Разное

Социализация в детском саду: Роль детского сада в процессе социализации личности

Содержание

Роль детского сада в процессе социализации личности

Библиографическое описание:

Солгалова, Е. В. Роль детского сада в процессе социализации личности / Е. В. Солгалова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7690/ (дата обращения: 10.03.2023).

Проблема социализации является особо актуальной в настоящее время, т. к. общество сегодня предъявляет новые требования к социальному статусу человека, требует от него целесообразности и полезности приложения сил и максимально полное личностное развитие.

Социализация личности начинается с первых же лет жизни, т. е. именно в детском возрасте у каждого начинает закладываться своя собственная картина мира, в общих чертах начинает формироваться своё представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Иными словами период детства является первой ступенью в процессе социализации личности.

Неотъемлемой частью социализации ребенка является воспитание. Именно в результате воспитания происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру» (Л. С. Выготский)1, т. е. его социализация. Воспитание — это выработка определенного мировоззрения и поведения, гармоническое развитие человеческой личности. Воспитание предусматривает комплекс физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития ребенка.

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей и педагогов. От того каковы условия развития малыша в окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданская позиция.

Первым институтом социализации для дошкольника является детский сад. Здесь ребёнок получает первый опыт общения с чужими взрослыми, учиться взаимодействовать с группой сверстников. Одна из основных задач в ДОУ — это создание социально-благополучной среды для каждого воспитанника. Одна из главных целей — способствовать успешной социализации ребенка.

Таким образом, система воспитательно-образовательной программы ДОУ, как института социализации, должна быть построена на принципах комплексного подхода в воспитании и обучении детей в период раннего возраста. Цели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ заключаются во всестороннем обучении ребенка на основе гармоничного сочетания интеллектуального и физического развития, формировании у детей социальных контактов и способности к совместным действиям в условиях развивающего обучения и воспитания.

В детском саду происходит взращивание человека в процессе создания условий для развития целенаправленных, позитивных и духовно-ценностной ориентаций. Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление. Коллективная деятельность является одной из главных форм воспитания и социализации личности. Это выполнение важных общественных работ, совместные занятия, труд, игра.

Анализируя возрастные особенности ребёнка мы видим что необходимо именно с детства формировать и развивать социальные качества и потребности ребенка: интерес к знаниям, любовь к природе, умение жить в коллективе, считаться с его интересами, дорожить ими. Этот процесс можно осуществить благодаря игре. Ведь игру как наиболее освоенную детьми деятельность, можно использовать как средство включения детей в жизнедеятельность, средство развития любознательности, метод изменения позиции пассивных детей, активизации детей, адаптации их в социальном мире. Игровая форма помогает детям включиться в познавательную деятельность, дает возможность многогранного раскрытия личности, развития ее способностей, сплачивает детей. Игровая деятельность способствует усвоению норм взаимопомощи, сдержанности, воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом. Ведь посредством игры ребенку предоставляется возможность смоделировать, проанализировать и проиграть те жизненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. Это является своего рода «репетицией» будущей жизни. Именно через игровую деятельность происходит освоение детьми социального опыта, совершенствование коммуникативных навыков и навыков построения взаимоотношений со сверстниками. Таким образом, самодвижения потребностей высокого духовного порядка, например, потребности в познании, в искусстве, в творчестве, в достижении моральных и общественных ценностей, необходимо для полноценного формирования личности человека. Более того, отсутствие роста этих потребностей, обеспечивающих активное функционирование человеческих способностей, обязательно ведет сначала к застою личности, а затем и к ее распаду. Напротив, при развитии духовных потребностей человека будет решена проблема внутренней стимуляции его активности и непрекращающегося совершенствования его личности, его социализации.

Общеизвестно, что детство — это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

Многочисленные исследования оказывают, что формирование личности в значительной мере происходит под влиянием семьи и зависит как от особенностей взаимоотношений в семье, так и от стиля общения. Особенности взаимоотношений и общения между членами семьи создают психологическую атмосферу, которая определяет воспитательные возможности семьи, влияют на ребенка наряду с факторами целенаправленного воспитания. Тип семейного воспитания определяется типом сложившихся в семье отношений между ее членами.

