Сигматизм боковой: Способы устранения бокового сигматизма.
Способы устранения бокового сигматизма.
Способы устранения бокового сигматизма.
Кудряшова Л.Н.,МБДОУ «Детский сад №15 «Буратино»,Вологодская область, п. Кадуй.
Работаю логопедом в общеобразовательном детском саду. В последние годы все чаще среди дефектов звукопроизношения встречается боковой сигматизм. То есть выдыхаемая струя воздуха проходит не по средней линии, а через боковую щель, одностороннюю или двустороннюю, так как боковые края языка не прилегают к коренным зубам. Произносимые звуки приобретают характерный хлюпающий оттенок. В процессе коррекционно-развивающей работы выяснилось, что традиционные методы и приемы по формированию направленной выдыхаемой воздушной струи и стандартный набор артикуляционных упражнений малоэффективны. Чаще всего причиной бокового сигматизма является паретичность боковых мышц языка, значительно реже –боковой открытый прикус. Всем детям с данной патологией было рекомендовано обязательное посещение детского невролога для назначения медикаментозного лечения, а я, как логопед, подобрала специфические артикуляционные упражнения, направленные на развитие конкретно боковых мышц языка. Взяв за основу упражнения для языка, представленные в книге Т.В. Буденной «Логопедическая гимнастика» (2001) отобрала несколько. Опробовав упражнения лично и несколько изменив некоторые для большего соответствия поставленным задачам, ввела получившийся комплекс в ежедневную артикуляционную гимнастику для детей с боковым сигматизмом. Упражнения большей частью достаточно сложные, требующие больших силовых затрат, поэтому введение в ежедневную практику осуществлялось постепенно, не больше 1-2 упражнений одновременно с повторением не более 5 раз. Уже через полгода была отмечена положительная динамика и к концу учебного года данный дефект был устранен у 6 детей из 7. Ниже приводятся используемые упражнения.
Упражнения для боковых мышц языка.
- Губы в улыбке. Широкий языка покусывать по всей поверхности, постепенно высовывая и снова втягивая. Покусывания должны быть легкими.
- Широкий язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка, а коренные зубы по бокам языка.
- Рот широко открыт, губы растянуты –оскал. Высунуть широкий язык как можно дальше изо рта, а затем втянуть его как можно глубже в рот, чтобы образовался лишь мышечный комок; кончик языка становится незаметным. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
- Рот открыт. Губы в улыбке. Максимально высунуть язык изо рта и тянуть его по очереди в сторону левого, а затем правого уха. Следить, чтобы челюсть и губы не двигались, язык не скользил по нижней губе и зубам.
- Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженный язык кончиком упирается с силой то в одну, то в другую щеку. Следить, чтобы челюсть и губы не двигались.
- Переворачивать во рту кубики из сухих хлебных корок, горох и т.п.
- Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения назад-вперед. Губы и челюсть должны быть неподвижны.
- Рот открыт. Губы в улыбке. Поднимать узкий язык к носу и опускать к подбородку. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась.
- Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка максимально подводится под верхнюю губу и со щелканьем отрывается, втягиваясь вниз, в рот. Следить, чтобы челюсть не двигалась.
- Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и производить движения вперед-назад (к носу и обратно в рот) не отрывая язык от губы. Язык должен быть широким, обхватывать губу снизу.
- Губы в улыбке, рот приоткрыт. Положить широкий язык на нижнюю губу. Затем поднять широкий язык и приклеить его к небу. Вернуть обратно на нижнюю губу. Темп движений увеличивать постепенно, добиваясь точности выполнения и присасывания максимальной площади языка к небу.
- Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут «желобком» или «лодочкой»: боковые края лопатообразного языка поднимаются, и по средней продольной линии языка образуется впадина. Если это движение долго не удается, то можно помогать подниманию краев языка губами, осторожно надавливая ими на боковые края языка. Можно также надавливать зондом или боковым краем шпателя вдоль средней линии языка.
Список литературы:
- Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. –СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
- Винарская Е.Н. Дизартрия. –М.: АСТ, 2005.
- Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов пед.вузов/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
- Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. Логопедические игры и упражнения. –СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002
Что такое ВИЧ
Что делать, если дома произошел пожар!!!
Технология коррекции бокового сигматизма шипящих звуков
На практике очень часто приходится встречать детей с дизартрическими расстройствами речи, проявлением которого является нарушение звукопроизношения: бокой сигматизм группы шипящих звуков «ш», «ж».
Трудность коррекции бокового сигматизма заключается в отсутствии оказания медикоментозной и физиотерапевтической помощи ребенку в силу различных причин. Одной из которых является нежелание родителей воспитанника массового детского сада посетить по рекомендации логопеда таких специалистов, как: физиотерапевт, невропатолог — эти врачи вам помогут, составить наиболее эффективную программу лечения, в том числе проверить здоровье. В результате чего, ребенок остается без должного объема оказываемой ему помощи.
Дизартрия — нарушение произносительной и просодической стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата [1].
При данном виде нарушения звукопроизношения ребенок не может по речевой инструкции логопеда или по подражанию правильно или приближенно к принятому звуковому эталону произнести коррегируемый звук. Поэтому необходимо выбрать опосредованный путь коррекции бокового сигматизма группы шипящих звуков: «ш», «ж». При этом зачастую дети с дизартрией, на первый взгляд, правильно выполняют такие заданные логопедом артикуляционные уклады, как: «Чашечка», подъем языка, «Грибок», «Лошадка» (цокание языком), «Вкусное варенье», «Парус» и т. д. Но качество выполняемых движений несколько снижено: язык недостаточно широкий при подъеме, боковые края языка не прижимаются к зубам, отмечается тремор, саливация, синкинезии. Принятый артикуляционный уклад ребенок не может удержать во время произнесения шипящих звуков: «ш», «ж».
Так как в симптомокомплекс при дизартрии входит такое нарушение, как некоординированность артикуляционных тонких движений, изменение мышечного тонуса. У некоторых детей при наличии бокового сигматизма развиты навыки правильного произношения группы звуков-соноров: «р», «рь». Однако, при автоматизации звука «ш» даже на уровне слов отмечается пропуск соноров: «р», «рь». Причиной данного явления, на мой взгляд, является: нарушение переключения с одной позиции языка на другую, несформированность целенаправленной воздушной струи. Очень часто вкупе с боковым сигматизмом шипящих звуков нарушенными являются свистящие звуки: «с», «сь», «з», «зь», «ц».
В первую очередь при коррекции звукопроизношения назначается медикоментозная и физиотерапия. Но оказавшись на логопункте при массовом детском саде, столкнулась с трудностью — зачастую родители не находили времени, чтобы обратиться к указанным специалистам.
Поэтому, в подобных случаях прибегала к следующей технологии коррекции звукопроизношения при боковом сигматизме шипящих звуков.
1. Выработка правильных артикуляционных укладов при выполнении артикуляционной гимнастики. С детьми отрабатывались следующие положения языка:
Подъем широкого языка, положить на верхнюю губу, удержать в указанной позиции, вернуться в исходное положение. Повторить несколько раз. При этом нужно обращать внимание на тремор. Если наблюдается, прекратить выполнение.
Далее продолжать работать над верхнем положением языка — удерживать широкий язык за верхними резцами. Обращать внимание на положение боковых краев языка.
Аналогичная работа, только язык заводим несколько назад, вглубь ротовой полости. Во всех перечисленных выше заданиях необходимо обращать внимание на качество выполнения: удержание положения под заданный счет, количество повторений, состояние мышечного аппарата языка (язык расслабленный, широкий, боковые края активные). Кроме того, нужно проводить упражнения, направленные на выработку плавного переключения языка с одной позиции на другую.
2. При попытке поставить звук от артикуляционного уклада ребенок возвращается к искаженному варианту произношения. В таких случаях использую логопедические зонды — зонд для постановки шипящих звуков. Несколько приподняв кончик языка с помощью зонда, прошу ребенка произнести звук «т» (как правило, у детей-дизартриков произношение звуков «д», «т» из нижнего положения) и подуть. В данном случае получается утрированное произношение звука «т» похожее на «ш». Используя зонд закрепляем правильное положение языка при произношении шипящего звука «ш». Далее переходим к закреплению позиции языка и произношения на уровне слогов, продолжая пользоваться зондом. Параллельно развиваем фонематический слух: выделяем заданный звук на уровне слогов и слов. Поняв, что ребенок может удержать язык в нужном положении, прошу произнести его звук «ш» в чистом виде, а не от звука «т», используя логопедический зонд. Таким образом проводим еще пару занятий. За это время ребенок привыкает к новому правильному варианту произношения, в итоге- меньше переживает из-за того, что может не получиться.
3. Следующим этапом в коррекции произношения будет — автоматизация звука без использования зонда на уровне слогов и слоговых цепочек. Примеры слогов: открытые, закрытые, со стечением согласных. Повторение слоговых цепочек, содержащие звук «ш», содействуют не только автоматизации произношения, но и развивают фонематический слух. Кроме того, можно вести работу над ритмом — проговаривать слоги с выделением интонационно одного из них.
4. Автоматизация звука «ш» на уровне слов. Отрабатываем произношение звука в начале слова, в конце, середине слова, при стечении с согласными. Параллельно ведем работу над развитием фонематических процессов, навыков слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза. Не забывать отрабатывать воздушную струю. При произношении изолированного звука и в слогах.
5. Дойдя до автоматизации на уровне слов, переходим к постановке звука «ж». Анализируем положение органов артикуляциии при произношении, развиваем воздушную струю. Дальнейший алгоритм работы над звуком такой же, как и при работе со звуком «ш». Обращаем внимание ребенка на различия произносительных и акустических признаков.
6. Отводим достаточное количество занятий на закрепление произношения на уровне связной речи: предложение, рассказ. Учим детей предложение анализировать: количество слов, наличие предлогов, последовательность слов в предложении, деление слов на слоги, определение положения заданного звука в слове. Работа с деформированным текстом и предложением.
Таким образом, вполне возможно поставить нарушенные звуки при дизартрии, не используя медикоментозную и физиотерапию.
Литература:
1. Поваляева М.А. Справочник логопеда.-Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.-448 с.
Автор материала: Зайкова Наталья Николаевна
Также по теме:
Сказки-связки звуков Ш Ж «Ёжик и кошка»
Упражнения на латеральную шепелявость для логопедии
Перейти к содержимому
youtube.com/embed/pQNlLQHfW3o?wmode=transparent&autoplay=0″ allowfullscreen=»» allow=»autoplay; fullscreen»>
Что такое латеральный шепелявый язык?
Боковая шепелявость, также называемая латеральной /s/ или небной шепелявостью, может быть очень сложной проблемой для лечения. При латеральной шепелявости воздух нагнетается по бокам языка для звуков, таких как /s/, /z/ и «sh», а не спереди. Это приводит к смазанному виду качества речи. Может показаться, что у ребенка слишком много слюны во рту.
/s/ Рабочие листы по артикуляции и домашнее задание
От изоляции до приговора | 4 доллара США на TPT
Купить сейчас
Пример латеральной шепелявости
Чтобы увидеть хороший пример латеральной шепелявости, посмотрите этот клип на YouTube с изображением ленивца Сида из фильмов «Ледниковый период»:
Латеральная шепелявость.
В этой статье описывается случай Ребекки (имя изменено в соответствии с HIPAA), которая была 14-летней девочкой с латеральной шепелявостью. Несмотря на то, что существует множество различных логопедических подходов к лечению латеральной шепелявости, здесь я опишу метод, который я использовал, чтобы помочь Ребекке исправить ее латеральную шепелявость.
1. Провести инвентаризацию
Первое, что я сделал с Ребеккой, это собрал образец того, какие слова и звуки вызывали у нее шепелявость. Я обнаружил, что Ребекка шепелявит на следующие звуки во всех словарных позициях: /s/, /z/, «sh», «ge» (например, бежевый), «ch» и «j». Я обнаружил, что она даже шепелявит, когда пытается произнести эти звуки сами по себе, такие как «сссс» или «шшшш».
Я настоятельно рекомендую, когда вы собираете образцы слов, пробовать как можно больше разных слов. Я также рекомендую вам пробовать все различные звуки, с которыми у ребенка возникают проблемы. Вы часто обнаружите, что есть некоторый контекст, в котором ребенок может правильно воспроизвести звук. Например, возможно, ребенок может правильно произнести звук /с/, когда за ним следует звук /о/, например «мыло. ” или когда он встречается в смеси с /t/ в конце слова, например, «лучший».
Если вы хотите загрузить список слов, который я использовал (более 400 слов), щелкните ссылку ниже:
Щелкните здесь, чтобы загрузить списки слов для звуков латеральной шепелявости, которые вы можете использовать для сбора данных или терапии
Для Ребекка, я провел два или три сеанса в поисках хороших постановок, но безрезультатно. Если бы я нашел слово, которое она могла бы постоянно произносить правильно, я бы практиковал это слово снова и снова, чтобы закрепить его, а затем начал практиковать аналогичные слова, чтобы расширить ее производство, например, практиковать «жилет», «испытание» и «отдых». », если она была в состоянии произвести «лучшее».
6px»> 2. Попробуйте позиционные подсказки
Поскольку я не смог придумать ни одного хорошего произведения во время сэмпла, я перешел к описанию Ребекке, куда ей следует прикладывать язык для различных звуков. Мы говорили о том, что когда она произносила /s/, воздуху нужно было проходить через переднюю часть языка, а не по бокам. Я попросил ее положить соломинку для питья перед ее ртом прямо посередине. Когда воздух выходил спереди, она слышала, как воздух ударяется о соломинку. Если нет, то и шума не было. Мы практиковали /s/ таким образом, но она не добилась невероятного успеха в этом. Я также предложил ей попробовать произнести все эти звуки одновременно кончиком языка вверх и кончиком языка вниз, чтобы посмотреть, получится ли у одного из них более успешно. Опять же, не было.
В это время я встречался со студентом раз в неделю. Мы пробовали несколько разных стратегий за сеанс, и я поручал ей выполнять самые успешные из них в качестве домашнего задания. Через неделю, когда она практиковала эту стратегию, я увидел, работает она или нет. К сожалению, ни один из них не помог ей правильно произносить звуки, поэтому мы пошли дальше, хотя они работают и для некоторых других детей.
3. Используйте другие звуки, чтобы добавить обратно
Следующий подход, который я попробовал с Ребеккой, оказался для нее наиболее полезным. Для этого шага я искал другие звуки, которые Ребекка могла издавать с помощью прямого потока воздуха, которые были похожи на звуки, с которыми у нее были проблемы. Например, Ребекка могла издавать очень чистый звук /т/ при прямом воздушном потоке. Этот звук очень похож на /с/, потому что язык находится примерно в том же положении, а голос выключен. Единственная разница в том, что /t/ — это короткий поток воздуха, а /s/ — непрерывный поток воздуха. Я также обнаружил, что Ребекка может издавать звук «т» при прямом воздушном потоке. Этот звук также похож на /s/, поскольку он имеет непрерывный поток воздуха, а голос выключен. Единственная разница заключается в положении языка (немного вперед для «th»).
Взрывная стратегия /t/ для латеральной шепелявости:
Я дал Ребекке два задания, чтобы попрактиковаться дома на предстоящей неделе. Первый заключался в том, чтобы произнести /t/, но постараться немного продержаться. Результат был примерно таким:
«т…т…т…цсссс»
Мы назвали это «взрыв /т/». Я велел ей произнести /т/ три раза, а затем, в четвертый раз, она должна была заставить /т/ взорваться в более длинный звук. Я не сказал ей сразу, что это производит звук /с/, потому что я не хотел вывести ее из себя.
Следующим действием было произношение звука «й», а затем втягивание языка обратно в рот. Я велел ей начинать с «й», а затем медленно оттягивать язык назад, пока он не окажется за сомкнутыми зубами. Опять же, я не сказал ей, что это дает звук /с/.
После недели практики она продемонстрировала мне обе стратегии. Я обнаружил, что взрывное действие /t/ позволяет ей издавать красивый звук /s/, а обратное действие «th» — нет. Мы отказались от обратного «th» и продолжали практиковать взрывное /t/, пока оно не стало твердым.
4. Тренируйтесь произносить определенные слова без латеральной шепелявости
Теперь, когда мы установили один контекст, в котором она могла правильно произносить /s/ («тссс»), пришло время начать вкладывать этот звук в некоторые слова. В этот момент, если бы я попросил ее просто сказать «ссс», она все еще шепелявила, но если бы она добавила /т/ в начале, она добилась большего успеха. По этой причине я выбрал слова, оканчивающиеся на /ts/, чтобы она попрактиковалась в первую очередь. Мы произносили такие слова, как «летучие мыши», «шляпы», «лодки», «мясо» и т. д. Я заставил ее практиковать слова со «взорванным /т/» в конце, пока она не научилась произносить их правильно.
В этот момент я показал ей, что она на самом деле издавала звук /с/, когда взрывала свой /т/. Как только она смогла произнести последние слова /ts/, мы начали работать над словами с /ts/ в середине слова, такими как «пицца», «вычурный» и «Бетси». Я заставлял ее практиковать такие слова несколько раз в день дома.
5. Расширение до других слов без латеральной шепелявости
После практики сочетания звуков /ts/ в течение нескольких недель мы начали работать над отделением /s/ от /t/. Мы тренировались, когда она протягивала часть /s/ смеси /ts/, а затем делала паузу на полпути, произнося /s/. Я сказал ей не шевелить языком во время этой паузы. Это звучало так:
«тсссс….сссссссс»
Мы постепенно увеличивали паузу, пока она не смогла просто начать со звука /с/ вместо того, чтобы всегда нуждаться в /т/.
Как только она научилась произносить «с-с-с» сама по себе, мы работали над тем, чтобы произносить это отдельными словами, такими как «суп», «грязный» и «медь». Мы также работали над включением /s/ в другие сочетания, такие как «sp», «sk» и «sl».
6. Устранение латеральной шепелявости в предложениях (один целевой звук)
Теперь, когда Ребекка смогла произносить /s/ во всех позициях слова и в сочетаниях, мы были готовы начать правильно произносить звук в предложениях. Я просил ее прочитать или произнести предложение, а сам прислушивался ко всем звукам /с/. Она исправит все, что пропустила. Я отправил ей домой задания по чтению, в которых было много звуков /с/, чтобы она попрактиковалась.
Как только мы дошли до этого момента, Ребекка начала вспоминать, как правильно произносить звук /с/ в разговорной речи. Некоторым детям могут потребоваться дополнительные напоминания, чтобы начать делать это.
7. Устранение латеральной шепелявости на другие звуки
Как только ребенок, с которым вы работаете, сможет правильно воспроизвести первый звук в предложении и, возможно, в разговоре, вы захотите вернуться и настроиться на один из других звуков. Поскольку Ребекка сначала освоила /s/, затем мы перешли к /z/. Звук /z/ похож на /s/ по положению и способу его изготовления, но звук /z/ воспроизводится с включенным, а не выключенным голосом. Для этого вам просто нужно произнести звук /s/, а затем заставить ваши голосовые связки гудеть. После нескольких попыток Ребекке это удалось без проблем. Затем мы работали над помещением этого звука в отдельные слова и предложения, поскольку она была готова двигаться вверх.
Когда мы были готовы работать над следующим звуком, мы выбрали «ш», потому что она уже начала получать этот звук самостоятельно. Мы говорили о том, что воздушный поток должен двигаться вперед, как это происходит для /s/ и /z/. Мы только начали работать над этим, когда наступили летние каникулы, и Ребекка не смогла продолжать терапию. Однако, если бы мы продолжали, я бы просто продолжал улучшать звуки ошибок по одному с помощью метода, аналогичного описанным выше.
Дополнительные ресурсы для речевой терапии латеральной шепелявости
/s/ Рабочие листы по артикуляции и домашнее задание
От изоляции к уровню предложения | $ 4 на TPT
Купить сейчас
Элемент выявления речевых звуков.
Библиотека материалов!
/s/ и /z/ Карточки артикуляции
/s/ Рабочие листы для смесей
Материалы для переноса и обобщения
Об авторе: Кэрри Кларк, MA CCC-SLP
Привет, я Кэрри! Я логопед из Колумбии, штат Миссури, США. Я работал с детьми и подростками всех возрастов в школах, дошкольных учреждениях и даже в своей частной практике. Мне нравится копаться в исследованиях по речевым и языковым темам и разбивать их на пошаговые планы для моих подписчиков.
Интересный факт: Однажды я участвовал в триатлоне! Только 2 человека финишировали медленнее меня, но, черт возьми, я сделал это! Я пытался за год до этого, но мне пришлось бросить после велосипеда. Поэтому я попробовал еще раз и завершил его (очень медленно). Я не думаю, что когда-либо буду делать что-то еще, но было удивительно знать, что я сделал это!
Свяжитесь со мной:
SLPCarrie2023-03-02T12:35:54-06:00
Область скользящей панели переключения
Ссылка для загрузки страницы
Перейти к началу
Блог о логопедии Грэма — Логопедия Грэма
28. 02.2018
44 комментария
Ничто так не пугает сердце SLP, как эти два маленьких слова… латеральная шепелявость . Большинству родителей кажется, что это легко исправить. Это всего лишь один или два звука, с которыми у их ребенка проблемы… несколько занятий с логопедом и бум, это должно быть исправлено, верно? Неа! Не так просто.
Теперь, если вы НЕ логопед, позвольте мне сначала определить некоторые термины . Прежде всего, есть шепелявости фронтальные и шепелявости боковые.
A лобная шепелявость возникает, когда высовывается язык между передними зубами или касается их, и издаваемый звук больше похож на звук /th/, чем на звук /s/ или /z/. Многие дети проходят совершенно нормальную фазу шепелявости в лоб. Большинство из них перерастут это и смогут правильно произносить звук /с/ примерно в детском саду. Детям, которые продолжают шепелявить после этого возраста, обычно требуется логопед, чтобы исправить это.
A латеральная шепелявость возникает, когда воздух выходит по сторонам 19 языка и попадает в щеки…. это может происходить на несколько звуков, /s/, /z/, /sh/, / ch/ /zh/ и /dj/. Родители детей с боковой шепелявостью часто описывают речь своего ребенка как «мягкую» или «слюнявую». Эти типы шепелявости НЕ связаны с развитием. Дети с боковой шепелявостью обычно не перерастают ее, и для исправления требуется логопед.
Теперь говорю с моей Коллеги из SLP …. если у вашего ребенка шепелявость набок, я предполагаю, что вы провели тщательное обследование ротовой моторики/механизма , чтобы определить, есть ли у ребенка какие-либо структурные или функциональные проблемы. Если нет… сделай это! У этих детей часто возникают миофункциональные проблемы, и их следует решать (это тема для другого дня).
Давайте поговорим о логопедии при латеральной шепелявости . …
Первое, что мы должны сделать, это добиться правильного произношения целевого звука, будь то /s/, /sh/ или /ch/ (я всегда начинаю с глухих фонем ). По сути, эти дети должны научиться прикреплять боковые края своего языка к внутренним краям своих коренных зубов, чтобы предотвратить выход воздуха в боковом направлении. Существует множество техник, помогающих определить правильное положение языка, например, техника бабочки , с использованием соломинок и фантастические ресурсы от Пэм Маршалла . Но я предпочитаю то, что я называю подход к фонетической аппроксимации .
Я начинаю с извлечения /s/ из звука /t/. Это выглядит примерно так…
- Пусть ребенок произведет 90 118 быстрых повторений звука /т/ («т-т-т-т-т-т-т-т-т-т-т-т»), который прикрепляет боковые края языка к зубам.
- После того, как шаг 1 будет последовательным, я прошу ребенка просто «продержаться» звук /т/ , из-за которого он непреднамеренно издает нелатеральный звук /с/ («т-т-т-т-т-т-т-цсссс»).
- Затем я перехожу непосредственно к словам, оканчивающимся на /t/ , и заставляю их произносить этот *протянутый* /t/ звук в конце слова… поэтому /cat/ становится /cats/, /bat/ становится /bats/, а /hat/ становится /hats/…. затем мы добавляем этот /s/ в начальную позицию слова и продолжаем оттуда.
НО ЭТО НЕ СЕКРЕТ!
Если ваши маленькие клиенты похожи на моих, они быстро поймут, что я пытаюсь заставить их говорить /с/! Тьфу… это означает, что они автоматически возвращаются к боковому воздушному потоку, когда переходят на уровень слова. О, разочарование!
Итак, вот мой «секрет» (барабанная дробь, пожалуйста) . ..
Скажите ребенку, что вы НЕ собираетесь работать над звуком /s/ ! Верно…. ты закончил с /s/ и даже не собираешься больше об этом говорить! Вы собираетесь создать совершенно новый звук. .. звук «спущенной шины»! Когда мы повторяем звук /t/ в шаге 2, он на самом деле звучит так, как будто шина теряет воздух. Это идея моей новой колоды звуковых реплик речи из Bjorem Speech Publications создан специально для детей, которые латерализованы .
Причина, по которой эти новые звуковые сигналы работают так хорошо, заключается в том, что у вас есть визуальное представление их «нового звука». Часто, когда дети начинают добавлять недавно выученный нелатеральный звук в разные позиции слов, они начинают понимать, что мы действительно работаем над /s/, и снова возвращаются к латерализации. Но эти карточки помогают мне напомнить им… НЕТ звуков /с/! Сейчас мы используем только звук «спущенной шины». Затем мы начинаем «удалять» звук /s/ из слов и заменять этим звуком «спущенная шина».
Этот ментальный сдвиг был ключом к созданию моими клиентами нового моторного плана для правильного производства /s/.