Разное

Пенелопа это кто: Пенелопа — это… Что такое Пенелопа?

Пенелопа — это… Что такое Пенелопа?

(греч. Penelope)

   в греческой мифологии дочь спартанца Икария и нимфы Перибеи, жена Одиссея, мать Телемаха. П. преданно ожидала возвращения мужа в течение двадцати лет, несмотря на то что ее осаждали многочисленные женихи. Чтобы оттянуть время, П. пообещала, что выйдет замуж, как только закончит ткать погребальный саван для своего свекра Лаэрта; однако ночами, тайком, она распускала сотканное за день. В мировой культуре образ П. является олицетворением супружеской верности.

   Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. Минск, 1985; Шталь И.В. «Одиссея» — героическая поэма странствий. М., 1978; Шталь И.В. Гомеровский эпос. М., 1975.

   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. — 3-е изд. — Мн: Беларусь, 2001)

   * * *

   Гомеровская Пенелопа — это верная жена Одиссея и мать Телемаха, обычно характеризуемая как «верная» и «благоразумная». Пенелопа двадцать лет ждала Одиссея в Итаке, под разными предлогами отказывая многочисленным женихам, — так, она несколько лет ткала обрядовый погребальный саван для своего тестя Лаэрта. То, что Пенелопа успевала соткать за день, ночью она распускала, и так продолжалось до тех пор, пока Пенелопу не выдала служанка. Тогда по внушению Афины Пенелопа объявила женихам, что выйдет замуж за того, кто сможет натянуть огромный лук Одиссея и выстрелить из него так, чтоб стрела пролетела сквозь двенадцать колец. В это время появляется Одиссей, переодетый нищим, и входит в свой дом неузнанным. Только ему и удается выполнить условие Пенелопы, причем Одиссей не просто демонстрирует свою силу Пенелопе, но заодно и убивает всех ее женихов. Далее следует сентиментальная сцена узнавания, и Одиссей с Пенелопой после долгих лет разлуки вновь оказываются вместе. Вне гомеровского эпоса Пенелопа обычно символизирует верность, впрочем, исключением является пелопоннесский культ Пенелопы, где она представлена, напротив, неверной женой. Павсаний передает легенду, согласно которой Пенелопа была дочерью спартанского царя Икария, и тогда, если принять во внимание, что Икарий считался братом Тиндарея, то Пенелопа, возможно, — двоюродная сестра Елены и Диоскуров. Пенелопу особенно почитали на востоке Аркадии, где, по преданию, она умерла, превратившись в утку. Геродот передает также легенду, согласно которой Пенелопа была матерью аркадского бога Пана, впрочем, возможно, что в Аркадии просто существовал культ одноименной нимфы.

   Сюжеты мифа воплотились в живописных произведениях Вазари, Йорданса, Лемуана, Блумарта.

   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Античный мир. Словарь-справочник.
EdwART.
2011.

Пенелопа — это… Что такое Пенелопа?

Пенелопа

(Penelope, Πηνελόπη). Жена Одиссея, прославившаяся верностью своему супругу во время его двадцатилетнего отсутствия. Она была дочерью Икария и Перибеи. Отец обещал отдать ее замуж за победителя в беге; когда же Одиссей оказался победителем, отец стал уговаривать ее остаться дома. Одиссей предоставил ей свободный выбор между собой и ее отцом, и Пенелопа покрыла вспыхнувшее лицо свое покрывалом в знак того, что избирает своим супругом Одиссея. От Одиссея она имела сына Телемаха. Во время отсутствия Одиссея руки Пенелопы искали многие женихи, уверявшие ее, что Одиссея нет в живых. Наконец Пенелопа объявила, что выйдет за одного из них, как только окончит гробовое покрывало своему тестю. Но то, что она успевала соткать днем, она распускала ночью, пока одна служанка не выдала ее тайны. Женихи потребовали, чтобы она сделала решительный выбор. Между тем вернулся на родину Одиссей, когда Пенелопа решилась сделаться женой того, кто сумеет натянуть лук Одиссея. Лишь одному Одиссею удается натянуть лук, он убивает из него женихов Пенелопы и открывается ей. По некоторым сказаниям, Пенелопа, после смерти Одиссея, вышла замуж за его сына от Цирцеи, Телегона.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ПЕНЕЛОПА

(Πηνελόπη), в греческой мифологии дочь спартанца Икария и нимфы Перибеи, супруга Одиссея. Явившись в Спарту в числе претендентов на руку Елены, Одиссей предпочёл взять в жёны её двоюродную сестру — П. [по одной версии (Paus. Ill 12, 1), получил П. в жёны в качестве награды за победу в беге; по другой (Apollod. Ill 10, 9), отец Елены Тиндарей убедил Икария выдать П. за Одиссея, который помог ему важным советом при выборе мужа для Елены]. В «Одиссее» П. — верная жена, преданно ожидающая возвращения мужа. Осаждаемая во время его двадцатилетнего отсутствия многочисленными женихами, П. всячески уклоняется от выбора нового мужа. Сначала она откладывает решение под тем предлогом, что должна соткать погребальный саван для свёкра Лаэрта и, работая днём, ночью распускает готовую ткань. Так П. обманывает женихов в течение трёх лет. Затем она долго отказывается сделать выбор, несмотря на то, что пирующие женихи истребляют её состояние. По внушению Афины П. обещает выйти замуж за победителя в назначенном ею состязании в стрельбе из лука Одиссея. Однако с помощью этого лука женихов убивает сам Одиссей, тайно вернувшийся на Итаку и наблюдавший за всем, что происходит в его доме. Хотя П. успевает проникнуться симпатией к незнакомцу, похожему на Одиссея, она признаёт в нём своего мужа только после того, как убеждается, что он владеет известной лишь им двоим тайной (Hom. Od. XXIII 173-230). Согласно послегомеровской традиции (Apollod. epit. VII 37), Телегон (сын Одиссея и Кирки), случайно убивший Одиссея, берет П. себе в жёны; Кирка дарует им обоим бессмертие и переносит их на острова блаженных. Встречающаяся в поздних источниках версия, обвиняющая П. в неверности и даже приписывающая ей рождение от союза с Гермесом бога Пана (Apollod. epit. VII 38), возникла либо от смешения гомеровской П. с каким-либо одноимённым пелопоннесским женским божеством, либо из желания объяснить существование в Мантинее могилы П. (Paus. VIII 12, 5-6; версия — отправленная Одиссеем к отцу в Спарту П. умерла в Мантинее).

в. И. Ярхо.

 

Сюжеты мифа получили отражение в греческой вазописи (с 1-й половины 5 в. до н. э.), на этрусских зеркалах 4-3 вв. до н. э., помпейских фресках. В европейском изобразительном искусстве 16-18 вв. самые распространённые сюжеты мифа воплощались в произведениях Пинтуриккьо, Дж. Ва-зари, Я. Иорданса, К. Блумарта, Ф. Лемуана и др.

(Источник: «Мифы народов мира».)

Пенелопа

— дочь Икария (брата царя Спарты Тиндарея) и нимфы Перибеи, сестра Ифтимы, жена Одиссея; ждала возвращения мужа из-под Трои в течение двадцати лет, отвергая домогательства многочисленных женихов. Она пообещала выбрать себе нового мужа после того, как закончит ткать покрывало на гроб своего свекра, чтобы по обычаю, когда тот умрет, подготовить ему достойные похороны. Однако ночью она распускала все, что успевала наткать в течение дня. Образ Пенелопы — символ женского благородства и супружеской верности. Мать Телемаха.

// Яннис РИЦОС: Отчаяние Пенелопы

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

Пенелопа и Телемах.

Пенелопа и Телемах.
Фрагмент росписи краснофигурного скифоса.
Около 440 до н. э.
Кьюзи.
Археологический музей.

.

Одиссей и Пенелопа. Великие истории любви. 100 рассказов о большом чувстве

Одиссей и Пенелопа

Одиссей был сыном Лаэрта и Антиклеи. Лаэрт был царем на небольшом острове Итака, расположенном в Ионическом море. Итака была небогатым царством, но Лаэрт содержал его в порядке и мире. Когда Одиссей достиг нужного возраста, правление государством перешло к нему. Именно Одиссею было суждено прославиться в истории и принести известность своей небольшой родине. Он с юности славился ловкостью, быстротой и изворотливостью, но наибольшую известность герою принесли его ум и хитрость. Эти качества Одиссея не раз помогали его соотечественникам и выручали его самого из опасных ситуаций. Однако острый ум и дерзкий язык героя были причиной его заносчивости и дерзости, причем по отношению не только к людям, но и к богам. Последнее нередко вызывало гнев олимпийцев.

Пенелопа была дочерью спартанца Икария и нимфы Перибеи. Икарий был братом спартанского царя Тиндарея, а сама Пенелопа — двоюродной сестрой знаменитой Елены Прекрасной, из-за которой в свое время началась Троянская война.

Явившись в Спарту в числе претендентов на руку Елены, Одиссей предпочел взять в жены ее двоюродную сестру Пенелопу. Мудрый Одиссей не питал больших надежд на то, что ему — царю небольшой и небогатой Итаки — отдадут в жены спартанскую царевну Елену, слава о красоте которой гремела по всей Греции. Разительно отличалась от своей знаменитой кузины Пенелопа. Чувством своего достоинства и одновременно отсутствием надменности. Икарий не сразу дал согласие Одиссею на брак с дочерью. По одной версии, отец Елены Тиндарей убедил Икария принять сватовство Одиссея, который помог ему важным советом при выборе мужа для Елены. По другой версии, Одиссей получил Пенелопу в жены в качестве награды за победу в беге.


Как бы то ни было, герой увез свою молодую жену на Итаку. Через некоторое время у них родился сын Телемах. Но счастье длилось недолго. Вскоре после того, как у Пенелопы и Одиссея родился сын, пришла беда. В Спарту приехало посольство из Трои во главе с царевичем Парисом. Прекрасная Елена, которая почти десять лет назад выбрала себе в мужья героя Менелая, бросила дом и семью и сбежала с Парисом. Еще когда происходило ее сватовство, Тиндарей по совету Одиссея взял со всех женихов торжественную клятву, что они всегда будут защищать Елену и ее супруга. Теперь, повинуясь данному обещанию, а еще больше желанию воевать с Троей, бывшие женихи-соперники начали собирать войска для похода. Даже если кто-то не хотел, другие должны были заставить его.

Узнав о предстоящей разлуке, Пенелопа пришла в отчаяние, ведь Одиссей обещал ей всегда заботиться о ней и будущих детях! Царя Итаки также не радовала перспектива уехать из дома на несколько лет. Война с далекой Троей не давала ему ничего. Менелаю победа над троянцами возвращала Елену. Главнокомандующему над греческим войском царю Агамемнону свержение могущественной Трои обещало политические и экономические преимущества. Другие военачальники рассчитывали получить в походе богатую добычу, славу, военную карьеру. Но Одиссею война с Троей сулила лишь долгую разлуку с родиной и семьей. Хитроумный герой не гонялся за всемирной славой, не жаждал добычи от разорения троянских земель, погоня за военными почестями была ему чужда. Подобно своему отцу царю Лаэрту он хотел мирно править на своей тихой Итаке, а прославиться желал лишь своим умом, а также принимая участие в спортивных состязаниях, которые так любили древние греки.

Но клятва есть клятва. Послы от Менелая и его старшего брата Агамемнона приплыли на Итаку. Одиссей решил обманом заставить их уехать: герой притворился безумцем. Он отправился в поле, запряг в плуг быков и начал без перерыва гонять их по полю в мнимом приступе ярости, оставляя за собой глубокие борозды в земле. Но его обман был раскрыт. Один из послов, герой Паламед, вынес из дома младенца Телемаха и положил его на пути несущихся быков. Если Одиссей действительно потерял память, его не остановит вид плачущего ребенка! И герой сдался. Ему пришлось покинуть Итаку на двадцать долгих лет. Десять лет длилась Троянская война, и десять лет герой потратил на путешествие домой. Сколько опасностей и бед пришлось ему вынести, но все они не сломили его желания вернуться домой. Лишь два раза задержался герой в своем путешествии. Сначала его заколдовала коварная волшебница Цирцея, лишив его памяти и заставив жениться на себе. А затем его обманом пыталась привязать к себе и оставить на заколдованном острове нимфа Калипсо. Но в обоих случаях ворожеи не смогли победить любовь Одиссея к оставленной на родине жене, им обеим пришлось отпустить героя. Позднее имя Одиссея стало нарицательным, и словом «одиссея» стало обозначаться любое долгое странствие.

Разлучившись с Одиссеем, отправившимся тотчас после рождения сына Телемаха под Трою, Пенелопа терпеливо в течение двадцати лет ждала его возвращения, то отчаиваясь, то снова веря, что он вернется. Чтобы уклониться от нового замужества (как требовал обычай), Пенелопа пообещала женихам, что сделает выбор только после того, как закончит ткать погребальный саван для свекра Лаэрта. Так ей удавалось обманывать женихов в течение трех лет. Сотканное за день Пенелопа распускала ночью, пока об этом не проведали женихи. Затем Пенелопа прибегла к новой хитрости. Она пообещала выйти замуж за того, кто сумеет натянуть огромный лук Одиссея. Никто не смог этого сделать. В это время пришло время Одиссею возвратиться домой. Двадцать лет прошло с тех пор, как он покинул любимую жену и родной дом. Вернувшийся тайно под видом нищего странника Одиссей попросил разрешения участвовать в состязании. Женихи, видя перед собой лишь немощного странника, начали насмехаться на ним. Но Пенелопа повинуясь закону гостеприимства ответила согласием на его просьбу. Одиссей натянул лук и перебил из него с помощью сына Телемаха всех женихов.

В последующих сказаниях излагается история Телегона — сына Одиссея и волшебницы Цирцеи, у которой Одиссей провел в плену целый год. Телегон, посланный матерью на поиски отца, прибыл на Итаку. Высадившись на берег, Телегон начал разорять остров и угонять овец из стада, приняв его за соседний. Одиссей и его Телемах были вынуждены выйти против него с оружием. В завязавшейся схватке Телегон не узнал отца и ранил его насмерть щетиной морского ежа, которой вместо металлического наконечника было снабжено копье. Раненный Одиссей умер через некоторое время.

Дальнейшая история имеет несколько вариантов. Спустя некоторое время после гибели Одиссея, выждав необходимое время, Телегон взял в жены Пенелопу и увез ее на остров Эю, в Италию, где обитала его мать волшебница Цирцея. Цирцея перенесла их в Элизиум. Греки, не желая расставаться с Пенелопой, утверждали, что ее могила находится в Аркадии, в городе Мантинея. 







Данный текст является ознакомительным фрагментом.




Продолжение на ЛитРес








Пенелопа. Греческая мифология

Пенелопа (Πηνελόπη) — известная мифическая героиня «Одиссеи» Гомера, она была царской дочерью Икария, царя Акарнии и Поликасти.

Пенелопа вышла замуж за царя Итаки, Одиссея. Вскоре муж отправился на войну, в Трою, а имя молодой царицы до сих пор является символом женской верности и преданности.

Всего один год прожили в браке Одиссей и Пенелопа, за это время у них родился сын, названный отцом Телемахом. 

Перед отъездом, Одиссей велел своей жене вновь выйти замуж, если его убьют на войне. Однако Пенелопа ждала его двадцать лет, даже когда все считали Одиссея погибшим.

Пенелопа, помимо красоты и богатства, обладали всеми качествами идеальной супруги. Она была умна, предусмотрительна, верна своему мужу и предана своему сыну, Телемаху, который был еще совсем маленьким, когда Одиссей ушел на войну.

За 20 лет, прошедших после отсутствия Одиссея, царица Итаки Пенелопа была одна. Она была привлекательной для многих благородных женихов, которые хотели на ней жениться и стать провозглашенным королём Итаки.

Сначала Пенелопа не знала как им отказать, потому что верила, что её муж вернётся. Но когда женихи начали настойчиво торопить её, Пенелопа выдумала причину, по которой она пока не может выйти замуж. Она сказала, что вяжет шаль для престарелого отца Одиссея и только закончив работу, она сможет думать о замужестве. Обычно днём она вязала, а ночью распускала шаль. Но однажды обман раскрылся и Пенелопа была вынуждена объявить о своём выборе.

Пенелопа и Одиссей

В день, когда царица Итаки назначила состязание между женихами, пообещав, что за победителя она выйдет замуж, на пороге дворца появился нищий. Это был Одиссей, который по совету и с помощью богини Афины, принял облик нищего.

Двадцать лет прошло с тех пор как Одиссей покинул свой дом. Троянская война длилась десять лет, а потом столько же, он добирался до своей любимой Итаки, преодолевая препятствия и невзгоды. Многие считали Одиссея погибшим и чтобы своим появлением не навредить своей семье, Афина посоветовала прийти домой в облике нищего и сначала оценить обстановку во дворце и застать врасплох своих врагов. И вот, наконец, Одиссей вернулся домой.

Пенелопа дала женихам трудное задание — натянуть тетиву на огромный тугой лук и пустить стрелу так, чтобы она прошла через кольца. С этим мог справиться только её муж.

Как и ожидалось, ни один из женихов не смог даже натянуть тетиву. Тогда Одиссей хватает свой лук, сгибает его как резинку и пускает стрелу через двенадцать осей. Все были удивлены, но Пенелопа сразу узнала в нищем своего мужа и бросилась к нему на шею. 

Теперь, как и раньше, во дворце Итаки вновь воцарился мир, покой и счастье. 

Одиссей и Пенелопа | Мифы и легенды Древней Греции

Когда Телемах ушел спать, в пиршественную залу пришла со своими рабынями Пенелопа. Рабыни поставили для своей госпожи около очага стул из слоновой кости, отделанной серебром, а сами стали убирать стол, за которым пировали женихи. Рабыня Меланто опять стала поносить Одиссея, гнать его из дома и грозить ему, что бросит в него горячей головней, если он не уйдет! Мрачно взглянул на нее Одиссей и сказал:

— Что ты сердишься на меня? Правда, я нищий! Уж такой выпал мне на долю жребий, а было время, когда и я был богат; но всего лишился я по воле Зевса. Может быть и ты лишишься скоро красоты, и возненавидит тебя твоя госпожа. Смотри, вернется Одиссей, и придется тебе ответить за твою дерзость. Если же и не вернется он, то дома Телемах, он знает, как ведут себя рабыни. Ничего не скроется от него!

Услыхала слова Одиссея и Пенелопа и гневно сказала она Меланто:

— На всех злишься ты, словно цепная собака! Смотри, я знаю, как ты ведешь себя! Придется тебе заплатить головой за твое поведение. Разве ты не знаешь, что я сама позвала сюда этого странника?

Приказала поставить Пенелопа около очага стул для Одиссея и, когда он сел около нее, стала расспрашивать его об Одиссее. Рассказал ей странник, будто некогда принимал он сам как гостя Одиссея на Крите, когда тот, застигнутый бурей, пристал к берегам Крита по дороге в Трою. Заплакала Пенелопа, услыхав, что видел странник двадцать лет тому назад Одиссея. Желая проверить, правду ли говорит он, спросила его Пенелопа, как был одет Одиссей. Ничего не было легче страннику, как описать свою же собственную одежду. С мельчайшими подробностями описал он ее, и поверила тогда ему Пенелопа. Странник же стал уверять ее, что жив Одиссей, что недавно был он в стране феспротов, а оттуда поехал в Додону вопросить там оракула Зевса.

— Скоро вернется Одиссей! — говорил странник, раньше чем кончится год, раньше чем наступит еще новолуние, вернется Одиссей.

Рада была бы верить ему Пенелопа, но не могла, ведь столько лет ждала она Одиссея, а он все не возвращался. Велела Пенелопа рабыням приготовить для странника мягкое ложе. Поблагодарил ее Одиссей и попросил, чтобы, старая Эвриклея прежде омыла ему ноги.


Служанка Эвриклея омывает ноги Одиссею.
(Рисунок на вазе.)

Эвриклея охотно согласилась омыть ноги страннику: он и ростом, и всем своим видом, и даже голосом напоминал ей Одиссея, которого она когда-то сама вынянчила. Принесла Эвриклея воды в медном тазу и наклонилась, чтобы омыть страннику ноги. Вдруг бросился ей в глаза рубец на его ноге. Хорошо знала она этот рубец. Некогда нанес глубокую рану Одиссею кабан, когда охотился он с сыновьями Автолика на склонах Парнаса. По этому-то рубцу Эвриклея узнала Одиссея. Опрокинула она от изумления таз с водой. Слезы заволокли ей глаза, и дрожащим от радости голосом сказала она:

— Одиссей, ты ли это, мое дорогое дитя? Как не узнала я тебя раньше!

Эвриклея хотела сказать и Пенелопе, что вернулся, наконец, ее муж, но Одиссей поспешно зажал ей рот рукой и тихо промолвил:

— Да, я Одиссей, которого ты вынянчила! Но молчи, не выдавай моей тайны, иначе ты погубишь меня. Берегись сообщить кому-либо о моем возвращении! Суровой каре подвергну я тебя и не пощажу, хотя ты и моя кормилица, когда я буду наказывать рабынь за их проступки, если узнают они от тебя, что я вернулся. Поклялась Эвриклея хранить тайну. Радуясь возвращению Одиссея, принесла она еще воды и омыла ему ноги. Пенелопа не заметила, что произошло; ее вниманием завладела богиня Афина.

Когда Одиссей сел опять у огня, стала жаловаться на свою горькую судьбу Пенелопа и рассказала о сне, который видела недавно. Она видела, будто орел растерзал всех ее белоснежных домашних гусей и все женщины Итаки оплакивали их вместе с нею. Но вдруг орел прилетел обратно, сел на крыше дворца и человеческим голосом сказал: «Пенелопа, это не сон, а знамение того, что совершится. Гуси — это женихи, я же Одиссей, который скоро вернется».

Одиссей же сказал Пенелопе, что сон ее, как и сама она видит, так ясен, что его не стоит и толковать. Но не могла даже такому сну поверить Пенелопа, она не верила, что вернется, наконец, Одиссей. Она сказала страннику, что решила на следующий день испытать женихов: вынести лук Одиссея и предложить им натянуть его и попасть в поставленную цель; того из них, кто исполнит это, решила она выбрать себе в мужья. Посоветовал Пенелопе странник не откладывать этого испытания и прибавил:

— Прежде чем кто-нибудь из женихов натянет лук и попадет в цель, вернется Одиссей.

Так разговаривала со странником Пенелопа, не по дозревая, что говорит с Одиссеем. Но было уже поздно. Хотя Пенелопа готова была всю ночь напролет говорить со странником, все же пора ей было идти на покой. Встала она и пошла в свой покой со всеми рабынями, и там погрузила ее в сладкий сон богиня Афина.

Одиссей же, устроив себе ложе из кожи быка и овчин, лег на него, но не мог заснуть. Он все думал о том, как отомстить женихам. Приблизилась к его ложу богиня Афина; она успокоила его, обещала свою помощь и сказала, что уже скоро кончатся все его бедствия. Наконец, усыпила Одиссея богиня Афина. Но недолго он спал, разбудил его громкий плач Пенелопы, сетовавшей на то, что не дают боги вернуться Одиссею. Встал Одиссей, убрал свое ложе и, выйдя на двор, стал молить Зевса послать ему доброе знамение в первых словах, которые он услышит в это утро. Внял Зевс Одиссею, и раскатился громовой удар по небу. Первые же слова, услышанные Одиссеем, были слова рабыни, моловшей на ручной мельнице муку. Она желала, чтобы это был последний день, который, пируя, проведут женихи в доме Одиссея. Обрадовался Одиссей. Теперь он знал, что поможет ему Зевс-громовержец отомстить женихам.

Образ Пенелопы в поэме Гомера «Одиссея» (Одиссея Гомер)

Каждая культура создает свой неповторимый женский идеал. Преимущественно — это представления мужчин, какой должна быть женщина. Создание идеала, таким образом, — это своеобразный способ воспитания. Гомеровская Греция создала два значительных и совсем противоположных идеала — образ Елены, олицетворение самодовлеющей красоты, которая несет с собой ссоры между мужчинами и является причиной войн, и образ Пенелопы — олицетворение покорности, верности, преданности, терпеливости. Именно Пенелопа, на наш взгляд, является тем воспитательным идеалом, наследуя который, женщина должна приобрести черты, которые сделают из нее хранительницу домашнего очага, хранительницу семьи. Интересно, что, по мифологии, эти два персонажа имеют довольно близкие родственные отношения. Так, Елена является дочерью самого Зевса и Леды, формально приемная дочь спартанского царя Тиндарея.

Отец Пенелопы — соправитель Тиндарея, его брат Икарий, мать — нимфа Перибея. Бывшее имя Пенелопы — Арнея, или Арнакия. По приказу своего отца она была брошена в море, но стая уток с розовыми полосами на перьях спасла ее. Пораженные этим, Икарий и Перибея пришли в умиление и отменили приказ, дав дочери новое имя, — Пенелопа, что означает “утка”. Таким образом, Пенелопа также не простая смертная, ведь нимфы — полубессмертные существа. В истории замужества у них есть также много общего. Так, Одиссей, будущий муж Пенелопы, принимает участие в решении судьбы Елены.

Когда на сватанье к Елене прибыли зажиточные женихи со всей Греции, преимущественно царской крови, Тиндарей оказался в затруднительном положении, так как любой выбор угрожал ссорой. Именно в этот момент Одиссей, в обмен на обещание Тиндарея женить его на Пенелопе, посоветовал предложить женихам защищать избранника Елены, кем бы тот не был. Отдав Пенелопу за Одиссея, Икарий уговаривал его остаться в Спарте, а когда тот не согласился, долго шел за колесницей молодожена, уговаривая остаться свою дочь. Тогда Одиссей, который долго молчал, предложил Пенелопе самой сделать выбор — или вернуться с отцом, но без мужа, или отправиться в Итаку вместе с мужем.

Вместо ответа Пенелопа лишь опустила покрывало. Икарий, понимая правоту Одиссея, покидает молодых и после отъезда дочери возводит в честь ее скромности и преданности памятник на том месте, где состоялась эта сцена. Таким образом, Пенелопа показывает верность своему мужу уже сразу после замужества. Нужно отметить, что образ Пенелопы не был полностью выдуманным Гомером, он лишь вобрал в себя то представление о женщине, которое было распространено в Древней Греции. Дело в том, что древнегреческая цивилизация — мужская цивилизация, в которой женщине отводилась очень скромная роль. Например, афинянки почти все дни проводили в гинекеи, так называемой женской половине дома, занимаясь преимущественно домашним хозяйством и воспитанием детей. На улицу афинянка выходила только в сопровождении рабыни, скрывая лицо за покрывалом.

Афиняне были убеждены, что женщина должна вести себя так, чтобы о ней вообще нельзя было сказать ни хорошего, ни плохого, т.е. женщина как личность не имела никакой ценности. Теперь становится понятным, почему именно Пенелопа становится в античности своеобразным эталоном, эпическим образцом женского поведения. Елены волшебные, но опасные. Пенелопы не становятся поводом для войн — они терпеливо ждут мужей, которые воюют за Елен, — они настоящие хранительницы домашнего очага. Поэтому и Гомер не жалеет эпитетов для Пенелопы. Она у него здравомыслящая, умная, мудрая, имеет замечательные мысли, благородное сердце, она добродетельная, безупречная, сильная, хитрая. Волей обстоятельств Пенелопа находится в трудном положении: 20-летнее отсутствие мужа на острове требует от этой женщины самостоятельных решений ради сохранения царского имущества и власти. За ней ухаживает много женихов, которые претендуют занять свободное место властителя.

Два десятилетия одиночества и ожиданий привели к тому, что Пенелопа, потеряв надежду, заперлась в себе, впала в забвение. Ее уже не интересует собственная внешность, она не способна привораживать других мужчин, свято храня верность полузабытому Одиссею. Сложность положения матери понимает Телемах, которого не устраивает неопределенность.

Сама Афина советует Телемаху склонить Пенелопу к браку. А отец и брат просто принуждают ее вступить в брак с Евримахом. Она вспоминает и слова Одиссея, который, перед тем, как уйти на войну, приказывал ей, в крайнем случае, найти себе достойного мужа, когда сын станет взрослым. Но Пенелопа неумолима — она придумала хитроумную историю с ковром, который она должна соткать, прежде чем вступить в брак. Ковер систематически распускается ею ночью, — это свидетельствует о том, что эта женщина сделала свой выбор.

Она остается до конца верной своему мужу. Именно в этом самоотречении показывается ее героизм и несокрушимая сила воли. Гомер невольно восхищается своей героиней, поэтому и делает финал счастливым для нее. Верная жена дождалась своего мужа, сохранив дом и семью. Действительно, имея таких жен, одиссеи могли надолго оставлять семью, так как их ожидали верные Пенелопы.

Пенелопа: символ верности и жертва насилия

«Счастливый сын Лаэрта, Одиссей хитроумный,
Верю: взял в жены деву несравненной добродетели!
Сердце непоколебимое билось в груди
Дочери Икария, столь долго сохраняя верную память
Своему избраннику. Никогда не угаснет ее слава.
Даже бессмертные по всей земле песнями разносят
Радостную и почетную хвалу мудрой Пенелопе».
«Одиссея», XXIV, 193 — 198.

Джон Уильям Уотерхауз, «Пенелопа в ожидании Одиссея»

Имя Пенелопы (Πηνελόπη) стало нарицательным. Пенелопа – символ высшей степени супружеской верности. Ее преданность мужу тем ценнее, что не была вызвана суровой необходимостью. Более сотни знатных женихов сваталось к ней, но не один из них не смог покорить ее сердца. Все двадцать лет, прошедшие после разрушения Трои, Пенелопа жила надеждой на возвращение своего мужа, Одиссея.
Однако образцовая показательность Пенелопы подвергалась сомнению уже в древние времена.

ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Итака — родина Одиссея, была небольшим островом, подобным многим другим в островной части Древней Греции, который не отличался ни богатством природных ресурсов, ни особым плодородием почв, ни многочисленным населением. Но ее цари были очень богаты.
Следует заметить, что благосостояние многих древних правителей, гордо именовавшие себя «царями», не значительно превышало доходы их подданных, Более того, как свидетельствует Геродот, «в древние времена встречались цари, у которых не было не только подданных, но и средств к существованию» (VIII, 137). Объявить себя царем мог любой амбиционный человек, обладающий волей, силой и оружием, достаточными для того, чтобы захватить островок или хотя бы покорить какое-нибудь захудалое поселение, откуда, правда, потом мог быть с треском изгнан или, хуже того, убит.
Что касается царей Итаки, то властвовали они вполне легитимно. И не беднели. Потому что у них имелся особый источник дохода, позволявший им богатеть — пиратство.
В древние времена морской разбой не считался преступлением, а слова «купец» и «пират» были синонимами. Одиссей, пират по призванию, не упускал случая похвалиться разбойничьими трофеями, как величайшей из заслуг:

«Лучшее брал я себе из добыч, и по жеребью также
Много на часть мне досталось; свое увеличив богатство,
Стал я могуч и почтен меж народами Крита…» (XIV, 232-234)

Одним из основных мест для засады служил, неоднократно упомянутый Гомером, островок в проливе между Итакой и Кефаллинией.

» Между Итакой и Замом гористым; его именуют
Астером; он невелик; корабли там приютная пристань
С двух берегов принимает»,(IV, 845-847) .

Этот остров использовал для засад Одиссей, а позже на нем женихи Пенелопы подстерегали ее сына, Телемаха.

«Выбрав отважнейших в шайке своей, женихи им велели,
Между Итакой и Замом крутым притаится в засаде», (XV, 28-29)

Стратегически важное местоположение Итаки привлекало женихов больше, чем сама Пенелопа, которая, возможно, еще сохраняла женскую привлекательность, но по меркам того времени считалась старухой. А устранение Телемаха, единственного законного наследника царя Итаки, значительно ускорял и упрощал возможность завладеть вожделенным островом.
Такова проза жизни.

ЖЕНИХИ ПЕНЕЛОПЫ И ЛЮБОВНИК-ГОМЕР

Обратимся к эпической поэзии.
Известно, что Одиссей по возвращению на Итаку убил женихов Пенелопы, если верить Гомеру, их было 108, из них 15 названы по именам. У Аполлодора приведен список из 129 имён:

[Псевдо-Аполлодор, «Мифологическая библиотека»](26) Вернувшись на родину, Одиссей застал свой дом разграбленным. Сочтя его погибшим, к Пенелопе стали свататься женихи. С Дулихия прибыло пятьдесят семь женихов: (27) Амфином, Тоант, Демоптолем, Амфимах, Эвриал, Парал, Эвенорид, Клитий, Агенор, Эврипил, Пилемен, Акамант, Терсилох, Агий, Климен, Филодем, Менептолем, Дамастор, Биант, Телмий, Полиид, Астилох, Схедий, Антигон, Марпсий, Ифидамант, Аргий, Главк, Калидоней, Эхион, Ламас, Андремон, Агерох, Медонт, Агрий, Пром, Ктесий, Акарнан, Кикн, Псерас, Гелланик, Перифрон, Мегастен, Трасимед, Ормений, Диопит, Мекистей, Антимах, Птолемей, Лесторид, Никомах, Полипойт, Кераос. (28) С острова Самы двадцать три: Агелай, Писандр, Элат, Ктесипп, Гипподох, Эвристрат, Архемол, Итак, Писенор, Гиперенор, Ферет, Антистен, Кербер, Перимед, Кинн, Триас, Этеоней, Клитий, Протой, Ликет, Эвмел, Итан, Лиамм. (29) С Закинта сорок четыре: Эврилох, Лаомед, Молеб, Френий, Индий, Минис, Лиокрит, Проном, Нисас, Даемон, Архестрат, Гиппомах, Эвриал, Периалл, Эвенорид, Клитий, Агенор, Полиб, Полидор, Тадитий, Стратий, Френий, Индий, Десенор, Лаомедонт, Лаодик, Галий, Магнет, Олойтрох, Бартас, Теофрон, Ниссей, Алкароп, Периклимен, Антенор, Пеллант, Кельт, Перифант, Ормен, Полиб и Андромед. (30) С самой Итаки собралось двенадцать женихов: Антиной, Проной, Лиод, Эврином, Амфимах, Амфиал, Промах, Амфимедонт, Аристрат, Гелен, Дулихией и Ктесипп.

После смерти души женихов попали в Аид, где их обступили тени героев Троянской войны и поинтересовались причиной скоропостижной гибели стольких славных мужей. Выслушав рассказ о беспримерной верности Пенелопы, царь Агамемнон, убитый собственной супругой Клитемнестрой, произнес хвалебную речь о верности жены Одиссея:

«Счастливый сын Лаэрта, Одиссей хитроумный,
Верю: взял в жены деву несравненной добродетели!
Сердце непоколебимое билось в груди
Дочери Икария, столь долго сохраняя верную память
Своему избраннику. Никогда не угаснет ее слава.
Даже бессмертные по всей земле песнями разносят
Радостную и почетную хвалу мудрой Пенелопе».
Одиссея, XXIV, 193 — 198.

Гомер, сравнивая Пенелопу по красоте и совершенству с олимпийскими богинями, окружил ее ореолом непреходящей славы. Мудра, добра, скромна… Но! Имеются компрометирующие факты, — не просто наводящие тень, — а вопиюще безобразные!
Действительно, почему Пенелопа должна отличаться от других жен героев осады Трои? Ее двоюродные сестры, Елена и Клитемнестра, в чьи жилах текла бессмертная кровь Зевса, не отличались постоянством. Сама Пенелопа была дочерью легкомысленной нимфы Перибеи и Икария, который во времена бурной молодости, после изгнания с родины, отличился любовными подвигами в Этолии, где имел связь с четырьмя нимфами, родивших ему еще пятерых сыновей.
Так, в литературной среде возник еще один миф — Гомер не упомянул об известных эпизодах биографии Пенелопы и превознес ее, как идеальную жену, потому что был ее любовником! Мол, аэд не всегда был старым и, определенно, не был слепым, о чем свидетельствует его детальное описание Итаки – он пребывал на острове достаточно долго, чтобы все осмотреть и запомнить. И пребывал он там, в отсутствие царя Одиссея, и даже «утешал» его печалящейся супруге… И не ведали злоязыкие, что Гомер родился, предположительно, через три столетия после падения Трои, но подобное объяснение устраивало тех, кто сомневался в верности Пенелопы.

«ТЕМНОЕ» ПРОШЛОЕ ПЕНЕЛОПЫ или ПЛОД ГРЕХА И ПОЗОРА

Ряд античных авторов утверждает, что у Пенелопы был внебрачный ребенок. И этот ребенок — никто иной, как Пан, козлоногий и рогатый бог лесов и полей, покровитель пастухов и их стад. «Отец истории» прямо так и пишет – «Пан- сын Пенелопы».

[Геродот. История II 145]145. У эллинов самыми младшими из богов считаются Геракл, Дионис и Пан. У египтян же, напротив, Пан – самый древний бог, один из сонма так называемых восьми первых богов. А Геракл принадлежит к сонму двенадцати так называемых вторых богов, Дионис – к третьему сонму, который произошел от этих двенадцати богов. Сколько лет, по словам египтян, прошло от Геракла до царя Амасиса, я уже упомянул выше. От Пана, по их расчетам, прошло еще больше времени, от Диониса же гораздо меньше, хотя все-таки до царя Амасиса – 15000 лет. И это, как утверждают египтяне, они знают точно, так как всегда вычисляют и записывают года [царей и верховных жрецов]. Напротив, от Диониса, которого считают сыном Семелы, дочери Кадма, до нашего времени протекло самое большее 1600 лет, от Геракла, сына Алкмены, – около 900 лет, а от Пана, сына Пенелопы (эллины ведь считают Пана сыном Гермеса и Пенелопы), прошло до сегодняшнего дня еще меньше лет, чем от Троянской войны, – только 800 лет.

[Цицерон «О природе богов»](56) Из Меркуриев один родился от отца Неба и матери Дня, у него, по преданиям, позорно похотливая природа, так как он возбудился при виде Прозерпины. Еще один, сын Валента и Корониды, живет под землей, он зовется еще Трофонием. Третий — сын Юпитера третьего и Майи; от него и Пенелопы, говорят, родился Пан. Четвертый имел своим отцом Нила, египтяне считают недозволенным называть его по имени. Пятый, которому поклоняются фенеты, как говорят, убил Аргуса, по этой причине бежал в Египет и сообщил египтянам законы и письменность. Египтяне этого называют Тотом, и так же называется у них первый месяц в году.

[Псевдо-Аполлодор, «Мифологическая библиотека»](38) Некоторые же сообщают, что Пенелопу, соблазненную Антиноем, Одиссей отослал к ее отцу Икарию; когда Пенелопа прибыла в аркадскую Мантинею, она родила там Пана от Гермеса.
(39) Другие же говорят, что Пенелопа была убита Одиссеем и причиной ее гибели было то, что Амфином ее соблазнил.

Согласно мантинейскому преданиию, Одиссей обвинил жену в том, что она пригласила в дом ухажёров, и выгнал ее. После чего Пенелопа вернулась в Мантинею, где умерла и была захоронена в кургане, который стал местной достопримечательностью.

Дурид Самосский, не зная пределов правдоподобия, утверждал, что Пан — плод греха Пенелопы и всех ее (118) женихов, и называл ее «бассарой» (βάσσαρα – наряд блудниц).

Пенелопа – мать Пана. И это такая же правда, как то, что она осталась до конца верной Одиссею.

Младенец — волосатый, бородатый, рогатый и козлоногий — рассмешил олимпийцев, за что получил имя «Понравившийся всем», то есть «Пан» и был принят в сонм богов. В его неуравновешенном характере сочетались любовь к вину и веселью и глубокая меланхолия. Как божество стихийных сил природы он был способен наводить на все живое беспричинный страх, названный в его честь – «паникой».

[Пан и коза]

Пан и коза, мраморная статуэтка, Геркуланум, Вилла Папирусов

Почему Пан, сын красивых родителей, получился столь уродливым?
Тропы древнегреческих мифов туманны и неисповедимы, однако физиологическим деталям уделялось особое внимание. Так возник сюжет о том, Гермес напал на Пенелопу в облике козла.
Метаморфозы у возбудившихся олимпийцев – обычное дело. Сам «отец богов» Зевс соблазнял смертных женщин, превращаясь то в быка, то в прекрасного лебедя, и даже струился золотым дождем. Однако у него не случалось подобных накладок, как вышло с Паном.
Может, все дело в том, что Гермес взял Пенелопу силой?
Гермес — бог торговли, красноречия и обмана, а, еще раньше, покровитель воров и бродячих торговцев, увидел юную Пенелопу, пасущую на лакедемонских лугах стада овец своего отца Икария, и, страстно возжелав ее, наскочил на нее в облике великолепного козла, в маленьком гроте, где та пряталась от грозы.

Гермес, надо думать, не хотел признавать Пана своим сыном…
И можно представить какой диалог произошел между ними при встрече.
Гермес (окинув взглядом Пана с головы до ног): — Что за чудовище? Ты, должно быть, плод звериной любви… Ты рожден козой от козла?
Пан (без обиды): — Тем козлом был ты, папа. Вспомни, как наскочил на мою маму Пенелопу в гроте во время грозы. Я не виноват, что такой уродился.
Гермес (оглядевшись по сторонам, дабы убедиться, что его никто не слышит): — Хорошо, сынок. Подойди и обними меня, но очень прошу, не называй меня при посторонних «папой».

Хотя сторонники абсолютной верности Пенелопы утверждают, что произошла подмена имен, и матерью Пана являлась тезка супруги Одиссея, жившая где-то в материковой части Греции.

Питер Пауль Рубенс «Пан и Сиринга» (1617-1619) (Кассель, Гос.музей)

ГДЕ КОНЧАЕТСЯ ЭПОС…
В «Одиссее» по сказочному чудесный конец.
Семья царя Итаки благополучно воссоединилась, боги оправдали Одиссея, обвиненного в убийстве женихов, и установили мир между ним и родственниками убитых.
После долгожданной встречи Одиссей и Пенелопа жили долго и счастливо, и умерли в один день?
А, вот, и нет!
В античном литературном наследии можно продолжение истории.

Псевдо-Аполлодор, «Мифологическая библиотека»:

(36) Телегон же, узнав от Кирки, что он сын Одиссея, отправился в морское путешествие с целью отыскать своего отца. Прибыв на остров Итаку, он стал угонять овец из стада. Когда Одиссей попытался воспрепятствовать этому, Телегон, державший в руках копье, наконечник которого оканчивался шипом ската, поразил Одиссея, и тот умер. (37) Узнав затем, что это был его отец, Телегон его оплакивал, после чего вместе с Пенелопой перевез его тело к Кирке. Там Телегон женился на Пенелопе. Кирка же отправила обоих на Острова Блаженных.

Еще один парадокс, каких в лабиринтах греческой мифологии предостаточно. Как Пенелопа могла отправиться на «Острова Блаженных», если ее могила находится в Мантинее?

Несмотря ни на что, образ Пенелопы стал символом верности, эталоном идеальной супруги. С подачи Гомера, он сохранился на протяжении трех тысячелетий, и в значительной степени потому, что людям свойственно создавать идеалы.
Как сказал Протогор: «Человек есть мера всех вещей», а каждый конкретный пример служит мерилом человеческих достоинств или слабостей, как Пенелопа — верности, Елена — красоты, а Клитемнестра — коварства.

Пенелопа | Encyclopedia.com

Национальность / культура

Греческий / римский

Произношение

puh-NEL-uh-pee

Альтернативные имена

Нет

Lineage

Дочь Икария и Перибеи

Обзор персонажа

Жена героя Одиссей (произносится как oh-DIS-ee-uhs) в греческой мифологии , Пенелопа прославилась за свою верность , и женская добродетель.В течение двадцати лет, пока ее муж отсутствовал во время и после Троянской войны, Пенелопа оставалась верной ему и помогла предотвратить попадание его королевства в другие руки.

Родители Пенелопы были принцем Икарием (произносится как i-KAHR-ee-uhs) из Спарты и Перибеи (произносится pehr-ee-boh-EE-uh), нимфой или божеством женской природы. Перибея спрятала свою маленькую дочь, как только она родилась, зная, что Икарий хотел сына. Как только Икарий обнаружил девочку, он бросил ее в море, чтобы она утонула.Но семья уток спасла ее, и, увидев в этом предзнаменование или знак богов, Икарий назвал ребенка Пенелопой (от греческого слова «утка») и вырастил ее как своего любимого ребенка.

Когда Пенелопа достигла совершеннолетия, Одиссей попросил ее руки и сердца. Не желая расставаться со своей дочерью, Икарий согласился, и Пенелопа отправилась со своим новым мужем в его дом на острове Итака (произносится как ITH-uh-kuh). Пенелопа и Одиссей были глубоко влюблены, поэтому с большим сожалением Одиссей оставил ее и их маленького сына Телемаха (произносится как тух-ЛЕМ-у-кухс) для участия в Троянской войне.

Троянская война длилась десять лет, и Одиссею потребовалось еще десять лет, чтобы добраться до Итаки. За это время Пенелопа привлекла внимание многих женихов. Какое-то время она откладывала их, сказав, что подумает о свадьбе только после того, как закончит плести пелену для своего тестя Лаэрта (произносится лей-УР-тиэз), который горевал из-за отсутствия Одиссея. Каждый день Пенелопа сидела и ткала ткань, но ночью тайно распутывала свою работу. Спустя три года слуга раскрыла тайну Пенелопы, и ей пришлось закончить саван.Когда ее женихи снова стали настойчивыми, Пенелопа объявила, что выйдет замуж за человека, который сможет натянуть лук, оставленный Одиссеем, и пустить стрелу через петли на ряду из двенадцати голов топоров.

Пенелопа не знала, что Одиссей вернулся домой, переодетый нищим. Он хотел проанализировать ситуацию в своем королевстве, прежде чем рассказать о своем возвращении. Замаскированный Одиссей выиграл состязание по стрельбе из лука, а затем убил всех женихов с помощью своего сына Телемаха. Сначала Пенелопа не поверила, что Одиссей был ее мужем, потому что боги скрыли от нее его личность.Однако Одиссей раскрыл свою истинную личность, рассказав Пенелопе секрет об их браке, который знали только они — что одна ножка их кровати была сделана из все еще живого оливкового дерева — и влюбленная пара наконец воссоединилась.

Пенелопа в контексте

Пенелопа обычно рассматривается как отражение древнегреческой идеи идеальной жены. Она послушна, заботится о королевстве, пока Одиссей отсутствует, и остается верной ему, несмотря на множество женихов, которые собираются вокруг нее.Она также умна, о чем свидетельствует ее еженощное распутывание савана, который она соткала, а также ее заявление о том, что она выйдет замуж за человека, который может натянуть лук Одиссея, поскольку она знала, что никакой другой мужчина не сможет совершить этот подвиг. В «Одиссее » есть отрывки, которые указывают на то, что Пенелопа иногда разрывалась в своей преданности Одиссею и даже подумывала о выборе одного из женихов. Однако как женщина, которая двадцать лет ждала возвращения мужа, отбиваясь от более сотни женихов и выдерживая мщение богов и богинь, Пенелопа, несомненно, служила примером того, на что древнегреческие мужья надеялись в своих женах.

Ключевые темы и символы

Пенелопа традиционно считалась символом верности и верности. Тема верности является важной частью мифа о Пенелопе и проявляется в ее отказе развлекать других женихов за двадцать лет отсутствия ее мужа. Это также показано в ее попытках удержать женихов в страхе, каждую ночь распутывая тканую ткань в надежде, что Одиссей вернется до того, как ее уловка будет обнаружена. Брачное ложе Пенелопы и Одиссея также символизирует их любовь: одна нога глубоко уходит в землю и все еще жива, несмотря на годы.

Пенелопа в искусстве, литературе и повседневной жизни

Пенелопа была героем одноименной оперы 1907 года, написанной Габриэлем Фором. Пенелопа также появляется в романе Клеменс Макларен « В ожидании Одиссея » 2004 года, часть которого написана с ее точки зрения. В других средствах массовой информации миф о Пенелопе упоминался в телешоу Lost , в котором персонаж по имени Пенни (сокращенно от Пенелопы) теряет свою настоящую любовь, путешествуя по миру; Верность и преданность Пенни в поисках своей любви приводят ее на странный остров, где он оказался в ловушке.

Читать, писать, думать, обсуждать

Пенелопиада Маргарет Этвуд (2005) предлагает мрачно-юмористический пересказ событий Odyssey с точки зрения Пенелопы. Версия сказки Этвуда сильно отличается от оригинального мифа, поскольку Пенелопа больше не играет роль вечно верной жены.

СМОТРИ ТАКЖЕ Греческая мифология; Одиссей; Odyssey, The

Пенелопа

Анализ характера

Пенелопа

Некоторые критики считают Пенелопу образцом супружеской верности — серьезным и трудолюбивым персонажем, преданной женой и матерью, но не обладающим очарованием и интересом к жизни, которые демонстрируют некоторые из бессмертных женщин Гомера.Однако Пенелопа — не картонная фигура. Она сложная женщина с кривым чувством судьбы, которая плетет свои сюжеты так же ловко, как ткет одежду.

Пенелопа находится в очень опасной ситуации, когда женихи начинают вторгаться в ее дом и просить — а затем требовать — ее руки в браке. Хотя женихи злоупотребляют важной социальной традицией гостеприимства, Пенелопе не хватает естественной, социальной и семейной защиты, которая позволила бы ей выгнать их из своего дома. У ее сына, Телемаха, нет ни зрелости, ни сил, чтобы изгнать захватчиков.Несмотря на скромность, у Пенелопы есть хитрость, которая указывает на то, что она хорошая пара для своего хитрого мужа. Антиной жалуется на это на собрании в Книге 2. Он утверждает — кстати, справедливо, — что она вводила женихов в заблуждение почти четыре года, ведя каждого с намеками и обещаниями, но никого не выбирая.

История ткацкого станка символизирует умную тактику королевы. В течение трех лет Пенелопа работала над плетением савана для возможных похорон своего тестя Лаэрта. Она утверждала, что выберет мужа, как только будет завершена плащаница.Днем королева, известная ткачиха, работала на большом ткацком станке в королевских залах. Ночью она тайно разгадывала содеянное, удивительно обманывая молодых женихов. Ее уловка провалилась только тогда, когда один из слуг в конце концов предал ее и рассказал женихам о том, что происходит.

Схватка лука и топоров — еще один пример хитрости Пенелопы; это также иллюстрирует ее кривое чувство судьбы. После того, как Одиссей возвращается на Итаку, королева сначала объявляет пришедшему в гости нищему, в котором она подозревает Одиссея, что она проведет соревнование, в котором женихов попросят натянуть большой лук Одиссея и пустить стрелу через дюжину топоров. , старый трюк ее мужа, и что она будет женой человека, который сможет совершить подвиг.Выбор именно этого конкурса не случаен; Пенелопа точно знает, что делает. Если старый нищий действительно является замаскированным Одиссеем, только он один имеет реальные шансы на победу в состязании.

Книга 23

Резюме и анализ

Книга 23 — Великая коренная кровать

Сводка

Теперь, когда битва окончена и дом убран, добрая кормилица Эвриклея спешит к Пенелопе, чтобы рассказать ей все, что произошло.Как бы Пенелопа ни хотела верить, что ее муж вернулся и победил женихов, она осторожна и идет в большой зал, чтобы убедиться в этом самой. Когда она выражает амбивалентность, Телемах упрекает свою мать за ее скептицизм. Одиссей мягко предлагает принцу оставить родителей разобраться. Он также хочет, чтобы Телемах собрал слуг и барда и устроил фальшивый свадебный пир, чтобы прохожие не заподозрили произошедшую бойню.

Чтобы убедиться в идентичности Одиссея, Пенелопа проверяет его.Пока он слушает, она просит Эвриклию переместить кровать из комнаты пары и расстелить ее одеялами. Сам король вырезал кровать в молодости, сделав ее из живого оливкового дерева, которое росло во дворе дворца. Он построил спальню вокруг дерева и знал, что кровать нельзя сдвинуть. Когда Одиссей расстраивается из-за того, что первоначальная кровать могла быть разрушена, Пенелопа с облегчением принимает его как своего давно отсутствующего мужа. Впервые за 20 лет они проводят вместе блаженную ночь.Афина откладывает рассвет, чтобы дать паре больше времени.

Анализ

Хотя она, кажется, подозревает, что посетителем мог быть ее муж, неудивительно, что Пенелопа осторожна. Раньше к ней приближались мошенники. Некоторые критики предполагают, что колебания королевы притворны, что она знает, что посетитель — ее муж, и что она просто скромничает, возможно, чтобы произвести на него впечатление своей осторожностью. Эта интерпретация выходит за рамки текста. Гомер изображает женщину, которая полна надежд, но осторожна.В характере Пенелопы — еще раз испытать этого человека, чтобы убедиться в этом. Ни один посторонний вряд ли узнает историю свадебного ложа пары, и это последнее свидетельство убеждает Пенелопу и, наконец, освобождает ее.

Одиссей демонстрирует мудрость понимающего отца, а также осторожность в обращении с Телемахом. Вместо того, чтобы ругать сына за упрек его матери, Одиссей уверяет его, что родители все уладят. По-прежнему военный стратег, Одиссей знает, что злоумышленники принадлежат к одним из самых влиятельных семей в этом районе, которые будут стремиться к мести.Поэтому он просит своего сына создать иллюзию свадебного пира в большом зале, чтобы любой проходящий мимо подумал, что один из женихов преуспел, и не заподозрил, что они были убиты. Это задание не только дает Одиссею возможность побыть наедине с Пенелопой, но и демонстрирует его веру в взрослеющего принца.

Осталось несколько обязанностей. Одиссей должен навестить своего отца Лаэрта, который эмоционально страдал из-за долгого отсутствия сына; с семьями женихов придется разбираться, чтобы избежать гражданской войны; и когда-нибудь Одиссей должен исполнить пророчество Тиресия, сказанное в Стране мертвых: царь должен идти вглубь суши, с чужого берега, неся хорошо спланированное весло, пока он не найдет людей, которые ничего не знают о море.Когда кто-то принимает весло за веер, который веет зерно, Одиссей должен посадить весло и принести в жертву Посейдону барана, быка и кабана. Затем он может вернуться домой, сделать подношения богам и жить мирной жизнью.

Глоссарий

туника свободная, похожая на халат одежда с рукавами или без рукавов, свисающая до колен и носимая как мужчинами, так и женщинами.

клеймо печать подлинности или превосходства.

Елена Аргосская та самая Елена, похищение которой из Спарты привело к Троянской войне.Ко времени г. «Одиссея», г. она уже была матронной королевой Спарты и довольствовалась тем, что была женой царя Менелая.

веяное зерно для отделения соломы от пшеницы или другого зерна путем ее подбрасывания и позволяя ветру сдуть мякину.

Женщин и Горы: Пенелопа

Джон Уильям Уотерхаус, Пенелопа и женихи

Пенелопа была центральным персонажем гомеровской эпопеи г.
Одиссея
, среди устно переданных стихотворений, окончательно записанных в
конец 8 -го и начало 7 -го вв. до н.э.Эти стихи могут иметь
имел некоторый исторический опыт в осадах и войнах между греческим городом
государства, которые произошли четыре-пять веков назад. Они набиты
боги и богини, которые взаимодействуют с людьми, доставляя много хлопот и спасая
кого они будут.

Пенелопа — дочь Икария, знаменитого спартанского принца.
как бегун-чемпион. Он заявляет, что человек, который хочет завоевать свою дочь
должен победить его на гонке. Одиссей делает это. Когда он собирается забрать Пенелопу
домой на его остров Итака, ее отец дает ей выбор, ехать ли
с Одиссеем или оставайся дома.Пенелопа просто скромно кладет вуаль перед
ее лицо, которое ее отец интерпретирует как желание пойти с Одиссеем.

В году Иллиада , которая начинается в середине
десятилетняя троянская война, мы ничего не слышим о Пенелопе. Одиссей
все это время у них не было, хотя у них с Пенелопой был сын Телемах.
Боги препятствуют попыткам Одиссея вернуться домой после войны.
у него уходит еще десять лет. Все это время Пенелопа проводит большую часть своего времени
ткала в горнице своего дома в окружении женщин.Она жаждет
ее муж, как он тоскует по ней.

Когда начинает казаться, что Одиссей не вернется домой,
стая молодых людей начинает торчать, намереваясь стать второй Пенелопой.
муж. Телемах, ее сын, слишком молод, чтобы помешать им
день в доме, поедая скот, овец и свиней, которые являются его вотчиной.
Пенелопа, столь же хитрая, как и ее муж, говорит женихам, что, когда она
заканчивает саван, который она делает для своего тестя Лаэрта, она выйдет замуж
один из них.Каждый день она ткет, а ночью развязывает то, что соткала
этот день. Эта уловка работает три года, но одна из ее служанок говорит
женихов, что делает Пенелопа.

Когда домашний поэт воспевает подвиги Одиссея,
Пенелопа говорит: «Не петь больше эту горькую историю, которая утомляет мое сердце».
Телемах упрекает ее и уходит, чтобы попытаться найти новости о своем отце.
Пенелопа в ужасе обнаруживает, что он ушел. Женихи планируют убить его, но
Афина сообщает ей, что все будет хорошо.

На данный момент Одиссей все еще сдерживает Калипсо.
оставайся с ней на ее острове. Он тоскует по «своей тихой Пенелопе» и по дому. Афина
вмешивается, и Одиссею ждут новые приключения, но, наконец, он получает подарки и
корабль, чтобы доставить его на Итаку. Придя, он сначала навещает своего верного свинопаса,
одет как нищий. Телемах также возвращается на остров и встречает своего
отец там. Вместе они строят планы убить женихов и вернуть их
дом.

Телемах первым идет домой, хотя Одиссей не позволяет
ему сказать Пенелопе, что он на острове.»Что мне делать?» она спрашивает
Телемах. Вдохновленный, Телемах велит ей остаться со своими женщинами в
верхняя комната. Женихи продолжают есть, пить и строить заговоры. Когда Одиссей, одетый
как нищий, приходит и садится в дверной порог, над ним издеваются и бросают
вещи у него. Телемах говорит им, чтобы они не использовали своего гостя плохо.

Афина низвергает Пенелопу в ее великолепной красоте, «ее сияние
вуаль на щеке ». «Глубоко мыслящая королева, — говорит один из женихов, — красавица.
Подобного твоему ни у одной женщины раньше не было.Наконец, она заставляет тяжелый лук Одиссея
комнату и говорит, что тот, кто может натянуть его и послать стрелу через топор 12
ручками будет ее муж. Ни один из женихов не умеет натягивать лук.
Телемах делает некоторое усилие, но затем отправляет мать наверх. Одиссей
легко натягивает лук, затем поражает Антиноя, главного поклонника, стрелой
к его шее. С помощью своего сына, свинопаса и другого пастуха, а не
говоря об Афине, Одиссей убивает всех сорока или более женихов. В
слуги подходят, чтобы обнять Одиссея, и мятежные служанки заставляют убирать
беспорядок.

Телемах сообщает Пенелопе, что его отец вернулся домой, но
Пенелопа настроена скептически. Она сидит в одной части комнаты, наблюдая за своим мужем,
который вымылся и оделся, с другой. Старая медсестра Одиссея
опознал его по детскому шраму. «Пусть твоя мать испытает меня», — сказал Одиссей.
«Между нами есть секретные знаки».

Пенелопа велит слуге пойти и лечь в их брачное ложе.
зал, составляя его для Одиссея. На этом Одиссей вспыхивает. «Кто посмеет
переместить мою кровать? » он спрашивает.«Я сделал эту кровать из ствола живого оливкового дерева».
Когда она слышит это, Пенелопа бежит к Одиссею и обнимает его.
Наконец они вместе плачут, радуясь. Когда они ложатся спать, обнимают каждого
другой, Одиссей рассказывает ее истории. «Она не могла закрыть глаза, пока все
рассказывались истории ».

На следующий день Одиссей идет к своему старому отцу Лаэрту, тоже
истощен тоской по сыну. Лаэрт окропляет свои плоды землей
деревья. Одиссей беспокоится об отцах женихов, которые могут прийти за
месть.Афина идет к Зевсу, спрашивая, как положить конец этому насилию. «Заключите это как
— говорит Зевс. Таким образом Афина заставляет островитян прекратить ссору.
Одиссею, Пенелопе и Телемаху позволено жить в мире.

Odyssey сопровождает меня большую часть моей жизни.
Когда я наконец прочитал это в переводе Роберта Фицджеральда, едва ли
ни один из инцидентов был незнакомым. Действительно, история плетения и
трижды рассказано о расплетении пелены! Как жена доблестного мужа
кого не было по крайней мере треть времени, я больше всего отождествляю с возвращением домой.Когда Дон приходит домой, иногда проходят дни, прежде чем все рассказы
сказал.

Пенелопа: Творческий мыслитель Одиссеи

Пенелопа. (Иллюстрация Томаса Эрецманна)

Одиссея Пенелопа — мыслитель, человек, который эффективно справляется со своим миром и его проблемами, обдумывая выход из них. Она, возможно, даже более мыслитель, чем ее много изобретательный муж, поскольку он все еще время от времени склонен «решать» свои проблемы с помощью грубой силы.

Именно в Пенелопе Гомер более чисто исследует возможности и ограничения одиссейского ума.

Эмблема сообразительности Пенелопы — это устройство, с помощью которого она три года обманывает своих женихов, свое ткачество. Она использует ткачество, чтобы выиграть время, но ткачество само по себе является образом времени. Время — это плетение и плетение; он создает и разрушает существа и отношения.

В своем обмане Пенелопа производит впечатление, что время не имеет значения. Она вяжет и вяжет (и развязывает), но вроде ничего не меняется. Но именно изменения, которые сопровождают или составляют время, делают время вопросом последствий для людей.При таком понимании время представляет собой огромную трудность, которая искажает образ мышления Пенелопы.

В так называемом отступлении от Theaetetus (172d) Сократ рисует крайний образ воспитания философского человека. Там философский человек воспитывается в изолированной невинности. Они не вовлечены в повседневные заботы политической или правовой системы и не вовлечены в них. Только эти люди, говорит Сократ, свободны.Любой другой человек, говорит Сократ, — раб. В буквальном смысле они рабы времени. И, выражаясь более гречески, они рабы водяных часов. Все их действия и их мышление, все их решения проблем идут по таймеру.

Чтобы быть свободным, нужно уметь делать то, что хочется. Но для того, чтобы иметь возможность делать то, что вы хотите в самом полном смысле этого слова, нужно знать, что вы делаете. Только те, кого не волнуют вопросы дня, недели или года, могут думать о проблеме столько, сколько она того заслуживает.Только мыслитель, который находится на досуге, думает о проблеме без ограничений, кроме тех, которые определяют само здравое мышление. Только такой мыслитель может отложить заключение до тех пор, пока само мышление не заслуживает заключения. Все остальные находятся под давлением какого-то дедлайна, под давлением текущей воды времени. Это давление так или иначе искажает их мышление. Это заставляет их объявить конец размышлениям, когда требуется больше размышлений. Это заставляет их объявить дело завершенным, когда требуются дополнительные аргументы или дополнительные доказательства.Это давление ведет к плохому мышлению и, по словам Сократа, заставляет людей «стать маленькими и утратить чуткость в душе».

Люди становятся рабами часов в основном потому, что другие люди ставят их на часы. В одной из своих записных книжек 1882 года Ницше пишет: «Безумие редко бывает с людьми, но с группами, партиями, народами, временами оно является правилом». Слово для обозначения безумия здесь — Irrsinn , буквально ошибочное мышление или, в более широком смысле, плохое мышление. Похоже, что Ницше имел в виду, что наше общение с другими людьми вынуждает нас принять незаконные способы мышления.Мы должны соглашаться или, точнее, делать вид, что согласны по многим вопросам, независимо от того, располагаем ли мы ресурсами и использовали ли эти ресурсы, чтобы прийти к обоснованному выводу. Люди не чувствуют себя в безопасности рядом с другими людьми, которые с ними не согласны. Такие соглашения требуются социальной жизнью, и они требуются в соответствии с расписанием, определяемым чувствами людей, а не эпистемологическими требованиями рассматриваемого вопроса. Кому комфортно с соседом, который не уважает права собственности или не поддерживает запрет каннибализма, или который открыто признает, что не знает, что такое справедливость? В целом, кому комфортно жить рядом с людьми, которые не придерживаются множества мнений, которые в общих чертах разделяет вся группа?

Это плохая мысль — объявлять вопрос решенным до того, как он решен.Думать, что человек знает то, чего не знает, — это умственный дефект. Тем не менее, кажется, что социальная жизнь подталкивает наше мышление к этой преждевременной и самообманчивой форме. Мало того, вопросы, которые общество требует от нас решить, глубоко трогают наши страсти. Таким образом, мы видим проявления сильного гнева и волнения в наших попытках управлять собой. Управляющий требует результатов. Результаты не являются ответами. Самым очевидным является то, что сила страстей несоразмерна полноте и здравому смыслу мышления, которое поддерживает наши утверждения.Мы очень часто не знаем, но когда другой человек не согласен с нами, мы действуем так, как будто мы знаем, и как будто они должны знать. Мы никогда не стали бы требовать, чтобы человек дал решение уравнения, прежде чем они его действительно выяснили, но во многих вопросах, которые вызывают у нас гораздо большее беспокойство, мы требуем чего-то подобного от наших собратьев. Ставим на часы. Мы внушаем им плохое мышление. И мы инвестируем в эту ситуацию с большим энтузиазмом и с серьезными последствиями.

Ее женихи поставили Пенелопу на часы.Они агрессивны и скупы. Возможно, это возврат к пиратскому характеру ранних греков. Возможно, они являются результатом поколения молодых греческих мужчин, которые выросли благодаря войне без руководства предыдущего поколения. Возможно, это просто вспышка нефильтрованной человеческой натуры, оппортунистических хищников, которые видят что-то желаемое (авторитет на Итаке, богатство, красивая женщина) незащищенным и недостаточно сдерживаются условностями, у которых нет силы, чтобы поддержать их.Не договариваться с такими женихами небезопасно.

Хотя Пенелопа не всецело против того, чтобы договориться с женихами, она пытается их задержать. Она пытается поставить себя в ситуацию, когда у нее больше времени подумать более полно и на более достаточных основаниях. Она пытается защитить свой брак, но что защищает? Судьба мужа неизвестна. Никаких контактов почти двадцать лет. Чем они поделились? Что они сделали вместе? Ничего такого.Каждый был женат на другом отдельно. Из-за их разлуки их брак лишен перемен, настало время бросить вызов и, таким образом, связан с неторопливой сферой более чистого мышления. Но это обусловлено не только их особыми обстоятельствами. Их брак должен быть раз и навсегда. Возможно, большинство браков созданы для того, чтобы бросить вызов времени. Одиссей принял эту мысль, когда построил свою неподвижную кровать. Однако такой брак не нацелен на неизменный характер бессмертных существ.Когда Одиссей защищает свой брак, он делает это против предложения руки и сердца богине. Бессмертие приходит с этим предложением. Но когда Гомер дает нам представление о рассуждениях Одиссея о предложении Калипсо, становится ясно, что он сравнивает брак с богиней с существующим браком со смертной Пенелопой.

Эта попытка иметь что-то прочное и стабильное, но все же временное и смертное, может предложить некоторую форму компромисса с давлением, которое время оказывает на наше мышление. Потому что не только женихи ставят Пенелопу на часы.Это также ее смертность. Верность человеку может потерять свою сущность, если этого человека больше не существует. А ее Одиссей может быть мертв или настолько изменен, что больше ей не принадлежит. Даже если это не так, за лояльность приходится платить. Даже когда ее Одиссей вернулся, Пенелопа сетует, что боги не позволили им вместе наслаждаться своей молодостью (XXIII, 211). Еще яснее видна эта цена в трогательной сцене с собакой Одиссея Аргосом. Собака была выведена Одиссеем, и он ее хозяин, и она верна своей жизни, она ждала двадцать лет, чтобы умереть, только когда ее хозяин вернется.Но они не разделили жизнь друг с другом. Насколько лучше Пенелопе, может быть просто счастливой случайностью на протяжении всей ее жизни.

Брак Пенелопы — это мысль, а не мысль, полностью основанная на адекватном мышлении и доказательствах. Она решила остаться верной этой мысли, даже зная о ее неадекватности. Мы можем видеть это по тому, как она приходит к выводу, что ее Одиссей вернулся. Это не похоже на другие сцены узнавания. Отличительного шрама может быть достаточно, чтобы отметить человека как особенного, или выполнения подвига, на которое способен только он сам.Но не так Пенелопа узнает, что ее Одиссей вернулся. Когда она делает вид, что приказывает сдвинуть их неподвижное брачное ложе, Одиссей отвечает сильным гневом. Именно его эмоциональная реакция, а не его знание деталей материальной тайны убеждает Пенелопу в том, что ее Одиссей вернулся. Брак этих двоих, каким бы впечатляющим и вдохновляющим он ни был, существует прежде всего в сфере мысли и чувств. И поэтому он хрупок; если бы Одиссей не вернулся, когда он вернулся, ждать его возвращения было бы не лучшим выбором.Но хрупкость такого брака не означает, что брак ненастоящий. Мы можем жить и действительно живем в наших мыслях. Поскольку это наша ситуация, мы должны как можно больше заботиться о качестве нашего мышления.

женихов Пенелопы | Книги | Хранитель

Прошло 20 лет с тех пор, как Одиссей покинул свой дворец, но его жена Пенелопа все еще надеялась, что он вернется, хотя большинство считало его мертвым. Многие женихи приходили ухаживать за «вдовой». Она отложила их с помощью уловки, убедив их подождать, пока она не закончит погребальную плащаницу для Лаэрта, отца Одиссея, которую она ткала днем ​​и тайно распускала ночью.Таким образом ей удавалось обмануть их три года. Пока они ждали, женихи сделали себя незваными гостями короля, съедая его из дома и дома. Но затем уловка Пенелопы была раскрыта, и женихи потребовали решения. Она придумала еще одну уловку — соревнование по стрельбе из лука. Она выйдет замуж за того, кто сможет натянуть лук Одиссея и выстрелить из него через 12 топоров. Лук когда-то принадлежал лучнику Евриту, внуку Аполлона, и, как она надеялась, никто не мог им владеть.

Один за другим женихи пробовали свои силы, но никто не мог даже натянуть лук, не говоря уже о том, чтобы пустить им стрелу через топоры.Тогда один из нищих, привыкший питаться объедками, оставленными женихами, спросил, может ли он попробовать свои силы. Женихи засмеялись, но были поражены, увидев, как он с легкостью натягивает лук и стреляет из него через 12 топоров. Затем нищий направил свое оружие на женихов и выстрелил в них одного за другим. Пенелопа посмотрела на бойню. «Значит ли это, что я должен выйти замуж за нищего сейчас?» она спросила. «Я не нищий, — сказал он, — а Одиссей, твой муж».

Пенелопа не узнала его, потому что он оставил ее вскоре после их свадьбы, 20 лет назад.«Одиссей, мой муж», — сказала она, обнимая его. «Пожалуйста, простите меня за то, что я не узнал вас, потому что прошло 20 лет с тех пор, как я видел вас в последний раз, и вы сильно изменились. Это приятная ночь, поэтому давайте возьмем нашу супружескую постель, которую вы построили своими руками, и положи это под звезды «. «Это прекрасная идея, — сказал Одиссей, — но кровать, которую я построил, невозможно сдвинуть, потому что она построена вокруг ствола глубоко укоренившегося оливкового дерева». Теперь, наконец, Пенелопа знала, что он действительно Одиссей: секрет неподвижности кровати был известен только двум людям.

«Одиссей, мой муж», — сказала она, обнимая его, но на этот раз с большим чувством. «Расскажи мне, как получилось, что ты был нищим в собственном банкетном зале». «Семь лет, — сказал Одиссей, — я был гостем Калипсо. Она могущественная богиня и была одинока, поэтому она повела меня в свою постель. Она также прекрасная богиня, но даже когда я лежал с ней, я не мог перестань думать о тебе Она предложила сделать меня бессмертным, но я предпочел состариться с моей Пенелопой, чем жить с богиней вечно.И вот однажды она позволила мне уйти, так как боги повелели ей, и она помогла мне построить самодельный плот и дала мне провизию для моего путешествия.

«Посейдон послал шторм, чтобы разрушить мой плот, но я был спасен от утопления белой богиней Левкотеей. С ее помощью я проснулся на берегу земли феаков. Их очень развлекали все мои рассказы о великанах. , ведьмы и монстры. Поэтому они предложили отвести меня домой и, кроме того, дали мне большие богатства. Но богиня Афина сообщила мне о ситуации здесь и предупредила, чтобы я держал мое возвращение в секрете.Я согласился, хотя мне было очень больно, король, просящий милостыню в моем собственном дворце, видя, как обращаются с вами женихи, желая открыться вам, когда я увидел, что вы начали отчаиваться ».

« Но как вы оказались потерпел кораблекрушение на секретном острове Калипсо? Почему вы не вернулись из Трои сразу после того рокового дня, когда город был разграблен людьми, спрятавшимися в знаменитом коне? »- спросила Пенелопа.« Что ж, — сказал Одиссей, и он начал рассказывать историю своей печальной саги. … «Когда в предрассветные часы того рокового дня греческие чемпионы были освобождены от деревянного коня, казалось, что что-то ужасное также высвободилось изнутри каждого из нас: вся мстительность за павших товарищей, все горечь от разлуки с семьей, но, прежде всего, чистая ненависть… «

Определение Пенелопы, сделанное Мерриам-Вебстер

Pe · nel · o · pe

| \ pə-ˈne-lə-pē

\

: жена Одиссея, которая преданно ждет его во время его 20-летнего отсутствия.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *