Разное

Стертая дизартрия у детей: Дизартрия у детей — что это, симптомы, признаки, виды и степени, лечение в клинике для детей и подростков «СМ-Клиника»

Как помочь ребенку со стёртой дизартрией в детском саду

– это нарушение звукопроизношения, голосообразования и просодики, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного отделов.

Стертая дизартрия (легкая степень дизартрии, МДР – минимальные дизартрические расстройства) в логопедической практике – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи.

Стертая дизартрия встречается очень часто у дошкольников и школьников. Основные жалобы при стертой дизартрии следующие: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и другие. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.

Стертая дизартрия чаще всего диагностируется после пяти лет. Все дети, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, направляются на консультацию к неврологу для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т. к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать: медицинское воздействие; психолого-педагогическую помощь; логопедическую работу.

Для раннего выявления стертой дизартрии и правильной организации комплексного воздействия необходимо знать симптомы, характеризующие это нарушения. При обследовании ребенка в возрасте 5-6 лет со стертой дизартрией выявляются следующие особенности и негативные симптомы:

Общая моторика

Дети со стертой дизартрией характеризуются моторной неловкостью. У некоторых ограничен объем активных движений. Мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т.п. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т.д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.

Тонкая моторика рук

Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» – сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» – поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальцевой гимнастики и другие

На занятиях по оригами испытывают огромные затруднения и не могут выполнять самые простые движения, т.к. требуются и пространственная ориентировка, и тонкие дифференцированные движения рук. Многие дети до 5-6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы.

У детей со стертой дизартрией уже в первом классе могут отмечаться трудности при овладении графическими навыками. У некоторых детей наблюдается «зеркальное письмо». Например, может быть замена букв «д» на «б». Возможны замены гласных, окончаний слов при письме. Нередко отмечается плохой почерк и медленный темп письма.

Стертая дизартрия, которая в дошкольном возрасте в основном проявляется в неразборчивой речи, в школьном возрасте осложняется трудностями освоения письменной речи. Это большое число ошибок на письме и трудности овладения чтением. Все это препятствует успешному освоению школьной программы. В то же время специалисты-логопеды, педагоги детского сада и родители могут еще в дошкольный период помочь ребенку со стертой дизартрией и устранить нарушения, мешающие четкой и внятной речи, а также убрать предпосылки нарушений в письменной речи детей.

Особенности артикуляционного аппарата

У детей со стертой дизартрией выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате. У некоторых детей отмечается вялость мышц (паретичность, гипотония).

Мышечная гипотония органов артикуляции проявляются в следующем: лицо гипомимично (слабая мимика), мышцы лица вялые. Отмечается вялость жевательной мускулатуры, дети плохо жуют. Рот чаще открыт, губы вялые, углы их опущены. Во время речи губы остаются вялыми, что ухудшает интонационно-выразительную сторону речи. Язык ребенка находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоподвижный.

Бывает и другая симптоматика, когда тонус мыщц повышен (спастичность). При этом лицо амимично (отсутствуют мимические реакции), мышцы лица напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», то есть вытянуть губы вперед и другие. Язык при повышенном тонусе чаще толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.

Звукопроизношение

При обследовании звукопроизношения выявляются: смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков. Но, в отличие от дислалии (простого нарушения звукопроизношения), речь при стертой дизартрии имеет кроме нарушений звукопроизношения недостатки и в просодической стороне речи, то есть нарушения в интонационно-выразительной окраске речи.

Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность. При обследовании выявляется, что многие дети, которые искажают, пропускают, смешивают или заменяют звуки, изолированно эти же звуки могут правильно произносить. Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих звуков.

Достаточно часто отмечаются такой дефект звукопроизношения как межзубное произнесение и боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость слов, опуская некоторые звуки при стечении согласных.

Просодика

Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда носовой оттенок речи. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и т.п.).

У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся.

Довольно часто выявляются дети с хорошим самоконтролем, у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не проявляется, т.к. произносят слова они скандированно, то есть по слогам. При этом выражены нарушения просодики, от чего страдает коммуникативная функция речи, ухудшаются возможности речевого общения ребенка и с другими детьми и с взрослыми.

Группы детей со стёртой дизартрией

Дети со стертой дизартрией являются неоднородной группой. В зависимости от уровня развития языковых средств дети относятся к разным группам.

Так если нарушены звуки и просодика, а речь по словарному запасу является богатой и грамматически верной, то такой ребенок войдет в группу с фонетическими нарушениями (ФН).

Если же у ребенка кроме нарушений звуков и просодики еще будет нарушен фонематический слух, то такой ребенок со стертой дизартрией уже будет отнесен к группе с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН).

Фонематический слух – это способность выделять и различать фонемы родного языка на уровне слова. Способность к различению звуков формируется в норме у ребенка с 6-месячного возраста ребенка до 1 года 7 месяцев.

В том же случае, когда у ребенка плохо развита речь и отмечается бедный словарный запас, выраженные нарушения в формировании слоговой структуры слов и грамматического строя речи да к тому же еще выявляется грубое нарушение звукопроизношения и просодики, то в этом случае ребенка отнесут к группе с общим недоразвитием речи (ОНР).

Комплексное воздействие

Для устранения стертой дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления.

Медицинское воздействие определяется неврологом. Лечение должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и другие.

Психолого-педагогическое воздействие осуществляется психологами, воспитателями, родителями и учителями-логопедами на групповых занятиях.  Психолого-педагогическое воздействие должно быть направлено на развитие сенсорных функций; уточнение пространственных представлений; формирование конструктивного праксиса; стереогноза, развитие высших корковых функций; формирование тонких дифференцированных движений рук; формирование познавательной деятельности; психологическую подготовку ребенка к обучению в школе.

Логопедическое направление реализует учитель-логопед, на специальных индивидуальных логопедических занятиях, учитывающих специфические особенности ребенка со стертой дизартрией.

Литература

  1. Архипова Е.Ф.Стертая дизартрия у детей (учебное пособие) М.: АСТ-Астрель, 2006.
  2. Архипова Е.Ф.Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии (учебной пособие) М.: Астрель, (серия «Библиотека логопеда») 2008.
  3. Архипова Е.Ф.Логопедический массаж при дизартрии (учебное пособие). М.: Астрель (серия «Библиотека логопеда») 2008.

 

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ, г.Москва.

Дизартрия у детей

Детский медицинский центр неврологии и педиатрии предлагает вашему вниманию услугу — лечение дизартрии у детей. Наши специалисты имеют многолетний опыт и отличные отзывы!


Дизартрия у детей – стойкие расстройства речи, проявляющиеся в неправильном или затрудненном звукопроизношении, вследствие патологий центральной нервной системы или некоторых заболеваний, влияющих на голосовые, мимические и дыхательные мышцы человека. При детской дизартрии наблюдаются расстройства не только в артикуляции отдельных слов и звуков, но и речи в целом, часто приводящие к проблемам с освоением письма и чтения.


Причинами дизартрии у детей нарушений могу явиться: неблагоприятное течение беременности, тяжелые роды, инфекционные заболевания мозга новорожденного, а также травмы головы, интоксикации, кровоизлияния и прочие тяжелые заболевания, провоцирующие осложнения в развитии нервной системы.

Симптомы дизартрии у детей


Речь детей-дизартриков отличается нечеткостью и невнятностью. Лицевая мускулатура очень вялая, ослабленная. Часто наблюдается повышенное слюноотделение. Голос невыразительный: звонкий с пронзительными нотками или чересчур мягкий и тихий. Такие ребятишки либо «тараторят», произнося слова крайне быстро, либо растягивают речь, медленно проговаривая каждый слог. При этом дыхание сбивчивое и неравномерное.


У детей с дизартрией не редко выявляется ряд сопутствующих нарушений: проблемы с жеванием, глотанием, расстройства мелкой и крупной моторики, быстрая утомляемость.

Формы дизартрии у детей


Специалисты выделяют несколько форм дизартрии у детей. Классификация основывается на различии симптоматики вследствие характера и степени повреждения нервной системы:

  • Тяжелая форма дизартрии речи у детей (анартрия) – полное или практически полное отсутствие речи и голоса у ребенка, является следствием паралича челюстно-лицевых мышц. В большинстве случаев выявляется у детей, страдающих церебральным параличом.
  • При средней степени дизартрии речи у детей – речь однообразная и монотонная, малопонятна для окружающих, произношение нечеткое и невнятное. Общение таких ребятишек крайне ограничено. Довольно часто встречается на фоне отставания в интеллектуальном развитии.
  • Легкая степень дизартрии у детей («стертая») – одна из наиболее распространенных форм дизартрии. Характеризуется незначительными отклонениями в звукопроизношении. Речь вполне понятна, однако отсутствует четкость. Диагностируется чаще всего у детей с ОНР (общим недоразвитием речи) или с ослабленным артикуляционным аппаратом.

Лечение дизартрии у детей


Основная цель в лечении дизартрии у детей – это максимально возможное развитие речи ребенка для того, чтобы она стала понятна окружающим и не препятствовала развитию его личности и нахождению в социуме. Коррекционные мероприятия обычно носят комплексный характер, в который входят: полномасштабная логопедическая и медицинская помощь, поддерживающая медикаментозная терапия, массаж и занятия лечебной физкультурой, комплекс дыхательной гимнастики, упражнения на развитие моторики.


Важно, чтобы коррекционная работа проводилась систематически. Необходимо строго исполнять все назначения и рекомендации специалистов, следить за неукоснительным выполнением домашних заданий. Особое значение имеет психологическая поддержка родных. Очень ценно, чтобы ребенок чувствовал, что он любим, хвалите его, несмотря на имеющиеся недостатки и слабости.

CSLOT: Центр речи, языка, трудотерапии и прикладного анализа поведения

Дизартрия обычно вызывается неврологическими состояниями, такими как болезнь Паркинсона, церебральный паралич, болезнь Лу Герига или поздние стадии рассеянного склероза. Это может также произойти после нарушения мозгового кровообращения (инсульта), черепно-мозговой травмы, опухоли или инфекции.

Существующая при рождении или возникающая со временем, дизартрия считается двигательным расстройством. Симптомы возникают из-за паралича, слабости или нарушения координации мышц, которые координируют производство звуков речи, и могут быть замечены в любом из других факторов, необходимых для беглой речи. К ним относятся дыхание (дыхание), фонация (звук, создаваемый вибрацией голосовых связок), резонанс (интонация или тон голоса), артикуляция (движение структур полости рта) и просодия (качество и интенсивность голоса).

Дизартрия, возникающая в результате инсульта, обычно делится на две категории в зависимости от локализации повреждения в головном мозге. Повреждение верхних мотонейронов (ВМН), идущих от головного мозга к позвоночнику, приводит к спастической дизартрии, а повреждение нижних мотонейронов (НМН), идущих от позвоночника к мышцам, приводит к вялой дизартрии.

Что такое спастическая дизартрия?

Что означает «повышенный тонус», спастическая дизартрия может быть односторонней (с одной стороны тела) или двусторонней (с обеих сторон тела). Одностороннее повреждение может быть замечено в чертах лица, которые свисают на стороне лица, противоположной стороне мозга, где произошло повреждение. Язык часто двигается медленно и с трудом касается слабой стороны рта. Небо или часть ротовой полости, образующая нёбо, обычно поражается минимально. Гортань или мышцы горла, как правило, не поражаются, поэтому способность клиента глотать обычно в порядке. Прогноз в отношении разборчивой речи может быть хорошим, если терапия начата вскоре после повреждения головного мозга.

Более изнурительный аспект спастической дизартрии возникает при двустороннем поражении верхних двигательных нейронов (ВМН). Двустороннее поражение ВМН, также известное как псевдобульбарный паралич, серьезно влияет как на диапазон, так и на скорость движений языка, губ и челюсти. Задняя и передняя часть языка, как правило, поражаются непропорционально, что приводит к искажению различных классов звуков. Качество голоса может восприниматься как «резкое», звучащее почти придушенно. Высота голоса обычно низкая с небольшим изменением громкости. Нередко возникают проблемы с жеванием и глотанием. Движение неба может быть сильно снижено, что приводит к чрезмерно гнусавому говору.

Что такое вялая дизартрия?

Вялая дизартрия вызывается поражением нижних двигательных нейронов (НМН). Симптомы могут наблюдаться при рефлекторных, автоматических или произвольных движениях и чаще всего возникают в результате инсульта ствола мозга или состояния, известного как тяжелая миастения. Рефлексы снижаются, что, в свою очередь, со временем приводит к укорочению или атрофии мышц. Если происходит атрофия, мышцы могут стать дряблыми, и им будет трудно подниматься, тянуться или двигаться вперед. Также может возникать мелкий тремор, нарушающий плавность движений, особенно языка. Произведение речи будет различаться по точности, но звуки, требующие удара кончиком языка (/p/, /t/ и /k/) или звуки, требующие давления во рту (/s/, /f/), с большей вероятностью будут затронуты. .

Повреждение голосовых связок также влияет на воспроизведение голоса. Если одна из голосовых связок парализована, влияние на качество речи зависит от положения складки в момент ее паралича. Чаще, чем паралич одной голосовой связки, обе голосовые связки могут быть не в состоянии двигаться. В этом случае у клиента могут возникнуть проблемы с изменением высоты тона или громкости, а качество голоса клиента часто будет хриплым. Другими характеристиками двустороннего паралича голосовых связок являются слышимое дыхание при вдохе и речь короткими фразами.

Другим поводом для беспокойства у пациентов с поражением нижних двигательных нейронов является дисфагия или трудности с глотанием. Повреждения ствола головного мозга обычно связаны со способностью защищать дыхательные пути. Поскольку инсульты ствола головного мозга обычно вызывают вялую дизартрию, у многих пациентов с поражением нижних двигательных нейронов развивается дисфагия.

Если поражены как верхние, так и нижние двигательные нейроны, у пациента диагностируется боковой амиотрофический склероз (БАС) или болезнь Лу Герига, обычно возникающая на пятом десятилетии жизни, БАС имеет различные симптомы в зависимости от типа и степени поражения нейронов. .

Чем может помочь логопед?

В настоящее время логопеды предлагают несколько вариантов альтернативного общения и кормления. Поскольку каждый пациент уникален, профессионалы разрабатывают программу терапии, которая наилучшим образом соответствует его непосредственным потребностям. Если существует дефицит как речи, так и глотания, сначала будут решаться проблемы с глотанием, чтобы установить правильное питание. Если человек силен, обе области могут быть затронуты одновременно. Важно помнить, что различия в симптомах и терапевтических возможностях будут возникать в зависимости от локализации и тяжести повреждения головного мозга.

Ребенок старшего возраста с апраксией и дизартрией

В: Я работаю логопедом в детской больнице.

У меня есть мальчик, которого я наблюдаю за терапией, у которого тяжелая (всего тела) апраксия. Он приходил на терапию в эту больницу в течение многих лет и прошел через нескольких терапевтов. Он понятен, и мы сейчас работаем над /l/ и /l/-блендами. Он подставляет н/л. Я чувствую, что он достиг плато.

Он также получает терапию в школе. Он владеет большинством звуков, кроме гласных, дифтонгов, некоторых смесей и всех звонких согласных. Эти области были нацелены в прошлом, и был достигнут прогресс, а также достигнуто плато. Есть идеи? Я потерялся, а его мать не хочет отказываться от лечения в этой больнице.

Если его гласные и дифтонги искажены, у него проблемы с назальностью и ему трудно контролировать начало голоса, это звучит как дизартрия . Он, вероятно, ребенок, страдающий одновременно апраксией и дизартрикой.

Апраксия больше проявляется в первые годы жизни как ОТСУТСТВИЕ звука. Но по мере усвоения фонем продолжающееся искажение гласных — это дизартрия . Если это дизартрия, то должны быть проблемы с частотой и ритмом. Замены носа — это тоже скорее дизартрическая проблема.

  проблема большинства из нас заключается в том, что мы думаем с точки зрения изучения согласных. Проблема дизартрии не в этом. Проблемы, которые мешают четкой речи при дизартрии, — это темп, ритм, просодия, резонанс, начало озвучивания и искажение звука.

Акцент на просодических элементах

Темп, ритм, проекция голоса, громкость, интонация, звонкость и «выбивание» слогов. Заставьте его говорить, говорить, возможно, говорить немного громче.

Фокус на резонансе

Оральный и носовой звук. Помогите ему научиться оставаться устным все время, кроме /m, n/, ng/. Научите его оставаться оральным, производя все скольжения. Помогите ему настроить ухо на оральный резонанс. Для него это кажется и звучит нормальным быть слишком гнусавым. Помогите ему научиться слышать чем и заставить более устный звук.

Акцент на гласных

Четкость отдельных гласных. Начните с первых развивающихся гласных – ee, oo, ah, oh, uh. Работайте над гласными изолированно. Продлите их вместе, чтобы у него было время услышать акустические параметры каждого из них. Работайте над произношением односложных слов с четкими гласными. Начните со слов CV: иди, смотри, нет, я, делай, пчела и т. д.

Сосредоточьтесь на дифтонгах

Убедитесь, что он произносит четкие одиночные гласные на каждом конце дифтонга. Работайте над CVV-словами: привет, пока, вы, сейчас и т. д.

Сосредоточьтесь на ритме

Через поддержание слогов: работайте над выделением правильного количества слогов в словах.

Сосредоточьтесь на озвучивании

Научите его включать и выключать голос по желанию. Научите его контролировать переход между включением и выключением голоса в последовательном речевом акте. Мне нравится, когда дети практикуют такие последовательности, как:

  • Ах—Х—Ах—Х—Ах…
  • Ссс—ззз—сссс—ззз—сссс…
  • Ш-ш-ж-ш—ш-ш-ж-ж…

Таким образом, они учатся включать и выключать голос по своему желанию, не меняя при этом движения речи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *