Разное

Ограниченные возможности рф: Ограниченные возможности здоровья — урок. Обществознание, 6 класс.

Инклюзивность в России: около 8 % населения страны имеют ограниченные возможности

В России проживает около 12 миллионов человек с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — около 8% населения. Еще несколько десятилетий назад люди с физическими или ментальными особенностями часто оказывались за рамками социума. Но в последние годы общество начало переход от медицинской концепции инвалидности к социальной, в которой вопросы социализации и самореализации человека становятся столь же значимы, как тема реабилитации.

Сегодня не только государство заинтересовано в реализации инициатив для интеграции людей с ОВЗ в различные социальные сферы. Как развитию инклюзивного общества помогает крупный бизнес, образовательные и культурные, спортивные организации, мы узнали у авторов проектов по поддержке людей с ограниченными возможностями здоровья.

В музее должно быть комфортно

В учреждениях культуры раньше других поняли: равные возможности должны стать абсолютной нормой во всех сферах жизни. Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) имени А.С. Пушкина — один из шести главных федеральных музеев, вносящих большой вклад в формирование российского культурного ландшафта.

Вопросами создания инклюзивного пространства здесь начали заниматься восемь лет назад. За это время сотрудники добились значительных результатов. Теперь в ГМИИ им. Пушкина приходят консультироваться и обмениваться опытом специалисты сфер образования, цифровой сферы, транспорта.

О том, как создавать в музеях действительно безбарьерную среду, рассказывает директор ГМИИ Марина Лошак:

— Пушкинский музей находится в красивом архитектурном комплексе. Но построен он был очень давно, когда самого понятия «доступная среда» в современном понимании просто не существовало. Сейчас значительная часть нашей ежедневной работы направлена на то, чтобы помочь каждому, кто хочет прийти в музей. Это значит, что человек, у которого есть определенные особенности, не должен задумываться, как ему подняться по лестнице, перемещаться между разными пространствами и т. д. Для того чтобы дать людям такую возможность, еще в 2016 году мы создали отдельный департамент, который назвали «Музей инклюзивных практик». Его сотрудники разрабатывают проекты по созданию действительно доступного культурного пространства для всех посетителей.

Департамент ведет работу по разным направлениям. Например, наши публичные мероприятия сопровождают специалисты, которые переводят выступления на язык жестов; выставки оснащаются тактильными макетами произведений. К сопровождению выставок и образовательных проектов с инклюзивной составляющей мы привлекаем незрячих и слабовидящих консультантов, анализируем обратную связь от них, учитываем все комментарии и пожелания.

Инклюзивные проекты Пушкинского музея сопровождают люди с ограниченными возможностями здоровья, они часть нашей команды. В штате музея работает слабослышащая сотрудница Любовь Тихенко, которая отвечает за развитие отношений с сообществами глухих и слабослышащих. Кроме нее, у нас три экскурсовода с нарушениями слуха. Вместе с сотрудниками-консультантами и медицинскими специалистами мы составили сенсорный путеводитель. Он помогает людям с особенностями ментального здоровья комфортно чувствовать себя в музее и составить маршрут с учетом индивидуальных особенностей восприятия.

Развивая инклюзивную среду, мы сформулировали принцип, которым руководствуемся в работе: не надо стараться сделать что-то исключительно для людей с ограниченными возможностями здоровья. Создать пусть и комфортное, но отдельное пространство. Важно, чтобы они могли находиться рядом с остальными посетителями. И важно, чтобы это перестало быть неординарным явлением. В музее должно быть комфортно всем — именно такой подход заложен в основу нашей работы.

Общение создает толерантность

Важную роль в развитии общественной толерантности и инклюзивной среды играет личный опыт взаимодействия различных социальных групп, людей с ограничениями по здоровью и без них.

О том, как развивают такое взаимодействие между обществом и детьми с ментальными нарушениями, рассказывает директор частной общеобразовательной организации «Школа святого Георгия» Александр Трембицкий:

— Особенность «Школы святого Георгия» в том, что мы создаем адаптированные образовательные программы для детей со сложными нарушениями интеллекта. Такое обучение не подразумевает аттестации — у нас нет оценок, ОГЭ и ЕГЭ. Но тем не менее мы хотим дать детям максимум того, что они могут освоить.

Наша важная цель — социализация учеников. Они должны уметь ориентироваться в городе, в транспорте, чувствовать себя комфортно в музее, на концерте, в поликлинике и других местах. Для этого мы стараемся не ограничивать ребят общением внутри школы с знакомыми им взрослыми людьми. Мы приглашаем новых людей: студентов-дефектологов из МПГУ им. Ленина к нам на практику, артистов, которые устраивают концерты. Вместе с учениками посещаем разные мероприятия. Все это становится важными опытом для ребят с особенностями ментального здоровья.

Но для того чтобы ученики получили максимум пользы, все программы надо адаптировать с учетом потребностей и возможностей детей с ментальными нарушениями. Так, они сложно усваивают абстрактные понятия и познают мир в большей мере с помощью органов чувств. Поэтому мы очень заинтересованы в том, чтобы выставки оснащали тактильными экспонатами. Пусть таких музейных проектов будет больше.

Мы, со своей стороны, делаем многое, чтобы у людей с ОВЗ была возможность социальной интеграции. Но это процесс двусторонний. Само общество тоже заинтересовано в том, чтобы наши выпускники могли найти свое место. А значит, социализация должна продолжаться и по окончании школы.

В качестве примера приведу опыт Европы. Там есть много мест, где люди с нарушением интеллекта могут работать в меру своих возможностей — это защищенные мастерские, кафе, хостелы. Поэтому мы хотим открыть кафе-хостел, где выпускники школы могли бы трудиться вместе с кураторами. То есть мы стараемся, помимо обучения детей, работать также с социумом вокруг нас.

Переход к инклюзивному обществу

Активным участником процесса развития инклюзии сегодня выступает и бизнес. Компании не только становятся работодателями для сотрудников с особенностями здоровья, но и поддерживают социальные проекты, адресованные этим людям.

Об инициативе «Ты можешь всё!», которуюреализует крупнейшая нефтегазохимическая компания России СИБУР, рассказывает член правления — управляющий директор ООО «СИБУР» Марина Медведева:

— Инклюзия является одним из семи ключевых направлений программы социальных инвестиций «Формула хороших дел», которую компания реализует в городах своего присутствия. Цель программы — системное и значимое повышение качества жизни и создание дружелюбной, комфортной для всех городской среды. Такая среда, безусловно, должна быть инклюзивной.

В этом году мы запустили специальный проект «Ты можешь всё!». Он возник из обсуждения запросов людей с инвалидностью с нашими партнерами, опытными грантополучателями с большой экспертизой в этой сфере. Мы выяснили, что необходимо не только заниматься развитием доступной среды и реабилитацией, но и поддержанием мотивации таких людей и их объединением. Это запрос неочевидный, не артикулированный, но он есть, и он важный.

В рамках проекта мы организовали мотивационные встречи людей с ОВЗ и известных людей с инвалидностью, для которых ограничения стали стимулом к развитию. После мероприятий к нам подходили участники со словами: «Мы даже не знали, что можно не только обсуждать физическую или психологическую поддержку, а делиться своими историями и говорить не про ограничения, а про возможности». Как часто говорят теперь участники сообществ, которые появляются по итогам встреч в городах, — мы люди с неограниченными возможностями!

Чтобы поддержать эти сообщества и объединить их уже на межрегиональном уровне, мы запустили инклюзивный блог «Город возможностей». Его частью стал обучающий курс по репрезентации инвалидности в соцсетях — мы учим людей с инвалидностью продвигать свои проекты, творчество, бизнес.

Спорт без барьеров

О том, как развитие инклюзивного спорта в России способствует формированию общества равных возможностей, говорит Дмитрий Седов, руководитель Новосибирского регионального отделения Всероссийской общественной благотворительной организации помощи людям с умственной отсталостью «Специальная Олимпиада России», куратор инклюзивного направления СИБУРа «Школа баскетбола»:

— В спорте общественные изменения и результаты в сфере инклюзии видны очень ярко. В качестве примера приведу социальный проект СИБУРа «Школа баскетбола», который помогает талантливым юниорам из городов присутствия компании проявить себя и попасть в профессиональные баскетбольные клубы. В 2021 году в рамках проекта стартовал инклюзивный трек, партнером которого стала «Специальная Олимпиада России».

Параллельно с просмотровыми тренировками мы организуем образовательную программу для местных тренеров и учителей физкультуры. Ее частью стал трек по организации занятий для ребят с особенностями развития. Параллельно проходят юнифайд-матчи между командами, в которых играют и спортсмены с особенностями развития. Эти матчи и взаимодействие между членами одной команды наглядно показывают: на спортивной площадке игроки не так уж сильно отличаются друг от друга, у них одинаковые интересы, стремления, эмоции. Это помогает менять отношение общества к инвалидности. А у родителей ребят с ОВЗ загораются глаза и появляются новые силы, когда они видят спортивные достижения своих детей.

Жить, а не проживать

Объединение инвалидов-колясочников «ПараПлан» было создано в Дзержинске Нижегородской области местным жителем Михаилом Четвертаковым. Михаил, более десяти лет назад оказавшийся в инвалидной коляске, хотел не только помочь людям с ОВЗ и их родственников советом и психологической поддержкой, но и создавать условия для полноценной жизни людей с инвалидностью.

«ПараПлан» стал проводить турслеты, спортивные соревнования. Участники этих мероприятий прыгают с парашютом, занимаются иппотерапией. В планах— строительство в Дзержинске вейк-парка, занятия дайвингом. «Все просто: я и другие — мы хотим жить, а не проживать», — говорит Михаил.

С 2015 года по инициативе «ПараПлан» в Дзержинске проходит фестиваль культуры и спорта «Окский ПараФест». Изначально это было небольшое городское мероприятие, а теперь у фестиваля международный статус, соревновательная программа из 13 дисциплин, более сотни участников.

— За последние годы в России произошел значительный прорыв в формировании доступной среды — все больше людей с ОВЗ включаются в общественные процессы, — говорит Михаил Четвертаков. — В связи с этим растет и запрос на инклюзивные проекты. Я думаю, очень важно сохранять и развивать такую тенденцию. В конечном итоге полноценная инклюзия — это залог успешного будущего нашей страны.

Культура общения с людьми с инвалидностью. Язык и этикет

  • Несколько слов о корректной терминологии
  • Когда вы говорите или пишете о людях с инвалидностью
  • Почему так говорить нельзя?
  • 10 правил этикета, составленных людьми с инвалидностью
  • Инвалидность – это социальное, а не медицинское понятие

Несколько слов о корректной терминологии

То, как мы говорим, тесно связано с тем, что думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. К сожалению, многие привычные нам слова, понятия и фразы, в том числе употребляемые по отношению к людям с инвалидностью, по сути своей «ярлыки» и оскорбительные стереотипы. В нашем обществе часто звучат такие выражения, как «больной/здоровый», «нормальный/ненормальный», «обычный/неполноценный», «умственно отсталый», «даун», «калека» и т.п. Важно понимать: эти фразы некорректны, потому что оскорбительны для людей с инвалидностью!

Современному российскому обществу следует менять ситуацию и свое отношение к людям с инвалидностью: должна быть выработана культура инклюзии, привита этически выдержанная и грамотная терминология. Для этого необходима не только специальная просветительская работа в этом направлении, но и изменение всей культуры взаимоотношений в обществе в целом. Один из важнейших и показательных аспектов – это язык и слова, которые мы употребляем в той или иной ситуации. Корректные выражения помогают формировать позитивный образ человека, показывать свое уважение к нему и налаживать контакт. Ниже излагаются не правила (не нужно думать, что люди с инвалидностью требуют какого-то специального обхождения!), а рекомендации, которые помогут избежать в общении с людьми с инвалидностью неловкости.

В качестве предисловия к рекомендациям – краткая справка по вопросу:

  • что стоит за словом «инвалид»?

Инвалидность – это не медицинский диагноз!

К сожалению, до сих пор в Статье 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ во всех последних редакциях сохраняется такое определение: «Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Таким образом, человек с инвалидностью рассматривается как «больной», т.е. несамостоятельный и нуждающийся в опеке.

Но в Конвенции о правах инвалидов (ООН, 2006 год), подписанной Российской Федерацией 24.09.2008 и ратифицированной 15.05.2012[1], указано, что «инвалидность  — это эволюционирующее понятие, она является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими». Другими словами, инвалидность – это препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными, психическими особенностями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из разных сфер жизни. То есть инвалидность – это социальное, а не медицинское понятие. И это одна из форм социального неравенства.

Когда вы говорите или пишете о людях с инвалидностью

ИСПОЛЬЗУЙТЕ слова и понятия,
НЕ создающие стереотипы:
ИЗБЕГАЙТЕ слов и понятий,
которые создают стереотипы,
звучат оскорбительно и неуважительно:
Человек с инвалидностью

Человек с ограниченными возможностями, человек с ограниченными способностями; больной; искалеченный, покалеченный, калека; неполноценный; человек с дефектом / недостатком здоровья

Человек без инвалидностиНормальный / здоровый / полноценный (при сравнении людей с инвалидностью и без инвалидности)

Человек с инвалидностью с детства / с врожденной инвалидностью; человек с приобретенной инвалидностью

Врожденный дефект / увечье / несчастье
Человек с особенностями развития / нарушением развития и интеллекта / с ментальной инвалидностью / ментальными особенностямиУмственно отсталый, слабоумный, умственно неполноценный, «тормоз», имбецил, дебил, человек с задержкой / отставанием в развитии / с интеллектуальной недостаточностью

Человек с психическими расстройствами / нарушениями

Псих, сумасшедший, люди с психиатрическими проблемами, душевнобольные люди, люди с душевным расстройством

Дети с инвалидностьюДети-инвалиды
Дети с особыми образовательными потребностямиШкольники-инвалиды; нежелателен и официальный термин «дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
Человек, использующий коляску; человек, передвигающийся на коляске / который передвигается с помощью коляски; человек на коляскеПрикованный к инвалидной коляске, парализованный, «колясочник», человек на кресле-каталке

Человек (ребенок, дети) с ДЦП (детским церебральным параличом), у него ДЦП

Страдает ДЦП, болеет ДЦП, имеет ДЦП, «дэцэпэшник»

Человек, перенесший полиомиелит; человек, который имеет инвалидность в результате…

Страдает от полиомиелита / от последствий полиомиелита; жертва болезни; кривоногий; стал инвалидом в результате…

Человек с синдромом Дауна, ребенок (дети) с синдромом Дауна

«Даун», «монголоид», «даунята» (о детях с синдромом Дауна), человек с болезнью Дауна
Человек с аутизмом, ребенок (дети) с аутизмом (официальный термин – «человек с расстройством аутистического спектра (РАС)»), в редких случаях – аутичный ребенок, взрослый
 

Больной аутизмом, аутист

Человек с эпилепсией

Эпилептик, припадочный, страдающий эпилепсией / эпилептическими припадками

Незрячий, человек с инвалидностью по зрению, человек с нарушением зрения, слабовидящий человек (если человек слабо/плохо видит, но не незрячий)

Слепой (как крот), совершенно слепой, невидящий
Собака-проводникСобака-поводырь

Неслышащий, слабослышащий человек (если он слабо слышит, это не то же, что «неслышащий»), человек с инвалидностью по слуху, человек, пользующийся жестовым языком (это не все люди, которые слабо слышат), человек с нарушением слуха

Глухонемой, глухой (как пень), немой, человек с нарушением слуха, человек (ребенок) с остатками слуха, использующий язык жестов
Русский жестовый язык (такой же язык, как русский, английский или любой другой)Язык жестов – это невербальное общение при помощи языка тела
Переводчик жестового языкаСурдопереводчик

ВНИМАНИЕ:
«Слепой», «глухой», «с нарушением слуха», «с нарушением в развитии», «с психическим расстройством» – такие словосочетания привычны и приемлемы для многих людей с инвалидностью, но в остальной части общества они способствуют формированию взгляда на человека с инвалидностью как на человека с медицинскими проблемами.

Почему так говорить нельзя?

Некоторые слова, перечисленные в колонке «ИЗБЕГАЙТЕ», не вызывают сомнений в своей непригодности. Очевидно, что, назвав человека «психическим» или «дефективным», Вы оскорбите его. Однако другие слова и обороты стали вполне привычными. Почему же мы считаем, что они оскорбительны и не рекомендуем пользоваться ими в речи?

Однажды, еще в 2000 году, группе молодых людей с различными видами инвалидности, собравшихся вместе из 20 регионов России, было предложено написать о том, какие чувства и ассоциации вызывает у них то или иное слово или выражение. По мнению опрошенных, распространенное выражение «прикован к коляске» ассоциируется с чувством обреченности, с понятием «цепи». Слова «глухонемой», «немой» подразумевают невозможность общения, контакта. Если о ком-то говорят «больной», то невольно предполагают, что он – «беспомощный» и его «надо лечить». Слова «паралитик», «неполноценный», «однорукий», «безногий», «больной» вызывают сочувствие и жалость, иногда – страх. Слова «калека», «даун» провоцируют брезгливость и отторжение, чувство страха. Такие слова как «псих», «слабоумный», «ненормальный», «шизик» ассоциируются с непредсказуемостью, опасностью и, как следствие, вызывают страх. Воспитанные люди избегают таких обобщений в любых обстоятельствах! Выражения «человек на коляске», «человек с травмой позвоночника», «человек с инвалидностью», «незрячий» – вызывают вполне нейтральные ассоциации. Слово «инвалид» вызывает различные чувства, но, в целом, большинство опрошенных людей с инвалидностью считает его приемлемым, поскольку это слово официальное, наиболее часто употребляемое и ставшее в определенной степени абстрактным.

Некоторые из предлагаемых оборотов речи кажутся, на первый взгляд, надуманными. Люди вряд ли будут употреблять в устной речи длинное словосочетание «человек с особенностями интеллектуального развития». На что нужно обратить внимание: выбирая слова и выражения, следует избегать стереотипов (как отрицательных, рисующих образ «жертвы», – так и положительных, формирующих образ «героя»). «Жертва» – это излишне драматический образ вечно несчастного и беспомощного человека. С другой стороны, человек, который, «несмотря на что-то» / «вопреки чему-то» / «наперекор судьбе» и т.п., «преодолел» трудности и ведет «нормальную» жизнь – это, увы, очень распространенный образ. Обычно в таких случаях напрашивается резюме: «С него нужно брать пример здоровым людям!» Но, создавая такой образ другого, Вы незаметно для себя впадаете в покровительственный тон и опять приходите к противопоставлению «здоровые – больные». Героизация точно также отделяет людей с инвалидностью от остального общества, как и жалость/снисходительность.

Надо помнить, что, стремясь к аккуратности и корректности, следует избегать обобщений и предположений.

Закрепившееся в последние годы выражение «человек с ограниченными возможностями» представляется неудачным, так как опросы 2012 – 2015 гг. в различных фокус-группах в Москве, Владимире, Нижнем Новгороде, Якутске, Краснодаре показали, что такое определение формирует образ человека с инвалидностью как человека физически ущербного, неспособного, несамостоятельного.

ВНИМАНИЕ: не стесняйтесь спрашивать, как правильно обращаться к людям с инвалидностью, у них самих.

Этикет – это не только речь, но и наши манеры. Вы можете поставить в неловкое положение и себя, и своего собеседника, если не будете знать, как нужно себя вести с человеком с теми или иными особенностями. Ниже мы приводим рекомендации, написанные людьми с инвалидностью на основании своего собственного опыта. Они подсказывают, как правильно себя вести, не чувствуя неловкости при контакте с людьми с инвалидностью.

10 правил этикета, составленных людьми с инвалидностью:

  1. В разговоре с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к его сопровождающему или переводчику жестового языка, которые присутствуют при разговоре. (Прим.: рекомендуем использовать понятие «переводчик жестового языка» вместо официального термина «сурдопереводчик» – по аналогии с переводчиком английского/французского/др. языка). Не говорите о присутствующем человеке с инвалидностью в третьем лице, обращаясь к его сопровождающим, все ваши вопросы и предложения адресуйте непосредственно к этому человеку.
  2. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника.
  3. При общении с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, то не забывайте назвать себя и пояснять, к кому в данный момент вы обращаетесь. Обязательно предупреждайте вслух, когда отходите в сторону (даже если отходите ненадолго).
  4. Не кидайтесь на помощь человеку с инвалидностью, если вас не попросили помочь. Если хотите помочь, вначале спросите, необходима ли ваша помощь. Если нужна – спросите, что и как делать, после этого действуйте. Если вы не поняли, не стесняйтесь – переспросите.
    Например: если необходимо сопроводить незрячего человека, то не хватайте и не тащите его за руку, а спросите, каким образом вы можете помочь ему сориентироваться в незнакомом месте. Незрячий человек сам объяснит вам, как лучше это сделать (кто-то просит разрешения положить свою руку на плечо сопровождающего, кто-то предпочитает взять сопровождающего под локоть, кто-то попросит взять под локоть его самого, кому-то достаточно устных подсказок, и т.д., и т.п.)
  5. При знакомстве с человеком с инвалидностью, вполне естественно пожать ему руку(при необходимости левую, а не правую) – даже тому, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом.
  6. Инвалидная коляска, костыли, белая трость, собака-проводник – это часть неприкосновенного пространства людей с инвалидностью. Не дотрагивайтесь до них! Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – это то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. А собака-поводырь работает, а не просто украшает человека с инвалидностью – не надо ее гладить, кормить и т.д., если этого не разрешил хозяин.
  7. Разговаривая с человеком на инвалидной коляске или человеком маленького роста, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.
  8. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом…?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать. Люди с инвалидностью по слуху или по зрению пользуются теми же привычными словами, потому что они тоже слышат и видят, просто по-другому. Передавая что-либо в руки незрячему, ни в коем случае не говорите: «Пощупайте это», говорите так, как обычно сказали бы — «Посмотрите на это». А человеку на инвалидной коляске не говорите «Подъезжайте, проезжайте». Говорите: «Подойдите туда», «Проходите здесь» (человек ездит на машине или поезде, а на коляске – ходит).
  9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, НЕ кричите. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет и вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы вам ничего не мешало и ничто не заслоняло вас. Но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.
  10. Обращайтесь к детям и подросткам с инвалидностью по имени, к взрослым – по имени и отчеству, то есть точно так же, как и к другим людям без инвалидности (равноправно, без снисходительности, опеки и покровительства).

—————————————-

ЭТО ВАЖНО: если вы что-то не поняли, не уверены, как себя вести и как говорить – не стесняйтесь, спросите об этом вашего собеседника с инвалидностью. Это будет лучше, нежели он заметит неловкость в общении с ним или услышит от вас неприятное, обидное для себя выражение.

Справка: инвалидность – это социальное, а не медицинское понятие

Как и другие социальные меньшинства, права которых в той или иной мере ущемляются большинством, люди с инвалидностью чувствительны к словам, которые подчеркивают их положение. Для того чтобы изменить его, люди с инвалидностью из разных стран активно пропагандируют определения и понятия, которые не вызывают негативных ассоциаций, не провоцируют жалость или снисходительность. В России этот процесс только набирает силу. Печальный пример начала 2010-х гг.: в статьях газеты «Московский комсомолец» журналисты призывают к новому взгляду на жизнь людей с инвалидностью в городе и при этом прямо в заголовках употребляют слова и словосочетания вроде «калеки», «слепые» и т.п.

В английском языке на смену уничижительному термину «handicapped» (буквальный смысл слова «handicap» – «физический недостаток или увечье») пришел более нейтральный аналог «disabled», который ввели в обращение сами люди с инвалидностью, считающие, что это более верное слово. Почему они на этом настояли? Термин «handicapped» в значении «инвалид» произошел от словосочетания «cap in hand» – «кепка/шапка в руке» (протянутой за помощью), – таким образом, термин «handicapped» ассоциируется с беспомощностью и остается в рамках сугубо благотворительной медицинской модели инвалидности, не позволяющей изменить что-либо в роли и судьбе человека с инвалидностью. К сожалению, на русский язык мы переводим термин «disabled» буквальным образом (как «вышедший из строянетрудоспособныйпришедший в негодность») и поэтому приходим к термину «ограниченные возможности». За рамками нашего знания и понимания остается тот факт, что в современной англоязычной культуре термин «disabled» говорит о неспособности вести активную повседневную жизнь «обычным образом» в силу ограничений, накладываемых на человека с инвалидностью со стороны общества, – и социальная модель инвалидности предлагает изменить эту ситуацию.   

В России пока еще не прижилась корректная терминология, которая предполагает уважительное обращение ко всем людям. Более того, русскоязычная «толерантная» терминология в отношении людей с инвалидностью до сих пор не устоялась – даже в среде людей с инвалидностью присутствуют разные точки зрения на корректность употребления тех или иных терминов. Например, многие незрячие люди требуют, чтобы их называли по-прежнему – «слепыми». Некоторых неслышащих оскорбляют термины «неслышащий», «слабослышащий», «инвалидность по слуху», и они требуют называть их «глухими» и не считать их инвалидами.

Важный пример, который у всех на слуху, – в последние годы вместо термина «инвалид» в СМИ часто употребляют выражение «человек с ограниченными возможностями». Но это выражение не раскрывает тот факт, что возможности человека ограничиваются только извне, условиями жизни и обществом. Многие по умолчанию воспринимают словосочетание «человек с ограниченными возможностями» как характеристику того, что человек ограничен сам по себе (своим дефектом, а не обществом) и что-то «не может», к чему-то «неспособен», постоянно нуждается в посторонней помощи. К тому же возможности абсолютного каждого человека чем-то ограничены, поэтому употреблять это выражение только по отношению к людям с инвалидностью некорректно. Компромиссным вариантом может служить «человек с ограниченными физическими возможностями», но для повседневной речи такое словосочетание оказывается слишком длинным и громоздким.

При социальном подходе к пониманию инвалидности наиболее нейтральным термином оказывается слово «инвалид». Этот термин остается юридически корректным в современной законодательной практике Российской Федерации, но, поскольку мы смотрим на человека, а не на его инвалидность, то и в повседневной речи, и в литературе лучше всего говорить и писать «человек с инвалидностью».


[1] Ст.15 п.4 Конституции РФ: «…международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

1000+ рабочих мест Rf Production Limited в США (56 новых)

Перейти к основному содержанию

  • За последние 24 часа (56)

    Прошлая неделя (344)

    Прошлый месяц (979)

    В любое время (1644)

  • Пресижн Вэлли Коммуникейшнс, ООО (4)

    Технологии надежности и производительности ( R&P ) (3)

    МедиаТек (2)

    Парамаунт (2)

    HaptX Inc. (1)

  • 40 000 долларов США+ (527)

    60 000 долларов США+ (400)

    $80 000+ (252)

    $100 000+ (186)

    $120 000+ (104)

  • Сан-Диего, Калифорния (58)

    Сан-Хосе, Калифорния (18)

    Нью-Йорк, штат Нью-Йорк (12)

    Чикаго, Иллинойс (10)

    Санта-Клара, Калифорния (6)

  • Полная занятость (1554)

    Неполный рабочий день (44)

    Контракт (41)

    Временный (7)

    Стажировка (11)

  • Стажировка (21)

    Начальный уровень (797)

    Ассоциированный (82)

    Средний-старший уровень (431)

    Директор (20)

  • На месте (860)

    Гибрид (50)

    Удаленный (12)

Получить уведомление о новых вакансиях Rf Production Limited в США .

Войдите, чтобы создать оповещение о вакансии

Вы просмотрели все вакансии для этого поиска

Политика равных возможностей – RF Global Solutions Ltd

Политика и практика RF Global Solutions требуют, чтобы всем сотрудникам были предоставлены равные возможности при трудоустройстве, и чтобы прием на работу в RF Global Solutions и продвижение по службе определялись только личными заслугами и применение критериев, связанных с обязанностями каждой конкретной должности и соответствующей структурой заработной платы. В соответствии с законодательными положениями ни к одному заявителю или сотруднику не будут относиться менее благосклонно, чем к другому из-за его или ее политических взглядов или принадлежности, пола, семейного положения, смены пола, сексуальной ориентации, этнического или национального происхождения, расы, цвета кожи, религии или убеждений. , возраст или инвалидность. Во всех случаях способность выполнять работу будет главным соображением.

КОДЕКС ПРАКТИКИ

RF Global Solutions приветствует разнообразие среди своих сотрудников и стремится обеспечить справедливое отношение ко всем кандидатам на работу, а также чтобы отбор основывался исключительно на индивидуальных достоинствах кандидатов и на критериях отбора, соответствующих занимаемой должности. . Во исполнение этой цели и своих уставных обязанностей RF Global Solutions, как работодатель, приверженный принципу равенства возможностей, будет придерживаться следующих процедур при проведении процесса найма и отбора на все должности. (Обратите внимание, что для целей настоящего Кодекса «расовая группа» означает группу лиц, определяемую по цвету кожи, расе, национальности или этническому или национальному происхождению).

1)   Критерии отбора

Критерии отбора на все должности согласовываются лицами, ответственными за выдвижение кандидатов на назначение, и четко определяются и отражаются в дополнительных сведениях, направляемых кандидатам. Квалификация или требования к работе, которые могут препятствовать подаче заявок от представителей определенных групп, таких как лица одного пола, лица с определенным материальным положением или сексуальной ориентацией, лица из определенной расовой группы или лица с ограниченными возможностями, будут не должны требоваться или навязываться, за исключением случаев, когда они оправданы с точки зрения выполняемой работы.

2)   Реклама

Вакансии всегда будут рекламироваться, если нет веских оснований не делать этого. Вакансии будут широко освещаться, чтобы поощрять заявки от широкого круга подходящих кандидатов из всех слоев общества. В рекламе будет заявлено о приверженности RF Global Solutions принципу равенства возможностей. Кроме того, в тех случаях, когда будут подготовлены дополнительные сведения, они будут цитировать полное заявление о политике равных возможностей RF Global Solutions и ссылаться на отпуск по беременности и родам. Дополнительные сведения будут доступны крупным шрифтом, на магнитной ленте или в других форматах по запросу заявителей с ограниченными возможностями.

3)   Методы отбора

Все, кто обрабатывает заявления и проводит собеседования, должны быть проинформированы о принципах законодательства о дискриминации по признаку пола, законодательства о расовых отношениях, Закона о дискриминации по инвалидности и других соответствующих законодательных и нормативных актов. Внимание будет обращено на доступность обучения и консультаций RF Global Solutions для выполнения этого требования. Все кандидаты будут объективно сравниваться с критериями отбора, и все заявки будут обрабатываться одинаково. Информация, запрашиваемая у кандидатов и передаваемая лицам, ответственным за назначение, будет касаться только квалификации или требований к должности. Признано, что RF Global Solutions по закону обязана вносить такие коррективы в рабочее место и условия труда, которые являются разумными для размещения заявителей с ограниченными возможностями с соответствующей квалификацией.

4)   Интервью

При наличии лиц с соответствующей квалификацией в органах, ответственных за составление краткого списка, проведение собеседований и назначение или рекомендацию о встрече, будет по крайней мере один представитель каждого пола. Как можно больше и по крайней мере один член каждой комиссии по проведению собеседований должен пройти обучение по вопросам равных возможностей. Вопросы на собеседовании будут касаться критериев отбора. На собеседовании не будут задаваться вопросы, основанные на предположениях о ролях в доме и семье, а также вопросы о личных отношениях, семейном положении, детях, домашних обязательствах, планах вступления в брак или семейных намерениях. Если кандидат сообщил, что у него есть инвалидность, требующая принятия каких-либо специальных мер, то в ходе собеседования будут обсуждаться способы предоставления такой возможности, но вопросы, касающиеся инвалидности, задаваться не будут, за исключением практические аспекты работы требуют. Вопросы о способности кандидата «приспособиться» к коллегам также могут быть истолкованы как незаконная дискриминация. Когда необходимо получить информацию о личных обстоятельствах (например, в отношении критериев отбора, таких как гибкий график работы в ненормированный рабочий день) или о том, будет ли кандидат хорошо работать с коллегами, за исключением случаев, когда особые обстоятельства, созданные инвалидностью кандидата, соответствующие вопросы будут заданы в равной степени всем кандидатам. Как и другие вопросы, они будут касаться только требований к работе. В случае заявителей с ограниченными возможностями, которые представились на этапе подачи заявления, должны быть предложены соответствующие условия собеседования (например, доступные комнаты для собеседований или помощь переводчика жестов), чтобы кандидаты могли проходить собеседование на равных условиях.

5)   Ведение документации

Все заявки, поданные кандидатами, и все документы, касающиеся критериев отбора и процесса принятия решений, будут храниться в течение не менее шести месяцев после назначения встречи, если они потребуются. в качестве доказательства в суде по трудовым спорам или для других разбирательств. RF Global Solutions будет вести учет пола, расы, возраста и инвалидности (если таковые имеются) всех кандидатов, включенных в окончательный список и назначенных. Также будет контролироваться гендерный состав отборочных комиссий. Такие записи могут быть использованы для определения того, не подают ли заявления о приеме на работу представители одного пола или лица определенной расовой или возрастной группы или лица с ограниченными возможностями, или подают заявления в меньшем количестве, чем можно было бы ожидать, или входят в краткий список или назначаются на более низкие должности. пропорции, чем норма их применения, или сосредоточены на определенных работах. В случае выявления такой недостаточной представленности будут приняты меры в соответствии с положениями Закона о дискриминации по признаку пола 19.75, Закона о расовых отношениях 1976 года и любого другого соответствующего национального законодательства. RF Global Solutions изучит практические аспекты мониторинга продвижения по службе, включая доступ к обучению и развитию, продвижению по службе и аттестации.

6)   Проверка практики найма

Процедуры и практика найма будут постоянно пересматриваться, чтобы обеспечить соблюдение этого кодекса. RF Global Solutions назначит сотрудника по обеспечению равных возможностей, который будет нести общую ответственность за консультирование по вопросам применения этого кодекса и за получение соответствующей информации и рекомендаций. Этот сотрудник свяжется с отделом кадров и в течение первой недели представит RF Global Solutions отчет, в котором будут обобщены результаты мониторинга найма и обращено внимание на любые вопросы, требующие дальнейшего внимания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *