Разное

Психология мальчика 11 12 лет: Консультация психолога

Содержание

Воспитание ребенка 11 лет — мальчика, девочки: советы психолога ❗️☘️ ( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ)

Содержание

  1. Физиологические особенности
  2. Психологические особенности
  3. Поведение
  4. Отношения со сверстниками
  5. Ребенок в одиннадцать лет – на что обратить внимание
  6. Личное пространство
  7. Пример взрослых
  8. Режим дня и здоровье
  9. Питание
  10. Хобби и дополнительные занятия
  11. Бытовые навыки и помощь по дому
  12. Советы для родителей – как помочь ребенку?
  13. Девочки и мальчики 11 лет – в чём отличия

Подростковый период у современных детей начинается в период с 11 до 13 лет. В жизни каждого человека наступает этот кризисный и сложный эпизод, поскольку тогда обостряются отношения со сверстниками и родителями, меняется гормональный фон. Родителям необходимо проявить чуткость и понимание, принять личную позицию ребенка.

Физиологические особенности

Примерно в 11 лет у мальчиков и девочек проявляются первые различия, так как наступает период полового созревания. У девочек он происходит быстрее. Дети становятся другими как внешне, так и внутренне. Нередко происходит и резкий набор веса. У мальчиков происходит изменение голоса и развиваются мышцы. Родителям чаще всего необходимо пояснять происходящие изменения, а также всячески способствовать в преодолении ощущаемого дискомфорта, ведь подрастающему ребенку приходится очень тяжело.

Психологические особенности

Поведение

В подростковый период дети становятся более самостоятельными. Гормональные скачи провоцируют резкое ухудшение отношений как со сверстниками, так и с близкими людьми. Человек в этом возрасте ведет себя гораздо более эмоционально и импульсивно. Окружающим необходимо быть аккуратнее в процессе воспитания, чтобы не испортить и без того хрупкие отношения с ребенком. Нередко мальчики стараются спорить и делать что-то вопреки словам родителей, чтобы доказать таким образом свою независимость. В отличие от них девочки замыкаются и держат все в себе, поэтому чаще всего отдаляются от родителей.

Родителям нужно показать ребенку, что они могут помочь справиться с эмоциями и сохранить доверие в их взаимоотношениях.

Отношения со сверстниками

Для человека в период полового созревания обретают важность романтические отношения, восприятие сверстниками и самооценка. Окружение может оказывать не только позитивное, но и негативное влияние. Это влечет за собой появление новых интересов и переосмысление взглядов на жизнь.

Изменение мировоззрения является довольно важным этапом у каждого подростка. Родителям не стоит бояться новых взглядов на жизнь и как-то ограничивать ребенка, но и забывать о том, что это может повлечь за собой появление вредных привычек. Взрослым важно не устанавливать запреты в общении, но и при этом следить, чтобы их ребенок не попал в плохую компанию.

Чтобы подросток не пытался постоянно доказывать свою значимость, стоит привить ему мысль о том, что он ценен и важен как личность несмотря на то, что думают о нем сверстники, и что родители поддержат в любой ситуации.

Ребенок в одиннадцать лет – на что обратить внимание

После 11 лет ребенок становится более уязвимым, обретает свое личное мнение и интересы. Всем окружающим приходится приспосабливаться к таким изменениям, а родителям искать новые методики воспитания и способы воздействия.

Важно помнить, что наказания и унижения ребенка только навредят.

Гораздо эффективнее будет обсуждение проблем и причин плохого поведения, ведь нужно выстраивать доверительные отношения и начать воспринимать его как взрослого человека.

Личное пространство

У ребенка в этом возрасте появляются требования к личному пространству, которые окружающие должны учитывать и не нарушать. Зачастую ощущается излишняя опека из-за неспособности перестроиться. Ребенка не нужно контролировать, ведь самостоятельность – неотъемлемая часть взросления. Баланс комфорта и контроля очень важен.

Пример взрослых

Поведение родителей не может не влиять на подростка. Неправильный пример взрослых может повлечь за собой появление пристрастия к алкоголю, наркотикам и табаку. В подростковом периоде человек особенно подвержен влиянию со стороны.

Может быть интересно: “Посуду мыть не буду, это не мужское дело”: ролевые стереотипы среди мальчиков – где таятся повседневные ловушки

Режим дня и здоровье

У подростка чаще всего режим дня напрочь отсутствует, поскольку появляется желание гулять с друзьями и больше общаться со сверстниками. Родители должны поговорить с ребенком о важности здорового сна и здоровья в общем.

Питание

Питание подростка должно быть сбалансированным, но калорийным. Перестройки в организме требуют белка, а углеводы необходимы для умственной и физической активностей. Плохое питание может привести к резкому ухудшению здоровья.

Хобби и дополнительные занятия

Человек в подростковом периоде должен иметь хобби, чтобы гармонично развиваться. Оно поможет стать частью коллектива и находить общие интересы со сверстниками. Нельзя выбирать хобби за ребенка, поскольку это негативно отразится на восприятие им родителей и на самостоятельности.

Бытовые навыки и помощь по дому

До подросткового возраста ребенок должен иметь достаточное количество навыков, чтобы в дальнейшем самостоятельно справляться с домашними делами, ведь у него будут свои домашние обязанности. Домашние дела должны выполняться всеми членами семьи для развития ответственности и самосознания. В дальнейшем эти умения помогут позаботиться о себе.

Может быть интересно: Как вы можете использовать любопытство, чтобы вернуть легкость в свой быт в качестве мамы

Советы для родителей – как помочь ребенку?

Подростку как никогда нужна поддержка родителей, но она не должна превращаться в чрезмерную опеку. Необходимо быть рядом и давать советы, когда их спрашивают, можно делиться личным опытом от случая к случаю. Иногда поддержкой может быть и бездействие.

Подростки нередко прячут свои чувства и мысли от взрослых.

Конечно, необязательно делиться каждой деталью своей жизни, но и поддерживать общение стоит. Важно уметь выслушать и не осуждать ребенка за каждый поступок или слово. Лучше разобраться в причине таких действий. Ребенок может начать врать, тогда нужно задуматься об атмосфере в семье.

Девочки и мальчики 11 лет – в чём отличия

В начале полового созревания у некоторых подростков появляется сексуальный интерес. Несмотря на то, что родителям приходится сложно, необходимо поговорить с ребенком об особенностях развития как женских, так и мужских тел. Дети должны понимать, почему они меняются и что именно с ними происходит. Это избавит их от лишних страхов.

Не стоит избегать темы сексуальных отношений между мужчиной и женщиной. Важно проявить терпение и тактично отвечать на все вопросы. Если сложно говорить об этом, то можно предоставить подходящую литературу, в которой находятся ответы на все вопросы.

Также читайте: Воспитание детей. Уроки психологии для родителей

Психологические особенности детей 10 11 лет: что нужно понимать родителям

В возрасте 10-11 лет дети переходят в подростковый период. Этот момент очень важен, он повлияет на всю дальнейшую жизнь ребёнка. Однако сейчас у него могут возникнуть многие трудности.
Дело в том, что многих возрастных особенностей детей этого возраста родители не понимают.

Руганью и недовольством родители только лишь усугубляют ситуацию. Нужно понимать, что для подростка это трудное время. Он осознаёт перемены в собственной жизни, видит, что теперь взрослеет. Ему необходима поддержка взрослых, он активно её ищет. Поэтому старайтесь проводить с детьми больше времени, доверительно общайтесь, разговаривайте. Тогда вы станете надёжной опорой в то время, когда мир вокруг для ваших детей буквально меняется.

Содержание

  1. Конец детства
  2. Психологические особенности
  3. Позитивные проявления
  4. Негативные проявления
  5. Общие проблемы всех подростков
  6. Как могут помочь родители
  7. Несколько советов для родителей подростков

Конец детства

Возраст 10-11 лет психологи называют концом детства. Это связанно не только с переходом в разряд подростков. Меняется очень многое, в том числе мнение ребёнка о себе. Он уже несколько лет посещает школу. За это время стал гораздо опытнее, многому научился, многое понимает. Конечно, перед нами все ещё ребёнок, который любит игры, общение с друзьями, а его планы на будущее часто меняются.

У этого возраста присутствуют некоторые особенности, которые стоит понимать родителям. Их можно охарактеризовать следующим образом:

  • подросток сам понимает, что взрослеет, осознает свой новый статус;
  • поведение нормализуется, он готов к диалогу с родителями;
  • среди взрослых выделяет тех, кто пользуется авторитетом;
  • обращается к родителям за помощью.

Сейчас большинство детей признаёт авторитет старших и тянется к ним. В этом возрасте им не терпится вступить в новый для них мир взрослых, так что общение со взрослыми приносит большое удовольствие. Опять появляется желание заслужить похвалу, поощрение от родственников, учителей.

Психологические особенности

Взросление — процесс не простой. В этом возрасте дети часто начинают вести себя не совсем так, как ожидают родители. Это вызывает массу вопросов, ссор и скандалов. Лучше всего вспомните себя в этом возрасте, а потом попытайтесь понять особенности поведения вашего ребёнка. Некоторые из них можно с гордостью назвать положительными, а другие — отрицательные — хочется скорее исправить. Родителям нужно проявить терпение, ведь 10 лет — тоже непростой возраст.

Позитивные проявления

Сюда можно отнести:

  • повышение самостоятельности, рост чувства ответственности за свои поступки;
  • расширение интересов;
  • появление планов на будущее.

Для того, чтобы подросток мог полностью раскрыть позитивные качества своего возраста, необходимо нормальное воспитание. Если не уделять ему внимания, не воспитывать, то позитивных сторон можно и не дождаться.

Данные проявления указывают на совершенствование психического развития у детей подросткового возраста. Главное, чтобы переход к подростковому возрасту был плавным. Для этого необходимо постепенно увеличивать нагрузку: больше ответственности, больше возможностей, достаточно общения с детьми и взрослыми.

Негативные проявления

Дети уже вполне всё понимают, но не всегда могут реагировать адекватно на происходящее. Конечно, черты детского поведения пока ещё остаются. Опять же, если не будет правильного воспитания, то негативные проявления возраста будут преобладать. Сюда относятся:

  • частые смены настроения;
  • огромное желание отказаться от своего детства, всего связанного с ним;
  • протесты против запретов.

Смены поведения бывают очень бурными. Сначала всё идёт хорошо, но потом родители что-то не разрешили, за что-то отругали. Поведение меняется, ребёнок может стать агрессивным, плаксивым, раздражительным. Тут, к сожалению, мало что можно посоветовать, это особенности возраста. Родителям нужно разработать оптимальную «систему отказов». Возможно, стоит не просто говорить «нет», а объяснять причину, разговаривать. Не думайте, что в 10-11 лет ребята ещё ничего не понимают. Они многое замечают, видят и знают о жизни своей семьи.

Общие проблемы всех подростков

Все дети разные, но в данном возрасте проблемы у них одни и те же. Все проходят через взросление физическое и психологическое. У всех в тот или иной момент могут возникнуть следующие проблемы:

  • высокий уровень тревожности, неуверенности в себе;
  • мальчиков беспокоит, что они медленно растут;
  • девочки начинают волноваться из-за внешности, лишнего веса;
  • начинается гормональная активность, детей начинают заботить темы сексуальности, личной жизни;
  • начинается пора первых влюблённостей;
  • хочется как можно больше свободы и независимости;
  • родителей и взрослых уважают, но стараются больше времени проводить со сверстниками.

Потребуется время, чтобы они пришли в согласие с собой. Не стоит сильно нервничать, такие проблемы были и будут у всех подростков. Главное, что родители могут помочь детям облегчить ситуацию.

Как могут помочь родители

С высоты своего опыта каждая мама может сказать дочке, что для 11 лет её рост и вес нормальные, а если нет — впереди ещё много лет, чтобы это исправить. Первая влюбленность часто вызывает смех у взрослых. Проблемы в школе не кажутся родителям такими уж важными. Это большая ошибка — так легкомысленно относиться к тому, что сильно беспокоит детей. От вас не всегда ждут совета, но поговорить, довериться — бесценно.

Лучше всего ещё до этого возраста попытаться выстроить доверительные отношения с ребёнком. Тогда он не побоится прийти к вам в трудный момент. Смеяться или ругать, называть детские проблемы глупостями не стоит. Это лишь уверит ребёнка в том, что вы — взрослый и мудрый — не можете его понять. Соответственно не можете и помочь, и за помощью он будет обращаться к кому-то другому.

Несколько советов для родителей подростков

Чтобы помочь своим детям, в первую очередь нужно понимать психологические особенности возраста. Без этого ничего не получится. Пусть вам кажется, что ваш сын или дочь развиваются не так быстро, как должны, мало читают, не слишком внимательны или увлекаются откровенной ерундой. Отбросьте свои мысли и попытайтесь вспомнить себя в этом возрасте:

  • что для вас было важно;
  • как реагировали родители на ваши проблемы;
  • к кому вы шли за советом.

Можно предложить родителям несколько простых советов по воспитанию и общению в этот период:

  • говорите с ребёнком, даже если тема не самая простая или деликатная;
  • больше рассказывайте о себе в его возрасте;
  • не стесняйтесь говорить с детьми, общайтесь открыто;
  • занижать перед ребёнком значимость его проблемы — ошибка;
  • не показывайте им свою любовь, но говорите комплименты;
  • внимательно следите за изменениями характера ребёнка.

Так вы поможете ребёнку гораздо больше, чем если будете осуждать, высмеивать или ругать его.

Интеллектуальное развитие детей — Fraser Health Authority

Как стимулировать интеллектуальный рост.

Что такое когнитивное или интеллектуальное развитие?

Когнитивное или интеллектуальное развитие означает рост способности ребенка мыслить и рассуждать. Речь идет о том, как они организуют свой разум, идеи и мысли, чтобы понять мир, в котором живут.

Некоторые вехи интеллектуального развития, которые вы можете заметить у пяти- и шестилетних детей, включают:0005

  • Увеличение словарного запаса до 2000 слов, предложений из пяти и более слов.
  • Может считать до 10 объектов одновременно, может копировать сложные формы.
  • Начинает рассуждать и спорить, использует такие слова, как почему и потому что.
  • Понимание таких понятий, как вчера, сегодня и завтра.
  • Может сидеть за партой, следовать указаниям учителя и самостоятельно выполнять простые задания.

Некоторые вехи интеллектуального развития, которые вы можете заметить у детей в возрасте от 7 до 11 лет, включают:

  • Более продолжительная концентрация внимания и готовность брать на себя больше ответственности, например, выполнять работу по дому.
  • Понимать дроби, деньги и концепцию пространства.
  • Может указывать время и называть месяцы и дни недели по порядку.
  • Наслаждайтесь чтением книги самостоятельно.

Подростки в возрасте от 12 до 18 лет способны к сложному мышлению. Это включает в себя способность:

  • Думать абстрактно о возможностях.
  • Разум из известных принципов, формирование собственных новых идей или вопросов.
  • Рассмотрите множество точек зрения, сравнивая или обсуждая идеи или мнения.
  • Думая о процессе мышления, осознавая акт мыслительных процессов.

Узнайте больше об этапах интеллектуального роста и развития детей.

Как я могу способствовать интеллектуальному развитию ребенка в возрасте от 5 до 11 лет?

Важно, чтобы родители и лица, осуществляющие уход, понимали текущий интеллектуальный уровень своего ребенка, чтобы они могли предлагать мероприятия, способствующие когнитивному или интеллектуальному развитию своего ребенка. Творческая и художественная игра помогает в обучении и развитии, позволяя детям участвовать в решении проблем, где нет правильных ответов. В творческой деятельности процесс важнее конечного продукта.

  • Посещение библиотеки повысит их словарный запас, воображение и желание учиться. Читательский билет — отличный способ познакомить ребенка с понятиями заимствования и ответственности.
  • Познакомьте ребенка с музеями, новыми районами и выставками.
  • Проводите как можно больше времени без перерыва со своим ребенком один на один.
  • Избегайте длительного просмотра телевидения, видео и компьютерных игр.
  • Организуйте домашнее задание и распорядок дня в своем доме.
  • Если вас беспокоит успеваемость вашего ребенка, поговорите с учителем вашего ребенка.

Какие виды интеллектуального роста происходят в подростковом возрасте?

Ребенок раннего подросткового возраста:

  • Использует более сложное мышление, ориентированное на принятие личных решений в школе и дома.
  • Начинает использовать формальные логические операции в школьных заданиях.
  • Начинает сомневаться в авторитетах и ​​стандартах общества.
  • Начинает формировать и высказывать собственные мысли и взгляды на различные темы. Вы можете услышать, как ваш ребенок говорит о том, какие виды спорта или группы он предпочитает и какие родительские правила следует изменить.

Ребенок среднего подросткового возраста:

  • Расширяет мышление, включая более сложные, философские и футуристические вопросы.
  • Часто более подробно расспрашивает, более подробно анализирует.
  • Думает и начинает формировать свой собственный этический кодекс (Что я считаю правильным?).
  • Думает о разных возможностях и начинает развивать свою личность (Кто я?).
  • Начинает систематически рассматривать возможные будущие цели (Чего я хочу?).

Ребенок в позднем подростковом возрасте:

  • Использует сложное мышление, чтобы сосредоточиться на менее эгоистичных концепциях и принятии личных решений.
  • Усилил мысли о глобальных понятиях, таких как справедливость, история, политика и патриотизм.
  • Часто вырабатывает идеалистические взгляды на темы, может спорить и развивать нетерпимость к противоположным взглядам.
  • Начинает думать о карьерных решениях и своей новой роли во взрослом обществе.

Узнайте больше об этапах интеллектуального роста и развития детей.

Как я могу способствовать здоровому интеллектуальному развитию моего подростка?

По мере взросления дети становятся более изощренными в своем мышлении, становятся более логичными и систематическими в своих мыслительных процессах. Чтобы улучшить их когнитивное развитие на этом этапе:

  • Включайте их в обсуждения различных тем, проблем и текущих событий.
  • Поощряйте их делиться с вами идеями и мыслями.
  • Поощряйте их мыслить независимо, развивать собственные идеи и ставить цели.
  • Предложите им подумать о возможностях будущего.
  • Хвалите и хвалите их за продуманные решения.
  • Помогите им переоценить плохо принятые решения.

Ресурсы

  • О здоровье детей: Когнитивное развитие детей школьного возраста
  • Здравоохранение, социальная помощь и услуги для детей: введение в интеллектуальное развитие
  • Медицинский центр Университета Рочестера: Энциклопедия здоровья
  • HealthLink BC: этапы роста и развития
  • HealthyFamilies BC: социальные и эмоциональные изменения в подростковом возрасте

Помогите детям подружиться: 12 научно обоснованных советов

© 2009 – 2020 Гвен Дьюар, доктор философии, все права защищены


Как мы можем помочь детям подружиться? Может показаться, что мы можем сделать очень мало. В конце концов, дружба — это очень личное дело. Но построение дружбы зависит от эмоциональных навыков ребенка, навыков саморегуляции и социальной компетентности. И родители могут сыграть важную роль в развитии этих способностей.

Например, многим детям трудно завести друзей, потому что они стесняются или беспокоятся. Если мы покажем этим детям, как реагировать на дружеские предложения, и предоставим им простые и безопасные возможности для общения с дружелюбными людьми, мы сможем помочь им установить важные социальные связи.

Точно так же есть дети, которые борются из-за того, что им не хватает надлежащего контроля над импульсами, или ведут себя так, что враждебно относятся к другим. Этим детям будет намного легче подружиться, если мы поможем им развить навыки саморегуляции.

И почти каждый ребенок получит пользу от обучения и практики социальных искусств. Во всем мире успешная дружба зависит от одних и тех же фундаментальных навыков. Чтобы добиться успеха, дети должны

  • регулировать свои собственные негативные эмоции;
  • понимать эмоций и точек зрения других людей;
  • проявите сочувствие и предложите помощь нуждающимся друзьям;
  • чувствовать себя в безопасности и доверять другим людям;
  • умеют знакомиться и участвовать в беседе;
  • быть способным к сотрудничеству, переговорам и компромиссу;
  • знают, как извиниться и загладить свою вину; и
  • понимать (и прощать) ошибки других людей.

Список длинный, и оттачивание этих навыков требует опыта, усилий и практики.

Но именно поэтому родители и учителя могут быть полезны. Подружиться — это не фокус. Это то, чему мы учимся. Чему-то, чему мы можем помочь нашим детям научиться.

Итак, вот руководство, основанное на фактах — 12 конкретных способов помочь детям подружиться.

1. Проявите к ребенку теплоту и уважение. Не пытайтесь контролировать ребенка с помощью угроз, наказаний или эмоционального «шантажа».


Может показаться, что это не имеет непосредственного отношения к способности вашего ребенка заводить друзей. Но то, как родители относятся к детям, влияет на их эмоциональное развитие и социальное поведение. А это, в свою очередь, может повлиять на их отношения со сверстниками.

Возьмем, к примеру, авторитарное воспитание, подход к уходу, который подчеркивает абсолютное послушание, низкий уровень теплоты и попытку контролировать поведение с помощью угроз, наказаний или стыда.

Исследования, проведенные по всему миру, показали, что авторитарное воспитание связано с развитием проблем с поведением (Lansford et al 2018). А детям с проблемами поведения сложнее заводить друзей.

Похоже также, что родительский психологический контроль — попытка манипулировать детьми с помощью чувств вины, стыда или лишения любви — настраивает детей на развитие некачественная дружба (например, Cook et al 2012).

Напротив, когда родители проявляют теплоту и используют позитивные стратегии дисциплины — рассуждая с детьми и обсуждая причины правил — дети со временем становятся более просоциальными.

Они с большей вероятностью будут относиться к другим с добротой и сочувствием (Pastorelli et al 2015).

Они, как правило, менее агрессивны, более самостоятельны и больше нравятся сверстникам (Brotman et al 2009; Sheehan and Watson 2008; Hastings et al 2007).

Так как же нам добиться хорошего поведения, не прибегая к угрозам и наказаниям? Если вам нужна помощь, посмотрите мою статью о «позитивном воспитании детей». А чтобы узнать больше о влиянии различных стилей воспитания, ознакомьтесь с этим руководством по воспитанию детей.

2. Будьте «учителем эмоций» своего ребенка.


Все мы испытываем негативные эмоции и эгоистичные импульсы. Мешает ли это нам поддерживать хорошие дружеские отношения? Нет. Нет, если мы знаем, как держать эти реакции под контролем.

Итак, дети должны научиться регулировать свои эмоции. А родители? Мы можем либо помочь им, либо усложнить задачу.

Например, в ходе одного исследования у родителей — матерей пятилетних детей — спросили, как они реагируют на негативные эмоции своих детей. Затем исследователи отслеживали результаты лечения детей в течение нескольких лет. Что произошло?

Дети с большей вероятностью разовьют сильные навыки саморегуляции, если они выросли с родителем, который говорил с ними — сочувственно и конструктивно — о том, как справляться с плохим настроением и трудными чувствами (Blair et al, 2013). И чем сильнее у ребенка навыки саморегуляции, тем больше вероятность того, что у него будут развиваться позитивные отношения со сверстниками по мере взросления.

С другой стороны, исследования показывают, что у детей развиваются более слабые навыки саморегуляции, когда их родители реагируют пренебрежительно («Ты просто глупый!») или карательно («Иди в свою комнату!») на негативные эмоции своих детей ( Давидов и Грусек, 1996; Денхэм, 1997; Денхэм и др., 1997; Денхэм, 1989; Денхэм и Гроут, 1993; Айзенберг и др., 1996).

Поэтому, когда дети расстраиваются, стоит потратить время на то, чтобы понять их чувства и активно научить их справляться с этими чувствами здоровым и конструктивным образом. Советы читайте в моей статье «Эмоциональный коучинг».

3. Развивайте у ребенка способность сопереживать и «читать мысли».


Детям нужно больше, чем просто контролировать свои негативные эмоции. Им также необходимо понимать эмоции и точки зрения других.

Разве эти вещи не должны происходить естественным образом? Возможно, но «естественно» не означает «автоматически, без поощрения и поддержки». Есть конкретные вещи, которые родители и учителя могут сделать, чтобы помочь детям развить их эмоциональную смекалку.

Для получения дополнительной информации см. мои основанные на фактических данных сведения о воспитании эмпатии, а также эти упражнения для улучшения навыков чтения по лицу у ребенка.


Детям трудно заводить друзей, если они очень беспокоятся. Но что мы можем с этим поделать?

Чуткое, отзывчивое воспитание особенно важно для социально тревожных детей. Они должны знать, что мы будем рядом, когда они будут в нас нуждаться. И, как я уже отмечал в другом месте, исследования показывают, что чуткие, отзывчивые родители помогают детям развивать безопасные отношения привязанности, которые способствуют уверенности и независимости.

Но когда дети действительно борются с тревогой, им нужна дополнительная поддержка.

Они воспринимают мир как особенно опасный, и, если мы не решим эту проблему, они, вероятно, будут испытывать постоянные эмоциональные проблемы — проблемы, которые могут помешать развитию социальных навыков (Pearcy et al 2020) и очень затруднить ребенку подружиться (Lessard and Juvonen 2018).

Поэтому, если ваш ребенок страдает от сильного беспокойства, поговорите о своих проблемах со своим педиатром или школьным консультантом. Детские психологи разработали эффективные методы лечения клинической тревожности, в том числе когнитивно-поведенческую терапию, подход, предназначенный для переобучения неправильного восприятия вашего ребенка и гиперреактивных эмоциональных реакций (Seligman and Ollendick, 2011).

Но также важно помнить: иногда угрозы вполне реальны.

Например, ваш ребенок может посещать школу, где распространены проблемы с агрессивным поведением. Ваш ребенок может знать о сверстниках или соседях, которые пострадали от насилия. Или, может быть, ваш ребенок подвергается преследованиям, отвержению сверстников или издевательствам.

Если у вашего ребенка такая ситуация, имеет смысл сделать все возможное, чтобы улучшить его окружение. Это включает в себя принятие мер по прекращению насилия, домогательств и издевательств. Но это также может включать в себя поиск для вашего ребенка новой социальной площадки — например, клуба или игровой группы — которая будет особенно гостеприимной и безопасной.

5. Решите проблемы агрессивного или деструктивного поведения вашего ребенка.


Как я уже упоминал выше, такие проблемы с поведением могут представлять собой серьезный социальный барьер на пути к дружбе. Дети, как правило, избегают или избегают сверстников, которые ведут себя агрессивно.

Что делать, если у вашего ребенка проблемы с деструктивными вспышками или агрессивным поведением?

Советы о том, как справляться с трудностями для родителей, см. в моей статье «Укрощение агрессии у детей: 5 важнейших стратегий эффективного воспитания».

Кроме того, см. мою статью «Проблемы разрушительного поведения: 12 научно обоснованных советов по преодолению агрессии, неповиновения и отыгрывания».

6. Научите ребенка этим важным навыкам общения.


Чтобы завести новых друзей, дети должны научиться представляться другим и придумывать, что сказать.

Им также нужно научиться хорошо слушать. И им нужно научиться давать обратную связь в разговоре, чтобы показать, что они понимают, что выражает другой человек.

Как развивать эти навыки?

Мы можем помочь, демонстрируя хорошие коммуникативные навыки дома и вовлекая наших детей в приятные взаимные беседы (Feldman et al 2013).

Кроме того, мы можем помочь, активно обучая детей тому, что делать и говорить.

Например, дети получают пользу, когда мы обучаем их искусству «активного слушания».

Это когда человек дает понять, что он или она внимательно слушает, устанавливая соответствующий зрительный контакт, ориентируя тело в направлении говорящего, сохраняя спокойствие и давая соответствующие словесные ответы (Bierman 1986).

И, по словам психологов Фреда Франкеля и Роберта Мятта (2003), мы можем научить детей лучше общаться, предлагая им следующие конкретные советы: не любит».

  • Не будь интервьюером. Не просто задавайте вопросы. Предлагайте информацию о себе.
  • Не будь болтуном. Во время разговора отвечайте только на поставленный вопрос. Когда вы закончите, дайте партнеру возможность высказаться.
  • Вашему ребенку нужно больше возможностей для практики? Попробуйте позвонить по телефону или онлайн-видеочат.


    Исследования показывают, что дети лучше ладят, когда они вовлечены в совместную деятельность — деятельность, в которой дети работают для достижения общей цели (Roseth et al 2008). Это верно в классе, а также когда дети играют (Гелб и Джейкобсон, 1988).

    Так что, если дети испытывают трудности в общении, возможно, стоит отвести их от соревновательных игр, по крайней мере, до тех пор, пока у них не разовьются более развитые социальные навыки (Frankel and Myatt, 2002).

    А Фред Франкель и Роберт Мьятт предлагают дополнительный совет: если у вашего ребенка назначено свидание, уберите игрушки и игры, которые могут спровоцировать конфликт. Например, рекомендуют родителям убрать игрушечное оружие, а также любые предметы, которые могут спровоцировать соперничество или зависть. Если у вашего ребенка есть ценная вещь, которой он или она не может поделиться, лучше спрятать ее до окончания игрового дня.

    Хотите узнать больше о преимуществах совместной игры? См. эту статью о воспитании детей.

    Список конкретных социальных занятий, которые можно попробовать, см. на моей странице «Развитие социальных навыков для детей и подростков».


    Чтобы понять, что я имею в виду, давайте уточним.

    Предположим, София видит, как несколько детей играют вместе. Софи хочет к ним присоединиться, но не знает как. Что ей делать?

    Виктория Финни и Алан Рассел представили матерям детей дошкольного возраста этот гипотетический сценарий, попросив их взвесить (Финни и Рассел 1988). И что интересно, матери, которые дали лучший совет, были также матерями, чьи дети продемонстрировали лучшие социальные навыки.

    Что сказали эти мудрые матери?

    • Прежде чем подойти, понаблюдайте, что делают другие дети. Что вы можете сделать, чтобы соответствовать?
    • Попробуйте присоединиться к игре, выполнив что-то важное. Например, если дети играют в ресторанную игру, посмотрите, сможете ли вы стать новым клиентом.
    • Не поддавайтесь на провокации, не критикуйте и не пытайтесь изменить игру.
    • Если другие дети не хотят, чтобы вы присоединялись к ним, не пытайтесь их заставить. Просто отступите и найдите себе другое занятие.

    Это хороший совет, который мы можем передать своим детям. И мы не должны упускать из виду главный вывод этого исследования: дети получают пользу, когда мы помогаем им придумать конкретные стратегии выхода из неловких социальных ситуаций.

    9. Помогите детям научиться искусству компромисса и переговоров.


    Чтобы построить позитивные отношения со сверстниками, дети должны уметь придумывать мирные способы разрешения конфликтов. Им нужно уметь понимать, что нужно и чего хотят другие люди; они должны быть способны предвидеть последствия различных действий.

    Дети, которые растут с братьями и сестрами, имеют встроенное преимущество в развитии этих навыков. У них есть масса возможностей попрактиковаться в искусстве ведения переговоров.

    Но вам не обязательно иметь братьев и сестер, чтобы овладеть хорошими социальными навыками, и всем детям — независимо от состава их семьи — полезно небольшое руководство и обучение. Исследования показывают, что дети могут оттачивать свои навыки с помощью ролевых упражнений и занятий, которые требуют от них решения гипотетических социальных конфликтов (Шур и Спивак 19).80; Шур и Спивак, 1982 г.; Вестал и Джонс, 2004 г.; Бойл Д. и Хассет-Уокер, 2008 г.).

    Таким образом, можно сделать ставку на то, что мы можем помочь детям лучше решать социальные проблемы, активно проводя их через этот процесс. В следующий раз, когда ваш ребенок будет бодаться с кем-то еще, рассмотрите возможность обучения. Помогите ребенку придумать решение, приемлемое для обеих сторон.

    10. Научите ребенка, как выражать раскаяние и возмещать ущерб.

    Бывает со всеми. Мы путаемся. Мы делаем плохой вывод. Мы причиняем вред или плохие чувства.

    Что дальше? Если нас стыдят или «отменяют» за наши ошибки, мы склонны сосредотачиваться на собственных негативных эмоциях. Мы можем чувствовать унижение, обиду и даже гнев. И это не помогает нам восстановить наши социальные отношения. Отнюдь не.

    Рассмотрим, напротив, что происходит, если мы испытываем чувство вины. Чувство вины может быть конструктивным. Мы размышляем о том, как наши действия повлияли на других. Мы сопереживаем нашим жертвам. И это вдохновляет нас попытаться возместить ущерб, который мы причинили.

    Эта разница имеет решающее значение для создания и сохранения друзей.

    Исследования подтверждают, что дети — даже дети в возрасте 4 лет — с большей вероятностью простят сверстнику проступок, если этот сверстник активно извиняется. И по мере того, как дети становятся немного старше (и более искушенными), они обращают внимание на признаки раскаяния преступника. На самом деле, они не всегда требуют явных извинений — если только не наблюдают признаки раскаяния (Остенбрук и Вайш, 2019).

    Но какой самый эффективный способ восстановить отношения? Не просто извиняйтесь или изображайте раскаяние. Делать поправки.

    В эксперименте с 6- и 7-летними детьми исследователи наблюдали за тем, как дети реагируют на преступника, который разрушил башню, которую они строили. Дети прощали, если нарушитель извинялся, но все равно расстраивались. Единственное, что заставляло этих детей чувствовать себя лучше, это то, что нарушитель активно помогал им восстанавливать свою башню (Дрелл и Джасвал, 2015).

    Вот к чему мы должны стремиться — научить наших детей восстанавливать отношения и избавляться от плохих чувств. С раннего возраста мы должны обучать их тому, как приносить извинения и как исправлять свои ошибки.

    11. Поощряйте ребенка понимать и прощать ошибки других людей.

    Дети умеют прощать, но не всегда это происходит само собой. На самом деле, у некоторых детей есть постоянная проблема с мстительностью. Они склонны предполагать, что другие люди настроены враждебно, и могут размышлять о предполагаемом пренебрежении и оскорблениях.

    Если это проблема вашего ребенка, вы можете помочь изменить его или ее восприятие других людей. Помогите ребенку принять во внимание точку зрения правонарушителя и попросите его придумать альтернативные объяснения проблемного поведения.

    Возможно, это был несчастный случай. Может быть, нарушитель был чем-то расстроен, или чувствовал себя усталым или больным. Может быть, у преступника просто был плохой день, и вы случайно встали у него на пути.

    Когда взрослые просят детей подумать о таких альтернативных объяснениях, дети с большей вероятностью доверят правонарушителям презумпцию невиновности (Van Djik et al 2019).

    Конечно, не каждому ребенку нужно такое понукание. Некоторые дети слишком снисходительны к обидчикам. Они винят себя, когда становятся жертвами, и остаются в отношениях, из-за которых их постоянно эксплуатируют или плохо обращаются (Luchies et al 2010).

    Поэтому мы должны помнить о ситуации и оказывать каждому ребенку ту поддержку, в которой он или она нуждается.


    Исследования, проведенные в различных культурах, показывают, что детям лучше, когда их родители информированы об их социальной деятельности (Parke et al 2002).

    Под так называемым «родительским контролем» подразумеваются такие вещи, как

    • наблюдение за тем, где играют маленькие дети;
    • помощь детям в поиске возможностей встретиться и пообщаться с дружелюбными, просоциальными сверстниками;
    • разговаривает с друзьями ваших детей, когда они приходят в гости, и
    • просите своих детей рассказать вам о том, чем они занимались в свободное время.

    Есть также доказательства в пользу установления определенных ограничений, например, настаивать на том, чтобы ваш подросток заранее рассказывал вам о деталях вечеринки.

    С кем ты будешь тусоваться? что ты будешь делать? Куда ты пойдешь?

    Но родители должны действовать осторожно. Они могут смутить своих детей и отпугнуть потенциальных друзей, став слишком навязчивыми.

    И если дети считают, что мы слишком контролируем, они, скорее всего, отвергнут наше руководство. На самом деле, в одном исследовании подростки с большей вероятностью выбирали сверстника-правонарушителя в качестве друга, если считали, что их родители злоупотребляют своим авторитетом (Tilton-Weaver et al, 2013).

    Поэтому очень важно дать ребенку чувство автономии и сообщать о своих опасениях разумным и уважительным образом. В противном случае ваш ребенок может начать считать ваш авторитет незаконным и вести себя соответственно.

    Для получения дополнительной информации см. мою статью «Почему дети бунтуют: что дети думают о легитимности власти взрослых».


    Рекомендации: Как помочь детям подружиться

    Beirman KL. 1986. Процесс изменений во время обучения социальным навыкам у подростков и его связь с результатами лечения. Чайлд Дев 57(1): 230-240.

    Блэр Б.Л., Перри Н.Б., О’Брайен М., Калкинс С.Д., Кин С.П. и Шанахан Л. 2013. Косвенное влияние социализации материнских эмоций на качество дружбы в среднем детстве. Дев Психология. 2013 24 июня. [Epub перед печатью]

    Brotman LM, O’Neal CR, Huang KY, Gouley KK, Rosenfelt A и Shrout PE. 2009. Экспериментальная проверка родительских практик как посредника физической агрессии в раннем детстве. J Детская психологическая психиатрия. 50(3):235-45.

    Чен X и Рубин KH 1994. Семейные условия, признание родителей, социальная компетентность и агрессия китайских детей. Социальное развитие 3: 269-290.

    Кук ЕС и Флетчер AC. 2012. Модель процесса воспитания и дружбы подростков. Соц Дев. 21(3):461-481.

    Давыдов М. и Грусек Ю.Е. 2006. Распутывание звеньев родительской реакции на стресс и теплоты на результаты ребенка. Детский Дев. 77(1):44-58.

    Декович М. и Геррис Дж.Р.М. 1994. Анализ развития социальных когнитивных и поведенческих различий между популярными и отвергнутыми детьми. Журнал прикладной психологии развития. 15(3): 367-386.

    Денхэм С.А. 1997. «Когда мне снится плохой сон, моя мама держит меня»: представления дошкольников об эмоциях, родительской социализации и эмоциональной компетентности. Международный журнал поведенческого развития, 20: 301-319.

    Денхэм, С.А., Митчелл-Коупленд Дж., Страндберг К., Ауэрбах С. и Блэр К. 1997. Вклад родителей в эмоциональную компетентность дошкольников: прямое и косвенное влияние. Мотивация и эмоции 21:65–86.

    Denham SA 1989. Материнский аффект и социально-эмоциональная компетентность малышей. Американский журнал ортопсихиатрии, 59: 368-376. Денхэм С.А. и Гроут Л. 1993. Социализация эмоций: путь к дошкольному регулированию влияния. Журнал невербального поведения 17: 215-227.

    Дрелл М.Б. и Джасвал В.К. 2015. Возмещение ущерба: детские ожидания и ответы на извинения. Социальное развитие 25(4): 742-758.

    Эликер Дж., Инглунд М. и Сроуф Л.А. 1992. Прогнозирование компетентности сверстников и отношений со сверстниками в детстве на основе ранних детско-родительских отношений. В Р. Д. Парке и Г. В. Лэдде (редакторы), «Отношения между семьей и сверстниками: способы связи». Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.

    Айзенберг Н., Фабес Р.А., Мерфи Британская Колумбия. 1996. Реакция родителей на негативные эмоции детей: отношение к социальной компетентности детей и утешительное поведение. Детский Дев. 67(5):2227-47.

    Фельдман Р., Бамбергер Э. и Канат-Маймон Ю. 2013. Взаимность родителей от младенчества до подросткового возраста формирует у детей социальную компетентность и диалогические навыки. Прикрепите Hum Dev. 2013;15(4):407-23.

    Финни В. и Рассел А. 1998. Социальный статус детей дошкольного возраста, поведение и знания их матерей в роли наблюдателя. Психология развития 24: 789-801.

    Франкель Ф.Ф. и Мятт Р. 2002 г. Тренинг детской дружбы. Рутледж.

    Гелб Р. и Джейкобсон Дж.Л. 1988. Популярные и непопулярные детские взаимодействия во время совместной и соревновательной деятельности группы сверстников. J Abnorm Child Psychol. 16(3):247-61.

    Гранот Д. и Мэйзелесс О. 2001. Безопасность привязанности и адаптация к школе в среднем детстве. Международный журнал поведенческого развития. 25:530–541.

    Hastings PD, McShane KE, Parker R, Ladha F. 2007. Готовы сделать приятно: родительская социализация просоциального поведения маленьких сыновей и дочерей со сверстниками. J Genet Psychol. 168(2):177-200.

    Хейман Г.Д., Фу Г. и Ли К. 2008 г. Рассуждение о раскрытии успехов и неудач друзьям среди детей в США и Китае. Dev Psychol 44: 908-918.

    Ladd GW и Golter B. 1988. Родительское управление отношениями со сверстниками дошкольников: связано ли это с социальной компетентностью детей? Психология развития 24: 109-117.

    Лэнсфорд Дж.Э., Годвин Дж., Борнстейн М.Х., Чанг Л., Дитер-Декард К., Ди Джунта Л., Додж К.А., Мэлоун П.С., Обуру П., Пасторелли С., Скиннер А.Т., Сорбринг Э., Стейнберг Л., Тапанья С., Урибе Тирадо Л.М. , Alampay LP, Al-Hassan SM, Bacchini D. 2018. Воспитание, культура и развитие экстернализирующего поведения в возрасте от 7 до 14 лет в девяти странах. Дев психопат. 30(5):1937-1958.

    Лессард Л.М. и Ювонен Дж. 2018. Подростки без друзей: объясняют ли восприятие социальной угрозы их внутренние трудности и продолжающееся отсутствие друзей? Джей Рез Адолеск. 28(2):277-283.

    Мруг С., Хоза Б. и Буковски В.М. 2004. Выбор или выбор агрессивно-деструктивных сверстников: способствуют ли они экстернализации и интернализации детей? J Abnorm Child Psychol. 32(1):53-65.

    Остенбрук Дж. и Вайш А. 2019. Появление прощения у маленьких детей. Детский Дев. 90(6):1969-1986.

    Pastorelli C, Lansford JE, Luengo Kanacri BP, Malone PS, Di Giunta L, Bacchini D, Bombi AS, Zelli A, Miranda MC, Bornstein MH, Tapanya S, Uribe Tirado LM, Alampay LP, Al-Hassan SM, Chang Л., Дитер-Декард К., Додж К.А., Обуру П., Скиннер А.Т., Сорбринг Э. 2016. Позитивное воспитание и просоциальное поведение детей в восьми странах. Дж. Детская психологическая психиатрия. 57(7):824-34.

    Пирси С., Гордон К., Чакрабарти Б., Додд Х., Холлдорссон Б., Кресуэлл К. 2020. Обзор исследования: взаимосвязь между социальной тревожностью и социальным познанием у детей и подростков: систематический обзор и метаанализ. J Детская психологическая психиатрия. 11 августа 2020 г. doi: 10.1111/jcpp.13310. Онлайн перед печатью.

    Роуз ЭйДжей и Ашер С.Р. 2004. Детские стратегии и цели в ответ на задачи оказания помощи и поиска помощи в рамках дружбы. Чайлд Дев 75(3): 749-763.

    Селигман Л.Д., Оллендик Т.Х. 2011. Когнитивно-поведенческая терапия тревожных расстройств у молодежи. Детский подростковый психиатр Clin N Am. 20(2):217-38

    Шихан М.Дж. и Уотсон М.В. 2008. Взаимное влияние между методами материнской дисциплины и агрессией у детей и подростков. Агрессивное поведение. 34(3):245-55.

    Simons KJ, Paternite CE и Shore C. 2001. Качество привязанности родителей/подростков и агрессия у подростков. Журнал раннего подросткового возраста. 21:182–203.

    Tilton-Weaver LC, Burk WJ, Kerr M, Stattin H. 2013. Может ли родительский контроль и управление сверстниками уменьшить выбор или влияние правонарушителей? Тестирование вопроса с использованием подхода динамической социальной сети. Дев Психология. 49(11):2057-70.

    Ван Дейк А., Томаес С., Поортуис АМГ, Оробио де Кастро Б. 2019. Может ли самоубеждение уменьшить склонность к враждебной атрибуции у маленьких детей? J Abnorm Child Psychol. 47(6):989-1000.

    Вестал А. и Джонс Н. 2004. Построение мира и разрешение конфликтов у детей дошкольного возраста июнь 2004 г. Журнал исследований в области образования детей 19(2):131-142

    Уайтинг JWM и Уайтинг Б.Б. 1973. Альтруистическое и эгоистическое поведение детей в шести культурах. В: Р. А. Левин и Р. С. Нью (ред.) Антропология и развитие ребенка: межкультурный читатель. Блэквелл.

    Xu Y, Farver JA и Zhang Z. 2009. Темперамент, резкое и снисходительное воспитание, а также активная и реактивная агрессия китайских детей. Детский Дев. 80(1):244-58.

    Содержание «Как помочь детям подружиться» последнее изменение 10/ 2020

    Изображение предоставлено для «Как помочь детям подружиться»

    заглавное изображение двух девочек, разговаривающих у деревянного забора. и мальчик с чайками. Автор anurakpong /istock

    0005

    изображение маленькой девочки, смотрящей на раненого мальчика. Автор Tsomka / Shutterstock. by Rawpixel.com / Shutterstock

    изображение маленькой девочки, которая чувствует себя обделенной, пока другие дети разговаривают / ilona75 /istock

    изображение отца, размышляющего с мальчиком и девочкой на траве.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *