Социальная поддержка детей инвалидов: Какие меры социальной поддержки есть у инвалидов
Статья 28.2. Обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов \ КонсультантПлюс
Статья 28.2. Обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов
(введена Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)
Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
(в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 147-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
(в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 24.04.2020 N 147-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется:
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, о стоимости жилищно-коммунальных услуг в конкретном субъекте Российской Федерации в расчете на 1 квадратный метр площади жилья за отчетный год, федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения, утвержденного Правительством Российской Федерации и применяемого для расчета межбюджетных трансфертов, а также исходя из установленного конкретным субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
(в ред. Федеральных законов от 07.03.2018 N 47-ФЗ, от 29.07.2018 N 272-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют:
1) в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, отчетность об осуществлении переданных им Российской Федерацией полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки, включающую объем расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция из федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем, численность лиц, которым предоставлены указанные меры социальной поддержки, категории получателей мер социальной поддержки, основания получения мер социальной поддержки и стоимость предоставляемого или приобретаемого жилья;
2) в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, отчетность об осуществлении переданных им Российской Федерацией полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки, включающую объем расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция из федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, численность лиц, которым предоставлены указанные меры социальной поддержки, категории получателей мер социальной поддержки, основания получения мер социальной поддержки и размер занимаемой площади жилого помещения.
(часть седьмая в ред. Федерального закона от 19.12.2016 N 461-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
(часть восьмая введена Федеральным законом от 19.12.2016 N 461-ФЗ)
Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
В случае использования средств не по целевому назначению уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Контроль за расходованием средств осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда и социальной защиты населения (в части переданного в соответствии с настоящей статьей полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг), федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства (в части переданного в соответствии с настоящей статьей полномочия по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года), Счетной палатой Российской Федерации.
(часть одиннадцатая в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 408-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, издает обязательные для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации методические указания по осуществлению переданных в соответствии с настоящей статьей полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
(часть двенадцатая введена Федеральным законом от 02.12.2019 N 408-ФЗ)
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, издает обязательные для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации методические указания по осуществлению переданных в соответствии с настоящей статьей полномочий по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
(часть тринадцатая введена Федеральным законом от 02.12.2019 N 408-ФЗ)
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой настоящей статьи.
(часть введена Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)
Поддержка семей с детьми и детей-инвалидов нашла отражение в плане мероприятий Десятилетия детства
Поддержка семей с детьми и детей-инвалидов нашла отражение в плане мероприятий Десятилетия детства
Распоряжением Правительства России от 6 июля 2018 года №1375-р утвержден план основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.
Документ подготовлен Минтрудом России при широком участии заинтересованных органов власти и общественных организаций.
Минтруд России определен ответственным исполнителем по ряду мероприятий, связанных с совершенствованием социальной поддержки семей с детьми, а также детей, имеющих инвалидность.
Повышение благосостояния семей с детьми
В частности, запланировано, что в 2019 году Минтруд России подготовит предложения по совершенствованию комплекса мер социальной поддержки семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей.
Министерство также займется совершенствованием механизма оказания государственной социальной помощи семьям с детьми на основе социального контракта. Уже сейчас социальная помощь на основании социального контракта оказывается практически во всех регионах страны.
Социальный контракт – соглашение, которое заключается между малообеспеченным гражданином и органом социальной защиты населения и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин – реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. Это может быть поиск работы, прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства или любое другое мероприятие, направленное на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации (устройство ребенка в школу и т. п.).
Продолжится работа по созданию условий для совмещения обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью и организации профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Ежегодно регионами реализуется более 500 программ переобучения и 300 программ повышения квалификации для данной категории населения. В 2017 году за предоставлением государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию в органы службы занятости обратилось 17,8 тыс. женщин.
Также к 2021 году будут подготовлены предложения по совершенствованию направлений использования средств материнского (семейного) капитала.
Социальная защита детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их интеграция в современное общество
В 2018 году в структуре Федерального бюро медико-социальной экспертизы будет создан Федеральный центр комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, основными задачами которого являются разработка и внедрение научных подходов и инновационных методов комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, детей-инвалидов, и оценка их эффективности, а также оказание методической помощи регионам.
Внимание будет уделено и вопросу обучения членов семей с детьми-инвалидами, предусматривающего психолого-педагогическое и правовое обучение, обучение подбору и использованию технических средств реабилитации, реабилитационным навыкам, а также навыкам ухода за детьми-инвалидами и общению с ним. Цель – обеспечение развития и воспитания детей-инвалидов, в том числе детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, в семье.
Получит дальнейшее распространение технология самостоятельного или сопровождаемого проживания детей-инвалидов и инвалидов молодого возраста. Мероприятие направлено на развитие у детей-инвалидов навыков самостоятельного проживания после выхода из стационарных организаций социального обслуживания, организацию для инвалидов молодого возраста по окончании их проживания в стационарных организациях социального обслуживания учебного (тренировочного) проживания, сопровождаемого проживания.
Особое внимание будет уделено вопросу внедрения эффективных практик оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, а также детям с ранним детским аутизмом, расстройствами аутистического спектра.
Продолжится распространение лучших региональных практик по развитию стационарозамещающих технологий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания детям-инвалидам и их семьям.
Также будут подготовлены предложения по рациональному подбору технических средств реабилитации (ТСР) детям-инвалидам, включая инновационные ТСР.
В 2019 году запланирована проработка предложений по совершенствованию классификаций и критериев, используемых учреждениями медико-социальной экспертизы при освидетельствовании граждан в возрасте до 18 лет, а также порядка уточнения индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида.
В субъектах Российской Федерации будут разработаны программы по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов. Программы будут софинансироваться из средств федерального бюджета в рамках госпрограммы «Доступная среда» с 2019 года.
Услуги социальной поддержки для детей с ограниченными возможностями
Программа
Уважение прав и способностей каждого человека и активное избегание навешивания ярлыков, стигматизации и дискриминации
UNICEF/2017/Георгиев
Перейти к
Соревнование
Определение инвалидности — это не процесс «да» и «нет», а фактически различение по шкале способностей, способностей и возможностей. На самом деле дееспособность и инвалидность не могут быть определены только на основании медицинского диагноза. Вместо этого существует множество факторов, влияющих на способность или неспособность человека делать то, что он хочет или должен сделать. Например, если ребенок не может ходить или ходить в школу, это может быть связано с любым из ряда различных состояний здоровья или с ограничивающими факторами окружающей среды.
Однако в стране до сих пор используются традиционные методы оценки, которые включают элементы навешивания ярлыков и способствуют стигматизации и дискриминации как детей, так и взрослых.
Классификация детей повышает риск безнадзорности, жестокого обращения и изоляции
Для детей с инвалидностью такой подход не только бесполезен для реализации их основных прав, например, на образование или медицинское обслуживание, но и эффективно препятствует их потенциалу развития.
В какой-то момент своей жизни любой человек может столкнуться с инвалидностью, постоянной или временной, периодической или продолжительной. Навешивать ярлыки на людей и особенно на детей с инвалидностью как на других, неполных или «сломанных» просто несправедливо.
Способность и инвалидность относятся к одной шкале
Термины «способность» и «инвалидность» можно рассматривать по шкале различных уровней и определений. Все, кем бы они ни были, подходят где-то на этой шкале. Это важно для всех людей, но, пожалуй, наиболее жизненно важно для детей.
Вот почему крайне важно не классифицировать людей и детей на основе их способностей или инвалидности, а сосредоточить внимание на их функциональности — их потенциале, возможностях и способностях — , чтобы они могли в полной мере пользоваться своими правами на образование, медицинское обслуживание и социальную поддержку и уход.
Решение
Международная классификация функционирования, инвалидности и здоровья (МКФ) — это мировой стандарт классификации функционирования и инвалидности, согласованный Всемирной ассамблеей здравоохранения в 2001 г. Смещая акцент с состояния здоровья на функционирование, МКФ ставит всех людей в равные условия, позволяя сравнивать их способности и потенциалы с точки зрения их функционирования в рамках общей структуры — и в конечном итоге поддерживать их.
ICF поддерживает политику, основанную на правах, в государственном и других секторах и обеспечивает общий язык и понимание для использования людьми с инвалидностью, предоставления соответствующих услуг или работы с данными об инвалидности.
ЮНИСЕФ работает с партнерами из правительства и гражданского общества над внедрением оценки функциональной инвалидности на основе МКФ, чтобы дети получали наилучшую поддержку и услуги, которые помогут им выжить и преуспеть в жизни.
ЮНИСЕФ стремится к тому, чтобы все дети имели равные основания для полной реализации своего потенциала!
Ресурсы
Для повышения качества образования школьные ресурсы должны быть увеличены и реорганизованы
Посетите страницу
Публичные слушания по ускорению законодательной реформы правосудия для детей
Посетите страницу
Адекватное использование школьных ресурсов для лучшего образования
Присоединяйтесь к нам и участвуйте в диалоге о повышении эффективности и результативности сети начальной школы
Посетите страницу
«Кибербуллинг, прощай! Пока!»
Кампания ЮНИСЕФ и Фонда Телеком для Македонии против киберзапугивания и разжигания ненависти в Интернете создана совместно с молодежью
Получить подробности
Загрузить больше предметов
Систематический обзор социальной поддержки родителей/родителей детей-инвалидов
1. Всемирная организация здравоохранения. Устав ВОЗ: Принципы 1948 г. Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2006.
2. Всемирная организация здравоохранения. Международная классификация функций, инвалидности и здоровья [Статистический центр Ирана, Персидский перевод]. Тегеран: Публикация Статистического центра Ирана; 2016.
3. Даварманеш А., Барати Садех Ф. [Введение в принципы реабилитации инвалидов (персидский)]. Тегеран: Рошд; 2006.
4. Всемирная организация здравоохранения. Международная классификация функционирования, инвалидности и здоровья МКФ. Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2001.
5. Всемирная организация здравоохранения. Всемирный доклад об инвалидности. Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2011.
6. Статистический центр Ирана. [Страновой статистический журнал (персидский)]. Тегеран: Статистический центр Ирана; 2015.
7. Даш М. Воспитание одаренных детей. Нью-Дели: издательство Atlantic Publishers & Distributors; 2005.
8. Национальный центр обучения инвалидов. Руководство IDEA для родителей: исчерпывающее руководство по вашим правам и обязанностям в соответствии с Законом об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA 2004). Нью-Йорк: Национальный центр проблем с обучаемостью; 2006.
9. Организация исключительного образования Ирана. [История исключительной образовательной организации Ирана (персидский)]. Тегеран: Организация исключительного образования Ирана; 2000.
10. Бейкер Б.Л., Блахер Дж., Олссон М.Б. Дети дошкольного возраста с задержкой развития и без нее: проблемы поведения, оптимизм и благополучие родителей. Журнал исследований умственной отсталости. 2005 г.; 49(8): 575-90. [DOI:10.1111/j.1365-2788.2005.00691.x] [PMID] [DOI:10.1111/j.1365-2788.2005.00691.x]
11. Хоган Д.П. Семейные последствия детской инвалидности. Нью-Йорк: Фонд Рассела Сейджа; 2012.
12. Мохаммад Аминзаде Д., Каземян С., Эсмаили М., Асмари Ю. Прогноз воспринимаемой эмпатии на основе эмоциональных схем и устойчивости у матерей с детьми с ограниченными возможностями. Архив реабилитации. 2017; 18(2):138–49. [DOI: 10.21859/jrehab-180138] [DOI: 10.21859/jrehab-180138]
13. Лима MBS, Cardoso VdS, Silva SSdC. Родительский стресс и социальная поддержка лиц, осуществляющих уход за детьми с церебральным параличом. Пайдея (Рибейран-Прету). 2016; 26:207-14. [DOI:10.1590/1982-43272664201608] [DOI:10.1590/1982-43272664201608]
14. Dantas MSdA, Pontes JF, Assis WDd, Collet N. [Семейные трудности и трудности в уходе за детьми с церебральными приятелями sy (португальский)]. Журнал медсестер. 2012 г.; 33:73-80. [DOI:10.1590/S1983-14472012000300010] [DOI:10.1590/S1983-14472012000300010]
15. Кобб С. Социальная поддержка как модератор жизненного стресса. Психосоматическая медицина. 1976 год; 38(5):300-14. [DOI: 10.1097/00006842-197609000-00003] [PMID] [DOI: 10.1097/00006842-197609000-00003]
16. Мусавинасаб М., Раванипур М., Пулади С., Мотамед Н., Барекат М. [ Валидность и надежность анкеты расширения прав и возможностей пожилых пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями при получении социальной поддержки (персидский)]. Иранский журнал старения. 2016; 11(2):258–69. [DOI: 10.21859/sija-1102258] [DOI: 10.21859/sija-1102258]
17. Хельгесон В. Социальная поддержка и качество жизни. Исследование качества жизни. 2003 г.; 12:25-31. [DOI:10.1023/A:1023509117524] [PMID] [DOI:10.1023/A:1023509117524]
18. Nosratabadi M, Sadeghi R, Halvaiepour Z. [Изучение взаимосвязи между социальным капиталом и социальной поддержкой со здоровьем матери у матерей со ссылкой на медицинские центры г. Город Сирджан: структурная модель (персидский)]. Журнал Урмийского факультета сестринского дела и акушерства. 2015 г.; 13(9):781-90.
19. Атадохт А., Джокар Камалабади Н., Хоссейни Киасари Т., Башар-Пур С. [Роль воспринимаемой социальной поддержки в прогнозировании психологических расстройств у людей с ограниченными физическими возможностями и ее сравнение с нормальными субъектами (персидский)]. Архив реабилитации. 2014; 15(3):26-36.
20. Тагизаде Х., Афроуз К. [Сравнение воспринимаемой социальной поддержки и психического здоровья матерей детей с нарушением слуха и без него (персидский)]. Журнал исключительного образования. 2014; 2(124):7-17.
21. Седиги Арфаи Ф., Хесампур Ф. [Взаимосвязь между осознанностью и воспринимаемой социальной поддержкой и психическим здоровьем у матерей детей с умственной отсталостью (персидский)]. Ежеквартальный журнал социальной работы. 2016; 4(4):42-52.
22. Бахри С.Л., Дехган М., Дехган З. [К исследованию роли предсказуемости устойчивости и социальной поддержки в психическом здоровье родителей слепых и глухих детей (персидский)]. Журнал исключительного образования. 2014; 14(1):5-12.
23. Керенхаппуч М.С., Шридеви Г. Бремя воспитателя и социальная поддержка: Матери детей с умственной отсталостью. Саарбрюккен: академическое издательство Lap Lambert; 2014.
24. Бахтияри М., Эмаминаини М., Хатами Х., Ходакарим С., Сахаф Р. [Депрессия и воспринимаемая социальная поддержка у пожилых людей (персидский)]. Иранский журнал старения. 2017; 12(2):192-207.
25. Гобари Б. Б., Рафиха М., Мохаджерани М. [Взаимосвязь между привязанностью к Богу и воспринимаемой социальной поддержкой с посттравматическим развитием у матерей детей с физическими недостатками (персидский)]. Журнал достижений психологии. 2014; 21(1):1-14.
26. Робинсон С., Вайс Дж. А., Лунский Ю., Уэллетт-Кунц Х. Неформальная поддержка и бремя родителей взрослых с нарушениями интеллекта и/или развития. Журнал прикладных исследований умственной отсталости. 2016; 29(4):356-65. [DOI:10.1111/jar.12184] [PMID] [DOI:10.1111/jar.12184]
27. Киссель С.Д., Нельсон В.М. Восприятие родителями серьезности аутистического поведения их ребенка и различий в родительском стрессе, функционировании семьи и социальной поддержке. Сосредоточьтесь на аутизме и других нарушениях развития. 2016; 31(2):152-60. [DOI:10.1177/1088357614537352] [DOI:10.1177/1088357614537352]
28. Gerstein ED, Crnic KA, Blacher JJ, Baker BL. Жизнестойкость и течение повседневного родительского стресса в семьях детей раннего возраста с умственной отсталостью. Журнал исследований умственной отсталости. 2009 г.; 53:981-97. [DOI:10.1111/j.1365-2788.2009.01220.x] [PMID] [PMCID] [DOI:10.1111/j.1365-2788.2009.01220.x]
29. Knestrict T, Kuchey D. Добро пожаловать в Голландию: характеристики устойчивых семей воспитание детей с тяжелыми формами инвалидности. Журнал семейных исследований. 2009 г.; 15:227-44. [DOI:10.5172/jfs.15.3.227] [DOI:10.5172/jfs.15.3.227]
30. Пэриш С.Л., Роуз Р.А., Эндрюс М.Э. Влияние TANF на малообеспеченных матерей, воспитывающих детей-инвалидов. Исключительные дети. 2010 г.; 76:234–53. [DOI: 10.1177/001440291007600206] [DOI: 10.1177/001440291007600206]
31. Halstead EJ, Griffith GM, Hastings RP. Социальная поддержка, преодоление трудностей и позитивное восприятие как потенциальные защитные факторы благополучия матерей детей с нарушениями интеллекта и развития. Международный журнал нарушений развития. 2017; 1-9. [DOI:10.1080/20473869.2017.1329192] [DOI:10.1080/20473869.2017.1329192]
32. Minghui L, Guangxue Y, Skora E, Guanghai W, Yandong C, Qingzhou S, et al. Самоуважение, социальная поддержка и удовлетворенность жизнью у китайских родителей детей с расстройствами аутистического спектра. Исследования расстройств аутистического спектра. 2015 г.; 17:70-7. [DOI:10.1016/j.rasd.2015.05.003] [DOI:10.1016/j.rasd.2015.05.003]
33. Бабби Э. Практика социальных исследований. Белмонт: Обучение Уодсворта Томсона; 2001. [PMID] [PMID]
34. Саджади Х., Мохакеки Камаль Х., Вамеги М., Форозан А.С., Рафей Х., Носратабади М. [Систематический обзор распространенности и факторов риска, связанных с депрессией и ее лечением у пожилых иранцев (персидский)]. Иранский журнал старения. 2013; 7(4):7-15.
35. Какабарай К., Аржмандния А.А., Афрооз Г.А. [Взаимосвязь между стратегиями выживания и воспринимаемой социальной поддержкой и шкалами психического благополучия у родителей с исключительными и нормальными детьми в Керманшахе, 2010 г. (персидский)]. Психология исключительных личностей. 2012 г.; 2(7):1-26.
36. Наримани М., Ростами М. Роль религиозных установок, духовного благополучия и социальной поддержки в прогнозировании удовлетворенности жизнью у матерей умственно отсталых детей (персидский)]. Ислам и журнал здоровья. 2014; 1(3):41-9.
37. Надери Ф., Сафарзаде С., Ройя М. [Сравнение самоболезни, социальной поддержки, социальной тревожности и общего состояния здоровья матерей с умственно отсталыми и нормальными детьми (персидский)]. Здоровье и психология. 2011 г.; 1(1):17-40.
38. Джафари Э. Эсмаили А., Атадохт А. [Связь между религиозностью и социальной поддержкой и стилями преодоления у матерей детей с особыми потребностями (персидский)]. Психология исключительных личностей. 2015 г.; 5(18):89-99. [DOI: 10.22054/JPE.2015.1546]
39. Джадиди М., Сафари С., Джадиди М., Джамали С. [Сравнение социальной поддержки и социальной тревожности между матерями детей с особыми потребностями и матерями нормальных детей (персидский)]. Знания и исследования в области прикладной психологии. 2015 г.; 16(2):43-52.
40. Какабарай К., Афруз Г.А., Хейдар Али Х., Моради А.Р. [Исследование и сравнение психического благополучия, стилей преодоления и воспринимаемой социальной поддержки у родителей, имеющих исключительных и нормальных детей (персидский)]. Журнал исследований психологического здоровья. 2011 г.; 5(2):45-58.
41. Какабарай К., Аржмандния А.А., Афрооз Г.А. [Сравнение воспринимаемой социальной поддержки родителей, имеющих более одного исключительного ребенка, и родителей, имеющих более одного нормального ребенка (персидский язык)]. Ежеквартальное исследование социальной психологии. 2012 г.; 2(8):13-18.
42. Арджманд Ниа А.А., Афроуз Г., Нами М.С. [Сравнение между удовлетворенностью браком, эмоциональным стрессом, когнитивной социальной поддержкой у родителей, имеющих умственно отсталых детей, и у родителей, имеющих нормальных детей (персидский язык)]. Журнал исключительного образования. 2013; 13(116):5-15.
43. Vameghi R, Amir Aliakbari S, Sajedi F, Sajjadi H, Alavimajd H, Hajighasemali S. [Сравнение стресса и воспринимаемой социальной поддержки у матерей 6-18-месячных детей с задержкой развития и без нее (персидский)]. Журнал Хаят. 2015;21(3):74-87.
44. Шейх Эслами А., Садеги Валани З., Мохммади Н. [Взаимосвязь устойчивости и воспринимаемой социальной поддержки с адаптацией матерей с умственно отсталыми детьми (персидский)]. Психология исключительных личностей. 2015 г.; 6(21):141-55.
45. Вализаде С., Давуди Фар А., Берди Озуни Даваджи Р., Алаи З. [Эффективность группового обучения навыкам преодоления стресса и безнадежности у матерей детей с ограниченными интеллектуальными возможностями (персидский)]. Журнал исключительных детей. 2010 г.; 10(3):237-44.
46. Наримани М., Ага Мохаммадиан Шербаф Х.Р., Раджаби С. [Сравнение психического здоровья матерей необычных детей с матерями нормальных детей (персидский)]. Основы психического здоровья. 2007 г.; 9(33-34):15-24.
47. Кимиаие С.А., Мехраби Б.Х., Мирзай З. [Сравнение состояния психического здоровья отцов и матерей умственно отсталых детей в Мешхеде (персидский)]. Исследования тренинга и психологии. 2010 г.; 11(1):261-78.
48. Гадери С., Алаи Карахруди Ф., Юсефи Чайджан П., Насири Оскуи Н. [Участие отцов в уходе за госпитализированным ребенком в педиатрическом отделении интенсивной терапии о стрессе отцов и стратегиях преодоления (персидский)]. Журнал медицинского университета Арак. 2014; 16(10):61-9.
49. Байрами М., Хассими Носратабад Т., Бешарат Р., Мовахеди Ю., Кохпайма С. [Исследование компонентов невротизма у родителей аутичных детей, умственно отсталых и нормальных в городе Тебриз (персидский)]. Журнал исключительного образования. 2013; 9(122):17-27.
50. Мырбакк Э., Течнер С.В. Психические расстройства и проблемы поведения у людей с умственной отсталостью. Исследования в области нарушений развития. 2008 г.; 29:316-32. [DOI:10.1016/j.ridd.2007.06.002] [PMID] [DOI:10.1016/j.ridd.2007.06.002]
51. Несаян А., Асади Гандомани Р. [Эффективность обучения социальным навыкам при поведенческих проблемах у подростков с умственной отсталостью (персидский)]. Архив реабилитации. 2016; 17(2):158-67. [DOI:10.21859/jrehab-1702158] [DOI:10.21859/jrehab-1702158]
52. Готбзаде Асрар Ф., Шакериния И. [Взаимосвязь между стилями воспитания и адаптивным поведением учащихся с умственной отсталостью (персидский)]. Ежеквартальный журнал детского психического здоровья. 2015 г.; 2(3):49-58.
53. Ха Дж. Х., С. Гринберг Дж., Мэйлик М. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями: роль социальной поддержки афроамериканских родителей. Журнал современных социальных услуг. 2011 г.; 92(4):405-11. [DOI:10.1606/1044-3894.4150] [PMID] [PMCID] [DOI:10.1606/1044-3894.4150]
54. Seu Cho K, Joo Hong E. Путь анализа переменных, связанных с качеством жизни матерей с детьми-инвалидами в Корее. Журнал стресса и здоровья Международного общества по изучению стресса. 2013; 29(3):229–39 [DOI:10.1002/smi.2457] [PMID] [DOI:10.1002/smi.2457]
55. Ли А.Р. Структурная модель заботливого поведения матерей детей-инвалидов. Журнал Корейской академии медсестер. 2009 г.; 39(5):673-82. [DOI:10.4040/jkan.2009.39.5.673] [PMID] [DOI:10.4040/jkan.2009.39.5.673]
56. Taanila A, Syrjälä L, Kokkonen J, Järvelin MR. Совладание родителей с детьми с физическими и/или умственными недостатками. Ребенок: уход, здоровье и развитие.