Разное

Происхождение имя рюрик: О ПРОИСХОЖДЕНИИ ИМЕНИ РЮРИК/РУРИК/РОРИК — Варяги и Русь — LiveJournal

Содержание

Всё, что нужно знать о Рюриковичах • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсРождение, любовь и смерть русских князейЛекцииМатериалы

Arzamas составил краткую опись самых необходимых сведений о Рюриковичах: откуда они взялись, как выглядели, с кем дружили и враждовали и почему так любили ковры

Подготовили Олег Коронный, Савва Михеев, Федор Успенский

Аскольд и Дир, просящие у Рюрика в Новгороде разрешения на поход в Царьград; прибытие Аскольда и Дира на кораблях с дружиной к Киеву. Миниатюра из Радзивилловской летописи. XV век © radzivilovskaya-letopis.ru

Кто такой Рюрик?


Согласно летописной легенде, Рюрик пришел на Русь из Скандинавии вместе со своими братьями Синеусом и Трувором. Рюрику достался Новгород, Синеусу — Белоозеро, а Трувору — Изборск. Имя Рюрик несомненно восходит к скандинавскому имени Hrærekr. Имена его братьев, по-видимому, несколько искажены, но, предположительно, отражают скандинавские имена Signjótr и Þórvarr. Некоторые исследователи видят в Рюрике Рёрика Ютландского из датской династии Скьёльдунгов, жившего в середине IX века, однако эта версия не подкреплена ничем, кроме тождества имен.



Сребреник Владимира Святославича. Конец X — начало XI века На лицевой стороне князь Владимир, на оборотной — трезубец. © Heritage Images / Hulton Archive / Getty Images

У историков нет ни независимых подтверждений сведений легенд о Рюрике и его братьях, ни возможностей точной датировки их деятельности. Возможно, легенда донесла до нас лишь имена мелких местных властителей. Установление полновластия династии Рюриковичей заняло достаточно длительное время. Между Рюриком и его сыном Игорем летописец XI века сообщает о правлении Олега, прозванного Вещим, который захватил Киев и воевал с Византией. В ранних вариантах летописи Олег назван воеводой Игоря. Когда же в начале XII века на Руси стали известны тексты договоров Олега с Византией 907 и 911 годов, выяснилось, что он заключал их не как воевода, а как носитель верховной власти над Русью. И в летопись пришлось вносить поправки: с XII века Олег стал называться родственником Рюрика, получившим власть по его завещанию.



Призвание варягов. Миниатюра из Радзивилловской летописи. XV век © radzivilovskaya-letopis.ru

Норманнская теория: как к ней относиться


Дискуссия о роли скандинавов (норманнов) в формировании русской государственности должна рассматриваться в двух плоскостях — научной и идеологической.


С научной точки зрения норманнский вопрос в целом был решен в конце XIX века, когда лингвистами, главным среди которых был великий датский ученый Вильгельм Томсен, было обосновано скандинавское происхождение десятков имен и названий, известных из древнерусских источников и византийских, греческих, описаний Руси: слов «русь» и «варяги», имен Рюрик, Олег, Игорь и т.  д. Не подлежит никакому сомнению, что на Руси с VIII века присутствовало значительное число скандинавов. Изучение роли скандинавского компонента в формировании древнерусской культуры продолжается и остается одним из важнейших и актуальных вопросов русской истории.


Однако есть и идеологический вопрос, уходящий еще в XVII век, когда сведениями о скандинавских истоках Руси воспользовались шведские историки для оправдания шведской экспансии в Восточной Европе того времени. Эта трактовка вызвала ответное отрицание всяческой связи Руси и варягов со Скандинавией со стороны российских идеологов XVIII века, самым ярким среди которых был М. В. Ломоносов. К концу XIX века противников норманнской теории практически не осталось, антинорманнизм умер естественной смертью, и его возрождение стало возможным лишь в условиях сталинской диктатуры — оно было вызвано отторжением нацистской пропаганды расового превосходства германцев над славянами. Однако возрождение это было и остается временным и объясняется исключительно вопросами идеологии — научные аргументы антинорманнизма отсутствуют.



Вторая месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивилловской летописи. XV век © Wikimedia Commons

Рюриковичи были не единственными князьями на Руси


История домоногольской Руси современному человеку видится в несколько «рюрикоцентричной» перспективе, на самом же деле ближайшие потомки мифического Рюрика — далеко не единственная семья, которая некогда претендовала на то, чтобы стать династией на Руси.



Олав II Святой. Фрагмент фрески церкви Тусе. Зеландия, Дания. XV век © Wikimedia Commons

Четыре короля на Руси

Скандинавы и после Рюрика были частыми гостями на Руси. Приезжали не только будущие жены князей, их окружение, купцы и наемники, но и короли, которые скрывались при дворе Рюриковичей от гражданских смут и неурядиц у себя в стране. По меньшей мере четыре норвежских правителя побывали на Руси до или во время своего правления (Олав Трюггвасон, Олав Харальдссон, Харальд Сигурдссон и Магнус Олавссон). Один из них — Олав Толстый, сын Харальда Гренландца, — стал святым и пользовался особым почитанием на Руси.


О князях домонгольской Руси известно прежде всего из летописей и других письменных источников, но летописи порой не лишены известной тенденциозности. У их составителей было вполне объяснимое желание, например, выделить, сделать доминирующей лишь одну ветвь из всей огромной семьи Рюриковичей — с определенного момента вполне заметно, скажем, что Мономашичи изображаются куда более положительно, чем другие ветви рода, будь то полоцкие князья или князья черниговские. В каком-то смысле сходная тенденция просматривается и в отношении династии Рюриковичей как таковой, дело излагается так, будто Рюриковичи — это с самого начала единственная правящая семья на Руси.


Тем не менее, согласно обрывочным, разрозненным и весьма лаконичным свидетельствам, на Руси были и другие князья. Основываясь на летописном рассказе, мы можем утверждать, например, что Полоцком в Х веке правил некий человек «из заморья» по имени Рогволод, судя по всему — варяг, поскольку его имя явно северного происхождения, из скандинавского Ragnvaldr. В летописи он именуется князем, и нам известно, что тогда еще язычник Владимир Святославич сватался за его дочь, а значит, скорее всего, они не состояли в прямом родстве. Неслучайно первое, что делает Владимир, насильно овладев Рогнедой и взяв ее в жены, — он истребляет всю ее семью, то есть, говоря современным языком, полностью устраняет конкурирующую организацию.


Варяги Аскольд (Höskuldr) и Дир (Dýri) княжат в Киеве, но изгоняются Олегом Вещим, опекавшим малолетнего Игоря Рюриковича, именно на том основании, что они не принадлежат к княжескому роду. После умерщвления Аскольда и Дира сам Олег, претендовавший на княжеское происхождение, хотя он не был, по-видимому, связан тесными родовыми узами с Рюриком, садится правителем в Киеве. В договорах Руси с греками 945 года наряду с Игорем Рюриковичем, княгиней Ольгой и таинственной правительницей со славянским именем П(е)редслава упоминается и загадочное «всякое княжьё», причем речь, по-видимому, идет отнюдь не о Рюриковичах, а о неких представителях других властных родов — упомянуты их послы, которые должны были договариваться с греками о мире и условиях торговли примерно на тех же основаниях, что послы Рюриковичей.


Объясняется ли скупость источников на сей счет тем, что Рюриковичи были крайне суровы со своими конкурентами и много пеклись, так сказать, о выравнивании династической ситуации на Руси? В точности мы этого не знаем, но от князя древлян, сватавшегося к княгине Ольге, в конечном итоге осталось в источниках только имя — Мал. Как известно, правительница жестоко отомстила за убийство своего мужа, князя Игоря, уничтожив практически всю древлянскую верхушку. К концу X века мы застаем Рюриковичей в качестве единственной полноправной династии, не имеющих себе равных, а следовательно, и находящихся в каком-то смысле вне конкуренции.



Византийский флот отражает нападение Руси на Константинополь в 941 году. Миниатюра из «Хроники» Иоанна Скилицы. XII–XIII века © Biblioteca Nacional de España

Русь как часть Европы


Домонгольская Русь — государство в чем-то чрезвычайно открытое, то есть обращенное в своих интересах в самые разные стороны и направления, она достаточно легко налаживала связи и контакты как с Западной Европой, так и с миром Востока. Несомненно при этом, что Русь была полноценной частью европейского мира.



Весь XI век Рюриковичи налаживали связи с другими государствами путем династических браков. Подробнее о всех браках можно узнать тут.

Княгиня Ольга, Святослав и Игорь — каждый по-своему, но очень активно контактировал с Византией. Русские князья пускай и вынужденно сперва, но с завидной регулярностью взаимодействовали с кочевниками и, например, часто брали в жены половецких княжон, связывая себя узами свойства и родства с кочевыми правителями. В то же время не будет преувеличением сказать, что в XI–XII веках династия Рюриковичей во многом была обращена лицом на Запад, и дело здесь не только в династических браках, хотя и в них тоже. Например, когда в Норвегии в середине XII века разразился чрезвычайно серьезный династический кризис и началась масштабная борьба за власть, среди прочих претендентов на королевский престол оказался малолетний потомок русского князя Мстислава Великого. Его родословная по женской линии (а его мать приходилась Мстиславу внучкой) была вполне весомым аргументом в политической борьбе. С Русью, несомненно, считались, она была, так сказать, полноценным собеседником, участником, а иногда и инициатором разного рода событий если не мирового, то во всяком случае общеевропейского масштаба. Русские князья постоянно входили в союзы и альянсы военно-политического характера и особенно охотно обменивались дочерьми с французскими, польскими, венгерскими и прочими королями. При этом уже тогда Русь по отношению к остальному миру занимала в каком-то смысле особенное положение. С точки зрения скандинавов, Северной или Западной Европы — Русь примыкала к Византии, была как бы ее продолжением, если не частью. В перспективе же Византии Русь — это северяне, которые лишь какой-то из своих сторон обращены к византийскому миру.



Подпись Анны Ярославны, королевы Франции, под грамотой Филиппа I в пользу аббатства Святого Криспина в Суассоне. 1063 годКириллицей: АНА РЪИНА  © Bibliothèque Nationale de France, Department of Manuscripts

Передача власти и междоусобицы



Борис и Глеб. Псковская икона. Середина XIV века © Heritage Images / Hulton Fine Art Collection / Getty Images

Кто убил Бориса?

Борис и Глеб, святые князья-мученники, были убиты Святополком, прозванным за это злодейство Окаянным. По крайней мере, так сообщают русские лето­писные и агиографические источники, которые в данном случае есть основания заподозрить в известной пристрастности. Независимый от собственно русской традиции иностранный источник недвусмыс­ленно указывает на то, что Борис был убит по распоряжению своего едино­кровного брата Ярослава, впослед­ствии прозванного Мудрым, одного из самых влиятельных и знаменитых князей домон­гольского периода. Подроб­нее об этом читайте тут.


Распределение княжеских столов среди Рюриковичей происходило по лествичному принципу. Столы имели свои ранги: к примеру, главный стол — Киев, второй по значению — Новгород, третий — Чернигов и так далее (при этом старшинство городов со временем менялось). 


Член княжеского рода, если он не был изгоем или больным, получал стол в зависимости от своего старшинства. Когда кто-то из князей умирал, то его стол доставался следующему по старшинству и из города в город теоретически должны были перемещаться все остальные младшие князья. Изгоями счита­лись дети князя, который не успел получить за свою жизнь главный стол. 


Так, изгоем становился княжич, чей отец умер до смерти своего отца. Если князья-изгои не добивались большего силой, то лучшее, на что они могли претендовать, — это тот стол, который их отец занимал перед смертью. Естественным результатом лествичной системы были постоянные междо­усобные войны старших племянников с младшими дядьями и войны против князей-изгоев. Так, например, в 1078 году двоюродные братья Олег Святосла­вич и Борис Вячеславич, отцы которых умерли еще при жизни их старшего брата Изяслава Ярославича, восстали против своих дядьев Изяслава и Всеволода Ярославичей. В решающей битве на Нежатиной ниве погибли киевский князь Изяслав и его незадачливый племянник Борис, Олегу удалось бежать в Тмутаракань, а Киев достался Всеволоду. Отмирание лествичной системы прослеживается с XIII века. Ее сменяет более простой удельный принцип, при котором князья больше не переезжают из города в город.


Откуда взялись русские титулы «князь», «великий князь», «царь» и другие


Члены рода Рюриковичей именовались на Руси князьями. Этот титул был заимствован славянами из какого-то германского языка, вероятно из готского — от слова kuniggs, родственного английскому king, немецкому König, древнескандинавскому konungr. О широте распространения этого титула до прихода Рюрика известно немногое, хотя летописцы и называют князьями некоторых людей из других родов. Титул «великий князь» появился в XII веке и стал активно применяться к концу столетия в связи с разрастанием рода Рюриковичей и возвышением отдельных князей над другими.



Папа Лев III коронует Карла Великого зимой 800 года. Миниатюра из «Chroniques de France ou de Saint-Denis». Первая половина XIV века © British Library

Изредка применительно к русским князьям использовались и иные титулы. Иногда использовался римский по происхождению титул «цесарь» («царь»). Ярослава Мудрого называли тюркским титулом «каган», заимствованным у хазар. На этот титул претендовал и не названный по имени правитель Руси, послы которого были задержаны франкским императором в Ингельгейме в 839 году. Наконец, Даниил Романович Галицкий в 1254 году принял от папы римского королевскую корону, после чего он и его наследники стали именоваться королями Руси (этот титул ведет свое происхождение от имени императора Карла Великого).


1 / 2

Христос коронует Гертруду и Ярополка. Кодекс Гертруды. XI век© Wikimedia Commons

2 / 2

Святослав Ярославич с женой и сыновьями. Миниатюра из «Изборника». 1073 год© Российская государственная библиотека


Что известно о внешности князей


Византийский историк X века Лев Диакон так описывал внешность своего современника — русского князя Святослава Игоревича: «Умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с густыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос — признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он хмурым и суровым. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только заметной чистотой».


1 / 4

Скульптор-антрополог Михаил Герасимов за работой. 1968 год© Олег Кузьмин / ТАСС

2 / 4

Скульптор-антрополог Михаил Герасимов за работой. 1957 год© Олег Кузьмин / ТАСС

3 / 4

Скульптор-антрополог Михаил Герасимов за работой. 1955 год© Олег Кузьмин / ТАСС

4 / 4

Скульптурный портрет князя Ярослава Владимировича Мудрого, сделанный Михаилом Герасимовым по черепу в 1939 году© РИА «Новости»



Интересную параллель описанию Святослава находим на печати его внука Ярослава Мудрого: лицо князя на печати видно плохо, однако выделяются длинные усы, торчащие в стороны. Лицо Ярослава было реконструировано антропологом М. М. Герасимовым, изучавшим скелет князя незадолго до его исчезновения — во время немецкой оккупации кости были вывезены из Киева и предположительно находятся в США. Длинные усы носил и сын Ярослава Святослав, чей облик запечатлен на одном из первых листов «Изборника Святослава», драгоценной рукописи, написанной по его заказу в 1073 году. Изображение внука Ярослава, Ярополка Изяславича, известно нам благодаря Кодексу Гертруды, рукописи, принадлежавшей его матери. Этот князь носил недлинную бороду и короткие усы. 



Аверс златника Владимира Святославича. Конец Х — начало XI века © Heritage Images / Hulton Archive / Getty Images

Ковер, сани и конь: главные атрибуты князя


Древнейшие русские летописи сохранили для нас лишь минимальные сведения об обиходных предметах, которые окружали Рюриковичей в домонгольское время. Зато о вещах, обладавших не только практическими, но и символическими функциями, мы все же можем кое-что в них прочесть.  



Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах. Портрет из «Царского титулярника». 1672 год © Wikimedia Commons

Князь на санях — признак тяжелой болезни и смерти

Сани были предназначены не только для зимних путешествий и погребаль­ных процедур. Совершать длинные переезды летом на санях князь мог и при жизни, если ему случалось тяжело заболеть. Оттого столь многозначным и наполненным разными смысловыми оттенками оказывается упоминание Владимира Мономаха о том, что он принимается писать свое «Поучение детям», «седя на санех», — невозможно сказать наверняка, имеет ли он в виду долгие зимние поездки, трудную болезнь, неминуемо приближаю­щуюся смерть, или князь ритори­чески обыгрывает все эти значения.


Конечно, у всякого князя было личное оружие, доспехи, стяг и некие таинственные сокровища, которые он мог хранить, раздавать перед смертью или показывать иностранным послам. При перечислении этих богатств летописец часто упоминает не только привычные золото и серебро, но и поволоки, драгоценные ткани, которые явно ценились не меньше. Праздничное облачение князей, как и оружие, могло передаваться по наследству, а могло и жертвоваться в храмы — к началу XIII века в киевских церквях висели одежды древних князей, которые те оставили «на память собе». 


Огромную роль в жизни Рюриковича играл ковер. Дипломатические переговоры и съезды князей подразумевали расстилание ковра и рассаживание на нем основных участников. Отказ или невозможность сидеть с кем-либо на одном ковре были фактически равны невозможности поддерживать дружеские отношения. Умершего князя заворачивали в ковер, и эта процедура была, по всей видимости, важной частью похоронного обряда. Однако обернуть в ковер могли не только покойника, но и тяжело раненного или больного правителя, и здесь нам очень трудно отделить медицинские, практические соображения от соображений сугубо символических. 


Столь же двойственным и необходимым для свершения княжеского пути предметом были сани. Значительную часть жизни каждый Рюрикович проводил в дороге, и зимой они были для него едва ли не основным транспортным средством. Независимо от времени года на сани возлагали тела скончавшихся правителей — именно таким образом их зачастую и везли в церковь, а скандинавским их родичам в языческие времена сани клали в погребальные курганы. 


Конь был, разумеется, для князя чем-то гораздо большим, чем любой предмет, которым он владел. «Посажение на конь» олицетворяло для маленького Рюриковича начало династической жизни, нередко оно сопровождалось большим съездом гостей-родичей. В бою на героизм коня могли иногда обратить не меньшее внимание, чем на доблесть его хозяина. Молодой Андрей Боголюбский велел с почестями похоронить на берегу реки такого верного спутника, который вынес его с поля битвы и упал замертво. Весь эпизод со смертью Олега Вещего и пророчеством волхва построен, в сущности, на той же очевидной привязанности, которую князь питает к своему коню. Для лучших из них, на которых отправлялись в походы, существовало и особое слово «комонь» — если в муже-дружиннике чтилось мужество, то коня жаловали за «комоньство его».   


Читайте также

 

Всё, что нужно знать о Петре I, в 8 пунктах

Рассказывает историк Александр Каменский

 

Всё, что нужно знать о Екатерине II, в 8 пунктах

Рассказывает историк Андрей Зорин

 

Всё, что нужно знать об Александре I, в 11 пунктах

Рассказывает историк Андрей Зорин

 

Всё, что нужно знать о Николае I, в 10 пунктах

Рассказывает историк Леонид Ляшенко

Источники

  • Герасимов М. М. Опыт реконструкции физического облика Ярослава Мудрого.

    Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры. М., Л., 1940.

  • Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Династическая история сквозь призму антропонимики.

    М., 2006.

  • Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Траектории традиции.  Главы из истории династии и церкви на Руси конца XI — начала XIII века.

    М., 2006.

  • Назаренко А. В. Братское совладение, отчина, сеньорат (династический строй Рюриковичей X–XII веков в сравнительно-историческом аспекте).

    Древнейшие государства Восточной Европы. 2005 год. Рюриковичи и российская государственность. М., 2008. 

  • Пчелов Е. В. Рюрик.

    М., 2012.

  • Стефанович П. С. «Сказание о призвании варягов» или Origo gentis russorum?

    Древнейшие государства Восточной Европы. 2010 год. М., 2012.

  • Томсен В. Начало русского государства.

    М., 1891.

  • Успенский Ф. Б. Скандинавы. Варяги. Русь. Историко-филологические очерки.

    М., 2002.

  • Шахматов А. А. Киевский начальный свод 1095 года.

    А. А. Шахматов. История русского летописания. Т. I. Повесть временных лет и древнейшие русские летописные своды. Кн. 2. Ранее русское летописание XI–XII веков. СПб., 2003. 

  • Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Древней Руси X–XV веков. Т. 3. Печати, зарегистрированные в 1970–1996 годах.

    М., 1998.

  • Предпосылки и пути образования Древнерусского государства.

    М., 2012.

Теги

Древняя Русь
Шпаргалка

ГусьгусьГде сидит фазан?

Финальный выпуск детского подкаста об истории цвета, который мы делаем вместе с Домом культуры «ГЭС-2», — о белом цвете

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Лекции

9 минут

1/6

Как выбрать имя для князя

Откуда у Рюриковичей скандинавские имена, как разобраться в череде Святославов, Владимиров и Мстиславов и почему имя определяет судьбу человека

Читает Федор Успенский

Откуда у Рюриковичей скандинавские имена, как разобраться в череде Святославов, Владимиров и Мстиславов и почему имя определяет судьбу человека

12 минут

2/6

Сокровенные имена русских князей

Почему у князей было два имени, языческое и христианское, и куда одно из них потом делось

Читает Федор Успенский

Почему у князей было два имени, языческое и христианское, и куда одно из них потом делось

15 минут

3/6

Как женились и разводились Рюриковичи

Почему русский князь не мог быть холостым, как брак стал геополитическим орудием и откуда отец Мономаха знал пять языков

Читает Федор Успенский

Почему русский князь не мог быть холостым, как брак стал геополитическим орудием и откуда отец Мономаха знал пять языков

13 минут

4/6

Русские женихи и половецкие невесты

Кто такие половцы, какую роль они сыграли в истории России и почему Рюриковичи так любили брать в жены половчанок

Читает Федор Успенский

Кто такие половцы, какую роль они сыграли в истории России и почему Рюриковичи так любили брать в жены половчанок

12 минут

5/6

Посмертные приключения князей

Зачем Ярослав Мудрый выкопал своих мертвых дядьев и почему митрополит Киевский попросил выкинуть свое тело на съедение псам

Читает Федор Успенский

Зачем Ярослав Мудрый выкопал своих мертвых дядьев и почему митрополит Киевский попросил выкинуть свое тело на съедение псам

9 минут

6/6

Хороший день, чтобы умереть

Почему смерть князя — жест, обращенный в будущее, и как Святослав Всеволодович рассчитывал умереть вовремя, но не сумел

Читает Федор Успенский

Почему смерть князя — жест, обращенный в будущее, и как Святослав Всеволодович рассчитывал умереть вовремя, но не сумел

Материалы

Скандинавия и Русь: откуда есть пошла Русская земля

Что общего у древних государств

Что осталось от домонгольской Руси

Обзор немногочисленных источников по истории Древней Руси

Невеста на экспорт: как Русь была частью Европы

Карта международного обмена невестами в XI веке

Федор Успенский: «Таксисту довольно легко объяснить, чем я занимаюсь»

Когда матчество заменяет отчество

В каких случаях людей называли по матери, а не по отцу

Всё, что нужно знать о Рюриковичах

Необходимый минимум о первой династии на Руси

От Владимира Святого до детей Мономаха: как менялась Русь

Интерактивная карта

Король, олух, мишка: откуда взялись эти слова

Самые интересные примеры того, как личные имена превращались в нарицательные

Международный сексуальный скандал

Приключения дочери киевского князя в Европе XI века

Как была устроена жизнь типичного князя

Постриги, свадьба, смерть отца и другие вехи в биографии древнего князя

Тайна убийства
Бориса и Глеба

Древнерусский детектив

Между двух очагов

Как жилось женщине в Древней Руси

Кто такие половцы?

То, что нужно знать о загадочном народе

Как хоронить руса

Воспоминания арабского путешественника Ибн Фадлана

Весь курс за 5 минут

Всё о домонгольской Руси в самом кратком изложении

Каким был XI век

Что происходило в Европе, Азии и Киевской Руси в 1054 году

Как назвать будущего князя

Инструкция, как назвать ребенка по всем древнерусским правилам

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Рюрик, князь Ладожский и Новгородский с 862 по 879 год. Интересные факты биографии.

Личность первого Ладожского и Новгородского князя до сих пор остаётся загадочной и, конечно, легендарной.

Точных сведений о происхождении, впрочем, как и о жизни князя Рюрика нет.

Переселенцы с Дуная (словене) и с берегов Балтики (скандинавы и фризы) стали осваивать север Восточной Европы с VIII века.

Поладив миром между собой, они подчинили кривичей, мерю и чудь. Так родилось новое государство – Русь. На выставке «Рюриковичи» подробно рассказано о появлении Руси. Но в 840-х годах страна подпала под власть шведских викингов. Чтобы изгнать захватчиков, пришлось прежних данников превратить в союзников. И после победы те явно не торопились заново изъявлять покорность: «И начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род…».

Русским землям срочно нужен был князь — навести порядок. И в 862 году из Ладоги за море отправилось посольство со словами: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, придите княжить и владеть нами».


На призыв откликнулся Рюрик – датский королевич, состоявший на службе у Каролингов. Владения Рюрика находились во Фрисландии. Эта страна поддерживала с Ладогой тесные связи, и князя знали на Руси. Он имел репутацию человека твёрдого и решительного.


7 сентября 862 года “Рюрик с дружиной сел” в Ладоге, Синеус — в Белоозере, Трувор — в Изборске. Синеус и  Трувор, по русским летописным преданиям, двое из трёх братев-конунгов, то есть, предводителей варяжских дружин, призванных “из-за моря” новгородскими славянами.


Этот год и эта дата прихода варягов на княжения и стали считаться отправной точкой основания Русского государства.


Но есть версия, что никакого «призвания» не было, а был, говоря современным языком, обыкновенный военный переворот, то есть захват власти силой.


С началом правления Рюрика на Руси закончилась варяжская вольница, начался варяжский порядок. Затем Рюрик уехал восстанавливать свои права во Фрисландии, а вернувшись, встретил враждебный приём, так как ну­жда в «твердой руке» уже отпала. Но Рюрик сумел подавить вспыхнувший мятеж Вадима Храброго.


На Руси, сначала в Ладоге, а затем в Новгороде Рюрик правил семнадцать лет. Он и положил начало династии Рюриковичей, каждому из которым посвящена выставка в историческом парке «Россия-Моя история».


Считается, что у новгородцев хватило средств пригласить Рюрика с дружиной, благодаря, так называемым, «глазкам», из которых составлялись бусы.


Археологи находят множество домонгольских бус в культурном слое при раскопках. Бусы не только привозили из Индии, Закавказья, из арабских стран и из Западной Европы, но и изготавливали с 780-х годов в самой Ладоге. 


Славяне и варяги


Наиболее ранние известия о славянах под именем венедов, или венетов, принадлежат римским и греческим писателям — Плинию Старшему, Публию Корнелию Тациту и Птолемею Клавдию. По мнению этих авторов, венеды жили вдоль Балтийского побережья. 


Название венеды происходит от кельтского vindos, что означает «белый». К середине VI века венеды делились на две основные группы: склавины (склавы) и анты. Что касается более позднего самоназвания «славяне», то точный смысл его не известен. 


Варягами называли наёмных воинов-дружинников различного происхождения. Их приглашали для участия, как в междоусобных столкновениях, так и в войнах с соседними народами и племенами. Варягами на Руси называли и скандинавских купцов, занимавшихся торговлей на пути «из варяг в греки», то есть, по водным путям из Балтийского в Чёрное и Средиземное моря. По смыслу скандинавский термин «варяг» является равноценным русскому «ротник» — «присягнувший», «давший клятву в верности» (рота, по словарю В.И. Даля,  — обет, обещанье, зарок, клятва).


Призвание славянами варягов называют легендарным. Называют потому, что документальных свидетельств событий тех лет не сохранилось. Историки в вопросе было ли призвание варягов или не было также не едины во мнении.



Некоторые исследователи полагают, что Синеуса и Трувора не существовало, а известие о них — результат неправильно прочитанного русским летописцем иностранного текста, который сообщает, что Рюрик пришёл в землю славян со своим домом (сине-хус) и со своей и верной дружиной (тру-вор).


По мнению некоторых учёных, не исключено, что, вообще, рассказ о добровольном призвании варяжских князей и дружины был создан самими варягами, которые пришли не по приглашению. Но это всё исключительно предположения.


Первая столица Руси


Если с призванием варягов до сих пор остаётся много вопросов, то причина того, почему именно Ладога стала первой столицей Русского государства, более или менее, ясна. Город был важнейшим торговым центром, и, главное, что он стоял на торговом пути «Из Варяг в Греки», подробнее о котором можно узнать в историческом парке «Россия-Моя история».  


 


Задолго до появления Ладоги на правом берегу Волхова в трёх километрах от Ладоги ниже по течению существовало ещё более древнее славянское поселение под названием Любша.


 


В середине VIII века, когда после прорыва Невы вода из Любши ушла, местность у реки Алодиеки (Нижняя река, ныне – Волхов) стала осваиваться, прежде всего, скандинавскими племенами. Возникает скандинавский город Альдейгьюборг. Потом, когда население Альдейгьюборга обрусело, он стал называться Альдогом, постепенно превращаясь в современную Ладогу, ставшую с возникновением Санкт-Петербурга Старой.


Аскольд и Дир


По преданию, приближённые Рюрика, варяги  Аскольд и Дир на рубеже 863-864 годов отправились в Византию. К этому времени Византийская империя, образованная в 395 году как Восточная Римская империя, занимала все азиатские провинции Римской империи, Египет в Африке, в Европе – Фракию, Мизию, Дакию, Македонию, Эпир, Фессалию.  Столицей Восточной Римской империи (Византии) был Царьград (Константинополь). Город был построен в 324-330 годах на месте древнего греческого города Византия во времена правления римского императора Константина I Великого Флавия. Город отличался выгодным географическим положением и естественными укреплениями, которые сделали его практически неприступным.


Путешествовали и, вообще, как правило, перемещались варяги на судах, которые именовались драккарами. Драккар представлял из себя гребно-парусное беспалубное судно.


В мае 864 года Аскольд и Дир по пути в Царьград, столицу Византии, доплыли до Киева. По преданию, увидев на берегу красивый город, они поинтересовались, чей он. Жители рассказали, что “были три брата, Кий, Щек и Хорив… Они-то и построили этот город, затем сгинули”. И вот теперь им приходится тут жить и платить дань хазарам. Аскольд и Дир остались в Киеве и «стали владеть» землей полян. Но некоторые исследователи считают, что «земля полян», – это позднейшая приписка в эту легендарную историю, тиражируемую во всех исторических трудах и учебниках. Вопрос о том, кто, на самом деле, жил в городе до появления там варяжских гостей остаётся открытый. По одной из версий, на той территории несколько веков обитали готы. Хотя, как и вопрос об основании Киева, относящийся к числу наиболее запутанных в литературе, вопрос и народонаселении города остаётся спорным.


В 866 году Аскольд и Дир решили продолжить свой поход на Царьград. Добравшись до столицы Византии (Восточной Римской империи), они заключили мир с греческим императором Михаилом. По одной из версий именно тогда Аскольд и Дир приняли христианство.


Во время одного из походов недалеко от Киева болгары убили сына Аскольда.


В 867 году началось массовое переселение новгородцев на берега Днепра. Летопись сообщает, что в 6375 (867) году “избежаша от Рюрика из Новагорода в Киев много Новогородцкых мужей”. 


Кривичи


Родоначальником племени кривичей в восточнославянской мифологии считается некий Крив. Некоторые исследователи предполагают связь имени Крив с обозначением кривого, а также с литовским наименованием верховного жреца Кривее. Вообще же, кривое, левое и тому подобное характеризует земных персонажей, людей, в противоположность небесным богам (для сравнения Правду на небе и Кривду на земле). То есть, Крива ставят в один ряд с Радимом и Вятко – родоначальниками племён радимичей и вятичей.


Есть версия, что кривичей одними из первых упоминают византийские летописи. Византийцы называли кривичей первыми среди «прочих славиний». И называли, как считается, не случайно. Кривичи жили в центральной полосе на огромном пространстве от Смоленска до Полоцка и Изборска. В городище у Гнездово под Смоленском располагалось крупнейшее поселение русов. Земля кривичей могла стать ядром «Росии». Однако, варяги бесповоротно раскололо племя кривичей на три части: кривичей смоленских, полоцких (они были включены в состав норманнского Полоцкого княжества и стали именоваться полочанами) и изборских (вошли в состав Псковского княжества). А затем, когда центр жизнедеятельности варягов переместился на Днепр, Гнездово уступило первенство Киеву. Смоленская земля стала обычным районом полюдья для русов.


Погребение Рюрика


По преданию, перед смертью в 879 году Рюрик передал княжение своему родичу Олегу и ему же поручил своего сына Игоря, ибо тот был ещё очень мал – “детеск вельми”.


Как совершался обряд погребения Рюрика, точных сведений нет.


Всё-таки, видимо, по варяжскому обычаю – с обязательным созданием кургана.


Подробнее об этом временном периоде можно узнать в историческом парке «Россия-Моя история». 

Рюрик Значение имени — Происхождение, религия имени мальчика Рюрик

Что означает имя Рюрик? Какое значение имени Рюрик?

Значение имени Рюрик: Имя Рюрик в норвежском, шведском происхождении означает Знатный, легендарный правитель. Имя Рюрик имеет норвежское, шведское происхождение и является мужским именем. Люди с именем Рюрик отличаются вероисповеданием.

Создайте свой собственный список имен для детей

Добавьте имена для детей в список избранных.
Теперь вы можете добавить это или любое имя ребенка в SchoolMyKids в список избранных. Наша самая большая база данных списков имен детей — лучшее место для вас, чтобы отслеживать ваши любимые имена. Чтобы завершить имя вашего ребенка, сохраните все выбранные вами любимые имена в одном месте. Вы также можете поделиться списком с семьей и друзьями. Начните создавать список имен для вашего ребенка прямо сейчас.
Нажмите на сердечко рядом с именами детей, чтобы добавить имя в список избранных. Начните добавлять свои любимые имена, чтобы создать свой список!

Дополнительная информация о Рюрике

НумерологияПопулярные имена, также начинающиеся с ‘R’Родственные / похожие именаИмена братьев и сестерПравописание на других языкахКомментарии Имя ребенка Рюрик Нумерология: Имя Рюрик имеет числовое значение 5 в соответствии с пифагорейской нумерологией (западной нумерологией), рекомендуется также рассчитать «числовое значение» имени, введя полное имя в наш калькулятор имени.

Популярные имена, также начинающиеся с буквы «Р»
Раха Душевное спокойствие; Отдых; Комфорт Девушка
Ракеш Повелитель ночи; Владыка ночи полнолуния; Имя означает «Повелитель Полнолуния» на санскрите Мальчик
Риянши Веселый Девушка
Редди Лидер; Фамилия, представляющая сообщество доминирующей касты и преуспевающих людей из штата Андхра-Прадеш 9. 0033

Мальчик
Рахил Эффективный Мальчик
Похожие имена или похожие имена
Нравится Рюрик? Как насчет

Исследуйте имена со значением, похожим на имя ребенка Рюрик: известный, легендарный правитель

Нужно родное имя для Рюрика?

Используйте наш генератор имен для братьев и сестер, чтобы найти подходящие имена братьев и сестер (имена мальчиков или девочек) для имени ребенка Рюрик. Вот список имен братьев и сестер, которые идут с Рюриком

Распространенные имена братьев и сестер для Рюрика
СЕСТРЫ: Имена братьев и сестер для Рюрика
БРАТЬЯ: Братья и сестры Имена братьев для Рюрика
Хотите другое имя?

Попробуйте наш генератор имен для детей. Вы можете объединить два имени, чтобы найти совпадающие имена. Используя этот инструмент, родители могут получить имя своего ребенка, похожее или комбинацию их имен. Вы также можете получить совершенно случайные имена.

Узнайте, как написать имя Рюриковичей на других языках
Узнайте, как написать имя Рюрика на морских флагах

Рюрик

Научиться писать имя Рюрик на языке жестов

Рюрик

Научиться писать имя Рюрик по буквам Брайля

Рюрик

Научиться писать имя Рюрик на азбуке Морзе

Мерин

Ru

0 Имя, Мальчик Рюрик Происхождение и Астрология

Главная >> Рюрик Имя Значение

 

 

Пол :

Мальчик

 

Значение Рюрик Имя : Знаменитый могучий

Рюрик Имя также используется в этих источниках:

Финский

, Шведский

, Русский

 

 

Люди также ищут :

Руури
, Руурикки
, Руут
, Рууто
, Рутольфи

 

Финский Значение:

Имя Рюрик — финское детское имя. В финском происхождении значение имени Рюрик:
Известный мощный

 

Шведское значение:

Имя Рюрик — шведское детское имя. В шведском происхождении значение имени Рюрик:
Известный мощный

 

Русское значение:

Имя РЮРИК — русское детское имя. В русском языке значение имени РЮРИК:
Знаменитый, могущественный правитель

 

Нумерология

Рюрик Имя Нумерологический Число : 5

 

Человек с именем Рюрик имеет следующее качество:

 

 

 

от числа Fivetors делает проекции. Они любят перемены и вызовы, но слишком рискуют. Пять нумерологических значений показывают, что они прогрессивны, свободомыслящие, захватывающие, веселые и сексуальные. Люди справляются с неожиданными изменениями и вызовами. Цель Пятерки — всегда оставаться молодыми и иметь хорошее чувство юмора.

 

Имя РЮРИК представляет собой комбинацию ДВУХ вхождений R , ОДНОГО вхождения U , ОДНОГО вхождения I , ОДНОГО вхождения K имеет большое значение в астрологии.

 

R :

Люди трудолюбивы и преданы делу поддержки и возвышения человечества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *