Разное

О воспитании детей стихи: Стихи о воспитании

Содержание

стихи о воспитании детей для родителей — 25 рекомендаций на Babyblog.ru

Издательство «Робинс» представляет новинку — уникальную книгу для поднятия настроение, развития эмоциональной стороны ребёнка, а также формирования правильных моральных ценностей и ориентиров, книгу для развлекательного внеклассного чтения «Шутники. Весёлые истории в стихах» Евгения Сосновского. Почему, по мнению издательства, так важно наполнять детский рынок книгами с детскими стихами?

Как меняется современный рынок детской литературы? Все больше происходит смещение в сторону интерактивного развития и обучения. Каждый родитель старается как можно больше заложить в ребёнка с самого раннего возраста. Обычно, обучение направлено на развитие конкретных навыков — логики, внимания, навыков письма, счета, зрения и пр. За этот раздел отвечает «развивающая литература», а всё, что касается эмоциональной, поведенческой, культурной стороны — это «художественная литература для детей» и здесь на помощь приходят стихи.

Веселые, смешные стихи для детей, — это абсолютно уникальный раздел детской литературы, который на протяжение многих лет остается одним из лидеров в сегменте «детской воспитательной художки», который отвечает за развитие духовной и эмоциональной сферы у ребенка.

Стихи для детей — это, прежде всего, очень действенное средство воспитания! Ведь по-настоящему хорошие стихи для детей, самых маленьких, исподволь прививают своим читателям лучшие человеческие качества: трудолюбие, уважение к окружающим, способность сопереживать чужим бедам и т.д.

Многие издатели ставят на книгах возрастные ограничения 2+, 3+, 4+, 5+ и пр. Но в этом и состоит парадокс детских стихов, до определенного момента (чаще всего до 7 лет) большей частью стихи для детей, не читают сами дети. Эти малыши способны лишь воспринимать на слух то, что им читают взрослые, и рассматривать яркие иллюстрации в книге.

Что считается самым полезным — заучивание стихов наизусть и затем чтение вслух по памяти.

Во-первых, разучивание стихов является одним из лучших способов развития памяти у ребенка. Стихи для детей — это так называемая проза высшей степени концентрации. В них есть яркость и ритмичность! Поэтому детские стихи должны быть простыми, легко запоминающими и очень образными. Чтение стихов наизусть задействует одновременно речевые центры, память и артистичность. Читая наизусть, ребенок формирует дикцию, учится проговаривать сложные звуки, держать ритм и использовать выражение для образности, а также учится ораторскому мастерству.

Во-вторых, стихотворная рифма и ритм позволяют ребенку осваивать музыкальные азы, ведь стихи проще всего пропевать. А значит, у ребенка развивается любовь к искусству.

Наконец, стихи для детей — это катализатор развития для ребенка. Они обогащают словарный запас, учат рифмовать слова. Стихи для детей по степени своей полезности для детского ума подобны витаминам для детского организма: обойтись без них можно, однако с ними организму проще расти и сохранять здоровье.

Книга «Шутники» — это сборник историй в стихах. Небольшие стихотворные рассказы, собранные в книге, — это не что иное, как воспоминание из детства, то, что могло случиться с каждым ребенком. Истории про троих друзей, их приключения, переживания, перипетии, всё это с юмором, с забавными пояснениями, тонкой иронией и, конечно же, выводами «что такое хорошо и что такое плохо». Множество житейской мудрости спрятано за стройными рифмами: почему не надо лениться, что перед тем как сделать или сказать, нужно подумать, что шутки бывают отнюдь невеселыми и др. Поскольку это «весёлые истории в стихах» — хорошее настроение обеспечено всем читателям.

«Шутники» — это не первая работа Евгения Сосновского, его перу принадлежат также успешные издательские проекты «Самая-самая азбука», книжки-картонки со стихами о животных и пр.

Читательская аудитория данной книги — это и дети (7+), и не только! Взрослых тоже приятно удивит эта книга и не раз заставит улыбнуться! Дети почерпнут для себя житейский опыт, а родители вспомнят детство, ведь такие забавные случаи могли произойти с каждым. 8 забавных, не связанных друг с другом рассказов: «Шутники», «Рыбаки», «Неудачная неделя», «Ореховая сказка», «Вот удача! Новый год», «Тяжелый выбор», «Щенок» и «Лекарство от лени» с потрясающими иллюстрациями Наталии Макаренко не оставят равнодушными никого. Эту книгу не просто интересно, но и полезно прочесть и рассмотреть все иллюстрации!

Подробнее: http://pro-books.ru/news/companynews/18801#ixzz4XteTz84R

Глава 5. Как дети слагают стихи — О стиховом воспитании — От двух до пяти

Глава 5. Как дети слагают стихи — О стиховом воспитании — От двух до пяти — Чуковский Корней Иванович

Но потом я понял, что был не прав, осуждая стихотворения старших детей. Как бы ни были плохи эти тусклые строки, оторванные от жеста и пения, они являют собой высшую стадию в развитии ребенка именно потому, что они оторваны от жеста и пения.

До четырехлетнего возраста ребенок был и поэт, и певец, и плясун одновременно, а теперь стихотворство впервые становится для него самостоятельной деятельностью, отделенной от всякого другого искусства.

Кончился период слияния поэзии с криками и топотом ног, началась эпоха дифференциации искусств, соответствующая более высокой культуре.

До этой поры всякий стих, произносимый ребенком, был лишь одним из элементов игры, а теперь он — самоценное целое. Как же ему не спотыкаться на первых порах!

Впрочем, он спотыкается далеко не всегда, потому что перерождение ритма не есть еще уничтожение ритма.

Вчитайтесь, например, в такие строки четырехлетнего Адика Павлова:

Мы пойдем в лес,

Будем там собирать чернику, пьянику и грибы.

Мы пойдем в сад,

Будем рвать там вишни и цветы.

Мы пойдем на волю,

Будем гнать домой коров.

Мы пойдем на речку,

Будем купаться и сидеть на песке*.

______________

* А.Д.Павлова, Дневник матери, М.-Л. 1924, стр. 102-105.

Эти стихи еще не оторвались от песни, но плясовых элементов у них уже нет никаких. И тем не менее в них слышится отчетливый внутренний ритм: недаром они разделены на параллельные двустишия.

«Правильными» же ритмами дети овладевают лишь на десятом году, а иные и позже. Вот какой сатирический (почти правильный) ямб сложила в старину девятилетняя школьница о своем ненавистном учителе:

Сидит мучительный,

Карандашом стучительный.

А другая сочинила такую элегию:

Экзамен,

Как камень.

На сердце упал

И долго-предолго

На месте лежал.

И ждет моя Нина, когда все пройдет,

Когда сдаст экзамен и камень спадет*.

______________

* А.Крученых, Собственные рассказы, стихи и песни детей, М. 1923, стр. 10.

Это очень четкий амфибрахий, выдержанный от первой строки до последней. Но, вообще говоря, организованная, вполне литературная форма появляется, как я заметил, лишь у детей двенадцати — тринадцати лет, и только тогда, но не раньше, можно с некоторой долей вероятия определить, у кого из них есть поэтический дар.

Вот отрывок из поэмы одной — несомненно, талантливой двенадцатилетней писательницы, воспевающей электрификацию деревни:

Повернула в хлеву выключатель,

Расплескался по стенам свет,

Удивленно коровы мычали,

Покосись на лампочку ГЭТ.

Стихи подражательные, но, если бы в школе, где училась девочка, нашелся педагог, понимающий дело, поэтесса, может быть, с большей легкостью выбилась бы на самостоятельный путь*.

______________

* Впоследствии так и случилось. Ныне она известный советский поэт Ольга Берггольц.

Конечно, никто не требует, чтобы педагоги делали учеников стихотворцами, но они обязаны научить их подлинному восприятию стиха, развить у них умение наслаждаться чужими стихами.

Все это очень волнует меня, так как я принадлежу к числу тех чудаков, которые любят поэзию больше, чем всякое другое искусство, и знают на опыте несравненные радости, которые дает она тем, кто умеет наслаждаться ею.

Я давно уже с грустью слежу, как иные педагоги убивают в ребенке естественное чувство стихотворного ритма, которое, как мы видели, присуще ему в раннем детстве.

Многие даже не задумываются над тем, что если дети обучаются пению, слушанию музыки, ритмической гимнастике и проч., то тем более необходимо обучать их восприятию стихов, потому что детям, когда они станут постарше, предстоит принять огромное стиховое наследство от Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока, Маяковского, Байрона, Гёте, Гюго. Но что сделают с этим наследством наследники, если их заблаговременно не научат им пользоваться? Неужели никому из них не суждена величайшая радость: читать, например, «Медного всадника», восхищаясь каждым ритмическим ходом, каждой паузой, каждым пиррихием? Неужели это счастье, столь услаждавшее нас, будет уже для них недоступно? Вправе ли мы эгоистически пользоваться этим счастьем одни, ни с кем не разделяя его? Не обязаны ли мы передать его детям?

Но что сделано педагогами нашими для стихового воспитания детей?

Где бы я ни очутился, я, ни минуты не медля, прямо с парохода или с поезда бежал к детворе — в детский сад или в детский дом и всюду видел столько настоящей и нежной заботы о детях, что весело было глядеть.

Но в этой бочке сладчайшего меда всегда была ложка дегтя. Покуда дети пели, плясали, играли, работали, я смотрел на них с великим удовольствием. Когда же они начинали читать мне стихи, которым их научили в школах или в детских домах, я нередко чувствовал себя истинным мучеником. Наряду с произведениями Твардовского, Маршака, Михалкова — штампованные фразы, сумбурная ритмика, грошовые рифмы. Я готов был плакать от досады. Я говорил, что, приучая ребят к такой мертвечине, мы калечим их художественный вкус, искажаем их литературное развитие, внушаем им неряшливое отношение к слову, что вся эта труха затрудняет несчастным ребятам доступ к подлинным произведениям поэзии, — но многим педагогам моя писательская боль была чужда, так как эти отличные люди (такие полезные в других отношениях) лишены были словесной культуры. У них не было никакого мерила для оценки произведений поэзии.

Это глухонемые в опере. Они не могли бы отличить Баратынского от Надсона или, скажем, Плещеева. Для них звучали одинаковым звуком и ямбы Барбье, и анапесты Некрасова, и стукотня халтуривших писак. Почти в каждом детском доме, в каждой школе я видел даровитых ребят, из которых при других обстоятельствах могли бы выработаться неплохие писатели, но их дарования глохли в тех антилитературных условиях, в которых они находились. «Исправления», внесенные в их стихи педагогами, почти всегда ухудшали первоначальную версию.

До чего нечувствительны многие взрослые к ритмике детских речей, свидетельствует, например, такая запись в одной педагогической книжке:

«Вове Г. (2 года и 4 месяца) сестра-воспитательница говорит, вводя его в спальню:

— Тихонько, Вова, не шуми, потому что Яша спит.

— Патянюсся Яся пит! Патянюсся Яся пит! Патянюсся Яся пит! — повторяет Вова шепотом и, уже уложенный в кроватку, шепчет это до тех пор, пока не засыпает. В данном случае новым для него явилось слово «потому что», которое ему и нужно было заучить»*.

______________

* Л.В.Полежаева, Детская речь и развитие ее, М. 1927, стр. 19.

Факт любопытный, но объяснение факта неверное. Ребенок совсем не оттого повторял эти фразы, что ему хотелось зазубрить незнакомое слово. Он повторял их оттого, что в них был ритм, его излюбленный ритм — хорей. И автор должен был печатать их не прозой, а стихами:

Патянюсся Яся пит!

Патянюсся Яся пит!

Патянюсся Яся пит!

Я привожу этот случай, чтобы показать, как мало внимания уделяли еще так недавно даже наиболее квалифицированные из наших педагогов стиховым излияниям детей. Даже слыша своими ушами, как ребенок услаждает себя напевным повторением стихотворной строки, они не замечали стихов, а усматривали тут одну зубрежку.

К счастью, такое пренебрежение к стихам мало-помалу отодвигается в прошлое. Усилиями передовых педагогов, их учеников и последователей стиховое воспитание начинает входить в систему педагогики детского сада. Любовно и вдумчиво составлена известная книга Академии педагогических наук «Художественное слово дошкольнику» («Пособие для воспитателей детских садов», М. 1952).

Редактор книги очень хорошо говорит в предисловии и о «музыкальном рисунке» стихов, и о «звуковом рисунке» поэтических образов, и о методике развития «чувства ритма» — хорошо, но как-то робко, вполголоса, ежеминутно подкрепляя свои мысли целым ворохом авторитетных, но совершенно излишних цитат из области физиологии и лингвистики, словно приобщение ребенка к поэзии нуждается в таких многочисленных идейных подпорках. Надеюсь, что в новом издании книги большинство таких подпорок уже не понадобится.

В ближайшей связи с этим сборником находится вышедшая в Учпедгизе работа Р.И.Жуковской «Чтение книги в детском саду» (1955). Почти вся она посвящена восхвалению педагогической ценности стихов для детей. Очевидно, автор убедился на опыте, что наиболее питательная и здоровая духовная пища дошкольников — это именно стихи, а не проза. Основная идея книги определяется словами Белинского о влиянии стихов на детей — словами, которые автор цитирует на одной из первых страниц: «Пусть ухо их (то есть детей. — К.Ч.) приучается к гармонии русского слова, сердца преисполняются чувством изящного; пусть и поэзия действует на них, как и музыка — прямо через сердце…»*

______________

* В.Г.Белинский, Полн. собр. соч., т. IV, М. 1954, стр. 88.

Я читал эту книжку и радовался. Давно ли всякие разговоры о стиховом воспитании казались большинству педагогов вредной и бессмысленной ересью и вот из их среды то и дело выдвигаются люди, которые осуществляют «вредную ересь» на практике.

Но радость моя была неполна, потому что на самом-то деле стиховое воспитание подменяется здесь «воспитанием при помощи стихов», так что цитата из Белинского о «чувстве изящного», о «гармонии русского слова» оказывается сама по себе, а вся книга сама по себе. Стихи здесь рассматриваются почти исключительно с узкоутилитарных позиций — как служебный материал для дидактики. Все это — отрыжка недоброго прошлого. Но так как материал почти всегда высокого литературного качества, то дидактические задачи почти всегда осуществляются здесь в живом сочетании с эстетикой.

Это тем более ценно, что существуют и посейчас методисты, которые, говоря о художественном воспитании детей, совершенно игнорируют поэзию. Таков, например, Н.И.Болдырев, автор актуальнейшей книги «Роль школы и семьи в воспитании детей». В этой книге скрупулезно учитывается воспитательное значение музыки, живописи, театра, кино, — но о стихах ни полслова.

* * *

В заключение я хотел бы сослаться на свой собственный педагогический опыт.

Воспитывая своих детей, я пытался привить им с самого раннего возраста строгий и здоровый эстетический вкус, дабы раз навсегда забронировать их от всякой литературной пошлятины.

Надежным материалом для достижения такой воспитательной цели послужил мне, конечно, фольклор — главным образом героический эпос. Я читал своим детям и их многочисленным сверстникам былины, «Одиссею», «Калевалу» и убедился на опыте, как нелепы и беспочвенны опасения взрослых, что дети не поймут этой поэзии.

Нужно только исподволь приучить их к непривычному для них складу речи, и они будут готовы часами слушать эти гениальные поэмы, в которых так много очаровательной детскости. Самая лексика этих поэм, поначалу якобы чуждая детям, отпугивающая их своей архаичностью, будет в конце концов воспринята ими как близкая, живая, понятная, и они не только полюбят ее, но и введут в свой речевой обиход, что неминуемо должно повлиять на их общее языковое развитие.

Особенно привлекательными для детей оказались былины о Добрыне, Ваське Буслаеве, Чуриле, Илье Муромце, Дюке, Алеше Поповиче. Сборники былин (Гильфердинга и Рыбникова) сделались любимейшими детскими книгами. Самое звучание этих поэм до того полюбилось ребятам, что даже во время игр их речь стала сбиваться на былинный размер. В их лексиконе появились такие слова, как «ярлыки скорописчаты», «калена стрела», «кинжалище булатное». Дело дошло до того, что мой маленький сын однажды назвал свою мать «матера вдова Амельфа Тимофеевна».

Приобщая детей к нашему национальному эпосу, я тем самым пытался выполнить один из патриотических заветов Белинского. «Очень полезно, и даже необходимо, — писал великий критик, — знакомить детей с русскими народными песнями, читать им, с немногими пропусками, стихотворные сказки Кирши Данилова»*. (Так назывались в ту пору былины. — К.Ч.)

______________

* В.Г.Белинский, Полн. собр. соч., т. IV, М. 1954, стр. 88.

Результаты такого раннего знакомства детей с богатырскими песнями не замедлили сказаться позднее на моем малолетнем сыне Борисе, о котором я сейчас говорил. К великому удивлению всех окружающих, он, едва научившись писать, сочинил целый цикл былин и тогда же своим неумелым, младенческим почерком записал их в тетрадку, хранящуюся у меня до сих пор.

Привожу одну из них с буквальной точностью: здесь выправлена лишь орфография, а в тексте не изменено ни единого слова. Дата былины — 1919 год, когда кто-то сдуру рассказал при ребенке ходившие по городу слухи, будто на улицах орудуют ночные разбойники, которые прыгают выше домов при помощи особых пружин, прикрепленных у них к сапогам. Одеты они будто бы в саваны. Городская охрана (сокращенно «Горохр» — так называлась в ту пору милиция) ведет с ними упорную борьбу.

Об этих «пружинках» и повествует в былине ее восьмилетний автор:

БОЙ ПРУЖИНОК С ВАСЬКОЙ САПОЖНИКОВЫМ

А не золото с золотом сливается,

А не серебро с серебром стекается,

А не две горы вместях да сокатаются,

А со всех сторон пружинки собираются,

Собираются на кладбище Смоленское.

На Смоленское кладбище огромное.

А и думают они думу великую,

А великую думу не малую,

Как побить охрану Петроградскую,

А и всю милицию горохрскую,

Чтобы больше их не преследовали,

Не преследовали их, не закапывали,

Не расстреливали их больше пулями.

Крепкими пулями свинцовыми.

А выходит покойник один в саване,

А и в белом саване светящемся,

Говорит покойник таковы слова:

«Ах вы гой еси, пружинки вы все лютые,

Вы все лютые пружинки богатые,

Мы пойдемте-ка по улице похаживать,

А и будем мы охрану Петроградскую,

Петроградскую охрану поколачивать».

Не успел пружинка слово вымолвить,

Закричали все пружинки зычным голосом:

«Мы пойдем-ка по улице похаживать,

А и будем мы охрану Петроградскую,

Петроградскую охрану поколачивать!»

Побежали все пружинки по городу,

По стольному по городу по Питеру,

А и стали охрану Петроградскую,

Петроградскую охрану поколачивать.

Вдруг навстречу им да трамвай катит,

А трамвай катит да с вагонетками.

С вагонеток бежит добрый молодец,

А по имени Васька Сапожников.

Налетели на Ваську три покойника.

Он первого покойника взял разорвал,

Второго покойника взял растерзал,

А третьего покойника взял за ноги,

Стал по улице похаживать,

Стал пружинок пружинкой поколачивать.

А и бил он пружинок ровно три года,

Ровно три года да три часа.

Три часа да три минуточки.

Намахались его плечи могучие,

Разорвались его латы кольчужные,

А не может он побить покойников.

Наконец хотел Васька отъехати.

Из небес же тут Ваське глас гласит:

«Ах ты гой еси, Василий сын Сапожников.

Отсель тебе не уехати.

Ты сражался с пружинками ровно три года,

Ровно три года да три часа,

Три часа да три минуточки,

Посражайся еще восемь лет».

И послушался Василий, сын Сапожников.

Стал сражаться снова с пружинками.

А и день за день будто дождь дождит,

А неделя за неделей как река бежит,

А и год за годом как трава растет,

А проходит ровно восемь лет,

А побил он всех покойников,

Всех покойников до единого.

А тут покойникам славу поют,

А и славу поют им век по веку.

Сколько я ни вчитываюсь в эти стихи, я не вижу здесь ни единого отклонения от канонического стиля былин. Ясно, что юным поэтом вполне усвоены своеобразные формы этого трудного жанра — и ритмика, и синтаксис, и лексический строй — и что он свободно распоряжается ими. Когда он вырос, литература не стала его специальностью. Но привитая с детства любовь к бессмертной народной поэзии осталась в нем до конца его жизни и вооружила его раз навсегда верным и строгим вкусом, этой драгоценной — и такой редкой — способностью ориентироваться среди хаоса литературных явлений, отличая подлинное искусство от всяческой фальши.

Приведу стихотворение двенадцатилетнего поэта Капралова, насыщенное мальчишеской неукротимой энергией:

ПАРОВОЗ

Паровоз, паровоз,

Силы в тебе сколько!

Ты везешь тыщи тонн,

Как не лопнешь только.

Ты идешь день и ночь,

И идешь ты быстро.

Нету друга у тебя

Лучше машиниста.

И в Москву ты прилетел,

Обливаясь паром,

С машинистом удалым,

С черным кочегаром…

и т.д.

«Паровоз» напечатан в сборнике «Стихи детей», вышедшем под редакцией С. Я.Маршака в 1936 году.

Если хотите, чтобы на вас так и хлынуло горячей волной давно забытое детское счастье, прочтите стихотворение «Мимоза» двенадцатилетней школьницы Лены Гулыги. Здесь очень четко срисован этот южный, весенний цветок «желтые шарики», «легкие перышки», — но подлинная лирическая тема стихотворения не мимоза, а бесконечно счастливое детское двенадцатилетнее сердце, до краев переполненное радостью жизни. Автор щедро раздает эту радость всем и каждому, кто в зимнюю стужу, на улицах обледенелого города среди вывесок, троллейбусов, автомобилей, витрин вдруг натыкается — как на нежданное чудо — на этот поэтический предвестник весны.

Хотя все стихотворение насыщено юмором, в его подтексте с самого начала ощущается пафос, полно раскрывающийся в последних строках. Вообще конец «Мимозы» сильнее начала, но все ее части так органически слиты, в ней такая цельность и выдержанность, что охотно прощаешь и сбивчивую дикцию второго стиха («дел своих, забот»), и чрезмерное скопление глагольных созвучий, которое могло бы оказаться губительным для большинства наших «взрослых» стихов. Все искупает прелестная свежесть непосредственного детского чувства.

МИМОЗА

На улицах московских торопится народ,

Множество у каждого дел своих, забот,

По улице иду я — витрины в огнях,

Веточка мимозы у меня в руках.

«Мимоза! Мимоза! Мимоза в январе!

Видать, не побоялась мороза на дворе!»

Еду я в троллейбусе,

Еду я в метро…

Люди удивляются,

Люди расступаются,

Люди улыбаются радостно, тепло:

«Мимоза! Мимоза! Мимоза в январе?!»

«Повыше подымите — не смяли б у дверей!»

«Да где ж это мимозу покупали вы?»

Мартовская веточка на улицах Москвы…

Легкие перышки колышет ветерок,

Желтые шарики — пушистый огонек…

Люди удивляются,

Люди расступаются,

Люди не толкаются,

Люди улыбаются радостно, тепло.

Где ветка появляется, становится тепло!

«Мимоза! Мимоза! Мимоза в январе!»

Веточка кивает бегущей детворе…

«Погляди-ка, мама!

Человек с цветами!»

Человек с цветами. ..

Я человек с цветами!

Какое это звание — человек с цветами!

Перышки зеленые колышет ветерок,

Шарики-фонарики, ломкий стебелек…

«Да откуда ж вы взяли?»

«А понюхать нельзя ли?»

«Если вы устали,

Мы бы подержали!»

Светлее, чем витрины, рекламы, фонари,

Пушистый огонек мой,

Гори, гори, гори!

Я знаю прежние произведения Лены Гулыги — она сочиняет стихи чуть не с шестилетнего возраста, — и меня радует, что ее дарование с каждым годом становится прочнее и крепче.

Надеюсь, моя похвала не вскружит ее молодой головы, так как она не должна забывать, что детская талантливость (в живописи, в поэзии, в музыке) очень часто иссякает с годами, и я знаю немало двенадцатилетних поэтов, которые через семь-восемь лет, утратив поэтический дар, становились отличными конструкторами, моряками, геологами. Как бы то ни было, ее «Мимоза» — большая удача. Недаром Лена уже несколько лет занимается в литературном кружке Московской детской библиотеки им. Ломоносова под руководством педагога-энтузиаста Владимира Глоцера.

Вот стихи моей покойной дочери Муры Чуковской, написанные в крымской санатории (в Алупке), едва ей исполнилось десять лет. В этих стихах она описывает свой санаторий и вспоминает тот дом в Ленинграде, где она родилась. Любовь к поэзии была привита ей с детства: лет с семи она страстно любила читать и перечитывать «Кубок» и «Роланд-оруженосец» Жуковского, «Гайавату», былины, «Мороз Красный нос». В поэзии она черпала душевные силы во время своей тяжелой болезни.

ВОСПОМИНАНИЕ

Я лежу сейчас в палате

Рядом с тумбой на кровати.

Окна белые блестят,

Кипарисы шелестят.

Ряд кроватей длинный, длинный…

Всюду пахнет медициной.

Сестры в беленьких платках,

Доктор седенький в очках.

А за сотни верст отсюда

Звон трамваев, крики люда,

Дом высоконький стоит,

Прямо в сад окном глядит.

В этом доме я родилась,

В нем играла и училась.

Десять лет там прожила

И счастливая была.

МЫ ЛЕЖИМ

Мы лежим, мы лежим на желтой площадке,

Воробьи — чик-чирик! — скачут под кроватки.

Много, много, хлеб клюют, пыжатся, дерутся,

И из бочки воду пьют, пока не напьются.

Кошка серая идет, подползает близка,

Но проворные они, не поймает киска.

ФЛАГ

Гляжу я на флаг, прикрепленный на крыше,

Он рвется, он вьется, он с ветром играет.

Но чуть только ветер подует потише,

Безжизненной тряпкой он с палки свисает.

 

стихов о детях и воспитании от редакции

Являетесь ли вы экстатической молодой мамой или папой, терпеливо отвечающим на двадцать вопросов ребенка, раздражительным родителем подростка или пустым гнездом, ниже вы найдете стихи о чуде, беспокойстве и странностях воспитания.

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ, ПЕСНИ И БЛАГОСЛОВЕНИЯ
Стихи, которые можно шептать возле кроватки и петь в кресле-качалке, желая удачи и любви в новой жизни.

«Колыбельная» Джона Фуллера

Твоя жизнь была нашей, которая с тобой.
Отправляйтесь в свое путешествие. Мы тоже идем.

«Колыбельная» Аманды Джерниган  

                                          Родился во времени
тьмы, вы научитесь мастерству изготовления.

«Песня о гребешке» Энн Уолдман

Удивляться при виде красоты младенца

Не позволяйте монстрам изводить нас несуществующими вещами    

«Писатель» Ричарда Уилбура
Из ее жизни большой груз, и некоторые из них тяжелые:   
Желаю ей счастливого пути.

«Молитва за мою дочь» Уильяма Батлера Йейтса

Пусть она станет цветущим скрытым деревом,   
Чтобы все ее мысли, как коноплянка, были

РОЖДЕНИЕ И НОВОРОЖДЕННЫЕ
Эти совершенно новые родители из самых разных слоев общества разделяют общую всепоглощающую преданность своим новорожденным детям.

«Песня для Baby-O, Unborn» Дайан ди Прима

но я могу показать вам
ребенок
достаточно любить
разбить тебе сердце
навсегда

«Жалость» Камиллы Т. Данжи

Вот как вы нашли себя: тридцать три,   
кормящая сына. Вскоре появился еще один.

«4 июля 1974 года» Джун Джордан

злой   
серьезный
и бегущий сквозь тьму со своим   

становящийся светом

«Единственное дитя» Д. Нурксе

Я баюкал свою новорожденную дочь
и почувствовал сердцебиение   
вывести меня из шока.

«Неизвестная девочка в родильном отделении» Энн Секстон

Твое лицо — единственное, что я узнаю.
Кость в мою кость, вы пьете мои ответы.
Младенцы начинают взрослеть, и родители размышляют о потребностях, вопросах и парадоксах своих малышей.

«Малыши» Элис Фултон 

родился шикарным с нервами, с мозгами
розовый серебристый лак или
Медуза витиевато парит
через тело внизу.

«Поэт своему маленькому сыну» Джеймса Уэлдона Джонсона

Посоветуйтесь со знающим отцом:   
Нельзя начинать слишком рано   
Не быть поэтом.

«Клинический термометр с лунным камнем» Элис Нотли

Я глохну, когда упоминаю об этом, мои дети
крик они хотят все быстро!

Лиз Розенберг «Я оставляю ее плачущей»

Она рассчитывает, что я опущу стрелу
это ее тяжелое тело, и успокойте ее.

«Игла сердца» В. Д. Снодграсса

Все эти дни мы могли оставить себе
Ваш разум пейзаж нового снега

ДЕТИ МЛАДШЕГО
В этих стихах рассматривается большое влияние, которое повседневный выбор родителей может оказать на их маленьких детей.

«Еда», Бренда Хиллман

Так часто за нашим солнечным кухонным столом,
слушая мантру холодильника,
Я думал, что ничего не могу сделать, кроме как накормить тебя

«Моя дочь на гимнастической вечеринке» Дэвида Боттомса

Она посмотрела вниз, затем вверх, повиснув на этом равновесии   
гордости и страха

«Куча листьев» Алисии Острайкер

матери очень сильные
он слишком молод, чтобы что-то с этим делать   
не вспомнит он помнит

«Мертвая бабочка» Эллен Басс

Была ли она той затаившей дыхание девушкой, которой она там стала?

«Суббота, воскресенье, понедельник, вторник» Рэйчел Цукер

как мы объединяем историческое время
с личным временем, как 9/11 я забрал своего девятимесячного сына
к его первому дню в детском саду, и город взорвался, поднялся на
в дыму, и никого, кроме меня, не волнует, что он провел там часы

 

ПОДРОСТКИ И ВЗРОСЛЫЕ ДЕТИ
Дети вырастают, влюбляются, заводят собственных детей, а затем снова возвращаются домой.

«Записка на лице моего сына» Той Деррикот

Я не смотрелся в это зеркало
и увидеть лицо, которое может спасти меня
из моей собственной тьмы.

«Откуда ты знаешь» Джо Миллса

               Я хочу сказать, что любовь — это
желание помочь, даже когда я знаю, что не могу

«Мой сын, мужчина» Шэрон Олдс 

                   Я не могу представить его
уже не ребенок, и я знаю, что я должен быть готов,
Преодолейте мой страх перед мужчинами, теперь мой сын
будет один.

«Завет» Кэролин М. Роджерс

нет такого времени
сказать тебе
что некоторые боли утихают

«Снова дома, снова дома» Мэрилин Тейлор

Восстановление спален, которые у них были в подростковом возрасте,
Чистые полотенца, теплое одеяло, стеклянные фигурки.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: больше стихов о родительстве.

СТАТЬИ И ПОСТЫ В БЛОКАХ
Эти поэты исследуют, как поэзия может (и не может) вписаться в жизнь, посвященную воспитанию детей.

«Что поэзия может сделать для родителей?» Эллиотт Ванскик

Если бы моим детям когда-нибудь понадобилось обратиться к поэзии, я бы хотел начать создавать схему.

«Тост за отцов» Энни Финч

День отца пришел и ушел, и я хотел сказать что-нибудь о моем отце и обо всех моих поэтических отцах после всех разговоров о матерях.

«Дети, родители и поэзия» Джеффри Макдэниела

На каком-то уровне, несмотря на то, что я истощен и у меня мало времени, я верю, что процесс отцовства, безусловная любовь, которая приходит с ним, все новое образ жизни, полный ответственности, глубоко изменит мою сущность и в конечном итоге повлияет на работу, которая вырастает из меня.

«Как будто природа ответила мне» Анж Млинко 

Воспитание детей требует экзистенциального оптимизма, которого не было у большинства поэтов, чьи имена не «Уолт Уитмен», с самого начала современности.

«Настоящая жизнь» Рэйчел Цукер

Это список из 30 вещей, которые я делал с 16 апреля вместо ведения блога.

 

 

57 Детские стихи — Стихи о взрослении детей

Дети — лучший подарок для двух людей, которые любят друг друга, и крайнее неудобство для родителей, которые этого не делают. Нет большей ответственности, и все же отношения с ребенком могут принести величайшую награду. Дети интуитивно знают, когда они нужны, а когда нет. То, как они выросли из колыбели, повлияет на людей, которыми они станут. Есть известная поговорка, что дети заклинают любовь ВРЕМЯ. Может быть много веских причин, по которым вы не можете быть со своими детьми, но ни одна из них не может заменить время. Он ушел навсегда.

57 вдохновляющих стихов о детях

Сортировать по