В настоящее время идет поиск новых путей сотрудничества детского сада и семьи, как в исследованиях ученых, так и в практике детского сада, разрабатываются новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем — детского сада и семьи, сообществе детского сада и семьи. Сущность подходов состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности, как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей.

Сегодня современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, — к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. Педагоги, воспитатели и родители должны рассматриваться как партнеры в рамках целостного процесса социализации ребенка. Это означает равенство сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение.

Ни один человек не рождается готовым членом общества. Но с самого начала своей жизни человек включен в социальные взаимодействия, где свойства личности зависят от социальной ситуации, ее образа жизни, деятельности и общения. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того как научится говорить. В процессе социального взаимодействия человек приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью личности.

 

Литература:

 

1.             Божович Л. И. «Личность и ее формирование в детском возрасте», Москва, 2005 г.

2.             Выготский Л. С. «Вопросы детской психологии» Изд.Союз 2006

3.             Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. –М.: ГНОМ и Д, 2001. –144с.

4.             Калинина Р., Семёнова Л., Яковлева Г. Ребёнок пошёл в детский сад//Дошкольное воспитание. — 1998 — № 4.

5.             Социальная адаптация детей в ДОУ/ Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской и др. — М., 1992.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, жизнь человека, игровая деятельность, институт социализации, особенность взаимоотношений, развитие личности ребенка, Ранний возраст, социальный опыт, уникальный период.

Адаптация и социализация ребенка в детском саду: что может и должен сделать воспитатель?

В широком смысле слова адаптация — это процесс приспособления индивида к условиям внешней среды. Адаптацией детей в яслях и детском саду называют привыкание малыша к совершенно новой обстановке вне пределов родного дома и без родителей.

Почему одни дети привыкают к детскому саду быстрее и проще, а другие дольше и сложнее? Чтобы помочь малышу, вы должны понимать, от чего зависит успешная адаптация и как решать возникающие проблемы.

Как определить форму адаптации ребенка?

Выделяют три формы адаптации детей дошкольной группы: легкая, средняя и тяжелая. Чтобы определить, к какой из них относится ребенок, понаблюдайте за ним.

Легкая форма адаптации

Малыш вливается в детский коллектив за 2–4 недели. Этот вариант характерен для большинства детей. При этом ребенок:

  • без слез и истерик заходит в группу и остается там;
  • общаясь с педагогом, смотрит ему в глаза;
  • может попросить о помощи;
  • играет с другими детьми;
  • способен сам найти себе занятие на короткое время;
  • быстро привыкает к распорядку дня;
  • адекватно реагирует на замечания воспитателя.

Средняя форма

Адаптация занимает около 1,5 месяцев, при этом малыш:

  • проявляет негативные эмоции, плачет после разлуки с матерью;
  • отвлекаясь, вступает в игру и забывает о расставании;
  • общается с воспитателями и другими детьми;
  • выполняет правила распорядка;
  • адекватно реагирует на замечания;
  • редко затевает ссоры.

Тяжелая форма

Адаптация затягивается на несколько месяцев, а иногда вообще не наступает — в таких случаях говорят о полной дезадаптации, когда ребенок не может посещать дошкольное учреждение. Встречается она крайне редко. Если в течение года ребенок так и не смог привыкнуть к ДОУ, стоит обратиться к специалистам (неврологу, психологу).

В этой форме ребенок:

  • не желает контактировать с воспитателями и детьми;
  • расставаясь с матерью, кричит, плачет или уходит в себя;
  • не желает заходить в группу;
  • отказывается от игр и еды;
  • не хочет соблюдать режим дня;
  • проявляет агрессию или замыкается в себе;
  • плачет или пугается, когда к нему обращается воспитатель.

От чего зависит форма адаптации?

На форму адаптации влияют:

  • Степень привязанности к значимому взрослому, обычно к маме. Чем надежнее привязанность, чем сильнее ребенок уверен в маме, тем легче адаптация. Излишняя эмоциональная привязанность, напротив, осложняет адаптацию.
  • Особенности взаимоотношений в семье. У чутких и внимательных родителей малыш легче приспосабливается к новым условиям, у строгих — тяжелее.
  • Отношение родственников к детскому саду. Сложнее всего детям, которых отдают в садик из-за давления внешних обстоятельств, например, если родителям надо выходить на работу. В семьях, где главная цель — социализация, адаптация проходит проще.
  • Степень социализации ребенка. В детском саду ребенок контактирует с множеством взрослых и ровесников. Если ребенку такое общение в новинку, он может испытывать трудности. Поэтому чем шире был круг общения ребенка до посещения ДОУ, тем легче ему привыкнуть к новой обстановке.
  • Возраст ребенка. Чем старше ребенок, тем дольше адаптация. Оптимальный возраст для начала посещения ДОУ — от 2 до 2,5 лет. В этом возрасте малыш уже начинает интересоваться другими детьми, может с ними взаимодействовать. В то же время еще не наступил кризис трех лет, связанный с формированием своего «я».
  • Здоровье физическое и психическое. Любое отклонение от средних показателей затрудняет адаптацию. Сложно привыкают к детскому саду дети с хроническими заболеваниями (диабетом, астмой), часто болеющие, отстающие в развитии или, наоборот, опережающие ровесников.
  • Вы не в силах воздействовать ни на один из этих факторов, но можете облегчить адаптацию для ребенка.

 

Какую помощь может оказать воспитатель для успешной адаптации и социализации ребенка?

Чтобы успешно справиться с обязанностями воспитателя по адаптации детей в ДОУ, соблюдайте следующие принципы.

  1. Постепенность

Принимайте малышей на адаптацию по очереди, не больше двух детей в один день и четырех в неделю. Пусть сначала ребенок побудет в группе 2 часа. Постепенно увеличивайте время его пребывания, учитывая, насколько быстро происходит привыкание.

  1. Индивидуальный подход

Уделите внимание каждому новичку. Поговорите с родителями, расспросите о предпочтениях и особенностях малыша и постарайтесь в разумных пределах их учесть. Особенно внимательно отнеситесь к чувствительным, эмоциональным и замкнутым детям.

  1. Сотрудничество с родителями

Объясните родителям, что обе стороны должны предъявлять к детям одинаковые требования. Рассказывайте родителям об успехах и достижениях ребенка, демонстрируйте его работы. Оформите уголок в помощь родителям, размещайте там актуальную полезную информацию и советы.

  1. Спокойствие

Адаптация может сопровождаться плачем, упрямством и капризами. Соблюдайте спокойствие и создавайте благоприятный эмоциональный климат. Маленькие дети легко отвлекаются, поэтому возьмите на вооружение простые игры, потешки, песенки и игрушки.

Что еще поможет воспитателю наладить контакт с детьми?

Важный навык, который ускорит социализацию и адаптацию ребенка к детскому саду, — эмоциональный интеллект (ЭИ). Развитый ЭИ помогает достичь успеха на любом этапе жизни. Те, кто обладает им, эмоционально устойчивы, легче выражают свои чувства и считывают эмоции окружающих.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

5 Социальные навыки, важные для детского сада

by Becton Loveless

Социальное и эмоциональное развитие так же важно для успешной учебы в школе, как и когнитивное развитие. Это развитие начинается еще до того, как ребенок ступит в класс, и продолжается на протяжении всей его академической карьеры. Детский сад является особенно важным периодом для этой области развития; именно здесь изучаются и закрепляются основные навыки надлежащего социального поведения. Есть несколько социальных навыков, которые особенно важны для успешного перехода в детский сад.

5 самых важных социальных навыков для детей дошкольного возраста

1) Понимание разницы между правильным и неправильным и понимание того, что у их действий есть последствия

Для некоторых детей школа может стать настоящим шоком. Совершенно неожиданно они оказываются в среде, где команды странных взрослых могут наложить на них санкции за нарушение любого из длинного списка правил. Это может быть особенно трудным переходом, если ребенку никогда не приходилось признавать какую-либо власть, кроме своих родителей (или опекунов).

С другой стороны, этот переход может пройти очень гладко, при условии, что дети понимают разницу между правильным и неправильным. Это включает в себя уважение чувств и прав других, а также признание и уважение авторитетных фигур, ответственных за соблюдение правил.

2) Использование слов для выражения своих потребностей и чувств и понимание того, что у других тоже есть чувства

Научиться выражать чувства социально приемлемым способом жизненно важно для успешной академической карьеры. К детскому саду дети должны быть в состоянии использовать свои слова, чтобы выразить то, что они чувствуют. Если они не могут этого сделать и вместо этого решают бить, кричать или бросать предметы, они столкнутся с огромными трудностями в классе. Мало того, что у них будет меньше шансов удовлетворить свои потребности и желания, они, вероятно, также будут испытывать социальные трудности со своими сверстниками. Для них важно научиться более конструктивным способам выражения своих эмоций, а также уважать чувства и потребности других.

3) Делиться друг с другом, чередоваться и использовать приятные слова во время игры с другими детьми

Это один из самых важных навыков, которыми овладевают в детском саду, и он существенно повлияет на дальнейшую академическую карьеру вашего ребенка. Невероятно редко можно найти классную комнату детского сада, в которой есть все для каждого ученика в классе, и поэтому вашему ребенку просто необходимо научиться делиться игрушками, расходными материалами, материалами и вниманием.

Будьте терпеливы, наблюдая за прогрессом вашего ребенка в этом навыке. Дети в детском саду только начинают учиться вежливо делиться, и часто детям требуется несколько лет, чтобы научиться делать это последовательно.

4) Игра в одиночку или с другими детьми без постоянного присмотра

По мере того, как дети становятся старше и переходят на более высокие уровни обучения, ожидается, что они будут проявлять больше независимости и все меньше и меньше будут нуждаться в прямом надзоре. Часто это вопрос необходимости; учитель просто не может индивидуально контролировать каждого из двадцати или более учеников своего класса. В детском саду ваш ребенок должен быть в состоянии выполнять задание без постоянных напоминаний о том, что он должен делать. Это подготовит его к будущим классам и поможет сформировать чувство независимости и личных достижений.

5) Самостоятельно принимать решения и рисковать, сохраняя при этом безопасность

Для многих детей детский сад – это новое страшное место, вызывающее сильную тревогу. Эти дети могут испытывать трудности в школе, потому что их тревога мешает им исследовать новые места, обдумывать новые идеи и пробовать новые вещи. Для любознательных детей, готовых рисковать и совершать ошибки, детский сад — прекрасное место, полное возможностей учиться, играть и участвовать в новых интересных мероприятиях. Насколько это возможно, помогите ребенку воспитать здоровое чувство любопытства и готовность исследовать новые вещи. Это очень поможет ему при переходе в детский сад. Конечно, это любопытство должно быть уравновешено осознанием безопасности, как для себя, так и для других.

Узнайте больше о подготовке к детскому саду

4 способа развития социальных навыков вашего ребенка для детского сада

Когда ваш ребенок приближается к детскому саду, термин «готовность к школе» приобретает повышенное значение. «С моим ребенком все будет в порядке?» «Есть ли у моего ребенка навыки, необходимые для успешной учебы в школе?» Ты не один; подобные вопросы возникают у многих родителей. Чтобы ответить на эти вопросы, важно по-настоящему понять, что подразумевается под «готовностью к школе».

Готовность к школе — это, по сути, мера того, насколько ребенок подготовлен к успешной работе в классе. Этот показатель рассматривает когнитивные, эмоциональные и социальные навыки, которые понадобятся ребенку, чтобы освоить переход в более формализованную академическую среду.

Часто большое внимание уделяется развитию когнитивных навыков. Но большинство экспертов сходятся во мнении, что социальные и эмоциональные навыки не менее, если не более важны для успеха ребенка в школе.

Давайте рассмотрим некоторые социальные и эмоциональные навыки, необходимые ребенку, и то, как вы можете поддержать развитие этих навыков дома.

1. Выявление и регулирование эмоций 

Дети лучше учатся в школе, когда понимают свои эмоции и в какой-то степени способны их контролировать. Это означает, что они могут определить, когда злятся (например), и выразить этот гнев здоровыми способами, которые не влияют на других.

Дома вы можете поддержать это развитие: 

  • Позволяя ребенку выражать свои эмоции. Помогите ему назвать чувство, а затем поддержите его в поиске подходящих способов показать это чувство.
  • Чтение рассказов или рассматривание картинок вместе с ребенком. Расскажите об эмоциях, которые может испытывать персонаж или человек на картинке. Попросите ребенка угадать, что чувствует человек, что могло привести его к таким чувствам и как он может выразить эти эмоции.

  • Дети многому учатся, наблюдая за взрослыми. Вы помогаете своему ребенку стать эмоционально компетентным, моделируя эмоциональную регуляцию. Поговорите со своим ребенком об эмоциях, которые вы испытываете, и покажите ему здоровые способы выражения этих эмоций. Особенно, когда маленькие глазки смотрят.

2. Установление позитивных отношений

В классе дети должны находиться с другими детьми и взрослыми в течение многих часов. Чтобы учиться в классе, ребенок должен уметь ориентироваться в этих отношениях. Это не означает, что они должны дружить со всеми; но они должны быть вежливы и добры к другим.

 Вы можете помочь своему ребенку развить эти навыки: 

  • Убедитесь, что у него есть возможности для общения. Организуйте время для нее, чтобы быть с другими детьми. После этих посиделок расскажите, в чем вы видели своего ребенка хорошим другом.
  • Делитесь историями о детях в социальных ситуациях. Начните разговор о том, как вы видите, как ребенок строит позитивные отношения с другими, или обсудите альтернативное поведение, когда персонажи не демонстрируют эти навыки. Такие книги, как «Лучшие друзья» Мириам Коэн, «Маргарет и Маргарита» Линн Райзер, «Находка Ямайки» Хуаниты Хэвилл и «Это наш дом» Майкла Розена — замечательные истории, раскрывающие эти темы.

3. Уравновешивайте потребности других 

В классе ребенок является одним из многих и очень быстро понимает, что бывают моменты, когда его потребности не могут быть немедленно удовлетворены. Как членам семьи, трудно подготовить детей к этому. Однако бывают случаи, когда эти обстоятельства возникают естественным путем.

  • Ожидание у врача, стояние в очереди в продуктовом магазине или ожидание рассказа, пока папа купает ребенка. Эти ситуации призывают детей сбалансировать свои собственные потребности и желания с потребностями и желаниями других. Когда возникают такие ситуации, признайте усилия вашего ребенка и дайте ему стратегии преодоления. «Так трудно ждать; ты такой терпеливый. Спасибо. Давайте посмотрим на всех остальных людей в очереди и посчитаем, сколько из них носит синий цвет».
  • Вы также можете подготовить своего ребенка к таким ситуациям, делая книги во время подготовки к детскому саду. Вы можете вместе написать книгу под названием «Иногда мы делимся» и/или «Когда мне приходится ждать» и вместе читать эти книги по мере приближения первого дня в школе.

4. Решение социальных проблем

В классе неизбежно возникают конфликты. Один из величайших подарков, которые мы можем дать ребенку, — это способность решать эти проблемы мирно и с уважением. По мере того, как ребенок растет, важно, чтобы взрослые делали шаг назад и давали ему время и пространство для решения проблем, обучая его таким приемам, как переговоры, сотрудничество, компромисс и принятие точки зрения.

  • Детские книги могут сыграть важную роль в развитии у маленьких детей социальных навыков. Читая рассказ, делайте паузу, когда персонаж сталкивается с проблемой. Поговорите с ребенком о том, как персонаж может решить проблему. Проанализируйте как свою идею, так и развязку в конце истории. Что могло бы произойти, если бы персонаж воспользовался вашими идеями?
  • Моделирование соответствующих методов решения проблем. Расскажите о том, как вы решаете социальные проблемы, чтобы ваш ребенок мог учиться у вас. Часто не существует одного «правильного» способа разрешения конфликта; Есть несколько способов, которыми вы можете воспользоваться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *