Разное

Ранняя помощь детям с овз в россии: КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ РАННЕЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«Ранняя помощь»

Главная

Гранты

Инновационные социальные программы субъектов Российской Федерации

Программы субъектов Российской Федерации

Социальная поддержка семей с детьми-инвалидами

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Содействие созданию в субъектах российской Федерации систем реабилитации и абилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в раннем возрасте, условий для развития и доступности услуг ранней помощи.

ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ НА КОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОГРАММЕ

Дети раннего возраста (от 0 до 3 лет) с риском развития стойких ограничений жизнедеятельности, ограниченными возможностями здоровья,  дети-инвалиды.

Семьи, воспитывающие таких детей.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Создание условий для развития системы своевременного выявления и оказания ранней помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и семьям их воспитывающим.

Организация и развитие межведомственного взаимодействия медицинских, образовательных  организаций и организаций социального обслуживания населения, негосударственных организаций, включая социально ориентированные некоммерческие организации, на всех уровнях работы с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья и их семьями.

Поддержка создания новых и/или развития деятельности ранее созданных служб ранней помощи на базе организаций социального обслуживания, здравоохранения, образования.

Внедрение эффективных методик абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе специализированных методик для детей с редкими и генетическими заболеваниями.

Организация социального сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие и модернизация инфраструктуры социальных служб, способствующих социальной поддержке детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей.

Формирование и поддержка групп родительской взаимопомощи, создание сетей взаимной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация программ обучения родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, способам ухода и методам абилитации и реабилитации на дому, в том числе посредством обеспечения доступа к интернет-ресурсам для осуществления дистанционного обучения и сопровождения родителей.

Содействие повышению профессиональных компетенций специалистов учреждений разной ведомственной принадлежности, работающих с этой категорией детей и семей.

Развитие государственно-частного партнерства, институтов попечительства в социальной сфере, участия некоммерческих организаций, представителей социально ответственного бизнеса в оказании услуг детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и семьям их воспитывающим.

Поддержка добровольческих инициатив по участию в программах и  интеграционных мероприятиях, адресованных детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и семьям, их воспитывающим.

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ

Численность детей в возрасте до 3 лет с отклонениями в развитии и здоровье, включенных в программы ранней помощи (за отчетный период), чел.

Доля детей в возрасте до 3 лет с отклонениями в развитии и здоровье, включенных в программы ранней помощи, в общей численности детей в возрасте до 3 лет с отклонениями в развитии и здоровье (за отчетный период), %.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Эффективные изменения в системе ранней помощи в субъектах Российской Федерации детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, семьям, их воспитывающим, способствующие достижению такими детьми максимально возможного уровня развития и социализации.

Своевременное выявление детей раннего возраста с ограничениями жизнедеятельности, детей с риском развития инвалидности, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Включение родителей в процесс оказания ранней помощи, повышение родительской компетенции в вопросах воспитания и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях.

Улучшение состояния здоровья детей, максимальное использование их реабилитационного потенциала, содействие их всестороннему развитию, повышение уровня и качества жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Улучшение социального самочувствия и психологического климата в семьях, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Повышение уровня профессиональной компетентности руководителей и специалистов, оказывающих раннюю помощь детям и семьям, их воспитывающим.

Формирование современной инфраструктуры служб ранней помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.

Укрепление ресурсной базы, методических, кадровых, материально-технических, информационно-коммуникационных и других возможностей служб ранней помощи.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа выполняется посредством финансовой поддержки (предоставления грантов) инновационных социальных программ и комплексов мер субъектов Российской Федерации, проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных учреждений, российских некоммерческих организаций и общественных объединений, участвующих в реализации программы и отобранных по результатам конкурсов.

Средства (грант) на реализацию мероприятий инновационных социальных программ, комплексов мер субъектов Российской Федерации, проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных учреждений, российских некоммерческих организаций и общественных объединений выделяются в пределах объемов финансовых средств Фонда, утвержденных бюджетом Фонда на соответствующий финансовый год.

Направление финансовых средств (гранта) осуществляется на основе соглашения Фонда с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации; договора с органами местного самоуправления, организациями.

Возврат к списку

Развитие системы ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях образования и здравоохранения | Бутко

1. Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики // Дефектология. 2002. №3. С. 15-21.

2. Бомбардирова Е.П., Яцык Г.В., Степанов А.А. Лечение и реабилитация перинатальных поражений нервной системы у детей первых месяцев жизни // Лечащий врач. Медицинский научно-практический журнал. 2005. №4. С. 46-51.

3. Бутко Г.А., Викторова Л.В., Борисова Ю.Н., Смирнов Ю.О. Использование инновационного оборудования для детей раннего возраста в новых формах дошкольного образования // Специальная психология. 2010. №2. С. 21-28.

4. Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2011. 144 с.

5. Гулидов П.В. Основные направления модернизации инфраструктуры дошкольных учреждений // Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2012. №7. С. 42-45.

6. Емелина О.И. Становление системы помощи детям раннего возраста за рубежом // Специальное образование. 2013. № 3. С. 49–55.

7. Кательсон Т.А. Сопровождение детей младенческого возраста с ограниченными возможностями здоровья // Раннее развитие и коррекция: теория и практика: сборник научных статей по материалам научно-практической конференции / сост. : О.Г. Приходько, В.В. Мануйлова, А.А. Гусейнова, А.С. Павлова. М., 2016. С. 108-113.

8. Кательсон Т.А. Экспериментальное изучение динамики развития младенцев с перинатальной патологией под влиянием психолого-педагогической коррекции // Актуальные проблемы современного раннего и дошкольного образования детей с инвалидностью и ОВЗ: сборник научных статей по материалам региональной научно-практической конференции. М., 2018. С. 143-147.

9. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / под ред. Е.В. Клочковой; пер. с нем. К.А. Шарр. М.: Теревинф, 2010. 240 с.

10. Левченко И.Ю. Компетенции специалистов в сфере ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска // Раннее развитие и коррекция: теория и практика: сборник научных статей по материалам научно-практической конференции / сост.: О.Г. Приходько, В.В. Мануйлова, А.А. Гусейнова, А.С. Павлова. Москва, 2016. С. 154-161.

11. Левченко И. Ю. Методологические основания функционирования системы ранней помощи в РФ // Теория, история и методология психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями: Материалы VIII международного теоретико-методологического семинара. М., 2016. С. 205-211.

12. Левченко И.Ю. Основные направления деятельности системы ранней помощи на современном этапе ее становления // Раннее и дошкольное образование в системе непрерывного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных статей по материалам научно-практической конференции / сост.: О.Г. Приходько, В.В. Мануйлова, А.С. Павлова. М., 2017. С. 149-154.

13. Левченко И.Ю. Ранняя многоэтапная психолого-педагогическая диагностика нарушений развития у детей первых лет жизни // Приходько О.Г., Левченко И.Ю. Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям: научная монография. М.: Парадигма, 2018. С. 150-190. (Серия «Раннее развитие и коррекция»).

14. Левченко И.Ю., Бутко Г. А., Ортина Т.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в новых формах дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2011. №2. С. 17-23.

15. Левченко И.Ю., Сорокоумова С.Н. Комплексный подход к диагностике развития детей раннего и дошкольного возраста. Н. Новгород: Нижегородский институт управления, 2012. 117 с.

16. Особые дети: вариативные формы коррекционно-педагогической помощи: методическое пособие / под ред. Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепиной. М.: Логомаг, 2013. 244 с.

17. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

18. Приходько О.Г. История становления системы ранней помощи детям в России // Приходько О.Г., Левченко И.Ю. Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям: научная монография. М.: Парадигма, 2018. С. 12-33. (Серия «Раннее развитие и коррекция»).

