Повторять слова для детей: Развитие речи у ребенка: когда ребенок начинает разговаривать
Развитие речи у ребенка: когда ребенок начинает разговаривать
Мамы и папы задаются вопросом, как скоро ожидать первых осознанных слов и фраз, когда стоит бить тревогу, если малыш молчит, в каком возрасте ребенок начинает говорить фразами. Разберемся с этим в статье, а также рассмотрим советы для родителей о том, как ускорить развитие речи малыша.
В каком возрасте ребенок начинает говорить
Каждый ребенок развивается в собственном темпе, и его речь — не исключение. Если раньше существовали строгие нормы вроде обязательных 50 слов в год, то сегодня они признаны некорректными. Четких стандартов, во сколько должен начать говорить ребенок, как быстро он будет наращивать словарный запас, нет — есть лишь ориентиры, которыми следует пользоваться для оценки уровня малыша.
Этапы развития речи у детей
Первая форма общения ребенка с родителями — плач. Родители учатся различать его в зависимости от потребностей малыша. Так, пронзительный крик часто говорит о голоде, а недовольное кряхтение может сказать о том, что требуется смена подгузника. По мере взросления вместе с ребенком “растет” и способ его коммуникации. Рассмотрим подробнее, как именно.
Развитие речи в 1–3 месяца
Обычно в период до одного месяца формируются крики, которые могут означать эмоциональный дискомфорт, боль, голод. А при физическом напряжении и легком дискомфорте малыш начинает кряхтеть, издавая звуки “а”, “э”. Важно понимать, что перед тем, как начать говорить, ребенок проходит сложный путь доречевого развития. Он учится прислушиваться к звукам, голосу и интонациям взрослых, издавать гортанные звуки в ответ. В среднем уже к 2-3 месяцам появляется гуление, малыш начинает произносить “агу” и другие протяжные гласные звуки, в том числе на фоне ярких впечатлений и новых эмоций.
Развитие речи в 4–7 месяцев
Звуки, которые напоминают настоящие слова, появляются у малыша в этом возрасте. Речевой аппарат совершенствуется, ребенок начинает экспериментировать — открывать и закрывать рот, вдыхая и выдыхая, совершать движения языком, менять форму губ. Так рождается лепет, ребенок повторяет слоги: “ба-ба-ба”, “аба-аба”, “га-га-га”, “ма-ма-ма”, “па-па-па” и др. Это еще не осознанные слова, а случайный набор слогов, которые готов произнести кроха — “ба-ба” он не связывает с появлением в поле зрения бабушки. Также в среднем в 4-6 месяцев появляются высокие певучие звуки, звуки восклицания (удивленное “а!” при виде новой игрушки и пр.).
Развитие речи в 8–12 месяцев
В среднем уже в 9-11 месяцев кроха начинает подражать звукам, которые произносят взрослые, в 10 месяцев отзывается на свое имя. И здесь может появиться первое осознанное слово. Уже к году кроха может знать и произносить до 20 простых слов: “мама”, “папа”, “баба”, “дай”, “ам”, “бух” и др. Кроме того, малыш реагирует на просьбы показать или дать — выполняет просьбу или отрицательно мотает головой, машет ручкой при встрече и активно использует другие жесты для невербального общения. Одним из важных показателей к году является то, как ребенок соотносит слово с конкретным предметом или человеком. То есть, “мама” он говорит только в адрес мамы и т.д. Кроме того, кроха обычно начинает повторять слоги с разными интонациями.
Развитие речи в 1-2 года
Развитие речи в этом возрасте может происходить лавинообразно — ребенок очень быстро наращивает словарный запас. В речи постепенно появляются прилагательные, кроха старается повторить слова, которые часто слышит от взрослых. Он активно жестикулирует, заменяет сложные сочетания звуков или вовсе их пропускает (“абака” вместо “собака”). Более активное движение помогает накапливать знания об окружающем мире и развивать речь. Активное пополнение словарного запаса может приводить к использованию до 40 слов в 1,5 года и до 300-400 слов к 2 годам. До 2 лет, как правило, формируется фразовая речь. Ребенок активно использует ее для вопросов и выражения простых нужд: “Дай ам”, “киса мяу”. Иногда кроха к концу этого периода строит предложения из 3 простых слов.
Во сколько начинают говорить девочки
Обычно различия между речью мальчиков и девочек начинают проявляться в 1,5 года. У девочек чуть больше словарный запас, до 70 слов. Отчасти это объясняется более развитым мозолистым телом — структурой, которая соединяет правое и левое полушария головного мозга. Более сильная связь между полушариями объясняет более раннее развитие речевой функции. Кроме того, центр речи, который находится в левом полушарии, у девочек созревает быстрее. Фразовая речь у девочек формируется в среднем к 1,5 годам.
Во сколько начинают говорить мальчики
Фразовая речь у мальчиков, в отличие от девочек, формируется в среднем к 2 годам. В 1,5 года словарный запас составляет обычно не более 40 слов. У мальчиков лучше развиты лобные отделы мозга, которые ответственны за планирование, поведение, эмоции. Им сложнее выполнять однообразные действия. Способность к артикуляции и подражанию у них также ниже, мальчики чуть хуже копируют родителей с их стилем речи, в меньшей степени понимают эмоциональную речь с интонациями. Им требуются более простые конструкции с четким содержанием. Мозг мальчиков в большей степени ориентирован на пространственное соотношение, они показывают отличные результаты в исследованиях на точность, скорость. А говорить мальчики начинают только к 2,5-3 годам.
Почему ребенок не говорит
Воспитание ребенка сопряжено с постоянным наблюдением за ним. Родители, которые сравнивают развитие малыша с таблицами и нормами, могут забить тревогу — ребенок не говорит, значит, с ним что-то не так. Однако, прежде, чем разбирать возможные причины задержки речевого развития, следует подчеркнуть — дети развиваются индивидуально, и даже в одной семье малыши одного пола, рожденные в разное время, могут показывать разные результаты. Часто опасения молодых родителей беспочвенны, и кроха, который отставал от сверстников, быстро догоняет и даже обгоняет их в пополнении словарного запаса.
Среди причин, по которым ребенок не говорит, выделяют следующие:
-
недоразвитие речевого аппарата, сниженный тонус мышц, которые отвечают за артикуляцию; -
ограничения в движении, что может быть связано с болезнью, перенесенной операцией, травмой и пр. Движение буквально запускает познавательные процессы и речь, поэтому долгий постельный режим часто сказывается на речевом развитии; -
недоразвитие мелкой моторики также становится частой причиной трудностей в говорении. Педагог В. Сухомлинский говорил: “Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев”. И действительно, познание мира, развитие речи происходят во многом через осязание, мелкую работу пальцев. Если ребенок не может развивать мелкую моторику (в связи с отсутствием материала, внимания со стороны взрослых и педагогов), речь может запаздывать; -
нарушения слуха в связи с заболеваниями уха или нарушения проводимости сигналов из-за заболеваний нервной системы; -
психологические причины — нет контакта между ребенком и взрослым, минимум общения в семье, гиперопека и др.
Важно понимать, что иногда причиной отсутствия речи могут выступать некоторые психоневрологические заболевания. Но обычно их удается распознать раньше, чем родители забили тревогу о том, что кроха говорит мало или отказывается говорить совсем.
Как научить ребенка говорить
Многие специалисты рекомендуют не переживать об отсутствии речи до 2-2,5 лет. А до этого возраста можно предпринять меры по развитию навыков говорения, и главным правилом здесь будет собственный пример — важно стараться как можно больше общаться с малышом, при этом четко произносить слова и фразы. Интонации лучше выбирать доброжелательные, мягкий и спокойный голос ребенок воспримет лучше.
Стоит помнить о том, что тормозить развитие речи может не только отсутствие нормального контакта со взрослыми. В некоторых семьях возникает обратный эффект — любящие мама, папа, бабушки и дедушки удовлетворяют просьбы крохи моментально, стоит ему лишь показать пальчиком, он получает желаемое. В результате мотивации к говорению у малыша попросту нет — зачем, если его и так понимают? Старайтесь приучать ребенка к тому, чтобы он как можно более подробно выражал свои желания, и запаситесь терпением — поначалу кроха может нервничать от того, что понимать его с полувзгляда перестали.
Старайтесь развивать умение ребенка быть внимательным, слушать. Играйте с ним в игры, которые предполагают эти навыки: “Послушай, что тикает? Что это за звук? Как лает собака, мычит корова и т.д.”. Также полезным будет чтение вслух.
Занятия для развития речи
Есть простые упражнения, которые могут помочь в развитии речи. Например, вы можете катать по ладони малыша маленький мячик с пупырышками, рассказывая новую сказку. Особенно стоит останавливаться на подушечках пальцев.
Все игры, связанные с лепкой из пластилина или других материалов, работой с крупами, бусинами, очень хорошо сказываются на развитии мелкой моторики. Можно сочетать их, например, украшать аппликации из пластилина, вдавливая бусинки. Поможет и пальчиковая гимнастика, массаж пальцев — делать ее можно даже тогда, когда до первого осмысленного слова еще далеко.
Логопеды советуют уделять внимание развитию фонематического слуха. Исследование близких по звучанию, но разных по смыслу слов (например, “дом — том”) помогает формированию речи. В целом распознавание звуков может быть очень полезным. Например, можно насыпать в одинаковые баночки разные крупы и трясти закрытой баночкой, угадывая с малышом, где что находится — они будут звучать по-разному.
Полезными считаются упражнения для формирования речевого выдоха. Важно научить кроху правильно выдыхать. Отлично для этого подойдут ветряные вертушки из бумаги — нужно заставлять их крутиться с помощью дыхания. Полезным будет надувание мыльных пузырей, бульканье через соломинку — эти упражнения придутся по душе любому малышу.
Любящие родители бывают очень обеспокоены отсутствием речи или считают ее недостаточно развитой для возраста ребенка. Но важно помнить о том, что каждый малыш развивается индивидуально — забота, внимание и любовь мамы и папы помогут крохе достигать высот. Будьте здоровы и счастливы!
#воспитание
#развитие
#cоветы
Поделиться статьей
‹Предыдущая
›Следующая
Советуем также почитать
Развитие ребенка по месяцам до 1 года
Как научить ребенка говорить
Книги по воспитанию детей
Игры для развития речи ребенка
Сопутствующие товары
Зубная паста «Первый зубик»
40 гр
Пенка Баю-Баюшки®
200 мл
Крем детский нежный для лица и тела
75 мл
Влажные детские салфетки Универсальные
70 шт
Какие существуют методы развития речи малыша? – Академия развития
Речь ребенка – один из основополагающих моментов его развития, на который родители всегда обращают внимание, желая быстрее услышать осознанные, четкие, первые слова своего чада. После года жизни карапуза родительский интерес к его словарному запасу возрастает. Отец и мать обращают внимание не только на речь своего ребенка, но и его сверстников, анализируя, таким образом, уровень достижений в развитии речи малыша. Это замечательно, когда у него виден прогресс в данной сфере и есть даже определенные достижения. Но что же делать в том случае, если уровень словарного запаса ребенка значительно отличается от детей того же возраста? Каким образом помочь ему разговориться?
Малыш молчит, ожидать появление речи или начинать проявлять беспокойство?
Первые слова, словосочетания, предложения ребенка, родители ждут с большим нетерпением и даже трепетом. Период с 1 года до 3 лет характеризуется не только высоким скачком физического развития малыша, но и его речи, что помогает чаду выражать свои желания и эмоции, узнавать больше нового об окружающей его среде. Замедленный процесс становления речи для малыша является не благоприятным и может существенно повлиять на его развитие в целом. Это значит, что предпочтительнее не томиться в ожидании разговорчивости ребенка, а сделать специальные условия для стимуляции этого процесса. Не лишним будет также обследование малыша логопедом, невропатологом, а проверка слуха маленького пациента также в данной ситуации не помешает.
Как действовать, если в случае простых просьб повторить что-то, либо сказать, ребенок отказывается идти на контакт, обижается и избегает внимания родителей? Что может помочь оказать влияние на желание чада повторять слова?
Главное правило – не нужно слишком активно, усердно просить молчуна воспроизводить озвученные слова. Дети в любом возрасте очень чувствительные к родительским переживаниям относительно их неудач и негативно на это реагируют. Из этого можно сделать вывод, что спокойная, расслабленная и доброжелательная обстановка делает развивающие занятия для малышей наиболее продуктивными. Намного лучше не пытаться загружать ребенка заданиями и просьбами, требуя безупречного выполнения. Желательно помогать чаду в освоении речи с помощью занятий в игровой форме, обязательно подкрепленной хорошим настроением и уверенностью в успехе.
Что дает применение звукоподражаний на занятиях с ребенком?
Звукоподражания как слова в облегченной и простой форме используются для повторения малышом с целью более быстрого овладения им речи. Данными словами являются, например: воспроизведения звуков транспорта (ту-ту и т.п.), музыкальных инструментов (динь-динь и т.п.), звуки животных (му-му и т.п.). Ребенку будет значительно легче разговаривать, используя более понятные и сокращенные формы слов, например, вместо кушать – «ням-ням» и так далее. Также следует не усложнять фразы, применяемые для повторений чадом. Словосочетания лучше поначалу предлагать максимально понятные и простые: Ляля куп-куп. Дождик кап-кап. Собачка ав-ав. Папа ку-ку.
Ребенок молчит, либо у него скудный словарный запас, что еще поможет родителям его разговорить?
Для полноценного и активного развития речи малыша важную роль играют многие факторы, особенно важно создание специальных развивающих условий в семье, режиме дня. Нужно постоянно проявлять инициативу в разговоре, поясняя разнообразные моменты, что возникают в течение дня. К примеру, перед обедом. Смотри, мама приготовила суп. Он вкусный – ням-ням. В нем овощи и мясо. Садись. На ложку. Какая ложка? Маленькая. Еще один фактор, непосредственно влияющий на развитие воображения и расширение словарного запаса карапуза – чтение ему книг, подходящих по возрасту. Отлично, если родители будут регулярно рассказывать ребенку сказки, стихи, потешки, желательно еще и в непринужденной игровой форме.
Малыш не проявляет желание говорить, несмотря на то, что родители с ним постоянно занимаются
Нужно что-то предпринимать? Когда могут появится хорошие результаты?
Обычно активизации процесса речи карапуза предшествует «накопительный период», который характеризуется запоминанием и пониманием полученной информации. Часто в таком случае ребенок вполне реагирует на просьбы родителей и полностью понимает, что от него хотят, но не выражает это в словесной форме. Пассивная речь постепенно превращается в активную, которая может начинаться с не большой задержкой либо развиваться наравне с пассивной. Для более информативного изучения, наблюдения за развитием речи малыша полезно создать специальный дневник с датами появления новых слов и фраз. Такой метод поможет оценить степень прогресса в развитии речи карапуза.
Какие существуют способы для того, чтобы ребенок от 1 года до 2 лет мог расширить словарный запас?
С малышом в возрасте от года до двух достаточно эффективным способом стимуляции разговора является договаривание: запомнившийся ему стих либо потешку родитель рассказывает медленно и не договаривая всю строчку (слово или два), предоставляя, таким образом, малышу инициативу в завершении фразы.
Одним из мощных способов разговорить ребенка – введение в речь слов-глаголов, которые способствуют ее быстрому развитию. Начинать можно из упрощенных форм, к примеру: «Машинка едет – би-би! Ляля идет – топ-топ!».
Мелкая моторика – немаловажный фактор, влияющий на становление речи. Какие есть упражнения для маленьких ручек?
Существует много разнообразных приемов развития мелкой моторики, что позволяют ускорить речевое развитие малыша. Прежде всего, это разные пальчиковые игры, применение специальных игр, направленных на стимулирование мелкой моторики, массирование рук. Занятия с использованием пластилина (теста для лепки), конструктора, шнуровок оказывают положительное воздействие на формирование речи чада. Нанизывание специальных бусин на ниточку, рисование по контуру, раскрашивание также играет важную роль в развитии мелкой моторики маленьких ручек.
Причины, симптомы, лечение и многое другое
Автор: WebMD Editorial Contributors
В этой статье
- Определение эхолалии
- Причины эхолалии
- Симптомы эхолалии
- Типы эхолалии
- Тесты на эхолалию
- Лечение Эхолалия
Возможно, вы слышали, как малыши имитируют звуки и слова, когда слышат, как говорят другие. Это повторение или имитация звуков, фраз или слов называется эхолалией. Термин происходит от греческих слов «эхо» и «лалия», что означает «повторять речь».
Эхолалия — это повторение или повторение слов или звуков, которые вы слышите от кого-то другого. Это важный этап в развитии речи у детей.
Эхолалия также может быть признаком аутизма или нарушения развития у детей или неврологических проблем у взрослых. К ним относятся инсульт или психические расстройства, такие как синдром Туретта.
Дети часто учатся говорить, повторяя слова, которые они слышат. Эхолалия обычно наблюдается у малышей в течение первых 3 лет. Эхолалия может быть проблемой, если она продолжается у детей старше 3 лет.
Эхолалия у детей. Эхолалия является признаком аутизма, нарушений развития или коммуникативных нарушений у детей старше 3 лет. Им может понадобиться дополнительное время, чтобы обдумать окружающий мир и то, что им говорят люди. Это заставляет их копировать или повторять звуки или слова, которые они слышат.
Эхолалия у взрослых. В стрессовой ситуации вы можете обнаружить, что повторяете одни и те же слова, которые слышите. Но у вас также может быть эхолалия с неврологическими или психическими проблемами, включая:
- Речевые расстройства, такие как афазия
- Черепно-мозговая травма
- Нейродегенеративные расстройства
- Спутанность сознания или делирий
- Потеря памяти или деменция
- Воспаление ткани головного мозга или энцефалит
- Неспособность к обучению
- Паралич
- Шизофрения
- Инсульт
- Эпилепсия
90 007 Синдром Туретта
Повторение фраз, слов или звуков, которые вы слышите от других, является основным симптомом эхолалии. Это также может вызвать беспокойство, раздражительность или разочарование во время разговора с кем-то.
Эхолалия может быть одного из двух типов.
Немедленная эхолалия. Это когда почти сразу что-то повторяешь. Это также может произойти с небольшой задержкой во время разговора с кем-то.
Отсроченная эхолалия. Этот тип включает отсроченное повторение слов через несколько часов или дней после их прослушивания. Обычно это наблюдается у людей с расстройствами аутистического спектра.
Эхолалия «непреодолимая», когда вы повторяете чьи-то точные слова. Его также можно «смягчить», если вы меняете их во время повторения.
Логопед может идентифицировать эхолалию во время разговора с вами. Эти терапевты часто проверяют детей с аутизмом на наличие эхолалии на уроках речи.
Тест покажет им, где ваш случай находится в диапазоне от незначительного до серьезного повторения. Ваш терапевт может определить стадию эхолалии и разработать для вас лучший план лечения.
Лечение эхолалии зависит от причины состояния. Профессионалы, которые лечат его, включают:
- Логопеды
- Логопеды
- Специалисты по развитию нервной системы
- Психологи/психиатры
- Специальные педагоги
Логопедия. Логопедия — эффективный способ лечения эхолалии, связанной с аутизмом. Группа терапевтов наблюдает за вами и определяет причину вашей эхолалии. Затем они пытаются понять, почему вы продолжаете повторять слова. Они также слушают вас и отвечают так, как вы понимаете.
Логопед играет важную роль в лечении эхолалии, связанной с аутизмом. Они используют поведенческие техники, логопедию, вербальные и визуальные подсказки, методы обучения, самоконтроль и положительное подкрепление.
Лекарства. Ваш врач может назначить лекарства, такие как антидепрессанты или селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС), если ваша эхолалия вызвана стрессом, тревогой или психическим расстройством. Они также могут дать вам определенное лекарство, если ваша эхолалия вызвана неврологическими состояниями, такими как инсульт или эпилепсия.
Проконсультируйтесь с логопедом, чтобы улучшить языковые и коммуникативные навыки, если у вас или вашего ребенка есть эхолалия. Вы также можете попробовать онлайн-программы самообучения, чтобы научиться говорить, не повторяя слов. Чтение словарного запаса и поиск различных способов общения могут помочь вам со временем преодолеть эхолалию.
Top Picks
.
Почему мой ребенок повторяет слова над и более?
Ваш ребенок повторяет слова или фразы? Понимание эхолалии у детей с аутизмом
Эхолалия определяется как повторяющиеся слова, фразы или предложения. Многие дети с диагнозом «расстройство аутистического спектра» (РАС) могут повторять то, что говорят знакомые люди, или повторять фразы из своих любимых передач.
- Когда дети повторяют слова, фразы или предложения сразу после того, как они их услышали, это называется немедленной эхолалией.
- Когда дети повторяют слова позже, это называется отсроченной эхолалией.
Из-за разницы во времени между тем, когда ребенок слышит слова, и тем, когда он их повторяет, отсроченная эхолалия обычно не соответствует контексту. Дети могут повторять песню, что-то, что учитель сказал в школе, или повторять строки из шоу в то время, когда это неуместно.
Какова цель эхолалии?
Дети с эхолалией часто используют его для определенной цели, например, чтобы попросить что-то, пообщаться с кем-то, привлечь чье-то внимание, протестовать или ответить на вопрос. Во многих случаях эхолалия выполняет функцию автоматического или сенсорного подкрепления, что может быть одной из самых сложных функций для лечения. Эхолалия может сильно подкреплять ребенка, и поэтому с ней трудно конкурировать в обучении другим методам общения. Важно смотреть на контекст, когда происходит эхолалия, а затем помочь ребенку более эффективно общаться в этом контексте.
Prizant (1983) обнаружил, что дети повторяют «фрагменты» языка, не зная, что означает язык, который они повторяют. Затем ребенок модифицирует эти языковые фрагменты и иногда смешивает слова и фразы, которые они произносят.
По мере того, как дети учатся использовать и понимать язык, дети могут начать использовать короткие предложения и, в конечном итоге, более длинные и сложные предложения. Языку ребенка требуется время, чтобы стать более спонтанным и гибким, что часто уменьшает возникновение эхолалии. Однако, даже если эхолалия исчезает по мере того, как ребенок развивает языковые навыки, она может снова проявиться, когда ребенок расстроен или утомлен.
Почему ребенок использует эхолалию?
Для родителей первое, что вы можете сделать, это выяснить, почему у вашего ребенка возникает эхолалия. В поведенческом анализе мы говорим об определении функции поведения. Выделяют четыре функции поведения – сенсорную, беглую, внимание и осязаемую.
- Ваш ребенок использует эхолалию, чтобы что-то попросить?
- Они пытаются привлечь ваше внимание?
- Ваш ребенок пытается закончить занятие?
Важно выяснить, когда и почему ваш ребенок использует эхолалию, чтобы дать ему более подходящие средства общения, понятные окружающим. Определение функции потребует некоторой детективной работы — внимательно слушайте своего ребенка, внимательно наблюдайте за ним и ждите, чтобы увидеть, что он делает. Следуйте примеру своего ребенка.
Выявление замещающего поведения
Чтобы помочь ребенку правильно общаться без эхолалии, нужно дать ему слова, которые он должен использовать с его точки зрения, чтобы удовлетворить свои потребности. Например, если вы спросите ребенка: «Хочешь перекусить?», а он ответит: «Хочешь перекусить», — вы, как родитель, должны смоделировать для него соответствующий ответ, например «Я хочу чипсов» или «Да. ” Важно использовать правильные местоимения (я, мой, я и т. д.), как если бы вы говорили от имени ребенка, чтобы он выучил правильные местоимения и грамматику для неэхолатических ответов. Цель состоит в том, чтобы ребенок повторил ваш ответ как свой собственный и, надеюсь, научился использовать этот тип ответа в будущем, когда ему задают вопрос.
Поощрение более подходящего ответа
Многие стратегии вмешательства были исследованы и использовались для перенаправления эхолалии и, в свою очередь, увеличения вербальной реакции у детей и взрослых с аутизмом. МакМорроу и Фокс (1986) использовали подсказки из окружающей среды, такие как карточки со словами и модель, чтобы повысить количество правильных ответов на вопросы. Они обнаружили, что эхолалия уменьшилась, а количество правильных ответов увеличилось. Объект исследования также показал общие улучшения.
Метод метки-паузы-точки
McMorrow и Fox (1986) использовали два метода уменьшения эхолалии. Первый называется методом «ключ-пауза-точка». Первый шаг состоит в том, чтобы выбрать в общей сложности тридцать вопросов: десять идентификационных вопросов, десять вопросов взаимодействия и десять фактических вопросов.
- Вопросы идентификации могут быть такими, как «Сколько вам лет?» или «В каком штате вы живете?»
- Интерактивные вопросы могут быть такими, как «В какие видеоигры вы играете?» или «Какие игры тебе нравятся?»
- Фактические вопросы могут быть такими: «Какого цвета трава?» или «В какую школу ты учишься?»
Когда у вас будут все тридцать вопросов, задайте ребенку все вопросы и запишите, на сколько из них он ответил правильно и неправильно. Затем вы должны сделать карточки со словами или картинками для каждого ответа на вопрос. Затем научите ребенка рассказывать вам, что изображено на каждой карточке. Как только они смогут делать это последовательно, эти карточки можно использовать в качестве подсказок для ответов на вопросы. Теперь вы зададите вопрос, держите палец перед ртом «тихим» движением, а затем указываете на подсказку с правильным ответом на вопрос. При необходимости подскажите ребенку правильно ответить.
Как только ребенок сможет отвечать на вопросы с помощью карточек-подсказок, пришло время убрать карточки-подсказки. Задайте десять вопросов и продолжайте использовать подсказку «пауза», пока задается вопрос. Если ребенок правильно ответит на вопрос, поощрите его. Если ребенок не отвечает правильно, обязательно дайте обратную связь, чтобы он научился отвечать самостоятельно. По мере того, как ребенок становится все более и более успешным, поощрение постепенно исчезает.
Чтобы обобщить этот навык, попросите другого человека задать вопросы в случайном порядке. Чтобы вывести этот навык на новый уровень, используйте подсказки «пауза», когда задаете ребенку необученные вопросы. Игнорируйте повторяющиеся ответы, подскажите правильный ответ и попросите их повторить попытку, если они допустили ошибку.
МакМорроу и Фокс обнаружили, что эхолалические реакции были снижены при использовании их тренировочной программы. Детей также следует учить использовать «я не знаю» в качестве приемлемого ответа. Неправильный ответ или ответ «я не знаю» должен принести больше результатов и подкрепления, чем повторный ответ.
Альтернативный метод моделирования
Вторым методом, который использовали МакМорроу и Фокс, был метод альтернативного моделирования. Как и в первой процедуре, необходимо выбрать тридцать вопросов. Теперь нужно выбрать образцового человека, который сможет правильно ответить на тридцать вопросов. Задайте модели первый вопрос, а затем предоставьте обратную связь и поощрение за правильный ответ. Затем задайте ребенку тот же вопрос, а затем дайте обратную связь и поощрение за правильный ответ. Как только ребенок сможет ответить на все вопросы со 100% точностью, уберите модель с занятий. Ослабляйте поощрения по мере того, как ребенок добивается успеха, и попросите другого человека задавать вопросы в случайном порядке, чтобы стимулировать обобщение.
Прерывание и перенаправление ответа (RIRD)
Другая стратегия, которая использовалась при вокальной стереотипии и эхолалии, — это прерывание и перенаправление ответа (RIRD). Это вмешательство, основанное на фактических данных, которое включает в себя предъявление требований или других отвлекающих факторов, чтобы прервать эхолалию или стереотипию, а затем перенаправить их на более подходящую реакцию. Прерывание реакции и перенаправление использовались с учащимися в дошкольных, начальных, средних и старших классах для решения различных моделей поведения и навыков в социальной сфере, общении, подготовке к школе, игре и адаптации.
Некоторые вокальные стереотипии и эхолалии поддерживаются автоматическим или сенсорным подкреплением. Было обнаружено, что ответное вмешательство и перенаправление уменьшают стереотипию, а также могут увеличить соответствующую вокализацию. Автоматически поддерживаемое и сенсорно поддерживаемое поведение обычно устойчиво ко многим типам вмешательства, потому что это поведение подкрепляет человека. Например, ребенка гораздо больше интересуют собственные мысли о любимой телепередаче, чем ответы на вопросы по математике. RIRD может быть особенно полезен при сенсорно поддерживаемом поведении, поскольку взрослый прерывает мешающее поведение (эхолалия), а затем вместо этого перенаправляет их на альтернативное поведение (общение с помощью спонтанной речи).
Два этапа RIRD
Как следует из названия, RIRD состоит из двух этапов, начиная с прерывания ответа и затем перенаправления. Чтобы использовать прерывание реакции и перенаправление при эхолалии или вокальной стереотипии:
- Во-первых, вы прерываете эхолалию ребенка, говоря что-то вроде «тихий рот» или задавая ему простые вопросы, чтобы он говорил что-то кроме эхолалии.
- Затем вы бы перенаправили их, чтобы они сказали что-то подходящее к ситуации. Например, если ребенок повторил вопрос, который вы задали, дайте ему ответ на этот вопрос. Это может помочь ребенку научиться более подходящему и альтернативному поведению в будущем.
Лечение эхолалии у детей с аутизмом
Существует множество различных стратегий, которые можно использовать по отдельности или в комбинации для лечения эхолалии у детей с аутизмом.
1. Определите функцию: почему это происходит?
Чтобы глубже погрузиться в надлежащее использование вмешательства, особенно в ответ на прерывание и перенаправление, первое, что нужно сделать, это выяснить, почему происходит такое поведение. Получение данных о поведении может сказать нам, когда и почему возникает эхолалия. Данные предшествующего поведения-последствия (ABC) могут помочь родителям определить, что происходит непосредственно перед поведением (антецедент), какое поведение происходит и что происходит сразу после поведения (последствие).
2. Использование диаграммы рассеяния для лучшего понимания эхолалии
В дополнение к данным ABC можно использовать диаграммы рассеяния, чтобы определить, когда происходит поведение и в какое время дня следует использовать стратегии вмешательства. Есть много вещей, которые могут способствовать возникновению эхолалии, в том числе то, что происходит, кто присутствует, уровень шума в этом районе и функция поведения.
3. Эффективное внедрение вмешательства
Теперь, когда данные получены, важно научиться правильно выполнять прерывание ответа и перенаправление. При эхолалии и вокальной стереотипии рекомендуется использовать вербальную блокировку (вербальное указание, чтобы учащийся не участвовал в эхолалии или стереотипии). Вы можете сделать это, сначала произнеся имя ребенка нейтральным тоном, установив зрительный контакт и, наконец, задав социальный вопрос, чтобы ребенок использовал альтернативную вокализацию. Эти социальные вопросы должны быть теми, которые уже есть в репертуаре ребенка, поэтому мы знаем, что ребенок знает ответ на вопрос.
4. Использование дифференциального подкрепления
Дифференциальное подкрепление альтернативного поведения (DRA), дифференциальное подкрепление другого поведения (DRO) и дифференциальное подкрепление несовместимого поведения (DRI) в исследованиях показали, что они уменьшают стереотипное поведение. Фоллмер (1994) заявил, что эффективность метода дифференциального подкрепления зависит от того, может ли альтернативное подкрепление конкурировать с сенсорным подкреплением, которое обеспечивает стереотипия.
5. Обучение «Я не знаю». как приемлемый ответ
Эхолалия, определяемая как повторяющиеся слова, фразы или вокализации, и вокальные стереотипии, определяемые как вокализации, не имеющие очевидной функции и не направленные на другого (неконтекстный смех/хихиканье, неконтекстуальные слова/фразы, нераспознаваемые слова) можно перенаправить, научив ребенка говорить «я не знаю» в ответ на вопрос и/или научив его использовать более подходящий язык, когда он участвует в этих словесных стереотипах.
6. Реакция на эхолалию ребенка, когда это уместно
Помимо этих структурированных вмешательств, есть несколько общих идей, которые могут помочь побудить ребенка к эффективному общению и уменьшить его эхолалию. Во-первых, обязательно реагируйте на эхолалию буквально, когда это имеет смысл. Например, если ребенок говорит: «Хочешь молока?» после того, как вы зададите им тот же вопрос, ответьте им: «Нет, спасибо». Затем вы можете сказать что-то вроде «Вы хотите меня кое о чем спросить?» и предложите ребенку попросить молока, используя его метод общения.
Затем можно использовать начальные предложения, такие как «Я хочу ____», чтобы ребенок заполнил пропуск. Использование наглядного изображения или предмета может помочь ребенку обозначить предмет, который он хочет.
Вопросы «да» и «нет» также могут помочь ребенку выбрать один из ответов. Если ребенок отвечает «нет», повторив ваше последнее слово, примите этот ответ. Детям важно знать, что их слова имеют значение. Если ребенок недоволен, когда он повторяет «нет» на вопрос, вы можете направить его к правильному ответу, подсказав «да» после повторного вопроса «да» или «нет».
Еще одна идея для поощрения общения — использовать фразу-носитель при моделировании языка. Например, вы можете сказать «скажи» шепотом, а затем сказать «хочу молока» нормальным тоном. С помощью этой стратегии можно надеяться, что ребенок с меньшей вероятностью будет повторять то, что вы шептали, а вместо этого будет повторять только подходящее сообщение «хочу молока».
Резюме
В целом существует множество способов лечения эхолалии и вокальной стереотипии, которые основаны на фактических данных. Есть несколько стратегий, таких как прерывание реакции и перенаправление, дифференцированное подкрепление и метод ключевой точки-паузы.
Консультация с поведенческим аналитиком может помочь родителям эффективно реализовать эти стратегии. Если вы подозреваете, что у вашего ребенка могут быть признаки эхолалии, это может быть признаком аутизма. Свяжитесь с Behavioral Innovations, чтобы узнать, может ли АВА-терапия помочь вашему ребенку.
Ссылки
McMorrow, M.J., & Foxx, R.M. (1986). Некоторые прямые и обобщенные эффекты замены эхолалии аутичного мужчины правильными ответами на вопросы. Журнал прикладного анализа поведения, 19 (3), 289–297.