Проект современная цифровая образовательная среда: Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»
Современная цифровая образовательная среда (СЦОС) – Дирекция по онлайн-обучению – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
«Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (паспорт проекта на сайте Минобрнауки) является приоритетным проектом в рамках государственной программы «Развитие образования» на 2013–2020 годы. НИУ ВШЭ реализует одну из задач проекта: разработку и внедрение методики и инструментария психометрической аналитики онлайн-курсов.
Автоматизированный сервис психометрической аналитики разработан специалистами Дирекции по онлайн-обучению ВШЭ и интегрирован в качестве подсистемы портала online.edu.ru (информационный ресурс «одного окна»), который обеспечивает доступ к сотням российских онлайн-курсов. Функционал сервиса доступен всем пользователям – разработчикам онлайн-курсов, зарегистрированным на портале. Анализ данных онлайн-курсов при помощи сервиса позволяет улучшать содержание онлайн-курсов, оптимизировать контент под различные группы студентов, осуществлять оценивание более объективно и, как результат, повышать эффективность обучения.
При прохождении онлайн-курса его слушатели оставляют так называемый «цифровой след»: статистику по просмотрам видеоматериалов, по выполнению тестовых заданий (время прохождения, количество попыток, соотношения правильных/неправильных ответов), по оценке работ других студентов (peer review). Этот массив данных, который хранится на платформе онлайн-курсов, анализируется сервисом в автоматическом режиме.
Сервис анализирует онлайн-курс по четырем основным направлениям: трудности контента, изменению подготовленности студентов, взаимодействию студентов с контентом, анализу оценочных средств. Аналитический отчет, который получает разработчик курса, включает в себя рекомендации по повышению качества онлайн-курса. Отчёты и рекомендации позволяют оптимизировать трудность и доступность содержания курса для слушателей, увеличить вовлечённость студентов, привести в соответствие уровни сложности курса и подготовленности учащихся, а также улучшить оценочные средства онлайн-курса (тестовые задания и задания на взаимное оценивание).
На этапе разработки сервиса в 2017 году было проанализировано и доработано 270 онлайн-курсов. Более 100 авторов, разработчиков и методистов прошли обучение в НИУ ВШЭ по работе с аналитикой, а для будущих пользователей сервиса разработан и опубликован в открытом доступе электронный справочник, содержащий методические материалы и рекомендации по модернизации онлайн-курсов. Улучшенные курсы стартовали в рамках осенней сессии 2018 г.
После внесения корректив онлайн-курс вновь проходит автоматическую психометрическую экспертизу и получает соответствующий «знак качества» – отметку в паспорте курса на ресурсе «одного окна». Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ» уделяет большое внимание оценке качества онлайн-курсов, размещенных на ресурсе «одного окна», их всесторонней экспертизе и повышению эффективности обучения. Многосторонняя экспертиза служит повышению конкуренции между платформами и разработчиками, стимулирует авторов к улучшению качества онлайн-курсов, обеспечивает доступ к достоверной информации об онлайн-курсах образовательным организациям и студентам при реализации виртуальной академической мобильности, формирует доверие со стороны пользователей и образовательных организаций к онлайн-обучению в целом.
НИУ ВШЭ выиграл конкурс на разработку проекта «Разработка и внедрение методики и инструментария психометрической аналитики онлайн-курсов» приоритетного проекта «СЦОС» в 2017 году.
Сервис запущен в эксплуатацию на портале online.edu.ru в сентябре 2018 года.
Описание и общие требования к данным для психометрической аналитики онлайн-курсов
Для получения консультации по разработке конвертера для данных психометрической аналитики направьте вашу заявку на адрес: [email protected] с пометкой «Конвертер для сервиса психометрики»
Проект ГеКон — Web-платформа участников — 012
Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 года № 9 утвержден паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Включение приоритетного проекта по созданию цифровой образовательной среды в портфель Правительства Российской Федерации демонстрирует
важность задач по развитию новых образовательных технологий.
Паспорт проекта
Цель проекта
Создать к 2018 году условия для системного повышения качества
и расширения возможностей непрерывного образования
для всех категорий граждан
за счет развития российского цифрового образовательного пространства
и увеличения числа обучающихся образовательных организаций,
освоивших онлайн-курсы до 11 млн человек к концу 2025 года.
Описание проекта
Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в России» нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения
с использованием современных информационных технологий.
Реализация приоритетного проекта
должна привести к следующим результатам:
1. Создание системы оценки качества онлайн-курсов
и онлайн-ресурсов общего образования,
сочетающей автоматическую и экспертную оценку
и обеспечивающей обучающихся и образовательные организации
достоверной информацией о качестве онлайн-курсов и онлайн-ресурсов.
2. Создание информационного ресурса (портала),
доступного всем категориям граждан
и обеспечивающего для каждого пользователя по принципу «одного окна»
доступ к онлайн-курсам для всех уровней образования
и онлайн-ресурсам для освоения общеобразовательных предметов,
разработанным и реализуемым разными организациями
на разных платформах онлайн-обучения.
3. Интеграция портала
с Единой системой идентификации и аутентификации и ГИС «Контингент»,
за счет чего обеспечивается хранение и передача в электронном виде
информации об образовательных достижениях
(формирование цифрового портфолио) обучающегося
между образовательными организациями.
4. Создание программного обеспечения с открытыми исходными кодами,
обеспечивающего повышение качества онлайн-обучения
и достоверную оценку результатов освоения онлайн-курсов.
5. Принятие нормативных актов, позволяющих осваивать онлайн-курсы
как части основных и дополнительных образовательных программ.
6. Создание открытых онлайн-курсов в области образовательных технологий
и региональных центров компетенций в области онлайн-обучения,
обеспечивающих обучение сотрудников образовательных организаций всех уровней
в целях широкого применения онлайн-курсов
для повышения качества образовательных программ.
7. Создание и реализация не менее 3500 онлайн-курсов,
результаты освоения которых
могут быть зачтены в основных образовательных программах.
Реализуемые мероприятия
Проект реализуется в 4 этапа
и завершается в ноябре 2025 года.
Мероприятия приоритетного проекта проводятся
в соответствии со сводным планом проекта,
утверждаемым проектным комитетом по основному направлению
стратегического развития Российской Федерации «Образование».
Особо значимые мероприятия проекта,
а также разрабатываемые документы и материалы в рамках проекта
будут регулярно анонсироваться и публиковаться на этой странице.
На данный момент проводится
конкурс на предоставление грантов
в форме субсидий из федерального бюджета
федеральным государственным образовательным организациям
высшего образования.
Реализация проекта
Новости
«Цифровая школа» изменит роль педагогов в образовательных организациях
25 мая 2018 года, 10:12 Новости
Образовательную среду переводят в цифровой формат
21 декабря 2017 года, 21:00 Новости
В России появится новый приоритетный проект «Цифровая школа»
13 декабря 2017 года, 14:54 Новости
Российские школьники попробуют себя в программировании
04 декабря 2017 года, 11:01 Новости
В Минобрнауки России прошла встреча с представителями ЮНЕСКО
23 ноября 2017 года, 11:18 Новости
Минобрнауки России представит специальную экспозицию на выставке «Россия, устремлённая в будущее»
01 ноября 2017 года, 18:37 Новости
Деловая программа Минобрнауки России на форуме «Открытые инновации» объединила ученых, предпринимателей и студентов
18 октября 2017 года, 22:01 Новости
На конференции EdCrunch обсуждают технологии по персонализации образования
26 сентября 2017 года, 15:27 Новости
Создание эффективной сети вузов – один из приоритетов государственной политики в сфере высшего образования
21 се
Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации – Управление электронного обучения – НИУ ВШЭ
«Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» – приоритетный проект, реализуемый в рамках Российской программы «Развитие образования» на 2013–2020 годы. Вышке поручено реализовать одну из основных задач проекта: разработать и внедрить методики и инструменты психометрического анализа онлайн-курсов.
Сотрудниками Дирекции электронного обучения НИУ ВШЭ разработан сервис автоматического психометрического анализа, интегрированный с подсистемой портала online.edu.ru (информационный сервис «одного окна»), обеспечивающий доступ к сотням российских онлайн-курсов. Функционал сервиса открыт для всех пользователей: разработчиков онлайн-курсов, зарегистрированных на портале. Анализ данных курса позволяет авторам совершенствовать содержание, адаптировать его под нужды конкретных групп учащихся, а также давать более объективные оценки и, как следствие, повышать эффективность обучения.
При прохождении онлайн-курса учащиеся оставляют свой «цифровой след». Другими словами, это будет означать статистические данные о таких вещах, как просмотры лекционного видео или информацию о результатах тестов (включая такие показатели, как продолжительность, общее количество попыток, соотношение правильных и неправильных ответов и т. д.), а также экспертные оценки другие студенты. Это приводит к большому количеству данных, которые могут храниться на платформах онлайн-курсов для автоматического анализа службой.
Наш сервис анализирует онлайн-курсы по четырем ключевым критериям: сложность содержания; различия в способностях учащихся; понимание студентами содержания курса; анализ оценочных материалов. Аналитический отчет, который отправляется создателям курса, включает рекомендации по улучшению содержания курса. Такие отчеты и рекомендации помогают создателям оптимизировать уровни сложности и доступность содержания курса для учащихся, повысить вовлеченность учащихся, обеспечить совпадение сложности курса и способностей учащихся, а также повысить качество оценочных материалов онлайн-курсов (тестов и рецензирования). материалы).
При разработке этого сервиса в 2017 году было проанализировано и обновлено около 270 онлайн-курсов. Кроме того, более 100 создателей курсов, разработчиков и методистов приняли участие в тренингах по анализу данных в НИУ ВШЭ, а будущие пользователи этих сервисов смогут воспользоваться специальным электронным справочником (на русском языке), включающим методические материалы и рекомендации. о том, как обновить и улучшить онлайн-курсы. С осенней сессии 2018 года многие курсы были улучшены с точки зрения качества содержания.
После внесения корректировок в онлайн-курс он подвергается автоматическому психометрическому анализу, а затем получает «знак качества», что означает, что он получил одобрение службы. Особое внимание в приоритетном проекте «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» уделяется оценке качества онлайн-курсов, доступных через ресурсы «одного окна», их многостороннему экспертному анализу и повышению эффективности учебного процесса.
Многосторонний анализ курса может усилить конкуренцию между платформами и разработчиками, побудить создателей к повышению качества своей работы, обеспечить доступ к проверяемой информации об онлайн-курсах для образовательных учреждений и студентов с точки зрения виртуальной академической мобильности, а также укрепить доверие со стороны пользователей и образовательных организаций в отношении электронного обучения в целом.
ВШЭ стала победителем конкурса на разработку проекта «Разработка и внедрение методик и инструментов психометрического анализа онлайн-курсов» (в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации») в 2017 г.
Сервис запущен на портале online.edu.ru в сентябре 2018 года. психометрическая служба».
Современная цифровая образовательная среда как инструмент развития образования в России
Серия:Социальные, педагогические и гуманитарные исследования
Авторы
Анна Румянцева, Ольга Тарутко
Автор, ответственный за переписку
Ольга Тарутко
Доступен в Интернете с мая 2019 г.
- DOI
- 10.2991/icpcs-19.2019.22Как использовать DOI?
- Ключевые слова
- цифровая образовательная среда, капитализация образования, онлайн-обучение
- Реферат
Развитие цифровых технологий способствует изменению требований к сформированной компетентности выпускников вузов. В свою очередь, все большее распространение онлайн-обучения способствует открытости образования в стране. Одной из главных задач в развитии образования является поиск путей его капитализации и повышения востребованности выпускников. В данной статье раскрываются современные тенденции российского образования в сфере применения инновационных технологий, использования образовательных онлайн-платформ, а также развития национальных проектов в этой сфере. Кроме того, исследована динамика количества студентов, обучающихся по программам высшего образования, в том числе с использованием дистанционных технологий обучения, и объем рынка онлайн-образования в Российской Федерации; поднимались вопросы нехватки финансирования в этой сфере. В статье раскрывается значительная роль образовательных стартапов в Китае, направленных на развитие онлайн-образования и способных привлечь достаточно большой объем инвестиций; в нем также освещаются достижения США и Китая в этой области. В заключении сформулирован ряд перспективных изменений, свойственных процессу развития образовательной сферы в период цифровизации экономики, в том числе связанных с изменением содержательной модели работы преподавателя, кардинальным расширением вуза и некоторыми другими.
- Copyright
- © 2019, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
- Открытый доступ
- Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).
Скачать статью (PDF)
- Название тома
- Материалы Международной конференции по педагогике, коммуникации и социологии 2019 г. (ICPCS 2019)
- Series
- 0042
- Publication Date
- May 2019
- ISBN
- 10.2991/icpcs-19.2019.22
- ISSN
- 2352-5398
- DOI
- 10.2991/icpcs-19.2019.22How to use a DOI?
- Copyright
- © 2019, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
- Открытый доступ
- Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).
Цитировать эту статью
рисенвбиб
ТУ - КОНФ
AU - Анна Румянцева
AU - Ольга Тарутко
КГ - 2019/05
ДА - 2019/05
ТИ - Современная цифровая образовательная среда как инструмент развития образования в России
BT - Материалы Международной конференции по педагогике, коммуникации и социологии 2019 г.