19. Приходько О.Г. Современный этап развития ранней помощи детям в Российской Федерации // Приходько О. Г., Левченко И.Ю. Система ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям: научная монография. М.: Парадигма, 2018. С. 61-73. (Серия «Раннее развитие и коррекция»).

20. Приходько О.Г., Левченко И.Ю. Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям: научная монография. М.: Парадигма, 2018. 378 с.

21. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2016 №1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года».

22. Рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей от 13 января 2016 г. №ВК-15/07.

23. Сорокоумова С.Н. Инклюзивное образование: учебное пособие для студентов и аспирантов психологических факультетов по направлению «Психолого-педагогическое образование». М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. 203 с.

24. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности эмпатии дошкольников в условиях инклюзивного образования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13, №2(4). С. 889-893.

25. Сорокоумова С.Н., Егорова П.А. Психологическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации // Коллекция гуманитарных исследований. 2017. №4(7). URL: http://j-chr.com/ru/site/journal/14/article/102 (дата обращения: 17.10.2019).

26. Сорокоумова С.Н., Заварзина О.О. Специфика психологического сопровождения детского развития в инклюзивном образовании // Инициативы XXI века. 2014. №4. С. 121-123.

Россия — ICDP

Работа с программой ICDP в России продолжается.

Годовой отчет 2021

2020: обновление от России

2019: успешный год в России. 2016: Оценочное исследование

МАТЕРИАЛЫ ICDP:

Буклет для лиц, осуществляющих уход Справочник

ХРОНОЛОГИЯ РАННИХ РАЗВИТИЙ:

Деятельность ICDP в России началась в Архангельске в апреле 1997 года в сотрудничестве со шведской организацией Save the Children в виде двухгодичной программы повышения квалификации персонала детских домов.

В 2001 году в муниципальном образовании Новодвинск, расположенном к северу от Архангельска, был инициирован новый проект, основанный на предыдущем сотрудничестве в области раннего вмешательства. К работе подключилась команда Института раннего вмешательства (ИВР) в Санкт-Петербурге, которая также перевела и опубликовала материалы ICDP на русском языке.

Дальнейшее развитие он получил в 2002 и 2003 годах как реабилитационный проект по месту жительства со следующими партнерами: муниципалитет Новодвинска, органы социальной защиты Архангельской области, Поморский университет, Северо-Западный медицинский университет России, Фонд диаконии Северной Норвегии, и Институт специального образования Университета Осло. Его поддерживают Совет министров Северных стран и правительство Норвегии.
Совет проекта принял философию и подход ICDP к раннему вмешательству и его методы работы с детьми с особыми потребностями и их семьями в качестве профессиональной основы для развития собственной работы в детских садах, школах и с родителями. Основная цель – внедрить метод работы с детьми с особыми потребностями на основе сообщества; детям жить дома, а не в учреждениях, и интегрироваться в обычные детские сады и школы. Это децентрализованный подход по сравнению с централизованным и институционализированным лечением в прошлом.
Установлены связи с университетом в Санкт-Петербурге. Специалисты прошли обучение по программе ICDP и уже много лет реализуют программу ICDP с семьями и детьми. МЦДП существовал до 2009 года.

В течение 2012 г. МЦДС наладил сотрудничество с доктором Оксаной Исаевой, психологом и директором Нижегородского ресурсного центра «Детство без насилия и жестокости». Небольшая группа специалистов из Ресурсного центра начала проходить обучение по ICDP. В марте и августе они посетили два обучающих семинара на уровне фасилитаторов, оба из которых проводились в Лаудуотере, недалеко от Рикмансворта, Англия. Команда выполнила два небольших проекта в рамках своего практического опыта работы с ICDP.
Планируется реализация программы ICDP в Нижегородской области в рамках совместного проекта, разработанного с Министерством социальных дел. Проект будет обучать социальных работников, а бенефициарами проекта будут родители, с особым вниманием к родителям, которые усыновили или планируют усыновить маленьких детей.

В феврале 2013 года в Нижнем Новгороде прошла региональная конференция, на которой Оксана представила работу МЦДП группе специалистов областного Министерства образования. В результате специалисты, а также комитет конференции заинтересовались Программой МЦДП и попросили разрешения включить некоторые материалы по МЦДС в состав материалов конференции. Тема конференции: «Современные проблемы семейного воспитания».

ПУБЛИКУЕТСЯ СТАТЬЯ О МЦДП

В журнале Университета педагогической культуры «Начало всех начал» под эгидой Министерства образования Нижегородской области опубликована статья «Программа МЦДП по профилактике жестокого обращения с детьми и безнадзорности».

Весной и осенью Оксана Исаева приняла участие в двух обучающих семинарах МЦДП в Антраците, Украина. Это были семинары уровня фасилитатора, которые проводила Николетта Армстронг, а Оксана была ассистентом тренера.

ICDP и Институт раннего вмешательства (EII) –  http://www.eii.ru/en

В апреле Елена Кожевникова из Института раннего вмешательства (EII) в Санкт-Петербурге восстановила контакт с ICDP после нескольких лет молчания. Она пригласила ICDP принять участие и вместе подать заявку на финансирование программы обмена, спонсируемой Советом министров Северных стран. В результате делегация из 11 российских коллег, связанных с EII, посетила Осло в ноябре, чтобы получить информацию о ICDP. В связи с этим они вместе с Николеттой Армстронг запланировали проведение учебного семинара ICDP в центре EII в Санкт-Петербурге весной 2014 года. Семинар фактически состоялся в ноябре, и его провела Хильде Торнес – это было очень хорошо приняли. Прочтите комментарии некоторых участников. Основная сфера деятельности EII — работа с программами раннего вмешательства для детей с ограниченными возможностями; ранние отношения и общение лежат в основе их программ. Институт прилагает усилия, чтобы остановить институционализацию детей раннего возраста и распространяет информацию об известных пагубных последствиях институционализации – см. их видео «Ранние отношения и развитие ребенка» http://www.eii.ru/en/information_center/video/ )

Страницы МЦДП Россия в ВК и facebook:https://vk.com/club117351685 https://www.facebook.com/icdpRussia/?ref=bookmarks 

Обучение в Санкт-Петербурге в 2015 году

Обучение в Санкт-Петербурге в 2016

Программа ASSERT скоро коснется жизни в России

В декабре 2015 года в России откроется новый дошкольный центр по образцу Службы поддержки аутизма Университета штата Юта: образование, исследования и обучение (ASSERT). Воспитатели дошкольного образования из Нижнего Новгорода говорят, что навыки, которые они получили во время посещения УрГУ, изменят жизнь на другом конце света.

Томас Хигби, директор ASSERT, работает с группой в России более пяти лет, предлагая тренинги по аутизму. В этом году один из источников финансирования согласился начать программу для дошкольников с аутизмом в России — первую в своем роде в этой стране. В ноябре 2015 года российские педагоги дошкольного образования приехали в Логан, чтобы узнать о методах и персонале дошкольного учреждения ASSERT. Его финансировал фонд «Обнаженные сердца», российская благотворительная организация, которая также предоставит экспертизу для новой программы.

В России необходимы программы раннего вмешательства, считает Светлана Митрофанова, специальный педагог и психолог, которая руководит новой программой раннего вмешательства.

«У нас есть поддержка для детей, но никто не работает с маленькими детьми, потому что, может быть, наша наука недостаточно развита», — сказала она.
В результате дети часто не успевают в школе.

«Часто учителя, которые сталкиваются с учениками с аутистическим спектром, не знают, что с ними делать, — говорит Татьяна Морозова, клинический психолог, эксперт фонда «Обнаженные сердца». «Учащиеся уходят из школы — или их просят уйти — и в конечном итоге их учат дома родители».

Частные программы также предлагают услуги, и некоторые из них довольно дорогие. Но качество и компетентность этих услуг все еще ниже, чем в УрГУ.

Когда партнеры искали программу, которую они могли бы использовать в качестве модели, они выбрали ASSERT. Новый центр в Нижнем Новгороде станет первым в России государственным дошкольным учреждением для детей с аутизмом.

ASSERT уже коснулся многих жизней штата, и многие будущие специальные педагоги и лидеры штата Юта проходят обучение в УрГУ. В Юте 14 школьных округов штата Юта приняли модель ASSERT. Программа предлагается через Центр для лиц с ограниченными возможностями и отдел специального образования и реабилитации в Колледже образования и социальных служб Эммы Экклс Джонс. Благодаря подходу программы, основанному на исследованиях, ее дошкольники с аутизмом продвинулись вперед, готовые к успеху в обычных классах, уже более 12 лет.

Надежда Романова, воспитатель из Нижнего Новгорода, сказала, что раннее вмешательство помогло бы Александру, ее 19-летнему сыну. Александр продержался всего одну неделю в школе. Он много кричал, и учитель сказал, что это плохо для других детей.

«Он, наверное, не понял, что от него хотят», — сказала Романова. «В то время он был невербальным, поэтому они ничего не могли ему сказать».

Учитель посещала семью дома в течение месяца, но в конце концов пришла к выводу, что ресурсов для обучения Александра недостаточно. Это возлагало ответственность за преподавание на Романову, которая в то время не проходила обучение в области инвалидности. В России в школу начинают ходить с 7 лет. Митрофанова сказала, что уже поздно.

«Когда ученики [с РАС] начинают заниматься позже, у них уже много поведенческих проблем, — говорит Светлана. «Такое поведение закрепляется, и от него гораздо труднее избавиться».

У истории Александра было тяжелое начало, но потом стало лучше. Центр, в котором работает Романова, открылся три года назад. Он предлагал услуги, которые помогли Александру и другим подросткам, которые также не могли посещать школу, научиться навыкам общения и стать более независимыми. Поскольку Романова там работает, они могут видеться ненадолго в течение дня. Александр гордится теми обязанностями, которые он взял на себя. Теперь она может взять его куда угодно без проблем с поведением. Но она хотела бы, чтобы в те годы становления ему было доступно больше.

«Когда он был маленьким, я ничего не знала, — сказала она. «Теперь я понимаю, что если бы у него была поддержка в молодости, сейчас ему было бы намного лучше».

И Романова, и Митрофанова полны надежд, когда смотрят в будущее. Их программа в Нижнем Новгороде будет обучать собственный персонал. Там люди также будут отвечать за надзор за другими программами в четырех других дошкольных учреждениях, поэтому они будут помогать учителям в этих других школах организовывать учебную среду и разрабатывать свои собственные программы. Их отношения с программой ASSERT и Higbee означают, что они будут иметь доступ к переведенной учебной программе. И это будет первая государственная программа раннего вмешательства для детей с аутизмом в России, финансируемая государством и фондом.

Однако партнерство означает нечто большее. Основатели новой программы также узнают больше об оценке студентов, оценке работы сотрудников и постановке целей. Когда они посетили дошкольное учреждение ASSERT, они смогли поучиться у его персонала и попробовать некоторые методы на себе.

Пока, по словам Митрофановой, усилия по обучению в рамках новой программы будут сосредоточены только на людях, которые уже работают в дошкольных учреждениях. Ее собственная университетская подготовка была почти полностью теоретической, без особого практического опыта работы со студентами с ограниченными возможностями, и, по ее словам, специальное образование в России включает очень мало практического опыта работы с детьми с ограниченными возможностями.

— Моему городу повезло, — сказала она. «У нас есть поддержка и финансовая поддержка от фонда, а также возможность обучения новым и эффективным методам. Родители будут рады узнать, что их дети могут быть вместе со своими типичными сверстниками, участвуя в мероприятиях и вовлекаясь в общество, как и все. еще.»

Партнерство между Нижегородской программой и ASSERT будет продолжаться, и УрГУ продолжит посещать новую программу и предоставлять экспертные знания, поскольку ее основатели пытаются воспроизвести ее структуру и результаты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *