Психология детей в 2 года: Развитие детей от 2 до 3 лет
Советы психолога: как правильно вести себя родителям упрямого малыша
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Общество
13.04.2011 23:37
Поделиться
Борьба с упрямством ребенка делает его еще упрямее
Елена психолог
Если малыш начинает отказываться выполнять ваши указания, не спешите браться за ремень.
Все по-своему, все наперекор! «Сереж, пойдем гулять!» — «Нет, не пойду!» «Иди ужинать, я испекла блины!» — «А я их не люблю!» Да как это не люблю, если раньше дрожал от нетерпения, чувствуя запах из кухни; а гулял так, что за уши домой было не затащить! Да вообще, почему вдруг стало так: почти на все, что ни скажешь — «нет», «не хочу», «не дам»…
Непобедимая физиология
Да, это шокирует, особенно молодых родителей — их двухлетка только начал умилять папу с мамой осмысленной речью, стал по-настоящему общаться, и вдруг стал эдаким ежиком, что и на руки лишний раз не пойдет. Такое впечатление, что главное для него сейчас — идти наперекор.
И, знаете, это совершенно нормально, ваш ребенок правильно, закономерно развивается. Именно к двум годам начинает быстро взрослеть мозг малыша — активнее начинает проявлять себя левое полушарие, отвечающее за аналитическое мышление, он начинает осознавать себя, контролировать свою речь, формируется его «я». Малышу кажется, что ему все по плечу.
В этом возрасте дети начинают нуждаться не только в опеке, но и в признании своей самостоятельности и права на собственную точку зрения и линию поведения, конечно, кажущуюся смешной и абсурдной взрослому. Поэтому мы продолжаем гнуть прежнее — контролировать каждое их движение и раз за разом нарываться на крепнущее сопротивление и требование самостоятельности.
Ребенок увлечен, поглощен своим новым состоянием, а ввиду слабой силы воли он, пока с трудом переключающийся с одной деятельности на другую, может и просто не понимать обращенную к нему речь. У ребенка и в мыслях нет специально тиранить вас, у него просто может не хватить внимания, чтобы вас дослушать или моральных сил, чтобы послушаться. Так что, можно сказать, что малыши в этом возрасте иной раз капризничают не потому, что хотят достичь определенной цели, они просто не могут справиться со своим упрямством.
Но что поделать — физиология!
От упрямства — к заботе
Которая, однако, может перерасти в черту характера. Ведь при всей неизбежности физиологических процессов черты упрямства с особой силой проявляются у самолюбивых и одновременно активных и энергичных от природы детей. Такие дети в «возрасте упрямства» нуждаются в особом понимании и поддержке.Главное для вас — не мелочиться, правильно расставлять приоритеты.
Старайтесь давайте вашим детям в это время по возможности больше свободы. Если он у вас такой «взрослый», пусть, так и быть, оденет разного цвета варежки, коль ему уж так этого хочется — и увидит, как на это реагируют ребята во дворе. Не мешайте ему положить, убирая игрушки, книжку на мячик — она и без ваших указаний упадет на пол. Вмешиваться стоит только тогда, когда речь идет о безопасности ребенка, пытающегося, скажем, по-взрослому бежать вниз по лестнице через две ступени. Скажу больше: моменты упрямства можно попробовать обращать на пользу малыша.
Дочке подруги вдруг надоело мыть руки перед едой, никакие рассказы о микробах не помогали. Она приняла решение и упрямо ходила мимо умывальника сразу к столу. И у знакомой получилось решить эту проблему как раз через стремление ребенка к самостоятельности. Она попросила девочку помыть руки… маме. И Наташка сделала это с удовольствием, мыла лучше, чем себе, и даже помогла вытереть руки. Понятно, что после такого попечения о родителях девочку уже не надо было лишний раз призывать к гигиене. Попутно выяснилось и то, что желание самостоятельности легко превращается в стремление заботиться о других.
А моя однажды заупрямилась и не захотела ни за что уходить с улицы, несмотря на то, что явно устала. И тут мне повезло — мимо, вместе со своей хозяйкой, прошествовала великолепная колли, явно не из нашей округи. «Слушай, — сказала я Насте. — Побежали домой, расскажем папе, кого мы видели!» Дочка со всех ног рванула к дому делиться впечатлениями. Когда она подросла, классический прием, называемый в литературе «Переключение внимания», действовать, увы, перестал…
Детское упрямство поборет себя само — если использовать то самое стремление к самостоятельности, которое лежит в основании этого качества.
Упрямые родители
Противопоставлять детскому упрямству упрямство взрослое — дело не просто бесперспективное, но вредное и, по-моему, нечестное. Ни в коем случае родители не должны втягиваться в борьбу с детьми, потому что в каждой борьбе есть победители и проигравшие. Малыши, понятно, не победят родителей, а для последних… Неужели вам нравится чувствовать себя круче маленького?
И достаточно ли у вас гибкости и воображения, чтобы переключить маленького человека на что-то интересное для него, соответствующее тому волшебному игровому миру, в котором он живет? Умеете ли вы отличать оттенки отношений, опираясь на темперамент ребенка (вы его чувствуете, вообще?), или вам необходимо только его подчинение? Оцените свое поведение по отношению к малышу. Не унижаете ли вы его?
И что самое странное, эти свои порывы вы компенсируете, чувствуя, возможно, вину за излишнюю строгость, чрезмерным балованием, заласкиванием сына или дочки. В эти моменты вы прощаете им все, снимаете все запреты. И после этого вы еще удивляетесь, что он упрямо, не оттаскиваясь от полки, требует с нее какую-то игрушку? Ребенку ваше непостоянство категорически непонятно. Почему вчера мультик до 10 вечера смотреть было можно, а сегодня — нет? Он так будет до бесконечности настаивать на своем…
Имейте в виду, что, перегнув палку с запретами, вы рискуете повредить психику ребенка. И, вполне возможно, скоро начнете жаловаться не на упрямство малыша, а на его робость и трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Ваш ребенок потерял уверенность в себе, вместе с упрямством вы «выплеснули» его самостоятельность.
Цифра
2,5 года — на этот возраст приходится пик детского упрямства.
В борьбе с упрямством:
- не пытайтесь что-либо внушать своему ребенку, ругать его — это еще сильнее его возбудит;
- будьте с ребенком настойчивы, если сказали «нет», стойте на своем;
- исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета»;
- не прибегайте к помощи посторонних: ребенку только этого и нужно — истеричность и капризность требует зрителей.
Российская газета — Неделя — Федеральный выпуск: №80(5456)
Поделиться
Семья и детиСоветы семейного психолога
Правила для ребенка от 2 до 3 лет
Ну вот первый день рождения вашего ребенка уже позади. Чего вы ожидаете от следующих двух лет?
В год он может ходить, начинает говорить. В три говорит отлично. Спит, конечно, всю ночь. Без проблем переведен с ГВ на обычную пищу. Охотно играет с другими детьми, делится игрушками, но при необходимости может добиться своего. Обожает своих братьев или сестер, хорошо к ним относится. Всегда слушается, не убегает, легко с вами расстается, трогает только разрешенные вещи, всегда в хорошем настроении и здоров. С 2-х лет ходит на горшок. Конечно уже может есть собственноручно. Обожает всякие полезные вещи, овощи и фрукты. Часто играет в своей комнате, может часами играть один. Он смелый и одновременно не делает ничего опасного. Выглядит всегда чистым и опрятным.
Вы знаете таких детей? Я знаю, по крайней мере, мам, которые говорят: «Вот так должно быть. Если что то не так, я неудачница и плохая мать». Но реальность выглядит по другому: И те дети, которые позже начинают ходить или говорить, в 3 года все еще в памперсах, ненавидят овощи, а новорожденного братика с удовольствием отнесли бы обратно в роддом, тоже абсолютно нормальны.
В этой напряженной фазе развития каждый ребенок расширяет горизонт в своем темпе. Он учится бегать – и одновременно убегать. Он учится говорить – в том числе и слово «нет». Он может башни строить и рушить. Он учится контактировать с другими детьми, если не словами, то может поглаживаниями, или даже битьем и кусанием. Он умеет есть сам – и может прицельно кинуть едой. Он может обнять маму – и может пнуть. Ни один ребенок в этом возрасте не может понять, что хорошо, а что плохо. Но он может в постоянно узнаваемой реакции своих родителей это заметить и сделать выводы.
Правила «Ребенок главный, родители на побегушках» (предпосылка «Все произойдет так, как я хочу. Каково при этом другим — меня не колышит»):
- Если я что нибудь у другого ребенка вырву из рук, я могу это оставить себе
- Если я не дотронусь до обеда, мама сварит мне что нибудь другое
- Если я упаду на пол и покричу, сразу получу желаемое
- Я точно уже знаю, когда хочу в туалет. Но если я буду отказываться от горшка, мама меня помоет и оденет чистый памперс.
Правила «Ребенок никто, Родители все»:
- Если я вырву у ребенка игрушку из рук, я получу по попе
- Я должен сидеть на горшке до тех пор, пока что нибудь не сделаю
- Если я не дотронусь до обеда, меня покормят насильно
- Если я упаду в ярости на пол, на меня накричат и побьют.
Тут на первом месте желания родителей. Их не интересует, каково при этом ребенку. И очень запутываются дети, которым приходится периодически выполнять то первые правила, то вторые.
Правила: «Уважение к ребенку, уважение к родителям»:
- Если я вырву что нибудь из рук другого ребенка, мама отберет это у меня и отдаст ему назад.
- Если я не дотронусь до обеда, мне придется ждать до следующего кормления.
- Если я упаду на пол и закричу, мама сразу выходит из комнаты
- Мне не надевают больше памперсы, даже если я часто еще писаю в штаны
- Во время завтрака в детском саду все садятся за стол. Я должен сидеть только пока я ем. Мне нельзя ходить по комнате с едой в руке.
Эмоциональное развитие: 2-летние дети
Авторизоваться
|
регистр
Возраст и этапы
Возрасты и этапы
Может быть трудно следить за взлетами и падениями двухлетнего ребенка. В один момент они сияют и дружелюбны; следующий угрюмый и плачущий — и часто без видимой причины. Однако эти перепады настроения являются лишь частью взросления. Это признаки эмоциональных изменений, происходящих, когда ваш ребенок изо всех сил пытается контролировать действия, импульсы, чувства и свое тело.
Пределы тестирования
В этом возрасте ваш ребенок хочет исследовать мир и искать приключений. Они будут тратить большую часть своего времени на тестирование ограничений — своих, ваших и своего окружения. К сожалению, им по-прежнему не хватает многих навыков, необходимых для безопасного выполнения всего, что им нужно, и им часто требуется ваша защита.
Когда они переступают границы и отступают, они часто реагируют гневом и разочарованием, истерикой или угрюмой яростью. Они могут даже ударить, укусить или пнуть. В этом возрасте они просто плохо контролируют свои эмоциональные импульсы. Их гнев и разочарование, как правило, внезапно прорываются в форме плача, ударов или крика. Это их единственный способ справиться с трудными реалиями жизни. Они могут даже вести себя так, что непреднамеренно причиняют вред себе или другим. Это все часть того, чтобы быть двумя.
Эмоциональные вехи вашего двухлетнего ребенка
Открыто выражает привязанность
Выражает широкий спектр эмоций
Объект s к существенным изменениям в распорядке дня
Почему мой 2-летний -Старый ведет себя лучше с няней, чем со мной?
Есть
няни или родственники когда-нибудь говорили вам, что ваш ребенок никогда не ведет себя плохо, когда о нем заботятся? Малыши нередко становятся ангелами, когда вас нет рядом. Они не доверяют этим другим людям настолько, чтобы проверить свои пределы. Но с вами ваш двухлетний ребенок готов попробовать вещи, которые могут быть опасными или трудными, потому что он знает, что вы спасете его, если это необходимо.
Тревога разлуки: как реагировать
Какая бы модель протеста у них ни сформировалась в конце первого года обучения, вероятно, она продлится какое-то время. Когда вы собираетесь оставить их с няней, они могут разозлиться и закатить истерику в ожидании
разделение. Они могут скулить, скулить или цепляться за вас. Или они могли стать подавленными и молчаливыми.
Каким бы ни было их поведение, постарайтесь не слишком остро реагировать, ругая или наказывая. Лучшая тактика — заверить их, что вы вернетесь, а когда вы вернетесь, похвалить их за терпение, пока вас не было. Утешайтесь тем фактом, что к трем годам разлука должна пройти намного легче.
Повышение уверенности и поведения вашего двухлетнего ребенка
Чем увереннее и спокойнее чувствует себя ваш двухлетний ребенок, тем более независимым и послушным он будет. Вы можете помочь им развить эти положительные чувства, поощряя их вести себя более зрело. Постоянно устанавливайте разумные ограничения, которые позволяют им исследовать и проявлять свою любознательность, но ставьте черту перед опасным или антиобщественным поведением. Вскоре они начнут понимать, что приемлемо, а что нет.
Главное — постоянство. Хвалите его каждый раз, когда он хорошо играет с другим ребенком, или когда он кормит, одевает или раздевает себя без посторонней помощи, или когда он выполняет какое-либо действие самостоятельно. Когда вы сделаете это, они начнут радоваться этим достижениям и себе. По мере того, как их самооценка будет расти, у них сформируется представление о себе как о человеке, который ведет себя так, как вы поощряете, и негативное поведение исчезнет.
Помните
Поскольку двухлетние дети обычно выражают широкий спектр эмоций, будьте готовы ко всему, от восторга до ярости. Тем не менее, вам следует проконсультироваться с педиатром, если ваш ребенок кажется очень пассивным или замкнутым, постоянно грустным или очень требовательным и неудовлетворенным большую часть времени. Это могут быть признаки депрессии, вызванные либо скрытым стрессом, либо биологическими проблемами. Если ваш врач подозревает депрессию, он, скорее всего, направит вашего ребенка к специалисту в области психического здоровья для консультации.
- Последнее обновление
- 01.09.2022
- Источник
- Адаптировано из книги «Уход за ребенком и ребенком младшего возраста: от рождения до 5 лет», 7-е издание (авторское право © 2019 Американская академия педиатрии)
Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Могут быть варианты лечения, которые ваш педиатр может порекомендовать в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств.
Малышей | Психология сегодня
Отзыв от Psychology Today Staff
В раннем детстве годовалые и двухлетние дети демонстрируют ряд новых навыков и личностных качеств и начинают самоутверждаться, делая первые попытки стать независимыми, даже если они остаются рядом со своими родителями или опекунами. Также можно ожидать, что они будут закатывать истерики, когда эти заявки будут отклонены.
На этой странице
Каковы основные этапы развития малыша?
Каковы признаки беспокойства по поводу развития в детском возрасте?
Как родители могут способствовать эмпатии у малышей?
Малыши могут поделиться?
Как малыши справляются с конфликтами?
Могут ли малыши помогать по дому?
Почему малыши пугаются?
Сколько слов нужно услышать детям?
Могут ли родители обнаружить дислексию у малыша?
Каковы основные вехи развития малыша?
В этот период большинство детей делают свои первые шаги, прежде чем подняться по лестнице и начать бегать. Они начинают сами раздеваться, есть из посуды и пить из чашек, бросать мяч (или что еще под руку), чертить прямые линии и круги.
По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний и Американской академии педиатрии, от годовалых и двухлетних детей также можно ожидать проявления большинства следующих социальных и когнитивных навыков, хотя каждый ребенок развивается по-разному и может достичь некоторых вехами раньше или позже, чем другие, и все еще считается, что они находятся в здоровом развитии:
Социальное развитие
- Раздача вещей другим в форме игры.
- Бывают приступы гнева.
- Проявите страх перед незнакомцами.
- Проявите привязанность к знакомым людям.
- Участвуйте в притворной игре, например, кормите куклу.
- Цепляться за воспитателей в новых ситуациях.
- Укажите, чтобы показать что-то другим.
- Исследуйте в одиночку, но в присутствии родителей или опекунов.
- Копировать другие.
- Проявляйте волнение, находясь рядом с другими детьми.
- Выражайте неповиновение, например, когда вам говорят ничего не делать.
- Играйте в основном вместе с другими детьми, но начните вовлекать других в такие игры, как погоня.
Когнитивное развитие и коммуникативные навыки
- Указывайте пальцем, чтобы привлечь внимание и показать человеку, чего он хочет.
- Произнесите несколько отдельных слов, включая «нет», и, в конце концов, сформируйте предложения из двух-четырех слов.
- Понимать назначение обычных предметов, таких как телефоны, щетки и ложки.
- Показать возможность указывать на определенные части тела.
- Писать самостоятельно.
- Выполнять одношаговые словесные просьбы без жестов («садиться») и, в конце концов, двухшаговые команды.
- Укажите на вещи или картинки, когда их называют, в том числе в книгах, и сами начинайте называть их.
- Узнавать имена знакомых людей.
- Повтор слов, услышанных в разговоре.
- Находите вещи, даже если они спрятаны под двумя или тремя крышками.
- Начните сортировать формы и цвета.
- Закончите знакомые предложения и рифмы.
- Играйте в простые придуманные игры.
- Стройте башни из 4 и более блоков.
- Начните отдавать предпочтение доминирующей руке.
Каковы признаки нарушения развития в раннем возрасте?
Если ребенок в позднем ясельном возрасте неуверенно ходит, копирует других, выполняет простые инструкции или усваивает новые слова, ограничивается менее чем 6 словами, не проявляет способности указывать на знакомые предметы и людей, не замечает, когда опекун уходит или возвращается, или теряет навыки, которые у него когда-то были, родитель или опекун должны назначить скрининг развития у своего педиатра.
Как родители могут развивать эмпатию у малышей?
Эмпатия включает в себя понимание того, что может чувствовать другой человек, а затем ощущение или воображение подобной эмоции. Исследования показывают, что дети явно проявляют эмпатию примерно к 18 месяцам, часто предпринимая действия, чтобы помочь взрослому, который, кажется, борется с задачей, или утешая родителя или опекуна, которые кажутся грустными или расстроенными. Для детей, которые могут быть очень чувствительными, принятие чужих эмоций может быть легким, даже если иногда это подавляющее; исследования показывают, что для других детей родители, которые открыто и часто говорят об эмоциях, могут помочь им развить более высокий уровень эмпатии — наряду, конечно же, с моделированием эмпатии дома.
Могут ли малыши делиться?
Да, даже если это сложнее, когда они устали или подавлены. Исследования показывают, что до двухлетнего возраста дети делятся своей едой с другими, даже с незнакомцами, и даже если они сами голодны. Психологи-эволюционисты считают, что «альтруистическая передача пищи» является ключевым поведением, которое отличает людей от других приматов, способствует групповой сплоченности и, в более широком смысле, успеху сообщества и вида.
Как малыши справляются с конфликтами?
Детский возраст уже давно известен как «ужасные двойки», потому что дети в этом возрасте часто с трудом справляются со своими эмоциями и поведением. Но это также этап, когда дети начинают играть друг с другом, и недавние исследования показали, что, вопреки их репутации, малыши уважают и одобряют честную игру. Наблюдая притворные сцены, в которых одна марионетка побеждала в конфликте, потому что другая марионетка уступала ей дорогу или иным образом уступала ей, малыши сообщали, что марионетка-победитель им понравилась больше. Но когда марионетка-победитель заканчивала конфликт, отталкивая другую марионетку с дороги, победитель не нравился малышам больше.
Могут ли малыши помогать по дому?
Они, конечно, могут попробовать, и если они проявят интерес, родители должны позволить им (в разумных пределах). Многочисленные исследования показывают, что практически все малыши, наблюдающие за тем, как родители или опекуны выполняют работу по дому, делают жесты, чтобы помочь или подражать им. Исследователи считают, что это желание помочь почти универсально, но многие родители по ошибке не позволяют этого, часто потому, что считают, что малыш может пораниться, создать дополнительную работу для взрослого или просто замедлить процесс. И когда родители действительно просят малышей помочь, они часто вербуют их обещанием вознаграждения, подавляя их инстинкт вносить свою лепту только для того, чтобы быть полезными.
Почему малыши пугаются?
Страх не является врожденным у людей, считают многие исследователи (страх перед такими существами, как пауки и змеи, может быть исключением), а приобретается, как правило, в позднем младенчестве и раннем детском возрасте. Большинство детей в первую очередь боятся незнакомцев, незнакомых мест или отъезда родителей или опекунов. Некоторые страхи обусловлены — например, «нападение» агрессивной, чрезмерно восторженной или ласковой собаки. Другие страхи усваиваются на примере, например, наблюдение за испуганной реакцией родителей на кровь.
Сколько слов нужно услышать детям?
Исследования уже давно показали, что между детьми, которые в раннем возрасте слышат больше слов дома, и теми, кто этого не делает, возникают значительные различия в возможной успеваемости. Более поздние исследования показывают, что различия могут быть огромными: некоторые взрослые используют всего 400 слов за 90-минутный период с ребенком, в то время как другие используют до 9000. Но из этих исследований выявилось еще одно ключевое отличие: важность разнообразия слов, которые слышит ребенок. Дети, чьи родители или опекуны использовали более широкий набор слов, включая трудные слова и даже бессмысленные слова, позже, по-видимому, имели преимущество в учебе, даже если они не слышали самого большого количества слов.
Может ли родитель обнаружить дислексию у малыша?
Дислексия, сопровождающаяся трудностями с точным распознаванием слов, а также плохим декодированием и правописанием, встречается у 10–15 процентов детей. Эффективное вмешательство и обучение могут помочь детям с дислексией справляться и преуспевать в школе, но раннее выявление очень полезно, и многие признаки, как правило, проявляются в раннем возрасте.