Разное

Невроз у детей последствия: Неврозы у детей – симптомы, стадии, лечение – клиника «Семейный Доктор» в Москве

Содержание

Невроз у ребенка — причины, лечение

Невроз у ребенка – комплексное название группы нервно-психических расстройств, развивающихся из-за каких-либо психотравмирующих обстоятельств и являющихся серьезной проблемой педиатрии и психиатрии. Термин сочетает в себе множество явлений, связанных с функционированием центрального и автономного отделов нервной системы.

Несмотря на то, что состояние невроза обратимое, оно может стать серьезной проблемой. Его проявления имеют тенденцию к нарастанию и усилению, мешая ребенку вести нормальную жизнедеятельность. И вместе с этим при отсутствии ранней диагностики и лечения он может привести к серьезным последствиям, вплоть до угрозы жизни.

Первоисточники развития невроза у ребенка

Заболевание может быть спровоцировано множеством факторов, которые разделяют на 3 группы:

  • социальные;
  • биологические;
  • общеистощающие.

Невроз на фоне социальных причин включает 3 подтипа этиологических факторов:

  1. Психологические – могут иметь вид эмоциональной изоляции ребенка, когда основное внимание взрослых уделяется младшим детям, отсутствия последовательности в воспитательном стиле, наличия вредных привычек, повышенной конфликтности или неправильной расстановки ролей у родителей.
  2. Культурные – сопряжены с проживанием в крупных населенных пунктах, с быстрым темпом жизни или сложными взаимоотношениями в коллективе в саду или школе, что оказывает давление на ребенка и вызывает дискомфорт.
  3. Экономические – связаны с проживанием в неполной семье, неудовлетворительными бытовыми условиями, с ранним направлением ребенка в сад или ясли (ранняя сепарация от матери).

Среди биологических первопричин, провоцирующих невротические реакции у детей:

  • тяжело протекающая беременность или возникновение осложнений во время родов;
  • нестабильная нервная система;
  • наличие генетически обусловленных или личных особенностей структуры и функционирования психики;
  • нарушения здоровья на физическом уровне;
  • церебральная недостаточность, имеющая органическую природу.

Общеистощающие факторы представлены:

  • состоянием хронической усталости;
  • длительным или частым дефицитом сна;
  • чрезмерными интеллектуальными или физическими нагрузками;
  • воздействием тяжелого стресса (гибель члена семьи, аварии и подобные травматические события).

Основа патогенеза

Невроз у ребенка в патофизиологии своего развития опирается на дисбаланс между возбуждением и торможением нервной системы. У детей первичная реакция ЦНС – возбуждение, происходящее в ответ на триггерный фактор. При продолжительном, частом или чрезмерном действии раздражителя происходит истощение нервной системы и смена реакции на торможение. В итоге полностью перестраивается психическая реактивность, что вызывает последовательное возникновение неврологических и соматических нарушений.

Также дезорганизация нейропсихического состояния с исходом в невротические реакции может быть сопряжена с внутренними проблемами. Когда ребенок ощущает внешнее давление или сталкивается с внутренним конфликтом, он может взять на себя несвойственную или противоречащую собственной личности роль, что вызывает неадекватное реагирование на различные ситуации со стороны нервной системы.

Классификационные подходы

Первостепенно неврозы классифицируются на 2 большие группы:

  1. Общие – обладающие широким спектром симптомов, включая неспецифические признаки болезни.
  2. Системные – имеющие ключевой симптом, указывающий на характер патологии.

Каждая из этих групп имеет внутреннюю классификацию. Общие неврозы делятся на 6 подтипов в соответствии с причинами появления:

  1. Неврастения – формируется на основании психологического конфликта, когда у ребенка длительное время сохраняется состояние перенапряжения из-за ощущения несоответствия возможностей и навыков с требованиями родителей или его самого.
  2. Истерический невроз – возникает в результате внушаемости и повышенной эмоциональной восприимчивости по отношению к раздражителям извне.
  3. Невроз страха – связан с чрезмерной эмоциональной ранимостью и беспокойством на фоне неуверенности в себе или при гиперопеке родителей.
  4. Депрессивный невроз – формируется из-за биохимических изменений, происходящих в организме под влиянием личностных особенностей и воздействия окружающей среды.
  5. Ипохондрический невроз – основывается на чрезмерной фиксации внимания на состоянии собственного здоровья.
  6. Невроз навязчивых состояний – провоцируется возникновением конфликта между внутренними желаниями и принципами или обязанностями.

Невротические реакции системной группы состоят из 4 форм:

  1. Энурез – заключается в нарушении контроля функции мочеиспускания в ночное время.
  2. Заикание – имеет вид судорогоподобных движений мышц, отвечающих за артикуляцию.
  3. Энкопрез – нарушение контроля акта дефекации, сопровождающееся недержанием каловых масс.
  4. Расстройства аппетита и сна – обширная подгруппа с разнообразными симптомами.

Также невротические реакции у детей классифицируют по их проявлениям у разных возрастных групп:

  1. От раннего детства до 2 лет – ребенок может быть плаксивым и чрезмерно пугливым, он быстро утомляется, беспокойно спит и старается не отпускать от себя мать даже на пару минут.
  2. 2–4 года – период первого кризиса – проявляется агрессией, повышенной возбудимостью, реакциями протеста.
  3. Дошкольный возраст и период младших классов – момент второго кризиса – возникают тики или заикание, ребенка беспокоят головные боли, он непослушен, может испытывать страх перед походом в учебное учреждение, устраивать драки.
  4. Препубертат – для него наиболее типичны реакции протеста, внезапные вспышки эмоций с показательным покиданием дома.
  5. Подростковый возраст – проявляется в виде ипохондрии, анорексии или булимии, убежденности в собственной непривлекательности или фокусировки на каком-либо конкретном недостатке, также может иметь форму имитации поведения определенного взрослого, выбранного ребенком как пример.

Характерная симптоматика невроза у детей

Невроз у ребенка может иметь множество проявлений в зависимости от того, какая форма нарушения развилась. Но есть и общие признаки, способные сопровождать все невротические реакции у детей:

  • чрезмерная возбудимость или тревожность;
  • быстро наступающая усталость;
  • продолжительные и частые головные боли, средние по интенсивности;
  • проблемы со сном;
  • систематически возникающие эпизоды сердцебиения, которые могут сопровождаться одышкой;
  • повышенная плаксивость;
  • безосновательные колебания настроения;
  • часто возникающие запоры;
  • снижение успеваемости в учебном учреждении или в домашнем обучении.

Вместе с этим родители могут отмечать признаки, указывающие на невроз у ребенка:

  • множество страхов или их гиперболизация;
  • склонность к истерикам;
  • эпизоды заикания;
  • ночное недержание.

Астенические неврозы или состояние неврастении

Явления этого невроза зачастую возникают на фоне стресса или переутомления и характерны для робких малышей. Невротические реакции у детей этого типа обладают первостепенными признаками в виде:

  • страхов;
  • проблем со сном;
  • повышенной чувствительности к воздействию шума или яркого освещения.

Когда невроз обостряется, ребенок жалуется на боли в голове или в груди, чувство тошноты, редко переходящее в рвоту, кишечные расстройства и обильное потоотделение.

Истерический тип нарушения

Чаще всего возникает у малышей, отличающихся демонстративным поведением с любовью игры «на публику». На этот вид невроза могут указывать истерики с громкими, показательными криками, падениями и ударами окружающих предметов или людей. У младенцев и детей дошкольного возраста ключевыми становятся физиологические симптомы:

  • плач до побледнения или посинения, может сопровождаться потерей сознания – это состояние нередко описывают как «ребенок закатывается»;
  • недержание мочи или каловых масс.

Если малыш уже может разговаривать, невроз может проявляться в формате мутизма – полного прекращения говорения в определенных обстоятельствах.

Навязчивых состояний

При чрезмерном чувстве ответственности и склонности к педантизму у ребенка может сформироваться невроз навязчивых состояний, заключающийся в появлении фобий. Они ярко выражены и провоцируют следующие проявления:

  • навязчивые повторяющиеся движения;
  • ритуальные последовательности действий, необходимые для сохранения спокойствия.

Депрессивного типа

Зачастую этот невроз формируется под влиянием неблагополучной или травмирующей обстановке в семье. У ребенка наблюдаются симптомы депрессии или апатичности:

  • отсутствуют эмоции;
  • нарушен сон;
  • слабо выражена мимика;
  • аппетит снижен;
  • настроение большую часть времени подавленное;
  • ребенок стремится к уединению, одиночеству.

Системные или малосимптомные

Это группа, для которой типично появление одного, в редких случаях – двух проявлений неврастенических реакций. К ним относятся:

  • тики;
  • энурез;
  • энкопрез;
  • заикание.

Типичные жалобы ребенка при неврозе

Невроз у ребенка зачастую не сопровождается обилием специфических жалоб. Малыш может указывать родителям на проблемы в виде:

  • головных болей;
  • запоров;
  • чувства тревоги.

Остальные признаки, характеризующие невроз и имеющие вид колебаний настроения, изменения модели поведения и физических проблем могут отмечать только сами взрослые.

Возможные осложнения невроза

Если невроз у ребенка не получает своевременного и адекватного лечения, это может привести к формированию осложнений:

  • депрессия различной степени тяжести;
  • анорексия;
  • аффективные расстройства;
  • суицидальные наклонности или суицид;
  • тяга к самоповреждению.

Нюансы диагностики невроза у детей

Диагностические мероприятия, чтобы подтвердить или опровергнуть невроз у ребенка, а также уточнить его тип, начинаются с подробного сбора жалоб и анамнеза пациента. Врач опрашивает малыша, если это возможно, и задает ряд вопросов его родителям. Затем он составляет план обследования, который может включать:

  • запись электроэнцефалограммы, иногда реоэнцефалограммы;
  • ультразвуковое обследование сосудов в области головы и шеи;
  • сомнографию;
  • МРТ;
  • ЭКГ – редко используемая методика, чаще всего назначающаяся при жалобах ребенка на болезненные ощущения в груди или сердцебиение.

Могут назначаться дополнительные консультации от врачей смежных профилей: кардиолога, невролога и гастроэнтеролога. Все проводится с целью полного исключения органических нарушений и установки окончательного диагноза – невроз с уточнением вида.

Процесс терапии

Невроз у ребенка требует индивидуального подбора схемы лечения, соответствующего типу патологии, симптоматике, возрасту и психическим особенностям ребенка. При этом в обязательном порядке комбинируется медикаментозное, психотерапевтическое и физиотерапевтическое воздействие.

Консервативный подход

Прохождение консервативного лечения начинается с коррекции образа жизни ребенка и подбора сбалансированного рациона. При этом невроз требует также назначения препаратов из групп:

  • транквилизаторов;
  • седативных средств;
  • нейролептиков;
  • психостимуляторов;
  • ноотропных лекарств;
  • витаминных комплексов.

Применение психотерапии

Психотерапевтическим методикам отводится ключевая роль в борьбе с неврозами у детей. Они направлены на подъем самооценки пациента, формирование у него чувства собственной полноценности и снижения тревожности. Проводиться могут как индивидуальные, так и групповые или семейные занятия. Среди актуальных направлений выделяют:

  • игровую форму;
  • гипноз;
  • гештальт-терапию;
  • БОС-терапию.

Физиотерапевтическое дополнение

Если у малыша диагностирован невроз, использование физиотерапии позволяет уменьшить нагрузку от медикаментов и в целом укрепить его здоровье. Для этого используют:

  • массажи;
  • проведение электрофореза;
  • хвойные и ножные ванны, другие водные процедуры.

Перспективы и предупреждение болезни

Невроз у ребенка не является приговором, поскольку это обратимое состояние. Достаточно своевременного начала проведения терапевтических мероприятий, и малыш сможет полностью восстановиться. Но при отсутствии каких-либо действий со стороны родителей невротические реакции у детей могут нарастать и усугубляться.

Специфических способов провести профилактику невроза не разработано. Есть ряд рекомендаций, которые дают специалисты для снижения риска развития патологического явления:

  • поддержание нормального цикла сна и бодрствования;
  • получение ребенком адекватных и регулярных физических нагрузок;
  • создание и поддержание благоприятной среды для малыша;
  • исключение или минимизация эмоциональных и интеллектуальных нагрузок;
  • своевременное обращение за помощью к специалисту при возникновении предпосылок к неврозу или при психотравме.

Невроз у детей: причины, симптомы, лечение

Вы стали замечать, что ребенок грызет ногти? А может он со слезами собирается в детский сад или школу? Или стал очень часто мыть руки с мылом? Проявления этого недуга (вернее целой их группы) разнообразны. Как и причины, к ним приводящие. Многоликий невроз. О нем мы говорим сегодня с нашими постоянными консультантами из «Клиника Эксперт Тула» — врачом-неврологом Сычевой Анной Георгиевной и психологом Шерешевской Кристиной Юрьевной.

Вы стали замечать, что ребенок грызет ногти? А может он со слезами собирается в детский сад или школу? Или стал очень часто мыть руки с мылом?

Проявления этого недуга (вернее целой их группы) разнообразны. Как и причины, к ним приводящие.

Многоликий невроз. О нем мы говорим сегодня с нашими постоянными консультантами из «Клиника Эксперт Тула» — врачом-неврологом Сычевой Анной Георгиевной и психологом Шерешевской Кристиной Юрьевной.

— Вокруг этого заболевания много мифов и страхов. Большинство родителей уверены в том, что если ребёнок часто капризничает или плохо спит, значит у него невроз. Что на самом деле скрывается за диагнозом «невроз»?

Невроз — это расстройство психической деятельности, вызываемое факторами, травмирующими психику. Невроз — понятие собирательное, включает в себя целый ряд нарушений. В Международной классификации болезней такого диагноза нет. Тем не менее, в медицинской практике оно используется по сей день. Невротическое расстройство обратимо, имеет функциональную природу.

Читайте материал по теме: Как подготовиться к школе после летних каникул: советы детского психолога

— В каком возрасте диагноз может быть поставлен ребёнку?

Если рассматривать неврозы максимально широко и включить в их число так называемую конституциональную детскую нервность, то диагноз может устанавливаться вскоре после рождения.

— Невроз – это неврологическое или психиатрическое заболевание?

Оно находится на «границе» неврологии и психиатрии. Его лечением занимаются неврологи, психиатры и психотерапевты. Определенную помощь могут оказать психологи.

— Каким бывает невроз и какой из видов заболевания встречается у детей чаще других?

Выделяют три основных вида невроза. Это неврастения, истерический невроз и невроз навязчивых состояний. Каждый из них состоит, в свою очередь, из других расстройств.

Актуальными для клинической практики являются так называемые системные неврозы. Обычно это мононеврозы. Сюда относят невротические: заикание, тики, энурез, энкопрез, нарушения сна. Это наиболее часто встречающиеся их формы у детей.

К невротическим расстройствам также принадлежат патологические привычные действия. Например, грызение ногтей, накручивание чего-либо на палец.

Наиболее часто встречается невроз навязчивых состояний.

— Какими симптомами проявляет себя невроз у детей?

Исходя из многочисленности видов невротических расстройств, проявления чрезвычайно разнообразны. Это частые моргания, шмыгания носом, причмокивание, покашливание, грызение ногтей, всплескивание руками, накручивание чего-либо на палец и т.д. Для подобных действий характерна повторяемость.

При неврастении может отмечаться неуверенность в себе, заниженная самооценка, наличие страхов.

Читайте материал по теме: Сказкотерапия детских проблем. Боязнь уколов

Фобический невроз (невроз страха) как часть может входить в другие формы невроза.

— Невроз может оказаться маской для каких-то других заболеваний?

Да. Например, под невроз может «маскироваться» психотическое расстройство.

— Все мы родом из детства. А если это так, означает ли это, что психологические и психиатрические недуги у детей формируют родители? Атмосфера в семье и родительское воспитание могут послужить пусковым фактором в развитии невроза у детей?

Да. Дело в том, что тип воспитания в семье во многом определяет развитие личности ребенка. Чрезмерная опека или неприятие, авторитаризм или гиперсоциализирующее воспитание — эти и другие моменты способны оказывать влияние на ребенка, на его темперамент, и могут быть своего рода факторами, провоцирующими развитие невроза.

Читайте материал по теме: Бенджамин Спок: революционер-новатор или лицемер?

Вместе с тем не следует абсолютизировать влияние семьи. Существуют, разумеется, и другие причины формирования невротического расстройства. Сколько детей, испуганных собакой, начнут заикаться? Безусловно, далеко не все. И таких примеров можно привести много. Имеют значение и определенная «биологическая» почва — предрасположенность, сила психотравмирующего фактора и т.д.

— Причины неврозов у детей дошкольного и школьного возраста различаются или они одинаковые?

В целом причина одна — психотравмирующий фактор. Какие-то из них будут общими для детей любого возраста, другие будут отличаться.

Например, у школьника несоизмеримо более высокие умственные нагрузки, ожидания от него, необходимость развивать чувство ответственности. В какой-то степени такие общие моменты существуют и в дошкольном периоде, но они не столь интенсивны.

— Кто из детей находится в группе риска по развитию невроза?

Дети с наследственной предрасположенностью. В частности, тики на пустом месте не возникают. При опросе родителей такого ребенка может выявиться, например, тревожность у мамы.

Следующий момент — проблемы в сфере взаимоотношений между родителями.

Определенный фон для возможной невротизации может создать стиль или модель поведения родителей. Например, если мама отличается повышенной тревожностью, то она может «передаваться» и ребенку.

Появлению невротического расстройства могут способствовать ошибки в воспитании.

— Врач какой специальности занимается лечением неврозов у детей?

Невролог, психиатр, психотерапевт, педиатр.

— Невроз обязательно требует лечения или достаточно убрать провоцирующие факторы и создать ребёнку спокойную атмосферу?

Лечение невроза у детей не обязательно медикаментозное. В любом случае? требуется психологическая работа с ребенком и его родителями, чтобы выяснить провоцирующие моменты, психотравмирующий фактор и т.д. Часто такой работы бывает достаточно, чтобы устранить проблему.

В некоторых случаях используются лекарственные средства. Схема лечения всегда определяется врачом.

— Что главное при лечении невроза? Как родители и ближайшее окружение могут помочь своему ребёнку справиться с заболеванием?

Необходимо выяснить причину невротизации. Очень важно родителям участвовать в лечебном процессе. Рекомендуется работа с психологом, который разберется в возможных проблемах внутри семьи и даст соответствующие рекомендации.

— В чём заключается профилактика невроза у детей?

В первую очередь это гармонизация семейных взаимоотношений. Легко сказать – трудно сделать. Поэтому необходимо пояснение.

Важно придерживаться общих принципов воспитания для всей семьи (единство запретов, требований, реакции на различные поступки ребенка).

Обсуждать «что такое хорошо» и «что такое плохо». Недостаточно просто запрещать — важно уметь аргументированно показать, почему. Делать это можно уже с 3-х лет.

Читать сказки с положительным нравственным содержанием. Хорошо разыгрывать соответствующие ситуации (в том числе и с использованием игрушек), разъясняя по ходу, что и почему допустимо или запрещается.

Больше наших статей каждый день в социальных сетях: ВКонтакте, Фейсбук, Одноклассники

Родителям необходимо грамотно общаться с ребенком. Негативное влияние может оказывать авторитаризм. В идеале оптимален демократичный, партнерский стиль отношений. Важно уметь слушать ребенка, понимать его и помогать ему понимать самого себя. Например, если ребенок плачет, правильно будет не спросить его «Почему ты плачешь?», а сказать «Я знаю, что ты расстроен. Скажи мне почему».

В процессе общения важно формировать контакт «глаза в глаза» с ребенком, по возможности располагаться на уровне его роста: присаживаться на корточки или сажать ребенка повыше. Следует помнить, что партнерство — не синоним вседозволенности, а уважительное отношение к ребенку.

Необходимо грамотно дозировать интеллектуальную и физическую нагрузку. Нередко невроз развивается из-за ее несоответствия реальным возможностям ребенка. Школа с ее количеством уроков, плюс несколько кружков с необходимостью успевать везде вполне могут стать фактором, провоцирующим развитие невроза. Подобная ситуация может наблюдаться и в период подготовки ребенка к школе.

Читайте материал по теме: Что делать, если у ребёнка болит живот?

Большое значение имеет работа родителей над собой. Показано, что у тревожных родителей — тревожные дети. Если родитель знает о своей повышенной тревожности, страхах, нужно работать с данной проблемой — самостоятельно или с помощью специалиста. Здесь работает принцип «Воспитывай себя, поскольку ребенок будет похож на тебя».

Другие материалы по темам:

Виноваты ли жабы? Почему появляются бородавки у детей?

Непривитые дети – самые здоровые?

Сказкотерапия детских проблем. Боязнь стоматолога

Для справки:

Сычева Анна Георгиевна

В 1981 году окончила педиатрический факультет Астраханского государственного медицинского института (сегодня — Астраханский государственный медицинский университет).

С 1981 по 1982 годы проходила интернатуру в I-Московском медицинском институте им. И.М. Сеченова по специальности «Педиатрия».

В 1995 году прошла профессиональную переподготовку в Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии по специальности «Неврология».

В настоящее время занимает должность врача-невролога в «Клиника Эксперт Тула». Принимает по адресу: ул. Болдина, д. 74

Шерешевская Кристина Юрьевна

В 2010 году окончила факультет педагогики и психологи Орловского государственного университета по специальности «Дошкольная педагогика и психология», а в 2016 году — аспирантуру по специальности «Педагогическая психология».

В 2017 году завершила курс обучения в магистратуре по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии».

Преподаватель дошкольной педагогики и психологии, педагог-психолог, кандидат психологических наук.

 

тревожных и невротических детей: что не так? Что делать?

Еще один мальчик слишком много кричит и пытается привлечь всеобщее внимание громкой клоунадой. Посмотрите на эту девушку за столом. Она всем нравится, улыбается людям и старается петь все песни. Все хорошо, но мама ведет девочку в ванную и держит в руках лишние ручки.

Что общего у всех этих детей? Они умны, о них хорошо заботятся, так почему же они «невротики»?

Что стоит за этими детьми с заиканием, тиками, энурезом (ночное недержание мочи во сне), истериками и неадекватными отношениями со сверстниками? У них какое-то тревожное расстройство. Но почему и чего они боятся? Если вести их к педиатру, врачи обычно не находят ничего органического и никакой конкретной медицинской патологии. Психотропные препараты тоже не выход, поэтому растерянные родители ведут ребенка к психологам, но длительные разговоры обычно ничего не меняют и даже не закрепляют в сознании ребенка чувство неадекватности.

Многие дети пережили разного рода травмирующие события, такие как развод родителей. Но почему у одних детей не было эмоциональной травмы, а у других был эмоциональный срыв? Сейчас хорошо известно, что общий способ реакции человека на жизненные события (темперамент) мог быть «задан» очень рано, чуть ли не в младенчестве.

В то время многие медицинские (например, хронический отит, дефицит кислорода) и экологические (материнские проблемы, громкие драки в семье) проблемы могли негативно сказаться на темпераменте. Эта тревога «людей», а позже и жизни вообще будет восприниматься этими лицами как угрожающая.

Можно ли изменить эту «реакцию тревоги»? Ответ: «Да», но до определенного момента. Один из лучших способов — приблизить этих детей к животным. Для некоторых детей это маленькие животные, более агрессивные дети «созревают», играя и заботясь о крупных животных. Другая техника, и очень успешная, — это терапевтический кукольный театр, а для третьей группы детей ответом являются лекарства.

Не следует забывать, что настоящими пациентами являются сами родители. В своих попытках помочь ребенку одни родители становятся слишком покровительственными, другие пытаются вообще отрицать наличие у своих детей проблем. Ни один из подходов не приносит пользы.

Семейная терапия – один из самых эффективных подходов. Общее тревожное расстройство и социальная тревожность очень успешно лечатся в терапевтическом театре, где дети учатся играть смелых личностей. Известно, что игры с животными помогают социализации.

Тревожность имеет физиологическую подоплеку и в некоторых случаях при разной степени тревожности лекарств бояться не следует. Чтобы избежать побочных эффектов, родители должны обсудить с врачом, что, когда и для чего предназначено каждое лекарство и как долго может длиться курс.

Чем раньше начать коррекцию или лечение, тем лучше прогноз успешной адаптации ребенка к реальной жизни.

Влияние высокого невротизма у родителей на психосоциальное функционирование детей в популяции с высоким риском серьезных аффективных расстройств: семейно-средовой путь межпоколенческого риска

. 2004 Зима; 16 (1): 113-36.

doi: 10.1017/s0954579404044438.

Марк А Элленбоген
1
, Шейла Ходжинс

принадлежность

  • 1 Факультет психологии, Университет Монреаля, Квебек, Канада. [email protected]
  • PMID:

    15115067

  • DOI:

    10.1017/с0954579404044438

Марк А. Элленбоген и соавт.

Дев психопат.

2004 Зима.

. 2004 Зима; 16 (1): 113-36.

doi: 10. 1017/s0954579404044438.

Авторы

Марка А Элленбоген
1
, Шейла Ходжинс

принадлежность

  • 1 Факультет психологии, Университет Монреаля, Квебек, Канада. [email protected]
  • PMID:

    15115067

  • DOI:

    10.1017/s0954579404044438

Абстрактный

Поведенческие генетические исследования показывают, что негенетические факторы играют роль в развитии биполярных и больших депрессивных расстройств. Черта невротизма распространена среди лиц с серьезными аффективными расстройствами. Мы предположили, что высокий невротизм у родителей влияет на семейную среду и методы воспитания и, таким образом, увеличивает риск психосоциальных проблем у потомства. Эта гипотеза проверяется на выборке участников с высоким и низким риском серьезных аффективных расстройств, в которую входили родители с биполярным расстройством (55), большой депрессией (21) или отсутствием психического расстройства (148) и их 146 детей в возрасте от 4 до 14 лет. возраст. Родители с высокими показателями невротизма характеризовались низким психосоциальным функционированием, плохим воспитанием детей, большей зависимостью от стрессовых жизненных событий и использованием более эмоциональных и менее ориентированных на задачи навыков преодоления трудностей. Высокий невротизм у родителей был связан с интернализацией и экстернализацией проблем у детей, что оценивалось по оценкам родителей и учителей в контрольном списке поведения ребенка и оценкам врачей. Полученные результаты свидетельствуют о том, что высокий невротизм у родителей с большими аффективными расстройствами связан с неадекватной практикой воспитания и созданием стрессовой семейной обстановки, которые впоследствии связаны с психосоциальными проблемами у потомства.

Похожие статьи

  • Личность родителей с биполярным расстройством и межличностное функционирование их потомства: проспективное 10-летнее исследование.

    Ostiguy CS, Ellenbogen MA, Hodgins S.
    Остигай С.С. и соавт.
    Дев психопат. 2012 май; 24(2):573-87. doi: 10.1017/S095457941200017X.
    Дев психопат. 2012.

    PMID: 22559132

  • Рискованное сексуальное поведение у потомков подростков с биполярным расстройством: предполагаемые ассоциации с личностью родителей и экстернализирующее поведение в детстве.

    Ниджар Р., Элленбоген М.А., Ходжинс С.
    Ниджар Р. и соавт.
    J Abnorm Child Psychol. 2016 окт;44(7):1347-59. doi: 10.1007/s10802-015-0112-x.
    J Abnorm Child Psychol. 2016.

    PMID: 26767833

  • Семейный подход к профилактике депрессивных симптомов у детей из групп риска: свидетельство изменений родителей и детей.

    Beardslee WR, Gladstone TR, Wright EJ, Cooper AB.
    Бердсли В.Р. и соавт.
    Педиатрия. 2003 г., август; 112 (2): e119-31. doi: 10.1542/peds.112.2.e119.
    Педиатрия. 2003.

    PMID: 12897317

    Клиническое испытание.

  • Дети родителей с биполярным расстройством. Население с высоким риском серьезных аффективных расстройств.

    Ходжинс С., Фоше Б., Зарак А., Элленбоген М.
    Ходжинс С. и соавт.
    Детский подростковый психиатр Clin N Am. 2002 г., июль; 11(3):533-53, ix. дои: 10.1016/s1056-4993(02)00002-0.
    Детский подростковый психиатр Clin N Am. 2002.

    PMID: 12222082

    Обзор.

  • Уязвимость к депрессии у детей и подростков: современные данные и перспективы.

    Пурпер-Уакиль Д., Мишель Г., Моурен-Симеони М. С.
    Purper-Ouakil D, et al.
    Энцефал. 2002 г., май-июнь; 28 (3 ч. 1): 234–40.
    Энцефал. 2002.

    PMID: 12091784

    Обзор.
    Французский.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Межпоколенческая передача депрессивных и тревожных расстройств: опосредование через юношескую личность.

    Макин Д.М., Финсаас М.С., Нельсон Б.Д., Перлман Г., Котов Р., Кляйн Д.Н.
    Макин Д.М. и соавт.
    J Psychopathol Clin Sci. 2022 июль; 131 (5): 467-478. doi: 10.1037/abn0000759. Epub 2022 2 июня.
    J Psychopathol Clin Sci. 2022.

    PMID: 35653755

  • Связь между материнской личностью и интернализирующим/экстернализирующим поведением: посредническая роль материнской алекситимии, детской алекситимии и эмоциональной регуляции.

    Даводи-Боруджерд Г., Абаси И., Масджеди Арани А., Аслзакер М.
    Davodi-Boroujerd G, et al.
    Иран J Психиатрия. 2022 Январь; 17 (1): 61-71. дои: 10.18502/ijps.v17i1.8050.
    Иран J Психиатрия. 2022.

    PMID: 35480132
    Бесплатная статья ЧВК.

  • Потомство матерей с биполярным расстройством: систематический обзор особенностей личности.

    Бастос Р.А., Кампос Л.С., Фариа-Шютцер Д.Б., Брито М.Э., да Силва Д.Р., Дос Сантос-Джуниор А., Турато Э.Р.
    Бастос Р.А. и соавт.
    Браз Дж. Психиатрия. 2022 янв-февраль;44(1):94-102. дои: 10.1590/1516-4446-2020-1465.
    Браз Дж. Психиатрия. 2022.

    PMID: 35170672
    Бесплатная статья ЧВК.

  • Ассоциации между сообщениями о себе, сверстниках и учителях о виктимизации и социальных навыках в школе у ​​детей с языковыми расстройствами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *