Психологические особенности развития детей дошкольного возраста: Психологические особенности детей дошкольного возраста
Психологические особенности детей дошкольного возраста: как ребенок познает мир
Прежде чем мы поговорим о том, в чем заключаются психологические особенности детей дошкольного возраста, отметим, что в группу дошкольников попадают дети от 3 до 7 лет. В этом возрасте общение малышей уже не ограничивается только семейным кругом. Большая часть детей посещают детские сады и школы раннего развития, бывают в гостях, путешествуют вместе с родителями.
Неудивительно, что дошкольники получают возможность открывать для себя мир с новой стороны, в том числе и со стороны человеческих отношений.
Содержание
- Особенности развития речи
- Мышление в дошкольном возрасте
- Память в дошкольном возрасте: чем примечательна?
- Игра — ведущая деятельность дошкольника
- Развитие личности: эмоциональная сфера
- Развитие личности дошкольника: мотивационная сфера
- Самосознание в дошкольном возрасте
Процесс развития речи завершается примерно к 5 годам. Язык малышей к этому времени становится средством не только общения, но и мышления. Ребенок начинает осознавать особенности собственного произношения, гордится значительно пополнившимся словарным запасом слов. Дети стараются грамотно формулировать предложения, изменяя падежи и окончания слов, активно пользуются косвенной речью. К 7 годам дети с легкостью умеют:
- пересказывать прочитанное им родителями;
- красочно описывать картинки или объекты;
- делиться впечатлениями о пережитых и увиденных событиях.
Дошкольники постепенно осваивают все формы устной речи, полностью копируя манеру разговора взрослых. Они с удовольствием практикуют монологи, ведут диалоги с родственниками и друзьями, много рассказывают и общаются.
Восприятие приобретает целенаправленный, осмысленный и анализирующий характер, тогда как аффективный характер речи отходит на второй план. Ребенок становится более наблюдательным и любознательным, старается применять название качеств предметов, ищет связь между объектами, делает умозаключения.
Мышление и восприятие в дошкольном возрасте — взаимосвязанные понятия, что лишний раз подтверждает наглядный образ мышления.
Мышление в дошкольном возрасте
Главная особенность развития мышления в дошкольном возрасте — это переход к наглядно-образному его типу, а к 7 годам — к словесному. Дети по-прежнему мыслят образно и неспособны на логические заключения, аналогичные взрослым. При этом уже теперь они способны не только рассуждать, но и находить решения для сложных задач в случае удачного запоминания и при наличии необходимого времени. Помочь ребенку в поиске решения можно, если организовать его действия, на основе которых он сделает вывод, либо же привести ему знакомый личный пример.
Если задача для дошкольника понятная и представляет определенный интерес, он сможет думать логически и обязательно найдет правильное решение. Примерно к 6-7 годам у детей появляется способность обобщать и проводить логические цепочки, что особенно важно для развития интеллектуальных способностей.
Память в дошкольном возрасте: чем примечательна?
В дошкольном возрасте дети запоминают неосознанно, не ставя перед собой такой цели. В основном в памяти у них остаются интересные события либо словесный материал, который вызвал определенные эмоции, например сказки или стихи.
Формирование осознанной памяти начинается только к 4-5 годам. Наибольшую часть информации малыш запоминает во время игры либо в процессе выполнения поручений родителей, воспитателей.
Игра — ведущая деятельность дошкольника
Игра занимает основную часть времени ребенка в дошкольном возрасте. На этом этапе развития особое значение для малышей имеют герои, описанные в сказках и рассказах, с которыми их знакомят взрослые.
Малыши обращают огромное внимание на оценку собственных действий и действий их сверстников взрослыми, кроме того, для них важно, как относятся родители к поступкам героев их любимых сказок.Так, после прослушивания сказки или рассказа малыш обязательно постарается обсудить с родителями поведение героев, разделяя их на положительных и отрицательных.
В жизни ребенка уже формируются определенные правила и нормы поведения, которые становятся все сложнее. Взрослые пытаются добиться выполнения детьми правил, сами же дошкольники пробуют давать адекватную оценку своим поступкам, принимая во внимание то, чего ожидают от них взрослые. Таким образом начинается формирование личности. Уже в 3 года в лексиконе малыша преобладает фраза «я сам», которой он хочет показать готовность быть самостоятельным. На этом этапе развития ребенок осознает собственное «я» и пытается проверить уровень личных возможностей.
Развитие личности невозможно без деятельности малыша. В каждом возрасте можно выделить основной вид деятельности. У дошкольников это, как уже было отмечено, игра. Причем не просто игра, а сюжетно-ролевая, где он получает возможность попробовать на себе роль взрослого, копируя манеру его поведения.
Игра является не только основным видом деятельности ребенка с 3 до 7 лет, но и основой для его активного личностного развития.
Именно игра способствует формированию у малыша качеств, важных для жизни в обществе.
Копируя поведение взрослых, ребенок получает возможность погрузиться в окружающий мир глубже, познакомиться с деятельностью окружающих его людей, узнать об особенностях их жизни.
Сюжетно-ролевые игры на этапе дошкольного развития помогают формированию мышления и воображения у ребенка. Малыш сам себе ставит цели и устанавливает правила, после чего старается им следовать. В результате в такой непринужденной форме происходит тренировка силы воли.
В ходе игры ребенок учится жить с учетом социальных и нравственных норм в простой форме. Играя какую-то роль, малыш выделяет для себя именно те правила, с которыми он сталкивается в жизни, и постепенно они становятся для него нормой поведения.
Помощь дошкольнику в организации игровой деятельности входит в задачу взрослых. Важно понимать, что речь идет о специальных сюжетно-ролевых развивающих, а не спонтанных играх, где малыши смогут опробовать себя в роли взрослых.
Развитие личности: эмоциональная сфера
Личность ребенка начинает формироваться в дошкольном возрасте, как и его личностные механизмы. В это же время формируется эмоциональная сфера.
На этом этапе развития дети лучше контролируют собственные эмоции, которые у них по-прежнему чрезвычайно насыщенные и полные. У дошкольников детские побуждения объединяются с их представлениями, в силу чего первые перестраиваются. Таким образом осуществляется переход от основных мотивов, направленных на объекты ситуации, к желаниям, которые непосредственно связаны с представленными объектами, расположенными в «идеальном» плане.
Ребенок совершает основные действия, беря за основу не сам предмет, а представления о нем и о результате, на который он рассчитывает в самом ближайшем будущем. Эмоции, имеющие отношение к представлениям, способствуют предвосхищению итогов действий ребенка. Механизм этот заключается в следующем: ребенок формирует эмоциональный образ, который отражает ожидаемый в будущем результат и оценку событий взрослыми.
Таким образом, можно заключить, что эмоционально предвосхищая последствия поступков, дошкольник прекрасно понимает, хорошо он делает или нет. Этот механизм является основой эмоциональной регуляции действий дошкольника.
Стоит отметить изменения в структуре эмоциональных процессов. Теперь они включают в себя:
- вегетативные реакции;
- моторные реакции;
- сложные формы мышления;
- усовершенствованное воображение.
Дошкольник способен радоваться или грустить как по поводу того, чем он занят сейчас, так и думая о том, что ждет его в будущем. Глубина переживаний ребенка на этом этапе развития поразительна: круг эмоций становится шире, развивается способность сопереживать и проявлять сочувствие к окружающим.
Для того чтобы деятельность дошкольника продолжала способствовать формированию полноценной личности, она должна быть эмоционально окрашенной. То есть ребенок должен делать только то, что вызывает у него интерес и, соответственно, позитивные эмоции.
Развитие личности дошкольника: мотивационная сфера
Одним из самых значимых механизмов, формирующихся на этом этапе развития, можно считать мотивационную сферу. Соподчинение мотивов начинается в раннем дошкольном возрасте и со временем продолжает совершенствоваться.
Если раньше ребенок хотел нескольких вещей одинаково сильно, не понимая, как сделать выбор, когда он был необходим, то в дошкольном возрасте мотивы имеют разную значимость, и сделать выбор ребенку становится на порядок проще. Более того, к 6-7 годам дошкольник уже умеет подавлять собственные побуждения, заставляя себя игнорировать вызывающие интерес предметы.
Проявление такой силы воли становится возможным благодаря серьезной мотивации, которая может выступать в роли определенных «стоп-сигналов». Например, способствовать сдерживанию могут взрослые, в присутствии которых находится ребенок.
Именно внешний контроль необходим малышу на начальном этапе формирования мотивационной сферы. Со временем он сможет сдерживаться самостоятельно, воображая себе присутствие взрослого, который будет влиять на регулирование его поведения.
Для ребенка важно получить похвалу взрослых и оградить себя от негативных замечаний. Осознание этого влияет на деятельность малыша. Он с интересом способен заниматься чем-то, если у него все получается, и с горечью отказывается от деятельности, если что-то не получается – только из страха неудачи.
Продолжать деятельность даже в случае неуспеха, вносить в нее корректировки для того, чтобы что-то исправить, ребенок сможет только к 6-7 годам, то есть на заключительном этапе дошкольного развития. Именно в это время формируется личностная мотивационная система дошкольника, у которого развивается иерархия мотивов.
Построение устойчивой мотивационной системы будет продолжаться до подросткового возраста. В дошкольном же возрасте ребенок только встает на пусть усвоения этических норм, анализируя сначала чужие поступки, а потом и собственные, принимая во внимание известные ему правила морали.
Самосознание в дошкольном возрасте
Самосознание можно смело назвать главным новообразованием дошкольника. Только после 5 лет эмоциональная самооценка становится подспорьем для развития самооценки. Поначалу ребенок оценивает себя так, как это делают окружающие его взрослые, поэтому в большинстве случаев оценка эта завышена. Дело в том, что часто родители имеют искаженные представления об особенностях ребенка, в результате чего их ожидания становятся неоправданными. Такая же ситуация будет и с самооценкой ребенка.
Дошкольник уже четко идентифицирует себя как представителя определенного пола, передавая эмоции и переживания, имеет представление о нормах поведения, отличных в зависимости от полового признака. Так, например, мальчики в этом возрасте уже знают, что им нужно быть сильными и мужественными.
Девочки стараются быть мягкими, изящными и аккуратными. Уже на заключительной стадии дошкольного развития у детей происходит разделение ролей в играх. Девочки играют в дочки-матери, мальчики — в войну, солдатиков, машинки. Примерно к 6-7 годам дети умеют разделять время на прошлое, настоящее и будущее, видеть себя в нем.
В заключение отметим, что главное занятие для дошкольника — это игра. В процессе игры в ненавязчивой форме ребенок познает мир взрослых со всеми его правилами и нормами, учится общаться со сверстниками. В этот период малыш является творческой натурой во всем, имеет собственную логику и активно развивается как личность.
Психологические особенности развития детей 6-7 лет. | Статья (подготовительная группа):
Психологические особенности развития детей
6 – 7 лет.
На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению.
Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. В увлекательной, наглядно-практической форме воспитатель обогащает представления детей о здоровье, об организме и его потребностях, способах предупреждения травматизма, закаливании. Гигиенические навыки у детей старшего дошкольного возраста становятся достаточно устойчивыми. Формируется привычка самостоятельно следить за своим внешним видом, пользоваться носовым платком, быть опрятными и аккуратными, причесываться.
Повышается общая осведомленность детей о здоровьесберегающем поведении: элементарные правила безопасности, сведения о некоторых возможных травмирующих ситуациях, важности охраны органов чувств (зрения, слуха), некоторых приемах первой помощи в случае травмы (ушиб, порез, ссадина), правилах поведения в обществе в случае заболевания (при кашле, чихании прикрывать рот платком, отворачиваться, не пользоваться общей посудой с заболевшим), некоторых правилах ухода за больным (не шуметь, выполнять просьбы, предложить чай, подать грелку, градусник и т. п.).
Старший дошкольный возраст — время активного социального развития детей. В этот период начинает складываться личность с ее основными компонентами.
Дети 6—7 лет перестают быть наивными и непосредственными, становятся более закрытыми для окружающих. Часто они пытаются скрыть свои истинные чувства, особенно в случае неудачи, обиды, боли.
У детей развивается способность к соподчинению мотивов поступков, к определенной произвольной регуляции своих действий. Усвоение норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами приводят к формированию первых задатков произвольного поведения, то есть такого поведения, для которого характерны устойчивость, не- ситуативность. В поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления: дети могут сдержаться, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость.
Развивающаяся способность к соподчинению мотивов свидетельствует о формирующейся социальной направленности поведения старших дошкольников.
Ближе к концу дошкольного возраста общение детей со взрослыми приобретает вне ситуативно — личностную форму, максимально приспособленную к процессу познания ребенком себя и других людей. Дети охотно обсуждают с воспитателем поступки людей, их качества, мотивы действий. Углубляется интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений. Личностная форма общения становится способом обогащения социальных представлений, ценностных ориентации, познания норм поведения, способом определения настроения и эмоционального состояния человека, познания ребенком своего собственного внутреннего мира.
Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран.
На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие взаимоотношений детей со сверстниками. Дети предпочитают совместную деятельность индивидуальной.
В подготовительной группе в совместной деятельности дети осваивают разные формы сотрудничества: договариваются, обмениваются мнениями; чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности дошкольники приобретают практику равноправного общения, опыт руководства и подчинения, учатся достигать взаимопонимания. Все это имеет большое значение для социального развития детей и готовности к школьному обучению.
В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется игровой опыт детей. Детям становится доступна вся игровая палитра: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правилами, игровое экспериментирование, конструктивно-строительные и настольно-печатные игры, подвижные и музыкальные игры.
Постепенно игра становится интегративной деятельностью, которая тесно связана с разными видами детской деятельности — речевой, познавательной, коммуникативной, художественно-продуктивной, конструктивной.
Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.
Воспитатель придерживается следующих правил. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребёнка прошлый опыт.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача воспитателя — развивать интерес к творчеству.
На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности. Детям доступно многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Развиваются возможности памяти.
Познавательное развитие каждого ребенка постоянно контролируется воспитателем.
Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.
Воспитатели старшей и подготовительной групп решают задачи становления основных компонентов школьной готовности: развития стремления к школьному обучению, самостоятельности и инициативы, коммуникативных умений, познавательной активности и общего кругозора, воображения и творчества, социально-ценностных ориентации, укрепления здоровья будущих школьников.
От 3 до 5 лет
Написано Флоренс Берд
В этой статье
- Дошкольники: управляются эмоциями
- Дошкольники и игра-фантазия
- Ваш самостоятельный дошкольник
- Распознавание типичных социально-эмоциональных вех у детей дошкольного возраста.
- Определите, как взрослые могут поддерживать социально-эмоциональные навыки детей дошкольного возраста.
- Обсудите, что делать, если вас беспокоит социально-эмоциональное развитие дошкольника в вашем классе.
- Играет в притворство с куклами, животными и людьми
- Копии для взрослых и друзей
- Замечает других детей и присоединяется к ним в игре
- Демонстрирует привязанность к друзьям без подсказки
- Проявляет заботу о плачущем друге
- Показывает широкий спектр эмоций
- Успокаивается через 10 минут после ухода
- Может расстроиться из-за серьезных изменений в распорядке дня
- Интерес к новым впечатлениям
- Во время игры притворяется кем-то другим (учителем, собакой, супергероем)
- Притворная игра более творческая и сложная
- Одевается и раздевается самостоятельно
- Лучше играть с другими детьми, чем в одиночку
- Может назвать двух или более друзей
- Утешает тех, кому больно или грустно
- Взаимодействует с другими детьми
- Часто не могу сказать, что правда, а что вымысел
- Говорит о том, что им нравится и чем они интересуются
- Любит быть «помощником»
- Изменяет поведение в зависимости от того, где они находятся
- Избегает опасности, например, не прыгает с большой высоты на игровой площадке
- Хочет порадовать друзей
- Хочет дружить
- Соблюдает правила, играя в игры с другими
- Играет по очереди с другими детьми
- Любит петь, танцевать и играть
- Знает пол
- Может сказать, что правда, а что вымысел
- Демонстрирует большую независимость
- Выполняет простую работу по дому
- Может назвать свое имя, фамилию и возраст
- обеспечивают поддержку и положительные отзывы
- предлагаем стимулирующие материалы
- играть и заниматься с детьми
- делиться событиями и впечатлениями
- идти на поводу у детей
- выявить интересы детей и облегчить их обучение
- планируйте значимые возможности в течение дня, чтобы помочь детям практиковать и осваивать социальные навыки.
- Отвечайте на попытки детей взаимодействовать и основывайтесь на том, что говорят дети.
- Участвуйте в частых, подходящих для развития социальных взаимодействиях с детьми и взрослыми в вашем классе на протяжении всего вашего повседневного опыта и распорядка.
- Следуйте указаниям, сигналам и предпочтениям каждого ребенка.
- Используйте эмоциональные слова в разговорах с детьми.
- Сделайте доступными книги, в которых обсуждаются чувства и социальные взаимодействия.
- Задавайте детям осмысленные вопросы об их действиях, интересах, событиях и чувствах.
- Поощряйте детей использовать свои слова и разговаривать со сверстниками, когда возникают конфликты. Используйте язык, подходящий для развития, и предоставьте детям модели разговора и подсказки, которым они должны следовать, если им нужна помощь в решении проблемы.
- Убедитесь, что вы внимательны к уникальным потребностям, опыту и происхождению детей.
- Обратитесь к семьям детей и прислушивайтесь к их убеждениям и предпочтениям
- Вехи развития:
- Набор навыков или моделей поведения, которые могут выполнять большинство детей определенного возраста
- Скрининг развития:
- Инструмент, используемый для выявления детей, которые развиваются не так, как ожидалось, и которым может потребоваться поддержка; скрининг могут проводить педиатры, учителя или другие лица, которые хорошо знают ребенка и его развитие
- Эмоциональная грамотность:
- Способность детей обозначать и говорить о своих собственных эмоциях или чувствах, а также об эмоциях или чувствах других
- Эмоциональная саморегуляция:
- Способность регулировать эмоциональное состояние до комфортного уровня интенсивности для достижения целей
- Социально-эмоциональная компетентность:
- Достижение здоровых отношений с опекунами и друзьями, позитивное самосознание и способность контролировать эмоции, а также способность самостоятельно участвовать в повседневных делах и играть в различных условиях
многое свое собственное лицо. У них есть определенные симпатии и антипатии, и их личность развивается с каждым днем. Они лучше используют слова, чтобы выразить свои чувства, что означает меньше истерик. Их настроение по-прежнему может резко меняться от одного момента к другому, но они чаще говорят о том, что злятся или грустят, а не о нервном срыве.
Дошкольники: управляют эмоциями
Несмотря на то, что ваш 3-летний ребенок начинает понимать эмоции, которые он испытывает, он еще очень слабо их контролирует. Если они найдут что-то смешное, они будут истерически смеяться. Если что-то заставляет их грустить или злиться, они разрыдаются.
В этом возрасте ваш дошкольник еще не научился контролировать свои импульсы. Если они что-то чувствуют, они, скорее всего, будут действовать в соответствии с этим. Это может означать вырвать игрушку у другого ребенка, если он хочет с ней поиграть, или расстроиться, когда он хочет перекусить после того, как ему сказали, что ему нужно подождать до обеда. Отсроченное удовлетворение ничего для них не значит — они хотят его и хотят прямо сейчас.
Трех- и четырехлетние дети могут использовать удары, укусы или толкание для разрешения конфликтов. Они просто еще не понимают разницы между уместным и неуместным взаимодействием. Ваша задача — научить ребенка тому, что есть правильные и неправильные способы выражения эмоций и решения проблем с другими.
Когда ваш ребенок станет старше, он начнет видеть связь между эмоциональными всплесками и негативными последствиями. Истерика может закончиться «тайм-аутом» или отнятием любимой игрушки. Эти последствия помогают вашему 4-летнему ребенку понять, что истерика — недопустимый способ выражения эмоций.
Ваш 4-летний ребенок также является начинающим комиком. У них начинает развиваться чувство юмора, они любят шутить и смешить людей. Не удивляйтесь, если вы услышите, как они называют своего друга «какашкой», а затем истерически смеются; 4-летние дети находят разговоры о горшке очень интересными.
Эмпатия также начинает проявляться в возрасте около 4 лет. Четырехлетние дети начинают понимать, что у других тоже есть чувства, и они могут понять, когда другу грустно или больно. Они могут захотеть обнять плачущего друга или поцеловать его.
К 5 годам ваш ребенок совершил скачок в своем эмоциональном развитии. Они стали намного лучше контролировать свои эмоции и легко говорят о своих чувствах. Они также стали лучше контролировать свои импульсы. Они терпеливо ждут своей очереди и часто сначала спрашивают, прежде чем брать то, что им не принадлежит.
Когда что-то выводит вашего 5-летнего ребенка из себя, он с большей вероятностью выразит свой гнев словами, а не припадками или закатит истерику. Обратной стороной этого является то, что они могут начать использовать злые слова и обзывать, когда злятся или расстроены.
Примерно в этом возрасте ваш дошкольник может начать интересоваться сексуальностью. Они могут задавать вопросы о том, откуда берутся дети. Они очарованы собственным телом и могут начать трогать или играть со своими гениталиями. Они также могут быть заинтересованы в изучении гениталий других людей. Все это совершенно нормально, но важно, чтобы ваш 5-летний ребенок знал, что уместно, а что нет.
Убедитесь, что они понимают, что интересоваться «личными частями тела» — это нормально, но нельзя играть с ними или показывать их на публике. Также убедитесь, что они понимают, что другие люди никогда не могут прикасаться к их гениталиям, за исключением мамы или папы во время купания, если там что-то болит, или во время приема у врача, пока мама или папа находятся в комнате.
Дошкольники и игра-фантазия
Примерно в возрасте 3 лет у детей начинает развиваться живое воображение. В этом возрасте ваш дошкольник начнет проводить много времени в придуманном им самим фантастическом мире. У их кукол и мягких игрушек есть имена и характеры. Они могут болтать с воображаемыми друзьями. Родители иногда беспокоятся, что воображаемые друзья — это признак одиночества или изоляции, но на самом деле все наоборот. Дети используют этот тип фэнтезийной игры, чтобы научиться взаимодействовать с реальными людьми. Это практика для «реального мира». В возрасте, когда ваш ребенок очень мало контролирует свою жизнь, мир его фантазий — это его собственное творение. Они главные.
Примерно в то же время, когда ваш дошкольник начинает разговаривать с воображаемым другом, у него также может развиться страх перед монстром, живущим под его кроватью. Такие страхи распространены. Они также довольно серьезны с ними, так что не делайте из этого шутку. Лучшее, что вы можете сделать, это заверить ребенка, что он в безопасности и ничто не причинит ему вреда.
Когда ваш ребенок подрастет, игра с фантазиями останется важной частью его жизни, но он будет лучше понимать разницу между фантазией и реальностью. их фантазии станут более изощренными и изощренными, и не удивляйтесь, если иногда они будут включать в себя насилие. Не позволяйте играм в стрелялки беспокоить вас; для детей совершенно нормально увлекаться оружием и насилием в этом возрасте, и это не признак того, что они станут жестокими, когда вырастут.
Ваш самостоятельный дошкольник
Чем старше становится ваш дошкольник, тем больше он жаждет независимости. Это может звучать как противоречие, но лучший способ воспитать в дошкольнике независимость и уверенность в себе — правильно структурировать его жизнь. Дайте им выбор, но не давайте им бесконечный выбор. Позвольте им выбрать один из двух нарядов или спросите их, хотят ли они бутерброд с индейкой или макароны с сыром на обед. Когда они просят сделать что-то, что, как вы знаете, не является хорошей идеей, держитесь твердо. Предоставление возможности выбора в рамках структурированной структуры поможет повысить их уверенность в себе и в то же время даст им понять, что они в безопасности.
Социально-эмоциональное развитие: дошкольники | Виртуальная лаборатория Школа
Цели
Учиться
Знать
Эмоциональное благополучие детей в раннем возрасте оказывает сильное влияние на их социальные отношения. Эмоционально здоровые дети лучше способны устанавливать и поддерживать позитивные отношения со взрослыми и сверстниками (Trawick-Smith, 2014). Социально-эмоциональное развитие имеет важное значение для чувства благополучия маленького ребенка. Отношения, которые они формируют на раннем этапе, помогают сформировать то, кем они являются, кем они становятся и их понимание мира. Подумайте о некоторых детях в вашей собственной жизни и о различных социально-эмоциональных навыках, которые они демонстрируют.
Дети дошкольного возраста учатся говорить о своих чувствах и чувствах других. Однако социально-эмоциональное развитие включает в себя нечто большее, чем просто выражение эмоций. Это включает в себя чередование, независимость в следовании рутине, большее взаимодействие со сверстниками, вступление в значимые отношения с другими, контроль над эмоциями и развитие положительного образа себя. Эти навыки имеют решающее значение для успешного участия детей в школьной и домашней жизни, а также для их общего роста.
Социально-эмоциональные вехи
Социальное и эмоциональное развитие включает поведение, отражающее эмоциональный рост детей и их способность успешно ориентироваться в окружающем мире посредством взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Поскольку эти навыки развиваются вместе, эта область развития называется социально-эмоциональным развитием. Социально-эмоциональные вехи сосредоточены на развитии у детей способностей регулировать свое внимание, эмоции и поведение, а также формировать позитивные отношения со взрослыми и сверстниками.
В приведенной ниже таблице показано социально-эмоциональное развитие в дошкольном возрасте. Помните, что существуют индивидуальные различия, когда дело доходит до точного возраста, в котором дети могут достичь этих вех. Как подчеркивается в курсах «Когнитивные, физические и коммуникативные навыки», вехи — это не контрольные списки, по которым можно судить о развитии детей. Скорее, они указывают, когда ожидать появления определенных навыков или поведения у маленьких детей, чтобы вы были готовы удовлетворить их меняющиеся потребности. Думайте об этих вехах как о рекомендациях, которые помогут вам понять и определить типичные модели роста и развития дошкольников. Хотя навыки, упомянутые в таблице, будут развиваться в предсказуемой последовательности в течение дошкольного возраста, каждый ребенок уникален в том, когда он овладевает каждым навыком. Ваша цель состоит в том, чтобы помочь всем детям расти и раскрывать свой потенциал.
Вехи социально-эмоционального развития в дошкольном возрасте
Возраст 3 года
Возраст 4 года
5 лет
Источник: Центры по контролю и профилактике заболеваний (2021 г. ). Вехи развития. https://www.cdc.gov/ncbddd/actearly/pdf/FULL-LIST-CDC_LTSAE-Checklists2021_Eng_FNL2_508.pdf
Помните, что ожидания в отношении этапов развития определяются культурными ценностями и предпочтениями. Например, в некоторых культурах дети не должны самостоятельно есть до тех пор, пока им не исполнится 3 или 4 года. В других культурах ожидается, что дети начнут есть самостоятельно в раннем младенчестве и дошкольного возраста. Теоретик Лев Выготский сказал, что взрослые делятся своими культурными ценностями и убеждениями с детьми посредством повседневного общения. Идеи, убеждения и ожидания в отношении развития ребенка — это лишь некоторые из особенностей культур. Осознание и уважение этих различий может помочь вам лучше понять, как семейный опыт помогает формировать дошкольников в вашем классе.
Если вас беспокоит развитие ребенка, сначала поговорите со своим тренером, тренером или администратором. Поделитесь своими наблюдениями за поведением ребенка и причинами, по которым вы обеспокоены. Ваш тренер, коуч или администратор могут пожелать понаблюдать за ребенком и назначить встречу с семьей ребенка. В некоторых ситуациях семьям может быть предложено связаться с местным школьным округом, который может организовать бесплатную оценку развития ребенка и помочь ребенку получить любую необходимую помощь и услуги.
Дошкольники и социально-эмоциональное развитие
Важно отметить, что вехи связаны с различными аспектами социально-эмоционального развития. Некоторые из них связаны со способностью детей вступать в отношения с другими людьми, а другие связаны со способностью детей регулировать свои эмоции. Давайте подробнее рассмотрим их и то, как они связаны с дошкольным развитием.
Отношения с другими: Дети дошкольного возраста участвуют в ролевой игре с друзьями и используют слова и предложения для выражения своих чувств и мыслей. Несмотря на то, что им все еще может понадобиться поддержка взрослых, чтобы делиться игрушками и материалами с друзьями, со временем они улучшаются сами по себе. Дошкольники также развиваются в своей способности понимать и адекватно реагировать на чувства своих друзей. Дети со здоровым социально-эмоциональным развитием имеют баланс всех этих компонентов.
Самосознание: Дети дошкольного возраста улучшают свою способность контролировать свое тело во время различных занятий в течение дня (например, сидя в кружке или играя в тренажерном зале). Они учатся по очереди и разговаривать со сверстниками, узнавать и использовать свои имена и имена других, а также оценивать себя и знать, когда они сделали правильный или неправильный выбор.
Эмоциональная регуляция: Дети дошкольного возраста по-разному проявляют различные эмоции. Например, они могут использовать слова, чтобы поделиться своими чувствами, такие как «Я расстроен», они могут сопоставлять выражение лица со счастливым, злым или грустным, или они могут смеяться, когда взволнованы. В то же время они также улучшают свою способность управлять своими эмоциями, чтобы соответствовать ситуации и окружающей среде, и контролировать свои эмоции (например, легко отделяться от членов семьи). Хотя дошкольники лучше регулируют эмоции, чем дети ясельного возраста, им все же нужна большая помощь и практика в развитии соответствующих моделей поведения.
Независимость: Дошкольники со здоровым чувством независимости будут следовать предсказуемым распорядкам дня и занятиям в школе и дома. Они могут начать выявлять любимого друга и попросить его поиграть или самостоятельно поиграть с игрушками и материалами дома, в школе или на открытой игровой площадке. Кроме того, дошкольники, развивающие чувство независимости, могут выполнять множество задач по уходу за собой, например одеваться, ходить в туалет, перекусывать, есть или готовиться ко сну. Самостоятельные дошкольники также расскажут воспитателям о своем дне, узнают и используют новый словарный запас.
Эмоциональная грамотность
Эмоциональная грамотность — это способность ребенка обозначать и говорить о своих эмоциях или чувствах, а также о чувствах и эмоциях других. Это важный компонент социально-эмоционального развития, потому что он помогает детям понять свои собственные эмоциональные переживания и в то же время помогает им признавать и понимать эмоциональные переживания других. Эмоциональная грамотность помогает детям решать проблемы и регулировать собственные эмоции; эти навыки необходимы для успеха в дошкольном возрасте и за его пределами. Дети, которые навешивают ярлыки, говорят о своих эмоциях и осознают их, с большей вероятностью будут сосредотачиваться на рутине и занятиях в классе и участвовать в них, а также с меньшей вероятностью будут легко расстраиваться, впадать в чрезмерные истерики или действовать импульсивно.
Многие дети учатся определять и обсуждать эмоции посредством взаимодействия или разговоров с отзывчивыми взрослыми в контексте позитивных отношений и поддерживающей среды. В своей работе в дошкольной программе вы должны использовать возможности для развития социальных навыков в течение дня. Например, вы можете поделиться своими эмоциями по поводу событий или событий и побудить детей поделиться своими собственными эмоциями. Вы также можете читать книги, в которых обсуждаются эмоции или социальные взаимодействия. В разделе «Применить» этого урока вы найдете дополнительные примеры ресурсов и занятий, которые вы можете использовать для развития эмоциональной грамотности детей.
Поддержка социально-эмоционального развития детей в дошкольных учреждениях
Дети приобретают социально-эмоциональные навыки в контексте своих отношений, наблюдая, подражая и реагируя на социальное поведение других. Дети также учатся тому, как другие реагируют на их эмоции. Социально-эмоциональные навыки тесно связаны с семьей ребенка, его культурным происхождением и ранним опытом. Дети учатся, взаимодействуя и формируя отношения с членами своих семей, школ и сообществ.
Как подчеркивалось в Уроке 1 (Социально-эмоциональное развитие: введение), социально-эмоциональное обучение начинается в младенчестве, и взрослые являются наиболее влиятельными образцами для маленьких детей. Воспитатели, которые понимают эмоциональные сигналы своих младенцев и реагируют на них немедленно и с сочувствием, имеют младенцев, которые менее суетливы и их легче успокоить. То же самое происходит с дошкольниками; если опекуны признают чувства детей, учитывают их потребности, реагируют и поддерживают, дошкольники лучше способны сообщать о своих потребностях и эмоциях и с большей вероятностью демонстрируют здоровое социально-эмоциональное развитие.
Здоровое социально-эмоциональное развитие тесно связано с отзывчивым уходом. Отзывчивые опекуны:
Читая этот раздел, подумайте о той роли, которую вы играете в обеспечении здорового социально-эмоционального развития детей, находящихся на вашем попечении. На третьем и четвертом уроках вы узнаете о дополнительных стратегиях поддержки социально-эмоционального развития всех дошкольников.
См.
Видео недоступно Посмотрите это видео, чтобы узнать о ряде социально-эмоциональных навыков, важных для дошкольников.
Видео недоступно Посмотрите это видео, чтобы узнать о социально-эмоциональном развитии в дошкольном возрасте.
Do
Дети дошкольного возраста, находящиеся под вашим присмотром, нуждаются в ежедневной возможности участвовать в мероприятиях, которые помогают им приобретать новые социально-эмоциональные навыки или практиковать существующие навыки в веселой, стимулирующей и поддерживающей обстановке. Вы должны целенаправленно использовать стратегии в течение дня, чтобы поддерживать социально-эмоциональное развитие маленьких детей. Понимание вех развития является важным аспектом работы с маленькими детьми. Изучение и понимание того, как дошкольники развивают социально-эмоциональные навыки и компетентность, поможет вам способствовать их социально-эмоциональному обучению и определить, какие виды опыта следует планировать в вашем классе и программе. Вы найдете дополнительные ресурсы для развития социально-эмоциональной компетентности детей в разделе «Применить». В своей ежедневной работе с дошкольниками учтите следующее:
Исследовать
Наблюдение за детьми дошкольного возраста в их учебной среде — лучший способ увидеть, у каких детей развиваются сильные социально-эмоциональные навыки, а какие нуждаются в поддержке. Размышляя о дошкольниках в вашей программе, подчеркните поведение, которое вы замечаете, и подумайте о том, как вы можете поддержать социально-эмоциональные навыки детей. Завершить Наблюдение и поддержка социально-эмоциональных навыков , делитесь своими ответами и обсуждайте их с инструктором, тренером или администратором.
Наблюдение и поддержка социально-эмоциональных навыков в дошкольном возрасте
Наблюдайте за социально-эмоциональными навыками, демонстрируемыми детьми дошкольного возраста, и проводите мозговой штурм, как вы можете дополнительно поддержать их развитие
Требуется: заполните и просмотрите этот документ вместе со своим инструктором, руководителем или администратором
Применять
Используйте ресурсы в этом разделе, чтобы узнать больше о социально-эмоциональном развитии маленьких детей и о том, как вы можете поддержать дошкольников, находящихся под вашим присмотром. Ресурсы включают вспомогательное руководство, которое может быть полезно для семей.
Глоссарий
Продемонстрировать
Закончите это утверждение: Эмоциональная грамотность…
начинает развиваться в школьные годы.
— это способность детей обозначать эмоции опекунов.
помогает детям решать проблемы и регулировать свои эмоции в дошкольном возрасте.
часто приводит к тому, что дети дошкольного возраста легко расстраиваются и действуют импульсивно.
Что из следующего не является вехой социально-эмоционального развития типично развивающегося 4-летнего ребенка?
сотрудничает с другими детьми
любит делать новые вещи
может отличить настоящее от выдуманного.
говорит о своих симпатиях и интересах с другими
Что из перечисленного не способствует социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста?
Поощрение детей использовать свои слова при возникновении конфликтов
Пополнение классной библиотеки книгами об эмоциях и социальных взаимодействиях
Избегание слов о чувствах в разговорах с детьми
Быстрое и позитивное реагирование на потребности детей
Справочные материалы и ресурсы
Опросник по возрасту и стадиям (ASQ): https://agesandstages. com/
Берк, Л. Э. (2013). Развитие ребенка (9-е изд.). Пирсон.
Браун, У.Х., Одом, С.Л., и МакКоннелл, С.Р. (редакторы) (2008). Социальная компетентность детей младшего возраста: риск, инвалидность и вмешательство . Пол Х. Брукс.
Центры по контролю и профилактике заболеваний (2021 г.). Вехи развития. https://www.cdc.gov/ncbddd/actearly/pdf/FULL-LIST-CDC_LTSAE-Checklists2021_Eng_FNL2_508.pdf
Daily, S., Burkhauser, M., and Halle, T. (2010). Обзор практики подготовки к школе в штатах: рекомендации по раннему обучению и оценки. Детские тренды , 1(3), 1-12. https://www.childtrends.org/publications/a-review-of-school-readiness-practices-in-the-states-early-learning-guidelines-and-assessments
Данлэп, Г., и Пауэлл, Д. (2009). Содействие социальному поведению детей младшего возраста в группе: резюме исследования. Дорожная карта эффективных методов вмешательства №3. Тампа, Флорида: Университет Южной Флориды, Центр технической помощи по социально-эмоциональному вмешательству для детей младшего возраста.