Старший и младший: В чём разница между старшим и младшим ребенком
В чём разница между старшим и младшим ребенком
Фарида Мадияр
07 ноября 2019 в 09:26
Семья и психология
4698
5 минут
Подарим вам 20 баллов за прочтение статьи. Для зачисления баллов на счет вам необходимо авторизоваться.
Статья
В ожидании третьего ребёнка наш автор задумалась о характерах старших и младших детей. Всегда ли старший ребёнок лишён детства, а младший избалован? А что изменится с появлением третьего малыша? Присоединяйтесь к размышлениям!
К аждый раз в ожидании ребёнка задумываешься, каким будет характер у малыша. Сейчас я в ожидании третьего и переживаю об этом. Мои старшие дети очень разные. Расскажу про различия между старшим и младшим сыновьями.
Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!
Старший ребёнок
Старший ребёнок всегда занимает особенное место для родителей. Именно он впервые сделал их родителями, с ним они ощутили первые родительские чувства. Но с появлением следующего ребёнка старшим зачастую достаётся меньше благ и внимания. Часто бывает так, что родители на старшего взваливают непосильный груз ответственности, повторяя: «Ты должен уступать», «Он маленький, а ты уже большой», хотя разница между детьми может составлять чуть больше года.
На самом деле, старший ничего не должен, и он такой же любимый сын или дочь, как и другие дети в семье. Воспитывая детей, всегда важно помнить, что старшие дети вынуждены заботиться о младшем, однако не стоит приносить в жертву их детство. Он тоже должен играть, бегать с ребятами и не быть привязанным к коляске брата или сестры.
Наши принципы воспитания детей:
- В семье главный – это ПАПА. Мы должны слушать его. Папино слово для нас – закон.
- Именно папа говорит сыну: слушай маму, помогай маме, позаботься о брате.
- Уважение к окружающим: уступать старшим место, слушать их, не мусорить, убирать за собой.
Главное для меня – уделить старшему достаточно внимания, чаще обнимать, стараться не грузить ответственностью. Думаю, всему своё время. Сейчас у старшего сына основное занятие – игра, во время игры он познаёт мир, учится общению, сочувствию, дружбе и другим важным качествам.
Младший ребёнок
Младший ребёнок в семье всегда остаётся младшим, согласны? Обычно они самые милые для всех и поэтому часто избалованные. Такие дети часто становятся «жертвами» воспитания. Бабушки и дедушки предъявляют на ребёнка особые права, и в семье устанавливается такой порядок, что родители не имеют права их ругать. Зато чадо может не соглашаться и не слушаться старших. Любящие бабушки и дедушки сильно балуют их, делают всё, что скажет внук или внучка. В итоге дети растут неуступчивыми и капризными.
Часто вместо бабушек и дедушек выступают другие родные: тетя, дядя или сам родитель, который, жалея ребёнка, балует его безгранично. Нашего младшего зовут Мустафа, и скоро он будет иметь новый статус: у него появится младший брат. Он уже знает об этом, но ещё не представляет, каково это.
Наш Мустафа – как сын для дедушки. Особенно это видно, когда я повышаю на него голос, тогда он ищет спасения у дедушки. С самого рождения дедушка носил Мустафу на руках, катал его в коляске и очень заботился о младшем внуке. Даже когда он спит днём, дед оберегает его сон. Я спокойно могу оставлять сына с ним, зная, что он в надёжных и заботливых руках.
Такой он, наш балованный, немного капризный малыш. А ещё он эгоист, до сих пор не умеет делить свои вещи с братом. Нелегко ему будет с потерей роли самого младшего сына в семье. Но придётся смириться.
Между первым и вторым ребёнком у нас разница 2 года и 3 месяца. Когда я была беременна второй раз, думала, что сын ещё мал, ещё не понимает. Теперь-то я знаю, что совершила ошибку. В итоге, когда он пришёл в роддом с отцом, не понимал ничего, был в шоке и обижен на меня. А когда были уже дома, я постаралась много времени уделить ему, но не всегда получалось, и он начал ревновать меня к малышу. Так продолжалось две или три недели, пока я не поговорила с ним.
Сейчас всё по-другому: как только был виден мой животик, старший сын спросил: «Почему у тебя живот такой большой?». Я ответила: «Там маленький малыш, твой младший брат или сестрёнка». Он был очень рад, и теперь у него привычка гладить мой животик и разговаривать с ним.
Актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.
С нами уже более 50 000 подписчиков!
А какие различия между старшим и младшим замечали вы? Поделитесь в комментариях!
Посоветуй статью подругам
Старший, средний, младший | PSYCHOLOGIES
12 990
Родителям
«Я всегда удивляюсь, почему муж и его младший брат такие разные, — признается 30-летняя Ксения. — Андрей — ответственный, организованный человек, а его брат — весельчак и лентяй. По всем меркам старший успешнее младшего: лучше учился, работает в более престижной компании. Но у его брата гораздо больше друзей, и мне кажется, что при всей его неорганизованности ему живется радостнее».
Старшие — консерваторы и перфекционисты, младшие — дерзкие смельчаки и творческие натуры, утверждает американский историк науки Фрэнк Саллоуэй в книге «Рожденный бунтовать» («Born to Rebel: Birth Order, Family Dynamics and Creative Lives». Pantheon Books, 1996). Он исследовал биографии семи тысяч исторических и научных деятелей, радикально повлиявших на атмосферу своей эпохи, и обнаружил: среди младших (не первенцев) в 18 раз больше революционеров (а также ученых, «перевернувших мир»), чем среди старших.
Австралийский психолог Уолтер Тоумен, изучив тысячи современных семей, увидел, что модели поведения во многом определяются «порядковым номером» ребенка в семье, о чем написал в книге «Семейные расстановки («Family Constellation». Springer Publishing Company, 1993).
С появлением каждого следующего ребенка реакции и поведение родителей меняются
«У многих из тех, кто занимает сходные позиции в семьях, действительно заметны похожие психологические характеристики, — говорит семейный психотерапевт Александр Черников. — Так, на консультации клиенты нередко говорят о себе: «Мне всегда приходится непросто, потому что я слишком серьезно (неуверенно, легко) ко всему отношусь, я ведь был старшим (средним, младшим)».
На формирование индивидуальных различий влияет не только место ребенка среди братьев и сестер. «Важный фактор — это стиль отношения родителей к детям. С появлением каждого следующего ребенка их реакции и поведение меняются, — объясняет Александр Черников. — Меняется ситуация в семье, материальное положение, у одной и той же женщины в 20 и в 35 лет разный жизненный опыт».
Кем же лучше быть, старшим, младшим, средним? Однозначного ответа нет: у каждой позиции свои плюсы и минусы.
Если их двое
Если в семье два ребенка, кажется, что им должно быть проще, ведь у каждого только один конкурент. Но соперничество один на один может быть жестким, особенно если у детей маленькая разница в возрасте. С появлением младшего старший переживает кризис перераспределения ролей.
«Девочка воспринимает рождение младшего проще, чем мальчик, обычно с удовольствием включаясь в его воспитание, — говорит Елена Морозова. — А первенцу-мальчику порой бывает трудно, особенно если младшая, наоборот, девочка и в чем-то его обгоняет (скажем, в учебе). Он может начать хуже себя вести или учиться».
Но и младшему нелегко: чувствуя, что причиняет старшему страдания, он не может понять почему. Он часто сталкивается с тем, что старший (авторитет и кумир!) отвергает его любовь и восхищение. Это может приводить к поискам всевозможных способов загладить воображаемую вину: младший может принять бессознательную установку на поражение, чтобы хоть в чем-то отдать старшему первенство.
Старший: много внимания, много ожиданий
«Он появился в семье первым и какое-то время остается единственным, — говорит детский психолог Елена Морозова. — Как правило, ему уделяют много времени, с ним много занимаются. Но ему достаются и тревоги, и неуверенность молодых родителей». Мужчина и женщина становятся отцом и матерью именно благодаря ему, с ним вместе они проживают заново то наследство, которое вынесли из своего детства и с которым, возможно, не до конца разобрались.
«До рождения первенца, — поясняет Елена Морозова, — у нас нет другого опыта воспитания, кроме того, как воспитывали нас самих. Поэтому с первым ребенком мы либо повторяем родительский стиль воспитания, либо пытаемся все делать наоборот. Отказ от привычного стиля ничуть не лучше слепого следования ему: он также демонстрирует нашу зависимость от родителей. Образно говоря, первенец оказывается промокашкой, которую первой прикладывают к кляксе и которая впитывает больше всего чернил».
Пока он у родителей один, он все время на передовой — внимание взрослых сосредоточено только на нем. Такая позиция может восприниматься как привилегированная, но, как только его поведение перестает устраивать родителей, возникает конфликт, и взрослые нередко готовы отстаивать свою позицию до победного конца. Ведь еще нет следующих детей, которые будут претендовать на их внимание. И, конечно, рано или поздно старший сталкивается с испытанием, которым для него неизбежно становится рождение брата или сестры.
Младший: любимчик, конкурент
Самый младший в семье имеет дело с опытными родителями, которые меньше тревожатся, чем после рождения первенца. У него больше шансов стать любимчиком, и часто родители склонны, не отдавая себе отчета, задерживать его взросление, оставляя его «своим малышом». У последнего ребенка нет соперника, идущего ему на смену, благодаря которому он чувствовал бы потребность поскорее вырасти, научиться чему-то, — ему некуда торопиться.
«Младшим свойственны беззаботность, оптимизм и готовность принимать чужое покровительство, — говорит Александр Черников. — У них могут возникнуть проблемы с самодисциплиной, им бывает трудно самостоятельно принимать решения». Быть любимчиком не так уж и выгодно: чтобы продолжать нравиться, он подчиняется желаниям родителей. Но так он еще больше противопоставляет себя старшим братьям и сестрам, которые, конечно же, ревнуют.
«Не все проявления ревности очевидны для родителей. Так, если старшие играют с малышом, как с куклой, родители обычно одобряют их поведение. Но на самом деле старшие таким образом обезвреживают потенциального конкурента, не давая ему расти: они всегда готовы помочь малышу одеться или покормить его, хотя он уже умеет делать это сам», — объясняет Елена Морозова.
«Он знает, что силой в отношениях ничего не добьешься, — продолжает Александр Черников. — Поэтому часто вырабатывает обходные пути достижения своих целей». Младшие становятся настоящими мастерами общения, «ведь им приходится жить в обществе старших и учиться выстраивать с ними отношения, — говорит Елена Морозова. — Семья — первый социальный институт, с которым сталкивается ребенок, и старший проходит его, общаясь только со взрослыми, второй простраивает отношения с партнером-соперником. А младшему достается еще больше партнеров, его опыт богаче и разнообразнее».
Но в то же время школа жизни младшего суровее: родители всегда пойдут навстречу ребенку, а старшие брат или сестра такими снисходительными не будут, поэтому у младшего есть опыт борьбы (чаще всего закулисной) за свое место в семье.
История вопроса
Сэр Фрэнсис Гальтон, английский антрополог, основатель дифференциальной психологии, в конце XIX века первым заговорил о влиянии порядка рождения в семье на способности ребенка. В начале ХХ века Альфред Адлер, австрийский психолог и ученик Фрейда, описал тип личности, характерный для единственного ребенка ребенка в семье, для второго, для младшего.
Лилиан Бельмон и Фрэнсис Маролла, голландские психологи, в 1973 году исследовали несколько десятков тысяч юношей и установили, что чем больше у ребенка старших братьев и сестер, тем ниже его интеллектуальные способности. Американские психологи Роберт Зайонц и Грегори Маркус попытались объяснить этот феномен: первенец растет в обществе родителей, взрослых людей, которые много знают (среди первенцев больше всего нобелевских лауреатов).
Второй ребенок общается уже не только с родителями, но и со старшим братом или сестрой, которые знают гораздо меньше, чем взрослые, третий — с родителями, старшим, средним… Общий интеллектуальный уровень семейной среды снижается по мере увеличения количества детей, что влияет на развитие младшего ребенка.
Средний: найти свою нишу
Ни старший, ни младший — он ищет свое место. Побыв младшим и (не вполне) насладившись родительским вниманием, он зачастую слишком рано теряет привилегированную позицию. Но быть средним порой оказывается легче: «Благодаря отсутствию излишнего родительского давления (завышенных родительских ожиданий, как у старшего, и гиперопеки, как у младшего), средний ребенок живет своей жизнью, той, которая нужна ему самому», — поясняет Елена Морозова.
Средние часто бывают спокойнее, безмятежнее… и налаживают мир между старшим и младшим. «Промежуточная позиция средних детей, — продолжает Александр Черников, — стимулирует развитие у них социальных навыков. Став взрослыми, многие из них хорошо умеют вести переговоры и ладить с разными людьми».
Почему мы в это верим
Любопытна аналогия, использованная американским социологом Далтоном Конли: «Очередность рождения значит примерно столько же, сколько знак зодиака, который не значит ровным счетом ничего. Как в астрологии, видя совпадение, мы говорим: «Ну еще бы, он же Телец!», здесь мы скажем: «Естественно, он же первенец — агрессивный зануда, который хочет всех контролировать!» А в тех случаях, где действительность не вписывается в схему, мы этого даже не замечаем».
Очередность рождения — значимый, но не единственный фактор, который влияет на наши индивидуальные особенности. «Она может способствовать проявлению некоторых черт характера, но не меньшую роль играют множество других вещей, — заключает Елена Морозова. — Это и атмосфера в семье, и ее экономическое положение, и распределение функций между матерью и отцом, и внешние влияния. Данные об очередности рождения стоит принимать во внимание, но нельзя считать их единственной истиной и уж тем более приговором судьбы».
«Семейный сценарий можно изменить»
Psychologies: Насколько важна очередность рождения для формирования личности?
Марина Егорова: Нельзя утверждать, что сложности чьей-либо взрослой жизни могут автоматически вытекать только из того, каким по счету родился ребенок. Однако очередность рождения может влиять, скажем, на развитие интеллекта. Современные исследования показывают, что у средних и младших детей в целом интеллект ниже — хотя важно учитывать, что он часто измеряется по тестам академической успешности, а это не единственный критерий оценки интеллектуальных способностей.
Также исследования показывают: чем больше разница в возрасте, тем меньше действует правило более низкого уровня интеллекта у каждого следующего ребенка. Наоборот, младшие оказываются в более выгодной позиции, потому что старшие дети их стимулируют интеллектуально.
Порядок рождения влияет только на интеллект?
Не только. Американские возрастные психологи Джером Кэган и Джей Стивен Резник исследовали феномен заторможенности у детей, который проявляется как боязнь незнакомых людей и страх перед непривычными игрушками. Обнаружилось, этот эффект чаще наблюдается у тех, у кого есть старший брат или сестра. Дело в том, что в семье они постоянно контактируют с кем-то, чьи действия нельзя предугадать: ожидать от мамы, что она напугает, было бы странно, а трехлетний брат или сестра вполне способны это сделать. И у младшего ребенка может возникнуть ощущение, что мир непредсказуем, и желание от него спрятаться.
Не значит ли это, что легче тем, кто растет один?
Родителям стоит учитывать эти данные в виду, но при этом и понимать, что любой выбор жизненного пути — это в том числе и выбор рисков. Один ребенок — это определенные особенности воспитания, в семье, где он единственный, волнуются за него больше, чем в многодетной… Пятеро детей — это другие риски, но и они не фатальны, просто, зная о них, родители могут предупреждать трудные ситуации.
Вырастая, можем ли мы изменить то, что впитано в родительской семье?
От семьи мы получаем две вещи: среду и генотип. Генотип мы изменить не можем. Сценарий же, заданный семейной средой, изменить непросто, но возможно. В этом смысле большую роль играет любовь: это тот самый опыт особого контакта с другим человеком, благодаря которому можно помочь себе измениться. Другой путь — психотерапия: в ее основе лежит идея, что, каким бы ни был предшествующий опыт, у нас всегда есть возможность беспредельно меняться.
Книги на тему
Родителям:
- Марсель Руфо. «Братья и сестры, болезнь любви». У-Фактория, 2006.
- Елена Силина, Л. Баландина. «Какие они, дети из многодетных семей». Пермь, 2005.
Детям:
- Реннаут Клайва, Ингер Лисе Белсвик. «И не забывай гладить котенка». Самокат, 2006. Эта книга поможет ребенку разобраться со сложными чувствами, которые он переживает после появления в семье малыша.
Об эксперте
Марина Егорова — доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психогенетики факультета психологии МГУ.
Текст:Жанна Сергеева, Дарья МихееваИсточник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
«Cтрах одиночества родом из детства»: как рождается аутофобия — мнение психиатра
«Виню себя за то, что испытываю оргазм, а мой парень — нет»
«Когда родители ругаются на меня, впадаю в ступор и не могу защититься, а ведь мне уже 31»
Психическое расстройство, из-за которого тянет в политику: необычное открытие ученых
Ален Эриль: «Я помогаю умереть прежней паре, чтобы родилась новая» — интервью сексолога
10 цитат Джейн Биркин, которые идеально характеризуют поколение «бумеров»
Душевная пустота: что это и как ее правильно заполнять — 5 шагов
«Я знаю, что друг изменяет жене, сдавать его или нет?»
Старший, Младший и Суффиксы имени в целом
Старший и Младший
Специалисты по генеалогии не могут предположить, что лица, обозначенные как Старший и Младший , были отцом и сыном. В колониальные времена и на протяжении большей части девятнадцатого века использование Senior и Junior вообще не подразумевало никакой связи.
Семейные исследователи, пытающиеся разобраться в людях с одинаковыми именами, также должны знать, что Старший и Младший не были постоянной частью имени человека, как это обычно бывает в современном мире. В наше время мужчины более или менее постоянно идентифицируют себя как «старший», «младший», «II», «III», «IV» и так далее. Но в колониальные времена эти суффиксы, как правило, не были частью имени человека, а скорее более или менее временным обозначением, чтобы различать двух людей с одним и тем же именем. Обозначения могут меняться, когда люди умирают, переезжают в другое место или по другим причинам.
Всякий раз, когда два человека с одним и тем же именем проживали в одной и той же юрисдикции, требовались какие-то средства, чтобы отличить их друг от друга. Использование Старший и Младший были наиболее распространенными способами сделать это — просто означая, что один человек был старше другого. Два человека с одним и тем же именем в одном и том же районе, вероятно, были связаны друг с другом, и часто это были отношения отца и сына. (Или мать и дочь. Женщин также можно назвать Старшими и Младшими.) Но не следует путать причину со следствием. Использование Senior и Junior было просто средством различения двух людей с одинаковым именем, независимо от того, связаны они родством или нет. Если между двумя лицами существовала связь, ее природа должна быть раскрыта другими средствами.
В моем собственном исследовании я видел скромное, но значительное количество людей с одинаковыми именами, которых звали Старший и Младший , но они не были отцом и сыном. Например, на моем веб-сайте есть несколько случаев, когда дядей и племянников называли Senior и Junior , а также один случай двух двоюродных братьев и сестер. Есть также экземпляры Senior и Junior , используемые для различения дедушек и внуков, и более одного случая среди семей на этом веб-сайте, в котором Старший и Младший вообще не были связаны между собой.
Альтернативы Старшему и Младшему
Два человека с одинаковыми именами иногда отличались друг от друга другими способами:
- Использование «старшего» и «младшего» было менее распространенным, но означало то же самое, что и Старший и Младший.
- Иногда использовалось ремесло или профессия. Например, на этих страницах я привожу случай с человеком, который всю жизнь называл себя «Джон Хендрик, плотник», чтобы отличить себя от своего двоюродного брата и ближайшего соседа, которого также звали Джон Хендрик.
- Иногда дифференциаторы были семейными. Например, «Джон Смит, сын Самуила» и «Джон Смит, сын Иоанна» могут различать двух двоюродных братьев.
- Также использовались географические дескрипторы, например, при обозначении одного человека как «Джон Смит из Фишинг-Крик», а другого как «Джон Смит из Дип-Крик».
Эти описательные прилагательные постепенно потеряли популярность по мере того, как стали использоваться отчества. Отчества стали постоянным способом различения людей с одинаковым именем и фамилией. В колониальный период отчества были довольно редки. Хотя они не стали по-настоящему обычными вплоть до 19-й -й век, они служили цели дифференциации индивидуумов. (См. отдельный документ об использовании отчества.)
Использование суффикса рода занятий может вызвать путаницу, поскольку клерки, записывавшие документы и события, часто опускали запятую между фамилией и родом занятий. Например, Джон Хендрик Смит и Джеймс Хендрик Купер могут быть братьями Хендриками с разными занятиями. При работе с абстрактными записями полезно выработать привычку проверять индексы на «бондарь», «кузнец», «плотник», «клерк» и т. д. на тот случай, если референт неправильно понял имя.
Суффиксы социального статуса
Esquire (эскв.), Gentleman (Gent.) и Yeoman — наиболее часто встречающиеся суффиксы, указывающие на социальный статус.
Эсквайр возник как социальный ранг ниже Рыцаря (происходит от слова оруженосец). В то время, когда Америка заселялась, Эсквайр был плохо определенным почетным титулом, используемым для обозначения старших сыновей рыцарей и некоторых старших сыновей пэров (оруженосцев по рождению), а также судей и некоторых других должностных лиц (оруженосцев по должности). В колониальной Америке преобладала последняя форма, и она стала применяться в основном к нынешним или бывшим судьям. (Хотя из-за отсутствия определения теоретически на него может претендовать почти любой.) Сегодня этот титул используется адвокатами, некоторыми дипломатами и по крайней мере одним братским орденом.
Джентльмен изначально был социальным рангом между эсквайром и йоменом, который включал остальную часть дворянства — оставшихся сыновей пэров, младших сыновей рыцарей и оруженосцев, а также любых других потомков дворянства или дворянства, которые не могли претендовать к лучшему названию. Постепенно это стало применяться и ко всем, у кого был достаточный доход, чтобы не зарабатывать на жизнь. В Америке его обычно применяли к образованным, состоятельным, высокопоставленным или видным семьям без какого-либо реального определения. В конце концов, конечно, любой мог претендовать на титул.
Йомен , в первые дни заселения Нового Света, был термином, описывающим своего рода фригольдеров из среднего класса. Хотя это определение было нечетким, оно обычно применялось к мелким землевладельцам или относительно зажиточным торговцам. Ко времени революции этот термин обычно применялся к семейным фермерам.
Суффиксы правового статуса
Просто для тщательности мы также находим суффиксы имен, указывающие на какой-либо правовой статус — Умерший , Имущество , Вдова , Сирота, Единственная женщина, Тайная женщина, Реликт (вдова) и так далее. Смысл обычно очевиден.
Мелкая правка 28 июля 2018 г.
Разница между младшими и старшими
Вы ищете работу в сфере ИТ или хотите отметить свой уровень квалификации в этой области? Вы младший, старший или что-то среднее?
Ответ на эти вопросы может показаться в целом решенным и очевидным, но на самом деле все гораздо сложнее. Мы постараемся остановиться на этой проблеме более подробно и показать вам разницу между упомянутыми позициями и какую роль играет опыт в определении вашего авторитета.
Проблема с определением
Если вы спросите двух опытных разработчиков, как бы они описали старшую должность, вы, вероятно, получите два разных предвзятых ответа. Определение этого термина зависит от контекста. Вы спрашиваете — как я, джуниор-разработчик, могу объективно определить, что стал сениором? Мы никогда не сможем провести черту с абсолютной уверенностью.
Метки младшего и старшего трудно определить, потому что они оба могут представлять одного разработчика одновременно. В зависимости от контекста, если разработчик считается старшим в отношении платформы .NET, он или она может одновременно считаться младшим в отношении HTML5 и других новых технологий.
Джуниор
В общем, джуниор-разработчик — это человек с опытом работы на какой-либо платформе менее 2-3 лет. Юниоры получают менее сложных задания из в начале, благодаря которым впоследствии они смогут решать еще более сложные задания. Им по-прежнему в некоторой степени требуется старшая помощь . Мы также не считаем их подходящими для взаимодействия с клиентами. Требуется старший специалист для сбора требований к проекту.
Старший
Упомянутый старший находится на противоположном полюсе. Ему или ей обычно является квалифицированным экспертом в выбранных технологиях и отвечает за наставничество младших членов команды. Нет хорошего ответа на вопрос, через сколько лет мы можем считать разработчика старшим. В то время как одни говорят, что старший имеет опыт работы минимум 5-7 лет, другие говорят, что разработчик становится старшим через 10-15 лет. Так что мнения разнятся. Это также зависит от навыков и интереса к изучению нового в течение всего периода работы с выбранной платформой. Можно сказать, что большинство разработчиков называют себя миддлами, то есть чем-то средним между младшими и старшими.