Разное

Особенности обучения одаренных детей дошкольного возраста: Особенности обучения и воспитания одаренных детей

Содержание

Особенности воспитания одаренных детей дошкольного возраста

Ключевые слова:

дошкольники,
одаренные дети,
воспитание одаренных детей

Введение

Детская одаренность занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы и представляет собой значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность может быть выявлена и изучена только в процессе обучения и воспитания ребенка.

Проблемы диагностики и развития детской одаренности на протяжении многих столетий волнуют педагогов и психологов, таких как Б.М.Теплов, Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Н.Е.Веракса, Н.С.Денисенкова и др.

В данной статье мы рассмотрим особенности воспитания одаренных дошкольников, выявленные в результате исследований кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии развития факультета социальной психологии МГППУ Денисенковой Н. С. В данном исследовании приняли участие 39 одаренных детей, посещающих дошкольные учреждения г. Москвы, а также их родители. Результаты работы нашли свое отражение в статье «Секреты воспитания одаренных детей». 

Особенности воспитания одаренных детей дошкольного возраста

Одним из наиболее важных факторов, влияющих на интеллектуальное и личностное развитие ребенка, является семья. Многие современные исследователи пытаются понять, чем отличаются родители одаренных детей, какие стили воспитания и установки свойственны данным семьям.

Существует несколько аспектов при изучении родителей одаренных дошкольников:

— интеллектуальные и личностные особенности родителей;

— структура и эмоциональный климат семьи;

— стиль детско-родительских отношений;

— отношение родителей к детской одаренности.

Проведенные Н.С.Денисенковой исследования показали, что все отцы и 95% матерей одаренных дошкольников имеют высшее образование, уровень дохода большинства семей – выше среднего. Родители талантливых детей показали высокий уровень интеллектуального развития, в детстве они также проявляли неординарные способности. В личном плане родителей характеризует активная жизненная позиция и положительное отношение к ней.

Значительное большинство одаренных дошкольников воспитывается в полных семьях. В 70% случаев в состав семьи входят и другие родственники: бабушки, дедушки, тети, дяди. Только у 15% обследуемых детей есть младшие или старшие братья (сестры). Возможно, причина этого заключается в том, родители рано распознают выдающиеся способности детей и считают долгом посвятить себя их воспитанию. Так, исследования Р.Б.Зайонца показали, что интеллектуальная одаренность зависит от количества детей в семье: чем больше братьев и сестер, тем меньше средний коэффициент их интеллектуальности. Однако доказано, что развитие творческих способностей детей не связано с данным фактором. Для развития воображения важно, чтобы у ребенка были брат или сестра с незначительной разницей в возрасте.

Многие ученые отмечают большое влияние, оказываемое на детей родителями противоположного пола. Исследования Дж.Фримен, Дж.Флеминг, С. Такакс свидетельствуют о том, что добившимся успехов одаренным людям свойственна андрогиния, т.е. сочетание мужских и женских черт характера и поведения. Такая многоплановость и гибкость дает им возможность осваивать различные сферы деятельности. Выявлено, что дети в своих рисунках отражают близость к родителям противоположного пола, т.к. доказано, что они уделяют одаренному ребенку больше внимания, чем родители того же пола. Мамы посвящают больше времени сыновьям, а отцы – дочерям.

Одаренному ребенку очень нужна ласка, понимание, уважение и любовь. Согласно наблюдениям, большинство одаренных дошкольников (80%) воспитываются в благополучных семьях, в которых присутствует положительный эмоциональный климат, принятие ребенка, забота о членах семьи.

Взаимоотношения между детьми и родителями подразделяются на следующие стили: демократический, авторитарный и попустительский. Однозначных данных о том, какой стиль присущ родителям одаренных детей, нет. Однако выявлено, что стиль, основанный на жестком контроле, давлении, препятствует развитию одаренной личности. Попустительский стиль воспитания также отрицательно сказывается на развитии одаренности, т.к. постоянное предоставление возможности выбора приводит к невротизации дошкольника. Данное положение особенно актуально для одаренных детей, имеющих лабильную нервную систему и чрезмерную чувствительность к социальным нормам поведения.  

Также доказано, что стиль детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих интеллектуально одаренных детей, отличается от стиля воспитания в семьях, развивающих ребенка с творческими способностями.

Уже в раннем детстве между родителями и детьми устанавливаются тесные взаимоотношения. Особое внимание родители обращают на познавательную успешность своего ребенка.

Взаимоотношения в семьях, воспитывающих ребенка, преуспевающего в вербальных дисциплинах, отличается от воспитания в семьях детей, имеющих математические способности.

У ребенка, склонного к вербальным наукам, складывается крепкая эмоциональная связь с родителями, уделяющими большое внимание его умственному развитию, покупая познавательные игрушки, много общаясь с ним. Далее, в школьном возрасте, такие родители усиливают контроль за ребенком, строго контролируя его успеваемость.

У детей с математическими способностями хорошо развиты пространственные представления, интерес к оперированию числами. Они сосредотачиваются на задачах и доводят их до конца.

Родители, воспитывающие детей с творческими способностями, избегают чрезмерного давления и опеки, поощряя у них уверенность в себе. Однако в таких семьях часто наблюдается своеобразная эмоциональная дистанция, холодность, которые может привести к разладу между родителями, хотя это и не приведет к пренебрежению ребенком.

В дошкольном возрасте еще рано говорить о разделении детей на «интеллектуалов» и «творческих», т.к. данные особенности ярко проявятся в школьном возрасте.

Исследователями выделено несколько типов отношения родителей к детской одаренности: положительное, игнорирующее и отрицательное.

Положительное отношение родителей отличается любовью и заботой о ребенка вне зависимости от его способностей, хотя одаренность они принимают с радостью. Такое отношение является самым плодотворным для развития как одаренности, так и личности ребенка в целом. Оно дает ему чувство защищенности, значимости для близких людей, подготавливает почву для реализации возможностей. Детская одаренность воспринимается родителями как благо, «возможность быть успешным». Несмотря на занятость на работе, мамы и папы, а также бабушки и дедушки, считают необходимым способствовать опережающему развитию своих детей. Они организуют с ними посещение музеев, выставок, отдых на природе, занятия спортом, а также уделяют немало времени подбору развивающих игрушек и книг. К проблеме переутомления данная категория родителей относится серьезно и может отказаться от дополнительных занятий. В вопросе образования ребенка они также занимают активную позицию: тщательно выбирают детский сад, школу, предпочитая те, в которых используются развивающие программы, посещают родительские собрания, открытые занятия, активно участвуют в жизни ДОУ.

Большинство родителей (85%) положительно относятся к проявлениям детской одаренности и считают, что таланты необходимо развивать и поддерживать. Но мотивы такого отношения могут быть различными.

Одним из вариантов положительного отношения к одаренности можно назвать гиперсоциализацию, для которой характерно рассматривание проявлений способностей как возможности для самоутверждения и реализации родителями своих потенциальных возможностей. Для таких семей важно, чтобы ребенок демонстрировал свои достижения, а другие стороны его развития, увлечения, физическое и эмоциональное состояние родителей не интересует. Чрезмерные нагрузки приводят к быстрой утомляемости детей, снижению их успешности. Ребенок начинает чувствовать себя неудачником в глазах родителей, появляется тревожность, мнительность. Родители при этом испытывают недовольство, все более усугубляя сложившуюся ситуацию.

Так, английский ученый Дж.Фримен заметил, что чрезмерные родительские амбиции сопровождаются проявлением агрессивности у детей. Вырастая, они по-прежнему, испытывают чувство неудовлетворенности, неадекватно воспринимают себя. Случаи гиперсоциализации встречаются достаточно редко.

Исследования зарубежных психологов и педагогов указывают на то, что у одаренных младших школьников самооценка ниже, чем у сверстников. Так же можно сказать и про дошкольников.

Главной причиной этого является поведение родителей. Несмотря на то, что большинство родителей любят и принимают своего одаренного ребенка, практически все они очень многого от него ждут. Поэтому ребенок постоянно испытывает желание сделать приятное взрослым и заслужить их одобрение. Ребенок запоминает все события, вызвавшие улыбку и одобрение родителей. Гордость родителей за одаренного ребенка при отсутствии внимания к другим сторонам его личности, приводит к неблагоприятным последствиям. Чаще всего встречаются такие проблемы, как:

— перфекционизм (желание доводить все до совершенства),

— информационная перегруженность,

— чрезмерная соревновательность.

Сами по себе перечисленные качества не являются отрицательными, но при сочетании с другими личностными особенностями одаренных дошкольников, могут привести к достаточно серьезным проблемам, таким как заниженная самооценка, тревожность, постоянное напряжение и стресс. Обычно, перфекционизм не свойственен детям дошкольного возраста, но у одаренных детей он может проявляться.

Другим источником возникновения перфекционизма могут стать «семейные мифы», например миф об уникальности семьи. Во многих семьях существует множество рассказов об уникальных способностях ее членов. Ребенку внушают, что он является продолжателем семейной традиции, однако тяжесть ответственности перед родителями непосильна для одаренного ребенка.

Еще одним нежелательным последствием родительских ожиданий является чрезмерная соревновательность. От природы одаренные дети – прирожденные лидеры, поэтому им тяжело пережить успехи других детей. Родители так много уделяют внимания победам своего ребенка, что сильно расстраиваются при малейших неудачам. Они не учитывают того, что ребенок чутко прислушивается к их мнению и пытается любой ценой всех обогнать. Он не понимает, что неудачи неизбежны, и остро реагирует на них, в результате чего возникает внутренний, и даже внешний конфликт.

Также одаренные дети задают взрослым много вопросов и родители отвечают на них подробно, забывая, что перед ними находится ребенок. Дети внимательно слушают, пытаются вникнуть в данный вопрос, но большую часть не понимают, вследствие чего начинают считать себя глупыми. Если такая ситуация проявляется часто, у одаренного ребенка может появиться чувство собственной беспомощности. В этом и заключается такая проблема детского развития, как информационная перегруженность.  

Многие американские родители не хотят видеть исключительность своего ребенка и даже отрицательно к ней относятся. Они предпочитают, чтобы их ребенок был «как все». Причины этого заключаются в «антиинтеллектуализме» общества, недоверия к «умникам». Также родители опасаются, что у одаренного ребенка неудачно сложится его жизнь, и окружающие будут настороженно к нему относиться.

Другие родители игнорируют раннее проявление одаренности у своего ребенка, избегают обсуждения его способностей. Данное обстоятельство крайне нежелательно сказывается на развитии одаренного дошкольника. В результате отвергнутые дети приходят к выводу, что важнее всего не выделяться, и начинают скрывать свои способности, что также негативно влияет на их интеллектуальное и личностное развитие.

Подавление интеллектуальных потребностей одаренного ребенка может привести к значительным нарушениям в эмоциональной сфере, неврозам и психозам. Неврозы способствуют депрессивному состоянию ребенка, когда он не в состоянии понять причины неприятия его окружающими людьми. У такого ребенка блокируется творческая энергия, мышление оказывается парализованным и он замыкается в своем воображаемом мире. Данная форма дезадаптации редка, но все же встречается, особенно у подростков.

В России случаи отрицательного отношения к одаренности исследователями не выявлены. Возможно, это связано с культурными особенности нашей страны, где талант и интеллектуальные способности относятся к положительным качествам. В 15% случаев встречается нейтральное отношение к одаренным дошкольникам, при котором дети остро реагируют на него, проявляя агрессию.

Бывает и другая реакция одаренного ребенка – уход в себя. Такие формы реагирования характерны для семей, в которых игнорирование детских способностей сочетается с проблемными ситуациями между родителями. В воображаемой ситуации дети не просто пытаются найти пути разрешения конфликтов, но и выстраивают целые миры, в которых они «существовали» в ущерб действительности. Дети настолько глубоко переживают семейные конфликты, размолвки, что всячески пытаются их избежать. В результате одаренность проявляется все меньше и меньше и сходит на «нет». Однако, данные случаи встречаются достаточно редко.

Заключение

Таким образом, анализируя статью Денисенковой Н.С. «Секреты воспитания одаренных детей» можно сделать вывод, что семья оказывает огромное влияние на интеллектуальное и личностное развитие дошкольника. Большинство родителей одаренных дошкольников принимают и любят их, но очень много от них ждут, загружая дополнительными занятиями. Этого делать нельзя. В результате сильного переутомления у них снижается самооценка, возникает чувство тревожности, постоянное напряжение и стресс. В связи с этим, педагогам  и психологам, работающим с одаренными дошкольниками, необходимо уделять большое внимание семье. Важно показать родителям, что их ребенок уникален и требует признания своего таланта. Но при этом, он так и остается дошкольником: его развитие соответствует возрасту, он учится общаться со сверстниками, контролировать свои эмоции и понимать других людей. Поэтому крайне важна просветительская работа с родителями одаренных детей дошкольного возраста (беседы, консультации, тренинги, деловые игры и т.д.) помогающая им увидеть реальный мир ребенка, развить его таланты и личность в целом.

Список использованой литературы

  1. Денисенкова Н.С. Секреты воспитания одаренных детей // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2008. — №4. —  С. 14-24.

Особенности процесса обучения и воспитания одарённых детей

   

учитель физического воспитания

МБОУ СОШ № 96 с углублённым изучением английского языка

 

Обучение одарённых детей – задача, требующая

совместных действий многих специалистов. Будущее одарённого ребёнка,

в отличии от одарённого взрослого, ещё не определено,

поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.

В. А. Сухомлинский

Проблема одарённости занимала человека с давних времён. Такое понятие, как «талант», зародилось в античной эпохе и плотно утвердилось в научных трактатах до XIX века. Одарённый или гениальный человек, согласно античным философам: Платон, Демокрит, Сенека – обладал истинным знанием. В средние века развитием одарённости никто не занимался, так как считалось, что это – дар Божий. Интерес к одарённости появился в эпоху Возрождения, когда стал проявляться интерес к творчеству. Эта эпоха дала человечеству много гениальных и одарённых людей, и у многих философов снова возник вопрос «Что же есть одарённость

Создание концепции одарённости началось лишь на рубеже XIX и XX веков.

Английский учёный Ф. Гальтон попытался доказать экспериментальным путём, что выдающиеся способности являются результатом действия наследственных факторов. Позднее было установлено, что одарённость во многом зависит от воспитания, условий получения образования, жизненного уровня и других факторов. Более точное первое определение дал Б.М. Теплов: «Одарённость следует понимать как сочетание способностей и факторов среды, от которых зависит возможность достижения успеха».

В настоящее время широко используются понятия «индивидуальность», «одарённые дети» и «детская одарённость». Можно найти определённые родственные аспекты в значении этих понятий. Индивидуальность – это неповторимость определённых признаков, своеобразие психики и уникальность присущая конкретному человеку, делающая его непохожим на окружающих. Индивидуален каждый ребёнок со своими личностными способностями и знаниями. Если наблюдается сочетание ряда способностей, которые обеспечивают выполнение определённой деятельности, тогда можно говорить об одарённости. Все одарённые дети проявляют успехи в учении и творческой деятельности и значительно превосходят сверстников. У таких детей своя точка зрения, свои мысли и позиции, которые отличаются от общепринятых. Характерные особенности: необычайная внимательность, отличная память, абстрактное мышление и стремление к постижению нового. Эти дети могут широко пользоваться накопленными знаниями. Детская одарённость рассматривается больше в педагогике по времени её проявления. Замеченную одарённость в ребёнке педагогом, родителями или психологом называют актуальной. Если одарённость не сразу заметна взрослым, называют её – потенциальной. Психологические особенности детей демонстрирующих одарённость могут рассматриваться, как признаки сопровождающие одарённость, но не обязательно, как факторы её порождающие, поэтому могут служить основанием для предположения о наличии одарённости.

Не следует думать, что одарённость детей – это постоянное явление, на которое ничто не может повлиять. Без правильного воспитания и обучения неординарные способности могут затухнуть. Важно вовремя рассмотреть одарённость в раннем детстве, чтобы помочь ребенку в её развитии, а главное, поспособствовать совершенствованию коммуникативных навыков, которых многие малыши бывают практически лишены. Между тем многие специалисты уверены, что каждый малыш появляется на свет одарённым, проблема же в том, что он в большинстве случаев получает неправильное воспитание, а за ним и обучение. Результат — опустошение внутреннего мира и привитие шаблонного мышления. Чтобы помочь маленькому человечку раскрыться, необходимо ежедневно заниматься развитием его духовного мира.

Чаще всего именно родители первыми замечают способности чада, хотя это не так просто, как кажется, из-за индивидуального их проявления в каждом отдельном случае. Родители должны в первую очередь определиться с методикой поведения к своему одарённому ребёнку: стараться не лишать его детства и всех прелестей этого возраста (игр, приобретение социально-бытовых навыков, общения), а также  способствовать развитию его способностей, но без перехода границ.

Работать с одарёнными детьми без специальной педагогической и психологической подготовки непросто. Более того, такая работа в большинстве способов не принесёт результата. Проблема современного общества заключается в том, что специалистов, обученных работе с одарёнными детьми в разном возрасте, очень мало.

Какие использовать рекомендации при воспитании одарённой личности? Конечно же, родители, при условии правильного планирования воспитания, смогут из самобытного ростка вырастить настоящего гения, способного жить в обществе, с адекватной самооценкой. Если нет возможности определить ребёнка с незаурядными способностями в специальную школу, не стоит отчаиваться. Школа в системе его ценностей не должна занимать основное место. Пусть ребёнок имеет время для занятий любимыми делами, позволяющими ему раскрыть свой потенциал. Важно, чтобы родители обращали внимание на эмоции ребёнка во время выполнения им тех или иных действий, связанных с проявлением потенциала. Если эмоций нет, значит, это занятие ребёнку не доставляет удовольствие. В этой ситуации родителям самое главное не пускать всё на самотёк, а поговорить со специалистами: психологами, учителями. Они не только помогут справиться с проблемой, но и направят родительское воспитание.

Обучение и воспитание одарённых детей является одним из наиболее актуальных в педагогике и психологии. Проблему социальной адаптации и развития одарённых детей исследовали многие ведущие учёные, психологи, а также родители и учителя на протяжении десятилетий.  Как и прежде актуальным  остаются разработка и применение современных методик и способов взаимодействия с одарёнными детьми. А это является одной из главных задач модернизации существующей системы образования, потому что у категории таких детей сильно развита познавательная потребность, которая становится барьером на пути становления их личности и самосовершенствования. Работа педагога с одарёнными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Работать с такими детьми может такой же неординарный учитель, который не может всё время вести процесс обучения на «среднего ученика», который умеет наблюдать, увлекать, заинтересовать и самообразовываться.

Процесс будет требовать от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одарённых детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями и обязательно с родителями.  Необходим постоянный рост мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что ещё сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.  В процессе воспитания и обучения должно присутствовать сотворчество учителя и ученика. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

В современном образовании для формирования готовности педагогов к работе с одарёнными детьми требуется работа с педагогами для формирования у них заинтересованности в выявлении и поддержке одарённых детей и стимулировании роста их профессионального мастерства. Поэтому необходим пересмотр стандарта образовательного обучения и направленность на индивидуальный подход.

Количество просмотров: 1829  

Опровержение мифов об одаренных учениках

В этом вопросе и ответе с доктором философии Робертом А. Шульцем он делится мифами об одаренных учениках, которые он слышит чаще всего. Это часть интервью, первоначально опубликованного в информационном бюллетене Гильдии преподавателей Дэвидсона.

Какие мифы об одаренных учениках вы чаще всего слышите?

Меня просто поражает огромное количество мифов, существующих об одаренных людях. Я поделюсь тремя моими «фаворитами», которые ежедневно влияют на детей.

Миф 1: «Каждый в чем-то одарен…»

На первый взгляд это утверждение кажется довольно обыденным. Что-то вроде одного из тех правил детского сада, которые, как мы все считаем, вездесущи. Но, этот миф, по сути, не более чем словесная ловкость рук. Я говорю это, потому что этот миф должен быть сосредоточен на том, что не сказано, а не на том, что есть.

Утверждение — это только первая половина мысли — за ним обычно следует отрицательное утверждение или оправдание (либо сказанное, либо предполагаемое). Что-то вроде «…так что нет необходимости в специальном программировании…» или «…дифференциация покрывает потребности каждого…».

Я еще ни разу не слышал, чтобы вторая половина звучала примерно так: «…поэтому мы вкладываем ресурсы и финансы в индивидуальный учебный план для каждого ученика…» Возможно, до того, как я уйду на пенсию. Посмотрим.

В самом деле, я предлагаю параллельное заявление, которое взбесит массы так же сильно, как вышеупомянутое расстраивает тех из нас, кто защищает нужды одаренных. «Все в какой-то мере инвалиды…»

Зинг!

Эта полусырая, полуправда так же точна, как и миф 1. И указывает на абсурдность обобщенных утверждений, основанных больше на впечатлении, чем на интеллекте.

Миф 2: «Мы должны сосредоточиться на устранении пробелов в знаниях или слабых местах, чтобы дети успешно сдали Тест(ы). Одаренные уже понимают…»

Кто поспорит с этим мифом? (Ну, кроме меня!)

Подумай об этом. В вашей жизни вы получаете возможность ежедневно сосредотачиваться на своих интересах. У вас может не быть целого дня, чтобы следовать за своим блаженством — в конце концов, работа помогает оплачивать эти поездки на пляж и эту зависимость от кофеина. Но вы можете (должны?) понять, что можете блистать даже на работе. Никто не ждет, чтобы исправить вас, как только вы продемонстрируете слабость или пробел в знаниях.

Теперь поставьте себя на место шестиклассника, увлекающегося физикой. Где в школьный день у вас есть возможность усилить эту страсть? И, если вы немного медлительны в своих вычислительных навыках, сможете ли вы когда-нибудь на самом деле поделиться своим увлечением концепцией превращения материи в чистую энергию с квадратом скорости света (e=mc2)? Скорее всего, вы получите прекрасную возможность сделать еще больше вычислений, чтобы преодолеть эту слабость. Как весело это звучит?

Подумайте, какое влияние мы могли бы оказать, если бы смогли просто перевернуть Миф 2. «Мы должны сосредоточиться на сильных сторонах или творческом решении проблем…» О, каким мог бы быть мир!

Миф 3: «Они все выровняются к четвертому классу…»

Это мой личный фаворит. Но на самом деле это правда, а не миф для одаренных учеников.

Что?!

Коротко о том, что дети с инвалидностью получают доступ к специальным услугам, приспособлениям или изменениям в учебной программе в соответствии с требованиями закона (как штата, так и федерального). Обычные дети удовлетворяют свои потребности, поскольку они являются целями учебной программы. А одаренным детям становится… скучно!

Нет вызова. Никакого признания за эту искусную прозу или быстроту с арифметикой. Действительно, одаренных часто наказывают большим количеством работы; особенно если они слишком быстро заканчивают что-то в классе.

Конечно, мы выравниваем одаренных к четвертому классу. Мы приспосабливаем их к ожидаемому поведению. Мы учим их, что у каждого должна быть очередь; и быть услышанным. Мы социализируем их с типичными тенденциями их хронологического возраста. Мы ОТКЛЮЧАЕМ их в школах, где ходит этот миф (а я его часто слышу!).

 

Как вы думаете, почему существует так много мифов об одаренных учениках?

Существуют десятки, если не сотни мифов, связанных с одаренными учениками. Это попытки объяснить явление, тенденции и поведение на основе анекдотической информации; наблюдения за одной или двумя ситуациями; или опыт, которым открыто делятся учителя, которые «были там, делали это». Мифы – это фольклор нашей области.

Почему важно развеять эти мифы?

Фольклор основан на широких обобщениях, направленных на объяснение тенденций, часто присущих небольшой группе или даже одному человеку. Когда мы полагаемся на фольклор, мы игнорируем личность и не открыты для обучения. Фольклор держит нас «в неведении», заставляя в худшем случае повторять ошибки; или, в лучшем случае, игнорировать реальные потребности.

Доброжелательное невежество или результаты, основанные на фольклоре, не являются поведением или наклонностями профессионалов — если, конечно, вы не охотитесь на зомби или вампиров. Серьезно, если педагоги должны восприниматься как профессионалы на общественном уровне, мы должны следить за своими рядами и бороться с невежеством и фольклором на каждом шагу. Мы должны с уважением относиться к одаренным учащимся, чтобы удовлетворять их потребности с помощью эмпирически обоснованных данных и наших лучших подходов к улучшению или облегчению обучения.

Существует трехэтапный процесс изучения потребностей одаренных/талантливых учащихся, который я обнаружил, работая с педагогами и школами в течение последних 15 лет. Во-первых, существует базовое признание того, что эта популяция существует. Во-вторых, осознание того, что у людей с GT есть потребность в обучении. Наконец, принятие стратегий для удовлетворения этих потребностей.

Один день эксплуатации мало что дает после фазы 1 процесса. На базовом уровне педагоги, только знакомящиеся с литературой/стипендиями в области образования одаренных, не «открыты» для того, чтобы на самом деле поверить в это. Когда вам говорят, что вы должны различать, это одно; но если вы не верите, что в этом есть необходимость, вы этого не сделаете.

Мы должны отказаться от этого подхода к обучению педагогов. Нам нужно перейти к фазам Осознания и Разыгрывания, иначе наши усилия будут иметь нулевой эффект.

Если бы вы дали один совет педагогам, работающим с одаренными учащимися, каким бы он был?

Вспомните свою программу общего педагогического образования или вводного курса. Сколько внимания уделялось изучению одаренности или характера и потребностей одаренных учащихся? Я бы поставил на то, что большинство из вас прошли опросный курс по специальному образованию, где одаренные учащиеся могли бы быть представлены вам в 2-3 абзацах в одной главе. И я также готов поспорить, что вы мало что помните об этих абзацах, кроме того, что одаренные дети быстро учатся.

Очень немногие педагоги проходят подготовку (этапы обучения или осознания) в отношении характера и потребностей одаренных детей. Прохождение онлайн-курсов или разработка уроков или учебной программы за пределами вашего класса не дает возможности проверить идеи и поразмышлять об их влиянии на «живую» работу с детьми в классе. И слушать так называемых профессионалов, которые с радостью рассказывают вам, «как оно есть», совсем не похоже на то, чтобы наблюдать, как эти же люди на самом деле работают со студентами в классе, в вашей школе.

Можно ли ожидать, что вы будете интуитивно знать, что делать с одаренными детьми в классе? Можем ли мы полагаться на то, что вы используете дифференциацию для удовлетворения потребностей этих учащихся?

Ответы для меня очевидны — черт возьми, нет.

Попросите комитет по профессиональному развитию вашего здания или директора организовать обучение по повышению осведомленности и заинтересованности в потребностях одаренных учащихся. Получите знания о тенденциях и поведении, продвинутых стратегиях учебного плана, модификации содержания/процесса/продукта и стратегиях оценивания, которые работают с различными типами одаренных учащихся. (И да, есть разные типы одаренных учеников!)

См. также:

  • Борьба с мифами о социальном и эмоциональном развитии одаренных учащихся
  • Давайте поговорим об одаренных детях по-настоящему

Социальные и эмоциональные потребности одаренных учащихся

Одаренные социальные и эмоциональные потребности одаренных детей

Многие виды поведения и черты одаренных включают эмоциональный или социальный компонент. Родители одаренных детей обнаруживают, что и трудности, и радости воспитания одаренного ребенка выходят за рамки классной комнаты.

Как одаренность влияет на социальное и эмоциональное развитие?

Одаренность является частью личности человека и, как таковая, применима не только к академическим условиям. Глубоко одаренные дети переживают свои эмоции и социальное развитие иначе, чем нейротипичные дети. Поддержка вашего одаренного ребенка включает рассмотрение его эмоциональных потребностей дома и помощь в развитии социальных навыков за пределами школы, а также предоставление возможностей для интеллектуального роста.

Как одаренность влияет на эмоциональное развитие?

В то время как опыт каждого одаренного ребенка индивидуален, двумя основными условиями, связанными с эмоциональным развитием одаренных детей, являются интенсивность и асинхронность.

Интенсивность, описанная Кристин Фонеска, заключается в том, « как одаренных людей относятся к жизни. В лучшем случае интенсивность — это движущая страсть, которая позволяет некоторым людям достигать потрясающих результатов — в любой области. Но в худшем случае это суматоха, способная время от времени поглощать этих же людей, пока они учатся управлять этим аспектом своей личности». Интенсивность, связанная с эмоциональным развитием, у одаренных детей может проявляться, когда их сверстники или мир в целом не соответствуют их внутреннему компасу относительно того, каким мир должен быть в их глазах. Примеры могут включать чувство беспокойства по поводу этических проблем, жесткое следование правилам во время игры, живое воображение и даже экзистенциальные вопросы в очень раннем возрасте. Высокоодаренные дети часто изо всех сил пытаются выразить эту интенсивность и могут либо направлять эту энергию внутрь, проявляясь в виде капризности или беспокойства, либо направлять эту энергию вовне в виде истерик, криков и взрывов.

Асинхронность также тесно связана с эмоциональным развитием одаренного ребенка. Асинхронное развитие одаренных детей означает, что их академический, эмоциональный, физический или социальный рост неоднороден. Глубоко одаренные дети, в частности, могут интеллектуально функционировать на уровне 10-го класса в возрасте 9 лет, но не освоить одновременно езду на велосипеде или письмо. В эмоциональной сфере одаренные дети испытывают разочарование из-за того, что их интеллект намного опережает их физическое «я» и их образовательную среду. Кроме того, асинхронность может означать, что одаренным детям может не хватать навыков эмоционального преодоления, чтобы справиться со своими сильными чувствами и богатой внутренней жизнью.

Как одаренность влияет на социальное развитие?

Социальное развитие одаренных детей часто в наибольшей степени определяется отсутствием единомышленников, разделяющих их интересы, особенно в раннем возрасте. Как экстраверты, так и интроверты одаренные дети часто описывают чувство, что им не хватает «настоящего друга». Социальное развитие многих одаренных детей отражает их академическое развитие в том смысле, что они часто готовы к более зрелой дружбе в более раннем возрасте по сравнению со своими сверстниками, которых может интересовать только то, с кем можно поиграть.

У одаренных детей, которые чувствуют, что их никто не понимает, могут возникать тревога и социальная борьба. Одаренные девочки особенно рискуют уйти в «подполье» и скрыть свои способности, чтобы соответствовать своим сверстницам. Помощь таким одаренным учащимся в достижении социального и эмоционального успеха часто связана с поиском подходящей академической отдушины, хотя, поскольку одаренные учащиеся могут найти единомышленников после ускоренного обучения, во время академического летнего опыта или путем участия в нишевом интересе и встречи с другими людьми, которые разделяют их увлечения. .

Как родители могут способствовать социально-эмоциональному развитию своих одаренных детей?

Родители играют важную роль в обеспечении социально-эмоционального развития своих одаренных детей, выступая за своих детей в школе и за ее пределами. Это может помочь решить проблемы с самооценкой, перфекционизмом, неравномерным развитием и депрессией. Вот несколько способов, которыми родители могут улучшить социально-эмоциональное обучение своего одаренного ребенка:

  • Предоставить возможности для обогащения с помощью программ и мероприятий вне класса
  • Улучшите отношения со сверстниками, позволив ребенку общаться с интеллектуальными сверстниками того же умственного возраста 
  • Создать группу постоянной поддержки под профессиональным руководством родителей одаренных детей, которые могут поделиться своим опытом воспитания одаренных детей
  • Постоянно просвещать педагогов, которые могут быть не в состоянии распознать потребности своего одаренного ребенка

Прежде всего, важно помнить, что одаренные дети в первую очередь дети.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *