Разное

Стихи с шипящими и свистящими звуками: Скороговорки с шипящими звуками — Стихи для детей

Содержание

4.Стихи для дифференциации свистящих и шипящих звуков. (ш, ж, с , сь. з)

4.Стихи для дифференциации свистящих и шипящих звуков.

(ш, ж, с , сь. з)

Мышь с мышонком.(ш,ж,с,сь,з)

Зашептала тихо мышь:

« Что ж, сыночек, ты не спишь?»

« Я дрожу,- сказал он мыши,-

Шум в лесу я страшный слышу».

« Ты не бойся, мой малыш,

Это дождик»,- шепчет мышь.

Совы.(ш,с,сь)

На макушке старой ели,

На сухом суку сидели

Две подружки, две совы,

Две большие головы.

Ежик.(ш,ж,с)

Жил на опушке лесной

Ежик под старой сосной.

Шишки ходил собирать,

Что бы с ежонком играть.

Про мышей.(ш,с,з)

В тишине шептали мышки,

Что мышата больше шишки,

Что пушистой кошке Мушке

Лучше спать бы на подушке,

А не бегать за мышами,

Не шуршать бы камышами.

Но от шепота мышей

Вся у кошки встала шерсть.

Шевелит она ушами:

«Не пора ли за мышами?»

Если слышит мышек кто-то,

Начинается охота.

Лучше б мыши-глупыши

Не шептали бы в тиши.

Три старушки(с,сь,з,ш,ж)

Вышел мишка на опушку,

Там волшебная избушка,

Три веселые старушки

В ней с утра пекут ватрушки.

Тут из леса вышли лоси-

Угостить ватрушкой просят,

А за ними волк с лисой,

Ежик, белка и косой.

И у всех лесных зверюшек

По гостинцу для старушек.

Еж – лукошечко волнушек,

Белка им грибочки сушит,

Мишка — дров, бересты — лось,

Волк с лисой – пушнины воз,

А зайчишка — серый хвост-

Шерстяную шаль принес.

В шаль старушка нарядилась-

И в девчушку превратилась.

Пушок и снежок.(ш,ж,с)

Кот Пушок и пес Снежок

Вышли вместе на лужок.

Кот за мышкой побежал,

Пес -на солнышке лежал.

Дождливый день(ш,ж,с,сь)

Мокрая кошка на кресле лежит.

В будке промокшая Жучка дрожит.

Дождик, скорее все слезки пролей.

С солнышком нам и светлей и теплей.

Дождик.(ш,ж,с,сь)

Шлепал дождь по свежим лужам,

И сейчас сидит простужен.

Дождик ножки посуши

Где-нибудь в лесной глуши.

Кошка у кассы. (ш,ж,с,сь,з)

Однажды пушистая кошка

Поесть попросила немножко.

У кассы железнодорожной

Ей дали сырочектворожный.

Котенок(ш,ж,с,сь)

Котенок – чуть больше наперстка,

На брюшке — пушистая шерстка,

И рыжие счерным полоски

Со спинки уходят на хвостик.

Смешинка.(ш,с,сь,ц,з)

Сашеньке нашей смешинка попала.

Целые сутки она хохотала.

Все-то смешным ей казалось тогда,

Даже ушиблась, и то не беда.

Желтый жук.(ж,ш,з,с,сь)

Желтый жук жужжит, бедняжка,

Что ему живется тяжко;

На березке, на осинке –

Западни из паутинки.

Лягушка Маша.(ш,ж,с,з)

Еж с еженком Пашей

В гости шел к лягушке,

А лягушка Маша

Насушила сушки.

Чай лесной душистый

Для гостей дымится,

На траву душицу

Маша не скупится.

Вкусный запах пляшет,

По лесу витает,

Так лягушка Маша

Ежиков встречает.

Лягушкино брюшко.(ш,ж,с)

В камыше желтело брюшко

У лягушки у квакушки.

В шестером решили мушки

Жить под носом у старушки.

Доживали эти мушки

В желтом брюшке у лягушки.

Пастушок(с,ш)

Саша – лучший пастушок.

Он берет с собой рожок

Сумку из рогожки

С миской, сушкой, ложкой.

Нож ежа(с,сь,ш,ж)

Затупился нож ежа,

Плачет ежик без ножа.

Поточить ежовый нож

Попросил колючий еж

Заточили старый ножик,

Очень радовался ежик.

Жук и лягушка.(ш,ж,с)

Жук купил лягушке

Желтые подушки,

А жуку лягушка

Подарила сушки.

Спит теперь лягушка

На больших подушках,

А жучек и мушка

С медомсъели сушки

Зайка(с,з,ш)

Скачет зайка по опушке

Возле заячьей избушки.

Ищет он грибы волнушки,

Чтоб засаливать в кадушке.

Не нашел он ни волнушки,

Ни горькушки ни серушки,

Сел и с горя чешет ушки

У избушки на опушке.

Сороконожка(ш,ж,с,з,зь)

В «Пассаже» босоножки

Брала сороконожка-

На каждую на ножку

По желтой босоножке.

Еще взяла застежки

Детишкам на сапожки.

А нашей кошке Пушке –

Пуховые подушки.

Усы.(ш,ж,с,з)

У кошки есть усы и уши.

Нужны ей уши чтобы слушать.

Но вот зачем, не знаем мы,

Нужны животному усы?

Кошки.(с,сь,ш,ж)

На окошке свесив ножки,

Целый день болтали кошки,

Что у рыжих ,у котов

Больше пышных нет хвостов;

Что ушли куда-то мыши,

А куда- никто не слышал;

Что с утра на лужах лед-

Позже солнышко встает;

И что ножки бедных кошек

Очень мерзнут без колошек.

Тяжела кошачья жизнь-

Спи, мурлыкай , ешь, лежи.

Лягушка.(ш,с,сь)

Весною лягушка сидит в камышах,

За мошкою смотрит она ,чуть дыша.

И только кувшинки в озерной глуши

Лягушкины вздохи услышат втиши.

Щенок и птичка.(щь,чь,ж,ш,с,з)

Щебечет птичка для щенка.

И черный нос дрожит, пока

Звенит пичужкин голосок,

Так нежен, чист и так высок!

Щенок в восторге: для него

Звучит такое волшебство!

О, никогда не сможет он

Нарушить песни этой звон.

И птичка рада: повстречала

Она любителя вокала.

Детский сад.(с,сь,ж,ш)

Листья кружат, листопад.

В сад сестру приводит брат.

И в дожди и в снегопад

Мамы в сад с детьми спешат.

Весна в пути.(ж,ш,с)

Весна уж в пути – лежебока — снежок

Об солнечный лучик снежинки обжог.

От боли заплакал, ручьем убежал,

Подснежникам нежным он путь указал.

Весна уже ближе, уж скоро жара.

Ежихе с ежом вылезать уж пора.

Согрелся на солнце живот у ужа,

Жуки на лужайке жужжат и кружат.

Ежик.(с,сь,ж,ш,з)

Спят и зайцы, спят и лисы,

Только ежик в лес пошел.

Красну ягодку и листик

На дорожке он нашел.

Дальше видит — что такое?-

В луже звездочка лежит.

Что за чудо голубое?

Надо листиком прикрыть.

Только утром под листочком

Ежик солнышко нашел.

Ничего-то он не понял,

Рассмеялся и ушел.

Ужи и жабы.(ж,ш,с,сь)

Три доверчивых ужа

Пили чай у старых жаб.

Меж собой шептались жабы:

«Кабы съесть бы нам ужа бы!

Долго б сыты были мы,

И под кроною сосны

Мы б толстели, хорошели

И в густой траве кишели».

Их услышал старыйуж

И подумал: « Что за чушь?

Мы б давно всех жаб поели,

Если б дружбы не жалели

И обиделись ужи,

И отдельно стали жить.

Жабы долго извинялись,

Но ужи не возвращались.

Секреты записи вокала от Елены Степановой.

НАВИГАЦИЯ

Главная
Новости
Музыка
Стихи
Читальня
Обо мне
Download
Гостевая
Ссылки
Контакт

 

 

 Секреты записи вокала от Елены Степановой.

  
   

Выбор микрофона.
Часто возникает такая проблема: в техническом плане запись совершенна, но звук голоса не устраивает ни звукорежиссера, ни самого вокалиста. Кстати, певцы обычно недовольны тем, как звучат их голоса на записи: это связанно с тем, что любой человек слышит свой голос по-другому, чем все остальные. Ведь мы слышим собственные голоса не только снаружи, но и прежде всего изнутри, от чего создается впечатление, что голос более низкий, чем есть на самом деле. Профессиональные вокалисты, имеющие опыт записи, обычно имеют представление о том, как должен звучать их голос на записи и всегда делают поправку на это. Если же звучание голоса на записи не нравится никому и «не соответствует действительности», то следует принимать меры.  Голос на записи может получиться слишком ярким, гортанным или неразборчивым (т.е. так или иначе окрашенным): скорее всего, такая проблема вызвана неправильным выбором микрофона. Далеко не все микрофоны звучат одинаково, и далеко не всегда при записи вокала нужно применять самый лучший и дорогой микрофон. Выбор микрофона во многом зависит от типа голоса. Требуется заранее послушать, как голос звучит с несколькими микрофонами, и выбрать оптимальный вариант. Например, если у певца слишком звонкий, почти звенящий голос, то для записи подойдет динамический микрофон или конденсаторный с большой диафрагмой. Если в этом случае применять микрофон с подъемом АЧХ в области верхней середины, то он только подчеркнет недостатки голоса, и с этим треком будет невозможно справиться при сведении. Такие микрофоны годятся для записи певцов с мягкими и глубокими голосами.  В ситуации, когда вокалист поет «в нос», положение может спасти конденсаторный или электретный микрофон. Динамические кардиоидные микрофоны, напротив, только усугубят эту проблему. Можно также поэкспериментировать с всенаправленным микрофоном или микрофоном с диаграммой-«восьмеркой». При их помощи можно получить более естественное звучание, чем при помощи кардиоидных микрофонов. Однако следует помнить, что всенаправленные микрофоны улавливают звук со всех сторон и отражения от стен, потолка и т.д. могут проникнуть в запись. В этом случае потребуется выбрать или обустроить помещение таким образом, чтобы поверхности, находящиеся за спиной вокалиста, поглощали звук. Наиболее простым способом решения данной проблемы является подвешивание тяжелого ковра или драпировки в соответствующем месте комнаты.
Акустическая обработка помещения
Нередко возникает такая ситуация: выбран хороший микрофон, голос у певца просто изумительный, все оборудование для записи великолепное, но при прослушивании записанного трека выясняется, что голос звучит как из коробки. В этом случае проблема заключается в акустической обработке помещения, в котором происходит запись. Однако не всегда в таком случае нужно полностью заглушать все помещение: прежде всего нужно постараться заглушить ту область, которая находится позади певца.
Для начала попробуйте сделать следующее: установите микрофон где-то в районе центра помещения (но не точно в центре) и послушайте звук голоса. Установив микрофон ближе к центру, вы тем самым сводите к минимуму количество отраженного сигнала, который может достигнуть микрофона. Теперь требуется устроить поглощающую поверхность сзади певца. Для этого подойдет тяжелая портьера, ковер или большой кусок поролона. Следует также помнить, что расстояние от певца до микрофона должно быть около 15 — 20 сантиметров: в этом случае, как правило, удается получить наиболее естественную передачу звучания голоса. Если помещение само по себе звучи плохо, то понадобится установить акустические щиты с каждой стороны микрофона.Эффект приближения
Этот эффект нередко сказывается при записи вокала и заключается в том, что тембр голоса может существенно меняться, если вокалист немного изменяет свое положение относительно микрофона во время песни — например, чуть поворачивает голову вбок, чтобы взглянуть на листок с текстом песни. В этом случае виноват микрофон с кардиоидной направленностью. Если такой микрофон находится вблизи от источника звука, то он подчеркивает низкие частоты.
Опытные вокалисты нередко пользуются особенностью кардиоидных микрофонов для того, чтобы во время исполнения управлять тембром голоса, но менее опытные вокалисты, скорее всего, не смогут с этим справиться. Именно поэтому вокалист должен находиться как минимум на расстоянии 15 см от микрофона. Чем ближе он будет стоять, тем больше низа будет в звуке.
 
«П» проблемные согласные Практически любой студийный микрофон подчеркивает звуки «б» и «п»; если эта «п»проблема не была решена при записи, от нее невозможно будет избавиться при помощи эквалайзера или эффектов при сведении. Суть проблемы состоит в искажениях, вызываемых сильными потоками воздуха: вырываясь изо рта, они «ударяют» по диафрагме микрофона, создавая «взрывной» эффект на звуках «б» и «п». Насколько силен этот поток, можно определить, поднеся ладонь ко рту, держа на расстоянии нескольких сантиметров и произнося различные слова.  С этой проблемой пытаются бороться путем надевания на микрофон защитной насадки из поролона, но результат, как правило, получается весьма далеким от совершенства. Единственным правильным решением является установка специального противоветрового экрана между вокалистом и микрофоном. Его можно сделать и самостоятельно (кстати, в некоторых случаях он дает даже лучший эффект, чем «фирменный» экран) из тонкой нейлоновой сетки. Большинство звуков сквозь такой экран проникают свободно, а сильные потоки воздуха на ударных согласных, сталкиваясь с сеткой, разбиваются на мелкие части и не «бьют» по диафрагме. В качестве рамки можно использовать деревянные пяльцы диаметром около 10 — 20 см, которые продаются в любом магазине, торгующим швейным оборудованием.  Экран устанавливается на отдельную стойку или прикрепляется к той же стойке, на которой находится микрофон. Некоторые умельцы изготовляют противоветровые экраны из других подсобных материалов, например, популярным решением является использование сетки, которая помещается над сковородой для предотвращения разбрызгивания масла во время жарки. Кстати, это приспособление имеет ручку, при помощи которой его можно легко укрепить на микрофонной стойке. 
 
Шипящие и свистящие звуки Проблема с шипящими и свистящими звуками во многом сходна по своей природе с вышеописанной «ударной» проблемой, и причиной ее также является сильный поток воздуха, образующийся при произнесении данных звуков. Если такая проблема возникла, для начала попробуйте поэкспериментировать с различными микрофонами: возможно, вам удастся подобрать такой, который сведет ее к минимуму. Кстати, если проблема с «б» и «п» возникает почти у всех певцов, то проблема с шипящими и свистящими во многом зависит от особенностей голоса: у некоторых вокалистов ее вообще нет, а у других она настолько сильна, что уровень шипящих и свистящих звуков гораздо выше, чем уровень всех остальных (иногда даже гласных).  Микрофоны, имеющие подъем АЧХ в области верхней середины, подчеркивают шипящие согласные. Подобрав наиболее подходящий микрофон, вы можете применить очень простой способ, чтобы попробовать решить проблему с шипящими. Он заключается в том, что к микрофону при помощи резинок прикрепляется карандаш или ручка таким образом, чтобы закрыть самый центр (ось) микрофона. Это, кстати, помогает справиться не только с шипящими, но и с ударными согласными. Если же таким образом решить проблему не удается, вам потребуется применить специальный прибор — деэссер — либо во время записи, либо во время сведения.   По принципу действия деэссер напоминает компрессор: разница заключается лишь в том, что он реагирует преимущественно на свистящие звуки. Простейший деэссер представляет собой компрессор, в управляющую цепь которого включен эквалайзер. Эквалайзер усиливает область 4…8 кГц. Компрессия срабатывает тогда, когда на вход поступает свистящий или шипящий звук. Необходимо, чтобы атака и время восстановления были короткими, тогда обработка будет происходить незаметно и не будет вызывать дополнительных искажений. Более сложные деэссеры позволяют производить ослабление уровня сигнала только в той части спектра, где звучат свистящие звуки, остальная часть вокала остается необработанной.  Основное правило заключается в том, что всю обработку, связанную с коррекцией звучания голоса, лучше оставлять до сведения — конечно, только то, что можно подкорректировать. Трек, записанный с неправильными установками прибора обработки, может создать большие проблемы при сведении. Многие инженеры предпочитают записывать вокал даже без применения эквалайзера, но используют его на этапе сведения. Это позволяет записать «чистый» звук, к которому при необходимости всегда можно вернуться. Применение эквалайзера во время записи оправдывает себя только в том случае, если возникнет необходимость записать на один и тот же трек сигнал с двух или более микрофонов.  Даже абсолютно чистый, не страдающий обилием свистящих и шипящих согласных вокальный трек может начать звучать слишком звучно, когда он обработан при помощи «яркого» цифрового ревербератора (подробнее об этом в другой статье). Как правило, чтобы решить эту проблему, применяют менее «яркую программу», но если в данной композиции необходимо, чтобы реверберация была «яркой», тогда следует включить деэссер и подать с него сигнал на ревербератор. В этом случае исходный вокальный звук не будет обработан, а на ревербератор будет поступать сигнал, в котором подавлены свистящие и шипящие.
 
Уровень вокала и компрессия Неопытные певцы обычно сталкиваются со следующей проблемой: некоторые части песни в их исполнении звучат слишком громко, а другие слишком тихо. Это до некоторой степени можно компенсировать на этапе сведения путем постоянного изменения положения фейдера для того, чтобы достичь ровного исполнения. Но для выполнения такой процедуры потребуется быть очень и очень внимательным. Конечно, если ваш микшерный пульт позволяет автоматизировать движения фейдеров, можно воспользоваться этой возможностью, но наиболее правильным решением является применение компрессора. Вдаваться в детали работы этого прибора мы не будем, скажем лишь, что компрессор «двигает фейдер» (то есть контролирует уровень сигнала) гораздо быстрее и точнее любого самого опытного звукорежиссера.  Для того, чтобы записать сигнал (на аналоговый или цифровой носитель) с максимальным уровнем, нередко требуется применять компрессор при записи. Однако следует помнить о том, что уже было сказано по поводу неправильной настройки процессора при записи, и как она может повлиять на хороший во всех остальных смыслах дубль. Рекомендуется применять компрессор только в тех случаях, когда он абсолютно необходим. А применение его на этапе сведения дает гораздо больше свободы. Как говорится, «недосолить — не пересолить».  Разные типы компрессоров позволяют получить разные оттенки звучания. Работа некоторых приборов вообще незаметна. Другие, напротив, довольно ощутимо окрашивают звучание голоса. Такое окрашивание обычно описывается как «глубина» или «толщина». Для получения «прозрачного» (то есть неокрашенного) звука следует выбрать компрессор с мягким порогом, использовать низкое компрессионное отношение (2:1) и установить точку перегиба таким образом, чтобы уменьшение уровня сигнала происходило на величину 6 дБ в пиках (подавляющее большинство компрессоров имеют индикаторы, показывающие уменьшение уровня). Обычно применяется малое время атаки, а время восстановления выбирается между 250 и 500 мс. Если компрессор имеет функцию автоматического выбора времени атаки и восстановления, то при помощи него нередко удается получить более естественное звучание, поскольку такой тип компрессора самостоятельно адаптируется к материалу.   Чтобы получить более явный эффект компрессии, следует использовать компрессор с жестким порогом, установить более высокие компрессионные отношения (между 3:1 и 8:1), точку перегиба установить таким образом, чтобы на пиках происходило понижение уровня на 10 дБ и более. Далее надо уменьшать время восстановления до тех пор, пока срабатывание компрессора не станет заметно на слух: этот эффект называется «накачкой». При правильном использовании (особенно в рок-музыке) можно заставить вокал звучать намного мощнее, если «пересолить», то голос будет просто невозможно слушать. Поэтому окончательное решение следует принимать при сведении на основе внимательного прослушивания трека.
 
Комфорт во время записи вокала Что-то мы все о технике да о технике… Пора вспомнить и о «человеческом факторе». Перед началом записи вокала (как и любого другого инструмента) следует удостовериться, что певец (или инструменталист) чувствует себя комфортно. Что это значит? Во-первых, температура в помещении должна не мешать (а лучше — способствовать) пению, и баланс, который вокалист слышит в наушниках, должен обеспечивать естественность исполнения. Во-вторых, микс в наушниках должен соответствовать индивидуальным требования вокалиста: некоторые любят, чтобы в наушники подавалось большое количество реверберации, другие, наоборот, предпочитают «сухие» миксы. Поэтому в каждом конкретном случае не мешает спросить у исполнителя, что именно ему требуется, и подготовить соответствующий микс. Многие вообще не любят петь, если коллеги-музыканты присутствуют в аппаратной: возможно, оставшуюся часть группы придется отправить на часок-другой в ближайшее кафе.  Любая критика должна быть максимально дипломатичной. Творческие люди — в большинстве своем натуры сложные, и одно неверное слово может испортить всю запись, так как задетый «за живое» певец будет петь все хуже и хуже. Даже если при прослушивании записанного трека у вас «уши вянут» — ничего страшного: предоставьте вокалисту самому решить, что и как можно исправить и улучшить. Дайте певцу возможность прорепетировать перед записью, включив фонограмму несколько раз подряд. При этом вы можете незаметно для него включить запись — история знает массу примеров, когда «репетиционный» трек оказывался гораздо качественнее и эмоциональнее окончательного. Кроме того, во время такой репетиции у вас появляется шанс правильно установить уровень записи.
 
Мониторинг без наушников Некоторые певцы вообще не любят петь в наушниках: слышать музыку и собственный голос из колонок им гораздо привычнее. Как можно решить данную проблему? Можно записать голос, подавая фонограмму через громкоговорители: секрет заключается в том, что на пару идентичных громкоговорителей подается монофонический сигнал, при этом в одном из громкоговорителей переворачивается фаза.  Если микрофон установлен точно посередине между громкоговорителями, то один сигнал будет вычитать другой, и в микрофон «пролезет» весьма незначительное количество звука фонограммы, даже несмотря на то, что уровень громкости может быть большим. Ведь мы слышим звук двумя ушами, а не одним: несмотря на то, что звук противофазного сигнала будет немного странным, он вполне пригоден для прослушивания во время записи вокального трека.  Вам понадобится лишь найти точное положение микрофона, чтобы достичь максимального вычитания сигналов (абсолютного не позволит достичь ассиметрии помещения, небольшая разница в характеристиках громкоговорителей и т.д.). Таким образом можно добиться очень хорошего уровня изоляции вокального трека от фонограммы.
Автор: Елена Степанова (In/Out, №35/2001)
 

Конспект урока «Шипящие и свистящие звуки. Предложение. Слово»

Занятие №2.

Тема: Шипящие и свистящие звуки. Предложение. Слово.

Лексическая тема: Лесные животные и их детёныши.

Цель: научить чёткопроизносить и различать шипящие и свистящие звуки в словах и фразах.

Задачи:

  • Формирование звукобуквенного анализа и синтеза слов с шипящими и свистящими звуками.

  • Обогащение словарного запаса детей.

  • Развитие грамматически правильной связной речи детей.

  • Воспитание у детей чувства любви к животным.

  • Развитие памяти, внимания, мышления и фонематических процессов.

Оборудование: маски лесных зверей, игрушки с изображением зверей,

Ход занятия

  1. Организационный момент. Психогимнастика.

Изобразить сердитых медвежат, хитрую лису, злого волка, колючего ёжика.

  1. Сообщение темы.

Игра с мячом игра «Назови семью»:

Папа – медведь, мама –медведица; дети- медвежата, ребёнок- медвежонок.

Волк- волчиха- волчата- волчонок.

Лис- лиса- лисята- лисёнок.

Белка- бельчиха- бельчата- бельчонок.

Ёж- ежиха- ежата- ежонок.

-Как вы думаете, о каких зверях мы будем с вами говорить? …..

-Ребята, я приглашаю вас в путешествие в лес к лесным зверям.

-Внимательно слушайте стихи. О ком говорится и где этот зверь живёт? (Демонстрирую картинку).

Угадайте, что за шапка:

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору,

У стволов грызет кору. ( заяц) Ребенок выбирает фигурку животного (картинку) из ряда других и ставит на наборное полотно.

На наборном полотне выставляются все картинки.

— Дети, почему этих животных называют дикими?

  1. Речевая гимнастика.

(Дети за логопедом произносят чистоговорки)

Су-су-су – мы увидели лису

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Ла-ла-ла – в лесу белка жила.

Ся-ся-ся – в чаще видели лося.

Олк-олк-олк – в логове зимует волк.

Сы-сы-сы – скачет зайка от лисы.

Ведь-ведь-ведь – спит зимой медведь.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Упражнение для губ и щек. «Ёжик фыркает» — вибрация губ.

Упражнения для языка. «Белочка собирает грибы». Грибы на короткой и длинной ножках. – открывать и закрывать рот, не опуская языка.

Мишка слизывает мёд. Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.

Медведь по лесу бродит.

От дуба к дубу ходит.

Находит в дуплах мед

И в рот себе кладет.

Облизывает лапу

Сластена косолапый,

А пчелы налетают,

Медведя прогоняют.

  1. Игра «Кто где живёт?»

-Ребята, давайте вспомним где живут звери, где прячутся от непогоды, где детёнышей всоих выращивают?

Закрепление жилья зверей в предложениях.

— Где живёт волк?- Волк живёт в логове.

— Где живёт лиса?- Лиса живёт в норе.

-Где живёт белка? –Белка живёт в дупле.

-Где живёт медведь? –Медведь живёт в берлоге.

-Где живёт бобёр? –Бобёр живёт в хатке.

  1. Игра «Кто как голос подаёт?»

-Ребята, а как подают голос разные лесные звери?

Волк в лесу — … воет

Медведица — … ревет

Кабан — … хрюкает

Лиса — … тявкает

Медведь- ревёт

  1. Подбери к слову признак.

— Лиса какая?- Хитрая, рыжая, поселим её в домик «ОНА».

-Медведь какой? –Большой, косолапый…., поселим в домик «ОН».

-Белка какая? –Ловкая, шустрая, рыжая, поселим в домик «ОНА».

-Волк, заяц, барсук, бобёр, лось…….

  1. Электронная физкультминутка с тётушкой совой и зверятами.

Физкультминутка.

Что ж ты, ёж, Дети выполняют упражнение

Такой колючий? Ежик.

— Это я на всякий случай. Меняют руки.

Знаешь, кто мои соседи? Сжимают и разжимают сплетенные пальцы рук.

Лисы, волки, да медведи! Выполняют упражнение (лисичка), затем имитируют движения медведя.

  1. Игра «Расположение зверей».

— Между кем стоит лисёнок?

— Кто стоит справа (слева) от лисёнка? Встали, глядя в затылок друг другу.

— Кто стоит перед (за) зайчонком?

— Кто стоит между зайчонком и волчонком?

  1. Игра «По слогам».

Позовём зверей хлопками (по слогам): белка, волк, лиса, медведи, зайчики.

Короткое или длинное слово?

Сделать звуковой рисунок слова лиса.

  1. Электронная гимнастика для глаз.

  1. Составление предложения со словами лиса, заяц из 4 слов.

|_____ _____ _ _____.

  1. Игра «Накорми зверей».

Зверей угостили тем, что они не едят. Дети угощают зверей, правильно разложив еду и сказав предложение: «Ёж не ест мясо, он ест грибы. Я угощу ежа грибами» и т.д.

Что ест ёж, медведь, белка, заяц, лиса, волк.

  1. Игра «Сосчитай до пяти»

— Много животных собралось на полянке, нужно их сосчитать..

Один косолапый медведь, два косолапых медведя … пять косолапых медведей.

Одна хитрая лисица, две хитрых лисицы … пять хитрых лисиц.

Один колючий ежонок, два колючих ежонка … пять колючих ежат.

Одна шустрая белка, ………пять шустрых белок.

Один трусливый заяц,………..пять трусливых зайцев.

Один злой волк, …………пять злых волков.

  1. Закрепление материала

Мы сегодня хорошо поработали на занятии. Для закрепления изученного, давайте поиграем в игру «Четвертый лишний».

— Какое животное лишнее и почему?

Волк, собака, лиса, заяц

Лиса, кабан, кошка, белка

Корова, заяц, лось, волк

Барсук, лошадь, белка, еж

Лось, кабан, лиса, собака

Медведь, барсук, лиса, еж.

Облегчённый лексический материал:

Лиса – белка – корова – лось.

Барсук – волк – жираф – медведь.

Еж – кабан – петух – заяц.

Белый медведь – еж – заяц – лиса.

  1. Подведение итогов занятия.

Резерв:

Игра «доскажи словечко»

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую… (лису).

На ветке не птичка —

Зверек невеличка,

Мех теплый как грелка.

Кто же это?… (белка).

И в лесу мы, и в болоте,

Нас везде всегда найдете —

На поляне, на опушке.

Мы зеленые… (лягушки).

Стройный, быстрый,

Рога ветвистые.

Пасется весь день.

Кто это?… (олень).

Заяц зайцу говорит:

— Нам бы волчий аппетит!

— В аппетите мало толку,

Нам бы зубы как у …(волка).

Без тропинки, без дорог

Серый катится клубок.

Он в иголках острых сплошь,

Потому что это…. (ёж).

Сладкий мох искал весь день

И жевал его…. (Олень).

Мчится без оглядки

Лишь сверкают пятки.

Мчится, что есть духу.

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка, кто же это ….(зайка).

Он всю зиму в шубе спал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь – лесной ….(медведь).

А возле этой елки

Бродили злые …. (волки).

Лесники ее котят домой не захотят,

Ей не скажешь: “Мурка брысь!”

Потому что это…. (рысь).

Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? (волк) (выбрать фигурку животного (картинку) и поставить на наборное полотно).

Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, в деревне кур крадет (лиса) (выбрать фигурку животного (картинку) и поставить на наборное полотно).

Кто с высоких толстых сосен в ребятишек шишку бросил? (белка) (выбрать фигурку животного (картинку) и поставить на наборное полотно).

Летом гуляет, зимой отдыхает. (медведь) (выбрать фигурку животного (картинку) и поставить на наборное полотно).

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много

А нитки ни одной. (еж).

твердые и мягкие, сонорные, шипящие, свистящие

В этой статье поговорим про согласные звуки, их количестве, видах (мягкие, твердые, глухие и звонкие) и других особенностях и интересных фактах.

В русском языке 33 буквы из которых 21 согласная:

б — [б], в — [в], г — [г], д — [д], ж — [ж], й — [й], з — [з],
к — [к], л — [л], м — [м], н — [н], п — [п], р — [р], с — [с],
т — [т], ф — [ф], х — [х], ц — [ц], ч — [ч], ш — [ш], щ — [щ].

Все названные согласные буквы обозначают 36 согласных звука.

В русском языке имеются также 10 гласных букв и лишь 6 гласных звука.

Итого 33 буквы (10 гласных + 21 согласных + «ь» и «ъ»), обозначающие 42 звука (6 гласных и 36 согласных) далеко не все звуки речи, а только основные.

Разница между количеством букв и звуков обусловлена особенностями русского письма, ведь, к примеру, твердые и мягкие согласные звуки обозначаются одной буквой.

Согласные звуки делятся на:

  • звонкие и глухие,
  • твёрдые и мягкие,
  • парные и непарные.

Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих — 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких — 20 (10 мягких и 10 твёрдых).

Твердые и мягкие согласные звуки

Согласные делятся на твердые и мягкие, такое деление обусловлено различием положением языка при их произнесении. Когда произносим мягкие согласные, тогда средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Отметим также, что кроме того, что согласные делятся на твердые и мягкие, они могут быть парными и непарными.

Например, буква «к» может обозначать как твердый звук [к], например, в слове кот, так и мягкий звук [к`], например, в слове — очки.  Получаем, что звуки [к] и [к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Для согласных звуков, у которых есть пара по твёрдости мягкости, справедливо следующее правило:

  • согласный звук является твердым, если после него стоят гласные: а, о, у, ы, э;
  • и является мягким, если после него стоят гласные: е, ё, и, ю, я.

В русском языке существую буквы, у которых звук, который они обозначают может быть только твердым ([ш], [ж], [ц]), либо только мягким ([й], [ч`], [щ`]). Такие звуки не относятся к парным звукам, а являются непарными.

Твердые и мягкие согласные

Глухие и звонкие согласные звуки

Согласные делятся на звонкие и глухие звуки. При этом глухие согласные произносятся практически с прикрытым ртом и голосовые связки при их произнесении не работают. Для звонких согласных требуется больше воздуха, и при их произношении голосовые связки работают. То есть звонкие согласные состоят из шума и голоса, а глухие согласные – только из шума.

Лайфхак по определению глухости или звонкости согласных звуков для школьников

Чтобы определить встретившийся звук является глухим или звонким, а с этим часто возникают трудности у детей, следует заткнуть уши руками и произнести звук. При произношении глухих звуков где-то в отдалении они будут слышны, а при произношении звонких в ушах прям зазвенит! Так можно определять какой звук встретился. Особенно во время фонетического разбора слов.

Некоторые согласные звуки схожи как по своему звучанию, а также по способу произношения. Однако произносятся такие звуки с разной тональностью, то есть либо глухо, либо звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Всего таких пар 6, в каждой из них имеется глухой и звонкий согласный звук. Остальные согласные являются непарными.

  • парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
  • непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.

Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные

В русском языке также выделяют сонорные, шумные, а также шипящие и свистящие согласные звуки. Приведем определение каждого из названных вида согласных, а также перечислим какие именно согласные относятся к тому или иному виду.

Сонорные согласные

Сонорные согласные звуки — это звонкие непарные согласные.

Всего существует 9 сонорных звуков: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].

Шумные согласные звуки

Шумные согласные звуки делятся на звонкие и глухие. К глухим шумным согласным относятся 16 звуков: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’], а к шумным звонким согласным звуком относятся 11 звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].

Шипящие согласные звуки

Всего в русском языке 4 шипящих согласных звука: [ж], [ч’], [ш], [щ’]. Все они напоминают на слух шипение, именно поэтому их и называются шипящими согласными.

Шипящие согласные

Свистящие согласные звуки

Свистящие согласные

Свистящие согласные звуки [з] [з’] [с] [с’] [ц] являют по своему произношению  переднеязычными, щелевыми. При артикуляции твердых звуков [з], [c] и [ц] зубы обнажаются, кончик языка прислоняется к нижним зубам, а спинка языка слегка выгибается, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздух при этом проходит, создавая трением шум.

При артикуляции мягких звуков [с’] и [з`] происходит тоже, однако спинка языка поднимается к твердому нёбу.

При произнесении звонких звуков [з] и [з`] голосовые связки сомкнуты и вибрируют, а вот нёбная занавеска поднята.

как научить ребёнка выговаривать шипящие правильно

Нарушение произношения звука [ш] — второй по распространенности дефект в речи дошкольников. Обычно он «встает» в правильную позицию без посторонней помощи к 5-ти годам. В ином случае, чтобы предотвратить дальнейшее шепелявое произношение, необходимо обратиться за помощью к логопеду.

Читайте также: Автоматизация звука [ж].

Шипящие в речи ребенка

К шипящим относятся — [ш], [ж], [ч`], [щ`]. Формирование их правильного произношения происходит между третьим и пятым годом жизни малыша.

Неправильное произношение «Ш»: виды, причины

Искажение или полное отсутствие в речи ребенка шипящих называется сигматизмом. В зависимости от вида неправильной постановки, выделяется 4 вида сигматизма:

  • Парасигматизм — устойчивая замена [ш] другим звуком. Губно-зубной — зубной — замена [ш] на [ф]. Призубной — замена [ш] на [т]. Шипящий — замена [ш] на [щ]. Свистящий — замена [ш] на [с] или [з]. Происходит при неправильном прикусе или нарушенном фонематическом слухе. Пример: шапка — тапка.
  • Сигматизм межзубный — тот самый «шепелявый» звук. Происходит из-за укороченной уздечки или узкого мягкого неба.

Занятие со специалистом

  • Сигматизм боковой — звук [ш] звучит не твердо, как должен, а хлюпающе, как будто малыш набрал в рот воды. Наблюдается из-за бокового открытого прикуса или слабых языковых мышц.
  • Сигматизм носовой — у дошкольника сильно напрягается задняя спинка языка, и [ш] получается произнести с носовым «отзвуком».

Прежде чем разбираться, как научить ребенка выговаривать букву ш, следует понять причины нарушения. Часто обычный визит к ортодонту, в процессе которого происходит коррекция прикуса или верхнего неба, заканчивается долгожданным «шипением» малыша. В ином случае появляется необходимость вырабатывать правильный артикуляционный уклад на логопедических занятиях.

Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих

Прежде чем требовать от малыша выговорить шипящий звук, необходимо провести подготовительную артикуляционную гимнастику. Время ее проведения — не более 10 минут. Несмотря на быстрый темп (чтобы дошкольник не заскучал), ребенок должен выполнять каждое упражнение тщательно, т. к. от гимнастики напрямую зависит, как быстро получится научить ребенка говорить звук [ш].

Основные задания в артикуляционной гимнастике:

  • Заборчик — широкая улыбка с зубами.
  • Трубочка — губы собираются в трубочку, между губами небольшой просвет.
  • Чередование заборчик — трубочка.
  • Бегемот — широко открыть рот и подержать некоторое время.
  • Лопатка — широкий распластанный язык положить на нижнюю губу. Можно «прикусывать» языком, чтобы сделать его шире.
  • Домашнее варенье — облизать кончиком языка верхнюю, а затем нижнюю губу.
  • Кисточка — кончиком языка поводить по мягкому небу — от горла к зубам и обратно.

Артикуляционная гимнастика

Задания на определение позиции звука в слове

В начале занятия можно также заниматься развитием фонематического слуха — определять положение звука в слове. Для этого понадобится богатый речевой и предметный материал.

  • Ребенку предлагается хлопнуть, если он услышит «песенку змеи (звук [ш])». При этом произносятся слова, содержащие нужный звук, либо не содержащие. Не стоит произносить слова с другими шипящими или смешиваемыми свистящими звуками.
  • Малышу выдается небольшая табличка с 3-мя окошечками, обозначающими начало, середину и конец слова. А также фишку (кубик/нарисованный звук). Педагог говорит условие: «Я буду называть слово, а ты положи фишку туда, где находится звук [ш]».

Гимнастика для четкого произношения

Чтобы верно произносить шипящие звуки, в логопедии в комплексе используется артикуляционная и дыхательная гимнастика. При этом обязательно следует помнить о правильном положении органов артикуляции: губ и языка.

Дополнительная информация! Дыхательная гимнастика направлена на развитие плавного выдоха. Чтобы приучить малыша выполнять дыхательные упражнения, нужно изготовить яркий и интересный дидактический материал. Например, цветок с сидящей на нем бабочкой, которую по условию задания нужно сдуть.

Методические основы для родителей

Важно знать правильное положение языка и губ при произнесении звука, чтобы проработать упражнения дома.

  • Губы в положении «трубочка»;
  • Язык широкий, кончик приподнят кверху;
  • Боковые части языка соприкасаются с зубами верхней челюсти;
  • Между небом и языком образуется небольшая щель в районе верхних резцов.

Чтобы учить малыша правильно произносить [ш] в домашних условиях нужно изучить несколько основных способов постановки:

  • механический;
  • от схожего по звучанию звука.

Механическая постановка

При данном способе малышу не нужно самостоятельно искать правильное положение звука — за него это делает взрослый, при помощи специальных логопедических инструментов (шпатель, зонд). Если необходимо залезть в рот дошкольнику рукой — она должна быть чистой.

Процесс механической постановки

Постановка через звук [р]

Как научиться говорить букву Ш через звук [р]? Казалось бы, неправильное произношение [р] — самый сложный и наиболее часто встречающийся дефект в речи. Однако многие дети умеют правильно проговаривать [р], но совершенно не понимают, как нужно располагать язык в полости рта, чтобы правильно свистеть и шипеть. По этой причине постановка звука должна происходить через твердый [р], а не смежные свистящие.

Дошкольник должен сидеть перед зеркалом, и произносить [р], постепенно ослабляя напор воздуха. Звук должен произноситься до тех пор, пока полностью не исчезнет вибрация. После этого станет слышно легкое шипение и [ш] зазвучит без вспомогательного [р].

Логопедические упражнения по произношению звука [ш]

Чтобы закрепить поставленный [ш] в речи малыша, необходимо как можно больше разговаривать отдельным звуком — шипеть в процессе игры. Для этого дошкольнику предлагаются различные упражнения:

  • провести змейку по дорожке, и при этом шипеть;
  • «досказать» словечко, например— малы ..(ш), каранда ..(ш) и т. д.

Автоматизация шипящих Ж и Ш в связной речи (пословицы, стихи, скороговорки)

После того, как поставленный звук будет автоматизирован в изолированном положении, слогах (прямых, обратных и со стечением) и словосочетаниях — его можно внедрять в связную речь.

Дополнительная информация! Следует помнить, что в бурном потоке мыслей, малыш не следит за своей речью. В результате, после длительных мучений по постановке звука, ребенок все равно «съедает» его. По этой причине стоит наблюдать и контролировать речь дошкольника не только на занятии, но и в повседневной жизни.

Пословицы, стихи и скороговорки должны быть насыщены изучаемым [ш]. В данном виде автоматизации уже можно смешивать свистящие и шипящие.

Скороговорки:

  • «Шла Саша по шоссе и сосала сушки».
  • «Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон!»

Пословицы:

  • «У всякой пташки свои замашки».
  • «Знай кошка свое лукошко».

Стихи:

«На лугу поспела кашка.
Кашку ест корова Машка
Машке нравится обед —
Ничего вкуснее нет.»

Домашнее логопедическое занятие с дошкольником

Звук [ш] — один из самых распространенных нарушаемых в речи дошкольников. Поставить его, выполняя необходимую артикуляционную и дыхательную гимнастику совсем несложно. После успешной постановки звука, важно следить за автоматизацией его в изолированном виде и связной речи.

Как Корочанская школа-интернат даёт путёвку в жизнь детям с нарушениями речи.

Большая Переменка

Размер шрифта:

Изображения:

11:46, 19 августа 2022