшего ребёнка просмотром мультфильма, а самой подремать. При этом домашние дела: стирка, глажка, уборка подождут. Детям в первую очередь нужна бодрая и здоровая мама. Заранее позаботьтесь о том, чтобы старший малыш научился засыпать самостоятельно. Включите ему колыбельную или расскажите сказку, после которой кроха успокоится и ляжет спать.
Непростое дело и совместная прогулка. Если вы идёте гулять без помощников, то лучше не отходить далеко от дома. Старайтесь выбирать такое время, чтобы младенец спал в коляске, а вы смогли бы поиграть со старшим малышом. Обязательно научите первенца правилам безопасности: не отходить далеко от мамы, не приближаться к машинам, не трогать собак и других животных. Не забывайте брать на прогулку «отвлекалочки», например, ненужную связку ключей, блестяшки, бусы, фонарики или лакомства для малышей. Они пригодятся на случай, если старшего ребёнка кто-то обидит или он упадёт, или может быть, резкий шум разбудит младшего и его нужно будет быстро успокоить.
Что касается игр и игрушек, то позаботьтесь о том, чтобы маленький непоседа не мог самостоятельно дотянуться до «нежелательных» предметов. Уберите краски, карандаши, пластилин и все мелкие предметы на верхнюю полку. Доставайте их только тогда, когда старший захочет поиграть. При этом отведите для него место повыше, а сами недалеко устройтесь с карапузом и займитесь «малышковыми» играми. Так оба ребёнка будут под присмотром.
Попробуйте организовать совместные игры. Например, старший ребёнок может строить крепость из конструктора, а младший пытаться её разрушить. Или же вы сами строите башню из кубиков, а дети бросают в неё мяч. Можно почитать им обоим стихи и сказки, но выбирайте книги с картонными страницами, чтобы маленький ничего не порвал. Если спокойно посидеть всё равно не удаётся, можете придумать собственную сказку или рассказать известное произведение наизусть.
Устройте малышам полосу препятствий: первенец может проходить её самостоятельно, а карапуз с вашей помощью. Как только младший ребёнок немного подрастёт, познакомьте его с кинетическим песком, пальчиковыми красками или солёным тестом. Пока он ощупывает новый для себя материал, старший малыш может полноценно играть: лепить фигурки, строить замок, проводить раскопки или рисовать картины. Совсем скоро интересы ваших ребят будут схожи, и они с удовольствием будут играть вместе.
Ещё несколько советов молодой маме: не отказывайтесь от помощи родных и друзей. Они могут вас выручить, когда вам нужно бежать в больницу или магазин. Пока они играют с детьми, вы сделаете домашние дела, приготовите ужин. Составляйте план на день, расставляйте приоритеты. Удивительно, но так вы будете больше успевать, повысите эффективность и меньше вымотаетесь.
Старайтесь делать дни более разнообразными. Сегодня вы гуляете на стадионе, завтра на детской площадке или в парке. Также чередуйте занятия дома. Если вы уже перебрали все игровые наборы, то предлагаем организовать увлекательные квесты (Пиратский квест: https://academy-of-curiosity.ru/product/product/piratskij-kvest-5-7-let/ ). Дети обожают разгадывать головоломки и искать сюрпризы. На сайте Академии Любознательности вы сможете подобрать игры на разный возраст детей: от 3 до 7 лет . Отправьтесь в путешествие по сказке, погостите у Деда Мороза или перевоплотитесь в отважных пиратов. Для любознательных малышей можно провести простые и занимательные опыты и эксперименты, познакомив их с разнообразным и удивительным окружающим миром.
10 простых правил, как прекратить вражду между детьми
Во многих семьях новогодние каникулы — тот период, когда дети не просто больше времени проводят вместе, но и больше дерутся, хамят и троллят друг друга. Если за время праздников вы поняли, что больше не можете справляться с детьми, прислушайтесь к нашему постоянному автору Ксении Букше. Ориентируясь на опыт своей семьи с тремя детьми, она объясняет, что делать, чтобы в доме царили мир и покой.
1. Дети не разберутся сами
Для многих животных, если они живут на одной территории, естественно её делить. Но люди сложнее котиков, поэтому делёж у них не такой буквальный и правила не такие чёткие. Невозможно определить раз и навсегда, кто сильнее, и перестать драться. Каждый воюет своим орудием: один врежет, другой наябедничает, один «незаметно» заденет башенку и насладится гневом другого.
Иногда родители говорят: «Не будем вмешиваться, пусть сами разбираются». Но обычно, если дети «разбираются сами», это примерно то же самое, что самостоятельная разборка котиков: сила и хитрость, когти и клыки. Чтобы дети разобрались по-человечески, им нужно усвоить человеческие правила и законы. Кто может их дать? Только родители.
2. Драки и склоки — это не норма
Некоторые (особенно папы) говорят: «Дети часто лупят друг друга», «Это нормально, вот мы с братом дрались — и выросли близкими людьми». Да, некоторым везёт. Но и обратных примеров полно.
Марта, 26 лет:
«Мы не особо дружим с сестрой, хотя у нас всего два года разницы. Она была любимчиком, а от меня только требовали. Она меня дразнила, я её дёргала за волосы, а наказывали только меня».
Настя, 12 лет:
«Брат постоянно меня пинает, а родителям всё равно. Говорят: ты сама его дразнишь. Скорее бы он в армию ушёл».
Если мы хотим построить правильные отношения между братом и сестрой, ими надо управлять. Насколько активно — зависит от конкретного случая.
3. Стиль отношений важнее всего
Если папа раздаёт подзатыльники — запрет на драки между братьями не подействует. Если мама кричит старшей «достала!» — старшая скажет это младшей. Если все каждый день говорят друг другу «доброе утро» и «приятного аппетита», встречают и провожают у дверей, целуют на ночь, агрессии будет в целом меньше. Культура уважения друг к другу в семье действительно помогает.
4. Быть братом или сестрой — это круто!
Важно каждый день это профилактически подчёркивать. Просто так, без повода: «Как здорово, что у Коли есть ты — старший брат, такой сильный и умный!», «Как хорошо, что у меня вас двое (семеро)!», «Правда, она миленькая? И ты, и ты очень милый!». Начинать лучше до всяких конфликтов, а если их много — улучать спокойную минутку.
Честное слово, это работает. Я опробовала это на своей семье дважды: когда у старшего (тогда семилетнего) сына родилась маленькая сестрёнка и когда спустя два года у детей появилась почти десятилетняя приёмная сестра.
5. Меньше контактов — меньше конфликтов
Если дети постоянно враждуют, их не стоит оставлять наедине друг с другом. Так будет не всегда. Но пока так: мама на кухню — детей с собой. Можно специально организовывать их игры вместе, а если не могут играть мирно, то пусть проводят время по отдельности. Смогут и вместе, когда подрастут. А пока чем меньше контактов, тем меньше конфликтов.
Иногда есть смысл почаще разделять детей: один на кружке, а другая дома с мамой. Если родителей двое, можно даже гулять по отдельности. Чем меньше у детей поводов для конфликта, тем легче выстраивать их отношения. А потом уже понемногу сводить их, контролируя совместную игру, и смотреть, что получается.
6. Если происходит драка — дети расходятся
Как только дети начали конфликтовать или драться — тут же разводим их подальше друг от друга. Есть чёткое правило: если происходит драка или яростная перепалка, обиды, слёзы — дети расходятся и какое-то время не играют вместе. При этом не имеет смысла ругать детей и вообще проявлять эмоции. Это как закон природы: сцепились — разошлись. Постепенно периоды спокойной игры будут становиться длиннее. Дети дорожат общением и готовы учиться его правилам.
7. Нужны чёткие критерии недопустимого
Должно быть чёткое разграничение, что именно выходит за рамки допустимого в вашей семье. В зависимости от возраста и характера проблем в разных семьях это будут разные вещи. Например, если у нас есть два активных драчливых брата трёх и пяти лет — то, скорее всего, будет правило «не делать друг другу больно, не кусаться». Потому что не драться они не смогут, им хочется повозиться. Важно соизмерять усилия.
А для брата и сестры 10-12 лет подойдёт правило «не трогать друг друга» (в смысле не толкаться, не хватать за руки) и «не трогать чужие вещи без разрешения». Если главная проблема — хамство или желание задеть друг друга, нужно постараться понять, как происходят конфликты, и тоже установить правила.
8. Не должно быть правых и виноватых
Как правило, лучше не назначать виноватого, даже если зачинщик как будто бы всегда один. Драчун или хам так же нуждается в нашей помощи, как и слабый ребёнок. Не нужно говорить: «А ну-ка прекрати бить Гошу». Дети должны слышать от вас: «Не деритесь!», «Не ссоримся! Живём мирно!». Иначе драчун укрепится во мнении, что он — отверженный, паршивая овца, и ему ничего не остаётся как продолжать и дальше выступать в этом амплуа.
9. Ябедничать — не всегда плохо
Если детей можно оставлять наедине в комнате или даже в квартире, хорошо бы разрешить каждому из них ябедничать. Точнее — рассказывать родителям свою версию событий. Ябедничество не должно считаться чем-то плохим, если за ним не следует наказание. А мы наказывать не собираемся. Нам просто нужно знать, что происходит, и слышать голоса всех участников конфликта.
Это защитит и слабого, и сильного ребёнка. Если они понимают, что родитель всё равно узнает, они лишний раз подумают, прежде чем лупить, подначивать, дразнить друг друга.
10. Должно быть меньше поводов для ссор
Вернёмся к началу. Люди — животные. Они чаще конфликтуют, если им многое приходится делить. Время родителя или время с игрушкой. Пространство (комнату). Какие-либо права или блага. Понятно, что не всегда есть возможность дать каждому свою комнату или даже свой угол. Или купить каждому свой планшет. Но будем стараться обособить детей по максимуму.
Смешной пример: у нас в семье канцелярские принадлежности обмотаны ленточками разных цветов — у одного ребёнка жёлтой, у другого — зелёной, у третьего — синей. Некоторые игрушки общие, а некоторые — личная собственность, и чтобы в них поиграть, надо попросить разрешения у владельца.
Может быть, это звучит странно, ведь многие семьи живут иначе, и у всех детей все игрушки общие. Но, по моему опыту, чем меньше у детей вынужденных взаимодействий и конкуренции за ресурсы, тем больше у них желания мирно играть вместе.
Вот такие предложения — в чём-то банальные, в чём-то спорные. Но, как мне кажется, они могут здорово помочь сохранить в доме мир.
Фото: Unsplash (Kelly Sikkema). Гифки: giphy.com
Большая часть обучения происходит в первые 3 года
Движение от нуля до трех
Это общая идея о том, что первые три года жизни являются критическим периодом для развития мозга ребенка, и что депривация в эти годы будет приводят к стойкому дефициту когнитивного, эмоционального и даже физического здоровья. Эта идея была впервые выдвинута в конце 90-х годов в Америке и стала «движением от нуля к трем», целью которого было как изменить отношение родителей к раннему развитию, так и повлиять на политику общественного здравоохранения. Это то, что мы хотели обсудить здесь, потому что последствия для политики были огромными, особенно в Штатах, и идея основана на некоторых ключевых открытиях в области нейробиологии, и все же до сих пор не ясно, что правда, а что вымысел.
Да, первые три года очень важны
Очевидно, что первые три года жизни являются исключительно важной и важной частью развития ребенка. Дети развиваются из почти полностью зависимых новорожденных в независимых, общительных личностей, которые могут танцевать, петь и рассказывать истории. Интуитивная важность тех ранних лет была подкреплена появлением некоторых интригующих нейронаук, ключевой среди которых была идея сензитивных периодов. Сензитивный период — это период в жизни молодого животного, когда его мозг и поведение наиболее восприимчивы к изменениям окружающей среды; например, певчие птицы должны выучить песню, характерную для их вида, в раннем возрасте[i]. У всех исследованных животных, включая людей, сенситивные периоды проявляются как молодые особи[ii]. Можно ошибочно предположить, что это означает, что мы должны учиться чему-то рано, иначе мы не будем учиться этому вообще.
Но чтобы пойти не так, нужно пойти по-настоящему неправильно
Идея сензитивных периодов убедительна, но в конечном счете не имеет отношения к любой типичной среде воспитания детей. Виды вещей, которые, как было убедительно показано, имеют периоды чувствительности у людей, — это очень простые вещи, такие как восприятие глубины, и даже в этом случае считается, что период чувствительности продолжается до четырехлетнего возраста [iii]. В случае языкового развития наиболее убедительный чувствительный период приходится на способность воспринимать звуки речи языка[iv], что опять-таки является базовым человеческим навыком. Чтобы не испытать этих базовых сред, чтобы ребенок испытал меньше, чем в основном «ожидается» человеческим мозгом, потребовалось бы крайнее пренебрежение [v]. К сожалению, мы можем рассмотреть последствия такого крайнего пренебрежения в раннем возрасте на таких примерах, как международное усыновление детей из румынских детских домов в начале XIX века.0s после падения режима Чаушеску.
Важность раннего возраста не одинакова для разных областей развития
Институционализация серьезно влияет на все области развития ребенка; однако после принятия восстановление неодинаково в разных областях. Физически уход в специализированных учреждениях оказывает огромное влияние на рост, вес и окружность головы детей, но после усыновления в относительно более благополучные семьи рост и вес детей почти полностью восстановились[vi].
Когнитивное развитие также впечатляет; в одном довольно репрезентативном исследовании группа детей, усыновленных в возрасте около трех лет, позже показала IQ в пределах нормы, в то время как их не усыновленным сверстникам был поставлен диагноз «неспособность к обучению». Примечательно, однако, что усыновленные не успевали в школе, что позволяет предположить, что когнитивные способности отстают от когнитивной компетентности.
С точки зрения социально-эмоционального развития у этих детей, как правило, хуже. Вероятно, наиболее часто используемым показателем эмоционального развития является то, демонстрируют ли дети здоровую надежную привязанность к опекуну, поскольку ненадежная привязанность в возрасте около 12–18 месяцев связана с тревожным поведением и даже патологической тревогой в более позднем детстве[vii]. Румынские усыновленные в более позднем детстве проявляли необычную привязанность; например, 33% показали «неорганизованную» привязанность, когда дети не могут доверять своему опекуну, но им не к кому обратиться. Хотя эта цифра ниже, чем 70% детей, оставленных в детских домах, которые дезорганизованы в своей привязанности, обычно ожидается, что только 15% будут демонстрировать этот образец[viii]. Дети с гораздо большей вероятностью проявляли надежную привязанность, если они были усыновлены до 12 месяцев, и другие исследования детей, усыновленных из других стран, показывают, что дети, помещенные на усыновление в возрасте до шести месяцев, по-видимому, демонстрируют нормальные модели привязанности в раннем детстве[ix].
Итак, в целом, если у приемных детей есть проблемы, то они, скорее всего, социально-эмоциональные, а также с точки зрения когнитивной деятельности (но не компетентности). В самом деле, если вы думаете о ребенке, впервые переживающем новое пространство со своим родителем, этот ребенок может исследовать новое пространство, проявлять любопытство и экспериментировать только в том случае, если он чувствует, что может использовать своего родителя как безопасную базу для возвращения. В более широком смысле, это самый важный аспект первых трех лет воспитания ребенка — предоставление ребенку эмоционального пространства для когнитивного развития.
Развитие после первых трех лет жизни тоже важно
Также важно помнить, что человеческий мозг постоянно меняется в течение жизни; и массивная программа нейронного развития в раннем детстве фактически продолжается вплоть до подросткового возраста в различных частях мозга[x]. Как говорит нейробиолог Джей Гидд, : «Несмотря на то, что первые три года важны, не менее важны и следующие 16 лет. И [в] возрасте от трех до 16 лет в биологии мозга все еще происходит огромная динамическая активность. Я думаю, что это могло быть несколько упущено из виду с упором на ранние годы». [xi]
Играйте с ребенком, но не держите его в теплице
Так что да, ранние годы важны, и то, что происходит в них, может повлиять на детей на всю оставшуюся жизнь, но важно не учиться чему-то, а развиваться эмоциональная стабильность, чтобы лучше всего поддерживать обучение позже. Движение «от нуля до трех» было действительно положительным в некоторых отношениях, например, оно привело к медицинскому страхованию для 5 миллионов незастрахованных детей в рамках Инициативы по охране здоровья детей. Однако сосредоточение внимания исключительно на первых трех годах жизни недооценивает развитие, происходящее в детстве и подростковом возрасте, и обращение к родителям и практикующим врачам могло бы быть гораздо более эффективным, если бы оно было больше сосредоточено на эмоциональном развитии.
Вердикт? Это нейрохит в том смысле, что первые три года являются жизненно важным периодом развития мозга, но нейромиф в том смысле, что единственный аспект высшего когнитивного развития, действительно зависящий от этих ранних лет, — это социальная и эмоциональная безопасность (см. «Диета имеет значение для обучения» в связи с влиянием плохого питания в первые два года).
Дополнительные ресурсы
У науки о привязанности очень интересная история. Пример «Странной ситуации» Мэри Эйнсворт см. здесь.
Чарльз Нельсон много работал с усыновленными румынскими сиротами. Это особенно интересная статья о развитии памяти и о том, что, хотя такой сложный процесс, как память, не имеет сензитивного периода как такового, он требует раннего знакомства с новизной: Nelson, C. (2000). Нейронная пластичность и развитие человека: роль раннего опыта в формировании систем памяти. Развитие науки, 3 (2), 115-136.
© CEN
[i] См.: Brainard, M.S., & Doupe, A.J. (2002). Чему певчие птицы учат нас в обучении. Nature, 417 , 351-358 для обзора изучения пения птиц.
[ii] Обзор чувствительных периодов см.: Knudsen, E.I. (2004). Сенситивные периоды в развитии мозга и поведения. Journal of Cognitive Neuroscience 16 (8), 1412–1425.
[iii] Фосетт С.Л., Ван Ю.З. и Берч Э.Э. (2005). Критический период восприимчивости человека к стереопсису. Исследовательская офтальмология и визуальные науки, 46 (2), 521-252.
[iv] См. Werker, J., & Hensch, T.K. (2015). Критические периоды в восприятии речи: новые направления . Ежегодный обзор психологии, 66, 173-196.
[v] См. «Влияние опыта» для отличного обзора раннего развития мозга и роли сенситивных периодов.
[vi] Ван Эйзендорн, М. Х., Бейкерманс-Краненбург, М. Дж., и Юффер, Ф. (2007). Пластичность роста, веса и окружности головы: метааналитические данные о массовом наверстывании после международного принятия. Журнал развития и поведения Педиатрия, 28 (4), 334-343.
[vii] См.: Сроуф Л.А., Коффино Б. и Карлсон Э.А. (2010). Осмысление роли раннего опыта: уроки продольного исследования Миннесоты. Developmental Review, 30 (1), 36-51. doi:10.1016/j.dr.2009.12.002
[viii] См. van IJzendoorn, M.H., & Juffer, F. (2006). Лекция памяти Эмануэля Миллера 2006: Усыновление как вмешательство. Метааналитические данные о массовом наверстывании и пластичности в физическом, социально-эмоциональном и когнитивном развитии. Journal of Child Psychology and Psychiatry 47 , 12. doi:10.1111/j.1469-7610.2006.01675.x
[ix] Juffer, F. & Rosenboom, L.G. (1997). Привязанность к матери-младенцу международно усыновленных детей в Нидерландах. Международный журнал поведенческого развития, 20(1), 93-107. doi: 10.1080/016502597385469
[x] Гидд, Дж. Н., Блюменталь, Дж., Джеффрис, Н. О., Кастелланос, Ф. X., Лю, Х., Зийенбос, А., Паус Т., Эванс, А. С., и Рапопорт, Дж. Л. ( 1999). Развитие мозга в детстве и подростковом возрасте: продольное МРТ-исследование. Nature Neuroscience, 2 , 861-863. Doi: 10.1038/13158
[xi] http://www.pbs.org/wgbh/pages/frontline/shows/teenbrain/interviews/giedd.html
В чем разница между малышом и дошкольником?
Меня часто спрашивают, в чем разница между малышом и дошкольником. Я не уверен, что вы такой же, как я, но я никогда не знал ответа на этот вопрос, пока у меня не появились дети или мой собственный малыш и дошкольник. Итак, я подумал, что помогу прояснить некоторые различия между малышом и дошкольником.
Малыши
Некоторые люди говорят, что возраст малышей составляет от 1 до 4 лет, в то время как другие говорят, что это 1-3 года. На этом этапе жизни малыши заняты тем, что становятся более подвижными, поскольку учатся ходить. Они развивают другие навыки крупной моторики, такие как удар ногой по мячу, убегание от вас, лазание по всем предметам мебели в поле зрения и балансирование на вещах, на которых им не следует стоять. Они очень заинтересованы в изучении окружающего мира. Малыши хотят быть независимыми, но все еще очень зависят от мамы и папы.
Малыши учатся говорить на этом этапе жизни. Они часто говорят фразами, такими как «больше воды», которые перерастают в короткие предложения, например: «Я хочу перекусить». Малыши учатся выражать свои эмоции; они пытаются выяснить, как правильно реагировать, когда злятся, грустят, устали, злятся и т. д. (Поэтому, когда они разрыдаются из-за того, что вы дали им зеленый виноград вместо фиолетового, помните, что они все еще учатся реагировать на это чувство. ) Малыши часто подражают окружающим, поэтому следите за тем, что говорите и делаете.
Малыши в этом возрасте могут следовать простым инструкциям, таким как «Дай мне игрушку, пожалуйста», «Положи рубашку в корзину» или «Давай наденем туфли». Малышам нравятся простые игры, песни и занятия. В этом возрасте они могут начать изучать свои цвета, формы и буквы. Малыши часто играют вместе с другими детьми, но не взаимодействуют с ними — это называется параллельной игрой.
Дошкольники
Я думал, что дошкольник — это ребенок, который на самом деле посещал дошкольное учреждение, я не знал, что это возрастная группа маленьких детей. Дошкольный возраст ребенка колеблется в возрасте от 3 до 5 лет. Дошкольник очень любопытен к окружающему миру и часто задает МНОЖЕСТВО вопросов «почему», чтобы помочь ему узнать о своем мире. Поэтому, когда вам задали 89-й вопрос за последний час, сделайте глубокий вдох и помните, что с каждым вопросом, который они задают, они учатся.
У дошкольника мелкая моторика развита лучше, чем у малыша. Поэтому они умеют одеваться, правильно пользоваться вилкой, начинают резать бумагу ножницами, рисовать более подробные картинки. В этом возрасте дошкольник начинает осваивать больше жизненных навыков, таких как выражение своих потребностей, одевание, чистка зубов, сморкание, надевание обуви и т. д. Развитие этих жизненных навыков помогает ему стать более независимым, что и они хотят в этом возрасте.
Дошкольники говорят достаточно хорошо, чтобы их понимали. Это помогает им более интерактивно играть с другими детьми и взрослыми. Вы можете часто видеть, как ваш дошкольник притворяется во время игры, создавая воображаемого друга, играя в дом, отбиваясь от драконов из замка, успокаивая плачущую куклу или пересекая финишную черту на своей гоночной машине — все это помогает развивать его креативное мышление.
У дошкольников также начинает развиваться чувство времени. Они узнают день из ночи, свой распорядок дня.