Разное

Психологические возрастные особенности младших школьников: Психологические особенности детей младшего школьного возраста — Преподавание в начальных классах — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Содержание

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Библиографическое описание:


Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М. К. Апетян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 243-244. — URL: https://moluch.ru/archive/73/12457/ (дата обращения: 28.04.2023).

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет. На этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, социальная ситуация его развития меняется. Ребёнок приобретает новую социальную роль — роль школьника, которая непосредственно связана с учебной деятельностью. Его самосознание меняется коренным образом, что приводит к переоценке ценностей. Ведущей деятельностью данного периода является учебная деятельность. [1, с. 123]. Младший школьный период характеризуется совершенствованием высшей нервной деятельности, развитием психических функций ребенка. Этот возрастной период занимает особое место в психологии, потому что обучения в школе является качественно новым этапом психологического развития личности. В это время психическое развитие ребенка осуществляется в процессе учебной деятельности. Учебная деятельность побуждается различными мотивами: у ребёнка наблюдается познавательная активность, появляется стремление к саморазвитию. Учебная деятельность начинает приобретать большое значение для младшего школьника. Успехи в учебе способствуют формированию его адекватной самооценки, в то время как, неудачи в ведущей на данном этапе учебной деятельности зачастую приводит к формированию комплексов неполноценности или развитию синдрома хронической неуспеваемости [2, c. 136].

К важнейшим личностным характеристикам младшего школьника относятся: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность. В поведении учащегося начальных классов проявляется послушание, конформизм и подражательность [3, c. 59]. В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Младшие школьники внушаемы и податливы, они доверчивы, восприимчивы, склонны к подражанию. Учитель является для них авторитетом, поэтому он должен создать благоприятные условия для формирования высоконравственной личности.

У младших школьников преобладает наглядно-образный тип мышления, поэтому они обращают внимание на все яркое, поэтому при обучении младших школьников должны учитываться эти психические особенности. Для более продуктивного обучения надо учитывать специфику памяти детей. Младшие школьники легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. В начальных классах запоминание носит механический характер, который основан на многократном повторении и силе впечатления акта восприятия. Учитель должен знать особенности памяти младших школьников, чтобы лучше строить процесс урока [5].

Дальнейшее развитие получает и интеллектуальная рефлексия. Младший школьник ещё недостаточно осознаёт собственные мыслительные операции, он малоспособен к внутреннему наблюдению, но начинает оправдывать свое мнение перед другими людьми, пытается различать внутренние мотивы, которые его ведут, и направление, которому следует он. Таким образом, младший школьник только начинает овладевать рефлексией — способностью рассматривать и оценивать собственные действия, умением анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности.Уучащихся на данном периоде появляется личностная рефлексия.

Произвольное внимание — еще одно новообразование младшего школьного возраста, фактор который имеет значение не только для хорошей учёбы в младших классах и последующей средней школе, но и для будущей жизни ребенка. Между успеваемостью и уровнем развития произвольного внимания ребенка наблюдается достаточно тесная связь. Однако развитое произвольное внимание не может гарантировать школьнику, что он преуспеет в учебе, которая становится его ведущей деятельностью, так как среди слабоуспевающих учеников встречаются и достаточно внимательные ребята.

Адаптация к школе требует больших усилий от ребёнка. Учеба, будучи ведущим типом деятельности, ставит ряд требований к младшему школьнику: происходит изменение режима его дня, ритм школьной жизни способствует развитию умений и навыков, которые необходимы для успешного обучения. Младший школьник учится правильно распределять своё время, взаимодействовать с коллективом, общаясь с большим количеством сверстников и преподавательским составом. Ребёнок начинает меньше двигаться, его основные нагрузки связанны теперь с умственной деятельностью, но у него по-прежнему остаётся потребность вигровой деятельности. В младшем школьном возрасте игра занимает не так много времени, как в дошкольном периоде, но, все же, играет немалую роль в психическом развитии ребенка. Школьников, в отличие от детей дошкольного возраста, которых больше всего привлекает сам процесс игры, начинает интересовать ее результат, поэтому игры школьников требуют четкой организации и целенаправленности. Игра на протяжении младшего школьного возраста существенно изменяется как по форме, так и по содержанию. В играх дошкольников обычно разыгрываются сюжеты и лица окружающей обстановки, а в играх школьников начинают появляться исторические герои и события из общественной жизни. Это сюжетное изменение также обозначает новый этап в развитии социальной направленности личности младших школьников, выявляя новый характер их интересов [4].

Таким образом, чтобы обучение младших школьников было продуктивным, учителю необходимо учитывать их психологические и возрастные особенности, а также другие факторы, оказывающие влияние на успешность обучения младшего школьника. Так как обучение в школе, в виду своей новизны, достаточно сложный вид деятельности для ребёнка, учитель должен учитывать специфику учебной и игровой деятельности, а также появившиеся новообразования этого периода, чтобы лучше организовать учебную деятельность и правильно построить урок.

Литература:

1.      Выготский, Л. С. Собрание сочинений / С. Л. Выготский — М., 1982. — 287 с.

2.      Выготский, Л. С. Собрание сочинений / С.  Л. Выготский — М., 1984. — 321 с.

3.      Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/ И. С. Гессен — М.: «Школа-Пресс», 1995. — 376 с.

4.      Егорова, Э. Н. Психология развития/ Э. Н. Егорова- Харьков, 2003. — 421 с.

5.      Люблинская, А. А. Детская психология/ А. А. Люблинская — М., 1971. — 385 с.

Основные термины (генерируются автоматически): младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, школьник, ведущая деятельность, игра школьников, обучение, психическое развитие ребенка, школа.

Психолого-педагогические особенности

детей младшего

младший школьный возраст, младший школьник, учебная деятельность, школьник, похвала учителя, влияние обучения, психическое развитие, произвольное внимание, игровая деятельность, приобретение знаний.

Психологические особенности развития личности в младшем

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, ребенок, потребность, возраст, группа сверстников, личностная рефлексия, возрастной этап, способность.

Развитие положительной мотивации учения младших

В статье рассматриваются теоретические основы развития мотивации учения у младших школьников; роль игровых форм обучения в развитии положительной мотивации учения у детей младшего школьного возраста.

Использование игровых методов для

обучения иностранному. ..

В младшем школьном возрастепотребность в игровой деятельности не исчезает, просто игра приобретает новое содержание и новые формы.

В это время психическое развитие ребенка осуществляется в процессе учебной деятельности [1, c. 123].

Игровые методы как средство

развития познавательных…

игра, учебная деятельность, учебный процесс, ребенок, младший школьный возраст, группа игр, игровая деятельность, игровая ситуация, игровая технология, проблемная ситуация.

К вопросу о

психологических особенностях формирования…

ребенок, учебная деятельность, школа, младший школьный возраст, учитель, вид деятельности, начальная школа, младший школьник, интеллектуальное развитие, подрастающее поколение.

Познавательная

активность детей младшего школьного возраста

В данной статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследование познавательной активности младших школьников. При помощи выбранных психодиагностических методик выявлен уровень развития познавательной активности

Дидактическая

игра в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст — это период жизни ребёнка от 6 до 11 лет — называют «вершиной детства».

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие мышления. Особенностью здоровой психики ребёнка является познавательная активность.

Особенности взаимоотношений учителя и

младшего школьника

Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность. Учебная деятельность — это специфическая форма индивидуальной активности. Она сложна по своей структуре и требует специального формирования.

«Психофизиология младшего школьного возраста» | Статья на тему:

 «Психофизиология младшего школьного возраста»

                                                                                    Выполнила

                                                                               учитель начальных классов

                                                                                  высшей категории

                                                                                     Кирьянова О. А.

2018

Содержание

  1. Введение                                                                                           3
  2. Основная часть                                                                                5
  3. Заключение                                                                                      10
  4. Литература                                                                                       14

Введение

Какой же он, младший школьник, которому предстоит сложный путь изучения нового под руководством педагога, чей интерес к обучению предстоит пробудить педагогу?

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. Эти границы могут быть условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения

Актуальность данной темы заключается в том , что при поступление ребенка в школу  перед учителем начальных классов возникает  целый ряд задач, который необходимо решить для дальнейшей успешного обучения. А именно:

  • выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения;
  • по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации;
  • спланировать стратегию и тактику обучения будущего школьника с учетом его индивидуальных возможностей

Решение этих задач требует глубокой проработки психологических особенностей современных школьников, которые приходят в школу с разным «багажом», представляющим совокупность психологических новообразований предыдущего возрастного этапа – дошкольного детства.

Цель данной  работы:

  • изучить особенности психофизиологического развития детей младшего школьного возраста,
  • выявить тенденции в развитии психофизиологических показателей детей данной категории.

Задачи:

  • проанализировать психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста по ряду функциональных показателей. .
  •  выявить взаимосвязь между физиологическими и психологическими показателями.  
  •  сформулировать методические рекомендации для дальнейшего успешного  обучения учащихся начальных классов.

Особенности психофизического развития детей младшего школьного возраста  были  исследованы следующими  учеными Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина ,В.В. Давыдова, Л.А. Венгера, Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой, А.В. Кенемана, Э.Я. Степаненковой, М.А. Руновой, Е.А. Сагайдачной и др.

Основная часть

Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью. Хотелось бы отметить, что еще Л.С. Выготский выделял следующие типы ведущей деятельности:

младенцы – непосредственно эмоциональное общение;

раннее детство – манипулятивная деятельность;

дошкольники – игровая деятельность;

младшие школьники – учебная деятельность;

подростки – социально признаваемая и социально одобряемая деятельность;

старшеклассники –учебно-профессиональная деятельность .

Поступление в школу коренным образом меняет характер жизни ребёнка. С первых дней обучения в школе возникает главное противоречие — между постоянно растущими требованиями, которые предъявляются к личности ребёнка, его вниманию, памяти, мышлению, речи, и наличным уровнем развития. Это противоречие является движущей силой развития у младшего школьника. По мере возрастания требований уровень психического развития подтягивается до их уровня.

Младший школьный возраст – качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной – согласно периодизации Д.Б. Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте. Включение ребёнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций .

В этот период происходит активное анатомо-физиологическое созревание организма. К 7 годам совершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, что создает возможности для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования и выполнения программ действий. К 6-7 годам возрастает подвижность нервных процессов, отмечается больше, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения превалируют ( что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная эмоциональная возбудимость и т.п.).

  В этом возрасте происходят также существенные изменения в органах и тканях тела, существенно повышающие, по сравнению с предшествующим периодом, физическую выносливость ребенка. Все это создает благоприятные анатомо-физиологические предпосылки для осуществления учебной деятельности.

  Из особенностей анатомо-физиологического созревания заслуживают также внимания следующие моменты: развитие крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому дети лучше выполняют сравнительно сильные и размашистые движения, чем те, которые требуют точности, что необходимо учитывать при обучении детей письму. Важно также иметь в виду неравномерность анатомо — физиологического созревания детей.

  Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной высокая утомляемость. Их работоспособность обычно резко падает через 25-30 минут урока и после второго урока. Дети очень утомляются в случае посещения группы продленного дня, а также при повышенной насыщенности уроков, мероприятий. Все это необходимо специально учитывать, имея в виду и уже упоминавшуюся повышенную эмоциональную возбудимость.

  В этот период формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей.

  В качестве основных новообразований младшего школьного возраста выделяются произвольность психических процессов и развитие внутреннего плана действий.

  Особую роль в жизни младшего школьника играет учитель, который часто выступает как своего рода центр его жизни (даже в тех случаях, когда ребенок «не принимает» педагога), именно на учителе оказывается «завязанным» эмоциональное самочувствие ребенка. К концу младшего школьного возраста особое значение начинает приобретать мнение сверстников, ребенок начинает стремиться завоевать признание товарищей.

  Развитие внимания, памяти, воображения. Учебная деятельность требует развития высших психических функций — произвольности внимания, памяти, воображения. Внимание, память, воображение младшего школьника уже приобретает самостоятельность – ребенок научается владеть специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше. Однако произвольность познавательных процессов у детей 6-7, 10-11 лет возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребенок специально организует себя под напором обстоятельств или по собственному побуждению. В обычных обстоятельствах ему еще очень трудно организовать свои психические функции на уровне высших достижений человеческой психики.

  Развитие внимания.  Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Долго он может быть сосредоточен  на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении значимых для него поделок). Если ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, а то и три часа. Однако такие результаты сосредоточения внимания – следствие интереса к тому, чем занят ребенок. Он же будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится.

  Взрослый может организовать внимание ребенка при помощи словесных указаний. Его напоминают о необходимости выполнять заданное действие, указывая при этом способы действия  («Дети! Откроем альбом,  возьмем красный карандаш и в верхнем левом углу – вот здесь – нарисуем кружок…» и т.д.).

  Младший школьник может и сам планировать свою деятельность. При этом он словесно проговаривает то, что он должен и в какой последовательности будет исполнять ту или иную работу. Планирование, безусловно организует внимание ребенка.

   И все–таки, хотя дети  в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание  преобладает. Детям трудно сосредоточится на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.

  Развитие памяти.  В школе ребенок встает перед необходимостью запоминать произвольно. Учебная деятельность требует от ребенка запоминания. Учитель дает ребенку указания, каким образом можно запомнить и воспроизвести то, что следует выучить. Вместе с детьми он обсуждает  содержание и объем материала, распределяет его на части (по смыслу, по трудности запоминания и др.), учит контролировать процесс запоминания. Понимание является необходимым условием запоминания – учитель фиксирует внимание ребенка на необходимости понимания, учит ребенка понимать то, сто он должен запомнить, задает мотивацию стратегии запоминания: сохранение знаний, навыков не только для разрешения школьных заданий, но и для всей последующей жизни.

  Произвольная память становится функцией, на которую опирается учебная деятельность, и ребенок приходит к пониманию необходимости заставить работать на себя свою память. Именно заучивание и воспроизведение учебного материала позволяет ребенку рефлексировать свои личные психические изменения в результате погружения в учебную деятельность и воочию увидеть, что «учить себя» — значит изменить самого себя в    знаниях и в обретении способности к произвольным действиям.

  Развитие воображения.  В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности.

  В условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляются специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям воображения. Учитель на уроке предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями – иначе ребенок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы и др.

  Умственное развитие ребенка, посещающего школу, качественно меняется благодаря требованиям, предъявляемым учебной деятельностью. Ребенок теперь вынужден входить в реальность образно-знаковых систем и в реальность предметного мира через постоянное погружение в ситуации решения разнообразных учебных и жизненных задач. Перечислим основные задачи, которые решаются в младшем школьном возрасте:

  1. проникновение в тайны лингвистического, синтаксического и др. строения языка;              
  2. усвоение значений и смыслов словесных знаков и самостоятельное установление их тонких  интегративных связей;                                                                                                                          
  3. решение умственных задач, связанных с преобразованием предметного мира;
  4. развитие произвольных сторон внимания, памяти и воображения;                                                    
  5.  развитие воображения как способ выйти за пределы личного практического опыта, как условие творчества.

Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому непривык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение – не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного.

Заключение

Из работ Л.С. Выгодского известно, что каждая стадия психического развития ребенка характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. В период младшего школьного детства учебная деятельность является для ребенка ведущей. «Следует отметить, что и на предыдущих стадиях своего развития ребенок учился, но лишь теперь учеба предстает перед ним как самостоятельная деятельность. В школьные годы учебная деятельность начинает занимать центральное место в деятельности ребенка. Все главные изменения в психическом развитии ребенка наблюдаемы на этой стадии, связаны в первую очередь с учебой».

Некоторые школьники в силу запаздывания своего общего психического развития попадают в это время в сложную ситуацию: для них еще не потеряла свою актуальность игровая деятельность, но в то же время школа предъявляет к ним новые требования, ставит перед необходимостью присвоения соответствующих младшему школьному возрасту форм жизнедеятельности, где ведущей уже выступает учебная, появляются новые социальные установки, новые социальные мотивы, связанные с чувством долга и ответственности, необходимости получения образования («быть грамотным»).

Однако не для всех детей младшего школьного возраста учение выполняет ведущую роль. Как отмечает Божович Л.И., для того, что бы та или иная деятельность стала ведущей в формировании психики, необходимо, что бы она составила основное содержание жизни самих детей, явилась для них центром, вокруг которого сосредоточиваются их главные интересы и переживания. Организованное, систематическое обучение и воспитание – главнейшая форма и условие целенаправленного развития ребенка.

Но игра не исчезает в младшем школьном возрасте совсем, она приобретает иные формы и содержание. Игра занимает существенное место в жизни ребенка наряду с учебной деятельностью, прежде всего это игры с правилами, игры-драматизации. Многие ученики берут с собой на занятия свои любимые игрушки, а на переменах активно играют в них с друзьями, забывая о том, что они находятся в стенах школы. И, хотя, игра уже не занимает того важного места в жизни ребенка, которое было характерно для нее в дошкольном возрасте, она все еще имеет большое значение в психическом развитии младшего школьника.

Ребенок должен уметь сосредоточиться на учебном задании, в течение длительного времени сохранить на нем интенсивное (концентрированное) внимание, с определенной скоростью переключаться, гибко переходя с одной задачи к другой. Однако произвольность познавательных процессов у детей 6—8 лет возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребенок специально организует себя под напором обстоятельств или по собственному побуждению. В обычной обстановке ему еще трудно так организовать свою психическую деятельность.

Возрастная особенность младших школьников — сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают внимание. Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна; их внимание легко отвлекается. В результате дети могут не выполнить задание в срок, потерять темп и ритм деятельности, пропустить буквы в слове и слова в предложении. Только к третьему классу внимание может сохраняться непрерывно уже в течение всего урока.

Слабость произвольного внимания — одна из основных причин школьных трудностей: неуспеваемости и плохой дисциплины. В связи с этим важно рассмотреть, как формируется этот вид внимания и с помощью каких приемов его можно развить и скорректировать. Показано, что в отличие от непроизвольного внимания произвольное внимание не продукт созревания организма, а результат общения ребенка со взрослыми и формируется в социальном контакте.

С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. Поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, т. к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни. Ситуация школьной жизни вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. Ужесточая условия жизни, новая социальная ситуация у каждого ребенка, поступившего в школу, повышает психическую напряженность.

Под руководством учителя дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры и учатся действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.

Огромное значение для формирования личности ребенка имеет коллектив, который формирует социальную направленность школьника. Особенно к концу младшего школьного возраста, ребенок стремиться к обществу других детей, интересуется делами класса, членом которого сам является. Особое значение для него начинает приобретать мнение сверстников. Школьники хотят занять свое место в классе, завоевать авторитет и уважение товарищей. Процесс включения ученика в школьный коллектив сложный, неоднозначный, нередко противоречивый. Прежде всего, данный процесс глубоко индивидуален. Школьники отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями, поэтому они по-разному входят в систему коллективных отношений. Особенно трудно младшим школьникам, у которых еще недостаточно развиты самосознание и самооценка, умение правильно оценивать отношение к себе коллектива, товарищей, умение найти место в коллективе.

Стремление детей данного возраста состоит так же и в том, что бы поскорее стать взрослыми, они во многом охотно подражают родителям, учителям, старшим братьям и сестрам. Желание этой взрослости дети реализуют во всех формах повседневной жизни: игры, общение со сверстниками, родителями, учителями, где ребенок активно может проявлять свою самостоятельность и независимость. Таким образом, совершенно не обязательно напоминать ребенку, что он еще маленький и чрезмерно опекать его, а наоборот, пробовать поручать ему «важные» дела, возложить на него некоторую ответственность, причем, заведомо предполагая, что он успешно со всем справится. Таким образом, мы взрослые, делаем этот процесс взросления ощутимым для него.

Именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка. Использование различных игр и развивающих упражнений в работе с младшими школьниками оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся.

Литература:

1.Акимова М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. — Москва: Academa, 2002. — 160 с. 2.Амосов,

2.Безруких  М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка) учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / / М. Безруких, В. Сонькин, Д. Фарбер. — Москва: Academa, 2003. — 416 с.

3.Мухина, В.С. Возрастная психология. Развитие от рождения до поздней зрелости / В.С. Мухина. — Москва: Academa, 1997. — 418 с.

4.Колосова Т. С. и др. Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста / Т. С. Колосова, Н. В. Звягина,Л. В. Морозова; Под общ. ред. Т. С. Колосовой. —Архангельск: Изд-во Поморского госуниверситета, 1997. —159 с.

5.Фарбер, Д. Физиология школьника / Д. Фарбер, И. Корниенко, В. Сонькин. — Москва: Педагогика, 1990. — 64 с.

6.Шаграева, О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.А. Шаграева. — Москва: Владос, 2001. — 368 с.

7.Шаповаленко, И.В. Возрастная психология: учебник для студентов вузов / И.В. Шаповаленко. — Москва: Гардарики, 2007. — 349

  1. http://nosh21.ru/
  2. https://infourok.ru/
  3.  https://www.bibliofond.ru
  4. http://открытыйурок.рф/ 
  5. nsportal.ru

Характеристики младших школьников в зависимости от области развития и значения в обучении | Блог RichmondShare

В последние месяцы я много работал над обучением молодых учащихся, в основном благодаря новому проекту, который мы реализуем в нашей школе, поэтому я действительно подумал о том, чтобы поделиться некоторыми взглядами, которые я изучал, которые определенно влияют на обучения этих студентов.

Когнитивное развитие

Согласно Маккею (2006:6-14), дети находятся в постоянном постепенном развитии, продолжая учиться на конкретном опыте, что можно назвать «обучением через действие». Их мышление развивается в знаниях и интеллектуальных навыках, но еще не способно использовать метаязык, умение пользоваться языком, описывать языком.

Она также описывает их способности к письму, на которые в этом возрасте надеется использование рисунков. Постепенно обучают письму и совершенствуют его способности запоминать слова и их написание. Когда детям 7-8 лет, она также отмечает, что они начинают исправляться и могут передавать смысл только через само письмо – очевидно, в школе.

Согласно Пинтеру (2011:9), объясняющему теорию Пиаже, в возрасте 6-7 лет дети находятся на предоперационной стадии когнитивного развития, что означает, что они уже способны понимать такие понятия, как счет, классификация по сходству . У них есть представление о прошлом, настоящем и будущем, но они сосредоточены на своем настоящем. Еще не умеет абстрагироваться от понятий. Однако в возрасте 7 лет они демонстрируют «интеллектуальную революцию», когда начинают мыслить более логично.

Дети в возрасте 7-8 лет находятся на том, что он назвал конкретно-оперативной стадией когнитивного развития, критической поворотной точкой, поскольку она знаменует собой начало логического или операционального мышления, когда ребенок начинает работать «в уме». Они способны начать видеть с разных точек зрения не только собственную жизнь. Какие-то организованные, логичные мысли сейчас налицо, хотя они еще нуждаются в конкретной реальности. «Конкретные операции включают в себя систематические манипуляции, физические или умственные, с конкретными объектами», Воят (19).82:21).

Дети в возрасте от 6 до 8 лет находятся на том, что Пинтер (2011:9) назвал «третьей стадией», на которой у них есть «способность мыслить логически, но есть трудности и совладание с формальной логикой в ​​деконтекстуализированных ситуациях; Грамотное использование аналогии; Разработка иерархической классификации». Она также обсудила теорию развития ребенка Выготского, которую он не разбивает на этапы, а предлагает непрерывное развитие, в котором решающую роль играет социальная среда, и особенно роль экспертов, оказывающих качественную помощь своим учащимся.

Brewster, Ellis & Girard (2002:27-28) представляют особенность когнитивной стадии развития этих детей, которая связана с тем, что дети тратят время на обучение, но обращают внимание на то, как быстро они что-то забывают. Они также упоминают короткую продолжительность концентрации, о которой также говорили Маккей (2006), Кэмерон (2006), Рот (1998) и Шин и Крэндалл (2014).

Пинтер (2011:9) утверждает, что «внимание усиливается со временем» и что «линейный и резкий рост развития памяти чередуется в возрасте от 6 до 11 лет». «С возрастом стратегии детских воспоминаний становятся более эффективными, но они могут отрабатывать их только с помощью», — дополняет Пинтер (2011: 27). Она также утверждает, что «к шести-семи годам дети могут вспомнить важные особенности рассказа, они могут объединить информацию в связный рассказ и изменить последовательность событий, чтобы сделать ее более логичной (Мандлер 19). 84)». Пинтер (2011:32) также говорит, что «знания о памяти увеличиваются в возрасте от 4 до 12 лет», но «дети младше восьми лет не имеют хорошо развитого чувства собственного достоинства и неспособности к самооценке» (Harter 1998). ).

В возрасте от 6 до 8 лет дети пытаются «конструировать смысл», и «изучение иностранного языка зависит от того, что они испытывают», — говорит Кэмерон (2006:6). У них есть способность «учиться посредством обучения посредничеству», что объясняет теорию обучения Выготского, согласно которой дети продвигаются вперед в обучении с помощью взрослых или опытных сверстников, и их можно рассматривать как усвоение знаний в результате социального взаимодействия. Это означает, что они могут учиться на конкретном опыте вместе со своими сверстниками и учителями в социальной среде.

Хотя дети в этом возрасте все еще привязаны к фантазии, они постепенно становятся более реалистичными и рациональными, Рот (1998:8). Они начинают различать фантазию и реальность, как объясняют Шин и Крэндалл (2014:32), достигая конкретной оперативной стадии. Обучение «сильно контекстуализировано в конкретных ситуациях», подтверждают Брюстер, Эллис и Жирар (2002: 27-28). Рот (1998:9) описывает их как способных обнаруживать «совпадения» и «более открытых для внешнего мира», но не для абстракций.

Лайтбоун и Спада (2010:31) описывают этих учащихся как «готовых использовать язык даже с весьма ограниченным уровнем владения языком». Рот (1998:8) говорит, что они могут правильно использовать времена – прошедшее – настоящее – будущее – при хорошей практике, но поймут концепцию только после 8 или 9 лет. Брюстер, Эллис и Джирард (2002:28) заявляют, что они все еще развивают грамотность на своем родном языке, что может подтверждаться их способностью добиваться большего при небольшом знании языка, но, как утверждает Маккей (2006:13), их способность участвовать в расширенной разговор увеличивается, что «требует больших когнитивных и языковых способностей, а затем и разговорного взаимодействия, особенно когда обычно присутствует поддерживающий собеседник».

Социальное развитие

Дети все еще эгоцентричны, но учатся общаться, делиться и сотрудничать, по очереди с другими, McKay (2006:8-9). Рот (1998:8) говорит, что в этом возрасте у них «хорошие отношения со сверстниками», поэтому они могут работать в команде, но они «перемежают много разговоров молчанием».

Кэмерон (2001:218) демонстрирует «точку зрения Выготского на обучение», в которой подчеркивается, что «обучение происходит в социальном контексте и посредством взаимодействия с полезными взрослыми или другими детьми». Так, как Пинтер (2011:9) утверждает, что «социальная среда играет решающую роль» в процессе обучения. Дети получают больше пользы, когда контактируют с другими детьми, чтобы экспериментировать и учиться.

Эмоциональное развитие

Некоторые авторы, как Маккей (2006:14) и Шин и Крэндалл (2014:255), единодушно проповедуют, что детям в этом возрасте необходимо «испытывать общий успех» и чувство прогресса. Брюстер, Эллис и Жирар (2002:27-28) заявляют, что у них «различные эмоциональные потребности», но все же им необходимо чувствовать себя в безопасности, что дает успех.

Cameron (2001:4) дети также «ищут намерения и цели в том, что они видят делают другие люди, привнося свои знания и опыт в свои попытки понять действия и язык других людей» . Им выгодно иметь модели, и они ищут признания в том, что они делают. Им нужна поддержка и строительные леса — этот термин используется для описания «интерактивной поддержки, которая предоставляется учащимся, пока их языковая система находится в стадии разработки» . Это позволяет им выполнять задачу на уровне, превышающем их нынешнюю компетенцию», Thornbury (2006:201)

Им быстро становится скучно, и задачи должны быть разнообразными и короткими, чтобы поддерживать к ним интерес, Brewster, Ellis & Girard (2002) , Кэмерон (2006), Шин и Крэндалл (2014), Маккей (2006). Одной из особенностей строительных лесов, которая помогает справиться с этой характеристикой, является информирование детей о цели и задачах заданий.

Физический рост

У детей много физической энергии, и им необходимо заниматься физическими упражнениями, как описывают Брюстер, Эллис и Джирард (2002:27–28) и Шин и Крэндалл (2014:25).

Это развитие характеризуется «развитием крупной и мелкой моторики у детей, как объясняет McKay (2006:11). Как утверждает Roth (1998:8), со временем они получают больше контроля над своим телом.

Поведение

Дети активны, спонтанны и любопытны. Они предпочитают играть в «однополых группах» и восхищаться своими учителями. Вопросы, поднятые Маккеем (2006 г.), Кэмероном (2006 г.), Брюстером, Эллисом и Жираром (2002 г.), Ротом (1998 г.) и Сином и Крэндаллом (2014 г.).

Общий обзор значения в обучении

Что касается когнитивной стадии развития , уроки должны ориентироваться на «обучение через действие», предоставляя много информации и практики с задачами, сосредоточенными на конкретности, чтобы помочь учащимся понять, но смешать между фантазией и реальностью.

Задания должны быть короткими и разнообразными, чтобы поддерживать их интерес и максимально использовать их концентрацию, поскольку они не могут концентрироваться в течение длительного времени. Репетируя язык, куски можно делать с помощью учителей.

Всегда должны присутствовать строительные леса, предоставляющие задачи, потребность в которых возрастает по мере того, как они становятся старше и легче осваивают язык. Это также применимо к письму, относительно новому лингвистическому навыку для них, поскольку они также изучают его на своем родном языке.

Работа с заданиями на классификацию, нахождение лишнего, ранжирование словарного запаса хорошо знакома учащимся этого возраста.

Что касается их стадии социального развития , учителя должны помнить о том, что учащиеся работают в группах и взаимодействуют со сверстниками. Это будет накладываться на их эмоциональную стадию, обеспечивая чувство безопасности.

Сосредоточив внимание на их физическом развитии, задания должны использовать их тела, обеспечивая движение, позволяющее им позитивно сжигать свою энергию и учиться.

Заключение

Я надеюсь, что эта информация может помочь вам в ваших уроках, предоставляя знания при выборе подхода и действий для использования. Конечно, не все дети одинаковы, и учителя должны учить своих учеников, а не только листать книгу, которую они усвоили.

Это просто пища для размышлений… Есть так много всего, что нужно изучить и узнать, и это не претендует на то, чтобы быть последним словом… Просто краткий обзор.

когнитивное развитие, Маккей, стратегии запоминания, Пиаже, Выготский, младшие школьники

Дети школьного возраста | Психология сегодня

Отзыв от Psychology Today Staff

Дети школьного возраста, примерно в возрасте от 6 до 10 лет, более независимы и независимо общительны, поскольку они берут на себя больше ответственности за свою социальную жизнь, свою деятельность, школьные занятия, свое здоровье, питание, гигиену и безопасность. Некоторые вступают в половую зрелость в этом возрасте, девочки чаще, чем мальчики.

Частые перемены в этот период могут быть пугающими для детей и родителей, но дети, скорее всего, будут процветать, если они уверены, что их опекуны по-прежнему готовы поддержать их эмоциональные потребности. Родители могут поддерживать прочные отношения со своими детьми, оставаясь вовлеченными в их связь, даже когда их дети не кажутся (или не признаются в этом). Родители могут обнаружить, что даже когда сыновья и дочери начинают бунтовать, они все равно будут прислушиваться к советам своих опекунов, если они даются спокойно и без осуждения.

На этой странице
  • Как дети могут научиться принимать более независимые решения?

  • Почему кажется, что дети теряют мотивацию, когда переходят в среднюю школу?

  • Как дети развивают устойчивость?

  • Как родитель может определить, достаточно ли у ребенка друзей?

  • Как детям справиться с ранним половым созреванием?

  • Как травля влияет на детей?

  • Что детям больше всего нужно от родителей, когда они приближаются к подростковому возрасту?

  • Как родитель может определить, что у ребенка депрессия?

  • Влияет ли слишком много времени у экрана на психическое здоровье детей?

Как дети могут научиться принимать более независимые решения?

Метапознание означает осознание собственного мышления, и эксперты считают, что это имеет решающее значение для развития у детей способности принимать решения, поскольку позволяет планировать, контролировать и оценивать свои обязанности, школьные задания и расписания. Сознательное осознание своих проблем в математике, например, может привести к лучшему планированию предстоящих заданий, большему вниманию к результатам и лучшему самоанализу и осмыслению.

Почему кажется, что дети теряют мотивацию, когда переходят в среднюю школу?

Часто ребенок, который усердно работал и стремился добиться успехов в начальной школе, кажется, расслабляется и теряет интерес, когда он переходит в старшие классы. Это нормальное явление на данном этапе развития, часто вызванное неудовлетворенностью новыми требованиями к их организационным навыкам и навыкам управления временем; отвлечение, поскольку социальная жизнь и телесные изменения становятся более приоритетными заботами; последствия травли или социальной изоляции; и объятия восстания против власти, представленной учителями. Родители, которые наблюдают эти сдвиги в своих детях, должны проявлять спокойствие, сочувствие, утешение и практические советы, а не осуждать или наказывать.

Как дети развивают устойчивость?

Жизненные стрессоры особенно тяжело сказываются на детях, которым может не хватать перспективы, которую взрослый может привести к временной неудаче. Устойчивость не является врожденной чертой; это то, что дети могут развивать. Исследования показали, что дети, которые лучше регулируют или контролируют свои эмоции, реже впадают в тревогу или депрессию в стрессовые периоды. Поддерживающие отношения с родителями и другими близкими взрослыми могут повысить устойчивость ребенка, так как они дают ему уверенность двигаться вперед.

Как родитель может определить, достаточно ли у ребенка друзей?

Родители могут надеяться, что их дети соответствуют тому определению «популярности», которое они принимают, но, как и взрослые, дети различаются по своим социальным потребностям: некоторые счастливы иметь одного или двух близких друзей, в то время как другие беспокоятся, могут стать беспокойными, если они не чувствую, что все в их классе любят их. Однако, как и взрослые, немногие дети принимают одиночество, и родители, которые внимательно наблюдают за настроением и распорядком дня своих детей и признают, что они испытывают одиночество, могут поддержать их — не устраивая свидания для игр, а поощряя участие в групповых мероприятиях и помогая им развиваться. навыки общения.

Как детям справиться с ранним половым созреванием?

Американская академия педиатрии считает половое созревание ранним или «преждевременным», если оно происходит до 8 лет у девочек или до 9 лет у мальчиков. Средний возраст начала полового созревания составляет около 12 лет, хотя исследования показывают, что этот возраст постепенно смещается раньше для большего числа детей, чем когда-либо прежде. Для этих детей изменения в их теле и настроении могут быть особенно бурными, что приводит к чувству неловкости рядом со сверстниками, дискомфорту со своим телом и нежелательному ощущению того, что они изгои. Девочки, достигшие половой зрелости раньше, могут с большей вероятностью испытывать панические атаки, неудовлетворенность своим телом, злоупотребление психоактивными веществами и даже суицидальные наклонности. Исследователи называют эти проблемы результатом несоответствия физического и эмоционального развития человека. Исследования показывают, что мальчики в раннем возрасте испытывают аналогичные стрессы из-за несоответствия, но, как правило, в меньшей степени, поскольку даже раннее половое созревание у мальчиков обычно наступает позже, чем у девочек.

Эксперты советуют родителям убеждать детей, что они все еще «нормальные»; они просто достигают универсальной вехи с небольшим опережением графика. Открытость родителей выслушивать опасения ребенка по любой теме и их способность сохранять позитивный настрой и поддержку могут помочь ребенку пережить этот период с неповрежденной уверенностью и самооценкой.

Подробнее см. Подростковый возраст.

Как травля влияет на детей?

Приблизительно 20 процентов учащихся сообщают, что подвергались издевательствам в школе, и мальчики и девочки сообщают о том, что подвергались издевательствам в равной степени, хотя с появлением киберзапугивания эти цифры могут расти. Когда дети выходят из раннего детства, они с меньшей вероятностью расскажут родителям о травле или попросят родителей вмешаться. Жертвы могут быть травмированы издевательствами, которые могут сохраняться во взрослой жизни, включая стыд, снижение самооценки и снижение уверенности в себе. Дети, над которыми издеваются, могут воспринимать это как социальное неприятие, поэтому издевательства часто являются причиной избегания школы.

Подробнее см. Запугивание.

Что детям больше всего нужно от родителей, когда они приближаются к подростковому возрасту?

Исследования уже давно показали, что наиболее благоприятный для развития ребенка стиль воспитания — авторитетный, сочетающий в себе теплоту и дисциплину. В более поздних исследованиях изучалось, какой из этих факторов был более важным для здорового развития на протяжении всей жизни, и было обнаружено, что дети больше выигрывали от родительской теплоты, независимо от того, был ли родитель также высоко или низко дисциплинирован. Таким образом, любовь в форме теплоты, прощения и понимания может быть самым важным, что родитель может предложить своим детям.

Как родитель может определить, что у ребенка депрессия?

Исследования показывают, что от 1 до 3 процентов детей испытывают депрессию до полового созревания. Родители должны понимать, что депрессия — это излечимое состояние, и что лечение имеет решающее значение, потому что, если его игнорировать, депрессия может повторяться на протяжении всей жизни их ребенка. К сожалению, не всегда легко сказать, что у ребенка депрессия, особенно когда он приближается к подростковому возрасту и становится все менее склонным делиться своими чувствами с родителями. Наиболее частым симптомом депрессии у детей является раздражительность, а депрессивный ребенок может также проявлять грусть, вялость, отсутствие интереса к своей деятельности и саморазрушительное поведение. Родители должны дать понять ребенку, что они осознают его или ее боль и хотят выслушать и помочь. Наряду с обращением за профессиональной помощью совместные занятия, такие как езда на велосипеде или прогулки, могут уменьшить симптомы, повысив активность ребенка и обеспечив ему поддержку.

Подробнее см. в разделе Дети и депрессия.

Влияет ли слишком много времени у экрана на психическое здоровье детей?

Недавние исследования показывают, что эффект может быть, но небольшой, и что он может работать не так, как многие себе представляют. Исследование, основанное на опросах тысяч детей в возрасте от 9 до 11 лет, выявило связь между временем, проводимым перед экраном, и депрессией у молодых людей, и меньшую связь между временем, проводимым перед экраном, и тревогой. Однако оказалось, что увеличение экранного времени, особенно пассивного просмотра видео или другого контента, было симптомом депрессии, а не ее причиной. Игры и онлайн-чаты были более тесно связаны с тревожностью у детей, хотя, опять же, эта связь не обязательно была причинно-следственной и в любом случае статистически незначительна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *