Разное

Раннее детство: Тема 3. Развитие ребенка в период раннего детства

Раннее детство

Раннее детство охватывает возраст от года до трех лет. Социальная ситуация развития ребенка раннего детства: ребенок становится более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого (ситуация «Мы», по Л.С. Выготскому).

Социальная ситуация развития в раннем детстве — это ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества; раскрывается в отношениях ребенок — предмет — взрослый (Д.Б. Эльконин, Л.Ф. Обухова).

Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, речью, развитие предметной деятельности.

Ведущая деятельность — предметно-манипулятивная. Ребенок усваивает функции предмета, закрепленные за ним в культуре. По мнению Д.Б. Эльконина, предметное действие ребенка развивается в двух направлениях.

Во-первых, это переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с которым малыш начинает себя сравнивать. Во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия.

Внутри предметной деятельности зарождаются новые виды — игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Центральные новообразования — развитие самостоятельной ходьбы, овладение прямой походкой, овладение речью и предметной деятельностью.

Прямохождение
Овладение прямой походкой позволяет расширить круг общения с интересующими предметами, делать выбор и проявлять самостоятельность. Овладение телом и способность передвижения человеческим способом приводят ребенка к тому, что он вступает в период более свободного и самостоятельного общения с внешним миром.

Речь
В раннем детстве речь ребенка развивается от примитивных называний до осознанного выражения мысли. Развитие речи идет по двум направлениям:
• совершенствуется понимание речи взрослых;
• формируется собственная активная речь.

Особенности развития речи в раннем возрасте. Развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов.

Формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками.

Развивается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи.

Формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования.

Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники, описательная речь.

Формируется понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка, в том числе социальный.

Особенно на третьем году жизни возрастает речевая активность ребенка. Речь становится основным средством общения.

Восприятие
Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций — восприятие, мышление, память, внимание — доминирует восприятие. Доминирование восприятия означает определенную зависимость от него остальных психических процессов.

По мысли Л. С. Выготского, к важнейшим новообразованиям данного возраста следует относить восприятие, которое впервые возникает как дифференцированная система отдельных функций, в основе которой лежит обобщение. Формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция. Ребенок с раннего детства уже может подбирать предметы, соединять их части в соответствии с формой, величиной, цветом.

Развивается зрительное и слуховое восприятие.
Все высшие психические функции этого возраста развиваются вокруг восприятия, через восприятие, с помощью восприятия.

Мышление
Основная форма мышления — наглядно-действенное. Начинают формироваться и элементы наглядно-образного мышления (решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами). Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности.

Начинает формироваться знаково-символическая функция сознания, т. е. усвоение того, что один предмет можно использовать в качестве заместителя другого, а также замещения реального предмета знаком. Развитие символической функции проявляется в графических действиях и рисунках детей (каракули).

У ребенка появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение (используется связь между предметами для достижения цели и устанавливаются новые связи между свойствами предметов при практических действиях с ними).

Память
Память проявляется в активном восприятии-узнавании. Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная память. Развивается интенсивно. Возрастают объем и прочность сохранения материала.

Доминирует непроизвольная память. Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память: ребенок реагирует уже не на ритмико-мелодическую структуру слова, а на его значение. Появляется новый процесс памяти — воспроизведение.

Воображение
Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни.

Складываются его предпосылки, представление и отсроченное подражание. Воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов. Воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними. К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка — сказки, рассказы.

Внимание
В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи.

Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем.

Под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания.

Расширяется крут предметов, их признаков, а также действий с ним, на которых сосредоточивается ребенок.

Самосознание
Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий.

Развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности. Возникает гордость за собственные достижения — личностное новообразование раннего детства. В соответствии с новым уровнем сознания изменяется и общение со взрослым — начинает формироваться ситуативно-деловое, а к трем годам — внеситуативно-познавательное (М.И. Лисина), что означает протекание общения на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого и связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием.

Ребенок сравнивает себя со взрослыми и хочет быть похожим на них во всем.

В результате меняется отношение ребенка к взрослому, что выражается, прежде всего в стремлении к автономии и противопоставлении своих желаний желаниям, требованиям взрослых.

Взрослый же ни объективно, ни субъективно не может перестроить своего отношения к ребенку, удовлетворить его стремление к самостоятельности.

Возникает личное действие и личное желание, сознание «Я сам». Если взрослый не организует делового сотрудничества, если он демонстрирует свое превосходство, то возникает негативное поведение, характерное для кризиса трех лет.

Кризис трех лет
Кризис трех лет — граница между ранним и дошкольным детством — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Симптомы кризиса трех лет описал Л.С. Выготский и назвал кризисом отношений.

Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, то у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда — со сверстниками).

Л.С. Выготский, вслед за Э. Келер, описывает 7 характеристик кризиса трех лет. Первая из них — негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Это реакция не на содержание действия, а на само предложение, исходящее от взрослого. Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали, он находится вне ситуации.

Конечно, негативизм — кризисное явление, которое должно исчезнуть со временем. Но то, что ребенок в три года получает возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать, исходя из других, более сложных и стабильных мотивов, является важным завоеванием в его развитии.

Вторая характеристика кризиса трех лет — упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением считались.

В переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания, против навязывания образа жизни.

Своеволие, своенравие. Оно связано с тенденцией к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. Это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными. В этих случаях говорят о протесте или бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя свои требования. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Кризис проявляется и в обесценивании требований взрослого. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трехлетний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.

Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

Причины кризиса трех лет кроются в столкновении (внутри ребенка) потребности действовать самому и потребности соответствовать требованиям взрослого, противоречие между «хочу» и «могу» (Л. И. Божович).

Итак, в раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая деятельность — предметно-манипулятивная. К трем годам появляются личные действия и осознание себя как отдельного активного субъекта — «Я сам» — центральное новообразование этого периода. Возникает эмоциональная завышенная самооценка. В три года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Появляются поступки с проявлением «Я» ребенка.

Центральным направлением в проявлении кризиса трех лет является реализация осмысленной программы целенаправленного обособления со стороны взрослого. Программа включает в себя такие формы поведения взрослого, как игнорирование ревности ребенка (существуют и другие), настаивание на праве родителей принадлежать Друг Другу, праве иметь свою жизнь, отдельную от ребенка; подчеркивание неправомерности действий ребенка: «Ты еще маленький!», «Ты не прав, ты этого не знаешь»; запрет вмешиваться в разговор взрослых, блокирование агрессии к другому…

Культурно-найденной и закрепленной формой преодоления кризиса перехода ребенка от раннего детства к дошкольному является сюжетно-ролевая игра…

Игра — особая форма совместной жизнедеятельности ребенка и взрослого, символическое воспроизводство полноты их события. В этой форме ребенок сразу же оказывается счастливым и самостоятельным и тесно связанным с социальным миром взрослых (действует как взрослый). В этом смысле игра всегда социально ориентированна — она является игрой для «Другого» и в «Другого». Вместе с тем в игре ребенок впервые «учится» своему «Я» (познает себя), как он раньше «учился» своему телу (овладевал физическими действиями). Здесь же впервые зарождается специфическая форма сознания «Мы — Ты», в которой ребенок впервые выделяет себя из социального окружения.

Раннее детство. — Реферат Рефератович

Реферат по учебной дисциплине «Психология»

на тему: «Раннее детство»

 

    План

1. Введение.

2. Развитие социальной, познавательной сфер ребенка.

3. Личностные образования детей до 3 лет.

4. Кризис трех лет.

5. Основной вид деятельности детей до 3 лет.

6. Заключение.

7. Список литературы.

    1. Введение.

   В период детства происходит весьма интенсивное психическое и физическое развитие. Раннее детство является особо важным и критическим периодом развития. Изоляция от общества других людей, или какое-либо другое нарушение, может привести к непоправимым психическим нарушениям. Период детства протекает около одной десятой человеческой жизни и из детского характера можно определить, каким будет характер в период состоявшейся личности.

    От года до трех лет у ребёнка появляются все молочные зубы, он быстро растет и набирает вес. Развивается память и речь, ребёнок начинает активно познавать мир, постепенно ориентируясь в окружающем мире. Важное значение для малыша, в данный период, имеет игра. На смену раннему детству приходит дошкольный возраст.

   Как считают учёные, первые шесть лет — один из самых важных периодов в человеческом развитии. В данный период закладывается основа всей будущей жизни. Чувство собственного достоинства, уверенность в себе, поведение в стрессовых ситуациях, знание, что ты любим и желаем — всё это берет свое начало в самом раннем детстве, в отношениях малыша и родителей. Потому как, период являет собой предопределяющее значение для становления личности, важно иметь представление о ребёнке данного возраста. Лучшим способом узнать ребёнка является наблюдение за ним. Также полезно иметь представление и об общих чертах детей раннего возраста.

   К трем годам малыш овладевает способностью отделять себя от других, говорить о себе от первого лица, отмечается стремление к самостоятельности — происходит зарождение кризиса трех лет. Кризис имеет значение временное, но является важным в развитии личности, нужно его просто пережить.

   2. Развитие социальной, познавательной сфер ребенка.

   Период от года до трех лет — это раннее детство. В данном возрасте отмечают изменения в развитии личности, социальной ситуации развития, познавательной сфере.

  Новообразования младенческого возраста приводят к перемене в отношениях меж взрослым и ребенком, что ведет к становлению новой социальной ситуации развития, заключающейся в образовании совместной деятельности взрослого и ребенка, которая становится предметной. При совместной деятельности происходит усвоение общественно-выработанных способов использования предметов — взрослый обучает ребенка правильному применению окружающих предметов, объясняет их назначение и применение. Развитие социальной сферы у ребенка в раннем возрасте — это схема «Ребенок – предмет – взрослый». Предмет для ребенка имеет наиболее важное значение. Наблюдая за игрой ребенка, можно заметить, как он непрестанно бросает свой взгляд на предмет, привлекший его внимание. Возникает даже ощущение, что у малыша больше ни в чем и ни в ком нет потребности, его внимание сосредоточено только на данном предмете. Но это совершенно не так, потому как без взрослого малыш не способен понять способы использования предметов.

   Мотивом совместной деятельности является сам предмет, способ его применения — данная деятельность становится предметной. Общение малыша становится формой организации предметной деятельности — объяснение правильности использования предмета. Интенсивное развитие общения обретает речевую форму, так как овладение предметом при помощи эмоций не являет эффекта.

  Развиваются в раннем возрасте мышление, речь, память, восприятие. Данному процессу характерна вербализация познавательных процессов и начало их произвольности. Перцептивные действия, действия соотнесения, сенсорные эталоны определяют развитие восприятия.

   Познание окружающего мира начинает активно развиваться с года. Для произведения действия, малыш до двух лет, пользуется разными вариантами, а в 1,5-2 года, при помощи догадки — инсайта, решает возникшую проблему — малыш неожиданно решает проблему, избегая ошибок.

    На втором году жизни происходит изменение восприятия малыша. Овладев умением влиять одним предметом на другой, он способен предугадать результат ситуации. Так, малыш предвидит возможность протащить шарик сквозь отверстие, переместить предмет с помощью иного.

    При развитии восприятия на исходе периода раннего возраста у малыша формируется мыслительная деятельность. Ребенок демонстрирует способность к обобщению, умение переносить приобретенный опыт из исходных условий в новые, способность устанавливать связь меж предметами в процессе экспериментирования, умение запоминать их и использовать в решении проблем.

   В ранний детский период продолжает развиваться мышление, постепенно переходящее от наглядно-действенного в наглядно-образное — манипуляции с материальными предметами замещаются манипуляциями с образами. У ребенка осуществляется развитие интеллектуальных операций, формирование понятия.

   Образованное к концу первого года жизни наглядно-действенное мышление остается основным до четырех лет. Для начала малыш демонстрирует ревульсию и выделяет цвет и форму, потому при группировании предметов первоочередной акцентуацией его внимания являются цвет и размер предмета. В два года он умеет выделять предметы, опираясь на значимые и незначимые признаки, в 2,5 года акцентирует предметы по значимым признакам — форма, величина, цвет.

    Особой характерностью мышления в раннем детстве представляется синкретизм — нерасчлененность — при решении задачи, ребенок не акцентирует отдельные параметры, а воспринимает ситуацию как целостную фигуру. Так, взрослый выделяет из ситуации и анализирует отдельные детали, из которых малыш потом выделяет главные и несущественные.

   Наглядно-образное мышление образовывается к трем годам и является основным до шести лет. Его формирование обусловлено становлением элементарного самосознания и развитием способности к произвольной саморегуляции, сопровождаемая развитым воображением.

   К двум годам у малыша развивается оперативная память. Он принимает участие в несложных логических и тематических играх, на короткий промежуток времени составляет план действий, помнит цель, которая поставлена несколько минут назад.

