Разное

Общая артикуляционная гимнастика для дошкольников: Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет в детском саду: картотека воспитателю — Дошкольное образование — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Артикуляционная гимнастика — МБДОУ №322 Официальный сайт детского сада

Консультация для родителей.

ТЕМА: Развитие артикуляционной и мелкой моторики залог успешного формирования речи у ребенка с ОНР.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на тренировку и выработку правильных положений органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, щек), необходимые для правильного звукопроизношения.

Чтобы ребенок научился произносить сложные по произношению свистящие, шипящие и сонорные звуки, его губы и язык должны быть сильными и эластичными, продолжительно удерживать заданную артикуляционную позу, без затруднения осуществлять  многочисленные переходы от одного положения артикуляционного аппарата к другому.

 Дети с речевыми нарушениями быстрее и успешнее достигают нужных результатов в постановке, автоматизации и дифференциации проблемных звуков, если точно и правильно выполняют артикуляционную гимнастику.

         Артикуляционная гимнастика необходима детям с правильным, но   нечетким звукопроизношением – у детей как будто “каша во рту”. Необходимо знать, что чёткое произношение звуков — это залог правильного  письма в школе.

Правила проведения артикуляционной гимнастики.

  • Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы навыки закреплялись и становились более прочными.
  • В любом упражнении все движения осуществляются последовательно, сначала упражнения делаются в медленном темпе.
  • Гимнастику желательно делать сидя перед зеркалом в эмоциональной или игровой форме.
  • Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, желательно 2 раза в день по 5-10 минут;
  • Удерживать артикуляционную позицию (упражнение) 5-10 секунд;
  • Следить за качеством выполнения упражнений;
  • Желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками;
  • Не допускать переутомление мышц артикуляционного аппарата.
  • Если упражнение не получатся можно прибегнуть к помощи шпателя.
  • Логопед, воспитатель и родитель должны следить за правильностью выполняемого упражнения.
  • Всегда хвалить ребенка за успехи, которые он делает.

Упражнения артикуляционной гимнастики:

  1. Лопаточка.Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.
  2. Чашечка.Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху, потянуть к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 сек.
  3. Иголочка.Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 сек.
  4. Горка.Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, кончик языка упереть в нижние передние зубы. 15 сек.
  5. Трубочка.Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнить в медленном темпе 10 — 15 раз.
  6. Часики.Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то к правому, то к левому уху. Двигать языком из угла в угол рта в медленном темпе под счет. Проделать 10-15 раз.
  7. Качели.Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Выполнить 10-15 раз.
  8. Вкусное варенье. Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу, убрать язык в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.
  9. Катушка. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз.
  10. Грибок.Раскрыть рот, присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от неба сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть, проделать 15 раз.

       Но не только выполнение комплекса артикуляционной гимнастики влияет на успешную коррекцию и развитие правильного звукопроизношения. Важную роль отводят развитию мелкой моторики.

        У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Вот например, Су-джок терапия принадлежит к числу эффективных средств коррекции, помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста.

Су-Джок терапия – достижения корейской медицины. Что означает название Су Джок? Су – это кисть, Джок – стопа. Массажные шарики помогают воздействовать на биологически активные точки и активизируют речевые отделы коры головного мозга.

        Игры с колючими шариками можно эффективно использовать в сочетании с проведением пальчиковых игр, упражнений по автоматизации звукопроизношения, фонематического восприятия, развития и формирования лексико-грамматического строя речи, слоговой структуры, развития высших психических функций (памяти, внимания, мышления, воображения).

Варианты речевых игр с использованием Су-джока.

  1. Дифференциация звуков С – Ш (одновременно два шарика катаем вверх — вниз, зажав вертикально ладонями, проговаривая стихотворение):

Мышка сушки насушила. Мышек в гости пригласила.

Мышки сушки кушать стали. Мышки зубки все сломали.

  1. Формирование фонематического восприятия.

Задания:

— Возьми в руки столько красных шариков, сколько гласных в слове услышишь.

— Возьми столько разных шариков, сколько раз услышишь (например, звук Ш).

— Если данный звук отсутствует в слове, спрячь(зажми) шарик в руке.

— Прокатывание шариком по написанной букве.

— Прокатывание шарика по ладошке, как-бы, прописывая  заданную букву.

  1. Развитие памяти, внимания и пространственной ориентации

«Глазки закрывай, на каком колечко пальце – угадай»

 «Слушай и запоминай, повторяй и выполняй»

«Надень колечко на мизинец правой руки (на безымянный левой руки и т. д.)»

«Возьми «ёжика» в правую руку и спрячь за спину» и т.д.

  1. Слоговая структура слова.

«Шарик катай- слова по слогам называй»

«Шарик сжимай – словечко по слогам называй»

«Шарик по дорожке прокати, слоги (слово) верно повтори»

  1. Развитие и формирование лексико-грамматических категорий (взрослый катает ребенку массажер и называет предмет. Ребенок ловит колючий мячик, сжимает его в руке. Затем обратно катит взрослому, называя предмет в нужной грамматической категории: во множественном числе, в ласковой форме или подбирает слово-антоним и т.д.)

Эти занятия несложные и интересные, поэтому ребёнок может выполнять их в любой обстановке. Ребёнок постепенно становится уверенным в себе, самостоятельным, проявляя собственную инициативу. Занимайтесь с ребенком каждый день, и вы станете замечать, что движения у вашего ребенка становятся точными и скоординированными, а речь становится понятней и грамотней.

Учитель-логопед МБДОУ № 322 О.Г.Тихоновцева

Формы проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с ОВЗ | Коррекционная работа

Автор: Орлова Александра Владиславовна

Организация: МБДОУ ДС компенсирующего вида №32 «Чебурашка»

Населенный пункт: Псковская область, г. Псков

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью  завлечь и замотивировать детей дошкольного возраста на выполнения артикуляционной гимнастики, а для этого необходимо использовать множество интересных и необычных форм её проведения.

Бытует мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением. Но, к сожалению, в силу определённых причин, не каждый ребёнок на это способен. И поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения.

Для развития двигательных навыков и укрепления мышц артикуляционного аппарата существует специальная гимнастика. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно. Но при работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи одной из основных проблем является то, что у них слабо развит контроль и отсутствует мотивация к выполнению артикуляционных упражнений. Детей необходимо завлечь и замотивировать на выполнения артикуляционной гимнастики, а для этого необходимо подобрать множество интересных и необычных форм её проведения.

Методические разработки по проведению артикуляционной гимнастики

с целью повышения интереса и мотивации детей к выполнению упражнений:

1. Выполнение артикуляционной гимнастики в стихах с героями мультфильмов. Основное преимущество этой формы в том, что этих героев дети знают и любят, в историях следует определённый сюжет и последовательность, упражнения не называются общепринятыми в логопедии называниями, а используются яркие и красочные иллюстрации, хорошие рифмы в стихотворениях, детям интересно, что произойдёт дальше с этими героями.

2. «Артикуляционные бродилки». Можно применять как на индивидуальных, так и на групповых занятиях по артикуляционной гимнастике. Данная форма также хорошо развивает зрительное внимание, и способность ориентироваться в пространстве.

3. «Артикуляционные кубики». Помимо укрепления мышц артикуляционного аппарата во время выполнения упражнений, изображённых на кубике, ребёнок развивает зрительно-моторную координацию.

4. «Карточки для проведения артикуляционной гимнастики под музыку». Дети очень любят выполнять артикуляционную гимнастику под музыку. Она способствует развитию ритмичности, координации, плавности и серийной организации последовательности движений.

5. «Артикуляционная рыбалка». Развивает зрительно-моторную координацию, ориентацию в пространстве, мелкую моторику.

6. «Нейро-артикуляционная гимнастика». Одно из направлений современной логопедии. Способствует развитию артикуляционного и пальцевого праксиса, межполушарного взаимодействия. Суть метода в одновременном выполнении артикуляционных упражнений совместно с разнообразными движениями рук, что способствует развитию межполушарных связей.

7. «Поймай зайчиков». Данная форма развивает зрительное восприятие и внимание, ориентацию в пространстве, умение дифференцировать основные цвета. Необходимо собирать «пеньки» с зайчиками в определённой последовательности, которая указана на карточке, выполняя упражнения, спрятанные под ними.

«Чудо-шапочки». Подобным образом проводится работа с шапочками. Это развивает зрительно-моторную координацию, умение ориентироваться в собственном теле. Необходимо в определённой последовательности, указанной на карточке, раскладывать шапочки друг за другом, либо надевать на обозначенные пальцы, выполняя упражнения, спрятанные под ними.

8. «Дыхательно-артикуляционная гимнастика». Способствует развитию правильного речевого дыхания и артикуляционных навыков.

9. «МЕМО артикуляционная гимнастика». Помимо основной цели укрепления артикуляционной моторики, способствует развитию зрительной памяти. Необходимо переворачивать карточки, запоминая их расположение, пока не совпадут две одинаковые, по которым нужно будет выполнить упражнение.

10. «Артикуляционная гимнастика по изучаемым темам» (домашние животные, мебель). Способствует активизации словаря, ориентировке в пространстве, развитию мелкой моторики.

11. «Помоги роботу». Ребёнок развивает зрительно-моторную координацию, скорость реакции, зрительное внимание. Интерактивный робот едет по заданной траектории, необходимо выполнять упражнение, пока он не доедет до следующего и т.д.

12. «Вкусная артикуляционная гимнастика». Мотивирует детей на выполнение упражнений, формирует тактильные, вкусовые, сенсорные ощущения. Помимо сушек можно использовать виноград, соломку, хлопья-шарики из сухих завтраков. Но всё индивидуально и зависит от предпочтений и особенностей ребёнка. Данный вид артикуляционной гимнастики рекомендуется использовать родителям для занятий с ребёнком дома.

Выработанные общие упражнения являются фундаментом для постановки звуков. В дальнейшем из базовых упражнений будут отрабатываться более тонкие дифференцированные, которые необходимы для постановки конкретной группы звуков.

Параллельно развитию мышц артикуляционного аппарата, с помощью представленных форм проведения гимнастики мы мотивируем ребёнка, развиваем внимание, мелкую моторику, память, наблюдательность, восприятие, мышление.

Приложения:

  1. file0.docx.. 2,2 МБ
  2. file1.pptx.zip.. 4,7 МБ

Опубликовано: 18.04.2022

развивающий комплекс для ребенка «Здоровое питание рядом со мной»

Артикуляционная гимнастика для детей помогает научиться правильно произносить звуки. Младенцам трудно говорить. Специальные упражнения помогают им научиться говорить быстрее.

Для чего нужен комплекс артикуляционных упражнений?

Малыш учится говорить, глядя на взрослых и пытаясь подражать им. Но не все звуки даются ему легко. Для того, чтобы помочь ему, можно сделать с ним специальное упражнение для речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика для детей – лучший способ научить ребенка говорить

В состав артикуляционного аппарата входят:

  • язык;
  • щека;
  • губы;
  • уздечка.

Все эти органы участвуют в произношении звуков. Если орган плохо работает, произношение остается нечетким. В этом случае артикуляционный аппарат нуждается в подзарядке.

С какого возраста можно заниматься артикуляционной гимнастикой

Если у малыша проблемы с произношением и речью в целом, не ждите, что он вырастет и все исправится само собой. Начинать занятия можно даже с 2 лет, но так как в этом возрасте все малыши плохо говорят, то еще сложно понять, есть отклонения в речи или нет. У трех-четырехлетних детей опытный логопед уже сможет точно определить, есть ли нарушения и какие именно.

Если вы начали исправлять речь в начальной школе, добиться хорошего результата будет сложнее. В более раннем возрасте это будет сделать проще, так как речевой аппарат у малышей только формируется, и нужно просто направить это развитие в нужное русло.

Как правильно заниматься с ребенком упражнения

Для того чтобы занятия не были в тягость и давали желаемый результат, необходимо соблюдать следующие правила:

  • Занятия должны быть веселыми и занимательными. Проведите их в игровой форме.
  • Лучше индивидуальные занятия с ребенком, чем групповые. Малыш должен видеть, какой пример подают ему взрослые.
  • Каждое занятие должно включать не более 3-х упражнений.
  • Объясните новое упражнение четко, с демонстрацией движений.

Внимательно следите за тем, как ваш ребенок выполняет упражнения, поправляйте и хвалите его, даже если поначалу у него не очень хорошо получается. Это вдохновит его, и он будет стараться еще усерднее.

Кроха может не понимать своих ошибок, так как не видит родного языка, поэтому необходимо учиться перед зеркалом. Тогда он увидит, что делает, сравнит с действиями родителей. Так ему будет легче увидеть свои ошибки.

В начале занятия следует объяснить 1-2 базовых упражнения, а остальные добавлять постепенно, но не более 1 упражнения за каждое занятие. Если вам трудно делать старые упражнения, отложите новые. Дайте малышу привыкнуть к предыдущим и запомнить их.

Примеры развивающих упражнений

Упражнения должны быть подобраны логопедом в зависимости от того, какой артикуляционный навык необходимо улучшить. Но есть несколько базовых упражнений, которые помогут всем:

  • Окно. Используйте два слова: холодный и горячий. Если жарко – открой рот, холодно – закрой.
  • Чистим зубы. Попросите малыша улыбнуться. Затем покажите ему, как чистить зубы языком.
  • Тесто. Попросите малыша показать кончик языка. В таком положении разомните язык губами, чередующимися с зубами.
  • Кубок. Попросите улыбнуться и открыть рот. Покажите ему, как сделать чашку, заострив кончик языка.
  • Дудка. Попросите сомкнуть зубы и в таком положении вытяните губы трубочкой.

Чтобы поддерживать интерес малыша, можно придумать сказку и сопровождать занятия играми.

Если вы хотите научить ребенка правильно говорить, обратитесь к логопеду. Он подберет упражнения, которые подходят именно вам, даст задания, которые можно выполнить дома, и вообще направит весь процесс.

эффективные упражнения и упражнения для детей раннего возраста

Привычка говорить правильно формируется в раннем детстве. Ребенок, которого научили четко и красиво говорить, не будет испытывать проблем ни в детском саду, ни в школе, ни во взрослой жизни.

К сожалению, не все дети в возрасте. В 3-4 года дикция хорошая, но это поправимо. Логопед и домашние упражнения могут помочь родителям улучшить артикуляцию. О том, как сделать артикуляционную гимнастику для детей раннего дошкольного возраста, мы расскажем в этом материале.

О методике

Комплекс артикуляционных упражнений — это зарядка для укрепления мышц речевого аппарата. Если они слабые, то у малыша будут проблемы с произношением. По мере укрепления губ, голосовых связок, щек и шеи, а также язычка ребенку легче произносить различные звуки и их сочетания. И постепенно правильное произношение становится привычным.

Гимнастика имеет лечебно-профилактическое назначение, т. е. помогает исправить неправильный речевой навык, а также может предотвратить дефекты речи.

В ходе занятий улучшается кровообращение речевых мышц, снижается повышенный мышечный тонус, что не позволяет малышу беспрепятственно произносить определенные звуки. В ходе выполнения статических упражнений ребенок учится устанавливать правильное положение голосового аппарата, а динамические задания помогут в освоении произношения.

Кому показаны и противопоказаны занятия?

Такая речевая гимнастика, безусловно, полезна всем малышам. В возрасте 2-3 лет формируются основные речевые навыки, а затем, увы, формируются и дефекты речи. Целесообразно начинать занятия с трехлетнего возраста, а если ребенок относится к категории первоклассников, то с 2,5 лет.

После трех лет становятся очевидными некоторые отклонения и аномалии в произношении звуков. Итак, в этом возрасте ярко проявляется заикание. Многие дети из-за слабости мышц речевого аппарата в этом возрасте «прожевывают» половину алфавита, из-за чего трудно понять, что именно говорит ребенок. Заикание и дизартрия.

Гимнастические артикуляционные упражнения помогут в налаживании дикции, силы голоса, произношения, увеличат скорость речи, улучшат разборчивость речи.

Однако бывают ситуации и состояния, при которых заниматься этим видом гимнастики временно или совсем не стоит.

Противопоказаниями являются врожденные пороки сердца, если гимнастика сочетается с респираторными, психическими расстройствами, при которых ребенок не понимает «вводных» и не ориентируется в том, что от него хотят.

Больные зубы или стоматит также являются временным противопоказанием. Раны, воспаления языка, нёба, внутренней поверхности щек, боли в горле в самом разгаре — все это состояния, при которых артикуляционная гимнастика не рекомендуется.

Общие требования

Если вы решили заниматься этим видом гимнастики с малышом, помните, что начинать нужно с простых заданий и постепенно переходить к более сложным.

Самыми простыми и доступными для начинающих считаются статические упражнения, при которых речевые мышцы необходимо удерживать в заданном положении. С динамическими упражнениями не тороплюсь. В возрасте 2-4 лет эти упражнения еще считаются достаточно сложными, но по мере совершенствования статической группы можно добавлять динамические задания.

Важно проводить занятия в игровой форме, иначе зарядка быстро наскучит малышу и он откажется от выполнения заданий.

Нужна систематичность — гимнастикой нужно заниматься ежедневно в течение достаточно длительного времени. В день можно проводить 3-4 занятия по 5 минут. Эти «пятиминутки» не дадут ребенку устать и быть интересными.

В каждое задание старайтесь включать 2-3 упражнения, не больше. Обязательно повторяйте ранее изученные задания и приемы, и только одно задание во время занятия выбирайте новое, еще не знакомое.

Гимнастика выполняется в положении сидя. Шея и руки ребенка должны научиться расслабляться. Лучше всего проводить занятия перед зеркалом. В нем ребенок может увидеть себя, свои губы и мимику во время произношения, а также сопоставить их со своей мимикой и расположением губ и языка.

Полезными будут распечатанные или нарисованные карточки с картинками, иллюстрирующими некоторые упражнения. Например, для упражнения «Ежик» нужно иметь картинку с ярким и красочным забавным ежиком. Это позволит ребенку лучше визуализировать задачу.

Не обижайте малыша, не критикуйте, не ругайте его, если что-то не получается.

Обида и горе только усилят мышечные зажимы, подорвут веру в собственные силы, он начнет отказываться от работы. Голос мамы должен быть мягким и тихим, не требовательным.

Рекомендуемые упражнения

Для конкретного ребенка может быть назначен индивидуальный комплекс. , но среди основных заданий для детей указанного возраста можно отметить следующие:

  • «Файф». Попросите ребенка вытянуть губку с соломинкой вперед и удерживать ее как можно дольше. При усложнении упражнения можно попросить ребенка произвести что-то вроде «ду-дууууу».
  • «Завтрак котенка». Покажите малышу фотографию котенка, который пьет молоко из миски. Попросите ребенка открыть рот и продемонстрируйте, как кошки лакируют молоко. Усложните задачу, попросив шире открыть рот, одновременно улыбаясь и поглаживая, когда вы «слизываете» язык с небом.
  • «Ёжик». Это активное упражнение. Покажите малышу карточку с ёжиком и прочитайте стихотворение: «Похож на мячик, милый, добрый, симпатичный ёжик». Ребенок вдыхает в начале стиха, а в конце куплета необходимо активно выдыхать и на выдохе как можно громче говорить «пых-пых»
  • «Гол». Мама читает: «Открываем ворота, всех в гости зовем! «. Задача малыша — широко открыть рот, задержать его в таком состоянии на 5-7 секунд и плавно закрыть.
  • «Воздушные шары». Попросите ребенка надуть щеки, как воздушные шарики. Задача – удержать их в таком положении как можно дольше, а затем резко хлопнуть ладонями по щекам, сдуть «шарики».
  • «Часы». Мама показывает карточку, на которой изображены часы с маятником. Он читает: «Молча часы идут, пять минут, семь минут» (с этими словами ребенок высовывает язык и пытается описать круг кончиком в воздухе, как по часовой стрелке). Мама продолжает: «Ну, маятник — кит, тик-так, тик-так! «(Ребенок после круговых движений кончиком языка переходит в движение кончиком языка вправо и влево, как маятник).

«Щенок и змея». Попросите ребенка показать, как дышит щенок в летний день — язык у него вялый, широкий и раскинутый по нижней губе. А потом попросить показать, как это делает змея – язык становится подвижным и «острым».

Если есть дефекты в некоторых звуках, добавьте упражнения для улучшения произношения именно этих «проблемных» звуков:

  • «Зоопарк». Покажите карточку с тигром и спросите у малыша, как рычит тигр — «Рр-р». Покажите картинки тех животных, названия которых имеют трудный для малыша звук и попросите озвучить название и показать, как «разговаривает» зверь: к произнесению звука «Р» — тигренок, барсук, рыбка, жираф, потренировать звук «Л» — лев, лайка, лиса, дельфин, лань, олень, лемур, на «Ш» и «Ж» — жук, шмель, жираф, жеребенок, шакал, на «С» — собака, сова, слон, лиса, суслик.

«Читёровки». Вы можете использовать различные стихи. Главное требование – повторение «проблемного» звука. При нечетком произношении «Р», например, можно придумать что-то вроде: «Ра-ра-ру, ра-ра-ру, прогуляйтесь вокруг двор, ру-ру-ру, ру-ру-ру уже иди домой!». Подобные чистоговорки можно сочинить самостоятельно на любой звук, который не очень хорошо выговаривает ребенок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *