Окружность головы у мальчиков в 2 года: Окружность головы ребенка по месяцам: таблица норм
Нормы прибавки окружности головы и окружности груди у детей первого года жизни.
Когда вы держите в руках своего долгожданного младенца, все остальное вас просто перестает интересовать. Все, что не связано с вашим ребенком, кажется серым, скучным и безликим. Все ваши помыслы, мечты и желания сосредоточены только на одном — на счастье и здоровье вашего младенца. Именно этому будут посвящены все ваши усилия на ближайшие несколько лет (хотя на практике забота о «ребенке» у большинства родителей не прекращается даже в тот момент, когда он сам становится мамой или папой). Но это все в далеком будущем, а пока перед вами непонятный сверток с совершенно беспомощным, плохо ориентирующимся в этом мире малышом. И для того, чтобы он нормально рос и хорошо себя чувствовал, вам предстоит многое узнать и изучить.
Физиологическое состояние новорожденного оценивается еще в стенах роддома. Ребенка осматривают узкие специалисты, выявляя все возможные пороки, аномалии, скрытые и явные проблемы. В этот же момент проводится первое измерение основных параметров тела малыша, определяется его рост, вес, окружности груди и головы. Все эти показатели имеют важное значение. С их помощью врачам легче судить, все ли в порядке с новорожденным. И если рост и вес ребенка — достаточно понятные величины, то не многие знают, для чего нужны измерения окружности головы и груди младенца. О этих важных показателях и пойдет наш разговор.
Окружность головы новорожденного — нормы ежемесячной прибавки, отклонения и их причины.
При рождении малыш имеет окружность головы, находящуюся в пределах от 34 до 36 см. Но небольшие отклонения в ту или иную сторону еще не повод для тревог. Ребенок с окружностью головки 33 см, возможно, по своей природной конституции наделен маленькой головой. Куда более значимый момент — это
ежемесячная прибавка
в диаметре. За этим показателем должен следить педиатр, ежемесячно измеряющий рост, вес, окружность головы и груди ребенка.
Самостоятельно рассчитать окружность головы своего малыша поможет следующий нехитрый метод.
Известно, что в среднем окружность головы полугодовалого ребенка равна 43 см. Чтобы рассчитать величину этого параметра для детей, младше 6 месяцев, необходимо отнять от 43 по 1,5 см за каждый предыдущий месяц. Например, для малыша в 4 месяца норма — 43-(1,5х2)=40см. Для детей, чей возраст старше 6 месяцев, к 43 необходимо прибавить 0,5 см за каждый следующий месяц. То есть для 9 месячного крохи применима формула — 43+(0,5х3)=44см. К году окружность головы у большинства детей достигает отметки в 46-47 см.
Детские специалисты проводят более подробный и детальный подсчет среднемесячной прибавки окружности груди у новорожденного. У каждого педиатра есть ряд таблиц с нормами прибавки для детей обоего пола по всем основным антропометрическим параметрам. По ним врач сверяет не только соответствие данных о конкретном ребенке со среднестатистическими данными, но и следит за темпами это прибавки. Иными словами, важное значение имеет не только цифра, на которую изменилась окружность головы, скажем, за первый год, но и равномерность этой прибавки. Слишком быстрый и слишком медленный темп, неравномерный рост окружности головы по месяцам — повод для дополнительной консультации с врачом-неврологом.
Окружность груди новорожденного — нормы ежемесячной прибавки и отклонения.
При рождении малыш имеет окружность груди чуть меньше, чем окружность его головки — 32-34 см. Эти показатели сравняются примерно к 4 месяцам, затем грудь будет опережать голову в темпе роста. Рассчитать диаметр окружности груди можно по следующей формуле. Ребенок в полгода имеет окружность груди равную 45 см. Для детей младше этого возраста необходимо от этой цифры вычесть по 2 см за каждый предыдущий месяц. Так, в 4 месяца грудь ребенка будет 45-(2х2)=39см. Для детей старше шести месяцев действует такая формула — к 45см прибавляется по 0,5 см за каждый последующий месяц. Например, в год окружность груди будет 45+(0,5х6)=48 см.
Педиатры же и окружность груди ребенка сверяют с данными, содержащимися в центильных таблицах. Величина этого параметра в совокупности с ростом и массой тела может дать оценку общему развитию малыша. Если окружность груди имеет показатели выше среднего при увеличенной массе тела, речь идет об ожирении, причина которого несбалансированный рацион. Слишком узкая грудь и низкая прибавка в весе говорит о дистрофии — здесь так же следует пересмотреть питание младенца, провести обследование его органов и жизненно важных систем. Все рекомендации по этому поводу даст педиатр. Если же при нормальной ежемесячной прибавке грудь малыша не вписывается в установленные стандарты, это скорее всего анатомические особенности строения тела ребенка.
Нормы, правила и стандарты безусловно очень полезны и они без сомнения важны. Но даже если ваш ребенок не хочет вписываться в «общий план», это еще не повод думать, что он чем-то хуже других. Чтобы вас успокоить, дадим еще несколько цифр.
Допустимыми для детей первого года жизни считаются колебания:
окружность груди — ± 3 см;
окружность головы — ± 2,5 см
Текст Каждый малыш растет и развивается в своем. является собственностью проекта НоворожденныйРу. Принадлежит разделу
Детская медицина
Вы можете высказаться о проблемах описанных в Нормы прибавки окружности головы и окружности груди у детей первого года жизни. ,оставив комментарий.
Phyzicheskoe_razvitie — Стр 6
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
Выберите один правильный ответ
1.Под термином «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» в педиатрии понимается динамический процесс
А) роста ребенка в том или ином периоде детства Б) роста ребенка и биологического созревания отдельных систем
В) роста и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства Г) биологического созревания отдельных органов и систем ребенка
2.Период первого вытяжения наблюдается:
А) в возрасте 1-3 лет Б) в возрасте 13-17 лет В) в возрасте 8-10 лет Г) в возрасте 5-7 лет
3. Период второго округления приходится на :
А) преддошкольный возраст Б) младший школьный возраст В) дошкольный возраст Г) период пубертата
4.Суммарным показателем пластических процессов в организме является:
А) рост ребенка Б) окружности груди и головы
В) показатели полового развития Г) масса тела ребенка
5.Степень развития костно-мышечного аппарата, внутренних органов и подкожно-жировой клетчатки отражает:
А) индекс Чулицкой Б) рост В) масса тела
Г) индекс Кетле 2
6.Окружность грудной клетки характеризует:
А) ее объем, развитие грудных и спинных мышщ, функциональное состояние органов грудной клетки.
Б) дыхательный объем легких и их резервные возможности В) развитие костной системы ребенка Г) состояние питания
7.Степень развития головного мозга косвенно позволяет оценить:
А) рост и масса тела ребенка Б) размеры и сроки закрытия родничков В) окружность головы
Г) соотношение мозгового и лицевого черепа.
8.Ежемесячная прибавка в массе в 5 месяцев составляет:
А) 600 г Б) 700 г
В) 750 г Г) 800
9. Масса тела в 6 месяцев в среднем равна:
А) 6600 г Б) 7800 г В) 8200 г Г) 9300 г
10.Рост детей в 4 года в среднем равен:
А) 90 см Б) 95 см В) 100 см Г) 105 см Д) 110 см
11.Масса тела у детей в 7 лет в среднем составляет:
А) 20 кг Б) 25 кг В) 30 кг Г) 35 кг Д) 40 кг
12.Рост детей в 12 лет в среднем составляет:
А) 130 см Б) 135 см В) 140 см Г) 145 см Д) 150 см
13. Индекс Чулицкой (упитанности) равен:
А) 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени — рост Б) 3 окружности груди + окружность бедра — полурост В) 3 окружности груди + окружность бедра + 2 окружности голени — рост
14.Индекс Эрисмана равен:
А) окружность бедра — полурост Б) окружность груди — полурост В) окружность груди — рост
15.Гармоничность физического развития — это
А) разница в центильных коридорах менее 2; Б) разница в центильных коридорах более 2;
16.Расчет дефицита или избытка массы тела проводится, используя стандарт:
А) массы тела по возрасту Б) массы тела по росту (длине) В) индекса массы тела
17. При гипотрофии 2 степени дефицит массы тела (в %) составляет:
А) 5-10 Б) 10-20
В) 20-30
Г) более 30
18. Внутриутробная пренатальная гипотрофия диагностируется при величине массо-ростового индекса:
А) ниже 80 Б) ниже 70 В) ниже 60 Г) ниже 50
19. В случае недостаточности питания у детей раннего возраста используются термины:
А) нанизм Б) гипотрофия
В) гипостатура Г) паратрофия
В) разница в центильных коридорах более3.
Выберите все правильные ответы:
20.При задержке роста тяжелой степени используются термины:
А) гипостатура Б) гипотрофия В) низкорослость Г) нанизм
21.Отставание ребенка в росте чаще всего связано с:
А) наследственными синдромами и хромосомными болезнями Б) острыми заболеваниями В) хроническими заболеваниями
Г) избыточным питанием (перекормом) Д) голоданием Е) заболеваниями эндокринной системы
22.Основными методами исследования физического развития детей и подростков являются:
А) антропометрия Б) физиометрия В) денситометрия Г) соматоскопия
23. Оценка основных антропометрических данных производится следующими методами:
А) эмпирическим Б) центильным В) сигмальным
Г) корреляционным
24.Степень морфофункциональной незрелости оценивают с учетом:
А) шкалы Апгар Б) шкалы Сильвермана
В) шкалы Петрусса Г) гестационного срока
Ответы к тестовым заданиям
1.В, 2.Г, 3.Б, 4.А, 5.В, 6.А, 7.В, 8.Б, 9.В, 11В, 12.Д, 13.А, 14.Б, 15.А, 16.Б, 17. В, 18.В, 19.Б, 20.ВГ, 21. АВДЕ, 22.АБГ, 23.АБВ, 24.ВГ
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.
Алгоритм решения задачи по физическому развитию ребенка:
1.Рассчитать долженствующие параметры (масса, рост, окружности головы
игруди) по формулам и прибавкам, соответствующим возрасту ребенка. Сравнить полученные долженствующие показатели с фактическими показателями ребенка
2.С помощью центильных таблиц рост — возраст, рост — масса, возраст — окружность головы, возраст — окружность груди определить номер коридора, к которому относятся фактические параметры ребенка. Учитывать пол ребенка.
3.Рассчитать индексы Чулицкой (упитанности), Эрисмана, МРИ (Кетле) в соответствии с возрастом ребенка
4. Сделать заключение о гармоничности и пропорциональности физического развития ребенка.
Задача №1
Оцените физическое развитие ребенка по формулам и центильным таблицам. Сделайте заключение о гармоничности и пропорциональности физического развития ребенка.
Мальчик 5 месяцев, масса при рождении 3500 г, рост при рождении 51см, окружность головы при рождении 35 см, окружность груди при рождении 34 см. Фактические данные: масса 6000 г, рост 63 см, окружность головы 43 см, окружность груди 44 см, окружность плеча — 15 см, окружность бедра — 23 см, окружность голени — 16 см.
1. Рассчитать долженствующие показатели по формулам
Масса долженствующая (mд) = масса при рождении + ежемесячные прибавки за 5
месяцев
mд = 3500 + 600 + 800 + 800 + 750 + 700 = 7150 г
Рост долженствующий (l р) = рост при рождении + ежемесячные прибавки за 5
месяцев
lр = 51 + 3 + 3 + 3 + 2,5 + 2,5 = 66 см
Окружность головы (ОГд) = окружность головы в 6 месяцев — 1,5 см за каждый
недостающий месяц до 6 мес.
ОГд = 43 — 1,5 = 41,5 см Окружность груди (ОГр д) = окружность груди в 6 месяцев — 2 см за каждый
недостающий месяц до 6 мес.
ОГрд = 45 — 2 = 43 см
2. Определить номер коридора с помощью центильных таблиц с учетом пола ребенка
Таблица соответствия роста возрасту (рост — возраст): возраст — 5 месяцев, рост — 63 см, соответствует коридору №3
Центильные величины длины тела (рост) мальчиков, см ( от рождения до
17лет).
Центили
3%10%25%50%75%90%97%Возpacт12345675 мес.59,961,162,364,365,667,068,9
Таблица соответствия массы росту (рост — масса): рост — 63 см, масса — 6000 г, соответствует коридору № 4
Центильные величины массы тела (кг) при различной длине тела (см) мальчиков
Длина тела (см) |
| Центили |
| 31025759097 |
Зоны
1-23456762-644,985,495,877,337,718,12
Таблица соответствия окружности головы возрасту (возраст — окружность головы): возраст 5 месяцев, окружность головы — 43 см, соответствует коридору №
4
Центильные величины окружности головы у мальчиков, см (от рождения до
16 лет)
Возраст | Центили |
310255075909712345675 мес. 40,541,241,942,743,844,645,4
Таблица соответствия окружности груди возрасту (возраст — окружность
груди): возраст 5 месяцев, окружность груди — 44 см, соответствует коридору № 5
Центильные величины окружности грудной клетки у мальчиков, см (от рождения до 17лет)
Возраст Центили
310255075909712345675 мес.39,340,141,242,945,045,747,6
3.Индекс Чулицкой (упитанности) = 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени — рост = 3 * 15 + 23 + 16 — 63 = 21. В норме индекс Чулицкой для детей грудного возраста равен от 20 до 25.
Индекс Эрисмана = Окружность груди — полурост = 44 — 31,5 = 12,5. В норме индекс Эрисмана для детей грудного возраста равен от 13,5 до 10
4.Заключение: Гармоничное и пропорциональное развитие, нормосомия, нормотрофия.
Задача №2
Оцените физическое развитие ребенка по формулам и центильным таблицам. Сделайте заключение о гармоничности и пропорциональности физического развития ребенка.
Девочка 7 лет. Фактические данные: масса 20 кг, рост 113 см, окружность головы 49,5 см, окружность груди 54 см, окружность плеча — 20 см, окружность бедра — 38 см, окружность голени — 22 см.
1. Рассчитать долженствующие показатели по формулам
Масса долженствующая (mд) = масса тела в 5 лет + 3 кг на каждый последующий
год от 5 лет
mд = 19 + 3* 2 = 25 кг
Длина тела долженствующая (l р) = длина тела в 8 лет — 7 см на каждый
недостающий год до 8 лет lр = 130 — 7 = 123 см
Окружность головы (ОГ д) = окружность головы в 5 лет + 0,6 см за каждый
последующий год от 5 лет ОГд = 50 + 0,6*2 = 51,2 см
Окружность груди (ОГр д) = окружность груди в 10 лет — 1,5 см за каждый
недостающий год до 10 лет.
ОГрд = 63 — 1,5*3 = 58,5 см
2. Определить номер коридора с помощью центильных таблиц с учетом пола ребенка
Таблица соответствия роста возрасту (рост — возраст): возраст — 7 лет, рост — 113 см, соответствует коридору № 2
Центильные величины длины тела девочек, см (от рождения до 17лет).
Центили
3 % 1 0 % 2 5 % 5 0 % 7 5 % 9 0 % 9 7 % В о з р а с т 1 2 3 4 5 6 7 7 лет111,1113,6116,9120,8124,8128,0131,3
Таблица соответствия массы росту (рост — масса): рост — 113 см, масса — 20 кг , соответствует коридору № 5
Центильные величины массы тела (кг) при различной длине тела (см) девочек
Длина тела (см) |
| Центили |
| 31025759097 |
Зоны
1-234567113-11514,9216,5718,5220,9421,7623,41
Таблица соответствия окружности головы возрасту (возраст — окружность головы): возраст 7 лет, окружность головы — 49,5 см, соответствует коридору № 2
Центильные величины окружности головы у девочек, см. (от рождения до 16 лет)
Возраст | Центили |
310255075909712345677 лет49,149,950,651,552,553,153,9
Таблица соответствия окружности груди возрасту (возраст — окружность груди): возраст 7 лет, окружность груди — 54 см, соответствует коридору № 2
Центильные величины окружности грудной клетки у девочек, см (от рождения до 17лет).
Возраст | Центили |
3102550759097 1234567 7 года | 53,2 54,6 56,458,461,063,866,5 3. Индекс |
Чулицкой (упитанности) = 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени — рост = 3 * 20 + 38 + 22 — 113 = 7 (за счет сниженной упитанности). В норме индекс Чулицкой для детей 7 лет равен от 10 до 15.
Индекс Эрисмана = Окружность груди — полурост = 54 — 56,5 = — 2,5 (за счет узкой грудной клетки). В норме индекс Эрисмана для детей 7 лет равен от 2 до 4.
4. Заключение: Дисгармоничное развитие, гипосомия, нормотрофия.
Задачи для самоподготовки
Задача №1
Оценить физическое развитие, используя формулы и центили.
Мальчик, 6 лет. Фактические данные: масса – 23 кг, рост – 110 см, окружность головы – 51 см, окружность груди – 56 см.
Задача №2
Оценить физическое развитие, используя формулы и центили.
Девочка, 5,5 лет. Фактические данные: масса – 21 кг, рост – 107 см, окружность головы – 51 см, окружность груди – 58 см.
Задача №3
Оценить физическое развитие, используя формулы и центили.
Девочка, 10 лет. Фактические данные: масса – 34 кг, рост – 132 см, окружность головы – 53 см, окружность груди – 64 см.
Задача №4
Оценить физическое развитие, используя формулы и центили.
Мальчик, 2 года. Фактические данные: масса – 13 кг, рост – 80 см, окружность головы – 47 см, окружность груди – 50 см.
Задача №5
Оценить физическое развитие, используя формулы и центили.
Девочка, 1,5 года. Фактические данные: масса – 11 кг, рост – 80 см, окружность головы – 46 см, окружность груди – 48 см.
Задача №6
Оценить физическое развитие, используя формулы и центили. Мальчик, 6 мес., при рождении: масса 3300 г, рост 54 см, окружность головы 34 см, окружность груди 33 см. Фактические данные: масса – 7300 г, рост – 69 см, окружность головы – 42 см, окружность груди – 43 см.
Задача №7
Оценить физическое развитие, используя формулы и центили. Мальчик, 7,5 мес., при рождении: масса 2900 г, рост 53 см, окружность головы 35 см, окружность груди 34 см. Фактические данные: масса – 7900 г, рост – 71 см, кружность головы – 43 см, окружность груди – 44 см.
Задача №8
Оценить физическое развитие, используя формулы и центили. Девочка, 8 мес., при рождении: масса 3100 г, рост 55 см, окружность головы 36 см, окружность груди 35 см. Фактические данные: масса – 9000 г, рост – 65 см, окружность головы – 44 см, окружность груди – 45 см.
Задача №9
Оценить физическое развитие, используя формулы и центили. Мальчик, 2 мес., при рождении: масса 3250 г, рост 55 см, окружность головы 34 см, окружность груди 33 см. Фактические данные: масса – 4700 г, рост – 62 см, окружность головы – 37 см, окружность груди – 38 см.
Задача №10
Оценить физическое развитие, используя формулы и центили. Девочка, 3,5 мес., при рождении: масса 3350 г, рост 54 см, окружность головы 35 см, окружность груди 33 см. Фактические данные: масса – 5600 г, рост – 63 см, окружность головы – 40 см, окружность груди – 39 см.
Приложение
Таблица 16 Центильное распределение суммы толщины | складок в четырех | ||||
стандартных точках по Вгооk (А. В. Мазурин, И. М. Воронцов, 1985) | |||||
| Пол |
|
|
|
|
Возраст |
|
| Центили |
| |
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
3%10%25%50%75%90%95%3 годам20,521,923,926,729,133,034,8д21,322,824,628,132,136,641,84годам17,918,721,4 24,427,630,731,6д20,021,424,427,930,935,538,35летм17,918,820,623,425,828,932,7д1 8,419,321,925,530,936,442,36 летм16,217,119,321,925,532,737,3д18,519,522,726,231,640,865,87летм14,021,025,028
,
032,040,065. 0д17,023,029,034,038,047,057,08летм15,020,025,028,033,045,068,0д17,0
22,028,032,037,048,061,09летм19,022,026,029,034,044,065,0д20,025,033,037,042,058,
071,010 летм14,021,028,033,038,057,083,0д21,026,035,041,049,061,083,011летм17,022,029,03 3,038,059,096,0д20,025,034,040,047,060,088,012летм20,024,030,035,040,051,079,0д2 3,029,036,041,050,063,094,013летм20,025,032,037,044,060,080,0д25,032,042,052,055, 065,075,014летм20,025,032,037,044,068,090,0д25,032,042,052,055,065,075,015летм2 1,023,029,034,039,060,067,0д32,039,048,055,064,078,094,0
Таблица17. Центильное распределение индекса Кетле-II в зависимости от возраста и пола.
Возраст | Мальчики | Девочки | |
Центили |
|
| |
|
|
|
31025759097310257590971 год13,8314,8815,8417,6718,6420,0513,9814,6115,7717,5318,6219,522года13,5814,531 5. 4217,1217,9619,2713,5214,1815,1916,9818,0818,923 года13,3614,2415,0216,5817,4118,5413,0113,8714,6916,3217,5718,534года13,1814,04 14,7216,2117,0518,0412,7513,5914,3315,8617,1518,285лет13,0813,8514,5716,0316,92 17,9312,5813,3814,0915,7116,9118,196 лет12,9213,7314,5116,0817,0518,2212,5613,2714,0315,7216,8718,387лет12,9813,7214 ,5816,29 17,4318,8512,6413,2714,1415,7817,0518,758лет13,1913,7814,8116,7117,9319,6312,82 13,4814,3516,1817,5419,339 лет13,4414,0715,1417,3118,6720,6313,0813,7714,6716,7518,1420,2310 лет13,6914,3515,4817,9319,3221,6213,3514,0415,0117,3718,8821,1311 лет14,0114,7515,8418,5420,0922,5413,6914,4115,3918,0319,6522,0812лет14,4115,251 6,3419,1421,0223,4214,0314,8315,8918,8120,4723,0813лет14,8215,8216,8519,7621,86 24,2514,4915,3316,4419,5421,1524,1214лет15,3516,4217,4620,6322,8825,1214,9815,8 217,0320,3121,9725,1515лет16,0217,2118,2321,6223,8225,8815,5216,3417,5220,9722, 6126,1516лет16,6317,9619,0822,6424,7126,6916,0116,7917,9821,5523,1927,0317лет1 7,3318,8220,1623,6625,5927,3716,4717,1618,3221,8923,6927,6318лет17,9919,6621,28
24,7326,5128,1316,8717,5318,6422,1624,1428,1619лет18,5920,4722,2525,5727,2928,8
417,1617,8718,9622,3424,4928,56
Таблица 18. Средние величины (М) и сигмальное отклонение (σ) длины (см) и массы (кг) тела от рождения до 17 лет
Возраст | Мальчики |
|
| Девочки | ||
Длина тела |
| Масса тела |
| ДлинаМассатела тела | ||
|
|
|
МσМσМσМσНоворожденный51,441,953,540,4150,321,763,220,311 мес54,212,314,220,5453,892,253,980,482мес57,922,325,130,6857,032,344,890,513 мес60,012,455,980,7559,942,535,680,524 мес62,702,546,650,7862,452,566,430,515 мес64,572,567,450,7664,652,677,090,546 мес67,262,548,240,7866,832,657,650,627 мес68,822,268,740,8468,982,568,190,648 мес71,022,349,220,8770,562,458,710,589 мес72,892,549,640,8571,842,439,160,6310мес74,152,759,920,8773,092,549,58. 0,6111 мес75,262,9710,320,8974,162,779,950,631 год76,453,0410,840,9775,262,8310,270,671 г. 3 мес78,643,3411,521,0578,432,7810,960,781 г. 6 мес81,123,6512,131,1181,483,2411,540,821 г. 9 мес84,403,8612,781,2184,253,2512,090,812года86,943,5413,121,2586,973,2712,740,85 2 г. 3 мес89,203,5813,521,2489,663,3413,310,872 г. 6 мес91,123,5713,831,2791,983,2613,860,932 г. 9 мес93,453,5814,221,2994,153,7514,371,11Згода96,543,7114,911,4696,143,6814,871,34 3 г. 6 мес99,923,5915,921,6398,953,5315,971,454года103,803,9116,991,82101,674,1216,831, 624 г. 6 мес107,323,7118,091,98105,924,0217,681,855лет110,813,9219,242,22110,114,0818,51 1,985 лет 6 мес114,074,1320,442,33113,644,3419,922,156 лет116,544,5321,782,58116,564,7621,252,456 лет 6 мес118,895,1523,152,89121,025,1422,542,867лет123,565,5324,563,01124,255,5623,73 3,018 лет127,816,3827,883,69130,126,2426,973,259лет133,456,2930,733,89135,656,3130,18 3,4710 лет138,756,7133,344,01141,346,5834,013,9811 лет142,897,1435,344,24147,246,8937,654,5812 лет147,247,2339,884,71154,427,1442,205,1113 лет154,766,8945,725,31158,187,1646,105,7714 лет160,947,0751,215,82161,457,0150,046,4515 лет167,826,2757,826,18163,766,9853,876,2416 лет172,545,8765,456,02164,566,7655,316,1517 лет175,255,9772,545,76165,236,5656,116,05
Таблица 19 Центильные величины массы тела (кг) при различной длине тела (см) мальчиков
Длина тела (см) | Центили |
31025759097Зоны
1-23456748-492,512,692,863,523,743,9550-522,863,043,213,814,034,2353-
Как растут дети
Посмотрите на любую фотографию класса, и вы увидите детей одного возраста всех форм и размеров. Некоторые дети выглядят крошечными рядом со своими сверстниками, а другие буквально на голову выше своих одноклассников.
Как бы ни было легко проводить эти сравнения и делать выводы о том, что вы видите, реальность такова, что дети растут в своем собственном темпе. Большие, маленькие, высокие, низкие — среди детей существует широкий диапазон здоровых форм и размеров.
О графиках роста
Генетика, пол, питание, физическая активность, проблемы со здоровьем, окружающая среда, гормоны и факторы образа жизни, такие как питание и физическая активность, влияют на рост и вес ребенка. И многие из этих факторов могут широко варьироваться от семьи к семье.
Так как же врач определяет, являются ли измерения роста и веса ребенка «нормальными»? Развивается ли он или она на верном пути? Влияют ли какие-либо проблемы со здоровьем на рост?
Врач использует диаграммы роста, чтобы ответить на эти вопросы. Вот несколько фактов о графиках роста и о том, что они говорят о здоровье ребенка.
Почему врачи используют диаграммы роста?
Графики роста являются стандартной частью любого осмотра и показывают медицинским работникам, как дети растут по сравнению с другими детьми того же возраста и пола. Они также позволяют врачам и медсестрам видеть закономерности увеличения роста и веса детей с течением времени, а также пропорционально ли они развиваются.
Допустим, ребенок рос по той же схеме, пока ему не исполнилось 2 года, а затем внезапно начал расти гораздо медленнее, чем другие дети. Это может свидетельствовать о проблемах со здоровьем. Врачи могли видеть это, глядя на график роста.
Указывает ли другой шаблон на проблему?
Не обязательно. Врач будет интерпретировать диаграммы роста в контексте общего самочувствия ребенка, окружающей среды и генетического фона. Достигает ли ребенок других этапов развития? Есть ли другие признаки того, что ребенок нездоров? Насколько высоки или тяжелы родители и братья и сестры ребенка? Ребенок родился раньше срока? У ребенка началось половое созревание раньше или позже среднего? Это все факторы, которые врач будет использовать, чтобы помочь понять цифры на графике роста.
Все ли дети измеряются по одной таблице роста?
Нет. Девочки и мальчики измеряются по разным графикам роста, потому что они растут по разным схемам и с разной скоростью.
И один набор карт используется для детей от рождения до 36 месяцев. Другой набор диаграмм используется для детей в возрасте от 2 до 20 лет. Также для детей с определенными заболеваниями, например синдромом Дауна, используются специальные графики роста.
Обычно используемые стандартные диаграммы роста включают:
Возраст от рождения до 36 месяцев (3 лет)
Длина тела и масса тела мальчиков к возрасту
Длина тела и масса тела девочек к возрасту
Окружность головы девочек к возрасту и масса тела к длине тела
Окружность головы мальчиков к возрасту и массе тела для длины тела
Возраст от 2 до 20 лет
Рост и вес для девочек по возрасту
Рост и вес для мальчиков по возрасту
Вес для девочек по отношению к росту (росту)
Вес для мальчиков -рост (рост)
Какие измерения нанесены на диаграммы?
До достижения ребенком возраста 36 месяцев врачи измеряют вес, рост и окружность головы.
Детям старшего возраста врачи измеряют вес, рост и индекс массы тела (ИМТ). Важно смотреть и сравнивать измерения веса и роста, чтобы получить полную картину роста ребенка.
Зачем измеряется окружность головы?
Окружность головы младенцев (расстояние вокруг самой большой части головы) может дать представление о развитии мозга. Если голова ребенка больше или меньше, чем у большинства других детей, или окружность головы перестает увеличиваться или увеличивается быстро, это может указывать на проблему.
Например, необычно большая голова может быть признаком гидроцефалии, скопления жидкости внутри головного мозга. Голова меньше среднего может быть признаком того, что мозг не развивается должным образом или перестал расти.
Что такое процентили?
Процентили — это измерения, которые показывают, где ребенок сравнивается с другими. На диаграммах роста процентили показаны в виде линий, начерченных изогнутыми узорами.
Когда врачи наносят на таблицу вес и рост ребенка, они видят, на какую процентильную линию приходятся эти измерения. Чем выше число процентилей, тем больше ребенок по сравнению с другими детьми того же возраста и пола, будь то рост или вес; чем ниже число процентилей, тем меньше ребенок. Например, если вес 4-летнего мальчика находится в 10-м процентиле, это означает, что 10% мальчиков этого возраста весят меньше, чем он, и 90% 4-летних мальчиков весят больше.
Как определяются процентили?
Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) создали диаграммы роста, которые чаще всего используются в Соединенных Штатах. В последний раз они обновлялись в 2000 году. После сбора измерений роста тысяч детей в США за определенный период времени CDC смог показать диапазон этих измерений на одной диаграмме с использованием процентильных кривых.
Нахождение в высоком или низком процентиле не обязательно означает, что ребенок более здоров или имеет проблемы с ростом или весом. Предположим, что 4-летний мальчик, который находится в 10-м процентиле по весу, также находится в 10-м процентиле по росту. Значит, 10% детей ниже ростом и весят меньше, чем он, а большинство детей — 9.0% — выше и больше весят. Это просто означает, что он меньше среднего, что обычно не означает, что есть проблема. Если его родители, братья и сестры также меньше среднего, и есть другие признаки того, что он здоров и хорошо развивается, врачи, скорее всего, решат, что причин для беспокойства нет.
Какой идеальный процентиль для моего ребенка?
Идеального числа не существует. Здоровые дети бывают всех форм и размеров, и ребенок, находящийся в 5-м процентиле, может быть таким же здоровым, как ребенок в 9-м процентиле.5-й процентиль.
В идеале каждый ребенок будет следовать одной и той же модели роста с течением времени, увеличиваясь в росте и набирая вес с одинаковой скоростью, причем рост и вес пропорциональны друг другу. Это означает, что обычно ребенок остается на определенной линии процентиля на кривой роста. Так что, если наш 4-летний мальчик на линии 10-го процентиля всегда был на этой линии, он продолжает расти по своему образцу, что является хорошим признаком.
Что может сигнализировать о проблеме?
Несколько различных шаблонов диаграммы роста могут сигнализировать о проблеме со здоровьем, например:
- Когда процентиль веса или роста ребенка изменяется по сравнению с определенной закономерностью, которой он следовал. Например: если рост и вес постоянно находятся на линии 60-го процентиля, пока ребенку не исполнится 5 лет, а затем рост упал до 30-го процентиля в возрасте 6 лет, это может указывать на проблему роста, потому что ребенок не следует его или ее предыдущая модель роста. У многих детей могут наблюдаться изменения процентилей роста в определенные моменты развития, когда нормально, что темпы роста больше варьируются от ребенка к ребенку. Это особенно часто встречается в младенчестве и в период полового созревания.
- Когда дети не становятся выше с той же скоростью, с которой они набирают вес. Допустим, рост мальчика находится в 40-м процентиле, а его вес — в 85-м процентиле. (Таким образом, он выше 40% детей своего возраста, но весит больше, чем 85% детей его возраста.) Это может быть проблемой. С другой стороны, если он находится в 85-м процентиле по росту и весу и постоянно следует этому шаблону с течением времени, это обычно означает, что он нормальный ребенок, который просто выше среднего.
Если у вас есть какие-либо вопросы о росте вашего ребенка или графиках роста, поговорите со своим врачом.
Проверил: Elana Pearl Ben-Joseph, MD
Дата проверки: январь 2014 г.
Еще вопросы? У нас есть ответы.
Примечание. Вся информация предназначена только для образовательных целей. Для получения конкретных медицинских рекомендаций, диагностики и лечения проконсультируйтесь с врачом. © 1995-2018 KidsHealth® Все права защищены. Изображения предоставлены Cook Children’s, The Nemours Foundation, iStock, Getty Images, Veer, Shutterstock и Clipart.com.
Измерение окружности головы ребенка
Вы когда-нибудь замечали, что голова ребенка обычно выглядит больше, чем его тело? Окружность головы младенца вначале довольно велика, чтобы дать мозгу ребенка достаточно места для быстрого роста, который произойдет в возрасте до двух лет. На самом деле мозг и голова достигают 80 процентов ожидаемого роста в течение первых двух лет. Но окружность головы ребенка — это только часть картины. Это важно, но важны и другие вещи, такие как вехи развития и физическое здоровье.
Как измерить окружность головы ребенка
Окружность головы ребенка измеряется с помощью простой сантиметровой ленты. Лента огибает большую часть головы ребенка, чуть выше ушей. Хотя это абсолютно безболезненный тест, который дает важную информацию, большинству детей он не нравится, и они могут закатить истерику, особенно когда они немного старше и беспокоятся о походе к врачу или о прикосновениях незнакомцев.
Что означает окружность головы ребенка?
Измерение окружности затем наносится на график роста. Эта диаграмма роста объяснит, на какое место в спектре размеров приходится ваш ребенок. Диапазон процентилей обычно доходит до 100. Например, если голова вашего ребенка находится в 20 процентилях, это означает, что из 100 детей 20 из них имеют меньшую окружность.
Иногда меньшее число просто передается по наследству — если у ребенка родители меньшего размера, логично, что он или она будет меньше по размеру во всем, включая голову. Но если все выглядит хорошо, а у вашего ребенка окружность головы меньше, чем у большинства, это может означать проблемы с развитием мозга. С другой стороны, большая окружность головы тоже может быть нехорошей, потому что это может означать наличие жидкости в мозге или слишком быстрый рост мозга.
Однако имейте в виду, что это не единственный признак здоровья. Окружность головы ребенка всегда должна измеряться вместе с другими показателями здоровья, чтобы решить, является ли это серьезной проблемой или нет.
Что такое нормальная окружность головы ребенка?
Окружность головы среднего новорожденного при рождении составляет около 13 ¾ дюймов (34,9 см), если предположить, что ребенок был доношенным. К одному месяцу он вырос до 15 дюймов (38,1 см). Окружность головы младенца у мальчиков может быть немного больше, чем у девочек, но все равно довольно близка, в пределах одного сантиметра или около того.
Окружность головы ребенка варьируется, и все может быть в норме. Однако эмпирическое правило заключается в том, что в течение первых шести месяцев голова ребенка будет примерно на два сантиметра больше, чем его грудь. От шести месяцев до двух лет голова ребенка будет примерно такого же размера, как грудь. После двухлетнего возраста тело ребенка опережает рост головы.
Окружность головы и интеллект ребенка
Означает ли большая окружность головы ребенка, что ваш малыш умнее других? Этот вопрос был задан в исследовании более 600 британских младенцев. Вот результаты:
1. Рост головы в возрасте одного года имеет значение
Исследователи измеряли головку ребенка при рождении, в один год, четыре года и восемь лет. Затем они провели тест на IQ для детей в возрасте четырех и восьми лет. Те дети, у которых в возрасте одного года голова была крупнее, как правило, имели более высокие показатели IQ, чем дети с меньшей головой. Это может указывать на то, что рост мозга в возрасте до одного года оказывает большое влияние на то, насколько умным будет ребенок.