Направления воспитания в школе: 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Основные направления воспитательной работы
Основные направления воспитательной работы
Воспитательный процесс направлен на целостное формирование и развитие личности ребенка и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Человеческая личность – это органическое, неразрывное целое, в котором переплетаются и взаимодействуют самые различные качества – и хорошие и дурные. Накапливая собственный опыт, ребенок может ошибиться, неправильно поступить. Воспитатель должен помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из неповторимости его индивидуальности. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты и качества.
Правильно организованная воспитательная работа может служить средством коррекции нарушений познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, поведения ребёнка с отклонениями в развитии, формирования качеств характера, необходимых для успешной социальной адаптации воспитанников.
Основными целями являются создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.
Основные направления деятельности
Социальное направление
Цель: приобретение обучающимися социального знания, приобретения опыта самостоятельного общественного действия
Задачи:
— формировать личностные качества воспитанников, необходимых для оптимального существования в обществе;
— формировать и закреплять навыки самообслуживания,- формировать самостоятельность обучающихся в любых жизненных ситуациях;
— совершенствовать навыки организации индивидуального и коллективного труда
Экологическое направление
Цель: формирование основ экологической культуры
Задачи:
-формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
-формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
-формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях
Духовно-нравственное направление
Цель: социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Задачи духовно-нравственного развития:
формировать духовно-нравственные ориентиры на основе традиционных ценностей; развивать навыки культурного поведения; помогать в усвоении учащимися основных этических требований в общении с людьми и поведении, развивать общую психологическую компетентность (умение оказать поддержку, проявить сочувствие, умение принимать помощь других и т.д.), формировать представления о семейных ценностях, семейных ролях и уважения к ним, воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, развивать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни; формировать потребность к учению, способность к преодолению трудностей для достижения результата; совершенствовать навыки организации индивидуального и коллективного труда;
Знакомить с особенностями мира труда, со значимостью различных профессий; оказывать помощь в выборе профессии.
Общекультурное направление
Цель: формирование способностей к ориентировке в пространстве культуры (общечеловеческая культура, национальная культура, семейные традиции, народные традиции и др. ), освоение обучающимися этических норм, эстетических эталонов и др.
— воспитание художественно-эстетического вкуса, развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;
— развитие творческих способностей и интересов, приобретение опыта творческой деятельности;
Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию;
— создание условий для приобретения обучающимися опыта деятельности в области освоения культурного пространства.
— развитие творческого потенциала в учебно – игровой, предметно – продуктивной, социально – ориентированной деятельности на основе нравственных установок.
Спортивно- оздоровительное направление
Цель: содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности воспитанников
Задачи:
— укреплять здоровье учащихся, приобщать их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни;
— обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
— воспитывать дисциплинированность.
3.4. Основные направления воспитательной деятельности в современной школе
Формирование у
учащихся интегративных личностных
качеств в учебно-воспитательном процессе
школы требует постановки конкретных
воспитательных целей и задач, определения
направлений и форм воспитательной
работы, разработки и реализации
личностно-ориентированных технологий
воспитания.
Когда
речь идет о специально организованной
воспитательной деятельности в
образовательном учреждении, то обычно
эта деятельность ассоциируется с
определенным воздействием,
влиянием на
формируемую личность. Вот почему в
некоторых пособиях по педагогике
воспитание традиционно определяется
как специально организованное
педагогическое воздействие на
развивающуюся личность с целью
формирования у нее определяемых обществом
социальных свойств и качеств.
Само по себе внешнее
воспитательное воздействие не всегда
ведет к желаемому результату: оно может
вызвать у воспитуемого как положительную,
так и отрицательную реакцию или же быть
нейтральным. Вполне понятно, что только
при условии, если воспитательное
воздействие вызывает у личности
внутреннюю положительную реакцию
(отношение) и возбуждает ее собственную
активность в работе над собой, оно
оказывает на нее эффективное развивающее
и формирующее влияние.
Воспитание в школе
– это взаимодействие и сотрудничество
педагогов и школьников в сфере их
совместного бытия; это – деятельность,
органично включенная в целостную среду
проживания детьми и подростками своей
индивидуальной жизни среди других людей
в определенном временном пространстве.
Цель воспитания при этом ориентирована
на развитие у личности рефлексивного,
творческого, нравственного отношения
к собственной жизнедеятельности,
окружающему социуму, природе, культуре.
При этом важной воспитательной задачей
становится формирование у учащихся
ощущения времени, способов взаимодействия
с прошлым и настоящим, прогнозирования
будущего, что предполагает:
связь воспитанников
с прошлым, наличие у них культурной,
исторической памяти;развитие у них
устремленности в будущее, системного
видения глобальных проблем, прогнозируемых
всем ходом развития человечества и
пути их разрешения;обеспечение
полноценной жизнедеятельности в
настоящем с учетом интересов индивидуальных
особенностей, развитие способности
адаптироваться к существующим условиям
в органичных для себя индивидуальных
формах.
Таким образом, в воспитательном процессе
современной школы, педагогу необходимо
одновременно обеспечить самореализацию,
самоосуществление личности воспитанника
и его социализацию, способствующих
максимальному раскрытию индивидуального
творческого потенциала.
Важнейшими
требованиями к воспитательной деятельности
педагога выступают диагностика интересов
и потребностей ученика, индивидуальных
особенностей его развития и создание
с учетом этого необходимых условий для
их реализации в социуме. При этом
реализуются следующие принципы
воспитания:
принцип
ценностно-смыслового равенства взрослого
и ребенка;принцип
культуросообразности воспитания;принцип
целесообразности и природосообразности;принцип креативности,
творческого начала в воспитании;принцип
индивидуально-личностной ориентации
воспитания;принцип системности:
обеспечение системы взаимодействия
всех субъектов процесса воспитания;принцип
коллегиальности в организации
воспитательного процесса.
В процессе
индивидуально-личностного развития
учащихся важным представляется не
только количественное освоение ими
моделей поведения и общения, а
предоставление школьнику самому выбирать
социальные сферы для самореализации и
саморазвития (семья, школа, класс, город
и т.д.). Педагог призван помочь ученику
осуществить этот выбор.
В процессе
социализации для каждого воспитанника
складывается индивидуальная траектория
освоения социальных сфер и ролей, потому
следует ставить задачи не только
формирования заданного перечня личностных
качеств. В этой связи актуальной
воспитательной задачей для педагога
выступает – не «набрать сумму»
перечисленных в программе личностных
качеств, видов деятельности, направлений
работы, а посредством включения школьников
в различные виды социально-значимой
деятельности обогатить их индивидуальный
опыт, в котором могли бы раскрыться
ценные человеческие качества каждого
воспитанника.
Значимыми
в процессе воспитания могут быть
следующие направления воспитательной
деятельности: гражданско-патриотическое,
нравственное, художественно-эстетическое,
физкультурно-оздоровительное,
экологическое, трудовое воспитание,
воспитание семьянина.
Для примера и
дальнейшего обсуждения приведем
программу и перспективный план
воспитательной работы, разработанные
А. Верглинским, учителем школы № 1260 г.
Москвы, победителем российского конкурса
среди классных руководителей «Самый
классный классный» в 2000 г.
В каком направлении нам двигаться?
В Соединенных Штатах обязательное государственное школьное образование началось в Массачусетсе в 1852 году, а затем распространилось на другие штаты. К 1918 году его требовали все штаты. С тех пор велась постоянная дискуссия о том, что представляет собой лучшее образование. Это чтение, «запись» и «рифметика»? Это размер класса? Это учитель? Используются ли книги? Фактически, почти все направления, которые были опробованы в школах, до сих пор обсуждаются.
В этом посте будут определены пять основных направлений в стремлении к лучшему образованию, а затем показано, как исследования и опыт объединяются в шестом направлении, которое подает большие надежды.
Направление №1: Длиннее
В раннем Массачусетсе весной и осенью дети не ходили в школу, чтобы помочь с посадкой и сбором урожая. Позже в городах учебный год длился 11 месяцев, поэтому о детях можно было позаботиться, пока их родители работали на фабриках и фабриках. Для улучшения учебного года использовались различные стратегии: 45 рабочих дней с 15 выходными, более длинные или короткие летние каникулы и весенние каникулы.
В наши дни многие школы призывают правительство и школьные советы принять Увеличенное время обучения (ELT) . Одна из основных причин заключается в том, чтобы конкурировать с другими странами, такими как Китай и Индия, где учащиеся ходят в школу дольше в течение года или дольше в течение дня. Даже президент Обама и министр образования Арне Дункан говорили о важности большего количества времени в классе. По данным Национального центра времени и обучения, более 700 школ (75% из них являются чартерными) продлили учебный день. Национальная академия образования в Вашингтоне подсчитала, что каждые 10 % увеличения времени приводят к 2-процентному скачку фактического обучения. Другие лидеры предполагают, что одного времени недостаточно. Они говорят, что это должно быть качественное время! Также дорого обходится добавление дополнительного времени — к зарплате учителей, затратам на помещения, времени на подготовку учителей и т. д.
Используя концепцию удлиненного дня, Citizen Schools, базирующиеся в Бостоне, привлекают профессионалов для наставничества детей после школы. Движение «Гражданские школы» теперь направлено на то, чтобы «связать школы, учащихся из малообеспеченных слоев населения и специалистов из самых разных областей с и обеспечить практическое обучение в рамках красивых и долгосрочных партнерских отношений».
Направление № 2: Шире
Со временем учебная программа в школах стала шире. Начиная с предметов 3R и домоводства, он расширился до литературы, математики, естественных наук, истории и многого другого. Идея состоит в том, чтобы научить учащихся тому, что им нужно знать, чтобы быть: 1) идеальным гражданином, 2) хорошим работником или 3) лучшим человеком. Для каждой цели применяются разные стратегии разработки учебных планов.
Учебная программа затрагивает множество заинтересованных сторон — федеральное правительство и правительство штата, школьные советы, родители и учащиеся — и поэтому вызывает споры. Идея состоит в том, что более широкое или более конкретное и подробное содержание приведет к лучшему обучению учащихся. Некоторые группы хотят расширить математику, включив в нее алгебру и исчисление для всех. Некоторые считают, что литература должна охватывать классику, в то время как другие выступают за современную литературу, особенно за литературу, основанную на культуре. Другие группы хотят, чтобы особое внимание уделялось развитию характера. Сторонники науки предполагают, что нам нужно больше изучать принципы и приложения. Местная, государственная, национальная и всемирная история имеют разные акценты в разных местах. Фактически, Фонд Билла и Мелинды Гейтс сотрудничал с Фондом Пирсона, чтобы создать национальный учебный план . Намерение Фонда состоит в том, чтобы привести инструменты обучения в соответствие с Едиными базовыми стандартами штата и «коренным образом изменить способ взаимодействия учащихся и учителей в классе и, в конечном итоге, то, как работает образование в Америке».
Направление № 3: Упрощение
С другой стороны, есть группы, которые настаивают на том, чтобы учебная программа возвращалась к основам. Это также известно как традиционное или обычное образование. Это зависит от региона страны, но основной упор делается на механическое заучивание и запоминание навыков, фактов и стандартов морального и социального поведения, ведущих к успеху в мире. В одной школе в Аризоне наряду с обычной дорожкой предлагается традиционная дорожка. Другие лидеры и штаты выступили против Common Core Standards, заявив, что такие вещи в любом случае не имеют значения с точки зрения повышения успеваемости учащихся, или что они хотят создать свои собственные «местные» стандарты.
Джон Мерроу , образовательный корреспондент PBS, сказал: «Я считаю, что более ранние движения «назад к основам» потерпели неудачу, потому что школы были одержимы «Тремя Р» в ущерб творчеству, развлечениям, искусству, музыке и физическому воспитанию. Нынешняя сосредоточенность на достижениях учащихся совершает ту же ошибку. Проблема не в самом тестировании, а в том, что слишком много времени уходит на «образование», измеряемое пузырьками». Он рекомендует новый набор «основ» — чтение/письмо, счет, творчество и здоровье/питание.
Направление № 4: Сильнее
Еще одним направлением улучшения образования является создание более сильной среды для обучения. Это включает в себя образовательные программы иммерсивного типа, например, используемые для обучения языку и некоторые образовательные или спортивные лагеря. Существует также Инициатива иммерсивного образования, в рамках которой определяет и разрабатывает открытые стандарты, лучшие практики, платформы и сообщества поддержки виртуальной реальности и систем обучения и обучения на основе игр.
Еще один аспект создания учебной среды — переосмысление того, чем является или может быть классная комната. Сторонники прогрессивного обучения считают, что такой класс должен быть «интеллектуально активным» и ориентированным на учащихся. Терри Хейк определил 10 характеристик высокоэффективной среды обучения , которые варьируются от множества моделей обучения до связанного сообщества, от некоторой персонализации до моделирования хороших привычек обучения.
Согласно Educause, термин ‘ среда обучения охватывает учебные ресурсы и технологии, средства обучения, способы обучения и связи с социальным и глобальным контекстом. Среда обучения представляет собой сочетание человеческих практик и материальных систем, так же как экология представляет собой сочетание живых существ и физической среды.
Направление № 5: Быть умнее
Лучшее образование также может быть направлено на то, чтобы стать умнее. Это означает внедрение технологических инструментов, чтобы сделать обучение более эффективным или разумным. Министерство образования США выпустило Национальный план образовательных технологий (2010 г.), чтобы предложить направления использования технологий в наших классах. Департамент сообщает, что технологии могут использоваться как для преподавания, так и для обучения: «Технологии наполняют классы цифровыми средствами обучения, такими как компьютеры и портативные устройства; расширяет предложения курсов, опыт и учебные материалы; поддерживает обучение 24 часа в сутки, 7 дней в неделю; развивает 21 навыка века; повышает вовлеченность и мотивацию учащихся; и ускоряет обучение». Это достигается за счет виртуального или онлайн-обучения, очных онлайн-школ, смешанного обучения, открытых образовательных ресурсов и грамотного использования цифровых ресурсов.
Опрос Speak Up Survey, проведенный Project Tomorrow в 2013 году, выявил 10 основных технологических тенденций в образовании. Три такие тенденции, о которых сообщалось в журнале THE Journal в феврале 2014 года , заключались в том, что растет популярность видео для домашних заданий; мобильные вычисления «за пределами критической точки»; и большинство детей не используют традиционные компьютеры для подключения к Интернету дома». Также 62% студентов хотят приносить свои устройства. Эти тенденции имеют серьезные последствия для класса. Обмениваем ли мы эффективность обучения на качество обучения? Или эти устройства помогут нам улучшить наши способности к обучению? Жюри еще нет.
Направление № 6: глубже
Последнее направление, в котором я вижу движение образования, всегда было на заднем плане, но никогда четко не определялось. То есть идти глубже! Более глубокое обучение охватывает многие из предыдущих направлений и развивает их. Это направление стремится выйти за пределы знания содержания, к чему-то, что обычно трудно измерить. Что выходит за рамки содержания? Такие навыки, как решение проблем, критическое мышление, креативность и сотрудничество. Боб Ленц, соучредитель и генеральный директор Envision Schools, говорит: «Большинство школ и большая часть нашего обучения останавливаются на знании, и нам нужно перенести это и расширить его на действия и размышления». Оценка этих областей движется в направлении использования рубрик и/или рамок эффективности.
Фонд Hewlett заказал крупное исследование Deeper Learning и теперь стремится продвигать его с помощью своих грантов и партнерских отношений. Глубокое обучение — это общий термин, обозначающий навыки и знания, которыми должны обладать учащиеся, чтобы преуспеть в работе и в общественной жизни. Фонд определил шесть основных компетенций более глубокого обучения: 1) освоить основное академическое содержание; 2) Критически мыслить и решать сложные проблемы; 3) работать сообща; 4) эффективно общаться; 5) научиться учиться; и 6) развивать академическое мышление.
Они также согласовали эти шесть факторов с Common Core Standards и обнаружили, что Common Core, по-видимому, хорошо решает многие из них. Они также оценили тесты Smarter Balanced и PARCC для различных аспектов более глубокого обучения. Исследование показало, что «тест на самом деле измеряет содержание и критическое мышление лучше, чем любой другой тест, и он делает разумную работу по измерению письменного общения». Акцент Common Core на текстовых доказательствах и реальных ситуациях имеет большое значение для того, чтобы заставить учащихся думать самостоятельно, что, по-видимому, является конечной целью всех этих образовательных направлений.
Более глубокое обучение обещает реально помочь учащимся не просто найти правильный ответ и пройти хорошие тесты. В нем предлагается, чтобы «Лучшее образование» развивалось путем обучения студентов более глубокому обучению, чтобы иметь возможность использовать факты и навыки, которые они изучили, в полезных целях и полностью посвятить себя обучению на протяжении всей жизни.
В следующем посте мы углубимся в Deeper Learning, чтобы узнать о нем больше.
Что вы думаете об этих направлениях образования? Каков был ваш опыт с ними в вашем классе? Вы отдаете предпочтение одному перед другим? Что вы думаете о глубоком обучении? Обсудите свои комментарии в разделе обратной связи ниже.
4 Критерии эффективных указаний в классах K-12
Один из самых важных, но изначально суровых советов, которые дал мне мой директор, был следующим: если несколько учеников не следуют указаниям, скорее всего, это неправильно. не их вина, это ваша. Это быстро заставило меня переоценить способы, которыми я давал указания своим ученикам во время занятий.
К счастью, директор, который дал мне понять, что проблема может заключаться в моих указаниях, был тем же директором, который помог мне понять, как это исправить. Основная часть исправления заключалась в создании критериев для моих указаний и обеспечении того, чтобы каждый раз, когда я просил своих учеников что-то сделать, эти критерии, подробно описанные ниже, выполнялись.
4 критерия
1. Наблюдаемый: Первое изменение, к которому я обратился со своими указаниями, заключалось в том, чтобы сделать каждое направление, которое я дал, наблюдаемым. Это помогло мне легко определить, какие студенты следовали указанию, а какие нет. Кроме того, наблюдаемые указания предоставляют учащимся четкие действия, чтобы они точно знали, что от них ожидается и как они должны выполнять поставленную задачу. Приведенные действия должны включать не только то, что делают учащиеся, но и то, как они это делают — молча, с партнерами, в группах и т. д.
2. Время: Вторым аспектом моих указаний, на который мне нужно было обратить внимание, было время. Когда учащимся предоставляются временные рамки для направления, они знают, когда начать и когда остановиться. Это помогает создать в классе ощущение безотлагательности, чтобы все учащиеся осознали необходимость немедленно приступить к выполнению задания и оставаться на нем все время. Это может принимать форму конкретных временных рамок для деятельности или может просто указывать учащимся, как они знают, когда начинать и заканчивать.
Указание на время может звучать так: «У вас будет две минуты, чтобы решить третью задачу». Указание времени начала и окончания может звучать так: «Когда я скажу «Давай», ты начнешь работать над проблемой номер три. Когда придет время остановиться, вы услышите, как я отсчитываю от трех, и ваши карандаши будут опущены к тому времени, когда я скажу «ноль».
В зависимости от потребностей и стиля работы ваших учеников направления могут быть лучшими или их комбинацией. Я часто комбинирую эти две формы, чтобы дать своим ученикам как можно больше структуры в том, как эффективно заполнить свое время и гарантировать, что время занятий не будет потрачено впустую.
3. Четко: Предоставление учащимся четких указаний может показаться легкой задачей, но потратить время на то, чтобы оценить, ясны ли ваши указания, безусловно, стоит. Было много случаев, когда я говорил что-то, что казалось мне совершенно ясным, но это приводило моих студентов в замешательство. Потратив время на то, чтобы заранее спланировать, что именно вы будете говорить студентам, вы можете быть уверены, что ваши указания будут максимально ясными. На практике вы можете обнаружить, что дали то, что считали четким направлением, а затем осознать, что студенты не следуют ему. В такие моменты крайне важно вернуть учеников и снова задать направление другим способом.
4. Краткость: Наконец, очень важно, чтобы инструкции были краткими. Для многих учащихся, особенно младших школьников и тех, у кого проблемы с обработкой информации, многословный набор указаний будет бесполезен, поскольку они могут быть не в состоянии понять или запомнить все, что говорится. Вместо этого предоставьте краткие указания, которые описывают каждый шаг, чтобы все учащиеся имели возможность добиться успеха. Для этого вам может потребоваться разбить задачу на более мелкие шаги, чтобы учащиеся могли слышать, что делать, по частям, а не в одном большом наборе указаний. Возраст и стиль работы ваших учеников помогут вам определить, как давать указания и сколько направлений ваши ученики могут выполнять одновременно.
Как это выглядит
Когда все эти критерии будут сведены воедино, ваши указания могут звучать примерно так: «Когда я скажу «Давай», вы перевернете страницу и начнете молча и независимо комментировать проблему номер один. У тебя есть 90 секунд — вперед».
Здесь вы можете легко определить критерии в работе. Это направление заметно, так как вы можете легко увидеть, перевернули ли учащиеся страницу и начали комментировать, а также следить за тем, чтобы они делали это молча и независимо. Направление обеспечивает как время для всей деятельности, так и подсказку, когда начать.