Происхождение имени митрофан: происхождение, характер, судьба и тайна имени Митрофан
значение и происхождение имени, характер, судьба
Почему, если Митрофан, то сразу — недоросль? А как же святитель Митрофан, патриарх Константинопольский? И русский астроном Митрофан Хандриков? Или герой Советского Союза Митрофан Неделин? Оказывается, Митрофан — это не только главный герой пьесы «Недоросль».
Происхождение и значение
Откуда пришло к нам это имя? Как и большинство привычных русскому слуху имен, Митрофан греческого происхождения. Состоит из двух слов: «метер» — «мать», «файно» — «светить». Поэтому имя Митрофан в переводе с греческого означает «имеющий светлую мать».
Есть еще одно значение — «подобный матери». При расшифровке принимается и тот, и другой варианты.
Уменьшительная форма
Каково сокращенное имя от Митрофана? Одно из самых приятных по звучанию — Митя, Митенька. Митроша, Митрофанушка, Митрофанчик, Митюша — это более ласкательные образования от имени, нежели сокращенные.
Детство
Имя Митрофан означает «подобный матери» или «имеющий светлую мать», как мы выяснили. И какие годы могут быть у ребенка с таким шикарным переводом имени? Светлые и неиспорченные? Это в идеале. На деле все немного не так.
Маленький Митюша — это капризник еще тот. Если ему что-то не по вкусу, сложит губки бантиком, надует щечки и будет ходить с несчастным видом до тех пор, пока не получит желаемое. Фактически этим поведением Митя манипулирует родителями и близким окружением.
Основной залог для счастья маленького Митрофана — мир в семье. Если родители постоянно ругаются между собой или, чего доброго, принимают решение о разводе, это очень тяжело переносит их сын. Детская психика пластична, но только не в конкретном данном случае. Митрофан становится угрюмым и замкнутым ребенком. Его тяжело вывести на контакт, в школе резко снижается успеваемость. Мальчик может легко заплакать от одного резкого слова учителя или из-за плохой оценки.
Если же семья благополучная, Митюша окружен любовью и видит, как любят друг друга его родители, это меняет дело. Улыбчивый и добрый ребенок, в меру любознательный и подвижный. Единственное, чего не должны допускать родители, это излишнего потакания капризам своего чада и баловства сверх меры.
Учится Митенька достаточно хорошо. Любит быть первым всегда и везде. Это качество можно выявить и у юного Митрофана.
Юность
Перевод имени Митрофан несет в себе что-то доблестное. Каков же юный Митя?
Добродушный парень с хорошей успеваемостью. Как говорилось выше, его психологическая стабильность исходит из семьи. В случае если родители решат развестись, когда их Митя находится в подростковом возрасте, мальчик рискует превратиться в закомплексованного мужчину с постоянным чувством вины. Когда в семье все хорошо, Митрофан растет уверенным в себе и очень целеустремленным человеком.
Что касается отношений с девушками, то постоянство не про нашего героя. Но об этом в подразделе «Семья и брак».
Взрослый Митя
Оправдывает ли Митрофан свое имя? Он очень привязан к матери, поэтому скорее да, чем нет.
Чего можно ожидать от взрослого Митюши? Это самоуверенный и немного эгоистичный мужчина. Талантлив, не лишен ораторского дара. Но при этом часто уходит в иллюзии. Ему тяжело жить в окружающем мире, и мечты заменяют реальность. Из-за чего редко способен сделать хорошую карьеру, заняв кресло начальника.
Теплую привязанность к матери сохраняет до конца ее жизни. Это единственная женщина, пожалуй, которую Митрофан по-настоящему любит.
Творчески одаренный человек, поэтому ему нужно искать себя в тех профессиях, которые помогут раскрыться мужчине.
Семья и брак
Как говорилось выше, мужчина, чье имя Митрофан, меняет женщин как перчатки. Он очень влюбчив. Страстен в любви, но подруга ему быстро надоедает. Он находит новую, и все повторяется.
Все избранницы Мити внешне похожи. Стройные, ухоженные женщины. Даже когда он женится, не оставит свои походы «налево». Жене придется или терпеть, или разводиться с Митей.
Отцовские инстинкты слабые. Дети ему особо не нужны, по правде. Если жена примет решение уйти от мужа, то вряд ли Митрофан станет примерным «воскресным» папой.
Здоровье
Мужчина с именем Митрофан очень любит лечиться. Самое главное для него — не переусердствовать с лекарствами. Когда речь идет о его здоровье, Митя становится уж слишком беспокойным, если не сказать одержимым, по этому поводу.
Карьера
Само по себе имя Митрофан не закладывает в своего носителя лидерские качества. Головокружительных высот в карьере этот мужчина может добиться только в случае глубокой поддержки семьи.
Митя — талантливый и артистичный человек. Он сможет выразить это, став драматургом, к примеру. Или сценаристом.
Если же по каким-то причинам путь к творчеству для Митроши закрыт, то он может сделать карьеру в военной сфере. С его самолюбием и целеустремленностью это вполне по силам.
Плюсы имени
Что хорошего в имени Митрофан? Добродушие и отзывчивость этого мужчины, его целеустремленность и упорство в делах. Трепетное отношение к матери — это большой плюс. Творческая одаренность и способность проявить себя в этой сфере.
Отрицательные стороны
Непостоянство и неумение быть верным в браке. И этот минус вполне способен перекрыть оставшиеся плюсы. Муж, который гуляет сам по себе, наказание для жены.
Полное отсутствие родительских инстинктов. Когда папа не проявляет интереса к своему ребенку, это очень ранит последнего. Да и женщине придется несколько раз подумать, прежде чем решиться рожать от мужчины, которому не нужны дети.
Склонен уходить в себя, погружаться в мир иллюзий. И в такие моменты Митрофана лучше не трогать. Беда только в том, чтобы эти эмоциональные падения не были слишком частыми. Иначе Митюша забудет про то, что нужно деньги зарабатывать, и все ляжет на плечи терпеливой жены или престарелых родителей.
Не может сидеть дома. Митрофану нужны друзья и развлечения с юных лет и до преклонных.
Святой покровитель
Его имя — Митрофан Константинопольский. Святитель был потомком царских кровей. Сам император очень почитал Митрофана. А тот всю свою жизнь защищал православие от нападок со стороны еретиков.
Святитель Митрофан имел дар исцеления, предсказывал будущее. Прожил очень долгую и насыщенную жизнь. Вся она прошла в борьбе. Скончался святитель Митрофан Константинопольский в возрасте 117 лет.
День памяти этого почитаемого святого празднуется 4 июня.
Заключение
Как можно охарактеризовать подведение итогов? Имя Митрофан при всей своей яркости и звучности несет больше отрицательных характеристик. Мы это видим из статьи. Но опять же, характеристику составляют люди. К примеру, первый патриарх Константинополя Митрофан прославлен в лике святых.
В первую очередь все зависит от правильного воспитания в семье. Каждому ребенку нужно задавать цель. Есть она — вырабатываются определенные качества для ее достижения. И это зависит совсем не от имени, Митрофан или Дмитрий — неважно. Дело в воспитании.
Значение и происхождение имени Митрофан
Имя Митрофан греческое
Нумерология имени Митрофан
Значение имени Митрофан в нумерологии определяется числом — 8
Мужчина с именем Митрофан обладает волевым характером. Митрофан очень энергичен и целеустремлен, обладает авторитетом среди остальных людей. Умеет властно, самодостаточно руководить и весьма требователен к своим подчиненным. Митрофан рассудителен и организован. Читать далее »
Значение имени Митрофан
Имя Митрофан в переводе означает — «имеющий славную мать»
Имя Митрофан из символов
Имя Митрофан из символов для вашего Facebook, Twitter или ВКонтакте! Выделите и скопируйте набор символов, которые составляют буквы имени.╔╦╗║║╦╔╗╔╗╔╦╗╔╗║║
║║║║║║║║║║║║║╠╣╠╣
║║║╚╝║╠╝╚╝╚╬╝║║║║
╔╗──╔╗╔╗╔╗╔════╗╔═══╗╔══╗╔═════╗╔══╗╔╗╔╗
║║──║║║║║║╚═╗╔═╝║╔═╗║║╔╗║║─╔╦╗─║║╔╗║║║║║
║╚╗╔╝║║║║║──║║──║╚═╝║║║║║║─║║║─║║╚╝║║╚╝║
║╔╗╔╗║║║╔║──║║──║╔══╝║║║║║─╚╩╝─║║╔╗║║╔╗║
║║╚╝║║║╚╝║──║║──║║───║╚╝║╚═╗─╔═╝║║║║║║║║
╚╝──╚╝╚══╝──╚╝──╚╝───╚══╝──╚═╝──╚╝╚╝╚╝╚╝
█───█─█──█─███─████─████─█████─████─█──█
██─██─█──█──█──█──█─█──█─█─█─█─█──█─█──█
█─█─█─█─██──█──████─█──█─█─█─█─████─████
█───█─██─█──█──█────█──█─█████─█──█─█──█
█───█─█──█──█──█────████───█───█──█─█──███████████████████████████████████████████
█─███─█─██─█───█────█────█─────█────█─██─█
█──█──█─██─██─██─██─█─██─█─█─█─█─██─█─██─█
█─█─█─█─█──██─██────█─██─█─█─█─█────█────█
█─███─█──█─██─██─████─██─█─────█─██─█─██─█
█─███─█─██─██─██─████────███─███─██─█─██─█
██████████████████████████████████████████
Даты празднования именин
Православные именины
Святые с именем Митрофан согласно православному календарю 2022 года поминаются 8 раз в году.
1 июня • 17 июня • 6 июля • 6 декабря • 7 декабря
Ближайшие именины 1 июня — Митрофан (Вильгельмский), священномученик, иерей
Католические именины
Святые с именем Митрофан согласно католическому календарю 2022 года поминаются 1 раз в году.
4 июня
Ближайшие именины 4 июня — Митрофан, епископ Константинопольский
Автор статьи: zovut.com 2016-03-29
Цвета имени Митрофан и психолингвистическая характеристика
Буква М — трудолюбие, заботливость, возможна застенчивость.
Говорит о заботливости, готовности помочь, некоторой застенчивости, мягкости. Наиболее распространенный порок, которому подвержен человек с буквой «М» в имени, — это жадность. Только подавив в себе стремление к накопительству, он сможет полностью реализовать свой потенциал.
Буква И — тонкая духовность, чувствительность, доброта, миролюбие.
Придает человеку утонченность, романтичность, сентиментальность. Некоторая отрешенность и неуверенность, заключенная в «И», мешает быстро принимать решения и замедляет реакцию. Буква « И» в имени сообщает характеру дипломатичность как защитную реакцию на грубость, давление со стороны.
Буква Т — чувствительность, творческая личность, поиск идеала.
Свидетельствует о натуре чувствительной, творчески одаренной, с хорошо развитой интуицией, но заносчивой и амбициозной. Имя с буквой «Т» делает человека завистливым и злопамятным, эти люди не терпят конкуренции. Женщинам эта буква внушает уверенность в неотразимости собственных чар и нередко превращает их в кокеток.
Буква Р — самоуверенность, стремление действовать, храбрость.
Символизирует решительность, высокую работоспособность, умение правильно анализировать ситуацию. Очень часто человек с этой буквой в имени бывает резок и невоздержан в высказываниях. Ему трудно подниматься по служебной лестнице, и потому он порой ищет возможность реализоваться в свободном творчестве.
Буква О — глубокие чувства, умение обращаться с деньгами.
Сообщает обладателю имени, в котором есть эта буква, развитую интуицию, умение испытывать глубокие чувства, а также способность ставить перед собой цели и двигаться к ним. Присутствие этой буквы в имени говорит о постоянном стремлении к самосовершенствованию и самореализации, желании наиболее полно использовать свои способности.
Буква Ф — потребность блистать, быть центром внимания, дружелюбие.
Говорит о потребности быть первым, блистать в высшем обществе, пользоваться всеми жизненными благами, всегда быть в центре внимания. Но противоречивость характера мешает простодушному обладателю имени с буквой «Ф» осуществить и половину задуманных им авантюр. Тем не менее такие люди гибки и дипломатичны, до мелочей продумывают каждое свое действие.
Буква А — символ начала, жажда духовного и физического комфорта.
Самая сильная и яркая буква кириллицы. Символизирует старт, начало в самом широком смысле. Хорошо сочетается с другими звуками, не создает сложностей в произношении. Звук «А» в имени человека внушает ему бодрость, придает силы для борьбы с трудностями.
Буква Н — знак протеста, внутренняя сила, ум, интерес к здоровью.
Знак протеста, неприятие всего подряд без разбора, внутренняя сила, острый критический ум, стремление к духовному и физическому здоровью, старательность и усердие в работе, неприятие монотонного и неинтересного труда.
Значение имени Митрофан, мальчик Митрофан Происхождение и астрология
Главная >> Митрофан Имя Значение
Пол :
Мальчик
Значение Митрофан имя : материнство
Произносится: «ми-трах-ФАН»
Митрофан имя также используется в этих источниках:
Русский
Русское значение:
Имя МИТРОФАН — русское детское имя. В русском языке значение имени МИТРОФАН:
появление матери
Нумерология
Митрофан Имя Нумерологическое число: 6
Человек с восходящим именем Митрофан имеет следующее качество:
Значение этого числа в том, чтобы обладать заботливой стороной женственности, безопасной, стабильной, теплой, домашней и материнской. Они поддерживают, гармоничны, общительны, ответственны, хорошо решают проблемы, которые знают, что жизнь требует корректировки на этом пути.
Имя МИТРОФАН представляет собой комбинацию ОДНОГО вхождения M , ОДНОГО вхождения I , ОДНОГО вхождения T , ОДНОГО вхождения R , ОДНОГО вхождения O , ОДНОГО вхождения F , ОДНОГО вхождения A , ОДНОГО вхождения N имеет большое значение в астрологии.
М :
М выявляет изобретательность и независимость человека. Он знакомит с навыками творческого мышления для повышения производительности и эффективности.
I :
Терпимость и сострадание обозначаются буквой I в имени человека. Его присутствие делает их альтруистичными, творческими и добрыми.
T :
Люди несут очень чувствительные энергии. Они подчеркивают важность гармонии в отношениях и командной работе.
R :
Люди трудолюбивы и преданы делу поддержки и возвышения человечества. Человек представляет собой великую силу, позволяющую совершать великие дела.
O :
В нумерологии буква О обладает поддерживающим и дающим качеством. Его присутствие влияет на человека с сильными нравами и большой гордостью за служение другим.
Ж :
Люди по своей природе воспитатели. Они олицетворяют теплое и сострадательное сердце и большую преданность близким.
A :
Люди уверенные в себе, независимые и активные. Они влияют на людей как лидерством, так и мотивацией.
N :
Воображение и свободное мышление вводятся через N. У людей уникальный и целеустремленный подход к жизни.
Похожие имена
Имена с одинаковым значением
Названия вариантов
Имя | Значение |
Мита | Друг |
Мита | Друг |
Митал | Дружба |
Митали | Связь между дружбой и любовью |
Результат не найден. |
Имя | Значение |
Агиефан | Дает |
Арфан | Благодарность |
Макафан | Я буду спасителем |
Макарфан | Меня спасут |
Стаффан | Коронованный |
Стефан | Корона |
Штефан | Увенчанный лавром |
Стефан | Корона, гирлянда, увенчанная короной |
Штиофан | Корона, гирлянда |
Анфан | Буря, насилие, ярость, гром |
Результат не найден. |
Митрофан Рукавишников: ПРЕДПОСЕДАТЕЛЬ | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ»
Рукавишниковы
Основатель одной из самых выдающихся династий русских скульпторов Митрофан Рукавишников родился 24 мая 1887 года в Нижнем Новгороде, в семье Сергея (Михайловича) Рукавишникова, сына известного нижегородского купца. Михаил (Григорьевич) Рукавишников. В 1901 году, в возрасте 14 лет, Митрофан поступил в Нижегородский институт дворянских детей императора Александра II, где проучился шесть лет, до 19 лет.07. После окончания учебы молодой человек еще не определился со своим будущим. В своей автобиографии он объяснял: «В годы моего первоначального пробуждения к жизненным реалиям, в годы юности, в школьные годы, когда я полюбил все виды искусства и особенно формы синтезирующие, я, предвосхищая колосса искусства в целом, начал считать мои первые попытки творчества дилетантскими и решил избрать путь «твердой» науки».00:31 Рукавишников уехал в Москву. Совершенно неожиданно для себя в столице он познакомился и подружился с Эдвардом Гордоном Крейгом, английским актером и театральным режиссером, крупнейшим представителем символизма на европейской сцене рубежа ХХ века. Эта встреча произошла примерно в конце 1908 — начале 1909 года, когда Крейга пригласили во МХАТ поставить шекспировского «Гамлета». благодаря яркой творческой личности Крейга Рукавишников оставил юридический факультет Московского университета и взял крутое новое направление в своей жизни.0003
Осенью 1909 года Митрофан поступил в ученики к одному из ведущих русских скульпторов Сергею Конёнкову: это дало ему художественную подготовку, характерную для конца 19 — начала 20 веков, отличавшуюся гибкостью и возможностью самостоятельного выбора наставники и стажировки в различных художественных студиях. Собственные показания Рукавишникова показывают, что этот выбор был преднамеренным: «В период упадка Императорской Академии, поносившей «Самсона» Коненкова, я был тогда совершенно, как только может быть юношей, увлечен идеей студенческого и учитель»[4]. Имена других учеников Коненкова, следует отметить, остаются неизвестными отечественным искусствоведам: Митрофан Рукавишников — единственный человек, о котором достоверно известно, что он был учеником великого художника9.0003
Под руководством Коненкова в 1909-1911 годах Митрофан Рукавишников выполнил несколько произведений из дерева и мрамора на темы из русского фольклора. Рукавишников начал учиться у Коненкова в 22 года: это был совсем молодой начинающий, но уже проявивший незаурядный талант к скульптуре. Обращение Рукавишникова к дереву было довольно оригинальным, как и у его учителя: он натирал скипидаром куски красного дерева, а потом полировал их. Сохранились резцы, которыми пользовался молодой скульптор, и видно превосходное качество инструментов Рукавишникова. Как и Коненков, Рукавишников при создании деревянных предметов брался за работу непосредственно с деревом, без изготовления гипсовых моделей и даже эскизов: это был метод, который позволял ему следовать за материалом, используя его отличительные черты, чтобы придать характер создаваемым фигурам.
Во время пребывания в Москве Рукавишников изучал и историю искусств — в этом деле талантливому юноше помогал основатель Музея изобразительных искусств имени Александра III (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина) Иван Цветаев. Цветаев был знаком с Рукавишниковыми, потому что дядя Митрофана, Иван (Михайлович) Рукавишников, продолжавший семейную традицию делового предпринимательства, был одним из жертвователей, поддержавших строительство выставочных залов для Цветаевского музея.
После этого периода учебы в мастерской Коненкова, в 1911 году Митрофан выехал за границу для ознакомления с музеями Европы. Художественные сокровища Италии ошеломили художника, а архитектура и музеи Рима и Неаполя дали Рукавишникову заряд вдохновения, освободивший его внутреннюю сущность и наставивший на собственный путь художественной самореализации, вдали от влияния даже такого великого мастера. как Конёнков. Интерес к символизму, которому Рукавишников основательно проникся во время учебы у Коненкова и создания статуй мифических героев, постепенно сменился классицистическими течениями.
Весной 1912 года вернулся в родной Нижний Новгород, где, по его собственным словам, два года изучал жизнь докеров на Волге и зарисовывал их. В этот период были созданы две полноразмерные статуи «Морской докер с бочкой» и «Морской матрос с мешком» (обе сделаны в 1912-1913 гг., гипс, нынешнее местонахождение неизвестно), а также произведение «Голова матроса» ( 1912 г., бронза, нынешнее местонахождение неизвестно) и несколько изображений, выполненных на картоне, акварелью. в своей «Автобиографии»: «Когда я закончил свои первые монументальные скульптуры, я почувствовал тягу к крупным росписям и, естественно, столкнулся прежде всего с техническими трудностями. Но через полгода поисков в этом направлении я обнаружил вполне удовлетворительные технические приемы для работа над большими росписями и их отображение, т. е. создание подвижных фресок».[6] В 1913 скульптор начал уникальный эксперимент по созданию подвижной фрески «Отдыхающие доки», затем приостановил проект и возобновил его только после того, как обосновался в Москве на постоянной основе вместе со своим братом Иваном.
Жизнь Рукавишникова была богата событиями: он побывал в Италии еще раз, во время Первой мировой войны он отправился на Юго-Западный фронт в составе армии Временного правительства, прежде чем вернуться в родной Нижний Новгород Это была середина 1917 года: Рукавишников был в своем родном городе, когда вспыхнула большевистская революция , событие, коренным образом изменившее жизнь начинавшего молодого скульптора, чья карьера так удачно началась: почти сразу после революции родовой дом Рукавишниковых, доставшийся по наследству братьям Митрофану и Ивану, был реквизирован государством, к весне 1918 в нем уже размещалось учреждение, известное как «Народный исторический музей». Содержимое мастерской Митрофана, а также предметы, принадлежавшие его брату Ивану, такие как картины, скульптуры, предметы декора, библиотека с ее мебелью и приспособлений, были защищены от изъятия документами, выданными лично наркомом просвещения Анатолием Луначарским[7]. Возможно, именно благодаря этому вмешательству Митрофан Рукавишников смог сохранить многие свои произведения, а позже вывезти их из Нижнего Новгорода.
Хотя братья и начали активно работать в сфере сохранения культурного наследия Нижегородской области, они не чувствовали себя в безопасности. В областных архивах записано: «Вернувшись на родину, поэт и скульптор ничего не могли сделать, кроме как думать о том, как бы остаться в безопасности в этой мясорубке: новые власти были далеко не в восторге от владельцев роскошных особняков и могли приговорить их к к смертной казни под любым предлогом, а иногда и без такового»[8]. Иван и Митрофан, ожидая с минуты на минуту ареста, в 1919; именно в это время разрабатывался проект Дворца искусств на Поварской улице, директором которого стал Иван Рукавишников. После приезда в Москву Митрофан Рукавишников возобновил контакты со своим наставником Сергеем Коненковым, также тесно связанным с Дворцом.
В 1920-е годы Митрофан Рукавишников вел довольно насыщенную жизнь, выполняя обязанности по «пропаганде и культуре» в политруководстве Реввоенсовета, московском военкомате и губернском политпросвете[9]. ] В то время он жил со своей семьей — первой женой и сыном Володей — по адресу: Красная Пресня, 12, кв. 1.[10]
Именно в эти годы Рукавишников возобновил свои эксперименты с большими росписями, начатые им в Нижнем Новгороде. Идея «подвижной фрески», или композиции, не привязанной к конкретному выставочному пространству, была поистине революционной, когда он приступил к ее воплощению в жизнь. В 1913–1920 гг. 2,5 метра), копия которого была напечатана в 19№ 25 в журнале «Эхо»[11] сопровождалась статьей самого Рукавишникова, в которой он говорил об особом профессиональном сообществе докеров. Годом ранее издавался журнал «Рупор»[12]. статья профессора А. Топоркова «Морские доки Волги», рассказ, впервые познакомивший широкую общественность с уникальным опытом скульптора Рукавишникова. Однако скульптор не имел возможности продолжать работу в этом направлении, поскольку отсутствия подходящей студийной среды.
В первой половине 1920-х годов Митрофан Рукавишников впервые попробовал себя в монументальных театральных проектах: в 1923 году он закончил первый «хорео-спектакль» под названием «Исход», который сразу же был поставлен в академических театрах Петрограда. [13], за которым в 1924 году последовал «Балет на льду», а в 1924–1925 годах — постановка пьесы Александра Ремизова «Царь Максимилиан». В 1926 г. Рукавишников завершил свою вторую монументальную театральную постановку на тему этого произведения «Максимилиан», действие которой происходило во время Французской революции.
Театральные опыты Рукавишникова, в отличие от многих других того периода, не были постановками на открытом воздухе, и не для народных гуляний — они предназначались строго для интерьерных постановок. Хотя его проекты полностью соответствовали духу времени, он легко усваивал широко поддержанные в послереволюционной России идеи синтетических искусств, в том числе народных фестивалей. Для него революция была знаменательным событием, которое, в частности, , дало толчок развитию совершенно новых художественных форм, основанных, прежде всего, на идее экстенсивного синтеза, как он писал в своей автобиографии: «Наша эпоха, очень созвучная монументальным и синтетическим формам искусства, с каждым шагом приближается к ним. ..»[14]
Начиная с 1925 г. Митрофан Рукавишников предпринимал несколько попыток организовать творческие коллективы, но без особого успеха. В этот период он был приглашен музеем Института Маркса и Энгельса, «на работу. как специалист по архитектуре, помогать строить и оформлять интерьер нового здания института[15], а также оформлять выставки, организуемые музеем института, — словом, руководить всем творческим отделом. На протяжении многих лет эти обязанности будут занимать центральное место в его профессиональной жизни. Помимо основной профессиональной деятельности, Митрофан Рукавишников также получил известность благодаря своим отдельно стоящим скульптурам. Его коллега Николай Кузнецов описал этот период в своих воспоминаниях:[16] «Там [в музее Института Маркса и Энгельса — И.С.] мы попытались реализовать нашу идею: создание живописи и скульптуры на богатом материале института на революционную тематику. лидеры, изначально связанные с Французской революцией, такие как Жан-Поль Марат (1925-1930, мрамор, РГАИС), Дантон (1925, гипс, нынешнее местонахождение неизвестно) и Луи Огюст Бланки (1926, мрамор, современное местонахождение неизвестно). Отличавшиеся непревзойденным мастерством, эти портреты сразу же заняли подобающее место на соответствующих тематических выставках, о чем сообщают главные газеты того времени. Особого внимания заслуживает статуя Карла Маркса работы Рукавишникова (1926 г., мрамор, нынешнее местонахождение неизвестно) из той же серии изображений вождей революции, созданной до 1930 г.: он выполнил гипсовую модель статуи в 1926 г., а мраморный вариант изготовил в том же год.[18] Произведение отличается свободным и выразительным стилем: бунтарский образ революционера как бы вырастает из глыбы сырого материала. Вряд ли скульптор смог бы создать предмет, передающий то же чувство безудержного художественного поиска, таким образом в более позднее время: в XIX в.30-х годов, как отмечали критики, «эксперименты с гиперболой, выразительностью, абстракцией, фактурой уже не приветствовались»[19], а скульпторам было предложено работать в рамках довольно жесткого стилистического языка. Статуей Маркса Рукавишников как бы возобновил свою символистского эксперимента, ранее создавшего объект в подобном стиле под названием «Луна». Но несомненно, что по своей внутренней силе статуя Маркса намного превосходила все другие объекты, созданные скульптором в его ранней карьере. Произведения Рукавишникова, созданные до 1930 также включает серию изображений ученых и мыслителей: «Спиноза» (1929, гипс, нынешнее местонахождение неизвестно), «Гегель» (1928, мрамор, собрание семьи Рукавишниковых), «Адам Смит» (1930, мрамор, настоящее местонахождение неизвестно). имела лишь идеологическую миссию, но и преследовала другие важные для художников (особенно скульпторов) цели, работавшие в то время, в том числе обеспечение своих членов необходимыми материалами и рабочей средой, а также поиск возможностей сбыта готовых работ своих членов[21]. ]
В конце этого периода Рукавишников учредил Передвижной приз Особой Краснознамённой Дальневосточной Красной Армии, как заявку на конкурс, проводимый Всекохудожником для этого соединения Красной Армии. Знаменитый искусствовед Анатолий Бакушинский в предисловии к каталогу «Скульптура Всекохудожника: 1929-1932 гг. », обзоре деятельности организации за три года, написал знаковую фразу: на конкурс, представленный лучшими скульпторами современности — создателями малогабаритных фигурок спецопераций»[22]. То есть, по мнению авторитетного искусствоведа, Рукавишников был одним из «лучших скульпторов современности», наряду с другими профессиональное сообщество, также принявшее участие в конкурсе, — Вячеслав Андреев, Иван Ефимов, Борис Королев, Надежда Крандиевская, Георгий Мотовилов, Иосиф Чайков и Иван Шадр.
Анализируя отдельно стоящие статуи Рукавишникова, приходишь к выводу, что некоторые из них (например, «Гегель» и «Марат») были изготовлены им для экспонирования в помещении, а другие созданы как эскизы будущих монументальных произведений (« Бланки», «Франц Лист»). Об этом можно судить по конкретным скульптурным приемам, которые использовал художник, среди которых усиление глубины лица модели, что усиливало черты лица, облегчая их дальнейшее увеличение до монументальных размеров. Этот метод позволил художнику создавать отдельно стоящие статуи, которые можно было масштабировать, чтобы они подходили для выставок на открытом воздухе.
В 1920-1930-е годы Митрофан Рукавишников регулярно экспонировал свои работы на различных выставках. Одной из самых значительных, в которой он участвовал, была «Произведения художников РСФСР, созданные за последние 15 лет», которая проходила сначала в Ленинграде, а затем в Москве[23]. В Ленинграде выставка занимала 35 залов. в Русском музее, а в Москве — на трех разных площадках: живопись — в Историческом музее, скульптура — в Музее изобразительных искусств, плакаты и карикатуры — в Третьяковской галерее[24]. Рукавишников выставил в экспозиции семь работ. выставки: «Марат», «Бланки», «Гегель», «Коммунары», «Спиноза», «Адам Смит» и «Женщина-садовница» (небольшая статуя, гипс, создана до 1930, нынешнее местонахождение неизвестно).
Хотя Рукавишников был уже довольно известен в художественных кругах, он остался без мастерской и не получил важных заказов. Он жил с семьей в комнате (по-видимому, в коммунальной квартире), что мешало ему работать над своей скульптурой в полную силу. Однако постепенно художник начал претворять в жизнь давно вынашиваемые им идеи синтеза искусств. Он предпринял одну попытку в этом направлении в начале 1930-х годов, когда в Москве создавались архитектурные мастерские, и он предложил открыть такую, где художники могли бы экспериментировать с синтезом искусств. И хотя идея не была реализована, в этот период произошло еще одно знаковое событие: Митрофан Рукавишников познакомился с великим архитектором Иваном Жолтовским, одной из ярчайших личностей своего времени, сыгравшим решающую роль в становлении таланта Рукавишникова-монументалиста.
К сожалению, многие архитектурные и скульптурные идеи Рукавишникова сохранились только на бумаге, хотя некоторые из них ему удалось реализовать. К таким проектам относится «Колонная столица» в саду Эрмитаж, построенная в 1936, и украшенные фонтаны «Павлин» и «Флора».[25] К сожалению, соответствующие детали, такие как, когда и где были установлены эти объекты, остаются неизвестными.
Рукавишников незадолго до войны получил еще одно важное задание — декоративную композицию, посвященную русским авиаторам. Он был установлен на крыше Клуба гражданской авиации, здания, в котором раньше располагалась детская киностудия «Детфильм», а до этого гостиница «Яр». Смелым росчерком художественной удали художник заменил традиционную квадригу образами нового «небесного корабля»: на крыше гостиницы была установлена созданная Рукавишниковым скульптурная группа с изображением самолета и летчиков. По одной из версий, художник создал барельеф да Винчи для фасада и нанял других скульпторов для изготовления фигурок летчиков. К большому сожалению, композиция была полностью уничтожена во время авианалета на Москву, а медальоны были сняты после войны и заменены фигурами танцовщиц, созданными Матвеем Манизером[28] 9.0003
В 1937 году Союз художников пожаловал Митрофану Рукавишникову «мастерскую на Маяковке [около площади Маяковского]» площадью 80 квадратных метров, на втором этаже дома с «никчемной квартирой», описанной в романе Булгакова. «Мастер и Маргарита»; в старой Москве он был известен как Дом Свиней[29]. В доме на Маяковке жил «шикарный набор» художников: одну мастерскую на третьем этаже занимал Георгий Якулов, другую на четвертый Петр Кончаловский. Хотя это, наконец, обеспечило художнику идеальные условия для работы, у Рукавишникова все чаще возникали проблемы со здоровьем, особенно с сердцем. Тем не менее скульптор продолжал изготавливать как отдельно стоящие статуи, так и крупные скульптурные формы. В 1945 он создал произведение «Муза с бубном» (известняк, высота 3,5 м) взамен аналогичной скульптуры, которая более 65 лет венчала фасад Большого театра, пока не была разрушена во время авианалета в 1941 году. Однако при реконструкции Большого было решено восстановить фасад в его первоначальном виде, убрать фигуры муз[30] (вторую музу создал скульптор Сергей Кольцов) и заменить их копиями более ранних статуй. «Муза с бубном» стала последней работой выдающегося скульптора. Митрофан Рукавишников умер в 1946 лет, в возрасте 59 лет, и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве (где также похоронен его брат Иван).
В период с 1909 по 1940 год Митрофан Рукавишников был одним из ведущих скульпторов Советского Союза, специалистом в области архитектуры и монументальных скульптурных форм, а также сценографом — ярким примером сочетания разных творческих талантов, несмотря на дело в том, что он был еще и одним из тех художников той эпохи, у которых было мало шансов реализовать свой художественный потенциал. И все же трудно переоценить его вклад в русское и советское искусство. И, наконец, репутацию Митрофана Рукавишникова скрепляли не только его конкретные художественные достижения и новаторское видение, но и то, что он основал первую династию скульпторов Московской ваятельной школы, заложив основу традиции передачи скульптурного мастерства из поколения в поколение. будущие поколения.
- «Митрофан Рукавишников». Для издания ИЗОГИЗ. Художественная автобиография советских художников. Скульптор Митрофан Рукавишников. Ч. 2. Здесь и далее — Автобиография. |
- Образцова Анна. «Творческое наследие Эдварда Гордона Крейга». URL: http://teatr-lib.ru/Library/Craig/vosp/#_Toc336608704 (дата обращения: 15 августа 2016 г.). |
- Подробнее о художественном образовании в России на рубеже ХХ в. см.: Калугина О.В. «Русская скульптура Серебряного века». Часть I. Стр. 24-37. |
- Автобиография. стр. 3. |
- Митрофан Рукавишников мог создавать и другие скульптуры или произведения на эту или подобную тему, но нам об этом неизвестно. Сюда включены только те произведения, существование которых подтверждено документально. |
- Там же. |
- Центральный архив Нижегородской области. Ф. 120, каталог 2, ед. 38, л. 9, 10. |
- Там же. |
- Автобиография. С. 12. |
- Каталог 1-й выставки Союза советских художников, открывшейся 15 19 апреля.31. Москва, без даты. С. 112. |
- Рукавишников, Митрофан. «Силачи Волги» в: «Эхо». 1925, № 18. |
- Топорков А. «Доки Волги» в «Рупоре» (Рупор). 1924, № 4. |
- Об этом факте рассказывается в автобиографии Рукавишникова. Никаких документальных свидетельств, подтверждающих это, обнаружено не было. |
- Соч. цит. С. 17. |
- В архиве Рукавишникова есть эскиз интерьера одного из залов музея Института Маркса и Энгельса. |
- Кузнецов, Николай. «Митрофан Сергеевич Рукавишников». Отдел рукописей Третьяковской галереи. Ф. 122, ед. 160. Л. 4. Здесь и далее — Кузнецов. |
- Судя по фотографии, найденной автором в Российском государственном архиве литературы и искусств, на которой запечатлены сотрудники Института Маркса и Энгельса, Николай Кузнецов работал в этом Институте вместе с Митрофаном Рукавишниковым. Российский государственный архив литературы и искусства. Ф. 2442. Д. 49. Каталог 1. Николай Ефимович Кузнецов. Николай Кузнецов на групповых фото. |
- Кузнецов. стр. 5. |
- По отзывам о статуе Маркса в печати того периода автор установил точные даты, когда Рукавишников создал свою статую Маркса и когда воспроизвел ее в мраморе. |
- Бедретдинова Л. М. «Скульптура на Всесоюзных выставках в 1930-е годы». Доклад, представленный на Третьяковской конференции-2016 в ГТГ, март 2016 г. Здесь и далее — Бедретдинова. |
- У Митрофана Рукавишнкова был партбилет № 0472. Скульптор Митрофан Рукавишников. стр. 9. Архив Рукавишникова. |
- Подробнее см.: Янковская Г.А. «Всекохудожник в тисках советской экономики» в «Художники между властью государства и рынком». Исследования в области культуры: 14. Москва, 2013. |
- Бакушинский А. «Скульптуры, изготовленные под эгидой Всекохудожник» в «Скульптуры, изготовленные под эгидой Всекохудожник ». 1929-1932». Москва, 1932. С.23 |
- Выставка в Москве открылась 27 июня 1933, всего 500 художников. |
- Подробнее об этом спектакле см.: Бедретдинова. |
- Информация о том, что все три фонтана (третий назывался «Колонная капитель») были спроектированы Рукавишниковым, найдена в архиве Рукавишникова: «Работы Митрофана Рукавишникова. Скульптуры». стр. 7. |
- Кузнецов. стр. 6. |
- «Творчество Митрофана Рукавишникова. Скульптуры». С. 7. Архив Рукавишникова. |
- Кузнецов. стр. 6 |
- По проекту архитектора Эдмунда Юдицкого доходный дом на Большой Садовой улице, 10 был построен в 1903-1904 годах в стиле модерн. Он был построен по заказу известного караимского купца, торговца табаком и мецената Ильи Пигита. В 1891 году Пигит открыл сигаретную фабрику «Дукат» как филиал Торгового дома «Илья Пигит и Ко». См. сайт Музея Михаила Булгакова «Дом на Большой Садовой». URL: http://dom10.bulgakovmuseum.ru/. |
- Обе скульптуры с фасада Большого театра в Москве были переданы семье Рукавишниковых и находятся в семейной коллекции.
Иллюстрации
Портовый рабочий с мешком. 1912-1913
Гипс. 1,5 раза в натуральную величину. Местонахождение неизвестно
Франц Лист
Бюст. Штукатурка. Местоположение неизвестно. Реплика из гранита Александра Рукавишникова. Коллекция семьи Рукавишниковых. Дата неизвестна
Морской докер с бочкой. 1912-1913
Гипс. 1,5 раза в натуральную величину. Местонахождение неизвестно
Луна (лунное божество). 1909
Мрамор. Местонахождение неизвестно
Жабы. Персонажи монументального театрализованного спектакля «Исход». 1923
Графитный карандаш на бумаге. 70 × 47 см. Коллекция семьи Рукавишниковых
Гром, Град и Дождь. Эскиз костюма к монументальному театральному спектаклю «Исход». 1923
Графитный карандаш на бумаге. 70 × 47 см. Коллекция семьи Рукавишниковых
Зав. 1911
Мрамор. Местонахождение неизвестно
Священник и диакон. Эскиз монументальной театральной постановки «Царь Максимилиан». 1927
Бумага, акварель, графитный карандаш. 52 × 70 см
Змеулан. Эскиз монументальной театральной постановки «Царь Максимилиан». 1935
Бумага, пастель, восковой карандаш. 45 × 35 см
Докеры отдыхают. 1913-1920
Передвижная фреска. 200 × 250 см. Местонахождение неизвестно
Стропила. 1913
Горельеф. Окрашенная штукатурка. Местонахождение неизвестно
Зеркало. После 1919 г.
Гипс, зеркало, инкрустация. Местонахождение неизвестно
Голова ведьмы. 1909-1911
Древесина. 28 × 42 × 23 см. Коллекция семьи Рукавишниковых
«Хисс. Главный». 1909-1911
Древесина. 42 × 82 × 49 см. Коллекция семьи Рукавишниковых
Муза с бубном. 1945
Известняк. Высота 350 см. Оформление фасада Большого театра в Москве. В настоящее время скульптура демонтирована и находится в коллекции семьи Рукавишниковых.
Проект памятника советскому авиастроению. 1932
Награжден премией 1932 г.
Проект памятника, посвященного героическому освоению воздушного пространства советскими летчиками-стратосферистами.