Правила казаки разбойники: Правила игры «Казаки-разбойники» — статья из серии «Детский отдых»
Цель, правила и разновидности игры “Казаки-разбойники”
Главная » активные игры
Рубрика: активные игрыАвтор: tauroskiff
Содержание
- 1 Возникновение игры
- 2 Описание и особенности
- 2.1 Слова для казаков разбойников
- 2.2 Цель
- 2.3 Необходимые инструменты
- 2.4 Облегчаем условия
- 2.5 Понятие плена
- 3 Классические правила
- 4 Три совета казакам
- 5 Три совета разбойникам
- 6 УЧАСТНИКИ
Казаки-разбойники – игра, которая заинтересует детвору и отвлечет от гаджетов. Подходит для возрастной категории старше 7 лет. Родители тоже могут составить компанию чадам.
Возникновение игры
История игры доподлинно не известна. Мы знаем, что детвора увлекалась ею еще в XIX веке. Название игры перенято из жизни. Ее суть напоминает действия казаков, которые в царской России защищали мирных жителей от нападавших злодеев.
Описание и особенности
Придумано много вариаций игры. Суть ее всегда одинакова. Нужно минимум шесть ребят. Участники делятся на две команды по жребию. Задача казаков в том, чтобы переловить противников. Задача разбойников в том, чтобы захватить казачий штаб.
Разбойники освобождают товарищей из плена. Казакам не положено собираться возле штаба. После поимки противников их пытают.
В начале игры разбойники совместно придумывают действительный пароль, два или три неправильных. Чтобы прекратить пытки, они называют пароль. Казаки догадываются, верный он или ложный. Если секретная фраза определена правильно, казаки выигрывают. В противном случае разбойники убегают, нападают на штаб и выигрывают.
Продолжительность игры составляет 1-3 часа.
Важно! При подготовке к проведению игры важно из соображений безопасности проверить территорию, убрать мусор, осколки.
Слова для казаков разбойников
- Атаман
- Скунс
- Береза
- Укрытие
- Плохиш
- Кусты
- Оружие
- Скорость
Цель
Смысл игры состоит в том, что казаки должны узнать верный пароль у противников и поместить их в темницу. В этом случае победа в игре присуждается казакам. Если не удалось узнать секретный шифр, поймать разбойников, казаки терпят поражение. Каждый проигравший получает щелчок по лбу.
Необходимые инструменты
Для проведения игры заранее заготавливают реквизит. Каждой команде придумывают знаки отличия.
Для казаков | Для разбойников |
Погоны | Головные уборы с повязками |
Тюрьма | Шифр (иногда в виде спрятанных букв) |
Важно! Атрибутику игроки носят до окончания состязания.
Облегчаем условия
Допустимо упрощение правил игры. Когда пленного ведут в темницу, товарищи организуют засаду и подают тайный сигнал. И он переключает внимание казака жестами или вопросами. Пока тот отвлечен, разбойники выскакивают из укромного места, пятнают пленника и убегают.
Казаки обустраивают темницу на открытой площадке. Это усложняет задачу противников по освобождению пленных и захвату штаба.
Пленники содействуют товарищам. Отвлекают внимание охранников на себя, затевают драку или что-то подобное. В это время товарищи подкрадываются и нападают на темницу.
Понятие плена
Важная задача команды казаков состоит в обустройстве темницы. Выбирают удобное место. Это не должен быть подъезд многоэтажного дома, сарай или овраг. Подходит территория возле дерева, куста, столба или аналогичной приметной точки. Отлично, если темница закрыта забором.
Размер темницы рассчитывают так, чтобы не была слишком просторной, но достаточной для размещения всех игроков противоборствующей команды. Границы помечают ветками, камнями либо начерченными на земле или асфальте линиями. Пленникам запрещается пересекать эти границы.
Пленным разбойник становится только после того, как его поймали и за руку отвели в темницу, то есть отправили в плен. Разбойнику не разрешено вырываться и пятнать казака.
Казаки охраняют пленников в темнице. Для этого выделяют любое количество игроков.
Важно! В случае, если казак по любой причине выпускает руку плененного противника, тот становится свободным и убегает.
Классические правила
Традиционная игра Казаки-разбойники имеет обязательные для всех участников правила:
- Ребята делятся на две команды. Казаков может быть меньше, чем противников.
- Игроки определяют границы участка, на котором будут разворачиваться действия. Пересекать их недопустимо.
- Члены команды разбойников советуются между собой и выбирают пароль в виде какой-нибудь фразы или числа.
- Игроки команды казаков выбирают атамана. При этом становятся так, чтобы в их поле зрения не попадали члены другой команды. Можно отойти за угол здания, спрятаться в подъезде.
- Разбойники выбирают себе предводителя. Мелками чертят круг. От него начинается движение.
- От круга рисуют стрелки, указывающие направление движения разбойников.
- Стрелки чертят в любых местах: на стенах домов, бордюрах, лавках, деревьях.
- После условного знака разбойники бегут туда, куда указывают стрелки.
- Они разбиваются на небольшие группы, чертить стрелки во всевозможных направлениях, сбивая с толку казаков. Интервал времени, отведенного разбойникам на то, чтобы затаиться, составляет 20 минут.
- Цель разбойников в том, чтобы надежнее спрятаться. Для этого стрелки чертят так, чтобы они усложняли казакам поиск и сбивали их с толку.
- Пока одни прячутся, другие обустраивают темницу. В нее будут помещать выловленных разбойников. Для этого чертят границы, маскируют темницу при помощи подручных средств.
- Используя стрелки, казаки разыскивают противников. Ловят и закрывают в темнице. Задержанных подвергают пыткам: щекочут, пугают мелкими насекомыми. Делают это для того, чтобы выведать секретный шифр. Пытки не должны быть унизительными, жестокими.
- Казак, поймавший противника, охраняет его в темнице, пока товарищи охотятся за другими разбойниками.
- Находящиеся на свободе разбойники организовывают налет на темницу и спасают товарищей. Держат охранника за руки, пока пленники не убегут.
- Если казакам удается узнать подлинный шифр, то они выигрывают. Если пленники сбежали из темницы да еще и штаб захватили, то выигрывают разбойники.
Важно! Неукоснительное выполнение правил обязательно для всех участников.
Три совета казакам
1. Выслеживая разбойников, передвигайтесь по возможности скрытно.
2. Младшим лучше идти на поиски разбойников по двое, по трое.
3. Если при сопровождении пленного в “темницу” его отбили, тут же бросайтесь вдогонку и пытайтесь снова запятнать разбойника.
Три совета разбойникам
1. Главная задача – надежно спрятаться, замаскироваться. А если обнаружат, увести подальше, запутать казаков. Испокон веков ведется на Руси: сам погибай, но товарища выручай!
2. Пойманного разбойника казак ведет в “темницу”, взяв за руку или за рукав, и вырываться разбойник не имеет права. Но если казак хоть на мгновенье сам разожмет руку, можно дать стрекача.
3. Из “темницы” освобождать товарищей лучше всего группой – одни отвлекают казаков, а другие в это время пятнают пленных, тем самым выручая их.
УЧАСТНИКИ
В «Казаков-разбойников» играют большой компанией. Если удастся собрать 10 человек, будет просто отлично! Ребята делятся на 2 команды. Определить, кто в каком лагере, можно жеребьевкой или выбрав атаманов (капитанов), которые сами будут набирать свой отряд.
Источники:
- https://igroznaika.ru/aktivnye/kazaki-razboyniki-igra
- https://luckclub. ru/kak-igrat-v-kazaki-razbojniki-slova-dlya-igry-kazaki-razbojniki
- https://rg.ru/2016/06/21/rodina-kazaki.html
- https://inteltoys.ru/articles/cat4/article698.html
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
возникновение игры игра игра на открытом воздухе казаки разбойники описание правила игры цель
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
банки, резиночка, ножички, корейка, казаки-разбойники, колечко
7 июня 2022
Помните, как после школы мы бежали на площадку, скидывали ранцы и играли до темноты? Предлагаем освежить в памяти самые популярные дворовые игры из нашего детства или даже научить им своих детей — сейчас самое время!
Содержание
Развернуть
«Казаки-разбойники»
Эту ролевую игру на весь вечер можно по праву назвать одним из первых городских квестов. Оказывается, она была популярна ещё в царской России! Играли от мала до велика. Чем больше участников, тем лучше, но в идеале — не меньше шести. Сначала с помощью жребия игроки делятся на две команды — казаков и разбойников.
Заранее определяются нюансы правил и территория игры — например, квартал. Разбойники загадывают пароль и разбегаются, а свой путь обозначают через каждые 30–40 метров стрелками мелом на всех возможных поверхностях — без этого нельзя, но на развилках можно путать преследователей, делая стрелки в два направления — верное и ложное. Казаки в это время оборудуют темницу для заключённых — некую территорию, которую пойманные не имеют права покинуть. Минут через 10–20 после старта казаки начинают охоту. Найденный и осаленный разбойник обязан пойти в темницу. Дальше — погони, попытки разбойников освободить «своих» и даже условные «пытки» без всякой жестокости (строго по оговорённым правилам). Страсти кипели нешуточные. Казаки выигрывают, поймав всех разбойников или узнав пароль. Потом команды меняются ролями.
«Колечко»
Эта игра — яркий пример того, как с помощью одного-единственного маленького реквизита можно увлечь детей. Иногда даже не самых маленьких. Выбирается водящий, который между ладонями зажимает кольцо, монету или какой-то подобный предмет. Остальные садятся в ряд и держат перед собой ладони, сложенные «лодочкой». Задача водящего — обойдя всех по очереди, отдать колечко кому-то так, чтобы другие участники не заметили, кто именно стал его обладателем.
Затем водящий кричит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко». Тот, у кого в руках оказалось кольцо, должен выбежать вперёд, а остальные — успеть его задержать. Незамысловато, но очень увлекательно.
«Квадрат»
Подвижная игра для тех, кто не прочь попинать мяч. На асфальте или земле чертили квадрат, который делили ещё на четыре более маленьких. В каждый из них встаёт по игроку. Задача — отбить мяч из своего квадрата на чужое поле так, чтобы мяч его коснулся. С другой стороны, нужно стремиться к тому, чтобы не упустить за пределы большого квадрата мяч, упавший на твою территорию. Руками нельзя — как в футболе.
Правила и способы подсчёта очков могли отличаться в каждом дворе. Парадоксально, но иногда в «Квадрат» играли и на круглом поле — так игра становилась динамичнее и круг удобнее было делить на три равные части, если четырёх игроков не набиралось.
«Резиночка»
Дворовая игра с огромным количеством вариаций, в которую играли девочки. Самое важное было, конечно, найти или сшить самим «правильную» резиночку — чтобы и длина подходящая, и хорошо растягивалась. Когда такая находилась, её берегли как зеницу ока. Для участия требовалось как минимум трое: двое держат резинку, один прыгает. Хотя часто из желающих попрыгать выстраивалась огромная очередь!
Суть игры — по очереди выполнять прыжки: от самых простых до замысловатых — всё зависело только от акробатических способностей участников. Вариантов было много, вот здесь можно изучить один из них.
Материал по теме
Семь ярких, но забытых телешоу из 90-х и 2000-х
«Корейка»
В «Корейку» играли все — и мальчишки, и девчонки, и первоклассники, и без пяти минут выпускники. Для игры нужна довольно большая ровная площадка, на которой рисуют фигуру, напоминающую лабиринт. У каждой команды есть «дом» и место под «флаг», в качестве которого может выступать любой предмет. После возгласа «Корейка понеслась!» соперники должны пробежать по коридорам, украсть «флаг» у противника и принести к себе. Главное — не наступать на линии, при этом соперники вынуждают друг друга нарушить это правило, толкая и хватая друг друга. Тут и азарт, и реакция, и сила, и хитрость.
Забавно, что эта игра — аналог очень популярного режима нескольких компьютерных шутеров, «Захвата флага». Даже командные стратегии в чём-то схожи.
«Ножички»
В «Ножички» малышей обычно играть не брали, что неудивительно — ведь приходилось иметь дело с ножом, пусть даже и сравнительно безобидным маленьким, складным. На земле рисуется круг и делится на равные части по количеству участников. Все по очереди из своего сектора метают ножик так, чтобы он обязательно перевернулся в полёте. Если нож после броска втыкается в землю на территории соперника, игрок чертит линию в направлении, куда указывает лезвие, и «отвоёвывает» себе эту территорию. И снова бросает. Не воткнулся — ходит следующий. В процессе броска никто не мешает и не находится в своём секторе — нож всё-таки.
Покидать свою территорию во время своего хода нельзя, в том числе, когда чертишь линию. Не смог прочертить её всю — от своей территории к границе круга — значит, бросок неудачный, передача хода. Касаться чужой территории нельзя — только ножом, чертя линию. Игрок покидает игру, когда его территория становится слишком маленькой, чтобы на ней можно было стоять. Задача — стать единственным обладателем «земель».
«Палки-банки»
Ещё одна «мальчуковая» игра, к которой девочки присоединяться не спешили. Смесь городков и салочек. В некоторых городах игру называли «Пекарь», «Булка» или как-то ещё. Нужно минимум три игрока, максимум практически не ограничен. В игре требуется метко бросать палку в банку, а также быстро бегать и уворачиваться от водящего.
Преимущественно играли на асфальте, часто на заднем дворе школ, так как нужно пространство хотя бы в 2–3 десятка метров. Из инвентаря — кирпич, жестяная консервная банка (пустая, конечно) и палки. Кто-то не заморачивался и брал любую ветку, кто-то специально готовил инструмент из старой хоккейной клюшки или брал кусок арматуры. Пригодятся также мелки или, на худой конец, кусок кирпича — чтобы делать отметки на площадке. Правила есть в нескольких версиях. Вот один из вариантов.
Ищете развлечения для детей на каникулы? Ваш ребёнок любит петь, рисовать, танцевать, фотографировать? Что-то другое? Зайдите на сайт «Поколения М» — мы вместе с настоящими мастерами своего дела обязательно и совершенно бесплатно поддержим творческие увлечения ваших детей.
Узнать больше
Теги:
- Ностальгия
- Родители
- Развлечения
Расскажите друзьям об этом материале:
Ещё по теме
Ностальгия11 сентября 2022
«Лес рук», «Звонок для учителя» и другие типичные фразы из школы
Ностальгия15 июля 2022
Не досмотрели? Выясняем, чем закончились популярные сериалы
Ностальгия4 июля 2022
«Аська на телефоне» и другие фразы из 90-х и 2000-х, которые не поймут современные подростки
Популярное
Госуслуги29 сентября 2022
Как узнать, какие социальные выплаты вам положены от государства в 2022 году
Деньги28 сентября 2022
Девять вредных финансовых привычек, из-за которых мы постоянно теряем деньги
Общество23 сентября 2022
Как оплачивается больничный лист и как рассчитать выплаты?
Сервисы МТС
разбойники | это.
.. Что такое Казаки-разбойники?
Казаки́–разбо́йники — детская игра, популярная в XX веке. В игре принимают участие две команды. Существуют различные варианты игры, характерные для местности и национального состава (так, например, известна модификация «Бандиты-милиционеры»[1]). Как утверждает одна из книг начала XX века, по правилам, пойманных разбойников даже наказывали ударами ремня по спине.[2]
Содержание
|
Название игры
Название игры взято из жизни, поскольку её правила имитируют действительность: в царской России казаки являлись народной самообороной, охраняя мирное население от набегов разбойников. [3] Точных данных о времени возникновения игры нет, но известно, что играли в неё ещё до революции.
История игры
Существует мнение, что игра возникла в XVI веке, когда городовые казаки из поселений за вознаграждение ловили «воровских» казаков.[4]
Известный сатирик М. Задорнов в очерке «Чечня: антикварные грабли России» из цикла рассказов «Мамы и войны»[5] по-своему трактует название игры, объясняя сам термин «казаки-разбойники» необузданным вольным характером казачьего сословия, которое было «самым буйным, не поддающимся воспитанию российским сословием». С этим трудно согласиться, поскольку даже в правилах игры (см. ниже) речь идёт о двух командах, одна из которых называется «казаки», а вторая «разбойники».
Тем не менее, в истории встречается немало примеров трактовки данной игры на свой манер. Так, группировки расистски настроенные против кавказцев, утверждают, что возникновение игры в «Казаки-разбойники» тесным образом связано с кавказской войной XIX века. [6] Впрочем, полностью отрицать данную версию тоже не имеет смысла, поскольку казаки действительно принимали активное участие в той войне и, при внимательном рассмотрении, отголоски тех событий можно углядеть в правилах современной игры.
Описание и правила игры
Как уже было сказано, в «Казаки-разбойники» играют по-разному. Если не принимать во внимание мелкие нюансы, все вариации можно свести к двум версиям.
Правила игры, описанные Володченко и В. Юмашевым
[2]
Как признаются сами авторы книги «Выходи играть во двор», изданной в 1984 году, «изучив несколько десятков книг, выходивших в разные годы — и двадцать, и пятьдесят лет назад, — мы не нашли в них описания этой игры».
Правила записаны ими со слов фронтовика С. К. Якуба.
Играющие делятся на две команды (чем больше участников, тем игра интереснее). У каждой команды свои отличительные знаки (нарукавные повязки, ленточки или значки).
Обозначается площадка (границы территории, на которой можно прятаться и убегать).
По жребию определяется, какая команда будет «казаками», а какая «разбойниками».
По сигналу «разбойники» разбегаются прятаться. «Казаки» в это время выбирают место для «темницы», куда будут приводить пойманных «разбойников». «Темница» должна быть не очень большой, чтобы её было удобно охранять. Её границы чётко обозначаются (мелом, камешками и т. п.).
Через оговоренный промежуток времени «казаки» идут искать «разбойников», спрятавшихся на оговоренной территории. Тех, кого увидели, они должны догнать и «запятнать» (коснуться рукой). «Запятнанный» разбойник считается пойманным, он должен покорно идти с «казаком», пока тот его держит. Но если «казак» случайно разжал руки, «разбойник» может убежать.
Пойманных «разбойников» уводят в «темницу».
«Разбойники» могут выручать попавшихся товарищей. Для этого необходимо незаметно подбежать к «казаку», ведущему «разбойника», и «запятнать» его. Тогда «казак» обязан «разбойника» отпустить, и оба «разбойника» убегают прятаться снова. Но если «казак» оказывается проворнее и успевает «запятнать» второго «разбойника» раньше, он берёт в плен обоих.
«Разбойники» могут освобождать своих товарищей из «темницы». Для этого необходимо дотронуться до пленного раньше, чем охраняющий «темницу» «казак» дотронется до освобождающего.
Цель игры: переловить всех «разбойников».
Стандартные правила игры
[7]
Играют от шести человек и более (чем больше, тем лучше).
Играющие оговаривают территорию, на которой будет проходить игра. Разделившись на две команды, они по жребию определяют, кто будет играть за «казаков», а кто за «разбойников». Иногда выбираются атаманы.
«Разбойники» совещаются и загадывают кодовое слово (секретный «пароль»).
По сигналу «разбойники» убегают прятаться («казаки» не должны подглядывать). Путь передвижения обозначается с помощью стрелок на асфальте и других поверхностях (стенах, заборах), чтобы у «казаков» были подсказки, где искать. Чаще всего вначале команда бежит вместе, затем разделяется, чтобы запутать соперников. Чем быстрее «разбойники» убегают и чем запутаннее рисуют стрелочки, тем у них больше шансов надёжно спрятаться.
«Казаки» в это время обустраивают «темницу» и придумывают, как будут «пытать» пленных. Через оговоренный промежуток времени (обычно 15-20 минут) «казаки» отправляются искать «разбойников». Найденного разбойника ловят («пятнают») и отводят в темницу (он не имеет права вырываться и убегать).
Некоторые источники утверждают, что «казак», поймавший «разбойника», остаётся в «темнице», сторожить его. В других говорится о страже (1-2 человека), которая постоянно следит за «разбойниками» в «темнице», а «казаки» могут бежать ловить остальных.
В «темнице» «разбойников» «пытают» (щекочут, подсовывают насекомых, жгут крапивой). Виды «пыток» заранее оговариваются: они не должны быть жестокими или обидными.
Задача «казаков»: выведать секретное слово-пароль.
«Казаки-разбойники» в искусстве
«Казаки-разбойники» в литературе
- «Казаки-разбойники» — повесть Л. Матвеевой о девятилетней девочке Любке. Действие произведения разворачивается в первой половине XX века. Дети играют в «Казаки-разбойники» и, по сюжету, ловят настоящего шпиона.
- «Казаки-разбойники» — сказочная повесть Макса Фрая. По сюжету дети, заигравшись в «Казаки-разбойники», попадают в сказочный лес.
- «Казаки-разбойники» — роман Владимира Угрюмова из детективной серии «Шпион президента». Сама игра в романе не упоминается, но в рекламе книги используется сравнение: «Детская игра в “Казаки-разбойники” превратилась в смертельно опасную забаву взрослых».
- «Казаки-разбойники» — роман Юрия Волошина в жанре альтернативной истории. Прямых пересечений с игрой нет. Совпадение названий обусловлено тем, что герои книги — казаки, волею судьбы вынужденные стать пиратами.
«Казаки-разбойники» в кино
- «Казаки-разбойники» — художественный фильм Валентина Козачкова, снятый на Одесской киностудии в 1979 году. В основу сценария легла повесть П. Берна «Лошадь без головы», рассказывающая о школьниках из небольшого приморского городка, которые в послевоенные годы помогают милиции поймать и обезвредить преступников.
- «Казаки-разбойники» — телевизионный сериал Константина Статского, снятый в 2008 году кинокомпанией Телесто. На официальном сайте Телесто[8] о фильме написано буквально следующее:
«…Юные беглецы, которые поначалу воспринимают своё положение, как детскую игру “Казаки-разбойники”, вскоре оказываются в атмосфере подозрительности и смертельного страха. Опасного незнакомца ребята называют Леший и с ужасом понимают, что “Казаки-разбойники” оборачиваются для них игрой на выживание».
См. также
- Детские игры
- Двенадцать палочек
Источники и примечания
- ↑ Данные найдены в многочисленных форумах в Интернете, поэтому не могут считаться достоверными. С некоторыми вариациями можно ознакомиться на Форуме игры «Казаки-разбойники» в Энциклопедии нашего детства
- ↑ 1 2 В. Володченко, В. Юмашев Выходи играть во двор. — М.: Молодая гвардия, 1984. — С. 107-112. — 126 с. — ISBN 5-235-00465-5
- ↑ История казачества на портале Казачий стан
- ↑ Неофициальный сайт по истории казачества
- ↑ С первоисточником можно ознакомиться на сайте М. Задорнова
- ↑ А. Семёнов Казаки-разбойники // Дуэль : газета. — 5 октября 2004. — № 40 (388).
- ↑ Сайт о дворовых играх
- ↑ Официальный сайт кинокомпании Телесто
Ссылки
- «Казаки-разбойники» в книге В. Володченко, В. Юмашев Выходи играть во двор. — М.: Молодая гвардия, 1984. — С. 107-112. — 126 с. — ISBN 5-235-00465-5
- «Казаки-разбойники» в книге Якуб С. Вспомним забытые игры. — М.: Детская литература, 1988. — С. 66 — 76. — 159 с. — ISBN 5-08-001116-5
- «Казаки-разбойники» в Толковом словаре Ожегова
- Игра «Казаки-разбойники» на форуме сайта Энциклопедия нашего детства
- «Казаки-разбойники» на Сайте о детских играх
- «Казаки-разбойники» на Сайте о дворовых играх
Украинские казаки | Казаки и религия в Украине раннего Нового времени
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicКазаки и религия в Украине раннего Нового времениИстория раннего Нового времени (1500–1700 гг. )История религииИстория России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicКазаки и религия в Украине раннего Нового времениИстория раннего Нового времени (1500–1700 гг.)История религииИстория России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать
ЦитироватьРазрешения
Делиться
- Твиттер
- Подробнее
CITE
Plokhy, Serhii,
‘Украины Cossacks’
,
The Cossacks and Religion в ранней современной Украине
(
2001;
онлайн,
,
.
, 1 января 2010 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199247394.003.0002,
по состоянию на 6 октября 2022 г.
Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicКазаки и религия в Украине раннего Нового времениИстория раннего Нового времени (1500–1700 гг.)История религииИстория России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicКазаки и религия в Украине раннего Нового времениИстория раннего Нового времени (1500–1700 гг. )История религииИстория России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
В середине 16 века два самых могущественных государства Восточной Европы, Московское царство и Царство Польское, почти одновременно выступили на восток. За короткий период между 1552 и 1556 годами московским войскам удалось не только разгромить и подчинить себе два крупнейших татарских ханства на Волге, Казанское и Астраханское, но и подчинить себе Сибирское ханство, а также черкесских и кабардинских князей. Степные просторы юга Украины не контролировались полностью ни одним из граничащих с ними государств. Со времени монгольского нашествия степь стала местом кочевья и добывания пищи, не подлежащих официальному регулированию, бандами рыбаков, охотников и флибустьеров, которых стали называть казаками. Позже казачество будет признано отдельным корпоративным порядком со своими привилегиями, свободами и прерогативами. Религия, особенно православие, сыграла ключевую роль в истории казачьего движения.
Ключевые слова:
Казаки, Московия, Польша, корпоративный порядок, религия, православие, история, степь, Восточная Европа
Предмет
Раннее Новое время (1500-1700)История религииИстория России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная история
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Войти с помощью личного кабинета
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Помощь — Казино — Копы и грабители
Наша лихорадочная охота вышла на второй этап: преследуйте Старого Билла на 20 выигрышных линиях в Cops ‘n’ Robbers™ ; взламывайте сейфы и хватайте золотые слитки — и ускользайте от копов! Если вы взломаете код, вы введете: Там вы найдете дополнительные вращения, сумасшедшие дикие символы и, если повезет, огромный джекпот!
Цель игры Cops ‘n’ Robbers™ состоит в том, чтобы собрать 5 одинаковых символов рядом на выигрышной линии. Выигрышные паттерны идут слева направо.
Бонусные символы
Сторожевая собака (Дикий символ) представляет все символы, кроме Грабителя (бонусный символ). Золотые слитки и полицейские могут появляться группами и увеличивать ваш выигрыш. После вращения в обычной игре вы можете выиграть один из 4 бонусов:
3 грабителя в любой позиции на первом, третьем и пятом барабанах активируют бонус Street. Каждый раз, когда вы нажимаете «Старт», кубики сыграют один раз, и грабитель будет двигаться вперед на количество выпавших очков. Каждое поле содержит разные бонусы для вас: это либо бесплатные вращения, либо вайлды для последующих бесплатных игр. Если ваш злодей приземляется на «Начать бесплатные вращения», бонусная игра заканчивается, и вы узнаете, сколько бесплатных игр вы выиграли в общей сложности. Они начнутся сразу после. Бонус улицы можно использовать в бесплатной игре. Вы можете собирать золотые ключи во время бонусной игры Street, а также во время бесплатных игр. Если вы получаете 5 ключей, прогрессивный джекпот ваш — если у вас уже есть три ключа, например. во время Street Bonus Game вы можете, если повезет, получить еще два ключа в последующей бесплатной игре и сорвать джекпот. Ключи расположены на обычных символах пятого барабана во время бесплатных вращений. Если эти символы являются частью выигрышной комбинации, вы получите обычную выплату.
Бонусная игра
Сторожевая собака (Дикий символ) представляет все символы, кроме Грабителя (бонусный символ). Золотые слитки и полицейские могут появляться группами и увеличивать ваш выигрыш. После вращения в обычной игре вы можете выиграть один из 4 бонусов:
3 грабителя в любой позиции на первом, третьем и пятом барабанах активируют бонус Street. Каждый раз, когда вы нажимаете «Старт», кубики сыграют один раз, и грабитель будет двигаться вперед на количество выпавших очков. Каждое поле содержит разные бонусы для вас: это либо бесплатные вращения, либо вайлды для последующих бесплатных игр. Если ваш злодей приземляется на «Начать бесплатные вращения», бонусная игра заканчивается, и вы узнаете, сколько бесплатных игр вы выиграли в общей сложности. Они начнутся сразу после. Бонус улицы можно использовать в бесплатной игре. Вы можете собирать золотые ключи во время бонусной игры Street, а также во время бесплатных игр. Если вы получаете 5 ключей, прогрессивный джекпот ваш — если у вас уже есть три ключа, например. во время Street Bonus Game вы можете, если повезет, получить еще два ключа в последующей бесплатной игре и сорвать джекпот. Ключи расположены на обычных символах пятого барабана во время бесплатных вращений. Если эти символы являются частью выигрышной комбинации, вы получите обычную выплату.
Джекпот
Сторожевая собака (Дикий символ) представляет все символы, кроме Грабителя (бонусный символ). Золотые слитки и полицейские могут появляться группами и увеличивать ваш выигрыш. После вращения в обычной игре вы можете выиграть один из 4 бонусов:
Перемотка назад : Один или несколько барабанов могут повернуться на несколько вращений назад, чтобы получить выигрыш.
Перемотка вперед : один или несколько барабанов могут прокрутиться на несколько вращений вперед, чтобы получить выигрыш.
Reel Morph : Символы на барабанах меняются, образуя выигрышную комбинацию.
Bonus Wilds : на барабаны будут добавлены дополнительные символы Wild, чтобы увеличить ваши шансы на выигрыш. onus с бонусом Wild и последующими бесплатными вращениями.
3 грабителя в любой позиции на первом, третьем и пятом барабанах активируют бонус Street. Каждый раз, когда вы нажимаете «Старт», кубики сыграют один раз, и грабитель будет двигаться вперед на количество выпавших очков. Каждое поле содержит разные бонусы для вас: это либо бесплатные вращения, либо вайлды для последующих бесплатных игр. Если ваш злодей приземляется на «Начать бесплатные вращения», бонусная игра заканчивается, и вы узнаете, сколько бесплатных игр вы выиграли в общей сложности. Они начнутся сразу после. Бонус улицы можно использовать в бесплатной игре. Вы можете собирать золотые ключи во время бонусной игры Street, а также во время бесплатных игр. Если вы получаете 5 ключей, прогрессивный джекпот ваш — если у вас уже есть три ключа, например. во время Street Bonus Game вы можете, если повезет, получить еще два ключа в последующей бесплатной игре и сорвать джекпот. Ключи расположены на обычных символах пятого барабана во время бесплатных вращений. Если эти символы являются частью выигрышной комбинации, вы получите обычную выплату.
Наша лихорадочная охота вышла на второй этап: преследуйте Старого Билла на 20 выигрышных линиях в Cops ‘n’ Robbers™ ; взламывайте сейфы и хватайте золотые слитки — и ускользайте от копов! Если вы взломаете код, вы введете: Там вы найдете дополнительные вращения, сумасшедшие дикие символы и, если повезет, огромный джекпот!
Цель игры Cops ‘n’ Robbers™ состоит в том, чтобы собрать 5 одинаковых символов рядом на выигрышной линии. Выигрышные паттерны идут слева направо.
Бонусные символы
Сторожевая собака (Дикий символ) представляет все символы, кроме Грабителя (бонусный символ). Золотые слитки и полицейские могут появляться группами и увеличивать ваш выигрыш. После вращения в обычной игре вы можете выиграть один из 4 бонусов:
3 грабителя в любой позиции на первом, третьем и пятом барабанах активируют бонус Street. Каждый раз, когда вы нажимаете «Старт», кубики сыграют один раз, и грабитель будет двигаться вперед на количество выпавших очков. Каждое поле содержит разные бонусы для вас: это либо бесплатные вращения, либо вайлды для последующих бесплатных игр. Если ваш злодей приземляется на «Начать бесплатные вращения», бонусная игра заканчивается, и вы узнаете, сколько бесплатных игр вы выиграли в общей сложности. Они начнутся сразу после. Бонус улицы можно использовать в бесплатной игре. Вы можете собирать золотые ключи во время бонусной игры Street, а также во время бесплатных игр. Если вы получаете 5 ключей, прогрессивный джекпот ваш — если у вас уже есть три ключа, например. во время Street Bonus Game вы можете, если повезет, получить еще два ключа в последующей бесплатной игре и сорвать джекпот. Ключи расположены на обычных символах пятого барабана во время бесплатных вращений. Если эти символы являются частью выигрышной комбинации, вы получите обычную выплату.
Бонусная игра
Сторожевая собака (Дикий символ) представляет все символы, кроме Грабителя (бонусный символ). Золотые слитки и полицейские могут появляться группами и увеличивать ваш выигрыш. После вращения в обычной игре вы можете выиграть один из 4 бонусов:
3 грабителя в любой позиции на первом, третьем и пятом барабанах активируют бонус Street. Каждый раз, когда вы нажимаете «Старт», кубики сыграют один раз, и грабитель будет двигаться вперед на количество выпавших очков. Каждое поле содержит разные бонусы для вас: это либо бесплатные вращения, либо вайлды для последующих бесплатных игр. Если ваш злодей приземляется на «Начать бесплатные вращения», бонусная игра заканчивается, и вы узнаете, сколько бесплатных игр вы выиграли в общей сложности. Они начнутся сразу после. Бонус улицы можно использовать в бесплатной игре. Вы можете собирать золотые ключи во время бонусной игры Street, а также во время бесплатных игр. Если вы получаете 5 ключей, прогрессивный джекпот ваш — если у вас уже есть три ключа, например. во время Street Bonus Game вы можете, если повезет, получить еще два ключа в последующей бесплатной игре и сорвать джекпот. Ключи расположены на обычных символах пятого барабана во время бесплатных вращений. Если эти символы являются частью выигрышной комбинации, вы получите обычную выплату.
Джекпот
Сторожевая собака (Дикий символ) представляет все символы, кроме Грабителя (бонусный символ). Золотые слитки и полицейские могут появляться группами и увеличивать ваш выигрыш. После вращения в обычной игре вы можете выиграть один из 4 бонусов:
Перемотка назад: один или несколько барабанов могут повернуться на несколько вращений назад, чтобы получить выигрыш.
Быстрая перемотка вперед: один или несколько барабанов могут прокрутиться на несколько вращений вперед, чтобы получить выигрыш.
Reel Morph: символы на барабанах меняются, образуя выигрышную комбинацию.
Bonus Wilds: на барабаны будут добавлены дополнительные символы Wild, чтобы увеличить ваши шансы на выигрыш. onus с бонусом Wild и последующими бесплатными вращениями.
3 грабителя в любой позиции на первом, третьем и пятом барабанах активируют бонус Street. Каждый раз, когда вы нажимаете «Старт», кубики сыграют один раз, и грабитель будет двигаться вперед на количество выпавших очков. Каждое поле содержит разные бонусы для вас: это либо бесплатные вращения, либо вайлды для последующих бесплатных игр. Если ваш злодей приземляется на «Начать бесплатные вращения», бонусная игра заканчивается, и вы узнаете, сколько бесплатных игр вы выиграли в общей сложности. Они начнутся сразу после. Бонус улицы можно использовать в бесплатной игре. Вы можете собирать золотые ключи во время бонусной игры Street, а также во время бесплатных игр. Если вы получаете 5 ключей, прогрессивный джекпот ваш — если у вас уже есть три ключа, например. во время Street Bonus Game вы можете, если повезет, получить еще два ключа в последующей бесплатной игре и сорвать джекпот. Ключи расположены на обычных символах пятого барабана во время бесплатных вращений. Если эти символы являются частью выигрышной комбинации, вы получите обычную выплату.
Наша лихорадочная охота вышла на второй этап: преследуйте Старого Билла на 20 выигрышных линиях в Cops ‘n’ Robbers™ ; взламывайте сейфы и хватайте золотые слитки — и ускользайте от копов! Если вы взломаете код, вы введете: Там вы найдете дополнительные вращения, сумасшедшие дикие символы и, если повезет, огромный джекпот!
Цель игры Cops ‘n’ Robbers™ состоит в том, чтобы собрать 5 одинаковых символов рядом на выигрышной линии. Выигрышные паттерны идут слева направо.
Бонусные символы
Сторожевая собака (Дикий символ) представляет все символы, кроме Грабителя (бонусный символ). Золотые слитки и полицейские могут появляться группами и увеличивать ваш выигрыш. После вращения в обычной игре вы можете выиграть один из 4 бонусов:
3 грабителя в любой позиции на первом, третьем и пятом барабанах активируют бонус Street. Каждый раз, когда вы нажимаете «Старт», кубики сыграют один раз, и грабитель будет двигаться вперед на количество выпавших очков. Каждое поле содержит разные бонусы для вас: это либо бесплатные вращения, либо вайлды для последующих бесплатных игр. Если ваш злодей приземляется на «Начать бесплатные вращения», бонусная игра заканчивается, и вы узнаете, сколько бесплатных игр вы выиграли в общей сложности. Они начнутся сразу после. Бонус улицы можно использовать в бесплатной игре. Вы можете собирать золотые ключи во время бонусной игры Street, а также во время бесплатных игр. Если вы получаете 5 ключей, прогрессивный джекпот ваш — если у вас уже есть три ключа, например. во время Street Bonus Game вы можете, если повезет, получить еще два ключа в последующей бесплатной игре и сорвать джекпот. Ключи расположены на обычных символах пятого барабана во время бесплатных вращений. Если эти символы являются частью выигрышной комбинации, вы получите обычную выплату.
Бонусная игра
Сторожевая собака (Дикий символ) представляет все символы, кроме Грабителя (бонусный символ). Золотые слитки и полицейские могут появляться группами и увеличивать ваш выигрыш. После вращения в обычной игре вы можете выиграть один из 4 бонусов:
3 грабителя в любой позиции на первом, третьем и пятом барабанах активируют бонус Street. Каждый раз, когда вы нажимаете «Старт», кубики сыграют один раз, и грабитель будет двигаться вперед на количество выпавших очков. Каждое поле содержит разные бонусы для вас: это либо бесплатные вращения, либо вайлды для последующих бесплатных игр. Если ваш злодей приземляется на «Начать бесплатные вращения», бонусная игра заканчивается, и вы узнаете, сколько бесплатных игр вы выиграли в общей сложности. Они начнутся сразу после. Бонус улицы можно использовать в бесплатной игре. Вы можете собирать золотые ключи во время бонусной игры Street, а также во время бесплатных игр. Если вы получаете 5 ключей, прогрессивный джекпот ваш — если у вас уже есть три ключа, например. во время Street Bonus Game вы можете, если повезет, получить еще два ключа в последующей бесплатной игре и сорвать джекпот. Ключи расположены на обычных символах пятого барабана во время бесплатных вращений. Если эти символы являются частью выигрышной комбинации, вы получите обычную выплату.
Джекпот
Сторожевая собака (Дикий символ) представляет все символы, кроме Грабителя (бонусный символ). Золотые слитки и полицейские могут появляться группами и увеличивать ваш выигрыш. После вращения в обычной игре вы можете выиграть один из 4 бонусов:
Перемотка назад: один или несколько барабанов могут повернуться на несколько вращений назад, чтобы получить выигрыш.
Быстрая перемотка вперед: один или несколько барабанов могут прокрутиться на несколько вращений вперед, чтобы получить выигрыш.
Reel Morph: символы на барабанах меняются, образуя выигрышную комбинацию.
Bonus Wilds: на барабаны будут добавлены дополнительные символы Wild, чтобы увеличить ваши шансы на выигрыш. onus с бонусом Wild и последующими бесплатными вращениями.
3 грабителя в любой позиции на первом, третьем и пятом барабанах активируют бонус Street. Каждый раз, когда вы нажимаете «Старт», кубики сыграют один раз, и грабитель будет двигаться вперед на количество выпавших очков. Каждое поле содержит разные бонусы для вас: это либо бесплатные вращения, либо вайлды для последующих бесплатных игр. Если ваш злодей приземляется на «Начать бесплатные вращения», бонусная игра заканчивается, и вы узнаете, сколько бесплатных игр вы выиграли в общей сложности. Они начнутся сразу после. Бонус улицы можно использовать в бесплатной игре. Вы можете собирать золотые ключи во время бонусной игры Street, а также во время бесплатных игр. Если вы получаете 5 ключей, прогрессивный джекпот ваш — если у вас уже есть три ключа, например. во время Street Bonus Game вы можете, если повезет, получить еще два ключа в последующей бесплатной игре и сорвать джекпот. Ключи расположены на обычных символах пятого барабана во время бесплатных вращений. Если эти символы являются частью выигрышной комбинации, вы получите обычную выплату.
РТП
Теоретическая отдача игроку в этой игре составляет 95%
Неисправности аннулируют все выплаты и розыгрыши.
Дата последней модификации: 30.12.2021
Камо сходит с ума: игра бандитов и казаков
20
10 мая 1907 года Камо устанавливал запал на одной из бомб Красина, когда она взорвалась ему в лицо. Он чуть не лишился глаза, но ему удалось тайно вылечиться и достаточно восстановиться, чтобы возглавить Отряд в тот большой день, который приближался. Остальные бандиты скучали по своему арестованному главарю Цинцадзе, считая Камо саморекламой и искателем внимания. «Камо был очень доволен собой, — сказал Куприашвили, — демонстрируя свою ценность перед важными товарищами и хвастаясь».
Сталин вернулся домой к 4 июня, сразу после того, как энергичный премьер-министр Николая II Петр Столыпин начал свой реакционный переворот, изменив правила выборов в Думу, чтобы обеспечить консервативное большинство, и усилив свои жесткие репрессии против революционеров. Многих арестовали, многих сослали в Сибирь в тюрьмы — поезда окрестили «столыпинскими вагонами», а повесили столько, что петлю прозвали «столыпинским галстуком». В 1905 г. было 86 000 политических заключенных; к 1909 г. их было 170 000 человек.
Камо собрал большую команду лучших хулиганов и грабителей банков Джорджии, в том числе костяк Outfit и пять женщин-стрелков. Они жили и ждали в маленькой коммуналке, пока сам Камо снимал грандиозную резиденцию, «живя под прикрытием, как принц». Охранка полагала, что к ограблению было причастно около шестидесяти бандитов, поэтому вполне вероятно, что большевики заручились помощью эсеров и других высокопоставленных организаторов: террористы часто сотрудничали, последний раз, когда Красин предоставил эсерам бомбы для подрыва дома премьер-министра Столыпина. . Если эсеры надеялись на долю добычи, их ждало разочарование.
Сталин информировал Тифлисский большевистский комитет о приказах Ленина, данных ему в Берлине; они одобрили операцию. Он, должно быть, ожидал местного возмущения и международного скандала: Камо и боевики временно вышли из партии по предложению Ленина, тем самым формально освободившись от лондонской резолюции. Сразу после этого Сталин и Шаумян планировали переехать в Баку. С большевиками в Грузии было покончено, у них было всего 500 сторонников. Сосо сознательно сжигал свои грузинские мосты и начинал все заново в более амбициозной среде. *
Рано утром 13 июня Камо подтвердил Сталину и Шаумяну, что ограбление состоится в этот день. Гангстеры ждали в таверне «Тилипучури», где якобы видели Сталина рано утром. † Где-то в 10 утра, облачившись в офицерский мундир, лихо взмахнув черкеской, Камо выехал на Ереванскую площадь; мальчики и девочки из гангстеров заняли свои позиции. Был теплый летний день.
Когда город сотрясали бомбы, Като Сванидзе Джугашвили обнимала трехмесячного ребенка Сталина Ладди на балконе рядом со своей сестрой Сашико. «Мы бросились внутрь, совершенно перепуганные, — говорит Сашико Сванидзе. Остаток дня раненых лечили в импровизированных операционных. Казаки и жандармы носились по городу, совершая набеги на дома, оцепляя районы и кварталы в надежде вернуть деньги до того, как они покинут Тифлис.
«Той ночью, — сообщает Сашико, — Сосо пришел домой и рассказал нам, что это сделал Камо и его банда, укравшие 250 000 рублей для партии». Должно быть, он рассказал сестрам об игре Камо, потому что они поняли, почему он только что позаимствовал меч их отца. Мемуары Сванидзе показывают, что Като не просто не замечала двойной жизни Сталина, но и прекрасно знала, что она замужем за крестным отцом ограблений банков на Кавказе. Но Сталин неожиданно сообщил семье, что его жена и ребенок скоро уезжают в Баку. Сванидзе не одобрили. Должно быть, они сильно переживали, потому что даже в 19В 30-е годы семья осмелилась критиковать Сталина за то, что он взял ее на тринадцатичасовую поездку на поезде «таким жарким летом» и с ребенком. Но это было напрасно: «Сосо уехал в Баку и взял Като», прихватив 15 000 рублей на свои дальнейшие планы.
Камо затаился. Перед отъездом он любезно предложил «внутреннему человеку» Сталина 10 000 рублей за помощь. Вознесенский милостиво принял 5000.
Теперь все снова пошло не так. Полиция сообщила, что помечены 100 000 рублей купюрами номиналом 500. Некоторые гангстеры хотели сжечь записки. Камо отказался. Остальные деньги были в более мелких купюрах.
Все хулиганы хотели встретиться с Лениным, но глаз Камо нуждался в иностранном лечении, поэтому именно он, взяв с собой большую часть денег, сел на поезд через Баку к Ленину в Финляндию. Князь Коки Дадиани, семья которого когда-то правила Мегрелией, снова одолжил Камо свой паспорт. Добавляя новый слой к этой любимой маскировке, Камо теперь изображал из себя принца в сопровождении своей новой молодой невесты (одной из женщин-гангстеров, по иронии судьбы, но с пользой, дочери полицейского) на следующий день после свадьбы. Девушки из Экипировки уже имели опыт прятать деньги и динамит на себе: динамит издавал резкий кислотный смрад, особенно когда был привязан к потному телу, поэтому дамам приходилось обливаться ароматами. С деньгами было проще, хабар путешествовал в белье и одежде невесты. Продажных полицейских, вероятно, подкупили, чтобы они закрывали глаза.
Камо передал Ленину сумму, эквивалентную примерно 1,7 миллиона фунтов стерлингов (3,4 миллиона долларов США) в сегодняшних деньгах, чего было достаточно, чтобы какое-то время финансировать фракцию. Камо провел лето со своим героем, планируя гигантское «зрелище». Но реакция вскоре настигла Ленина, который бежал в Женеву, где «швейцарские бюргеры, — пишет Крупская, — были перепуганы до смерти. . . и не мог говорить ни о чем, кроме русских экспроприаций». «Грузия» стала синонимом бандитизма: когда Цхакая приезжал к ним в чохе пальто, их квартирная хозяйка чуть не потеряла сознание от тревоги и «с воплем испуга захлопнула перед его носом дверь».
Это был далеко не конец истории: ограбление тифлисского банка сделало Камо легендой, * но его последствия помогли расколоть партию и грозили нанести ущерб Сталину вплоть до 1918 года. 1
Как и в любом успешном преступном предприятии, хулиганы вскоре вступили в бой за добычу. Милиция опубликовала серийные номера стотысячных купюр. Их было бы очень трудно обналичить, но фальшивомонетчик Технической группы Красина, известный как Толстая Фанни, изменил некоторые цифры на банкнотах. Ленин и Красин решили действовать, тем более, что в остальном ограбление было чистым. Деньги моментально были вывезены за границу. Часть была отмыта через Credit Lyonnais Bank. Литвинов раздал деньги своим оперативникам, чтобы они меняли деньги в разных городах.
Тем временем тайная полиция лихорадочно пыталась поймать преступников, но ничего конкретного обнаружить не могла. Их тифлисские осведомители, особенно одна под кодовым названием «Толстая дама», показали, что боевики-эсеры участвовали, но были лишены своей доли добычи.
Их первым подозреваемым был другой грабитель горийских банков Давришеви, который (согласно сообщениям Охраны) «прятался в Лозанне под именем Камо».
Охранке было известно, что «Камо отправлял все деньги Красину и Ленину», но теперь революционеры начали ссориться. Ленин обналичил не менее 140 000 рублей из доходов от ограбления Камо. Но в 1908 он начал порочную, хотя и эзотерическую вражду, которая снова разорвала партию пополам. Он порвал с Богдановым и Красиным, † , которые похитили для себя около 40 000 рублей тифлисских денег. Литвинов прислал «двух грузинских террористов», чтобы сказать им, что, если они не вернут его быстро, грузины «отрежут» одного из ЦК.
Ленину скоро снова не хватило денег. Ограбления банков были не единственным сомнительным источником его финансирования. Он приказал паре мошенников-большевиков соблазнить двух невзрачных сестер, унаследовавших огромное состояние своего дяди Шмидта, покойного промышленника. Двойные соблазны увенчались успехом, хотя Ленин признавал, что сам бы он не смог этого сделать. Один из соблазнителей, Виктор Таратута, украл значительные суммы из наследства, чтобы потратить их на богатую жизнь, прежде чем передать остаток Ленину.
Камо, сейчас находящийся в Берлине, решил помочь, совершив самое крупное ограбление банка из всех, ограбление на 15 миллионов рублей, «которое финансировало партию в течение шести лет, но стоило как минимум 200 жизней». Собрав запасы динамита и воспользовавшись паспортом на имя Мирского, страхового агента, он отправился в августе в Берлин за взрывчаткой. Но человеком Ленина в Берлине был доктор Житомирский, двойной агент, сообщивший охранке о Лондонском конгрессе. Житомирский теперь предал Камо.
27 октября/9 ноября 1907 года немецкая полиция провела обыск в гостиничном номере Камо и нашла пронумерованные банкноты и 200 фитилей динамита, двенадцать гремучей ртути и двадцать электрических батарей. Охранка была взволнована, но до сих пор не знала, кто такой «Мирский». 31 октября/13 ноября Гартинг, директор царской Службы внешней разведки, торжествующе объявил, что «Мирский» замышляет «крупное ограбление» и что у него есть несколько тифлисских банкнот, но нет никаких доказательств его участия в ограблении. настоящее возмущение. Охранка по-прежнему считала Давришевого «Камо». Так кем же был «Мирский»?
Наконец-то охранке повезло. 1 марта 1908 года бывший большевистский разбойник в кутаисской тюрьме Арсен Карсидзе сообщил, что главным грабителем банка был Симон Тер-Петросян, известный как Камо, который сейчас содержится как «Мирский» в берлинской тюрьме Альт-Моабит. Другое сообщение подтвердило, что Давришеви находился в изгнании в Швейцарии и в конце концов не был Камо.
Царское правительство ходатайствовало о выдаче Камо, которому грозит смертная казнь. Красин поспешил в Берлин, чтобы организовать свою защиту, и нанял немецкого левого адвоката Оскара Кона. Красин посоветовал Камо симулировать безумие, роль, для которой он был более квалифицирован, чем большинство.
Камо начал вести себя как сумасшедший, на что способен только тот, кто действительно сломался. Ему удавалось поддерживать его целых два года. Сначала он начал орать, плакать, рвать на себе одежду, бить тюремщиков. Они переместили его в ледяную темницу, где его продержали обнаженным девять дней. По-видимому, он не спал и четыре месяца проводил ночи стоя. Потом он перестал есть; заставляют — кормят через трубочку. Он выдернул волосы из головы; пытался повеситься, но был зарублен; перерезал себе запястья, но был реанимирован. 19 мая08 августа его перевели в берлинскую Бухскую психиатрическую больницу для постановки диагноза. Он копировал других пациентов и усвоил это великое клише безумия: он притворялся Наполеоном. Врачи все еще были настроены скептически и решили подвергнуть его серии мучений, которые сломили бы любого другого. Его обожгло красным — раскаленным железом и иголками загоняли под ногти, но он все это выдержал. В конце концов немцы признали его невменяемым и, умыв руки от надоедливого хама, передали его русским, которые, тем не менее, отдали его под суд за тифлисское «безобразие» и пятьдесят жертв. В суде шаркающий, бредящий Камо вдруг во время суда вытащил из рукава птицу, зеленушку Петьку, и вместо адвокатов бешено заговорил со своим птичьим другом.
Премьер Столыпин и наместник Воронцов-Дашков решили его повесить. Но его адвокат Кон организовал такую успешную европейскую рекламную кампанию против казни сумасшедшего, что Столыпин неохотно решил, что повешение «неблагоприятно отразится на российских интересах».
В ходе испытаний российские врачи обнаружили, что кожа Камо не ощущала боли. Они воткнули ему под ногти еще несколько игл, а затем убили его электрическим током. — Обожженная плоть, — размышлял Камо, — ужасно обожгла. Эти врачи тоже были убеждены.
В сентябре 1910 года Камо был признан невменяемым и навсегда заперт в Метехской крепости в отделении для душевнобольных преступников. Большевики приветствовали героизм Камо, но один врач объяснил, что «так себя ведет только тяжелобольной в состоянии безумия». Камо, как пишет историк Анна Гейфман, был существом «неразрешенных страстей и тревог». . . не в состоянии нормально функционировать. . . Симулируя безумие, он на самом деле был сумасшедшим».
Тем временем полиция отследила помеченные банкноты, которые начали появляться по всей Европе. В Париже Литвинов нашел под своей гостиничной кроватью сыщика: его арестовали с двенадцатью банкнотами с пометками, но депортировали в Лондон. Красина подобрали в Финляндии. Другие менялы были арестованы в Мюнхене, Цюрихе, Париже, Берлине и Стокгольме.
«Меньшевики не получили ни гроша [из тифлисской грабежной наличности], — сообщала ликующая охранка, — поэтому они требуют на основании резолюций Лондонского съезда исключить всех этих экспроприаторов из партии».
Сталин попал в беду. 2
Возмущенные меньшевики поручили трем различным комиссиям, действовавшим в течение двух лет, расследовать, кто организовал ограбление тифлисского банка, одну во главе с Жордания в Тифлисе, вторую Джибладзе в Баку и третью за границей, под руководством Чичерин. Убийственные ограбления нанесли ущерб их репутации, но они также хотели уничтожить Ленина, используя Сталина и Камо.
Меньшевикам удалось допросить практически всех основных виновных, включая самого Сталина, допрошенного в Баку как «товарищ Коба». Удивительно, но в архивах сохранилось это первое прямое свидетельство его причастности. «Свои люди» Касрадзе и Вознесенский во всем признались, обвиняя Сталина. Ленин заявил Чичерину о своей невиновности, поскольку грабежи «были совершены беспартийными». Комитеты в Тифлисе и Баку, по словам Арсенидзе и Уратадзе, проголосовали за исключение Сталина. Но партия уже была расколота, поэтому сомнительно, чтобы меньшевики были в силах исключить большевика.
Тем не менее, они собрали улики против Сталина, чтобы противостоять Ленину. В августе 1908 года они встретились в Женеве, где Мартов раскритиковал Ленина. Ноэ Рамишвили назвал имена, включая обычных подозреваемых Камо и Цинцадзе, а затем заявил, что «все они действовали под руководством товарища Кобы».
Ленин вскочил, чтобы перебить. — Не называйте фамилию этого последнего, — отрезал он.
«Не буду, — улыбнулся Рамишвили, — потому что все мы знаем, что он известен как кавказский Ленин». Сталин бы гордился.
«Вы берете на себя ответственность за то, чтобы эти имена не были разглашены полиции?» настаивал Ленин. Тайна встреч Сталина с Лениным окупилась: меньшевики могли пригвоздить Сталина, но не могли обвинить Ленина. Но если и требовалось какое-либо доказательство их родства уже в 1907–1908 годах, то ленинская защита Сталина дает его.
Кажется, Сталина исключили, но уж точно не ЦК, а на местах, в Тифлисе и Баку. Если бы это было доказано, то даже это было бы настоящим пятном на его революционной легитимности.
Когда к власти пришли большевики со Сталиным как одним из ближайших приспешников Ленина, меньшевики попытались подорвать их, реанимировав все это дело. В 1918 году Мартов опубликовал статью, в которой перечислялись три примера сталинского бандитизма — ограбление Тифлиса, убийство бакинского рабочего и пиратское ограбление другого корабля под названием «Николай I» у берегов Баку. Хуже того, Мартов писал, что Сталин был исключен из партии в 1907 году. В 1918 году Сталину понадобились удостоверения старого большевика, и он почувствовал опасность в истории с исключением. Так, несколько истерично, он обрушился на этот «презренный поступок неуравновешенного, побежденного человека» и подал на Мартова в суд за «эту грязную клевету» перед ревтрибуналом, одним из самых странных процессов в советской истории.
Сталин не отрицал и не признавал своей причастности к грабежам, но настаивал: «Ни разу в жизни меня не судили ни в одной партийной организации и не исключали», что, вероятно, было буквально правдой, потому что комитеты в Тифлисе и Баку были меньшевистскими, а не большевистскими, и любое изгнание было неофициальным. Свидетелей собирались вызвать в Москву, но во время Гражданской войны это было трудно сделать. Суд отменили, Мартову объявили выговор, но Сталин настоял на своем.
— Жалкий ты человек, — огрызнулся он на Мартова, отправившегося в ссылку. * Когда Сталин вернулся в Тифлис в 1921 году большевиком-завоевателем, его освистали на митинге и открыто назвали в лицо «бандитом»: он выбежал. Разбой и высылка Сталина больше никогда не упоминались во время его правления.
Самое главное, Ленин не воспринимал всерьез сталинские местные высылки: «Такие высылки почти всегда основаны на ошибках, непроверенных сообщениях или недоразумениях. . ». Конечно, он знал об этом больше, чем показывал, но все больше осознавал, что у Сталина, террориста, бандита и тайного организатора, были «правильные вещи». 3
Шумиха вокруг грузинской работы была впечатляющей, но грабежи еще не закончились. Еще более жесткой была игра «бандитов и казаков» в Баку, где ставки были гораздо выше, чем в Тифлисе. Они оказались слишком высокими для Като.
* Позиции большевиков в Грузии были подорваны убийством в августе 1907 года чрезвычайно популярного князя Ильи Чавчавадзе, опубликовавшего стихи Сосо. решил убить его; есть сведения, что друг Сталина Серго Орджоникидзе организовал или принимал участие в покушении. Возможно, что эсы вообще не играли никакой роли в убийстве. Сталин всегда превозносил поэзию Чавчавадзе на старости лет, и нет никаких доказательств того, что он заказал удар, но он был очень близок к Серго и уж точно был более чем способен отделить литературные заслуги от жестокой необходимости: политика всегда была на первом месте.
† Сам Сталин позже намекнул, что был в Тамамшевском караван-сарае и видел, как Цинцадзе подбадривал бандитов, но Цинцадзе только что арестовали. Возможно, старый диктатор перепутал это ограбление банка с другим, ограблением 1912 года (см. Глава 29 ). В 1907 году Камо, по-видимому, был зажигательным оратором.
* Другие гангстеры, которые на самом деле совершили гораздо больше ограблений, завидовали славе Камо. «Наш Outfit назывался Kamo Group, — говорит Бачуа Куприашвили, — но это было неправдой. Мы приняли Камо в группу более чем через год после ее создания. Он сыграл свою роль в этом большом действии, после которого все приписали ему. . . А вот Котэ Цинцадзе, Инцкирвели, Элисо Ломинадзе.