   К первому году ребенок демонстрирует умение называть вещи собственными именами. У него имеется множество накоплений познания окружающего мира, сложилось представление об окружающей обстановке, о родителях, игрушках, пище. Тем не менее, из большого количества качеств, содержащихся в понятии слова, малыш сперва воспринимает лишь отдельные характерности того предмета, с которым изначально это слово обусловлено его восприятием.

   Годовалый малыш демонстрирует реакцию на слова как на целостную ситуацию. Слово имеет связь не с предметом, а с самой обстановкой. Наблюдение ребенка сосредоточено на мимике, жестах говорящего, по ним улавливается смысл произносимых слов.

   К концу второго года активизируется самостоятельная речь и речевое общение. Малыш проявляет интерес к названиям явлений и предметов.

   На протяжении второго года жизни малыш понимает значение слов существительных —  окружающие предметы, названия игрушек, имена взрослых, части тела, к двум годам, при нормальном развитии, усваивает практически все словесные обозначения, относящиеся к окружающему его миру. На это воздействует развитие семантической функции речи ребенка — установление смыслового значения слова, его дифференциация, уточнение и присвоение словам обобщенных значений, связывающиеся с ними в языке.

   В два года малыш имеет ясное представление о назначении окружающих его предметов личной гигиены, домашнего обихода. Понимает общие вопросы, которые требуют однозначного ответа.

   Около трех лет дети с вниманием слушают взрослых, любят, когда им зачитывают стихи, сказки, рассказы.

В развитии речи выделяют следующие этапы:

1)   слоги;

2)   слова-предложения;

3)   предложения из двух слов;

4)   предложения из трех и более слов;

5)   правильная речь.

   Основные распределения в развитии детской речи раннего возраста: Пассивная речь в развитии опережает активную; Открытие ребенком такого явления, как смысловое значение каждого предмета; На рубеже второго и третьего года жизни интуиция ребенка подсказывает ему, что слова в предложении меж собой имеют связь; Переход от многозначности слов к построенным на основе практических действий первым функциональным обобщениям; Фонематический слух опережает развитие артикуляции. Изначально, ребенок учится правильно слушать речь, а затем правильно говорить; Осуществляется овладение синтаксическим строем языка; Развиваются функции речи, происходит переход от индикативной к номинативной функции речи;

    3. Личностные образования детей до 3 лет.

    При развитии сферы познавательной происходит и личностное развитие – первоочередным идет становление личностной социализации малыша. Наблюдая за взрослым, ребенок всячески подражает ему делами и поведением. Подражание происходит в ходе общения и взаимного воздействия малыша и взрослого. Следственно, основным источником социализации малыша как личности, является подражание взрослым, наблюдение за их поведением. Также, важное значение в личностном развитии имеет чувство привязанности, формирующееся у малыша в период младенчества и, продолжающее свое развитие в период раннего возраста. Возможно, причиной привязанности является удовлетворение взрослыми основных потребностей ребенка, снижение их тревожности, обеспечение защиты в условиях существования и активного познания окружающей действительности, формирование основы для нормальных взаимоотношений с людьми в возрасте зрелой личности.

   В присутствии матери ребенок более активный, наблюдается стремление к изучению окружающей действительности. Положительная оценка родителем личностных качеств малыша, его поступков, устанавливает веру в свои возможности, способности, развивает уверенности в себе, свои силы. В ситуации взаимной привязанности малыша и его родителей — малыш более дисциплинирован и послушен. При внимательном, доброжелательном отношении родителей, стремлении их удовлетворять потребности малыша, у него вырабатывается персональная, личная привязанность.

   В ситуации отсутствия постоянного положительного эмоционального контакта с родными, у ребенка в будущем могут возникнуть проблемы в установлении нормальных, доверительных отношений с иными людьми.

   В период раннего возраста проистекает интенсивное развитие самосознания, при котором формируется самооценка ребенка. Также наблюдается развитие самостоятельности, о проявлении которой говорит фраза «Я сам». У ребенка уже нет нужды в помощи взрослого. Научившись ходить, он выискивает себе всяческие препятствия, преграды и преуспевает в преодолении их. Это доставляет малышу удовольствие, происходи формирование таких качеств, как целеустремленность, сила воли, настойчивость.

   Также, наблюдается проявление непослушания. При порицании взрослого, малыш продолжает делать по-своему. Происходит это, чаще вследствие того, что малыш стремится быстрее познать окружающую действительность.

   Около двух лет ребенок осознает собственные качества личности, свои возможности. Двухгодовалый малыш понимает, что может добиваться желаемой цели, воздействовать на взрослых.

   Наблюдается развитие эмпатии у ребенка — он начинает понимать эмоциональное состояние других людей. Например, полуторогодовалый малыш проявляет желание успокоить огорченного взрослого или ребенка — может поделиться своей игрушкой, обнять, поцеловать.

    У ребенка наблюдается появление потребности в достижении успеха, которая имеет поэтапное формирование. Для начала, малыш осознает свои неудачи и успехи, потом проявляет способность объяснить неудачи и успехи других людей, затем он начинает различать задания по степени трудности и соизмерять с собственными умениями, необходимыми для выполнения этого задания, а потом, оценивает свои прилагаемые усилия и способности.

    4. Кризис трех лет.

    Характерность кризиса трех лет в том, что происходящие с малышом личностные изменения, влияют меняют его отношения со взрослым. Происходит отделение ребенком — себя от других людей, осознание своих возможностей, ощущение себя источником воли — потому и возникает этот кризис. Ребенок сравнивает себя со взрослым, у него возникает инстинктивное желание выполнить те же действия, что и он.

   В раннем детстве происходит проявление таких черт, как упрямство, негативизм, деспотизм, обесценивание, своеволие, строптивость, протест-бунт. Л.С. Выготский, который описал данные характеристики, считал, что зарождение потребности в признании и уважении способствует их возникновению.

   Упрямство — причина его состоит не в желании малышом заполучить требуемое, а в проявлении уважения к его мнению. Ему важно утвердить свое проявление «взрослости», значимость своего мнения. Потому упрямый ребенок продолжает отстаивать свое, если уже и не нуждается в этой вещи.

   Также, одной из характеристик кризиса трех лет является негативизм, проявляющийся в негативной реакции не на само действие взрослого, а на его просьбу или требование. В основном, проявление негативизма наблюдается не с посторонними людьми, а во взаимоотношениях с родными. Вероятно, малыш подсознательно чувствует, что по отношению к родным, такое поведение не нанесет ему значительного вреда. Потому нужно понимать насколько разными являются вещи — негативизм и непослушание.

   Деспотизм проявляет себя в диктате ребенка окружающим его людям, каково должно быть их поведение, он требует послушания, поступать, как говорит он. Чаще поведение такого типа отмечается тогда, когда малыш является единственным или по счету последним в семье.

    Такая характерность, как обесценивание, является признаком всех кризисов. Его проявление выражается в обесценивании всех ценностей и привычек, которыми ранее ребенок дорожил. Проявляется это путем отказа соблюдать в прошлом принятые правила поведения, на данный момент, не считая их разумными, пренебрежения любимыми ранее игрушками — бросает и ломает их.

    Своеволие. Ребенок стремится все делать сам — это и есть выражение своеволия. В период младенчества его стремление проявлялось в физической самостоятельности, сейчас же оно имеет направленность на самостоятельность замыслов и намерений. Данное поведение проявляется в предлагаемых действиях взрослым, к примеру: «Сделай это сам», «Ты уже большой и можешь это сделать», а также в неизменном стремлении поступить так, а не по-другому. Ребенка так захватывает чувство своеволия, что он идет на открытое противопоставление своих желаний ожиданиям других. Выражение самостоятельности являет свое отражение на взаимоотношениях со взрослыми. Осознавая свою возможность сделать что-либо самому, ребенок понимает, что больше нет нужды в помощи взрослых. Им нужно понять и принять это, стараться не критиковать ребенка, избегать негативных высказываний по этому поводу, позволять ему проявлять свою самостоятельность.

   В строптивости прослеживается схожесть с негативизмом и упрямством, она направлена против принятых положений о поведении в семье. Так, ребенок проявляет нежелание есть, тогда, как семья собиралась на совместный ужин за столом, аппетит проявляется у него позже.

   Протест-бунт проявляет себя в частых конфликтах родителей с детьми. По мнению Л.С. Выготского, ребенок пребывает в неизменном конфликте с окружающими, в военном положении с ними.

   5. Основной вид деятельности детей до 3 лет.

   В детском раннем возрасте центральной деятельностью является предметная, влияющая как на общение со взрослыми, на психическое развитие.

    В период младенчества деятельность является манипулятивной — малыш повторяет действия взрослого, переносит на другой предмет усвоенное действие, осваивает собственные действия. Однако, производя манипуляции, ребенок пользуется лишь внешними отношениями и свойствами предметов. Предметы для ребенка становятся объектом, имеющим определенный способ использования и назначение. При упорном овладении новыми действиями предмета, взрослый наставляет малыша, сотрудничает с ним, помогает в трудном положении.

   На рубеже периодов младенчества и раннего детства, ребенок не понимает функции предмета, манипулируя им. Он множество раз открывает, закрывает дверь, но ее функционального назначения так и не понимает. Только взрослый может разъяснить ребенку назначение какого-либо предмета.

    Однако, нет гарантий, что ребенок использует его лишь по назначению, но важность представляет само знание как, где, когда нужно делать это. Но, зная, что фломастеры используют для рисования, малыш может что-либо строить из них, или просто катать их по полу.

   Предмет и действие в сознании ребенка меж собой имеют тесную связь — у него не получается попить из палочки, причесаться кубиком. Однако, постепенно ребенок разделяет предмет от действия.

   При связи предмета с действием выделяются три фазы:

1)   выполнение любых действий с предметом;

2)   использование предмета лишь по назначению;

3)   при ясном знании назначения предмета, можно свободно его использовать.

    В развитии предметной деятельности Д. Б. Эльконин определил две направленности:

1. Процесс развития действия — совместный со взрослым к самостоятельному исполнению.

А.И. Мещеряков и И.А. Соколянский исследовали процесс развития данного действия. Из чего следует, что сперва исполнение, оценка, ориентация действия принадлежат взрослому — взрослый руками малыша производит действия, затем взрослый начинает действие, а малыш продолжает, потом взрослый показывает, как выполнять действие, а в итоге просто дает речевые инструкции.

2. Процесс развития способов и средств ориентирования ребенка при выполнении действий. Состоит из нескольких этапов — первый:

a)   обычное использование предмета;

b)   знание назначения предмета, но отсутствует сформированность способов его использования;

c)   овладение специфическим способом использования.

    Наступление второго этапа знаменуется произведением ребенком действия в ненадлежащей ситуации — перенесение действия с одного на иной предмет. Так, умея пить из кружки, ребенок пьет из стакана. Также, наблюдается перенесение действия по ситуации — умея обувать сандалии, ребенок старается надеть их на мяч.

     Наступление третьего этапа знаменуется образованием игрового действия — ребенок сам производит действия с предметом, без инструкции и показа взрослого. Со временем, ребенок сам соотносит свойства предметов с действиями — определяет, что лучше всего можно делать данным предметом, какие действия подходят к определенному предмету.

    При психическом развития важными по значимости являются орудийные и соотносящие действия. Суть соотносящих действий состоит в объединение нескольких предметов в определенных пространственных взаимодействиях — использование сборно-разборных игрушек, складывание пирамидок из колец. Орудийные действия – один предмет используется при воздействии на иные. Ребенок овладевает такими действиями в ходе обучения под руководством взрослого. Также, орудийные действия являются показателем развития интеллекта ребенка, а предметные — степени его обучения, широту контактов со взрослым. В предметно-орудийной деятельности происходит зарождение игры, продуктивных видов деятельности.

    6. Заключение.

   Ребенок раннего возраста проявляет большой интерес к познанию мира предметов, которые его окружают, приступает к освоению действий с ними вместе со взрослыми. Предметно-манипулятивная деятельность является ведущей. Главным новообразованием этого периода является появление личных действий и проявление себя как обособленного деятельного субъекта — «Я сам». Наблюдается эмоциональное завышение самооценки. На этапе завершения данного периода мотивация поведения малыша проявляется во взаимоотношениях со взрослыми, в положении, в котором он находится. Значительно заметно появление поступков с проявлением «Я» ребенка.

    Подводя итоги, можно заключить, что игра является закрепленной формой преодоления кризиса трех лет — переход ребенка от раннего к дошкольному детству.

    Игра является особой формой совместной деятельности взрослого и ребенка, этаким символическим воспроизведением их события, всей его полноты. Ребенок в данной форме сразу же становится самостоятельным, счастливым, ощущая тесную связь со взрослым миром. Также, в игре малыш впервые «учится» собственному «Я», как ранее овладевал своим телом. Благодаря игре происходит зарождение специфической формы сознания «Мы — Ты» — первое выделение себя из социального окружения.

   7. Список литературы.

1. К.Н. Поливанова, Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. — М.: Изд. центр, 2000. — 184 с.

2. О.О. Косякова, Возрастные кризисы / О. О. Косякова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 221 с.

3. Д.Б. Эльконин, Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.

4. Л.С. Выготский, Психология развития человека. — М.: Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.

5. О.А. Карабанова, Возрастная психология. Конспект лекций. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 240 с.

Что такое раннее развитие детей? Руководство по развитию мозга

Здоровое развитие в раннем возрасте (особенно в возрасте до трех лет) обеспечивает строительные блоки для достижений в учебе, экономической продуктивности, ответственного гражданства, здоровья на всю жизнь, крепких сообществ и успешного воспитания следующего поколения. Что мы можем сделать в этот невероятно важный период, чтобы у детей была прочная основа для будущего развития? Центр развития ребенка создал это Руководство по развитию детей в раннем возрасте (ECD), чтобы помочь родителям, опекунам, специалистам и политикам понять важность развития детей в раннем возрасте и узнать, как поддерживать детей и семьи на этом критическом этапе.

Посетите раздел «Введение в РДРВ 2.0», чтобы ознакомиться с новыми ресурсами, основанными на знаниях, представленных ниже.

Шаг 1. Почему раннее детство так важно?

Этот раздел знакомит вас с наукой, которая связывает ранний опыт от рождения (и даже до рождения) с будущей способностью к обучению, поведением, физическим и психическим здоровьем.

Brain Hero

В этом 3-минутном видео показано, как действия родителей, учителей, политиков и других лиц могут повлиять на результаты жизни как ребенка, так и окружающего сообщества.

InBrief: наука о развитии детей в раннем возрасте

В этом видеоролике из серии InBrief рассматриваются основные концепции развития детей в раннем возрасте, установленные за десятилетия исследований в области неврологии и поведения.

InBrief: The Science of Early Childhood Development

В этом кратком обзоре объясняется, как наука о раннем развитии мозга может дать информацию для инвестиций в раннем детстве, и показано, почему развитие ребенка, особенно от рождения до пяти лет, является основой процветающего и устойчивого общества.

Шаг 2: Как происходит раннее развитие ребенка?

Теперь, когда вы понимаете важность РДРВ, в этом разделе мы углубимся в науку, в том числе о том, как ранний опыт и отношения влияют и формируют схемы мозга, а также как воздействие токсического стресса может ослабить архитектуру развивающегося мозга.

Три основные концепции раннего развития

Достижения в области нейробиологии, молекулярной биологии и геномики теперь дают нам гораздо лучшее понимание того, как ранний опыт встроен в наше тело и мозг, к лучшему или к худшему. Эта серия видео из трех частей объясняет.

8 вещей, которые нужно помнить о развитии ребенка

В этом важном списке, представленном в отчете «От передового опыта к прорывному влиянию», Центр развития ребенка устанавливает рекорд в отношении некоторых аспектов развития детей в раннем возрасте.

InBrief: The Science of Resilience

В этом кратком изложении представлена ​​наука об устойчивости и объясняется, почему ее понимание поможет нам разработать политику и программы, которые позволят большему количеству детей полностью раскрыть свой потенциал.

Шаг 3: Что мы можем сделать для поддержки развития ребенка?

Понимание того, насколько важны ранний опыт и отношения для развития на протяжении всей жизни, является одним из шагов в поддержке детей и семей. Следующим шагом является применение этих знаний к текущей практике и политике. В этом разделе представлены практические способы, с помощью которых специалисты-практики и лица, определяющие политику, могут поддержать РДРВ и улучшить результаты для детей и семей.

От передового опыта к революционным результатам

В этом отчете обобщаются 15-летние драматические достижения в области науки о раннем детстве и раннем развитии мозга и представлена основа для внедрения научно обоснованных инноваций в политике и практике в отношении детей младшего возраста.

Три принципа улучшения результатов для детей и семей

Понимание того, как опыт, полученный детьми с момента рождения, даже до рождения, влияет на результаты на протяжении всей жизни, а также основные способности, необходимые взрослым для процветания, обеспечивает прочную основу, на которой политики и общественные лидеры могут разработать совместную и более эффективную повестку дня.

Программа лонгитюдных исследований в раннем детстве (ECLS) – обзор

Программа лонгитюдных исследований в раннем детстве
(ECLS)

Класс детского сада 2023–2024 годов (ECLS-K:2024)

Предоставит обновленную информацию о раннем обучении и развитии детей, опыте дошкольного воспитания/воспитания в раннем возрасте, переходе в детский сад и успеваемости в начальных классах.

Birth Cohort (ECLS-B)

Дети, которые участвовали в регулярных мероприятиях по уходу и обучению в раннем возрасте за год до поступления в детский сад, получили более высокие баллы по оценке мелкой моторики при поступлении в детский сад, чем дети, которые не получали регулярного ухода и обучения в раннем возрасте за год до поступления в детский сад.

Класс детского сада 1998-99 гг. (ECLS-K)

Учащиеся пятого класса, указавшие в пятом классе, что утверждение «Мне нравится математика» было для них «совершенно верным», с большей вероятностью перешли на курсы алгебры или более высокого уровня в восьмом классе (43 процента), чем ученики, ответившие «совсем не верно» (33 процента) или «немного верно» (35 процентов).

Класс детского сада 2010–2011 гг. (ECLS-K:2011)

В знаниях и навыках детей пятого класса по чтению, математике и естественным наукам не было обнаружено существенных различий в зависимости от пола.

Предыдущий

Следующий

Обзор

Программа раннего детского лонгитюдного исследования (ECLS) предоставляет важную информацию о знаниях, навыках и развитии детей от рождения до начальной школы. Более 20 лет программа ECLS помогает педагогам, семьям, исследователям и политикам улучшать образовательный опыт детей.

Программа ECLS включает четыре лонгитюдных исследования, в которых изучается развитие ребенка, его готовность к школе и ранний школьный опыт. Когорта рождения ECLS-B представляет собой выборку детей, родившихся в 2001 году, за которыми следили с момента рождения до поступления в детский сад. Класс детского сада когорты 1998–1999 годов представляет собой выборку детей, отслеживаемых с детского сада до восьмого класса. Группа детского сада 2010–2011 годов представляет собой выборку детей, отслеживаемых с детского сада до пятого класса. Новейшее исследование программы ECLS, ECLS-K:2024, будет проводиться в детском саду 2023–2024 годов до пятого класса.

Программа ECLS проводится Министерством образования США. Национальный центр статистики образования (NCES) в составе Института педагогических наук (IES) Департамента имеет мандат Конгресса и по закону уполномочен собирать статистические данные о состоянии и прогрессе образования в Соединенных Штатах, в том числе проводить лонгитюдные сборы данных, такие как исследования программы ECLS. Родители, преподаватели и политики могут использовать информацию, собранную в рамках программы ECLS, для повышения качества обучения учащихся. Программа также предоставляет данные для анализа взаимосвязей между широким спектром семейных, школьных, общественных и индивидуальных факторов с развитием детей, ранним обучением и успеваемостью в школе.

ECLS-K:2011 Update

Файлы ограниченного и общего пользования, содержащие данные всех раундов сбора данных, от детского сада до пятого класса, для Продольного исследования раннего детства, класс детского сада 2010-11 (ECLS-K:2011) теперь доступны. Пожалуйста, обратите внимание, что, хотя ECLS-K:2011 был разработан для проведения межгрупповых сравнений с Продольным исследованием раннего детства в классе детского сада 1998–1999 годов (ECLS-K), результаты прямой оценки когнитивных способностей ребенка, доступные в этих файлах, нельзя напрямую сравнивать с оценками из ECLS-K. Оценочные баллы для детей, разработанные специально для сравнения между когортами ECLS-K и ECLS-K:2011, в настоящее время находятся в разработке, и предполагаемая дата выпуска будет определена. Целесообразно использовать данные из текущей версии файла данных для сравнения двух когорт другими способами, например, для изучения различий в демографических характеристиках или домашнем, школьном и классном опыте двух групп.


Объявления

5 мая 2023 г.:

Выпущены исправления в реестре домохозяйств ECLS-K

6 марта 2020 г.:

Теперь доступно!: Онлайн-обучение ECLS-K:2011 (обучение набору данных дистанционного обучения (DLDT)

21–23 марта 2019 г.:

Обучение ECLS-K:2011, которое состоится на двухгодичном собрании SRCD в марте 2019 г.

12 апреля 2018 г.:

9008 3 Сбор данных для раннего
Продольное исследование детства, класс детского сада 2010–2011 годов (ECLS-K:2011) завершено.

12 апреля 2018 г.:

Обучение по ECLS-K:2011, проведенное на ежегодном собрании AERA в апреле 2018 г. 0003

8 апреля 2014 г.:

NCES выпускает ECLS-B и
Модули онлайн-обучения ECLS-K


Data Products

31 мая 2018 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *