Разное

Психологические проблемы детей: Какие психологические проблемы возникают у детей?

Какие психологические проблемы возникают у детей?

Родителям необходимо знать, что если у детей возникают определенные психологические проблемы, то их причины, прежде всего, необходимо искать в семье.

Отступление поведения ребенка от нормы часто является признаком семейных проблем. Например, трудности могут возникнуть при отсутствии близких и теплых взаимоотношений с ребенком. «Трудными» часто становятся дети, с которых родители из-за своего честолюбия требуют слишком много (больших успехов в учебе, музыке и т.п.). Если же родители неправильно реагируют на «ненормальное» поведение ребенка или строго наказывают его, то результат оказывается противоположным ожидаемому. Ошибки, допущенные при воспитании детей, позже могут оказать огромное влияние на всю жизнь человека. И далеко не всегда удается устранить их последствия.

            

Виды психологических проблем у детей

С ниже перечисленными психологическими проблемами детей сталкиваются многие родители. Разумеется, часто такое поведение просто соответствует поведению определенного периода развития. Поэтому к трудностям такого периода необходимо относиться спокойнее и снисходительнее. Однако если эти проблемы не проходят длительное время или со временем усиливаются, то родители должны принять соответствующие меры.

Агрессивность детей

Агрессивность может проявляться по-разному. Например, ребенок становится грубым, часто срывается на крик или дерется со сверстниками, мучает животных и т.п. Родители не должны быть снисходительными к слишком агрессивному поведению ребенка. Разумеется, агрессивность может являться своеобразным бунтом против запретов и правил поведения, принятых в обществе или в семье. Агрессивные дети часто напряжены и беспокойны. Им трудно общаться, они не способны находить компромисс. С такими детьми необходимо откровенно поговорить и объяснить последствия подобного поведения.

Приступы злости

Приступы злости часто наблюдаются у маленьких детей. Из-за какой-либо мелочи у них может начаться истерика: они внезапно начинают кричать, падают на пол, злятся. В этом случае необходимо вести себя очень спокойно: ребенок желает навязать свою волю, заставить окружающих делать то, что он хочет. В этом случае лучше игнорировать такое поведение и на время оставить ребенка одного.

Ложь и воровство

Зачастую, уличив ребенка в воровстве или лжи, родители впадают в панику. Они не могут понять, почему их ребенок поступил таким образом, боятся, что из него вырастет преступник. Однако за ложью и воровством часто скрывается желание ребенка привлечь к себе внимание родителей. Если ребенку не хватает внимания и любви, то есть вероятность, что он попытается привлечь к себе внимание именно таким шокирующим способом. Кроме того, даже наказание для ребенка также может являться проявлением внимания окружающих. Ложь и воровство могут являться испытанием границ мира взрослых. Это как бы эксперимент — каждый ребенок это испытал, желая выяснить границы дозволенного.

Необходимы ли наказания?

Не следует категорично утверждать, что наказание — это плохо и детей нельзя наказывать. Однако наказание не должно превращаться в побои, постоянную злость или длительную демонстрацию нелюбви. Наказание должно быть правильным, целесообразным и справедливым. Ребенка не следует наказывать за проступки, на которые в другое время не обращаете внимания.

Нарушения психики, обусловленные отсутствием внимания, строгими наказаниями и постоянным чувством страха, проявляются чаше всего тогда, когда ребенок начинает осознанно воспринимать окружение. Позже (в период полового созревания) проблемы вызваны стремлением детей к самостоятельности и чаще связаны с общением со взрослыми.

Недержание мочи и кала

Большинство детей способны контролировать работу мочевого пузыря и кишечника приблизительно к 4 годам. Однако если к этому времени ребенок не просится на горшок, можно говорить об отклонении. Недержание мочи у детей наблюдается чаще, чем недержание кала. Родители должны знать, что недержание объясняется неспособностью ребенка контролировать эти физиологические процессы. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить, не вызвано ли это органическими нарушениями. В противном случае рассматривается психологический фактор (возможно ребенок страдает от недостатка любви). Заметив такие нарушения, необходимо проявить понимание.

Гиперактивность детей

Чаще всего гиперактивностью страдают мальчики. Гиперактивный ребенок, прежде всего, очень невнимателен. Оказавшись в школе, он не слушает уроков, легко отвлекается и никогда не завершает начатое дело. Он импульсивен, не умеет усидеть на месте. Такое поведение гирперактивного ребенка очень отражается как на его социальном, так и на его умственном развитии. Причины гиперактивности изучены далеко не полностью. Долгое время гиперактивность связывали с раздражительностью ребенка, плохим воспитанием и неблагополучной обстановкой в семье. Сегодня известно, что исключительная гиперактивность обусловлена биологическими факторами и неблагоприятной средой (например, курение матери). Психологические проблемы у детей, обусловленные особенностями поведения и неудачами в учебе, могут возникнуть и позже. В тяжелом случае для подавления гиперактивности назначают лекарства. Однако ребенок, страдающий этим нарушением, нуждается в более серьезном лечении.

Проблемы с питанием

Отсутствие аппетита может быть вызвано психологическими причинами. Отказываясь от пищи, ребенок пытается обратить на себя внимание родителей. Иногда отказ ребенка от пищи объясняется неблагоприятной атмосферой за столом, особенно если во время приема пищи ребенка постоянно воспитывают, читают морали. Если у ребенка нет аппетита, но его заставляют есть, то это может вызвать у него отвращение к еде. Одна из причин избыточного веса — плохой пример родителей: ребенок приобретает неправильные навыки культуры принятия пищи. В этом случае принятие пищи становится главным и единственным занятием, приносящим удовлетворение в жизни.

Трудности в общении

У некоторых детей нет друзей, они предпочитают одиночество, не вступая в контакт с ровесниками. Как правило, такие дети не уверены в себе, так как постоянно слышат от родителей высказывания типа «никому нельзя доверять» или «рассчитывай только на себя». Если ребенок долгое время ведет образ жизни «отшельника», то в этом случае ему необходима психотерапия. Дело в том, что за нежеланием общаться может скрываться даже склонность к депрессии.

Физические недомогания

Есть дети, которые часто жалуются на головные боли, боли в животе, горле, спине, но в то же время врачи говорят, что они абсолютно здоровы. В этом случае причины недомоганий могут быть психологическими. Если кто-нибудь из близких родственников ребенка страдает тяжелым заболеванием, то это может сильно напугать ребенка, и тогда у него «появятся» те же симптомы. В таких случаях необходимо попытаться успокоить ребенка, объяснить ему, что если кто-то болеет, то это не значит, что он тоже должен заболеть.

У слишком мнительных родителей нередко дети вырастают ипохондриками: такие дети очень бурно реагируют даже на самую незначительную боль, и тогда родители окружают их чрезмерной заботой.

Побег из дома — признак неуверенности в себе

Побег из дома — серьезная психологическая проблема у детей. Если ребенок убегает из дома, то обычно это говорит об отсутствии взаимопонимания в семье. Родители должны задуматься, почему вместо откровенного разговора ребенок убегает из дома. После того, как ребенок вернулся, не следует его наказывать, а лучше окружить лаской и вниманием.

Как решать проблемы детей?

Прежде всего, проблемы ребенка необходимо решать в семье. Родителям необходимо откровенно поговорить со своими детьми о возникших у них трудностях и предложить свою помощь. Чем раньше обнаружена та или иная проблема, тем больше вероятность ее устранения. Однако родители не всегда могут самостоятельно справиться с возникшими у детей проблемами, поэтому при необходимости надо обратиться к психологу. В таких случаях нередко вся семья вовлекается в «программу помощи». Психологическую помощь оказывают школьный психолог, частный психолог и т.д. Медицинскую помощь может оказать педиатр, семейный врач и другие специалисты.

 

Педагог-психолог: Лаптева Нина Юрьевна

Психологические проблемы детей и подростков

Консультация психолога показывает, что психологические проблемы детей и подростков типичны и повторяются. Практикующий психолог нередко сталкивается на консультации с очень похожими проявлениями психологических проблем и конфликтов.

Этот объёмный текст не следует воспринимать, ни как рекомендации психолога по воспитанию детей и подростков, ни как учебник по психологии. Этот текст — попытка расширить кругозор родителей в психологии и заранее предупредить о возможных опасностях, подстерегающих детей и взрослых. По сути, перед вами неполный список типичных психологических проблем, с которыми обращаются родители и выросшие дети к психологу, описание типичных причин возникновения этих психологических проблем и размышления психолога о том, как этих проблем можно было бы попробовать избежать.

Консультация психолога: психологические проблемы детей и подростков

1. Тревожность, неуверенность в себе, повышенный уровень невротизма

О тревожности и детских неврозах написаны тома и гигабайты. В норме тревожность — следствие инстинкта самосохранения, адаптивный механизм, помогающий избегнуть опасности и ненужных проблем в жизни. Нормально выраженная тревожность служит выживанию и адаптации человека и не нуждается коррекции со стороны психолога. Но если тревожность гипертрофирована, возникают симптомы и признаки тревожного расстройства, невротического расстройства, невроза. И вот тогда может потребоваться помощь психолога.

В самом общем виде, психологи определяют тревожность, как склонность к частому или постоянному предчувствию чего-то плохого. Тревожность может сопровождаться целым комплексом дискомфортных психологических переживаний и физиологических проявлений. Список этот огромен, проявления того или иного признака повышенного уровня тревожности индивидуальны. Разобраться во всем этом трудно даже опытному психологу, поэтому выбор хорошего психолога очень важен.

Правильно диагностировать тревожность, ее причины, вид тревожности и способ эффективной психологической помощи бывает непросто даже опытному психологу. Т.е. любому психологу обычно понятно, что перед ним ребенок с повышенным уровнем тревожности, но вариативность проявлений и видов тревожности настолько высока, что запутаться в диагностике тревожности очень легко. Диагностические проблемы усугубляются еще и тем, что иногда тревожность — это только признак еще более серьезного психологического неблагополучия, психического расстройства или телесной болезни, например: болезнь системы пищеварения у ребенка, посттравматическое стрессовое расстройство, болезнь сердечно-сосудистой системы, астения нервной системы, депрессия, шизофрения и т.д. Для точной диагностики мы рекомендуем пройти полное психодиагностическое обследование (батарею тестовых методик), хотя иногда нам удается сэкономить деньги и время клиента, и поставить точный психологический диагноз без тестов. Здесь всё зависит от компетентности и честности психолога. Это еще одна причина, почему важно обращаться к психологу, которому вы доверяете.

В зависимости от возраста, тревожность у детей и подростков проявляется по-разному. Родителям и психологу следует понимать, что в поведении ребенка и в психологии всё логично. Если есть проявление чего-либо, значит есть и причина. Задача психолога — найти эту причину и объяснить ее родителям, чтобы родители скорректировали ситуацию. Ведь родители находятся с ребёнком и влияют на него несоизмеримо больше, чем психолог, и никакой самый гениальный детский психолог или психотерапевт не сможет заменить ребенку любящих и разумных родителей.

А) Маленькие дети часто тревожатся по физиологическим причинам (например, из-за проблем с пищеварением). Обычно это проявляется в частом плаче, беспокойном прерывистом сне, неестественной или неадекватной двигательной активности. Причинами, как правило, являются неправильное кормление (в том числе, неправильный рацион питания кормящей матери), нарушение гигиены пеленок или одежды, раздражающие стимулы (свет, шум, запахи и т. п.), нарушение режима сна, воздействие от пьющих или даже просто громко говорящих родителей.

Испытав подобные стимулы (несильные систематически или разово очень сильные), ребенок запоминает этот дискомфорт и начинает ожидать его в будущем. У ребенка возникает то самое предчувствие плохого, которое психологи и называют тревожностью. И теперь ребенок начинает тревожиться (капризничать, плакать, плохо спать, испытывать психосоматические расстройства и т.п.) заранее.

Родителям часто кажется, что актуальное поведение ребенка не имеет причины. А на самом деле причина есть — сформированная в результате поведения родителей причинно-следственная связь, условно-рефлекторная цепочка: дискомфортные условия для маленького ребенка — ожидание ребенком повторения дискомфорта — повышенный уровень тревожности у ребенка — предпосылки для возникновения детского невроза — психологические и телесные проблемы.

В самом общем виде можно сказать, что у грамотных, адекватных, в меру и правильно заботливых родителей маленькие дети очень редко бывают гипертрофированно тревожны. Исключения, конечно, бывают. Например, врожденная патология нервной системы, родовые травмы, астения, — эти и многие другие причины могут привести к повышенному уровню тревожности у маленького ребенка. Так что, часто, но не всегда виноваты неадекватные родители или недосмотревший детский психолог. Поэтому анализ причин и правильная диагностика у хорошего психолога очень важны. После этого, в большинстве случаев, помощь психолога сводится к формированию у родителей привычки адекватно заботиться о своём маленьком ребенке.

Б) Дети среднего возраста и подростки тревожатся, как правило, по психологическим причинам. Для этого возраста доминирующая причина возникновения повышенного уровня тревожности — это непоследовательное (с точки зрения ребенка) поведение родителей. Т.е. взрослый человек может считать свое поведение вполне последовательным, разумным и адекватным (например, естественные перепады эмоционального состояния и настроения, болезни и недомогания, переживания по поводу собственных родителей, проблемы на работе, семейные перипетии, ПМС у женщин, вспышки раздражения, усталость, невнимательность), но глазами ребенка всё выглядит иначе.

Для маленького несамостоятельного организма родители — главный источник благ и гарантия выживания. Ребенок — это такой продвинутый потребитель, но потребитель вынужденный — качество его жизни и выживание в целом зависит от заботы родителей и от безопасности, обеспечиваемой родителями. В силу упрощенного детского восприятия, гарантом выживания, безопасности и будущего благополучия служит безусловная родительская любовь. Ребенок воспринимает ситуацию примерно следующим образом: если мама с папой меня любят (либо просто так без всяких условий, либо у меня есть способы заслужить эту любовь), значит я выживу и буду жить хорошо. Как только у ребенка возникают сомнения в любви родителей, тут же повышается уровень тревожности.

Сомнения в родительской любви и, следовательно, в собственной безопасности возникают у ребенка на основании наблюдения за поведением родителей. Подобно избалованной женщине, ребенок искренне считает, что мир крутится вокруг него и любое поведение родителей трактует на свой счет. Словно видеокамера, ребенок «пишет» поведение родителей в память и, словно кривая призма, преломляет его и трактует своим детским восприятием. Поэтому любые естественные для взрослого человека перепады эмоционального состояния и настроения ребенок относит на свой счет и связывает с перспективами своего выживания. А далее у ребенка формируется логическая цепочка: родители чем-то недовольны и как-то странно себя ведут — я ничего не могу с этим сделать — родители меня не любят — это опасно для моей жизни — повышение уровня тревожности — детский невроз, протестные реакции, защитная агрессия, психосоматические расстройства.

И опять же, за исключением отдельных случаев, причина повышенного уровня тревожности у ребенка заключается в поведении родителей, которое может быть вполне естественным для взрослого человека, но не подходит для воспитания здорового и психологически благополучного ребенка. Задача психолога в этом случае сводится, как правило, к воспитанию не детей, а его родителей. В дополнение к сказанному, рекомендуем почитать нашу статью «Консультация психолога: взрослые недолюбленные дети».

2. Агрессивность, конфликтность

Несомненно, встречаются случаи врожденной патологии агрессивности у детей, а также приобретенные психические расстройства, сопровождающиеся агрессивностью (это может быть связано с гормональными изменениями). Кроме того, встречаются случаи патологии нервной системы ребенка, проявляющиеся в повышенной импульсивности и агрессивности. Но консультация психолога показывает, что в целом, подобных случаев меньшинство.

В абсолютном большинстве случаев, агрессивность ребенка или подростка носит защитный характер. Защитная агрессия — биологическая норма и один из инструментов выживания, как у животных, так и у человека. В большинстве случаев, если ребенок демонстрирует защитную агрессию, значит он не уверен в собственной безопасности. Уверенность в собственной безопасности ребенку и подростку дают либо родители, либо собственные внутренние психологические качества, сформированные родителями (либо формированием занимается детский психолог). А уж почему именно ребенок или подросток не чувствует себя в безопасности, зависит от множества конкретных причин и ситуаций: непоследовательные или невнимательные родители, случаи внутрисемейной агрессии членов семьи друг на друга, незащищенность ребенка в социуме со стороны родителей, несформированная родителями адекватная способность ребенка противостоять сложностям жизни и т.п. Словно кривая призма, ребенок трансформирует свои ощущения от жизни в неосознанный страх за своё существование, следствием которого может быть защитная агрессия. И вот тогда детский психолог начинает разгребать последствия ошибок родителей.

Подобные психологические механизмы работают и в случае повышенного уровня конфликтности у ребенка или подростка. Принято считать, что конфликтность и протестность подростков связаны с возрастными гормональными изменениями. Да это так, но нельзя считать гормональные изменения единственной причиной. Более того, далеко не всегда гормональные изменения доминируют. Очень часто конфликтность и протестность подростка — это попытка отстоять себя в субъективно ощущаемых условиях опасности. Почему именно в подростковом возрасте? Потому что именно в этом возрасте происходит ранняя социализация — ребенок расширяет круг своего общения и резко сталкивается с большим количеством новых взаимодействий и ситуаций.

Консультация психолога показывает, что конфликтность и протестность подростка далеко не всегда связаны с гормональными причинами, а очень часто с психологическими! И опять задача психолога на консультации диагностировать истинные причины агрессивности и конфликтности и, либо оказать психологическую помощь и поддержку ребенку, либо, что значительно чаще, заняться воспитанием его родителей. Потому что ни один детский психолог или психотерапевт не может пожизненно полноценно выполнять функцию родителей ребенка, которого привели ему на консультацию психолога.

3. Пониженная коммуникабельность, замкнутость

Консультация психолога наглядно демонстрирует, что в значительно меньшем количестве случаев пониженная коммуникабельность и замкнутость ребенка связаны с нервными расстройствами и психическими заболеваниями (например, с проявлением аутизма). На самом деле, большинство детей нервно и психически здоровы, и у них огромный запас пластичности и адаптивности, в том числе в сфере коммуникации с внешним миром.

В большинстве случаев пониженная коммуникабельность и замкнутость ребенка связаны либо с запугиванием со стороны родителей опасностями окружающего мира, либо с отсутствием навыка взаимодействовать и общаться с посторонними людьми. Особенно это относится к девочкам-подросткам.

Естественное желание родителей уберечь неподготовленного ребенка от опасностей внешнего мира (а себя от проблем с ребенком) частенько приводит к формированию родителями у ребенка негативной картины опасного, угрожающего мира. Понятно, что родители не это имели в виду, но у ребенка создается впечатление, что мир ужасен, опасен, угрожающ, негативен, и только дома, только с родными и близкими людьми он находится в безопасности.

В пункте 1 мы уже описывали повышенный уровень тревожности у ребенка, возникающий в результате субъективного ощущения незащищенности со стороны родителей. А теперь в этом пункте 3 мы сталкиваемся с полярным случаем — ощущение защищенности исключительно в родительском доме от близких людей, парадоксальным образом тоже приводит к тревожности, но другого вида — к социальной тревожности, замкнутости, пониженной коммуникабельности, возможным следствиям в виде социофобии, последующей боязни больших скоплений людей, общественного транспорта, публичного выступления и т.п.

Сформированная в детстве когнитивная картина мира (мир — негативен, опасен, ужасен, всё хорошее — только дома!) закономерно приводит ребенка к замкнутости, к общению только с узким кругом самых близких людей, к уходу в мир фантазий, к широкому ухудшению социальной адаптации и позже к проявлению инфантилизма во взрослом возрасте. Такие дети, став взрослыми, часто становятся постоянными посетителями консультации психолога, постоянными клиентами психотерапевта, завсегдатаями психологических тренингов. Заложенная в детстве негативная когнитивная картина мира, отпечатывается на всю жизнь, и крайне тяжело поддается коррекции даже с помощью очень хорошего психолога. Спокойствие родителей и безопасность ребенка покупаются ценой последующей социальной дезадаптации, пожизненной враждебностью, несформированной активной жизненной позицией, ригидностью и консервативностью представлений о жизни, низкими темпами развития адекватной взрослой личности.

Задача психолога — объяснить родителям, что естественное желание безопасности ребенка и собственного покоя не должно быть настолько чрезмерным, чтобы сформировать дезадаптивную личность, и что последующий труд психолога по коррекции ошибок родителей выйдет дороже, во всех смыслах, и не всегда приведет к желаемым результатам, т.к. к тому времени сензитивный период будет безнадежно упущен. Последствием такого ошибочного формирования личности ребенка иногда бывает психастения. Мы рекомендуем вам почитать нашу статью «Консультация психолога: психастения».

4. Шизоидность

Повышенный уровень шизоидности — чрезвычайно опасный тренд в личности и характере ребенка. Совсем недавно мы опубликовали статью «Консультация психолога: шизогенная и шизофреногенная мать». В ней мы подробно описали эту психологическую проблему и причины ее возникновения.

По нашим практическим наблюдениям психологов, шизогенная мать — это доминантная, внутренне эмоционально отчужденная по отношению к ребёнку женщина, которая использует ребёнка, как социальный проект для достижения своих целей, и при этом в своем поведении демонстрирует ребёнку непоследовательность по отношению к нему: от чрезмерного контроля до агрессии (хотя бы только вербальной). Таких матерей мы называем шизогенными, а их дети (как подростки, так и взрослые) при нашем психодиагностическом обследовании чрезвычайно часто показывают высокие показатели шизоидности (на уровне акцентуации или даже психопатии). Несомненно, шизогенная мать не может являться единственной или главной причиной возникновения и развития шизофрении у ребенка (впоследствии взрослого), но спровоцировать высокую шизоидность, последующие драматичные психологические проблемы и тяжёлую социальную дезадаптацию — запросто! Таковы наши нестрогие наблюдения в практике психолога.

Несомненно, шизогенная мать не делает целенаправленных осознанных усилий по формированию высокого уровня шизоидности у своего ребенка (который впоследствии испытывает закономерные последствия шизоидности во взрослой жизни). Шизогенная мать отдает приоритеты своим жизненным целям и идет на поводу у свойств своего характера (личности). Она не контролирует своё поведение по отношению к ребёнку (в силу незнания клинической детской психологии или по причине эмоциональной распущенности), а уж шизоидный ребёнок у нее получается просто и логично, как следствие её поведения. Шизогенная мать вполне может любить своего ребёнка, но себя, свою личность и свои жизненные цели она любит значительно больше. Меняться для целей воспитания психологически благополучного и социально адаптивного ребенка или, по крайней мере, контролировать свои эмоции и поведение, шизогенная мать не может или не хочет.

В результате вырастает подросток, а потом взрослый человек с высоким уровнем шизоидности (на уровне акцентуации или психопатии), что и подтверждается психологическими тестами. Чтобы не перегружать данный текст подробным описанием, что такое шизоидность, как она проявляется и к каким последствиям приводит, мы отсылаем читателя к нашей публикации: «Консультация психолога: шизоидность», а также к очень важной для понимания происходящего нашей статье «Консультация психолога: шизогенная и шизофреногенная мать».

Естественно, в психологии из любой статистической закономерности бывают исключения. Высокий уровень шизоидности у подростка может быть вызван не семейной ситуацией в родительской семье, а неблагоприятной наследственностью или психофизиологическими (гормональными) причинами, например в период пубертата и позже. Собственно, консультация психолога для того и нужна, чтобы проанализировать ситуацию, отделить причины от следствий, поставить точный психологический диагноз и дать рекомендации. К сожалению, несмотря на большое количество клинических психологов в стране, клиническая компетенция нечасто встречается у психологов. Как обычно, выбор психолога, которому можно доверять и в плане компетенции, и в плане честности — непростая задача для растерянных родителей, нуждающихся в консультации психолога для своего ребенка.

5. Депрессивность

Депрессивные дети (также как и депрессивные взрослые) — типичная проблема современной российской действительности. Диагноз эндогенная депрессия часто ставят психиатры. Им вторят психологи. Еще бы, эндогенную депрессию нужно лечить медикаментами и длительными курсами психотерапии у психолога или психотерапевта. А это означает возможность заработать деньги на родителях ребенка. Но всегда ли диагноз эндогенная депрессия честный, т.е. соответствует действительности? На наш взгляд, далеко не всегда.

Несомненно эндогенная депрессия существует, это серьезное заболевание и реальная беда. Но значительно чаще у детей и подростков встречается реактивное состояние псевдодепрессии. Реактивное, потому это состояние — реакция на неподходящие физиологические и (или) психологические условия жизни. Псевдодепрессия, потому что это не истинная депрессия, а хроническая эмоциональная реакция по депрессивному типу, т.е. плохое настроение, вызванное дискомфортом и переживаниями. Достаточно проконсультироваться с компетентным (а главное, честным!) психологом, который не будет запугивать родителей и придумывать несуществующие диагнозы, чтобы психолог мог любой ценой заработать. Но при этом психолог должен быть внимателен, чтобы не пропустить рисков реальной депрессии. При этом желательно, чтобы психолог мог при необходимости направить к хорошему правильному психиатру. Вот тогда всё будет хорошо. Если психолог видит, что у ребенка (подростка) есть признаки истинной депрессии, тогда необходимы лечение, психокоррекция, психотерапия. Если психолог видит, что у ребенка постоянное плохое настроение по причинам неправильного с ним обращения или собственного неадекватного восприятия действительности, тогда нужно инструктировать и воспитывать родителей.

Как мы уже писали, восприятие ребенка субъективно и незрело. При столкновении с неблагоприятными физиологическими или психологическими условиями жизни, психика каждого ребенка реагирует индивидуально. У кого-то развивается тревожность, у кого-то — псевдодепрессия.

Призывать ребенка к здравому смыслу, а тем более прессовать бесполезно и даже опасно. Почему? Потому что депрессивное состояние (даже реактивное) почти всегда сопровождается подавленными агрессивными или аутоагрессивными (агрессия на себя) тенденциями в психике. Вы хотите, чтобы эти подавленные тенденции неожиданно и часто неконтролируемо вышли наружу? Хотите, чтобы ваш ребенок внезапно стал агрессивным или склонным к суициду? Нормальные родители этого не хотят.

Правильный подход к воспитанию ребенка с депрессивными состояниями заключается в том, чтобы сначала убрать опасность и риски, а потом уже научить ребенка адекватно реагировать на столкновения со сложностями жизни. Чтобы не наделать ошибок, необходимо точно знать, у вашего ребенка истинная эндогенная депрессия или реактивное плохое настроение по депрессивному типу (и в том и в другом случае это сопровождается агрессивными и аутоагрессивными тенденциями — этим и опасно!) А потом нужно соблюсти непростой баланс между тем, чтобы перестать обращаться с ребенком ненадлежащим образом, но при этом не вырастить капризного неженку, манипулятора и эгоцентрика, не готового к столкновениям со сложностями взрослой жизни. И вот для решения этих вопросов от родителей потребуется любовь к ребенку, мудрость взрослых людей и обращение к правильному психологу.

6. Демонстративность и манипуляции

Как мы уже писали, у родителей есть риск вырастить ребенка — капризного неженку, эгоцентрика и манипулятора. Это неудобно для родителей и часто фатально сказывается на адаптации, умении строить партнерские отношения и добиваться социального успеха этого ребенка, когда он станет взрослым. Почему ребенок становится манипулятором? По единственной причине — он искренне считает, что так выгоднее. А уж почему ребенок выбрал именно такой способ взаимодействия со своим окружением, тут вариантов может быть много.

Прежде всего, родителям есть смысл понаблюдать за своим ребенком и при необходимости обратиться к психологу. Существует вероятность, что у ребенка формируется истероидный (демонстративный) тип личности (характера). (Рекомендуем почитать нашу публикацию «Консультация психолога: истероидность». )

Если упрощенно, истероидный тип личности (характера) у ребенка может начать формироваться в двух случаях. Первое, если в ближайшем окружении ребенка есть значимый для него человек с ярко выраженной истероидностью. Дети, как и животные, учатся в основном подражанием. Второе, если родители не наблюдательны к поведению ребенка и невнимательны к его вербальным сигналам. Тогда ребенок закономерно начинает пробовать другие «языки», чтобы сообщить родителям о своих желаниях, неблагополучии, недовольстве. Начинает формироваться поведение маленького актера в театре, где главными зрителями становятся родные и близкие. Постепенно эпизодическое поведение формируется в тип личности и характера — истероидный.

Истероидность опасна тем, что со временем порождает многочисленные психосоматические заболевания и расстройства (читайте «Психосоматика: влияние психологии человека на его здоровье»). Так же истероидность опасна тем, что в погоне за внешним театральным эффектом человек делает множество разных ошибок в жизни: от раннего подросткового секса до попыток демонстративного суицида. Вряд ли это то, что вы хотите получить от своего ребенка, поэтому есть смысл проконсультироваться с психологом на предмет, не растите ли вы, сами того не желая, истероидного ребенка. К счастью, истероидность легко корректируется работой психолога и правильным поведением родителей.

Как мы уже писали, истероидность — это не единственная причина, почему в семье может расти маленький демонстративный манипулятор. Но в любом случае, с этими качествами не рождаются, это результат научения. Либо родители и близкие сами могут проанализировать и скорректировать поведение ребенка, либо, если не получается, нужно обратиться к психологу. Понятно, что самим дольше, дешевле, но с рисками ошибок, а к психологу — быстрее, дороже и с большими шансами на успех.

7. Гиперактивность, невнимательность

О гиперактивности и детской невнимательности, как и о тревожности, также написаны тома и гигабайты. Наиболее типичны два случая: быстрый лабильный тип нервной системы и несформированный у ребенка навык к усидчивости и самоконтролю. В большинстве случаев, оба варианта присутствуют одновременно.

Нужно понимать, что тип нервной системы — врожденная характеристика. Нервную систему ребенка можно и нужно укреплять, но кардинально ее изменить вы вряд ли сможете даже с помощью очень хорошего психолога. Поэтому, укрепляя нервную систему ребенка, необходимо формировать у него навык к усидчивости и самоконтролю. Тут как со спортом, где тоже необходимо одновременно укреплять, как здоровье, так и навыки — всё очень подобно.

Большинство обычных людей не могут себе позволить оплачивать ежедневно приходящего к ребенку психолога, который, подобно тренеру, будет формировать у ребенка отсутствующие навыки. Но к счастью, большинство психологов не делают секрета из своего ремесла. Хороший психолог всегда может научить родителей, как укрепить нервную систему ребенка, и как сформировать усидчивость и самоконтроль.

К сожалению, бывают неприятные исключения, например, расстройства или даже патология нервной системы ребенка. В этом случае понадобится помощь невролога и, возможно, медикаментозная помощь. И опять мы сталкиваемся с вопросом компетенции и честности психолога. Почему именно психолога? Потому что часто психолог — это специалист первого уровня, наподобие домашнего врача общего профиля. Именно хороший психолог выступает первичным аналитиком и координатором дальнейших действий родителей и близких ребенка.

© Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Авторы консультируют по вопросам личной жизни и социальной адаптации (успеха в обществе). Об особенностях аналитической консультации Игоря и Ларисы Ширяевых «Успешные мозги» можно прочитать на странице КОНСУЛЬТАЦИЯ.

Интернет-СМИ «Интересный мир». 27.02.2018

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!


На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т. п. Наших личные денег закономерно не хватает.


Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Visa 4276400051181130 Ширяева Лариса Артёмовна или MasterCard 5469400010332547 Ширяев Игорь Евгеньевич.


Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.


Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.

Tags: детипсихология и психиатрия

Распознавание проблем с психическим здоровьем у детей

Проблемы с психическим здоровьем у детей реальны, распространены и поддаются лечению. Хотя каждый пятый ребенок имеет поддающуюся диагностике проблему психического здоровья, почти две трети из них почти или совсем не получают помощи.

Невылеченные проблемы с психическим здоровьем могут нарушить функционирование детей дома, в школе и в обществе. Без лечения дети с проблемами психического здоровья подвергаются повышенному риску неуспеваемости в школе, контакта с системой уголовного правосудия, зависимости от социальных служб и даже самоубийства.

Родители и члены семьи обычно первыми замечают, если у ребенка проблемы с эмоциями или поведением. Ваши наблюдения, а также наблюдения учителей и других опекунов могут помочь определить, нужно ли вам обращаться за помощью для вашего ребенка.


Следующие признаки могут указывать на необходимость профессиональной помощи:

  • Снижение успеваемости в школе
  • Плохие оценки, несмотря на большие усилия
  • Постоянное беспокойство или тревога
  • Многократный отказ ходить в школу или участвовать в обычной деятельности
  • Гиперактивность или беспокойство
  • Постоянные кошмары
  • Постоянное неповиновение или агрессия
  • Частые приступы гнева
  • Депрессия, печаль или раздражительность

Раннее выявление, диагностика и лечение могут помочь детям полностью раскрыть свой потенциал . Первым шагом может быть то, чтобы ваш ребенок прошел наш молодежный скрининг, предназначенный для молодых людей (в возрасте 11–17 лет), которые обеспокоены тем, что их эмоции, внимание или поведение могут быть признаками проблемы. Дополнительный родительский скрининг также доступен для вашего использования.

Информация, полученная в результате проведенных обследований, может оказаться полезной для начала разговора с ребенком об его психическом здоровье, а также при разговоре с педиатром или специалистом в области психического здоровья.

Обследование может включать консультацию детского психиатра, психологическое тестирование и медицинские тесты для исключения любого физического состояния, которое может вызывать симптомы. Дети также должны быть тщательно обследованы, чтобы отличить возможные психические расстройства от проблем с обучаемостью или задержек в развитии.

Если у вашего ребенка диагностировано психическое расстройство, комплексный план лечения должен включать психотерапию и, в некоторых случаях, медикаментозное лечение. План должен быть разработан с семьей. По возможности, ребенок должен участвовать в принятии решений о лечении.


Дополнительные ресурсы

Время поговорить: Советы по разговору о своем психическом здоровье

Психическое здоровье молодежи: Эмоции имеют значение (инфографика)0003

Помощь на дому: советы для родителей

Узнайте об IEP и планах 504

Профилактика и раннее вмешательство в области психического здоровья — от полового созревания до раннего взросления

СДВГ и дети

Здоровое умственное и эмоциональное развитие

0 Помощь родителям 20 Руководство 30

0 The Youth Screen

Take the Parent Screen

Лечение детей с психическими заболеваниями. Национальный институт психического здоровья.

Общие сведения о психических расстройствах у детей и подростков — педиатрия

By

Жозефина Элиа

, MD, Nemours/A. I. Больница Дюпон для детей

Последний обзор/редакция: апрель 2021 г. | Изменено в сентябре 2022 г.

Посмотреть обучение пациентов

Тематические ресурсы

Хотя иногда предполагается, что детство и юность — это время беззаботного блаженства, целых 20% детей и подростков имеют диагностируемое психическое расстройство, вызывающее ухудшение (1 Общие ссылки Хотя иногда предполагается, что детство и юность — это время беззаботного блаженства, целых 20% детей и подростков имеют диагностируемое психическое расстройство, вызывающее нарушение… читать дальше ). С возрастом у большего числа детей развивается одно или несколько расстройств. В общем, около 27,9Сообщается, что % подростков в возрасте от 13 до 17 лет в США соответствуют критериям 2 или более расстройств (2 Общие ссылки). расстройство, вызывающее нарушение… читать дальше ). Недавние исследования, которые наблюдают за детьми от рождения до совершеннолетия, показывают, что большинство психических расстройств у взрослых начинаются в раннем детстве и в подростковом возрасте (3, 4). и подростки имеют диагностируемое психическое расстройство, вызывающее нарушение… читать далее ). Сообщалось, что гены, связанные с расстройствами психического здоровья, демонстрируют высокую экспрессию на протяжении всей жизни, начиная со 2-го триместра и влияя на процессы развития нервной системы, что может объяснить ранний возраст начала (5 Общие ссылки. Хотя иногда предполагается, что детство и юность беззаботного блаженства, целых 20% детей и подростков имеют диагностируемое психическое расстройство, вызывающее нарушение… читать далее ). Большинство этих расстройств можно рассматривать как преувеличение или искажение нормального поведения и эмоций.

Как и взрослые, дети и подростки различаются по темпераменту. Некоторые застенчивы и сдержанны; другие социально активны. Некоторые методичны и осторожны; другие импульсивны и небрежны. Ведет ли ребенок как обычный ребенок или имеет расстройство, определяется наличием нарушения и степенью дистресса, связанного с симптомами. Например, 12-летнюю девочку может напугать перспектива выступить с докладом о книге перед своим классом. Этот страх можно рассматривать как социальное тревожное расстройство Социальное тревожное расстройство у детей и подростков Социальное тревожное расстройство — это постоянный страх смущения, насмешек или унижения в социальной среде. Как правило, больные дети избегают ситуаций, которые могут спровоцировать общественное внимание… читать далее, только если ее страхи достаточно сильны, чтобы вызвать значительный стресс и избегание.

Симптомы многих расстройств и сложное поведение и эмоции нормальных детей во многом совпадают. Таким образом, существует множество стратегий, полезных для управления поведенческими проблемами у детей. Лечение Многие виды поведения, демонстрируемые детьми или подростками, беспокоят родителей или других взрослых. Поведение или поведенческие паттерны становятся клинически значимыми, если они часты или настойчивы и неадекватны… Читать далее также можно использовать у детей с психическими расстройствами. Кроме того, надлежащее лечение детских поведенческих проблем может снизить риск развития полномасштабного расстройства у уязвимых по темпераменту детей. Кроме того, эффективное лечение некоторых расстройств (например, тревоги) в детстве может снизить риск расстройств настроения в более позднем возрасте.

наиболее распространенных психических расстройств детского и подросткового возраста подразделяются на следующие категории:

  • Тревожные расстройства Обзор тревожных расстройств у детей и подростков нормально функционировать, что несоразмерно сложившимся обстоятельствам. Тревога может привести… читать дальше

  • Расстройства, связанные со стрессом Острые и посттравматические стрессовые расстройства (РАС и ПТСР) у детей и подростков Острые стрессовые расстройства (АСР) и посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) являются реакцией на травмирующие события. Реакции включают навязчивые мысли или сны, избегание напоминаний о событии. .. читать далее

  • Аффективные расстройства Депрессивные расстройства у детей и подростков Депрессивные расстройства характеризуются грустью или раздражительностью, которые являются достаточно тяжелыми или постоянными, чтобы мешать функционированию или вызывать значительный дистресс. Диагноз ставится на основании анамнеза и… читать далее

  • Обсессивно-компульсивное расстройство Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) и связанные с ним расстройства у детей и подростков Обсессивно-компульсивное расстройство характеризуется навязчивыми идеями, компульсиями или тем и другим. Навязчивые идеи — это непреодолимые, настойчивые идеи, образы или побуждения что-то сделать. Компульсии патологически… читать далее

  • Нарушения поведения (например, синдром дефицита внимания/гиперактивности [СДВГ] Синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВ, СДВГ) Синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) — это синдром невнимательности, гиперактивности и импульсивности. 3 типа СДВГ: преимущественно невнимательность, преимущественно гиперактивность/импульсивность… читать далее , расстройство поведения Расстройство поведения Расстройство поведения — это повторяющаяся или устойчивая модель поведения, которая нарушает права других или основные соответствующие возрасту социальные нормы или правила. Диагноз ставится на основании анамнеза. Лечение индивидуальное… читать дальше )

Шизофрения Шизофрения у детей и подростков Шизофрения – это наличие галлюцинаций и бреда, вызывающих значительную психосоциальную дисфункцию и длящихся ≥ 6 месяцев. (См. также Шизофрения у взрослых.) Начало шизофрении… читать далее и связанные с ним психотические расстройства встречаются гораздо реже.

PODCAST

PODCAST

Детская кататония встречается чаще, чем детская шизофрения. Оно может представлять собой психическое расстройство, но часто возникает при медицинских состояниях (например, инфекциях, нарушениях обмена веществ, аутоиммунных состояниях) и не выявляется педиатрами (6 Общие ссылки). так как у 20% детей и подростков имеется диагностируемое психическое расстройство, вызывающее нарушение… читать далее ).

Однако чаще всего дети и подростки имеют симптомы и проблемы, выходящие за рамки диагностики. Например, > 25% детей с СДВГ также имеют тревожное расстройство, а 25% соответствуют критериям аффективного расстройства.

  • 1. Мерикангас К.Р., Хе Дж.П., Бурштейн М. и др. Распространенность психических расстройств в течение жизни у подростков в США: результаты Национального исследования сопутствующих заболеваний – Приложение для подростков (NCS-A). J Am Acad Детская подростковая психиатрия 49 (10): 980-989, 2010.

  • 2. Кесслер Р.К., Авеневоли С., Маклафлин К.А. и др.: Сопутствующая патология DSM-IV в течение жизни в Национальном исследовании сопутствующих заболеваний – Репликационное приложение для подростков (NCS-A). Psychol Med 42(9)1997-2010, 2012.

  • 3. Dalsgaard S, Thorsteinsson E, Trabjerg BB, et al: Уровень заболеваемости и кумулятивная частота всего спектра диагностированных психических расстройств в детском и подростковом возрасте. JAMA Psychiatry, 77(2):155-164, 2020. doi: 10.1001/jamapsychiatry.2019.3523

  • 4. Каспи А., Хаутс Р.М., Амблер А. и др.: Продольная оценка психических расстройств и сопутствующих заболеваний за 4 десятилетия среди участников исследования возрастной когорты Данидина. JAMA Netw Open 3(4):e2032210, 2020.

  • 5. Lee PH, Anttila V, Won H, et al: Полногеномный метаанализ выявляет геномные отношения, новые локусы и плейотропные механизмы при восьми психических расстройствах. . Сотовый2019. doi.org/10.1101/528117

  • 6. Dhossche DM, Wachtel LE: Кататония скрыта на виду среди различных детских расстройств: обзорная статья. Pediatr Neurol 43(5):307-315, 2010. doi: 10.1016/j.pediatrneurol.2010.07.001

Оценка психических жалоб или симптомов у детей и подростков существенно отличается от таковой у взрослых:

  • Контекст развития имеет решающее значение для детей. Поведение, нормальное в молодом возрасте, может указывать на серьезное психическое расстройство, если оно проявляется в более старшем возрасте.

  • Дети существуют в контексте семейной системы, и эта система оказывает сильное влияние на симптомы и поведение детей; Нормальные дети, живущие в семье, страдающей от домашнего насилия и злоупотребления психоактивными веществами Обзор употребления психоактивных веществ Расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, связаны с веществами, которые непосредственно активируют систему вознаграждения мозга. Активация системы вознаграждения обычно вызывает чувство удовольствия; специфические характеристики… читать далее может внешне показаться, что у него одно или несколько психических расстройств.

  • Дети также находятся в условиях стрессовых факторов окружающей среды, таких как COVID-19 COVID-19 COVID-19 — это острое, иногда тяжелое респираторное заболевание, вызванное новым коронавирусом SARS-CoV-2. Профилактика заключается в вакцинации и мерах инфекционного контроля (например, ношение масок для лица, мытье рук… читать далее) пандемия и военный конфликт. Вызванное этим нарушение критически важного распорядка и изоляция от расширенной семьи, сверстников, учителей, культурных и религиозных групп оказывают значительное влияние , особенно в отношении наиболее уязвимых групп (1 Ссылка на оценку Хотя иногда считается, что детство и юность — это время беззаботного блаженства, целых 20% детей и подростков имеют диагностируемое психическое расстройство, вызывающее нарушения… читать далее ).

  • Дети часто не обладают когнитивными и лингвистическими способностями, необходимыми для точного описания своих симптомов. Таким образом, клиницист должен очень сильно полагаться на прямое наблюдение, подтвержденное наблюдениями других людей, таких как родители и учителя.

Во многих случаях проблемы развития и поведения (например, плохая успеваемость, задержки в овладении языком, дефицит социальных навыков) трудно отличить от проблем, связанных с психическим расстройством. В таких случаях формальные тесты на развитие и нейропсихологическое тестирование должны быть частью процесса оценки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *