Разное

Сухомлинский в а годы жизни: Сухомлинский биография кратко для детей о Василие Александровиче

Василий Сухомлинский — биография и труды педагога

Фото Все
Видео Все

Сухомлинский Василий Александрович – педагог-новатор Советского периода с украинскими корнями, создатель своей собственной обучающей системы. Член-корреспондент Академии педагогических наук, Герой Социалистического труда, заслуженный учитель.

Детство и юность

Василий Александрович родился 28 сентября 1918 года в небольшом селе Васильевка, Херсонской губернии. Ныне эта территория относится к Кировоградской области. Семья будущего педагога-новатора была крестьянами и кроме него воспитывала еще троих детей. К слову сказать, все они в будущем также стали педагогами.

Александр Емильянович – отец мальчика до революции был обычным наемным работником, выполняя поручения по столярному и плотническому делу. В советский период он смог многого добиться и стал одним из уважаемых людей в своем селе. Активист и общественный деятель он помогал в руководстве коопераций и колхоза, заведовал сельской лабораторией и преподавал трудовое обучение в местной школе. Оксана Авдеевна – мама Василия посвятила себя ведению домашнего хозяйства, трудилась в колхозе, а иногда брала на дом портняжную работу.

Летом 1933 года Василий Александрович уехал в Кременчуг чтобы продолжить свое обучение. После того как рабфак был окончен он подал документы в педагогический институт. В семнадцатилетнем возрасте будущий новатор смог устроиться учителем в заочную школу, которая располагалась недалеко от его родного дома. Спустя время перевел документы в Полтавский институт, который с успехом окончил в 1938 году. Уже после окончания своего обучения вновь вернулся на родину где стал обучать своих учеников украинской литературе и языку в средней школе Анувриева.

Василий Сухомлинский в молодости

1941 год – Василий Сухомлинский добровольцем записывается на фронт. В 1942-м он получает тяжелое осколочное ранение, в следствии чего Василия Александровича демобилизовали, проигнорировав желание вернуться в строй. На этот момент он был уже в звании младшего политрука, однако осколок, оставшийся в организме, не позволил продолжить военную карьеру. После восстановления молодого педагога направили в Удмуртию, где он занял пост директора местной средней школы. После того как Украина была полностью освобождена от немецких войск смог вернуться на родину, где ему сообщили трагические новости случившийся в его личной жизни. Жена и сын скончались, находясь в лагерях гестапо.

1948 год – Сухомлинский вновь назначен директором школы. На этот раз он оказался в поселке Павлыш, что находится не далеко от Кременчуга. Здесь он жил и работал на протяжении двадцати двух лет, каждый день встречал на крыльце школы своих учителей и учеников, и каждого знал не только в лицо, но и по имени. Как говорили многие кто знал этого великого человека «он жил школой и практически в школе».

За сравнительно не долгий период жизни Сухомлинский сделал для педагогики многое. Его труды печатались миллионными тиражами. Он смог защитить докторскую диссертацию и получать звание Героя Социалистического труда. Преданный своей работе, Сухомлинский воспитал многочисленных учеников, среди которых и двое собственных детей, продолживших его дело.

Ольга Васильевна Сухомлинская, дочь известного на всю страну педагога в свое время стала профессором и доктором педагогических наук.

Со слов родных известно, что рабочий день у Василия Александровича начинался в четыре утра, при этом заканчивался достаточно поздно. О том, что количество его знаний напоминает энциклопедию, ходили слухи и легенды. Являясь преподавателем украинской литературы и языка, Сухомлинский тем не менее досконально знал всю школьную программу и с легкостью заменял любого педагога, в любом классе.

Печатные издания

На протяжении всей своей жизни Сухомлинский считал, что в школе всегда должно быть четыре важные вехи: культ человека, культ книги, культ Родины и культ родного слова.

Василий Сухомлинский за работой

В школе где работал известный педагог книгу превозносили, а личная библиотека Сухомлинского могла похвастаться девятнадцатью тысячами томов, которые были в свободном доступе для всех желающих. Каждый год, 31 августа в Павлышской школе традиционно проводился праздник Книги, когда все друг другу дарили одно из печатных изданий.

Могут быть знакомы

Сказка или быль

Один из известнейших педагогов своего времени, Сухомлинский говорил, что именно сказка имеет огромное влияние на развитие личности ребенка. При этом он утверждал, что в каждом из детей есть задатки поэта. Необходимо только разбудить его творческую сторону. В его школе дети самостоятельно писали сказки, поэтические миниатюры, рассказы на заданную тему. В выпускном классе каждый из ребят уже мог самостоятельно выбирать тему для выпускного эссе.

В биографии Василия Александровича тысячи сказок, написанных им самим. А все, что сочиняли ученики вместилось в несколько десятков печатных томов. Он автор более шестисот статей и многочисленных брошюр, более тысячи рассказов и монографий. Все научные труды педагогом писались на русском языке, в то время как художественная проза из-под его пера выходила на украинском.

Научные труды

Ключевым принципом педагогической системы Сухомлинского принято считать принцип «радость познания». Он стремился научить учеников любить науку, книгу, школу, чтобы знания стали страстью и интересом. В сравнительно небольшой Павлышской школе одновременно функционировало около восьмидесяти объединений и кружков. Как директор Сухомлинский всячески поддерживал учителей в их стремлении получать новые знания и саморазвиваться. Выпускники школы поступали в высшие заведения по всей стране.

Педагог Василий Сухомлинский

В тот период, когда математика и физика, казалось бы, вышли на первый план, Василий Александрович стал тем, кто убеждал в важности гуманитарного образования. «Одухотворенный знания, возвышенные чувства, вот что должно быть главным в науке на мой взгляд. В то время как все вокруг твердят о веке математики, физики, и времени космоса нельзя забывать и о других науках. Мир — это не просто электроника, мир прежде всего должен быть человечным».

По мнению великого педагога, не стоит стеснятся выражать свои чувства, быть впечатлительным, отзывчивым и иметь тонкую натуру. Стыдится должны те, у кого душа «окаменела и стала нечувствительной», а вот чтобы стать «Человеком» нужно учиться всю жизнь.

Основополагающими в педагогической системе, созданной Сухомлинским стали принципы гуманизма, принципы признания ребенка, как высшей ценности, на которую нужно ориентировать процесс воспитания. Вокруг себя он собирал единомышленников, благодаря которым коллектив школы был очень сплочен и единодушен. Этика своеобразного коммунистического воспитания заключалась в вере воспитателей в реальность. Достижимость и осуществимость всех принципов. Весь процесс обучения строился на основе «радостного труда», при этом большое внимание уделялось слову учителя, как некой истине.

Василий Сухомлинский с детьми

Именно Василий Александрович разработал в советской педагогике гуманистические традиции, которые были изложены в его книге «Этюды о коммунистическом воспитании» вышедшем в свет в 1967 году. В последствии эта практика была повторена во многих школах по всему Советскому Союзу и за его пределами. Появилась даже Международная ассоциация имени В.А. Сухомлинского, а также Международное объединение исследователей идей Сухомлинского. В 1975 году в Павлышской школе был открыт музей имени известного педагога-новатора.

Связь с природой

По мнению академика, природа является тем источником, что дарит человеку способность чувствовать и мыслить. В книге «Сердце отдаю детям» он писал – «идите в парк или в поле, пейте из этого источника новые мысли». Обращаясь к педагогам, он рекомендовал им делиться этим источником со своими учениками, делая их пытливыми, любознательными, поэтами и просто достойными людьми. По мнению великого педагога детям не нужно было много говорить и рассказывать. Детям необходимо давать время на самостоятельное осмысление, время подумать и «услышать», что именно хочет ему донести воспитатель.

Василий Сухомлинский с детьми в саду

Многие из учеников, которые занимались в школе Сухомлинского были теми кто пережил войну. У многих из них в личной жизни случилась настоящая трагедия. В мечтах Василия Александровича было «выпрямить эту согнутую, истерзанную злом и страданиями, невежеством душу ребенка и сделать ее сильной и несгибаемой». Он каждое утро отводил свой класс в лес и давал им возможность просто слушать, встречать рассвет, наслаждаться тишиной. Здесь он рассказывал свои сказки, которые ребята слушали, затаив дыхание.

Учение Сухомлинского

В школе, где работал Сухомлинский он создал свою уникальную систему обучения. Все строилось руками учеников и педагогов, начиная от лабораторий, мастерских и пасеки и заканчивая метеостанцией. Культ матери и женщины в учебном заведении чтили абсолютно все. О главных принципах воспитания «без наказания» и «воспитание добрыми делами» говорили далеко за пределами края.

Однажды с учениками первого класса, ночью, тайком он выкопал куст роз и посадил под окном женщины у которой дети погибли на фронте. Позже всем классом разносили мед с школьной пасеки. «И чем больше мы отдавали, тем больше и богаче становились души детей». Педагогическая система разработанная Сухомлинским строилась на принципе – любви к человеку.

Труды

  • Сердце отдаю детям
  • Сто советов учителю
  • Рождение гражданина
  • Родина в сердце
  • Родительская педагогика
  • Как воспитать настоящего человека
  • Методика воспитания коллектива
  • Письма к сыну
  • О воспитании
  • Этюды о коммунистическом воспитании
  • Мудрая власть коллектива
  • Стыдно перед соловушкой
  • Яблоко и рассвет
Ссылки
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

В. А. Сухомлинский краткая биография. Избранные цитаты


 

Обновлено: 19.02.2023

Биография В.А. Сухомлинского

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) – советский педагог-новатор, учитель украинского, русского языков и литературы, писатель, основатель народной педагогики, автор трудов по теории и методике воспитания детей, директор школы. Всю жизнь проработав в обычной сельской школе, он смог сделать из нее уникальную лабораторию по разработке инновационных методик воспитания. Вся биография Сухомлинского Василия Александровича пронизана большой любовью к детям и желанием сделать детство самым счастливым периодом в жизни каждого человека.

Детство и юность В. А. Сухомлинского

Василий Сухомлинский родился в украинском селе Васильевка 28 сентября 1918 года, в обычной крестьянской семье.

Детские годы Василия пришлись на лихое время гражданской войны: повсюду царила разруха, голод, классовая ненависть и недоверие к ближним. Однако, это не помешало трудолюбивому и одаренному Василию закончить школу-семилетку в 1933 году и продолжить образование в Кременчугском педагогическом институте. Однако серьезная болезнь вынудила его прекратить обучение и возвратиться домой.

Таким образом 17-летний Сухомлинский, вернувшись в родное село приступил к работе учителя украинского языка и литературы в сельской школе. Молодой учитель Сухомлинский не переставал гореть сильным желанием получить полноценное высшее образование и не отчаивался в достижении своей цели. Нарабатывая на практике в сельской школе свой бесценный опыт педагогики, он одновременно продолжал обучение в Полтавском педагогическом институте, в который перевелся на заочное отделение.

Война и послевоенное время

В 1941 году началась война с фашистской Германией. Василий Сухомлинский был из тех, кто добровольцем отправился на фронт, где получил тяжелое ранение в грудь. Во время одного из боев в начале 1942 года, когда шли жестокие бои за Москву осколок снаряда задел его сердце. Врачи не давали никакой гарантии, что молодой человек выживет. Однако Сухомлинский, вопреки всем прогнозам, пошел на поправку и в дальнейшем всю жизнь носил в сердце кусочек снаряда, который хирурги так и не смогли извлечь.

В это самое время, когда Василий Сухомлинский был тяжело ранен на фронте его беременная жена, Вера Петровна, которая осталась дома, в селе, оккупированном фашистами была арестована и жестоко казнена гестаповцами вместе с только что родившимся младенцем. Эту жуткую трагедию Василий Александрович Сухомлинский  описывает в послесловии своей книги «Сердце отдаю детям», которую автор перевел на 30 языков, где обратился специально к немецкому читателю и их педагогам. Отрывок из этой книги, а также подробнее о его личной жизни читайте в этой статье ниже, в главе «Личная жизнь В.А. Сухомлинского».

На лечение Василия Сухомлинского отправили на Урал. Сразу после выписки он рвался на фронт, однако медкомиссия отказала ему в этом. Сухомлинскому не оставалось ничего другого, как остаться в Удмутрии и приступить к обязанностям директора поселковой школы.

Когда в 1944 году украинские земли были освобождены от фашистской оккупации, учитель вернулся на родину в качестве заведующего райотдела народного образования в Онуфриевке.

Однако Сухомлинский очень скучал по работе с детьми, и спустя несколько лет вернулся к любимой работе. На должности директора средней школы в поселке Павлыш он проработал до конца своих дней.

Педагогическая деятельность В. А. Сухомлинского

За время своей многолетней работы Сухомлинский творчески переосмыслил труды Аристотеля, Сковороды, Корчака, Ушинского, Песталоцци, Коменского. Опираясь на свои исследования и учительский опыт, он смог развить их и углубить, чем привнес множество передовых идей в процесс воспитания детей. Согласно его педагогической методике наивысшей ценностью была личность ребенка.

Вся педагогическая система Сухомлинского базировалась на основных принципах гуманизма:

  • доверия к ребенку
  • получение знаний без принуждения
  • воспитания без наказаний
  • сотрудничество родителей, учителей и детей
  • высокая нравственность
  • труд как творчество
  • свобода выбора поведения, поступка, образа жизни
  • ответственность за свой выбор

Педагог всегда старался выстраивать воспитательный процесс таким образом, чтобы он приносил радость обеим сторонам: учителю и ученику. На базе Павлышевской школы он разработал целый комплекс эстетических программ «Воспитание красотой»: «Школа под голубым небом» и «Школа радости» для шестилеток.

Сухомлинский разработал и внедрил идею сближения семьи и школы. Педагогическая ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени лежать на родителях. Школа воспитывает и обучает, но для возможности развития гармоничной личности делать это надо совместно с родителями.

Сухомлинский утверждал, что семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Воплощая в жизнь этот принцип Сухомлинский взялся обучать родителей в своем университете при школе. Они поступали туда за 2 года до начала учебы ребенка и занимались до выпуска из школы. Здесь преподавалась теория воспитания, педагогическая психология, теория личности, возрастная психология ребенка и пр. Так формировалась культура семейного воспитания в сотрудничестве со школой.

Василий Александрович стал автором около 30 книг и 500 статей, посвященных воспитательному процессу и обучению подростков. Он написал более 1500 увлекательных сказок для детей, в которых учил их добру, ответственности, справедливости.

Большое значение педагог отдавал художественному стилю изложения предмета, давал рекомендации по совместному сочинению с детьми сказок и увлекательных рассказов. Его главным педагогическим принципом было воспитание без наказания. Основной стимул учения по Сухомлинскому — не оценка, не получение аттестата, но разбуженный учителем познавательный интерес!

  • оценка использовалась как вознаграждение за труд, как инструмент поощрения, и только в старших классах
  • учитель должен вызывать доверие, быть человечным, но иметь авторитет среди детей
  • школа не должна убивать в ребенке его изначальное желание учиться
  • никто и никогда не должен торопить ребенка в освоении знаний
  • нужно помогать детям развивать свой талант, способности, личность
  • нужно научить ребенка любить людей и природу, видеть окружающую красоту (его концепция эстетического воспитания красотой)
  • необходимо приглашать в школу родителей только для одобрения поступков ребенка
  • коллектив становится воспитателем детей, если он сформирован в радости, уважении, труде
  • личность и коллектив — это две стороны человеческого бытия, они воспринимаются как единое целое.

Критика и признание

Однако у методов Сухомлинского было немало противников, поскольку они полностью противоречили авторитарному воспитанию, широко распространенному в стране и не вписывались в советскую идеологию.

Его гуманную педагогику причисляли к христианской, считали проповедью абстрактного гуманизма, который не вписывается в реалии. Василий Александрович был атеистом, но он не отрицал, что в природе существует некое божественное начало. Это было достаточно смело.

На него оказывали постоянный прессинг в прессе, критиковали его идеи.

Но народный учитель стоял на своих позициях и показывал в своей школе удивительные результаты. Его многочисленные статьи и книги стали востребованы сначала в учительской среде, а потом и в отделах образования.

Многие его идеи, которые вписывались в коммунистические реалии, стали применяться в других школах. Постепенно пришло признание.

И сейчас многие его методики и идеи очень актуальны. Например, экологическое воспитание в современных школах базируется на идеях Сухомлинского.

Нужно научить ребенка любить людей и природу, видеть окружающую красоту.

Оказалось, что народная педагогика содержит много полезных зерен, которые могут стать плодами в современной школе.

Часть своих исследований Сухомлинский включил в диссертацию «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса», которую защитил в 1955 г. Все новаторские идеи и учительский опыт педагог собрал в своих книгах и статьях. Итогом стала книга «Сердце отдаю детям» (Госпремия УССР, 1974 г.). Ее присвоили ему после смерти (выдающийся учитель умер 02.09.1970 в поселке Павлыш).

Его педагогические и исследовательские труды были высоко оценены:

  • к-т педагогических наук (1955)
  • заслуженный учитель школы УССР (1958)
  • ч-кор АПН РСФСР (1957)
  • ч-кор АПН СССР (1968)
  • герой СоцТруда (1968)
  • лауреат Госпремии УССР (1974)
  • ордена — Красной Звезды, Ленина (2),
  • медали — Ушинского, Макаренко

Личная жизнь В.

А. Сухомлинского

Сухомлинский был дважды женат. Первый брак оказался трагическим: идя на фронт, Василий Александрович был вынужден оставить в оккупационной фашистами Полтаве беременную жену, которая в тылу врага активно принимала участие в антифашистской деятельности. Вернувшись домой, Василий Александрович узнал о страшной казни фашистами его жены и новорожденного ребенка. Это трагическое событие он описывает в послесловии своей книги «Сердце отдаю детям», которую автор перевел на 30 языков, где обратился специально к немецкому читателю и их педагогам. Вот отрывок из этой книги:

К НЕМЕЦКОМУ ЧИТАТЕЛЮ

«Дорогой друг!
Вы прочитали книгу о становлении человека. О маленьком ребенке, перед которым только открывается окошко в мир. Эта книга вышла на русском языке в украинском издательстве «Радянська школа». Автор перевел книгу на немецкий язык, и его искренним желанием является то, чтобы книга эта была прочитана каждым немецким учителем.
Почему автор заинтересован в том, чтобы книгу «Сердце отдаю детям» прочитал именно немецкий педагог? Для этого есть серьезные основания. Это желание обусловлено не только общественными, социальными причинами, но и теми источниками, которые породили настоящую книгу.
На немецкой земле родился фашистский зверь, который принес неисчислимые страдания народам. Если бы не героический подвиг советского народа, если бы не двадцать два миллиона наших советских людей, погибших в кровавой битве за свободу человечества, мир был бы превращен в громадную фашистскую душегубку, в адскую печь, подобную печам Майданека и Освенцима, Маутхаузена и Бухенвальда, где сожжены миллионы людей, в бездонный Бабий Яр, где расстреляны тысячи детей.
В этой книге рассказывается не только о радостных, светлых страницах детства. Читатель найдет здесь и рассказы о детском горе. По-моему, вряд ли может быть в стенах школы что-либо более противное самому духу коммунистического воспитания, чем горе ребенка. Но оно было, от этого никуда не уйдешь. Его принесла война. Это горе надо было рассеять. Вся сложность и мучительная трудность, вся изумительная роскошь и радость, все тревоги, все боли и огорчения, муки и торжество воспитания в том и заключаются, чтобы в сердце ребенка поселились счастье и радость.
Я отдал этому жизнь. Для меня величайшее счастье быть с детьми; единственная настоящая роскошь для меня — это, по словам Сент-Экзюпери, роскошь человеческого общения.
Я хочу, чтобы эта книга заставила немецкого педагога задуматься над огромной ответственностью за судьбу будущего, потому что будущее — это душа человека. Я хочу, чтобы немецкий учитель понял, что от него в большой мере зависит, кем станет его питомец, какие моральные ценности будут вложены в его душу.
Для того, чтобы немецкий педагог — читатель этой книги — понял мое моральное право говорить эти слова, я расскажу о том, что одухотворяет мою любовь к детям и ненависть к фашистскому зверю.
Я начал свой педагогический труд в 1935 году. В 1941 году, Вера Петровна, окончила Кременчугский учительский институт. Мы собирались устроиться в той школе, где я работал. Мы были молоды и полны радужных надежд на будущее.
Наши надежды разрушила война. С первых дней войны я ушел на фронт. Никто тогда не мог предположить, что через пять недель на берега Днепра придут фашисты. Я верил, что скоро вернусь с победой. Расставаясь, мы мечтали о том, что у нас будет сын или дочь.
Но пожар оказался не таким, как думалось. Я не получил из дому ни одного письма. Село, где у своих родителей жила жена, было оккупировано фашистами. Жена с двумя подругами распространяла листовки, сброшенные нашими летчиками, перепрятывала бежавших из плена советских солдат, прятала оружие и передавала его пробиравшимся через Днепр советским воинам. Она была арестована гестапо.
Несколько дней ее подвергали нечеловеческим пыткам, добиваясь того, чтобы она назвала фамилии руководителей антифашистской организации. Вера и ее подруги молчали.
В застенке у Веры родился сын. Лицемерно обещая Вере жизнь, фашисты совершили страшное преступление. У меня вот уже двадцать пять лет горит сердце, когда я хоть на мгновение представляю себе то, что произошло в фашистском застенке. Сына, которому было несколько дней от роду, фашистский офицер привязал к ножке стола, а Веру привязали к железной койке. Фашисты надругались, глумились над женой. Потом гестаповец отвязал сына, поднес его к жене и сказал: «Если не скажешь фамилии руководителей организации, ребенок будет убит». И убил. А Вере выкололи глаза и повесили во дворе тюрьмы.
Это было как раз тогда, когда я, сражаясь на фронте, был тяжело ранен под городом Ржевом. У меня прострелена грудь, несколько осколков металла и сейчас еще сидят в легком.
Когда наш Онуфриевский район был освобожден от фашистов, я, приехав домой, узнал о страшной трагедии. На допросе я слушал показания предателя-полицейского, который присутствовал во время пыток. На моих глазах полицейского повесили по приговору суда. А фашистский офицер ушел от возмездия. В памяти у меня осталась его фамилия, а в кармане, в маленьком белом конвертике, лежит его фотокарточка. Как пепел Клааса стучит в грудь Тиля Уленшпигеля, так эта фотокарточка жжет мое сердце, напоминает каждую минуту, что в мире есть фашизм. Никогда не померкнет в моем сознании картина страшного преступления зверя-эсэсовца. Вечно стоит перед моими глазами сын, привязанный к ножке стола. Не забуду я никогда, как гестаповец убил сына, ударив головкой о каменную стену, так, что кровь залила стену. Не забуду никогда, как маленькое тельце фашистский ублюдок — предатель-полицейский выбросил в мусорную яму, стоявшую во дворе тюрьмы, как несколько дней торчали из ямы ножки…
Возвратившись в родное село, я хотел снова пойти воевать. Хотел встретиться лицом к лицу с зверем-гестаповцем, хотел понять, как могло получиться, что таких зверей рожали люди-матери. Но в армии мне служить больше не пришлось — ни одна комиссия не могла признать меня даже «ограниченно годным».
Я опять пошел в школу. Работать, работать, работать,- в этом я находил хотя бы в какой-то мере забвение от горя. Целые дни я был с детьми. А ночью просыпался в два, в три часа и не мог уснуть — работал. Ждал с нетерпением утра, когда зазвучит звонкоголосое детское щебетанье. И сейчас я каждое утро жду детей — с ними мое счастье. Подобно герою романа М. Шолохова «Поднятая целина», я взялся за изучение немецкого языка. Верил (и сейчас верю), что когда-нибудь мне суждено будет встретиться с зверем, истязавшим и убившим мою жену и моего сына, и я смогу сказать ему по-немецки то, что я думаю вот уже двадцать пять лет, то, что никогда не забывается и никогда не прощается. Я изучил немецкий язык и знаю его в совершенстве. Потом принялся за польский, чешский, болгарский, английский, французский, испанский, японский. Изучил эти языки, а времени все равно много от двух часов ночи до утра — целая пропасть времени.
Меня иногда спрашивают: как вам удалось написать так много? Да, много; опубликовано 310 научных трудов, в том числе 32 книги. Меня вдохновляли и вдохновляют два чувства — любовь и ненависть. Любовь к детям и ненависть к фашизму…»

В 1943 году педагог женился во второй раз. Супруга – учительница русской словесности – подарила ему двоих детей: дочь и сына.

Смерть В.А. Сухомлинского

Василий Александрович ушел из жизни рано, 2 сентября 1970 года, будучи еще относительно молодым крепким мужчиной в возрасте 51 года. Виной тому стал тот самый злополучный осколок, застрявший в сердце выдающегося педагога.

Похоронен Василий Александрович Сухомлинский в поселке Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области.

Известные цитаты В.А. Сухомлинского

Поставь над собой сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя.

***

Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин.

***

Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека.

***

Подлинная гуманность означает прежде всего справедливость.

***

Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек.

***

Большое зло — зависть. Не завидуй, а радуйся тому, что твой товарищ достиг успехов. Но, радуясь его успехам, стремись обогнать его.

***

Говори о человеке, поступке, явлении, событии то, что ты думаешь. Никогда не стремись угадать, каких слов от тебя кто-то ожидает. Это стремление может сделать из тебя лицемера, подхалима и в конечном счете — подлеца.

***

Ребенок не может жить без смеха. Если вы не научили его смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех его будет насмешкой.

***

Любовь — самое интимное и неприкосновенное чувство. Берегите тайны любви.

***

Прежде чем полюбить в девушке женщину, полюби в ней человека.

***

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

***

Старость не может быть счастьем. Старость может быть лишь покоем или бедой. Покоем она становится тогда, когда ее уважают. Бедой ее делают забвение и одиночество.

***

Долг перед отечеством — святыня человека.

***

Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, что горе других стало его личным горем.

***

Наивысшее личное счастье — бороться за что-то более значительное, чем личные интересы.

***

Человек таков, каково его представление о счастье.

***

Убеждение не может существовать без того, чтобы не проявляться в активной деятельности.

***

Против зла надо бороться. Зло нетерпимо. Примириться со злом — значит самому стать безнравственным человеком.

***

Подлинная самокритика — это голос совести.

***

Будь мужчиной в учении, юноша! Твое достоинство — учиться в полную меру своих сил. Достоинство мужчины не быть паразитом, нахлебником. Презирай лень мысли!

***

Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.

***

Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием.

***

Безделье на уроках, отсутствие умственного труда там, где он должен быть, — главная причина отсутствия свободного времени.

***

Умей подчиняться закону, дисциплине, порядку… Умение подчиняться… законам — высшее выражение свободы.

***

Чувство вины — благородное чувство воспитанного человека. Не переживает вины только дурак и дремучий нравственный невежда.

***

Чувство вины не самобичевание, а угрызения совести, стремление к нравственной незапятнанности и порядочности.

***

Не утешайся трескучей фразой, что с милым и в шалаше — рай. Брак не только духовный, но и материальный союз. Собираясь создать семью, подумай, насколько ты независим материально, сумеешь ли ты одеть, укрыть и накормить подругу.

***

Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

***

Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе.

***

Любого работника от сторожа до министра — можно заменить таким же или еще более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно.

***

Подавляй в себе малейшие признаки слабоволия — капризность, обидчивость, раздражительность, слезливость, болезненное самолюбие.

***

Повелевать самому себе, властвовать над собой учись с малого. Заставляй себя делать то, что не хочется, но надо. Долженствование — главный источник воли.

***

Духовное богатство немыслимо без чувства собственного достоинства.

***

Ребенок — это зеркало нравственной жизни родителей.

***

Алкоголь затуманивает сознание и даёт волю инстинкту, низводя человека к скотскому состоянию. Я считаю исключительно важной миссией школы утвердить в юной душе презрение к этой мерзости.

***

Одно из самых ценных качеств воспитателя — человечность, глубокая любовь к детям, любовь, в которой сочетается сердечная ласка с мудрой строгостью и требовательностью отца, матери. Я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце.

***

Без доброты — подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаёт другому, невозможна душевная красота. И нам необходимо воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека.

***

Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств.

***

Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями.

***

Нравственный облик личности зависит от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребенок не узнал, что такое горе, обиды, страдания, он вырастает эгоистом, будет глухим к людям. Очень важно, чтобы наши воспитанники узнали высшую радость – радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке.

Библиография

Сухомлинский  — автор почти 50 монографий, множества статей, более 1500 сказок для детей. Его финальная книга «Сердце отдаю детям» стала обобщением учительского опыта воспитания детей.

Книги:

  • Воспитание коллективизма у школьников. — М., 1956.
  • Формирование коммунист. убеждений молодого поколения. — М., 1961.
  • Нравственный идеал молодого поколения. — М.: АПН РСФСР, 1963.
  • Павлышская средняя школа. 3 т. — М.: Просвещение, 1969, 1979, 1981.
  • Разговор с молодым директором школы. 3 т. — М.: Просвещение, 1973.
  • Сердце отдаю детям. — Киев.: Рад. школа, 1972.
  • Рождение гражданина. — Владивосток, 1974, 1979.
  • Мудрая власть коллектива. 3 т. — М.: Мол. гвардия, 1975.
  • О воспитании. — М.: Политиздат, 1975.
  • Родительская педагогика. — М.: Знание, 1978.
  • Избранные педсочинения: в 3 т — М.: Педагогика, 1979.
  • Родина в сердце. — М.: Молодая гвардия, 1980.
  • Зависит только от нас. 5 т. — Киев,1980.
  • Слово к преемнику. 5.т. — Киев,1980.
  • Как любить детей. 5 т. — Киев,1980.
  • Методика воспитания коллектива. — М.: Просвещение, 1981.
  • Потребности человека в человеке. — М.: Сов. Россия, 1981.
  • Книга для учащихся — М.: Просвещение, 1985.
  • Как воспитать настоящего человека. — М.: Педагогика, 1989.
  • Не только разумом, но и сердцем… — М.: Мол. гвардия, 1986.
  • Письма к сыну : книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1987.
  • Хрестоматия по этике. — М.: Педагогика, 1990.

Избранные статьи

  • В расчете на абстрактного ученика. // Воспитание школьников. — 1991. — № 4.
  • Идти вперед! : [против формализма в пед. творчестве] // Народное образование. — 1989. — № 8.
  • К вопросу об организации школ-интернатов // Сов. педагогика. — 1988. — № 12.
  • «Учитель — совесть народа…» : [публ. писем педагога] // Народное образование. — 1988. — № 9.
  • Мы продолжаем себя в детях : [публикация отрывка из статьи педагога]// Воспитание школьников. — 1990. — № 5.
  • Книга источник знаний, добра, красоты // Кировоградская правда. — 1965, 22 окт.
  • Сумейте понять ребенка // Горьковская правда. — 1968, 19.сент.
  • «Без сказки нельзя представить детства» // Комсомольская правда. — 1976, 3 окт.
  • Нет плохих учеников! // Неделя. — 1978.  № 39.
  • Наша «скрипка» // Радяньска освита. — 1966, 21 мая.
  • Воспитание любви к знаниям, школе, учителю // Радяньска школа. —  1964, № 7.
  • Трудность и радость познания // Работница. — 1968, № 9.
  • Самый важный участок работы руководителя школы // Радяньска школа. — 1965, № 7.
  • Суть процесса воспитания // ЦГА Украины. Ф.5097. — Оп.1.д.692.
  • Искорка и пламя // Радяньска освита. — 1966, 18 мая.
  • Внедряйте физиологическое учение И.П. Павлова в учебный процесс // Кировоградская правда. — 1951, 26 декабря.
  • Знания и умения // Кировоградская правда. — 1966, 3 февраля.
  • Этика взаимоотношений в педагогическом коллективе // Радяньска школа. — 1977, № 11.
  • Наша добрая семья // ЦГА Украины.Ф.5097. — Оп.1.д.205.

Закончив краткое знакомство с биографией и творчеством великого педагога Василия Александровича Сухомлинского, в следующей статье я подготовила для читателей избранные рассказы и сказки В. А. Сухомлинского для детей разного возраста и взрослых. Читайте и воспитывайте своих детей высоконравственными и думающими людьми.

Поделиться ссылкой:


Прочитано: 1 130

Василий Сухомлинский: Учитель, изменивший мир

Украинский учитель Василий Сухомлинский читает своим ученикам. (Прилагается: Алан Кокерилл)

После Второй мировой войны Василий Сухомлинский, молодой украинский учитель, решил разработать комплексную образовательную практику, которая удовлетворяла бы все потребности его учеников, многие из которых пережили зверства войны. Как пишет доктор Алан Кокерилл , его наследие почитается и практикуется по сей день.

Василий Сухомлинский известен во многих уголках мира как создатель «Школы радости», дошкольной программы, которая проводилась практически полностью на открытом воздухе и учитывала все потребности растущих детей: физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные.

Сухомлинский стремился задействовать своих учеников на уровнях сердца, головы и рук.

Книги и статьи Сухомлинского, охватывающие практически все аспекты школьного образования, прочитали миллионы учителей Украины, России и Китая. Они полны оптимизма — хотя его жизненный опыт легко мог сделать его сломленным и ожесточенным человеком.

Его жизнь была полна лишений, и в последние годы жизни он подвергался нападкам со стороны советских идеологов, которые мало понимали его целостный подход к образованию.

Сухомлинский родился в 1918 году в центральной Украине, в самый разгар гражданской войны. Подростком он пережил голод, в результате которого погибли миллионы украинцев, в том числе по крайней мере один из его близких друзей.

Потом, когда в 1941 году Советский Союз был захвачен, Сухомлинского, молодого школьного учителя, призвали воевать.

Он чуть не погиб на поле боя — его рука была почти оторвана, а осколки он носил в груди до конца своей относительно короткой жизни.

Негодный к дальнейшей военной службе, работал директором школы на Урале до освобождения его родины от немецкой оккупации в 1944 году. его молодая жена и их ребенок были убиты офицером гестапо.

Когда Сухомлинский узнал об обстоятельствах смерти своей жены, его разум был в смятении — он не мог понять, как человек, рожденный от матери, мог совершать такие зверства.

Алан Кокерилл задокументировал методы преподавания украинца Василия Сухомлинского. (ABC RN: Michelle Ransom-Hughes)

Такой опыт легко мог превратить его в отчаявшегося человека, но из страданий Сухомлинского родилась горячая приверженность разработке образовательного метода, который воспитывал бы подлинную человечность и делал бы бесчеловечное поведение отвратительным. .

Сухомлинский пришел к выводу, что он живет на заре «Эпохи Человечества» и что в будущем люди не будут знать, что такое удар одного человека по другому.

Хотя это может показаться несбыточной мечтой, Сухомлинскому удалось воплотить свои мечты в жизнь в собственной школе.

Школа в Павлыше

Сухомлинский повторно женился и воспитал двоих детей. С 1948 г. до своей смерти в 1970 г. он был директором общеобразовательной общеобразовательной школы в селе Павлыш, недалеко от места своего рождения.

Он был чрезвычайно самодисциплинирован, с удивительной работоспособностью. Как директор он подавал пример, беря на себя ответственность за дошкольную группу, преподавая свой предмет украинский язык и литературу, а также наставляя молодых учителей — посещая их уроки и приглашая к себе.

Он поддерживал тесные отношения с родителями, многие из которых были бывшими учениками, и два раза в месяц читал лекции по воспитанию детей, обращая внимание на потребности развития детей в разном возрасте от дошкольного до старшего школьного возраста.

Каждый день с 4 до 8 утра он писал о своем опыте, написав более 500 статей и 30 книг, многие из которых были опубликованы посмертно. Тысячи учителей посетили его школу и написали восторженные отзывы о том, чему они там были свидетелями.

Как и другие педагоги-холисты, Сухомлинский стремился задействовать своих учеников на уровнях сердца, головы и рук.

Загрузка

Все работы Сухомлинского затрагивают глубокие вопросы о том, что значит быть человеком — эмоционально, в наших отношениях с другими; интеллектуально, в нашем исследовании вселенной; и профессионально, в наших усилиях служить человечеству и оставить след на земле.

Все его сочинения основаны на его собственном опыте и содержат яркие описания его взаимодействия со студентами. Они были переведены на многие языки и вдохновили поколения педагогов по всему миру, особенно в Украине, России и Китае, но это влияние было завоевано с трудом.

Нападки в прессе

Некоторые подходы Сухомлинского противоречили господствующим тенденциям в советском образовании.

Сухомлинский подвергся резкой критике за свои методы преподавания после изгнания Никиты Хрущева с поста лидера Коммунистической партии в конце XIX века.60-е годы. (Прислано: Алан Кокерилл)

Другой ведущий советский педагог, Антон Макаренко, который очень эффективно работал с колониями бездомной молодежи в 1920-х и 30-х годах, выступал за суровую дисциплину, при которой потребности личности считались ниже потребностей коллектив.

Сухомлинский выступал за подход, при котором коллектив способствует росту каждого человека, и подчеркивал необходимость воспитания эмпатии с раннего возраста.

«Как важно научить маленьких детей узнавать по глазам, движениям и речи окружающих людей горе и радость, разочарование и тревогу, тревогу и смятение», — писал Сухомлинский.

«Если мы не проведем эту работу, человек может вырасти бесчувственным болваном. Соберите вместе 30 таких болванов и будет у вас «коллектив», но какой? Это будет слепая, бездушная сила, подготовленная втоптать человека в землю».

Несмотря на популярность сочинений Сухомлинского среди практикующих учителей, в некоторых кругах они вызвали критику, особенно после смещения Никиты Хрущева с поста лидера Коммунистической партии.

Хрущев был ответственен за разоблачение Сталина и положил начало периоду относительной либерализации, известному как «оттепель». При Хрущеве, который сам был украинцем, работа Сухомлинского процветала.

Когда Хрущева сменил Леонид Брежнев, был период относительного ужесточения идеологического контроля, а с 1967 г. Сухомлинский подвергался ряду нападок в прессе, обвинявших его, среди прочего, в «абстрактном гуманизме» (в отличие от к «социалистическому гуманизму»).

Вспоминая Сухомлинского

С 1967 г. Сухомлинскому стало труднее публиковать свои работы, наступило ухудшение здоровья. Фрагменты металла, оставшиеся в его груди с войны, добрались до его сердца, и некоторые из них нельзя было безопасно удалить хирургическим путем.

Сухомлинский знал, что жить ему осталось недолго, и принялся записывать свой опыт и идеи для потомков, написав несколько своих самых устойчивых произведений.

Умер в сентябре 1970 года, в начале учебного года.

В 2013 году Алан Кокерилл перевел и опубликовал несколько детских рассказов Сухомлинского с иллюстрациями школьников из Украины и Беларуси. (Прислано: Алан Кокерилл)

На его похороны собралась вся деревня, во главе процессии стояли первоклассники, с которыми Сухомлинский работал в прошлом году.

«Это не наш учитель», сказал один из детей.

«Наш учитель всегда ходил или сидел, а тот лежит… Наш учитель обещал, что вывезет нас на лодке.»

Сухомлинский поощрял своих учеников выращивать цветы, и дорога от клуба до кладбища была усыпана георгинами и астрами.

После его смерти многие педагоги высказались в поддержку Сухомлинского, а ранее не публиковавшиеся работы продолжали появляться еще долгие годы, создавая впечатление, что он еще жив — новые публикации продолжают появляться и сегодня.

Доктор Алан Кокерилл — австралийский школьный учитель и научный сотрудник Университета Монаша. Его книга о Sukhomlinsky, каждый из них должен сиять , была опубликована в 1999 году.

Опубликовано , обновленный

4-6 лет — Василий Сухомлинский: жизненный путь, книги и советы родителям

Наверняка вы слышали о Василии Сухомлинском, украинском педагоге и писателе. Но не многие знают, в чем суть его педагогической системы. В этой статье мы поговорим об этом великом человеке и о том наследии, которое он оставил. Биография Сухомлинского

В. А. Сухомлинский родился в селе Васильевка (Херсонская губерния) 28.09.1918.

Окончил сельскую школу, затем продолжил образование в Кременчуге на рабфаке. Затем он поступил в Полтавский пединститут и параллельно с учебой преподавал в заочной школе в маленьком селе недалеко от малой родины.

После института работал учителем, а в 1941 году ушел на войну добровольцем. После ранения под Москвой и лечения на Урале вернулся на Украину — в село Павлыш Кировоградской области. Там он устроился работать в местную школу, где проработал директором до конца жизни.

Несмотря на скромные карьерные достижения, Сухомлинский не переставал двигаться по академической стезе, защитив в 1955 году кандидатскую диссертацию. А через два года стал членом-корреспондентом Академии педагогических наук. В 1958 лет ему было присвоено звание Заслуженного учителя УССР, а через 10 лет — звание Героя Социалистического Труда. В том же году он стал членом-корреспондентом Академии педагогических наук уже всесоюзного уровня.

Жизнь педагога и писателя оборвалась рано — в 52 года. Но и этой короткой жизни ему хватило, чтобы оставить современникам и потомкам ценнейшее наследие:

  • 48 монографий;
  • 600 артикулов;
  • 1500 детских рассказов и сказок.

О педагогической системе Василий Александрович Сухомлинский является автором инновационной педагогической системы, основанной на принципе гуманизма.

Выступал за признание личности ребенка высшей ценностью. Он считал, что все воспитательные и воспитательные подходы должны быть ориентированы на это.

Учеба должна восприниматься детьми как радостный труд, в котором, прежде всего, развивается их мировоззрение. Важно воспитывать в детях личностное отношение к происходящему в мире. Начиная с понимания своей роли в нем и заканчивая осознанием долга, ответственности перед родителями и обществом.

Обучение красотеЭто комплексная эстетическая программа, разработанная Сухомлинским.

Ее идея изложена в книге «Сто советов учителю»: ребенок познает мир не только вокруг себя, но и в себе. И это знание приходит и умом, и сердцем.

В концепции обучения красоте особое место отводится учителю. Знаменитая фраза Василия Александровича Сухомлинского — «Только тот учитель, который излагает на уроке сотые доли того, что знает, действительно любит свой предмет» — как раз об этом. Чем разнообразнее и богаче знания учителя, тем лучше он умеет учить.

Студентов нужно мотивировать к получению знаний, чтобы они стремились быть не только умными, но и хорошими людьми. Радовать родителей, беречь природу, лелеять своих питомцев, помогать старшим, искренне дружить и любить.

Воспитать в ребенке человечность — самая трудная задача, по словам Сухомлинского. Ведь для этого нужно вовлечь учителя в жизнь ученика — вместе с родителями заняться его воспитанием. Читайте также: «Неудачники и отличники: в чем разница и кто успешнее». Принцип чуткости и такта

Дети должны видеть и чувствовать доброе и сердечное отношение со стороны педагога.

В этом суть принципа чуткости и такта, который исповедовал Сухомлинский. По его мнению, каждый учитель должен:

  • обладать высокими моральными качествами;
  • применять творческий подход в процессе обучения и воспитания;
  • беззаветно любить свою работу;
  • имеют высокую квалификацию.

Эволюция взглядов на наказание В начале своей карьеры Сухомлинский считал наказания неотъемлемой частью воспитательного процесса.

Однако со временем он отошел от этого убеждения и на базе Павлышевской школы, где был директором, создал экспериментальный проект — воспитание детей без всяких наказаний и взысканий. Система вознаграждения основывалась на оценке положительных результатов обучения.

После эксперимента учитель окончательно пришел к выводу, что в стенах школы не должно быть выговоров, насмешек и порицания учеников. Любая форма унижения недопустима. Только положительное подкрепление и благодарность за старания.

Отношение к прекрасному Как писал Василий Александрович Сухомлинский о своей системе образования, «в мире есть не только нужные и полезные вещи, но и красивые».

Он считал природу живительным источником для развития личности человека. И он учил своих учеников замечать красоту окружающего мира. Но он также помогал находить красоту в других людях и в себе.

Красота людей выражается в их поступках — этот тезис раскрыт в книге «Как воспитать настоящего человека».

Формировать отношение к прекрасному лучше всего через:

  • положительные эмоции, полученные при созерцании объекта исследования;
  • доверительные отношения с родителями, ведь именно семья открывает перед ребенком мир прекрасного.

Узнайте, как воспитать ребенка, чтобы он правильно развивался и не имел психологических проблем, — на бесплатном онлайн-мастер-классе Дмитрия Карпачева «Что должен знать каждый родитель». Литературные произведения

Книги Василия Сухомлинского найдут своего читателя как среди детской, так и среди взрослой аудитории.

Вот список его публикаций, которые должны прочитать родители:

  1. «Как вырастить настоящего человека» — сборник бесед о моральных ценностях. Если отбросить пассажи о коммунистической идеологии (их там очень мало), то можно получить практическое пособие по привитию детям таких понятий, как порядочность, достоинство, честь, справедливость и чуткость.
  2. «Родительская педагогика» — рассказы о добре и зле, совести и любви. Книга поможет вам понять своего ребенка и воспитать в себе родителя. Автор раскрывает педагогические приемы с позиций общечеловеческих ценностей и учит воспитанию детей в атмосфере взаимной поддержки и искреннего диалога.
  3. «Сердце отдаю детям» — трилогия родственных произведений на психолого-педагогическую тему. Книга раскрывает нам практическую сторону замысла Василия Александровича Сухомлинского: как он относился к воспитанникам, как раскрывал их потенциал, знакомил их с красотой окружающего мира и прививал морально-этические нормы.

Огромную часть творческого наследия Василия Сухомлинского составляют произведения для детей. Вот некоторые сборники, которые будут интересны дошкольникам и младшим школьникам:

  1. «Цветок солнца» — сборник рассказов из жизни детей. В каждом из них есть глубокий смысл, мораль, призыв задуматься о последствиях своих поступков. Некоторые истории настолько трогательны, что вызывают слезы. Полезно читать вместе с детьми, чтобы потом обсудить сюжет.
  2. «Я вам сказку расскажу…» — философские рассказы для детей. Они открывают безграничный простор для фантазии, размышлений и правильных выводов. Тонкий художественный стиль мастерски отсекает мощный нравственный фон каждой истории. Книга больше подходит для школьников, которые уже знакомы с основными понятиями нравственности, чести, достоинства и справедливости.
  3. Огнегривый конек — сборник для дошкольников: сказки, мудрые притчи и рассказы. Сюжеты незамысловаты, но выразительно изображают красоту окружающего мира, всеохватывающую силу добра и важность искренних отношений между людьми.

Заветы Сухомлинского: 5 правил воспитания Умение воспитывать

  1. . Семья создает тот фундамент, на который опирается ребенок в процессе своего становления. Отцу нужно постоянно самосовершенствоваться, не допускать лени, безразличия к детям. Ведь именно от пап они перенимают ценностные ориентации. Мама отвечает за формирование личностных качеств. Ее задача не только подать хороший пример, но и сохранить доверие в отношениях с ребенком, чтобы по-настоящему узнать его.
  2. Заявление о неуспеваемости студента. Школа не должна отмечать низкую успеваемость учащихся (особенно публично). Ее задача найти и развить те способности, которые позволят ребенку быть максимально эффективным в своей роли и демонстрировать высокие результаты труда/усилий. Как писал Василий Александрович, обращаясь к учителям, «ни один ребенок не должен чувствовать и осознавать: я неудачник, у меня ничего не получается, ничего путного из меня не выйдет».
  3. Наказания. Если в них была потребность, значит были пробелы в образовании. Но даже если приходится наказывать ребенка, форма этого воспитательного мероприятия должна быть правильной: без запугивания, давления, унижения. Все чрезмерные методы наказания пагубно сказываются на детской психике.
  4. Любопытство. Обучать детей умению наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, находить причинно-следственные связи, анализировать их и делать выводы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *