Ранний брак поздний брак православие: Не ранний брак / Православие.Ru
Не ранний брак / Православие.Ru
Игорь Белобородов |
Недавняя
инициатива Минюста повысить планку брачного возраста
с 18 до 21 года вызвала массу дискуссий: одни
говорят, давно пора жить, «как во всем
цивилизованном мире», и создавать семью зрелыми
людьми, другие, наоборот, видят в новом законопроекте
мину замедленного действия и очередной выпад против
традиционных ценностей. О том, как связаны повышение
брачного возраста и мужское бесплодие, почему
железобетонщицы внесли свою лепту в разрушение
института семьи и какие образовательные эксперименты
чреваты всплесками разводов и абортов рассказал
директор Института демографических исследований
Игорь
Белобородов.
Деструктивная технология
– С точки зрения демографа, к чему приведет
повышение планки брачного возраста до 21 года?
– Здесь много вопросов, недоумений, но с точки
зрения демографии – это однозначно деструктивная
правовая технология. Во-первых, это негативно с точки
зрения стабильности браков и брачной ситуации. Общество,
заинтересованное в повышении рождаемости, также
заинтересовано в более ранних браках. Естественно, что чем
позже люди создают семью, тем короче репродуктивный период
пары. Во-вторых, это приведет к социальной напряженности в
ряде российских регионов, где традиционно практикуется
более раннее вступление в брак. На Кавказе, в Туве и
Башкирии такой законопроект вызовет бурю недовольства, и
большая часть браков будет уводиться в подполье. И, в
третьих, в условиях России это чревато еще и рисками
добрачного поведения. В массовом сознании такая инициатива
тянет за собой повышение популярности внебрачных
сожительств, неправильно именуемых «гражданскими
браками». И получается, что молодые люди –
потенциальные супруги и будущие родители –
обрекаются на самые кризисные модели поведения.
– Какие именно?
– У нас средний возраст сексуального дебюта
определяется в диапазоне от 13 до 15 лет. Девочки чуть
позже, мальчики чуть раньше, но с 13 до 15 лет огромная
масса подростков (в процентах) вступает во внебрачные
отношения. Это чревато преждевременными беременностями,
абортами. С этим надо срочно что-то делать. Родители,
поставленные в ситуацию, когда брак не предполагается,
выбирают прерывание беременности. А это тянет за собой
риск бесплодия, психологические последствия. И, конечно,
усугубляется ситуация с распространением венерологических
инфекций. Любой венеролог вам скажет, что чем больше
промежуток между началом половой жизни и вступлением в
брак, который является единственным общественным
институтом, гарантирующим безопасность в этой сфере, тем
больше вероятности заражений. У нас ведь огромный процент
мужского бесплодия, связанный с инфекциями, полученными в
период «разгульной молодости». Я уже молчу про
СПИД… Все эти риски выше, чем дальше мы отодвигаем
возраст вступления в брак от сексуального дебюта. У нас
ситуация в этом плане и так не очень хороша (цифры по
заболеваемости). Это не значит, что понижение брачного
возраста до 16 лет решит эти проблемы, но что повышение до
21 года их усугубит – это факт.
Опыт добрачного сожительства повышает риск развода в
будущем
– А может, просто мы идем по пути Европы? Пожить
для себя, встать на ноги, а потом уже создавать семью. А
до того можно просто жить с… любимым человеком.
– Вы тут не случайно запнулись. Давайте будем
называть вещи своими именами. Не с «любимым
человеком», а с партнером. Это не супруг, не
супруга. Даже само понятие «партнер» говорит о
сделочном характере отношений. Это такая сделка на
взаимовыгодных, как это может казаться, началах. Только
такой союз существует, пока устраивает набор потребляемых
характеристик, когда же «товар» теряет
привлекательность, его заменяют на другой. Такие союзы
превращают человека в потребителя, где объектом
потребления является партнер. Происходит девальвация
вековых устоев, которые гарантировали обществу
стабильность. Кроме того, хорошо известно, что такие союзы
не бывают устойчивыми, что имеющие опыт сожительств
ориентированы на меньшую рождаемость, в таких союзах
больше уровень насилия, склонность к девиантному
поведению. Кроме того, распадается таких союзов,
безусловно, больше, чем сохраняется.
Почему? Главная причина – совершенно другой подход к
отношению. В сожительстве изначально нет настроя на
серьезные отношения. Это апофеоз потребительства. Мне
очень странно, почему защитницы женских прав молчат об
этом. Потому что именно женщина таким образом низводится
на уровень половой тряпки. Мало того, что ее унижают как
личность, она не имеет никаких прав в таком союзе,
сожительство выгодно только мужчине. В случае внебрачной
беременности все последствия расхлебывает, как правило,
только женщина. А потом далеко не всем удается с ребенком
выйти замуж. Да и сам комплекс отношений во внебрачном
союзе не предполагает далеко идущих планов. Потому что
если они есть, то ничто не представляет трудности
закрепить их чем-то более серьезным. Ведь что такое брак?
Это обязательство, подтверждение верности. Эта практика во
всех культурах имеет пожизненное значение. Сожительство же
носит пробный характер и существует для того, чтобы
наименее ответственные и серьезные мужчины могли
реализовать свои сугубо физиологические инстинкты в более
дешевой для себя форме. А многие женщины по наивности
оценивают такой союз как брак – не случайно у нас по
переписи замужних женщин почти на 100 тысяч больше, чем
женатых мужчин.
– Такая удобная форма отношений, наверное,
создает мощную конкуренцию официальным бракам?
– К сожалению, так называемые
«гражданские» браки вытесняют официальные. И
не просто вытесняют, но во многом его подрывают. Сегодня в
самой репродуктивной группе от 20 до 28 лет около 25%
имеют опыт «гражданского» брака. Эти 25% живут
за рамками традиционных семейных отношений и, как правило,
не настроены на рождение детей в своих «гражданских
союзах». К тому же опыт добрачного сожительства
повышает риск развода в будущем. Если сравнивать с
1960–1970-ми годами, сейчас на брачном рынке больше
женихов и невест, то есть браков по факту должно быть
больше. Однако на деле браков заключается намного меньше,
потому что огромная доля этих союзов уходит во внебрачное
сожительство, которое подчас выглядит как
походно-туристические вылазки на пару месяцев.
Наследство советской эпохи
– Активная деконструкция института брака
происходит последние 20 лет, или просто пожинаем плоды,
посеянные намного раньше?
– Все основные разрушительные тенденции были
заложены и достигли своего апогея именно в советский
период. И где-то с 1960–1970-х годов уровень
разводов не падает. Основной удар коммунистического режима
пришелся на государствообразующую нацию – на
русских. Цели уничтожить исключительно русских, может
быть, и не ставилось, но сделать народ слабым,
контролируемым нужно было. В первую очередь разрушили
Церковь, которая всегда была оплотом и защитницей семьи.
И, конечно, пристальней всего за процессом разрушения
устоев следили в столицах и крупных городах. Национальным
республикам в этом плане повезло больше: они
«варились в собственном соку». До республик
Средней Азии, дальних регионов этот антисемейный пафос не
доходил. А Москва стала кузницей разрушительных инициатив.
Тогда же женщин вырвали из семьи, разрешили аборты, был
нанесен удар по наследственному праву. Фактически у отцов
отняли стимул работать, быть активными, пассионарными
людьми. И убили культуру хозяйствования: детям ничего не
передавалось. Жить надо было здесь и сейчас. И начали
внедрять культуру матриархата. В нашей истории всегда
употреблялось слово Отечество, а в советские времена
активно внедрялся культ Родины-матери.
– Но ведь это было во времена Великой
Отечественной войны. Образ женщины- матери, которую надо
защитить, за которую шли воевать…
– Но мать была такая мужественная, с мечом, на
пьедестале. Начали появляться женщины с не характерными
для них профессиями: женщина-асфальтоукладчица,
железобетонщица, космонавт. Была задача разобщить женщин и
мужчин, показав, что женщина самодостаточна. И на уровне
законодательства женщин сделали максимально независимыми
от мужчин. Легализовали аборты, женщина стала единолично
решать судьбу ребенка после развода. Женщинам был открыт
путь к рынку труда. А в мужчинах так же стремительно
умирало мужское начало. Неполные семьи, где мальчиков
воспитывает одна мама, женское воспитание в школе,
смешанное обучение (девочек и мальчиков в одних классах)
– и парень вырастал слабым, инфантильным существом.
Семейной жизни надо учить и учиться
– Большая часть заключаемых сейчас браков
распадается. В перспективе хоть что-нибудь изменится?
– Положительных изменений нет. Видимо, мы достигли
максимума, и расти просто уже некуда. И так занимаем
первые места в мире по абортам и разводам. Россия,
Украина, Белоруссия – печальные лидеры. Около
60–70% от числа ежегодно регистрируемых браков
распадаются. Причем и ранние, и зрелые браки подвержены
разводам в одинаковой степени. А если к этому добавить еще
и внебрачные союзы, показатель будет еще печальней.
Раньше, когда я видел свадьбу, я радовался, сейчас же
радоваться особо нечему – большинство из этих браков
в течение первых пяти лет распадется. Ведь у нас учат
всему, но только не тому, как создать крепкую семью. Эта
сфера осталась вне зоны государственного интереса. В США
выделяется сотни миллионов долларов на программы,
пропагандирующие воздержание до брака, супружескую
верность, неприемлемость абортов. У нас таких программ
нет. Вместо этого – курсы планирования семьи, где
готовят школьников к тому, чтобы стать потребителями
контрацептивов.
– Не только. Нам еще рассказывали, как не
заболеть СПИДом.
– Понятно, что все это проводится под грифом
международных организаций и, конечно, на их средства.
«Социальные инженеры» прекрасно понимают, что
основа сильного общества – многопоколенная, крепкая
семья. Она – главный донор для всех общественных
систем. Это и общеобразовательные учреждения, и рынок
труда, и армия, и любая другая сфера. Не случайно именно
семья как фундамент всего общества подвергается усиленному
прессингу. Это самый короткий путь уничтожения народа.
Например, уже сейчас видно, что в Сибири и на Урале, где в
1990-е ребятам школьного возраста усердно промывали мозги
программами планирования семьи, фиксируется большой
всплеск разводов, венерических заболеваний, подростковых
беременностей и, кстати, потребление наркотиков.
– В других регионах все так же печально?
– В Москве и Питере разводятся чаще всего. Примерно
тот же уровень держится в других городах-миллионниках,
особенно Центрального региона, где сконцентрирована
значительная часть славянского населения. Наименее
характерны разводы для Кавказа и национальных республик.
Вывод неутешителен: самой сильной брачной эрозии оказались
подвержены русские.
– Точка невозврата пройдена, или есть шансы
как-то переломить ситуацию?
– Можно ввести меры, которые значительно снизят
риски разводов. Во-первых, процедура разводов должна быть
многоступенчатая. Она не должна совершаться по первому
капризу. Период на раздумье должен быть максимально
длинным: надо дать возможность супругам примириться.
Большинство опрошенных, около 80%, имеющих опыт повторного
брака, заявляют, что первый брак нужно было сохранить. Мне
очень нравится практика Ирландии: там существует целая
система центров семейного консультирования, задача которых
– сохранение семьи. Перед разводом супруги обязаны
посетить такой центр, и там сделают все для их примирения.
Кроме того, надо наделить равными правами отца и мать. И
более строго спрашивать с мужчин за детей. Женщина не
должна одна нести ответственность за ребенка, так же как
не должна единолично решать судьбу ребенка после развода.
Во-вторых, ребенок должен иметь право выбирать, с кем ему
жить. Важно учитывать, кто инициатор развода и по какой
причине. Не беру крайние случаи: насилие, алкоголизм. Но в
основной массе разводы происходят с формулировкой
«не сошлись характерами». А за этим стоит
простое неумение жить семейной жизнью. И мне кажется,
первые пять лет супружеской жизни такие заявления
принимать вообще нельзя. Эти пять лет – самый
тяжелый период семейной жизни. Идет притирка характеров,
адаптация к семейной жизни. Именно в это время надо
сделать все возможное, чтобы семья сохранялась.
Иерей Николай Савченко: О плюсах и минусах позднего брака
Как Церковь относится к поздним бракам? Каковы главные причины того, что люди не могут или не хотят заключить брак до 40–50 лет? Есть ли преимущества у позднего брака по сравнению с браком ранним? Распространены ли поздние браки в православной среде? На эти и другие вопросы редакции «Азбука супружества» ответил клирик храма свт. Петра, Митрополита Московского, иерей Николай Савченко (г. Санкт-Петербург).
– Отец Николай, как Церковь относится к поздним бракам?
– По поводу возрастных ограничений для совершения венчания поздних браков в Православной Церкви есть некоторые местные различия в традициях. Например, до революции обычно не венчали после достижения 80-ти лет, а на венчание после 60-ти лет иногда требовалось благословение архиерея. Но в недавно принятом соборном документе Русской Православной Церкви «О канонических аспектах венчания» не упоминается о верхних возрастных ограничениях. В прошлом мы можем найти также различные подходы к этому. Так, иногда в прошлом приводилось 24‑е каноническое правило св. Василия Великого, как аргумент, что церковные каноны не одобряют браки женщин после 60 лет. Такое истолкование, например, содержится в дореволюционной «Настольной книге священнослужителя» протоиерея Булгакова. Однако известный церковный канонист преосвященный Никодим (Милаш) указывал, что в этом правиле говорится о венчании не всех вообще женщин, но только о тех, которые вошли в чин вдовиц, призреваемых от Церкви. Про мужчин в этом правиле сказано, что на вдовцов не положено никакого закона. Оттенок неодобрения находили в каноническом правиле 88‑м св. Василия Великого, которое осуждает совместное проживание 70-летнего священника с женщиной во избежание соблазна среди верных. В нем есть упоминание, что автор правила, а именно сам св. Василий, не полагает, что 70-летний жил с женщиной страстным образом, но все равно требует жестко от священника, чтобы не было соблазна подозрения. Бывают случаи, когда к венчанию приходят пожилые пары, до этого много лет прожившие в законном зарегистрированном браке и, насколько я знаю, им в этом препятствуется.
Брак в немолодом возрасте может быть первым, и такие случаи достаточно редки, но бывает и так, что женятся люди, за плечами которых уже был брак и развод, – такие случаи встречаются гораздо чаще. И тем не менее, хотя второй брак не есть норма, но даже в случае немолодых жениха и невесты важно, чтобы их союз представлял собой не греховное сожительство, а законный брак. Поэтому брак благословлен Богом, если лица, вступающие в брак, не имеют канонических препятствий и выражают свою волю на брак вполне определенно.
– В каком возрасте, по Вашему мнению, лучше жениться – в молодом или зрелом?
– Конечно, лучше заключать брак в молодости, даже если мы говорим об очень молодых, например, восемнадцатилетних людях. Несравнимо лучше жить честно пред Богом и другими людьми, нежели бояться каких-то возможных будущих осложнений и поэтому жить в блуде.
Надо понимать, у человека в природе заложено такое свойство, что он легче женится или выходит замуж именно в молодом возрасте. Так мы устроены, что, начиная примерно с 18 лет, все дается достаточно легко: легче приходит любовь, легче один супруг принимает другого супруга и легче к нему привыкает.
Со временем же мы привыкаем к рутинной жизни и все больше боимся что-то менять в ней. Это распространенное явление и, думается, оно заложено от Господа, это своего рода защита: человек создает семью, а дальше включаются природные механизмы своего рода привычки. Это хорошо: привычка к семье, стабильности — это тоже от Бога. Но если человек не вступил в брак в сравнительно молодом возрасте, эта привычка начинает работать против него самого и против его возможного будущего брака. Встречая другого человека, он встречает и множество отличий, разногласий, сложностей, чего-то непривычного, что так или иначе может отталкивать. Поэтому, в позднем браке сложнее привыкнуть к близкому человеку, и, как следствие, поздние браки имеют большой процент разводов. К большому сожалению.
– Разводы в последние десятилетия стали частым явлением. Но все же хочется думать, что это в меньшей степени касается тех, кто женился в зрелом возрасте, сделал этот осознанно…
– Разводов сейчас не просто много, они стали бичом нашего времени: распадаются примерно 55% браков. Конечно, это не означает, что семьи распадаются сразу, или что мало браков, длящихся всю жизнь. Но для сравнения: в начале ХХ века в Российской империи распадалось не более 5% браков, в Санкт-Петербурге – несколько больше, а в мировых европейских столицах – Лондоне, Париже, Берлине – до 20%. Мы уже говорили в прошлой беседе, что на Западе долгое время было резко отрицательное отношение к разводам. Так было и в России.
После 1917 года, уже в Советской России, произошел коренной слом нашей традиционной культуры, отношение к браку стало совершенно несерьезным и, как следствие, количество разводов увеличилось. В этом отношении Советский Союз с огромной скоростью вырвался вперед в никуда, можно сказать, в бездну. Как известно, в 1920‑е – 1930‑е годы модно было вообще не жениться. Были широко распространены так называемые «гражданские браки». Это искаженное понятие тогда и возникло. Во всем мире понятие «гражданский брак» означает брак, зарегистрированный государством, а у нас оно до сих пор не утратило своего советского значения и означает просто блудное сожительство без всяких обязательств.
Слом традиционного отношения к супружеству нанес огромный ущерб семье, воспитанию в нашей стране. Это приводило даже к тому, что во время войны, когда многие потеряли своих отцов на фронте, люди должным образом не могли подтвердить свое родство для получения пособий по потере кормильца, потому что брак официально не являлся зарегистрированным.
И только позднее советская власть, наконец, увидела, что допустила такой слом традиционной культуры и семьи, что это уже начинает вредить непосредственно ей самой в ее сиюминутных нуждах, интересах и показателях. Тогда идеологи партии вынужденно решили повернуть в сторону консерватизма, и все-таки официальная идеология начала настаивать на необходимости брака, чего не было в довоенные годы.
В Советском Союзе развод происходил мгновенно, в 1930‑е годы даже пословица такая была: «Для развода нужно десять рублей и десять минут». И если на Западе католическая и протестантская церкви удерживали людей от разводов – через суд развестись можно было, но требовалась серьезная процедура, – то в СССР все было мгновенно. И это очень сильно повлияло на семейный уклад и воспитание советского человека.
В то же время в западном мире считалось, что развод – это неправильное явление, что жениться на разведенной – это тоже недобрый знак. И, как мы знаем, в Евангелии Господь говорит: «Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф.5:32). Поэтому мы должны смотреть на все эти события с христианской точки зрения, и нужно понимать, что особенно в нашей стране люди долгое время не были просвещены светом Христовой истины и поступали по велениям своей плоти. И тем не менее, со временем многие пришли ко Христу, к вере и искренне хотят поменять свою жизнь, и многие уже это сделали. Поэтому мы всегда должны учитывать историю нашей страны и ни в коем случае не уничижать тех, кто имеет за плечами подобный жизненный опыт. Многие из них как раз заключают поздние браки, о которых мы сегодня говорим.
– Как совершается венчание над людьми, вступающими в брак в более позднем возрасте?
– В случае, если для обоих брачующихся это уже не первый брак, венчание над ними совершается по специальному чину для второбрачных. Если один из брачующихся венчается первым браком, а другой – вторым, венчание совершается по чину венчания первого брака. В том случае, если брак третий, на такой брак требуется благословение архиерея, а четвертый не допустим даже в том случае, если он официально зарегистрирован гражданским правом. Как известно, Иван Грозный, например, был женат пять раз, но последние его браки были абсолютно незаконными и не были браками вовсе. Кстати, династия Романовых связана с Рюриковичами именно по первому и законному браку Иоанна Грозного. Его первой женой была Анастасия Романова. В Х веке в Византии по поводу брака возник раскол, когда император Лев VI Мудрый женился в четвертый раз. При этом три жены императора все умерли одна за другой. Это был очень сложный, тяжелый, искусительный спор с многолетним разделением в Церкви. Так, в Западной церкви позволялись браки и после третьего, если супруги умирали один за другим. Но после долгих споров произошло примирение сторон, и было вынесено решение о полной недопустимости четвертого брака впредь.
Есть некоторая особенность в том, кого считать первобрачным для венчания. Так, например, священник не может быть второбрачным. И даже, если первый брак был до крещения, а второй венчается после крещения, то такой человек все равно считается второбрачным в смысле препятствия к священству, поскольку крещение прощает грехи, но брак не есть грех. Но если для человека это первое венчание, то оно проводится по основному чину, не по чину о второбрачных.
– Насколько поздние браки распространены в православной среде?
– Наибольшее число браков сегодня заключается среди молодых, поэтому поздний брак у православных нельзя назвать частым явлением. Когда же Церковь освещает такие союзы, то супруги как правило уже прожили какое-то время в законном, зарегистрированном браке. Бывают даже такие случаи, когда венчаются люди, прожившие вместе очень долго, имеющие внуков.
– Отец Николай, Вы некоторое время прожили за границей. Чем отличаются поздние браки в России и Западной Европе?
– Меня впечатлила цифра, которую я слышал еще более десяти лет назад: во многих городах Великобритании средний возраст первородящей женщины превысил 35 лет. Это, конечно, настораживает и удивляет. По моему мнению, такой факт можно назвать новым испытанием для человечества.
При столь позднем сроке рождения первого ребенка срок, когда заключается брак, тоже стал поздним. В настоящее время на Западе многие люди женятся, выходят замуж в зрелом возрасте, они убеждены: чтобы создать семью, надо иметь квартиру, машину, сделать карьеру. Понятно, что столь лукавое испытание существенно осложняет семейную жизнь, расслабляет человека на добрачном этапе. Ведь такой человек, скорее всего, не будет воздерживаться, но будет иметь ни к чему его не обязывающие блудные связи. Такой человек думает и говорит, что женится, когда поймет всю серьезность отношений. Но это примерно то же самое, что сказать себе: я погрешу, а потом покаюсь. И в первом, и во втором случае здесь есть лукавство. Честность перед Богом и людьми – это не ждать, пока снизойдет какая-то глубина понимания, а по-честному жениться и тогда осознавать.
Какие факторы мешают человеку вступить в брак? Это, конечно же, фактор имущества. Средний житель Великобритании боится того, что, если он вступит в брак, по прошествии нескольких лет супруга подаст на развод и отсудит часть этого имущества. Здесь становится уместным вопрос о брачном контракте. Да, такой контракт не есть что-то идеальное, но, если это поможет человеку заключить брак вместо того, чтобы жить в блудном сожительстве, это вполне допустимо. И надо сказать, при условии заключения брачного контракта, многие современные жители Западной Европы действительно готовы жениться или выходить замуж.
Вообще разводы в западном мире – это чрезвычайно болезненный и дорогостоящий процесс. Средняя стоимость судебного процесса по разводу в Великобритании может составлять 20 тысяч фунтов стерлингов. То есть развод – это не только безнравственная вещь, но и тяжелое бремя в финансовом отношении. Конечно, 20 тысяч для британца – это не то же, что и для россиянина, и в России стоимость развода пока не такая высокая, но есть вероятность, а лучше сказать опасность, что и в нашей стране постепенно люди придут к тому, чтобы не торопиться с устроением брака в молодом возрасте. И это прискорбно.
– Каковы главные причины того, что люди не могут или не хотят заключить брак до 40–50 лет?
– Иногда причина позднего брака заключается в том, что жених или невеста просто не могли себе найти любимого человека в течение долгого времени.
Вместе с тем, давайте скажем прямо, проблема начинается не в только в зрелом возрасте. Очень сильно изменилась модель поведения молодых людей и девушек по сравнению с тем, что было когда-то в прошлом. Если раньше добрачные связи считались грехом и осуждались обществом, то в настоящее время многие воспринимают их как «норму». Человек, настроенный на подобный образ жизни, с некоторым количеством свободных связей, не спешит обременять себя обязательствами и узами. При этом он не осознает, что, привыкая к беспорядочным отношениям, он осложняет и нахождение настоящего супруга, настоящей любви и брака. Так проходит время, беспорядочность убивает потенциальный брак и разрушает его фундамент. Это и есть главная причина поздних супружеств: всякая привычка в прошлом к беспорядочным связям – это бомба, заложенная в основание собственного брака.
В то же время христиане, живущие воздержанно, обуздывающие себя, приобретают такую возможность и приближаются к тому, чтобы заключить брак. Вот почему христианское воздержание, борьба с грехом, аскетизм не только являются подвигами, ведущими нас ко спасению души, но и тем, что помогает нам в жизни уже в этом мире: в том числе найти себе вторую половину, заключить брак, иметь крепкую настоящую семью.
– Есть ли преимущества у позднего брака по сравнению с браком ранним?
– Есть одно доброе, хорошее преимущество: люди зрелые подходят к браку более осознанно. Все-таки среди юношества немало браков заключается по страсти, хотя даже брак по страсти, если он создается на фундаменте верности и при этом еще благословляется Церковью, не является чем-то плохим.
Интересный момент. До революции большинство браков заключались по согласию родителей, что, конечно, не отрицало симпатий жениха и невеста. Но в некоторых странах такая традиция продолжается до сих пор. В Индии меня неоднократно спрашивали: «Ваш брак по договоренности или по любви?» Брак по любви для них – это тот случай, когда жених и невеста разрывают свои связи с окружающими, родственниками и живут по своей страсти. В таких странах считается, что подобные браки менее прочные. Но и в этих традиционных обществах ситуация, когда родители подбирают своим детям жениха или невесту, постепенно отходит в историю, на смену ей приходят отношения европейского, американского типа.
– Умаляет ли значение брака то обстоятельство, что супруги, в силу возраста, не могут иметь детей?
– Согласно учению Церкви, первое предназначение брака – это приближение себя к совершенному идеалу единства, это также рождение детей, но кроме того есть все-таки и второе, пусть оно и не такое важное: чтобы не допускался больший грех, беспорядочные связи, блудное сожительство. Брак благословляется и в зрелом возрасте тоже, когда детей уже быть не может. Нам не следует из-за этого уничижать поздние браки, хотя, конечно, для тех, кто хочет посвятить себя Богу, наилучший путь – после определенного времени принять ангельский образ, монашество, но если человек к этому не способен, то и в пожилом возрасте благословляется вступить в брак и быть друг другу помощниками на пути в жизнь вечную и в воспитании своих родственников, ближних, знакомых.
– Нередко у людей, желающих вступить в брак в немолодом возрасте, уже есть дети от первого брака. На этой почве между родителями и детьми порой возникают конфликты. Как должны относиться дети к позднему браку своих родителей?
– Надо понимать, что родители имеют полное право на свою личную жизнь, на свое счастье, и это счастье не ограничено возрастом молодого или зрелого человека. И в пожилом возрасте человек имеет право создать семью. Понятно, что дети могут воспринять новый брак своего отца или матери в какой-то мере негативно, например, по причине наследства, на которое они рассчитывали, ведь оно может оказаться для них под угрозой: появляется человек, с которым, возможно, наследство придется делить. Но все-таки надо относиться со снисхождением, пониманием, надо, чтобы любовь к своим родителям проверялась этим явлением, и чтобы через это испытание дети прошли должным образом. Поэтому тем, у кого такое событие все же происходит в семье, воспринимать его с пониманием и христианской любовью.
– Отец Николай, в завершение нашей беседы, что Вам хотелось бы пожелать нашим читателям?
– Хотелось бы пожелать всем помнить о том, что христианский брак священен, мы должны быть чисты пред Богом и людьми, поступать по заповедям Божиим. Христианский брак есть стремление человека к идеалу, и поэтому пусть понимание этого всегда будет в нашем сердце, когда мы об этом слышим, думаем или что-то планируем.
– Спаси Господи.
р.Б. Геннадий для «Азбуки супружества»
Брак — ПравославнаяВики
Эта статья или раздел неполные . Это больше, чем заглушка , но она еще не содержит достаточного изложения предмета. Вы можете помочь Православной Вики, расширив ее по номеру .
Эта статья является частью серии Православная духовность | |
Святые Тайны | |
Крещение — Миропомазание Исповедь — Евхаристия Брак — Рукоположение Елеосвящение | |
Трехступенчатый | |
Катарсис/Очищение Теория/Озарение Теозис/Обожение | |
Исихазм | |
Непсис — Метанойя Исихия — Фронема Мистицизм — Ноус | |
Аскетизм | |
Целомудрие — послушание Стабильность — пост Бедность — Монашество | |
Достоинства | |
Смирение — Щедрость Целомудрие — Кротость Воздержание — Довольство Усердие | |
Молитва | |
Богослужение — Почитание Молитвенное правило — Иисусова молитва Реликвии — Крестное знамение | |
Отцы Церкви | |
Апостольские отцы Отцы-пустынники Каппадокийцы Добротолюбие Лестница Божественного Восхождения | |
Изменить это поле |
Брак (также брак ) является одним из святых таинств (таинств) в Православной Церкви, как и во многих других христианских традициях. Он служит соединению женщины и мужчины в вечном союзе перед Богом с целью следовать за Христом и Его Евангелием и, по возможности, создать верную святую семью через их святой союз. Он широко упоминается как в Ветхом, так и в Новом Завете. Существенную нерасторжимость брака Христос провозгласил в Евангелии.
Содержание
- 1 Святое венчание
- 2 Брачные услуги
- 2.1 Офис помолвки
- 2.2 Управление коронации
- 3 Смешанный брак
- 4 Вдовы и вдовцы
- 5 Развод
- 6 Второй и третий брак
- 7 Семейная жизнь
- 8 Дальнейшее чтение
- 9 Внешние ссылки
Святое Брак
Супружеская жизнь, как и монашеская жизнь, является особым призванием, требующим особого дара или харизмы от Святого Духа, дара, дарованного в таинстве Святого Брака. Та же самая тринитарная тайна единства в разнообразии применима к учению о браке, как и к Церкви. Семья, созданная этим таинством, – это маленькая церковь.
Православная Церковь учит, что человек создан по образу Троицы, и ему предназначено Богом жить не в одиночестве, а в семье, за исключением особых случаев. И как Бог благословил первую семью, повелев Адаму и Еве плодиться и размножаться, так и Церковь теперь дает свое благословение союзу мужчины и женщины. Таинство брака в Церкви дает мужчине и женщине возможность стать одним духом и одной плотью, чего не может дать ни одна человеческая любовь сама по себе. Святой Дух дан для того, чтобы начатое на земле исполнилось и совершеннейшим образом продолжилось в Царстве Божием.
Святитель Иоанн Златоуст считал, что деторождение является нормальным, но не существенным признаком брака.
- Брак не всегда приводит к деторождению, хотя есть слово Божие, говорящее: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Мы имеем в качестве свидетелей всех тех, кто женат, но бездетен. Так что цель целомудрия выходит на первый план, особенно сейчас, когда весь мир наполнен подобными нам. Вначале было желательно рождение детей, чтобы каждый человек мог оставить память о своей жизни… Но теперь, когда воскресение у наших ворот, и мы не говорим о смерти, но идем к другой жизни, лучшей, чем настоящее стремление к потомству излишне. Если ты желаешь детей, то можешь получить гораздо лучших детей сейчас, более благородное рождение и лучшую помощь в старости, если будешь рожать духовным трудом.
- Таким образом, остается только одна причина для брака, чтобы избежать прелюбодеяния, и средство для этой цели. [1]
Брачное богослужение
Венчание в Кане
Для православного христианина венчание (венчание) есть официальное признание Церковью единства пары, сотворенный образ любви Божией, вечной, неповторимой, неделимое и бесконечное. Ранняя Церковь просто была свидетелем выражения взаимной любви пары в Церкви, и их союз был благословлен их взаимным причащением Святой Евхаристии.
Когда в Церкви развилась служба бракосочетания, она была построена по образцу службы крещения и миропомазания. К паре обращаются так же, как и к человеку при крещении. Они исповедуют свою веру и любовь к Богу. Их вводят в церковь крестным ходом. Над ними молятся и благословляют. Они слушают Божье Слово.
Служба не содержит обетов или клятв. Это, по сути, «крещение и утверждение» человеческой любви в Боге Христом в Духе Святом. Это обожение человеческой любви в божественном совершенстве и единстве вечного Царства Божия, явленного и данного человеку в Церкви. В православном таинстве брака нет «законничества». Это не юридический договор, это духовная связь.
Брачная служба разделена на две части, которые раньше проводились отдельно, а теперь совершаются вместе.
Служба обручения
Главной церемонией обручения является благословение и обмен кольцами. Кольца благословляются священником во имя Отца, Сына и Святого Духа. Затем пара обменивается кольцами, беря кольцо невесты и надев его на палец жениха, и наоборот. Затем они снова обмениваются ими, символизируя, что каждый из супругов будет постоянно дополнять и обогащать другого благодаря союзу. Это также внешний символ того, что двое вступили в брак по собственной воле и по согласию. Он отмечается в вестибюле церковного здания перед их крестным ходом в неф церкви.
Служба коронации
Второй частью службы является церемония коронации, во время которой священник венчает головы жениха и невесты. В русской традиции короны золотые или серебряные, а в греческой традиции используются венки из листьев и цветов.
Венцы — это венцы радости, но также и венцы мученичества, поскольку брак предполагает самопожертвование с обеих сторон.
В конце службы молодожены выпивают из одной чаши вина. Эта общая чаша является символом того, что после этого они будут делить друг с другом общую жизнь. Это также напоминает о чуде на брачном пиру в Кане Галилейской.
Службы Православной Церкви |
Евхаристия: Божественная Литургия | Когда нельзя совершать Евхаристию: Типика |
Ежедневный цикл (Божественное управление) |
Вечерня | повечерие | Полуночный офис | Утреня |
Маленькие часы (Prime,Terce,Sext,None) | Королевские часы | Мезорион |
Прочие услуги |
Акафист | Параклезис | Молебен |
Великое благословение воды | Артоклазия |
Служба Крещения | Святое Елеосвящение |
Служба посвящения | Брачная служба |
Ритуальные услуги | Поминальная служба |
Смешанный брак
Таинство брака может быть доступно только тем, кто принадлежит к Церкви, т. е. причащающимся. Разрешение можно испросить у своего епархиального архиерея в случаях смешанных браков между православным христианином и христианином неправославной, но тринитарной церкви (например, римско-католической, лютеранской и т. д.), но венчание должно состояться в православной церкви.
Вдовы и вдовцы
Православная традиция призывает вдов и вдовцов сохранять верность своим супругам, умершим для этого мира, но живым во Христе. Тем не менее, Думитру Станилоае говорит: «Однако в случае смерти одного из двух супругов другой принимается во второй брак без какого-либо церковного процесса развода, потому что брак считается уже не существующим (Рим. 7:2). )». [2]
Развод
Православие считает брачные узы неразрывными, а расторжение брака осуждает как грех и зло. Православная Церковь разрешает повторный брак после развода в некоторых случаях, в виде исключения, что является необходимой уступкой человеческому греху. Осуждая грех, Церковь желает помочь грешникам и дать им еще один шанс, актом экономии. Когда брак перестал быть реальностью, Православная Церковь смотрит на реальность с филантропия (любящая доброта).
Второй и третий брак
Православная церковь учит, что второй союз «терпим только по снисхождению к человеческой слабости (1 Коринфянам 7:9). Его также можно признать вторым шансом, данным мужчине или женщине , вступить в настоящий брак во Христе, когда первый союз был ошибкой (ибо даже церковное благословение не всегда может волшебным образом исправить человеческую ошибку!). [3] В службе о втором браке часть радостных обрядов опускается и заменяется покаянными молитвами, хотя покаянные молитвы могут быть опущены, если это первый брак одного из супругов. [4]
Церковь также может «разрешить третий брак, но формально запрещает четвертый». [5]
Семейная жизнь
- Воспитание детей во Христе, сострадании и посвящении о. Питер Э. Гиллквист ( Again Magazine и Beliefnet )
Дополнительная литература
- Опыт Бога: Православное догматическое богословие, том. 5: Тайны освящения Думитру Станилоэ (Brookline: Holy Cross Contemporary Press, 2012 г.) ISBN 978-1-935317-29-6
- Таинство любви Павел Евдокимов. (Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Свято-Владимирской семинарии, 2011 г.) ISBN 9780881413977
- Посещение вашего брака: пособие для христианских пар , о. Чарльз Джоанидес. (Миннеаполис: издательство Light and Life, 2006 г.) ISBN 1880971992
- Христианство и Эрос: Очерки на тему сексуальной любви Филипа Шеррарда. (Лимни, Эвия, Греция: Дениз Харви, 2002 г.) ISBN 9607120108
- Брак: православный взгляд о. Джон Мейендорф. (Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии, 2000.) ISBN 9780913836057
- После медового месяца: как сохранить счастливый брак , доктор Питер М. Калеллис. (Питтсбург: Синдесмос, 1999 г.)
- О браке и семейной жизни святителя Иоанна Златоуста. (Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии, 1997. ) ISBN 9780913836866
- Сохрани их, Господи о. Джон Мак. (Бен Ломонд, Калифорния: Conciliar Press, 1996.) ISBN 1888212012
- Подготовка к браку (Брак в православной церкви, т. 1) доктора Питера М. Калеллиса. (Вестфилд, Нью-Джерси: Ecumenical Publications, 1984.)
- Holy Marrioty (Брак в православной церкви, т. 2) доктора Питера М. Калеллиса. (Вестфилд, Нью-Джерси: Ecumenical Publications, 1984.)
Внешние ссылки
- Полный текст обряда обручения и коронации
- Право обручения и коронации — Православная церковь Святого Духа, Амбридж, Пенсильвания
- Служба обручения и Служба коронации (Служба бракосочетания) (GOARCH)
- Брак (таинственный) — Православная вера о. Томас Хопко, почетный декан Свято-Владимирской семинарии, Крествуд, Нью-Йорк.
- Брак (христианская жизнь) — Православная вера
- Брак: Великое Таинство архимандрита Эмилиана Симонопетра, Афон
- Энциклика Священного Синода Епископов Православной Церкви в Америке о Браке
- ↑ Златоуст, стр. 85-86.
- ↑ Staniloae, с. 175.
- ↑ Мейендорф, Брак: православный взгляд, стр. 44.
- ↑ Мейендорф, с. 46.
- ↑ Мейендорф, с. 46.
Проблема православного брака
Когда пары приходят к служителям, чтобы обсудить свои свадебные церемонии, служители считают интересным спросить, любят ли они друг друга. Что за глупый вопрос! Как они узнают? Христианский брак не зависит от того, влюблены ли вы. Христианский брак дает вам практику верности на протяжении всей жизни, когда вы можете оглянуться на брак и назвать его любовью. Это тяжелая дисциплина на протяжении многих лет.
— Stanley Hauerwas
Православные христиане постоянно сталкиваются с двумя направлениями мысли и практики. Во-первых, это современные ценности, ожидания и практики, которые они видят вокруг себя. Они приобщаются к современной культуре с раннего возраста благодаря телевидению, фильмам, песням, друзьям и школьному обучению. Кроме того, есть тысячелетняя православная христианская традиция, которая на протяжении двухтысячелетней истории Церкви дала нам примеры святой жизни во всех видах мужчин и женщин, молодых и старых, женатых и неженатых. Это настоящая борьба, когда современные ценности и практики настолько отличаются от ценностей и практик, полученных из Священного Писания, житий святых, литургии Церкви, ее догматических и канонических учений.
Мы подобны рыбам, которым противостоят два сильных течения. Трудно сказать, какой ток будет иметь наибольшую тяговую силу. Хуже того, если мы попытаемся остаться именно там, где пересекаются эти два мощных потока, суматоха яростного удара этих мощных потоков лишает нас мира и радости, которые являются наследием Христа.
Рекомендую следующее размышление о браке о. Стивен Фриман, настоятель православного храма святой Анны в Ок-Ридже, штат Теннесси. Это мощное размышление о православном браке в современном мире. Хотя он пишет в первую очередь об американском опыте, то, что он говорит, в равной степени верно как для нас здесь, в Австралии, так и для всего западного мира.
— Пт. Джефф
Брак как жизнь, полная страданий
Ни один вопрос в современном мире, похоже, не давит на Церковь с такой силой, как проблемы, связанные с сексом и браком. Так называемая сексуальная революция по большей части преуспела в том, чтобы радикально изменить то, как наша культура понимает оба вопроса. Опираясь на весьма избирательный (а иногда и противоречивый) набор политических, социологических и научных аргументов, противники христианской традиции настаивают на радикальной реформе с энтузиазмом, который носит все признаки революции. И они перешли к господству.
Пр. Стивен Фримен, настоятель православной церкви Святой Анны
в Ок-Ридже, штат Теннесси
Те, кто стоит на баррикадах, называют себя «защитниками брака». Это глубокая неточность: брак как институт был отброшен довольно давно. Сегодняшние битвы не о браке, а просто о разделе трофеев его разрушения. Слишком поздно защищать брак.
Брак нужно не защищать, учить и жили. Церковь должна быть готова стать местом, где происходит это учение, а также местом, которое может поддержать супружеские пары в борьбе, необходимой для того, чтобы жить по нему. К счастью, духовное наследие Церкви подарило ей все инструменты, необходимые для этой задачи. Не хватает только тех, кто готов взяться за борьбу.
Законы о браке когда-то были правовой основой христианской культуры. Несмотря на разрушительные действия Просвещения и Реформации, общие рамки брака остались нетронутыми. Церковь во многих странах, особенно в странах с английской правовой традицией, действовала как рука государства, в то время как государство действовало для защиты христианского идеала брака. Как отметил Хауэрвас во вступительной цитате, брак как институт традиционно никогда не был связан с романтической любовью: он был связан с верностью, стабильностью, отцовством и долгом по отношению к семье. Традиционный западный обряд бракосочетания никогда не спрашивал пару: «Вы его любите?» Он просто спросил: «Обещаешь ли ты любить?» Это простое обещание было лишь одним из множества вещей:
ЖЕЛАЕТЕ ли вы, чтобы эта женщина была вашей замужней женой, чтобы жить вместе после Божьего постановления в святом поместье Брака? Будешь ли ты любить ее, утешать ее, почитать и хранить ее в болезни и в здравии? И, оставив всех остальных, храни себя только с ней, пока вы оба живы?
А это:
I N. возьми тебя N. к моей замужней жене, чтобы иметь и держать с этого дня вперед, к лучшему, к худшему, к богатству, к бедности, в болезни и в здравии, любить и лелеять, пока нас не разлучит смерть; в соответствии со святым Божьим установлением, и в этом я клянусь тебе своей верой.
Очевидно, что основной целью этих обещаний была верность при любых обстоятельствах на протяжении всей жизни. Законы, окружавшие брак, существовали для обеспечения соблюдения этого обещания и стремились затруднить поступление иного.
Получить развод было трудно – требовалось длительное время ожидания и выполнение очень специфических условий, чтобы развод был оформлен. Церкви, мягко говоря, сделали повторный брак довольно трудным. Обязанности перед детьми были очень четко определены и основывались на родительских (биологических) правах и обязанностях. Действительно, существовал большой комплекс семейных законов, которые на каждом шагу склоняли культуру к браку.
Конечно, все это не принесло бы никакой пользы, если бы не отражало культурный консенсус. Вопреки расхожим высказываниям, мораль действительно может быть законодательно закреплена (законы почти ничем другим не занимаются). Но моральные законы воспринимаются просто как угнетение, если они в целом не согласуются с моральным консенсусом культуры. Законы, поддерживающие брак, сами по себе были культурным консенсусом: люди считали эти законы правильными по своей сути.
В скобках следует также отметить, что законы, регулирующие брак и собственность, часто были направлены против женщин – это вопрос, который я не буду затрагивать в данной статье.
Нравственный консенсус, регулирующий брак, начал разрушаться в первую очередь в эпоху после Второй мировой войны в западных культурах. Есть много причин, которые способствовали этой поломке. Мой любимый виновник — быстрый рост мобильности (особенно в Америке), который разрушил стабильность расширенной семьи и раздробил семейную жизнь.
Первым крупным юридическим ударом по этому традиционному соглашению стало принятие законов о разводе без вины, в соответствии с которыми для развода не требовалось указывать причины. Стоит отметить, что впервые они были введены в действие в России в начале 19 века.18, вскоре после большевистской революции. Цель (как указано в Википедии) состояла в том, чтобы «революционизировать общество на всех уровнях». Позже этот эксперимент подвергся значительным изменениям. Первым штатом, принявшим такие законы в США, была Калифорния, которая не принимала их до 1969 года. С тех пор такие законы стали нормативными по всей стране.
В Австралии Закон о семейном праве 1975 года установил в австралийском законодательстве принцип развода без вины. Это было внесено тогдашним генеральным прокурором правительства Уитлама Лайонелом Мерфи, который сам был разведенным человеком, который был полон решимости реформировать австралийские законы о разводе. В 1973 Мерфи писал о своей решимости выйти за рамки «переноса старого церковного мусора». |
Эти изменения в законе о браке сопровождались эволюцией культурного значения брака. Из прежних уз практически неразрывного союза брак превратился в договорное соглашение между двумя людьми, преследующее их собственные цели. Согласно исследованию 2002 года, к 44 годам примерно 95 процентов всех взрослых американцев имели добрачный секс. Во всех смыслах мы можем сказать, что практически все американцы к середине жизни занимались сексом вне брака.
Это явные причины для понимания того, что «защита брака» просто слишком поздно. Традиция устарела. Но ничто из этого не говорит о том, что Традиция неверна или вообще неверна.
Конечно, есть много «остатков» традиционного христианского брака. Большинство людей до сих пор считают, что брак будет на всю жизнь, хотя и опасаются, что им самим может не повезти. Брачные договоры – это в первую очередь инструмент богатых. Даже однополые отношения говорят о стремлении к пожизненным обязательствам.
Но все чувства, связанные с пожизненными обязательствами, — это всего лишь чувства . Они не основаны на самых очевидных причинах отношений на всю жизнь. Скорее, они относятся к жанру сказки: «жить долго и счастливо».
Классический христианский брак относится к жанру мученичества . Это обязательство перед смертью. Как отмечает Хауэрвас: верность на протяжении всей жизни определяет, что значит «любить» кого-то. В конце верной жизни мы можем сказать о ком-то: «Он любил свою жену».
Некоторые начали писать о так называемом «варианте Бенедикта» — понятии, впервые введенном Аласдером Макинтайром в его книге « После добродетели ». Он сравнивает современную ситуацию с крахом Римско-христианской империи на Западе (т. Е. Темными веками). Христианская цивилизация, отмечает Макинтайр, была восстановлена не с помощью крупной завоевательной или законодательной силы, а благодаря терпеливой выносливости небольших монашеских общин и окружающих христианских деревень. Этот образец характеризовал распространение христианской цивилизации на протяжении многих веков во многих местах, как на Востоке, так и на Западе.
Кажется очевидным, что законодательный вариант уже давно является спорным вопросом. Когда 95 процентов населения занимаются сексом вне брака (мягко говоря), никакое традиционное законодательство вряд ли что-то изменит. Более важный вопрос заключается в том, зальет ли такая культурная волна учение Церкви или сделает его инертным — каноническим свидетельством ушедшего времени, возможно, признанным на исповеди, но не имеющим отношения к повседневным выборам (это уже верно во многих местах).
О «варианте Бенедикта» можно судить только по прошествии столетий, несомненно, к ужасу нашего нетерпеливого века. Но, как уже отмечалось, все необходимое уже в значительной степени реализовано. Брачный обряд (в тех церквях, которые отвергают нынешние заблуждения) остается приверженным пожизненному союзу мужчины и женщины с четко сформулированными целями верности. Канонические законы, поддерживающие такие браки, остаются в силе. Недостаточно обучения и формирования добродетелей, необходимых для того, чтобы жить мученической смертью в браке.
Современная культура подчеркивает, что страдание нежелательно и требует исправления. Наши ресурсы направлены на прекращение страданий, а не на их выносливость. Конечно, устойчивый миф Современности состоит в том, что страдание можно устранить. Это неверно и нежелательно.
Добродетели терпения, выносливости, жертвенности, бескорыстия, великодушия, доброты, стойкости, верности и других подобных качеств невозможны без присутствия страдания. Христианская вера не умаляет облегчения страданий, но и не делает его определяющим для приобретения добродетели. Христос совершенно ясно, что все будут страдать. По большому счету, в человеческом обществе ничего хорошего не происходит, кроме добровольных страданий одного или нескольких лиц. Добро в нашей жизни коренится в изяществе героических поступков.
В отсутствие стабильных, пожизненных, самоотверженных браков все обсуждения секса и сексуальности сводятся к абстракциям. Красноречивым аргументом в пользу традиционных семей в настоящее время служат хаос и дисфункция, вызванные их отсутствием. Никакие законы или социальные программы не смогут заменить самые естественные человеческие традиции. Социальная коррозия, представленная нашими переполненными тюрьмами, внебрачной рождаемостью (более 40 процентов среди населения в целом и более 70 процентов среди неиспаноязычных афроамериканцев) и подобными явлениями, продолжает предсказывать упадок цивилизованности в большинстве фундаментальный уровень. Некоторое время назад мы перешли в «темные века». «Вариант Бенедикта» уже существует. Это в вашем приходе и в вашем браке. Каждый день терпения и успеха в верном союзе с супругом и детьми есть подвиг благодатной жизни.
Нам не обещают, что Вариант будет успешным как цивилизационное лекарство. Такие вещи в руках Божьих. Но мы не должны сомневаться в том, что вокруг нас происходит Современный проект. Он не строит дивный новый мир. Он просто разрушает старый и позволяет его детям бродить среди руин.