Разное

Профессиональное самоопределение подростков: Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и пути их решения — Психолого-педагогические исследования — 2014. Том 6. № 3

Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и пути их решения — Психолого-педагогические исследования — 2014. Том 6. № 3

Аннотация

Профессиональная самоопределение – часть общего процесса социализации подростков, необходимое условие их успешности и конкурентоспособности в современных социально-экономических реалиях – на протяжении многих лет остается одной из актуальных тем психологической теории и практики. В данной статье проблемы профессионального выбора рассматриваются в трех аспектах: в контексте социальной ситуации, в которой находятся современные подростки; с позиции самих подростков, выбирающих профессию; с учетом особенностей психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков на современном этапе. Отмечается, что хотя в настоящее время профессиональной ориентацией занимаются многие структуры и организации, проводится множество соответствующих мероприятий, эффективность этой работа невысока. Анализируются причины такого положения и сама модель профориентационной деятельности. Обсуждаются возможные пути решения исследуемых проблем. Обосновывается необходимость построения новой модели профориентационной работы.

Ключевые слова: подростковый возраст, личностное и профессиональное самоопределение, выбор профессии, профориентация, психолого-педагогическое сопровождение

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060324


Для цитаты:
Ильина О. Б. Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 3. С. 255–263. DOI: 10.17759/psyedu.2014060324


Фрагмент статьи

Психологические исследования направлены на изучение самого процесса
самоопределения, его внутренних механизмов и факторов, на него влияющих. А.Н.
Леонтьев подчеркивал активную позицию личности в самоопределении и говорил о
том, что на каждом жизненном этапе человек не только подвергается влиянию
среды, но и сам должен что-то делать, что-то утверждать в себе и от чего-то
освобождаться. Самоопределение он понимает как индивидуальное преломление
ценностей и норм окружающего мира, вследствие чего личность избирательно
относится к миру и выбирает те деятельности, которые делает своими [5].

Литература

  1. Ильина О.Б. Методика исследования осведомленности старшеклассников о
    мире профессий: опыт проведения // Актуальные проблемы психологии образования:
    Сб. науч. статей / Под ред. Н.В. Нижегородцевой. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013.
    С. 38–43.
  2. Исследовательский центр Superjob. Социологические опросы. Образование
    [Электронный ресурс] // URL:
    http://www.superjob.ru/community/pervyj_poisk_raboty_vybor_professii/56660/?utm_source=&utm_medium=&utm_campaign=
    (дата обращения: 25.03.2014).
  3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб.
    пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия»,
    2004. 304 с.
  4. Кузнецова О.В. Представления старшеклассников о профильной школе //
    Современная психология: теория и практика: Материалы I международной
    научно-практической конференции, 29-30 июня 2011 г. М.: Институт стратегических
    исследований, 2011. С. 113–117.
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: Учеб. пособие: 2-е
    изд., стереотип. М.: Смысл; Издат. центр «Академия», 2005. 352 с.
  6. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда: электронный
    учебник [Электронный ресурс] // URL:
    http://www. ido.rudn.ru/psychology/labour_psychology/11.html (дата обращения:
    25.03.2014).
  7. Пряжникова Е.Ю., Егоренко Т.А. Проблема профессионального
    становления личности // Современная зарубежная психология. 2012. № 2. С.
    111–122.
  8. Резапкина Г.В. Москва. Профориентация. Новый век // Материалы
    городской научно-практической конференции «Профессиональная ориентация в
    современном социально-экономическом и информационно-технологическом
    пространстве» / Отв. редактор Л.Е. Курнешова. М.: Центр «Школьная книга», 2010.
    С. 44–49.

Ильина Оксана Борисовна, педагог-психолог, Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы центра социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский», аспирант кафедры возрастной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: [email protected]

Трудности профессионального самоопределения подрастающего поколения


Подростковый возраст это сложный период в жизни подростка, поэтому на родителей и педагогов возлагается ответственность за будущее обучающихся и за то, чтобы ребенок верно определил свой профессиональный жизненный путь. На выбор профессии влияет множество разных факторов: свои потребности, самооценка, способности ребёнка, мечты, состояние здоровья, темперамент интересы и другие. Выбор профессии — это сложный процесс, любая профессия —  сложный мир, где нужны годы обучения, адаптация, приспособление к множеству разных условий и факторов, поэтому перед выбором профессии необходимо заранее знать из каких профессий выбирать. Таким образом, незнание мира существующих профессий является трудностью и важнейшей проблемой профессионального самоопределения для современных подростков. Подросток должен не просто выбрать профессию, она должна ему нравиться, он должен учитывать потребности в профессии в том регионе, в котором он будет жить.


            Современное профессиональное самоопределение проходит двумя путями:


          —  процесс профессионального самоопределения, при котором индивидуально психологические особенности влияют на успешность профессионального становления. Через призму личностных особенностей строятся отношения с социумом в контексте профессионального развития. Этот путь профессионального развития более адекватный и приводит обучающегося к успеху в профессии.


            – процесс профессионального самоопределения, где учитываются лишь социально — психологические и соци альные факторы, а личностные особенности не доминируют. То есть профессиональный путь строится на стимуляции и внешней мотивации. Субъект в данном случае полу зависим от окру жающих в своем профессиональном становлении.


            Профессиональное самоопределение — это отношение человека к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии в частности.


Профессиональное самоопределение проходит в несколько этапов:


  • зарождение профессиональных намерений в соответствии со своими личными потребностями и с общественными;

  •  целе направленное профессиональное обучение конкретной деятельности. На данном этапе происходит профессиональное самоопределение личности;

  •  вхождение в профессию. Это непосредственно знакомство со служебными обязанностями, с условиями труда, вхождение в коллективные отношения;

  •  реал изация проф ессиональных устремлений. Творческий подход, уровень мастерства, отношение к труду.


Ошибки совершаемые подростком применительно к проблеме профессионального самоопределения.


1 этап. Ошибка в том, что обуч ающийся изначально ищет учебное учреждение, в котором бы он хотел учиться, а только потом уже начинает выбирать профессию в данном заведении.


  • несвоевременность выбора. У подростков не хватает времени, чтобы осуществить выбор профессии.

  • ощущение отсутствия в необходимости выбора профессии у обучающегося. К примеру все родс твенники у подростка имеют профессию педагога, эта профессия является традицией. И родители наст аивают на сохр анности традиции, вопреки нежелания ребёнка двиг аться в данном направлении.


2 этап. Самооценка подростка при выборе профессии играет огромное значение. Самооценка лежит в основе уровня притязаний, т. е. уровня трудности тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным.


3 этап. Сбор необходимой инфо рмации является важным этапом в принятии решения о выборе желаемой профессии. На данном этапе могут возникнуть сложности и ошибки, связанные с тремя причинами: влиянием сверстников, ролью семьи и личностными характеристиками.


4 этап. Ошибки связанные с недостаточным уровнем критичности подростка. Низкий уровень критичности не позволяет в полном объеме выявить и дать объективную характеристику собственного положения. Факторы, влияющие на выбор профессии:


  • — позиция сверстников. Иногда подр остки выбирают профессию «за компанию», либо по местоположению вуза или пред приятия; личные проф ессиональные пред почтения — то, что является потребностью подростка;

  • — позиция родителей. Часто родители побуждают подростка выбрать профессию по своему предпочтению;

  • — позиция учителей, которые тоже могут повлиять на выбор подростка своим авторитетом;

  • — спос обности заложены природой в человеке и их стоит развивать, с тем, чтобы они способствовали наилучшему выбору профессии;

  • — уровень притязаний. Часто подростки ориентированы на профессии высшей категории, «модные» или высокооплачиваемые, которые не соответствуют ни их внутреннему миру, ни способностям. В итоге происходит разочарование в ней…


            Важную роль в выборе профессии играет информированность, ведь у подростка на слуху и на виду выбор профессий небольшой. В мире профессий помогает сори ентироваться изучение профессиограмм, возрастает интерес к ранее неизвестным профессиям. Изби рательной направленностью, побуждающей заниматься опре деленной деят ельностью назы вается скло нность. В ее основе лежит желание усовершенствовать умения и навыки, связанные с этой проф ессиональной деят ельностью. Проф ориентация — это комплекс психолого-педа гогических мероприятий, напр авленных на опти мизацию процесса трудоустройства в соответствии с сфор мированными способностями, скло нностями, желаниями, а также с учетом потр ебностей в специальностях на рынке труда.


            Платон писал: «Люди рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает различна, да и способности к тому или иному делу также. Поэтому можно сделать все в большом количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своими природными задатками».


Для правильного выбора профессии психология выделяет основные факторы:


  • Правильная самооценка подростка, его желаний, способностей, наклонностей, интересов, ограничений и возможностей;

  • Наличие начальных умений и знаний в области выбираемой профессии;

  • Умение трезво соотнести результаты самооценки со знаниями требований, которые предъявляют те или иные профессии. Правильная профориентация — один из главных показателей развития человека. Важным моментом профориентации является осведомленность о том, чем занимаются другие люди.


            Наиболее распространенными ошибками и трудностями у молодых людей и подростков при профотборе оказываются:


  • Руководство в выборе, основанное на информации из предвзятых или неверных источников информации;

  • Неверный анализ и систематизация получаемой информации о той или иной сфере деятельности;

  • Недооценка или переоценка отдельных индивидуально-психологических характеристик личности, неверная самооценка;

  • Неправильная оценка своих способностей, подмена их моральными качествами;

  • Ошибочное представление о возможностях освоения выбранной профессии;

  • Давление со стороны авторитетных для школьника и подростка людей, руководство при профориентации эмоциональной составляющей;- Наличие стереотипов;

  • Неумение вовремя поменять ошибочное решение при получении дополнительной информации;

  • Профориентация школьника на основе симпатии к тем или иным личностным качествам представителя определенной профессии, героизация, подражание перенесения своего личного отношения к человеку на профессию. Различные проблемы поведения и формирования подростков. Невозможность пройти тесты профориентации, проконсультироваться с психологом. Позиция родителей, сверстников, учителей.


            В заключении можно сделать вывод, что для детей подросткового возраста на первый план ставится задача правильного выбора профессии. Это сделать не просто, и поэтому на пути профессионального выбора подростка встречаются различные трудности, ошибки, которые нужно преодолевать, изучая мир профессий с более ранних лет и проходя различные тесты на профориентацию.


     Материал подготовила: методист Беспалова Н.А.


 

Самоопределение как конструкция психологического и позитивного развития молодежи

1. Нота Л., Сореси С., Феррари Л., Вемейер М.Л. Многофакторный анализ самоопределения подростков. Журнал исследований счастья . 2011;12:245–266. [Google Scholar]

2. Деси Э.Л., Райан Р.М. «Что» и «почему» достижения цели: потребности человека и самоопределение поведения. Психологический опрос . 2000;11(4):227–268. [Google Scholar]

3. Чирков В.И. Кросс-культурный анализ автономии в образовании: перспектива теории самоопределения. Теория и исследования в области образования . 2009;7(2):253–262. [Google Scholar]

4. Деси Э.Л., Райан Р.М. Внутренняя мотивация и самоопределение в поведении человека . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Пленум; 1985. [Google Scholar]

5. Wehmeyer ML. Самоопределение и лица с тяжелыми формами инвалидности: пересмотр значений и неверных интерпретаций. Исследования и практика для лиц с тяжелыми формами инвалидности . 2005;30(3):113–120. [Google Scholar]

6. Филд С., Мартин Дж., Миллер Э., Уорд М., Вемейер М. Практическое руководство по обучению самоопределению . Рестон, Вирджиния, США: Совет по делам одаренных детей; 1998. [Google Scholar]

7. Catalano RF, Berglund ML, Ryan JAM, Lonczak HS, Hawkins JD. Позитивное развитие молодежи в Соединенных Штатах: результаты исследований по оценке программ позитивного развития молодежи. Анналы Американской академии политических и социальных наук . 2004; 591: 98–124. [Google Scholar]

8. Seligman MEP, Csikszentmihalyi M. Позитивная психология: введение. Американский психолог . 2000;55(1):5–14. [PubMed] [Google Scholar]

9. Soenens B, Vansteenkiste M. Предпосылки и результаты самоопределения в трех сферах жизни: роль поддержки автономии родителей и учителей. Журнал молодежи и подростков . 2005;34(6):589–604. [Google Scholar]

10. Bao XH, Lam SF. Кто делает выбор? Переосмысление роли автономии и родства в мотивации китайских детей. Развитие ребенка . 2008;79(2): 269–283. [PubMed] [Google Scholar]

11. Niemiec CP, Ryan RM. Автономия, компетентность и связанность в классе: применение теории самоопределения к образовательной практике. Теория и исследования в области образования . 2009;7(2):133–144. [Google Scholar]

12. Guay F, Ratelle CF, Chanal J. Оптимальное обучение в оптимальных контекстах: роль самоопределения в образовании. Канадская психология . 2008;49(3):233–240. [Google Scholar]

13. Рив Дж.М. Теория самоопределения применительно к образовательным учреждениям. В: Деси Э.Л., Райан Р.М., редакторы. Справочник по исследованиям самоопределения . Рочестер, штат Нью-Йорк, США: University of Rochester Press; 2002. стр. 183–203. [Google Scholar]

14. Vansteenkiste M, Zhou M, Lens W, Soenens B. Опыт автономии и контроля среди изучающих китайский язык: оживление или иммобилизация? Журнал педагогической психологии . 2005;97(3):468–483. [Google Scholar]

15. Деси Э.Л., Шварц А.Дж., Шейнман Л., Райан Р.М. Инструмент для оценки ориентации взрослых на контроль и автономию с детьми: размышления о внутренней мотивации и воспринимаемой компетентности. Журнал педагогической психологии . 1981;73(5):642–650. [Google Scholar]

16. Цай Ю.М., Кунтер М., Людтке О., Траутвайн У., Райан Р.М. Чем интересны уроки? Роль ситуационных и индивидуальных факторов в трех школьных предметах. Журнал педагогической психологии . 2008;100(2):460–472. [Google Scholar]

17. Райан Р.М., Деси Э.Л. Теория самоопределения и содействие внутренней мотивации, социальному развитию и благополучию. Американский психолог . 2000;55(1):68–78. [PubMed] [Google Scholar]

18. Vallerand RJ, Bissonnette R. Внутренний, внешний и амотивационный стили как предикторы поведения: проспективное исследование. Журнал Личности . 1992; 60: 599–620. [Google Scholar]

19. Van Ryzin MJ, Gravely AA, Roseth CJ. Автономия, принадлежность и участие в школе как факторы психологического благополучия подростков. Журнал молодежи и подростков . 2009;38(1):1–12. [PubMed] [Академия Google]

20. Грольник В.С. Психология родительского контроля: как благонамеренное воспитание имеет неприятные последствия . Махва, Нью-Джерси, США: Erlbaum; 2002. [Google Scholar]

21. Райан Р.М., Деси Э.Л., Гролник В.С. Отношение автономии и самость: их отношение к развитию и психопатологии. В: Cicchetti D, Cohen DJ, редакторы. Психопатология развития: Том. 1 Теория и методы . Оксфорд, Великобритания: Уилли; 1995. С. 618–655. (Серия Wiley о личностных процессах). [Академия Google]

22. Райан Р.М., Солки Дж.А. Что полезного в социальной поддержке? О психологических потребностях в автономии и родстве. В: Пирс Г.Р., Сарасон Б.Р., Сарасон И.Г., редакторы. Справочник по социальной поддержке и семье . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Пленум; 1996. С. 249–267. [Google Scholar]

23. Жуссемет М., Ландри Р., Кестнер Р. Взгляд теории самоопределения на воспитание детей. Канадская психология . 2008;49(3):194–200. [Google Scholar]

24. Гролник В.С. Роль родителей в содействии автономной саморегуляции образования. Теория и исследования в области образования . 2009;7(2):164–173. [Google Scholar]

25. д’Айи Х. Автономия детей и воспринимаемый контроль в обучении: модель мотивации и достижений на Тайване. Журнал педагогической психологии . 2003;95(1):84–96. [Google Scholar]

26. Sirens E, Vansteenkiste M, Goossens L, Soenens B, Dochy F. Синергическая взаимосвязь воспринимаемой поддержки автономии и структуры в прогнозировании саморегулируемого обучения. Британский журнал педагогической психологии . 2009;79(1):57–68. [PubMed] [Google Scholar]

27. Рив Дж. М., Халусик М. Как учителя K-12 могут применять принципы теории самоопределения на практике. Теория и исследования в области образования . 2009;7(2):145–154. [Google Scholar]

28. Блэк А.Э., Деци Э.Л. Влияние поддержки автономии преподавателей и автономной мотивации студентов на изучение органической химии: точка зрения теории самоопределения. Научное образование . 2000;84(6):740–756. [Академия Google]

29. Чирков В.И., Райан Р.М., Ким Ю., Каплан У. Отличие автономии от индивидуализма и независимости: взгляд теории самоопределения на интериоризацию культурных ориентаций и благополучия. Журнал личности и социальной психологии . 2003;84(1):97–110. [PubMed] [Google Scholar]

30. Triandis HC. Индивидуализм и коллективизм . Боулдер, Колорадо, США: Westview; 1995. [Google Scholar]

31. Маркус Х.Р., Китаяма С. Культура и личность: значение для познания, эмоций и мотивации. Психологический обзор . 1991;98(2):224–253. [Google Scholar]

32. Cross SE, Gore JS. Культурные модели себя. В: Leary MR, Tangney JP, редакторы. Справочник по самоидентификации . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: The Guilford Press; 2003. стр. 536–564. [Google Scholar]

33. Айенгар С.С., Леппер М.Р. Переосмысление ценности выбора: культурный взгляд на внутреннюю мотивацию. Журнал личности и социальной психологии . 1999;76(3):349–366. [PubMed] [Академия Google]

34. Hui EKP, Sun RCF, Chow SSY, Chu MHT. Изучение академической мотивации китайских студентов: сыновняя почтительность и самоопределение. Журнал педагогической психологии . 2011;31(3):377–392. [Google Scholar]

35. Wehmeyer ML, Abery BH, Zhang D, et al. Личное самоопределение и модерирующие переменные, влияющие на усилия по продвижению самоопределения. Исключительность . 2011;19(1):19–30. [Google Scholar]

36. Abery BH, Stancliffe RJ. Экология самоопределения. В: Sands DJ, Wehmeyer ML, Paul H, редакторы. Самоопределение на протяжении всей жизни: независимость и выбор для людей с ограниченными возможностями . Балтимор, Мэриленд, США: Brookes; 1996. С. 111–145. [Google Scholar]

37. Картер Э.В., Лейн К.Л., Пирсон М.Р., Стэнг К.К. Содействие самоопределению молодежи переходного возраста: взгляды общеобразовательных и специальных педагогов средней школы. Особые дети . 2008;75(1):55–70. [Google Scholar]

38. Wehmeyer ML, Palmer SB, Shogren K, Williams-Diehm K, Soukup JH. Установление причинно-следственной связи между вмешательством, направленным на поощрение самоопределения, и усилением самоопределения учащихся. Журнал специального образования . В прессе. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

39. Стэнклифф Р., Эбери Б., Смит Дж. Личный контроль и экология условий проживания в сообществе: помимо размера и типа жилого помещения. Американский журнал умственной отсталости . 2000;105(6):431–454. [PubMed] [Google Scholar]

40. Wehmeyer ML, Garner NW. Влияние личностных особенностей людей с нарушениями интеллекта и развития на самоопределение и автономное функционирование. Журнал прикладных исследований умственной отсталости . 2003;16(4):255–265. [Google Scholar]

41. Lee Y, Wehmeyer ML, Palmer SB, Williams-Diehm K, Davies DK, Stock SE. Изучение индивидуальных и связанных с обучением предикторов самоопределения учащихся с ограниченными возможностями: множественный регрессионный анализ. Коррекционное и специальное обучение . 2010;31(6):1–12. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

42. Chambers CR, Wehmeyer ML, Saito Y, et al. Самоопределение: что мы знаем? Куда мы идем? Исключительность . 2007;15(1):3–15. [Google Scholar]

43. Филд С., Сарвер М.Д., Шоу С.Ф. Самоопределение: ключ к успеху в высшем образовании для учащихся с ограниченными возможностями обучения. Коррекционное и специальное обучение . 2003;24(6):339–349. [Google Scholar]

44. Филд С., Хоффман А. Подготовка молодежи к самоопределению: показатели качества школьной среды, способствующие приобретению знаний, навыков и убеждений, связанных с самоопределением. Журнал исследований политики в отношении инвалидов . 2002;13(114):114–119. [Google Scholar]

45. Станг К.К., Картер Э.В., Лейн К.Л., Пирсон М.Р. Взгляды педагогов общего и специального образования на формирование самоопределения в начальной и средней школе. Журнал специального образования . 2009;43(2):94–106. [Google Scholar]

46. Макдугалл Дж., Эванс Дж., Болдуин П. Важность самоопределения для воспринимаемого качества жизни молодежи и молодых людей с хроническими заболеваниями и инвалидностью. Коррекционное и специальное обучение . 2010;31(4):252–260. [Google Scholar]

47. Бремер К.Д., Качгал М., Шоллер К. Самоопределение: поддержка успешного перехода. Краткий обзор исследований и практики . 2003;2(1):1–5. [Google Scholar]

48. Эйзенман Л.Т., Чемберлин М. Реализация деятельности по самоопределению: уроки из школы. Коррекционное и специальное обучение . 2001;22(3):138–147. [Google Scholar]

49. Филд С., Хоффман А. Шаги к самоопределению . Остин, Техас, США: проф. Эд; 1996. [Google Scholar]

50. Филд С., Хоффман А. Уроки, извлеченные из реализации программы шагов к самоопределению. Коррекционное и специальное обучение . 2002;23(2):90–98. [Google Scholar]

51. Карвонен М., Тест Д.В., Вуд В.М., Браудер Д., Альгоззин Б. Самоопределение на практике. Особые дети . 2004;71(1):23–41. [Google Scholar]

52. Палмер С.Б., Вемейер М.Л., Гипсон К., Агран М. Расширение доступа к общему учебному плану путем обучения навыкам самоопределения. Особые дети . 2004;70(4):427–439. [Google Scholar]

53. Вемейер М.Л. Обучение самоопределению учащихся с ограниченными возможностями: основные навыки успешного перехода . Балтимор, Мэриленд, США: Brookes; 1998. [Google Scholar]

54. Эйзенман Л.Ю. Мероприятия по самоопределению: создание основы для завершения школы. Коррекционное и специальное обучение . 2007;28(1):2–8. [Google Scholar]

55. Филд С., Хоффман А., Пош М. Самоопределение в подростковом возрасте: перспектива развития. Коррекционное и специальное обучение . 1997;18(5):285–293. [Google Scholar]

56. Вемейер М.Л., Палмер С., Агран М., Митауг Д., Мартин Дж. Продвижение причинно-следственной связи: самоопределяемая модель обучения обучения. Особые дети . 2000;66(4):439–453. [Google Scholar]

57. Hui EKP, Tsang SKM. Самоопределение как позитивный конструкт молодежи: концептуальные основы и последствия для разработки учебных программ. В: Shek DTL, Ma HK, Merrick J, редакторы. Позитивное развитие молодежи: разработка новаторской программы в китайском контексте . Тель-Авив, Израиль: Издательство Freund; 2007. С. 193–200. [Google Scholar]

58. Хуэй ЭКП. Направление учащихся на позитивное развитие. В: Чжан Л.Ф., Биггс Дж., Уоткинс Д., редакторы. Обучение и развитие азиатских студентов: о чем должен думать учитель 21 века . Сингапур: Прентис Холл; 2010. С. 221–244. [Google Scholar]

Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и решения — Психолого-педагогические исследования — 2014. Том. 6, нет. 3

Психолого-педагогические исследования

2014. Том. 6, нет. 3, 255–263
doi:10.17759/psyedu.2014060324

ISSN: 2587-6139 (онлайн)

‘;
для (var i = 0; i


3307

Реферат

Профессиональное самоопределение в подростковом возрасте на протяжении многих лет является одной из актуальных тем психологической теории и практики. Исследования в области личностного и профессионального самоопределения, выбора профессии продолжают оставаться приоритетными. Профессиональное самоопределение является частью общего процесса социализации подростков, необходимым условием их успешности и конкурентоспособности в современных социально-экономических реалиях. И возникает вопрос, какой должна быть психолого-педагогическая поддержка в этих условиях? Проблемы выбора профессии рассматриваются с трех сторон: в контексте социальной ситуации, в которой находятся современные подростки; с точки зрения самих подростков, выбирающих профессию; с учетом особенностей психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков в настоящее время. Анализ проблем приводит нас к возможным путям их решения и необходимости построения новой модели профориентации.

Ключевые слова: подростковый возраст, личностно-профессиональное самоопределение, выбор профессии, профориентация, психолого-педагогическое сопровождение

Рубрика журнала: Психология развития

Тип статьи: научная статья

DOI: https://doi. org/10.17759/psyedu.2014060324

Для цитирования:
Ильина О.Б. Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и решения [Электронный ресурс]. Психологическая наука и образование psyedu.ru, 2014. Vol. 6, нет. 3, стр. 255–263. DOI: 10.17759/psyedu.2014060324. (на рус., реферат на англ.)

Каталожные номера

  1. Ильина О.Б. Методика исследования осведомленности старшеклассников о мире
    профессий: опыт проведения.
    студенты о мире профессий: опыт проведения. В
    Нижегородцева Н.В.(ред.) Актуальные проблемы психологии образования:
    сборник научных статей
    [ Актуальные проблемы образования
    психология
    ]. Ярославль: Изд. ЯГПУ, 2013. С. 38–43.
  2. Исследовательский центр Суперджоб. [Электронный ресурс] [Superjob Research
    Центр]. Социологические вопросы. Образование. URL-адрес:
    http://www.superjob.ru/community/pervyj_poisk_raboty_vybor_professii/56660/?utm_source=&utm_medium=&utm_campaign=
    (По состоянию на 25.03.2014).
  3. Климов Э.А. Психология профессионального самоопределения.
    профессионального самоопределения]: Учеб. пособие для стад. высш. пед. учеб.
    заведения. Москва: Издательский центр «Академия», 2004. 304 с.
  4. Кузнецова О.В. Представления старшеклассников о профильной школе
    [Представительство высшей профессиональной школы]. Современная психология:
    теория и практика
    : Материалы 1 международной научно-практической
    конференции, 29-30 июня 2011 г. [ Современная психология: теория и
    Практика
    : Материалы Первого Международного научно-практического
    Конференция]. Москва: Изд. Институт стратегических исследований, 2011, с.
    113–117.
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие
    [Деятельность, сознание и личность]. 2-е издание, стереотипное. Москва:
    Смысл: Академия, 2005. 352 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *