Техника монтессори для самых маленьких: Монтессори упражнения для дома 10 месяцев -1 ,5 года | Интернет-магазин
Педагогика Монтессори — методика раннего развития детей: основные принципы и суть
Методика Монтессори — это система развития детей, основанная на естественных потребностях, склонностях и возможностях ребёнка. Автор методики — итальянский врач-педиатр и педагог Мария Монтессори.
Методика Монтессори — это система развития детей, основанная на естественных потребностях, склонностях и возможностях ребёнка. Автор методики — итальянский врач-педиатр и педагог Мария Монтессори. В основу системы она заложила наблюдения за развитием детей младшего возраста, с которыми ей довелось работать. Изначально это были малыши с разными отклонениями в развитии. Монтессори продумывала занятия с каждым ребёнком, основываясь на его темпе освоения новых навыков и возрастных интересах. Увидев успех системы при обучении «особенных» детей, автор адаптировала методику и предложила использовать её для обучения всех детей младшего возраста.
Вместе с психологом-конфликтологом Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарьей Кузнецовой узнаем, что такое методика Монтессори.
Дарья Кузнецова
Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.
Суть педагогики Монтессори
Наблюдая за процессом развития ребёнка, Монтессори заметила, что для каждого возрастного периода характерны свои интересы. Любой малыш может освоить только те навыки и знания, которые ему интересны и доступны. Если предложить ребёнку занятие, не соответствующее возрасту, ему будет слишком сложно или скучно.
Самое продуктивное время в развитии ребёнка — от рождения до шести лет. Именно в эти годы малыш получает наибольшую долю навыков и знаний, которые в последующей жизни только углубляет. На основе наблюдений Монтессори выделила несколько сензитивных периодов в развитии:
- 0–3 года — принятие порядка. Первые три года жизни ребёнка — период, когда его нужно приучать к порядку. В это время малыш внимательно наблюдает за действиями мамы, с которой он тесно связан психологически. В этот период формируются навыки уборки, приведения в порядок своих вещей. Ребёнка необходимо учить вытирать пыль, мыть посуду, убирать игрушки, класть на место свои вещи. Для этого нужно дать ему уменьшенный инвентарь — маленькие тряпочки, щётки, губки.
- 0–5,5 лет — развитие ощущений. Ребёнок изучает окружающее его пространство через ощущения — тактильные, звуковые, вкусовые. Можно заметить, что малыш часто прислушивается к звукам, нюхает предметы. В этот период закладывается понятие определений «форма», «размер», «цвет».
- 0–6 лет — развитие речи. Самый длинный период в раннем развитии. У каждого малыша формирование речи происходит строго индивидуально. Не нужно ориентироваться на разработки авторов, которые утверждают, что к возрасту двух лет ребёнок должен говорить не менее 20 фраз, а к трём годам — строить сложные предложения. Этот навык каждый осваивает в своём темпе. Если ваш малыш говорит меньше и хуже, чем его сверстники в возрасте двух лет, не нужно паниковать. У него ещё достаточно времени, чтобы заговорить. Сам ребёнок должен захотеть разговаривать, понять, что без этого выразить свои мысли и желания не получится. Можно подтолкнуть его к речевой деятельности, предложив красивые книжки, карточки, дидактические игры.
- 1–4 года — развитие двигательных навыков. Ребёнок знакомится с возможностями своего тела, осваивает координацию движений. Происходит укрепление мышц. Для правильного развития ребёнка нужно оборудовать площадку с детскими тренажёрами — горками, шведской стенкой, качелями.
- 1,5–5,5 лет — развитие мелкой моторики. При работе с «особенными» детьми Монтессори заметила, что чем лучше у ребёнка развита мелкая моторика, тем быстрее он начинает говорить, осваивать другие знания. Она сделала вывод, что мелкие движения пальчиками влияют на мозговую активность. В педагогике Монтессори предлагаются упражнения, соответствующие возрасту. Для самых маленьких — нанизывание колец на стержень, бусинок на шнурок, перекладывание мелких предметов из одной ёмкости в другую. Детям постарше можно предложить собирать пазлы, дать конструкторы.
- 2,5–6 лет — социализация. Ребёнок начинает жить в обществе, понимает важность вежливости, учится общаться со сверстниками и взрослыми людьми. Для развития навыка нужно быть в коллективе.
Второй важный принцип методики Монтессори — ребёнок должен захотеть учиться, тогда он сам сможет получать знания. Разработанная ею методика раннего развития основана на девизе: «Помоги мне сделать это самостоятельно». Роль взрослого заключается в обеспечении подходящей возрасту среды, в которой малыш будет развиваться самостоятельно.
Первая неделя занятий бесплатно!
Начните заниматься, а по окончании пробного
периода оплатите выбранный формат!
Начать заниматься
Основные методы педагогики Монтессори
В основе системы Монтессори лежит особый стиль взаимодействия детей и взрослых. Базовые убеждения:
- Каждый ребёнок развивается в своём темпе, с опорой на полученный им самим опыт и на свои интересы.
- Успешное развитие возможно только в правильно организованной среде.
- Взрослый только помогает. Он не может быть единственным источником знаний.
Комментарий психолога:
Эти принципы подразумевают, что дети играют ведущую роль в своём развитии. Взрослые следуют за их интересами, уважительно относятся к выбору.
Система Монтессори предлагает следующие условия.
- Классно-урочное построение занятий не применяется. Уроки проходят в разновозрастных группах. Дети учатся общаться со сверстниками, со старшими и младшими товарищами. Старшие помогают младшим, одновременно развивая качества лидеров. Младшие перенимают опыт старших.
- В комнате для занятий создаются несколько отдельных развивающих зон: творческая, математическая, языковая, естественнонаучная, практическая, спортивная, обязательно — игровая. Ребёнок самостоятельно выбирает, в какой зоне он хочет находиться. Взрослые не направляют его, не заставляют заниматься чем-то определённым. Обучение происходит легко, исключается момент соревнования и сравнения с достижениями сверстников, что позитивно влияет на самооценку.
- Основная задача взрослого — заинтересовать. Взаимодействие построено на свободном общении. Педагог всегда выслушивает мнение ученика, не говорит ему, что правильно, а что неправильно, не подсказывает верные ответы на вопросы.
- Есть обязательные правила соблюдения порядка. Если ученик берёт игрушку, после занятия он должен вернуть её на место. Если он читал книгу, потом её нужно положить туда, где брал.
- В системе много занятий, связанных с развитием мелкой моторики: нанизывание предметов на основу, угадывание формы, размера, называние предмета вслепую, сортировка предметов.
- Исключены запреты, критика. Ребёнок может совершать ошибки и самостоятельно находить правильный ответ.
- Учебные пособия, книги, игрушки ученик берёт на свой выбор. Так развивается самостоятельность. Все игрушки и пособия в комнате для занятий в единственном экземпляре. Это помогает детям находить компромисс, договариваться.
Следуя этим методам, взрослые помогают детям развиваться самостоятельно, учиться легко и с удовольствием.
Создать развивающую среду для ребёнка по Монтессори можно в любом доме. Главное — малыш должен активно участвовать в жизни семьи.
Подпишитесь на нашу рассылку
Нажимая на кнопку «Подписаться», Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Зачем пробовать метод Монтессори
Методика раннего развития Монтессори даёт возможность освоить все знания и навыки без принуждения, в своём темпе.
Плюсы метода:
- Дети не сравниваются друг с другом, самооценка ученика и его родителей не страдает.
- Детям интересно. Они сами выбирают, чем хотят заняться, поэтому не ощущают скуки или сложности поставленной перед ними задачи. Малыш знает, что одно занятие он может в любой момент поменять на другое.
- Прошедший обучение по системе Монтессори приучен к самостоятельности. Он может сам убрать игрушки, разложить по местам вещи, позаботиться об одежде, обуви и собственной внешности и даже приготовить простые блюда.
- Чувствуя в процессе обучения уважение к себе, ученик уважительно относится к другим людям, к их мнению, желаниям, достижениям.
Адаптация ребенка к школе
Проблемы адаптационного периода в школе: как помочь ребенку в трудный момент?
Методика Монтессори основана на врождённой любознательности детей раннего возраста, на их стремлении познавать окружающий мир. Но есть случаи, когда система Монтессори не подходит:
- Родители не могут психологически дать полную самостоятельность сыну или дочери в выборе занятия.
- Сам обучающийся гиперактивен, неусидчив, слишком подвижен. Такое психологическое состояние не даст ему сосредоточиться ни на одном виде деятельности.
- Ребёнок не социализирован. Эта проблема в группе Монтессори не решится — на занятиях дети мало общаются между собой. Поэтому проблема может усугубиться.
При всех плюсах, принимая решение отдать ребёнка на обучение по методике Монтессори, необходимо учесть и минусы системы. Главный — сложность адаптации ученика. Если он после группы Монтессори окажется в обычном детсаду или школе с классно-урочной организацией занятий, с другими принципами поведения, с системой оценки «правильно — неправильно» «получилось — не получилось», то результат может не оправдать ожиданий. Поэтому правильно организованная последовательность использования воспитательных методик всегда очень важна.
Редакция Домашней школы «ИнтернетУрок»
Методика Монтессори. Система Монтессори.
Мария Монтессори (31.08.1870 — 06.05.1952) – первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог.
На сегодняшний день система Марии Монтессори – одна из самых востребованных методик развития ребенка. Развитие детей по методике Монтессори – это свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа одновременно.
Свою педагогическую методику Мария Монтессори называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде.
Суть метода
В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное.
Основные идеи развития детей по системе М. Монтессори
Методика основана на следующих положениях:
Среда имеет точную логику построения. В книгах о методике Монтессори делается акцент на то, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием.
Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития детей, Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить её. Таким ребенок учится не только устранять, но и предупреждать ошибки.
Основные правила пользования монтессори-материалами
Главный принцип системы Монтессори — «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть свои природные способности.
В книгах Монтессори отмечено, что все эти правила не касаются коллективных игр, основанных на общении и умении сотрудничать.
Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори это не обязательно какие-то специальные игрушки. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши и прочее.
Соблюдение 5 этапов при работе с материалом:
Дети, занимающиеся по системе М. Монтессори, растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Они проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе.
У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый малыш обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к его интеллекту ведет не через абстракцию, а через органы чувств. Ощущать и познавать становится единым целым.
— Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.
— Ребенок — сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
— Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети становятся учителями, при этом они учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
— Дети принимают самостоятельные решения.
— Занятия проходят в специально подготовленной среде.
— Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
— Полноценное саморазвитие — это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.
-Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.
— Уважение к детям — отсутствие запретов, критики и указаний.
— Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.
Таким образом, всё и вся в системе Монтессори стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.
Роль взрослого в методике Монтессори.
Развивающая среда.
Развивающая среда — важнейший элемент системы Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым.
Зона упражнений в повседневной жизни — материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т.е. то, что нужно в повседневной жизни.
Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и пр.
Математическая зона — для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.
Зона родного языка предназначена для расширения словарного запаса, знакомства с буквами, фонетикой, понимания состава слов и их написания.
Зона Космоса предназначена для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.
Дидактический материал.
Материал в системе Монтессори расположен в свободном доступе, на уровне глаз ребенка (не выше 1 м от пола). Это призыв ребенка к действию.
Аккуратное отношение к материалам и работа с ними только после того, как понято их использование.
Выбранный материал ребенок приносит и аккуратно раскладывает его на коврике или столе в определенном порядке.
На групповых занятиях нельзя передавать материал и рук в руки.
При работе с материалом, ребенок может действовать не только так, как показал учитель, но и применяя накопленные знания.
Работа с материалами должна происходить с постепенным усложнением по дизайну и использованию.
Когда ребенок закончил упражнение, он должен вернуть материал на место, и только после этого он может взять следующее пособие.
Один материал — один ребенок, чтобы иметь возможность сосредоточиться. Если выбранный ребенком материал сейчас занят, он ждет, наблюдая за работой другого ребенка (наблюдение — это одно из важнейших способов познания) или выбирает какой-то другой материал.
1. выбор материала;
2. подготовка материала и рабочего места;
3. выполнение действий;
4. контроль ошибок;
5. завершение работы, возвращение материала на исходное место.
Недостатки системы М. Монтессори:
1. Методика Монтессори концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков.
2. В системе нет ролевых и подвижных игр.
3. Отрицание творчества, как препятствия для умственного развития детей (в то время как исследования психологов говорят об обратном). Следует отметить, что два последних недостатка компенсируются тем, что в монтессори-садах обязательно создают обычные игровые комнаты, и ребенок в садике проводит не все свое время.
4. После демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.
Системе Монтессори более 100 лет, но очень долгое время книги Монтессори были недоступны в нашей стране. Педагогическая система Монтессори стала известна у нас только в 90-е годы. В настоящее время в России открыто много различных центров и детских садов, обучающих детей по методике Монтессори.
В основном, методика «охватывает» возраст от 3 до 6 лет.
В 1896 году, работая детским врачом в клинике, Мария обратила внимание на умственно отсталых детей, которые бесцельно бродили по коридорам заведения и ничто не могло их занять. Наблюдая за несчастными, Мария пришла к выводу, что эти дети в свое время не имели стимулов к развитию и что каждому ребенку, в первую очередь, нужна специальная развивающая среда, в которой он смог бы найти что-то интересное для себя.
Монтессори взялась за изучение педагогики и психологии и попробовала создать свои методы развития и воспитания детей.
Впервые система, созданная Монтессори, была использована в «Доме ребенка», открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за детьми, Мария методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям.
С 1909 года педагогика Монтессори и её книги начали распространяться во многих странах мира. В 1913 г. система стала известна и в России. А с 1914 г. во многих русских городах были открыты детские сады Монтессори. Но спустя 10 лет большевики закрыли эти детские сады. Только в 1992 году система Монтессори вернулась в Россию.
Задача воспитателя в системе Монтессори — развитие детей, помощь в организации их деятельности для реализации потенциала. Взрослый предлагает ровно столько помощи, сколько для того, чтобы у ребенка появилась заинтересованность.
Графически данную систему можно представить так, как представлено на рисунке 1.
Итак, основные составляющие системы Монтессори, позволяющие реализовать индивидуальный путь развития ребенка: взрослые, развивающая среда, дидактический материал. Ниже постараемся кратко описать каждую из них.
При том что в системе М. Монтессори взрослым надлежит помогать детям ровно в оговоренном выше объеме, истинная роль учителя огромна. Взрослому, используя собственные опыт, мудрость и природное чутьё, необходимо проникнуться методикой, провести подготовительную работу, чтобы создать для занятий истинно развивающую среду и подобрать эффективный дидактический материал.
Основная задача взрослого по отношению к ребенку непосредственно в процессе занятий – не мешать ему осваивать окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать собирать, анализировать и систематизировать свои собственные. Система Монтессори подразумевает, что взрослый наблюдает за действиями ребенка, определяет его склонности и предоставляет ребенку более простые или более сложные задания с выбранным самим ребенком дидактическим материалом.
Без внимания не оставляется даже положение в пространстве. Чтобы быть на одном уровне с ребенком, взрослый должен сидеть на корточках или на полу.
Как выглядит работа взрослого на занятиях?
Сначала педагог внимательно наблюдает за ребенком, какой тот выбирает себе материал. Если малыш обратился к выбранному пособию в первый раз, то взрослый старается заинтересовать им ребенка. Он показывает малышу, как правильно справиться с заданием. При этом взрослый немногословен и говорит только по делу. Далее ребенок уже играет самостоятельно, и не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материала. Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что в ходе такой творческой активности и совершается великое открытие! Взрослый должен суметь предоставить ребенку возможность творить самому! Ведь даже маленькое замечание может сбить ребенка с толку, не дать ему сделать шаг в нужном направлении.
В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. По системе Монтессори не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к данному занятию.
Особенность классов, в которых проводятся занятия, — отсутствие парт, которые ограничивают детей. Есть только маленькие столики и стульчики, которые можно переставлять по своему усмотрению. И коврики, которые дети расстилают на полу, где им удобно.
Мария Монтессори очень тщательно разрабатывала пособия, которые несли бы в себе обучающую задачу и помогали развиваться детям в самых разных направлениях.
Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели: прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров), а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха).
Помимо сказанного, сама обстановка и доступность абсолютно всех пособий побуждает детей искать ключи к окружающему миру.
Как и у всякой системы здесь тоже есть свои минусы:
Сложно уместить огромный жизненный опыт Марии Монтессори, воплощенный в ее системе, в рамках небольшого обзора. Поэтому в данной статье есть только самое основное. Если Вам интересно более подробно узнать о системе Марии Монтессори, целесообразно познакомиться с первоначальными источниками. Тем более, что книги Монтессори и ее последователей сейчас широко доступны.
Следует помнить, что на сегодняшний день мы имеем доступ ко множеству методик и систем, и в наших силах выбирать лучшее для своих детей.
Что такое Монтессори-образование
Перейти к содержанию
Монтессори-образование помогает развивать все стороны ребенка.
Что такое Монтессори-образование? Вот уже более века ориентированный на детей подход, который доктор Мария Монтессори, итальянский врач, разработал для обучения детей, преображает школы по всему миру.
Как только вы входите в класс, вы понимаете, что происходит что-то необычное. Классы Монтессори сразу узнаваемы. Вы увидите, как дети работают самостоятельно и в группах, часто со специально разработанными учебными материалами; глубоко увлечены своим делом; и уважать себя и окружающих.
Метод Монтессори способствует строгому, целеустремленному развитию детей и подростков во всех сферах их развития — когнитивной, эмоциональной, социальной и физической.
Когда ребенку дают небольшую свободу действий, он сразу же крикнет: «Я хочу это сделать!» Но в наших школах, где среда приспособлена к потребностям детей, говорят: «Помогите мне сделать это одному. ‘
Д-р МАРИЯ МОНТЕССОРИ, ТАЙНА ДЕТСТВА
Изучайте язык Монтессори.
ОСНОВНЫЕ компоненты
ТЕРМИНОЛОГИЯ
Монтессори-образование осуществляется под руководством учащихся и в самостоятельном темпе, но направляется, оценивается и обогащается знающими и заботливыми учителями, руководством их сверстников и заботливой средой.
В сообществе разновозрастного класса, предназначенного для создания естественных возможностей для независимости, гражданственности и ответственности, дети получают мультисенсорное обучение и страстное исследование. Отдельные учащиеся следуют своему любопытству в своем собственном темпе, уделяя время, необходимое им для полного понимания каждой концепции и достижения индивидуальных целей обучения.
Благодаря свободе и поддержке задавать вопросы, глубоко исследовать и устанавливать связи, ученики Монтессори вырастают уверенными в себе, полными энтузиазма и самостоятельными учениками и гражданами, ответственными как перед собой, так и перед своим сообществом. Они мыслят критически, работают сообща и действуют смело и честно. Какого лучшего результата вы могли бы пожелать своим детям?
Вместо того, чтобы просто знакомить детей с фактами, Монтессори-образование направлено на то, чтобы взрастить естественное стремление каждого ребенка к знаниям, пониманию и уважению.
МЕЛАНИ ТИС, ДИРЕКТОР AMS по членству и аккредитации школ
AMS рекомендует
Узнать больше
Терминология Монтессори
Узнать больше
Преимущества образования Монтессори
Узнать больше
Почему стоит выбрать Монтессори
Узнать больше
В классе Монтессори
Воспитание всестороннего ребенка: 9 способов Монтессори-воспитания
Когда ребенок двух с половиной лет самостоятельно идет в свою комнату и подходит к комоду, он достает шорты , носки и майку сам. Он осторожно кладет их на кровать и начинает одеваться. Этот тип сценария является отличным примером воспитания Монтессори.
Монтессори воплощает идею о том, что с детьми нужно обращаться как со взрослыми в их надлежащем возрасте. Это означает предоставление им свободы и ответственности за принятие собственных решений и решение своих проблем — исследование развития показывает, что раннее детство имеет решающее значение для социального и когнитивного развития.
Знание Монтессори
Философия Монтессори первоначально была предложена итальянским врачом доктором Марией Монтессори. Метод Монтессори основан на принципе, что дети лучше всего учатся, работая руками. Он подчеркивает коммуникабельность, самодисциплину и ответственность. Метод Монтессори рассматривает детей как личностей, которые с рождения могут управлять своим процессом обучения. Это контрастирует с традиционными методами обучения, которые рассматривают детей как пассивных получателей знаний.
Поскольку методы Монтессори сосредоточены на развитии ребенка в целом, вполне логично, что многие семьи обращаются к этому методу и применяют его у себя дома, становясь эффективными родителями Монтессори. И для многих семей это выходит за рамки воспитания. Таким образом, философия Монтессори становится стилем жизни.
Что такое Монтессори-воспитание?
«Никогда не помогайте ребенку с задачей, в которой он чувствует, что может добиться успеха». доктора Марии Монтессори. Эта цитата резюмирует концепцию воспитания Монтессори. Это означает, что родители Монтессори дают своим детям свободу работать над задачами, которые они могут выполнять самостоятельно.
Дети с трудом справляются с новыми заданиями, и взрослые тоже. Однако часто взрослые спешат, а дети медлительны, поэтому родитель приходит на помощь, говоря: «Я сейчас сделаю это» или «Вот, дай я помогу». Это приводит к тому, что дети не учатся развивать свои способности. Более того, если детям давать ответы, они не учатся решать задачи самостоятельно.
Благодаря стилю воспитания Монтессори дети могут развивать навыки и практиковать их в своем собственном темпе, без перерыва. Родители не препятствуют желанию детей учиться и расти. Вместо этого детей заставляют выполнять свои задачи и учиться делать их самостоятельно, даже если это занимает немного больше времени.
Разрешение детям делать это не означает, что родители не учат своих детей. Точно так же, как в классе Монтессори, где учителя считаются проводниками, родитель Монтессори всегда готов помочь своим детям, став их проводником. Они помогают им, развивая способности своего ребенка и прививая чувство собственного достоинства.
9 способов Монтессори-воспитания
1. Уважайте своего ребенка
Уважение — один из столпов философии Монтессори. Уважение к себе, уважение к другим и уважение к миру, в котором они живут. Когда вы уважаете своего ребенка, вы позволяете ему расти, меняться и становиться независимым. Вы не навязываете ему свои ценности, но и не нарушаете его границ. Идея здесь в том, что детей нужно уважать, и они должны чувствовать себя уважаемыми.
Вы можете начать проявлять уважение к своему ребенку, прислушиваясь к его мнению и взглядам. Вы также можете попытаться ответить на его вопросы, не стремясь угодить ему. Малыш не всегда прав, но он всегда честен. Он говорит правду. Если ему что-то не нравится, то дайте ему почувствовать это, вместо того, чтобы отпустить это, сказав: «О, ты вырастешь до этого».
Также уважайте идеи своих детей. Это включает в себя их мечты и выбор карьеры. Даже если они не знают, кем хотят стать, когда вырастут, ваша работа как родителя состоит в том, чтобы поддержать их в их решениях и помочь им достичь этого. Не переживайте, если ваш ребенок хочет стать космонавтом, когда вырастет; по-прежнему уважаю его интерес к космосу.
2. Обеспечьте достаточно места и ослабьте границы
Предоставьте своим детям достаточно места, чтобы их движения и действия не были ограничены. Здесь главное не сдерживать своих детей. Предложите детям время и пространство для игр, исследований, открытий, воображения и творчества.
Вы можете сделать это следующим образом:
- Разместив книги, игрушки и другие важные материалы на нижних полках, чтобы дети могли достать их самостоятельно.
- Предоставьте детям свободу играть в игрушки или игры, которые они предпочитают, вместо того, чтобы участвовать в играх ваших детей. Когда вы играете с ними, позвольте им взять на себя инициативу.
- Когда ваш ребенок играет один, следите за ним, так как он постоянно нарушает границы. Если пренебречь, это может пойти в неправильном направлении, эмоционально или физически.
Ослабляя границы, вы позволяете своим детям быть активными, принимать собственные решения и расти. Это поможет им научиться контролировать импульсы, эмпатии и способности общаться с людьми.
3. Расскажите детям о причине и следствии
Обучение детей о причине и следствии никогда не было таким простым. Вы можете начать с ситуаций, в которых дети могут видеть, как их действия влияют на кого-то или что-то вокруг них. Как родитель, вы можете продемонстрировать это своим детям, сделав это для них.
Позвольте своим детям естественным образом узнать о причине и следствии. Наблюдая за тем, что они делают, спросите их, в чем смысл этого. Пусть они объяснят, почему, по их мнению, они что-то сделали, или почему кто-то другой сделал что-то. Вы можете подавать хороший пример, проявляя доброту к другим и щедрость, когда у вас есть такая возможность.
4. Наблюдайте и адаптируйтесь
Монтессори-метод воспитания ребенка заключается в том, чтобы позволить ребенку быть самим собой. Это позволит вашему ребенку развить уверенность в себе и независимость. Следя за своим ребенком, вы можете достичь только этих двух целей.
Если вы хотите сделать их независимыми, понаблюдайте за тем, как они что-то делают, и позвольте им делать что-то самостоятельно. Когда вы позволяете своему ребенку делать что-то самостоятельно и наблюдать за ним, у него больше шансов, что он будет больше полагаться на себя и станет независимым в более позднем возрасте. Когда вы наблюдаете за своим ребенком, вы увидите, нужна ему помощь или нет.
Вы также можете узнать о том, что ему больше всего нравится, и побудить его заниматься этим. Например, если вы дадите ему кубики Lego и обнаружите, что он больше интересуется игрой на гитаре, вы можете поощрять его больше практиковаться. Таким образом, вы позволяете ему заниматься тем, что ему нравится, и он делает шаг к независимости.
5. Приспособьте дом к вашим детям Монтессори
Чтобы использовать метод Монтессори дома, вам не нужно вносить какие-либо большие изменения. Крайне важно постепенно вносить небольшие изменения в свой дом. Каждое изменение, которое вы вносите, служит примером того, что ваши дети могут делать самостоятельно.
Вы можете начать с того, чтобы сделать свой дом удобным для детей:
- Предоставьте своим детям больше места
- Поднимите некоторые из их игрушек повыше
- Позволить им самим выбирать, чем заниматься.
Вы также можете предоставить им новую мебель, чтобы они могли безопасно играть. Другая мебель, техника, одежда и даже еда тоже должны быть адаптированы. Если в шкафах недостаточно места для хранения детских тарелок или чашек, вы можете переместить их на верхнюю полку. Не бойтесь менять расстановку мебели в доме.
6. Привлекайте других членов вашей семьи
Чтобы сделать метод Монтессори более эффективным в жизни ребенка, необходимо вовлекать других членов семьи, особенно бабушек и дедушек. Держите их в курсе и предоставляйте им любую информацию, которая поможет вам в воспитании ваших детей.
Они могут помочь вам позаботиться о детях, когда вы заняты. Они также могут научить ваших детей всему, чему им захочется их научить. Например, они могут попросить их приготовить стол к обеду. Это помогает вашим детям учиться ответственности и независимости.
7. Будьте образцом хорошего поведения
Ваши дети с большей вероятностью станут всесторонне развитыми личностями благодаря вам. Если у вас нет правильных ценностей, у детей тоже не будет мотивации хорошо работать.
Точно так же, как дети учатся моделировать, они учатся, наблюдая за своими родителями и окружающими их людьми. Поэтому, подавая хороший пример и показывая своим детям, что вы цените и во что верите, вы побудите их следовать вашим ценностям и убеждениям.
8. Не вмешивайтесь в борьбу или конфликт
Хотя это кажется очевидным, многие родители склонны вмешиваться в борьбу своих детей. В большинстве случаев родители вмешиваются, потому что они хотят, чтобы их дети преуспели в чем-то, или просто потому, что они не могут видеть, как они борются.
Один из принципов метода Монтессори заключается в том, что дети должны развивать контроль над собой, а не полагаться на других. Конфликты и борьба помогают детям научиться решать проблемы самостоятельно.
Поэтому пусть ваши дети борются. Это поможет им научиться самоконтролю и ограничить свою зависимость от других. Это также поможет им развить хорошее поведение. Как родитель, вы всегда можете сказать слова поддержки, например: «Ты еще не знаешь» или «Ты можешь это сделать». И постарайтесь отойти в сторону и позволить ребенку решить проблему самостоятельно.
9. Запишите своего ребенка в дошкольное учреждение Монтессори
Если вы хотите внести еще несколько изменений дома, вы можете начать с ваших детей, записав их в дошкольное учреждение Монтессори. Отсюда они могут изучить все принципы Монтессори. Они не только научатся быть самостоятельными и независимыми, но и для чистого обучения. Зачисление вашего ребенка в дошкольное учреждение Монтессори поможет детям научиться перенаправлять себя и сосредотачиваться на том, чего они хотят.
Академия Монтессори — одно из ведущих дошкольных учреждений, предоставляющее всестороннее образование детям в возрасте от 18 месяцев до 6 лет. Они обеспечивают теплую и дружелюбную среду обучения, которая поможет вашему ребенку подготовиться к следующим шагам в жизни. Метод Монтессори и материалы для изучения и изучения различных концепций и материалов важны для программы Монтессори. Они обеспечивают развивающий подход к образованию и позволяют детям учиться в своем темпе.
Когда вы планируете записать своего ребенка в школу Монтессори, обязательно расскажите учителям о ваших успехах в воспитании детей с использованием метода Монтессори, чтобы учителя могли адаптировать свои методики обучения к уровню обучения ваших детей.