Методика петрановской: 8 правил воспитания детей от психолога Людмилы Петрановской
8 правил воспитания детей от психолога Людмилы Петрановской
Современный родитель сталкивается со множеством переживаний, ежедневно пытаясь ответить на вопросы: каким вырастет его ребёнок, что ему делать, чтобы не травмировать его психику? Издание «Правмир» опубликовало восемь тезисов лекции психолога Людмилы Петрановской «Принятие ребёнка: любовь или вседозволенность», которые помогут справиться с «родительским неврозом» и ролью сознательных мам и пап.
1. Не требуйте от себя слишком много
Как пишет «Правмир», с развитием психологии, психиатрии стало понятно — то, как родители строят отношения с детьми, на детях очень сильно отражается. Пришло осознание, что ребёнка надо принимать, понимать, нужно идти навстречу его потребностям. Но оборотная сторона осознания — фетишизация теории привязанности, из-за которой родители находятся в постоянном страхе сказать что-то не так, травмировать детей, недолюбить, недопонять, недопринять. Это состояние психолог называет «родительский невроз» — ситуация, когда родитель думает о ребёнке, о проблемах с ребёнком, о его поведении, развитии гораздо больше, чем о себе самом, о своих интересах и потребностях.
«Не надо ломать и переделывать себя», — советует Петрановская. — Вы с ребёнком своим живёте, вы его растите, вы его знаете, вы его любите, он рядом. В самом главном всё уже хорошо. С остальным разберетёсь, так или иначе».
2. Не воспринимайте ребёнка как объект борьбы
В голове многих родителей сильна идея борьбы с ребёнком, считает психолог. Они часто используют терминологию борьбы, противостояния, когда говорят о воспитании детей: «Ребёнок делает то-то и то-то. Как с этим бороться?» или «Ребёнок не делает того и того. Мы с этим боремся, но ничего не получается!» Психолог советует родителям прекратить воевать с ребёнком -это бессмысленно и говорит о беспомощности. «Он же ваш детёныш и любит вас всем сердцем», — пишет она. — Если чувствуете, что увязли в борьбе, самое время — перелезть через баррикаду и встать рядом с ребёнком».
3. Не устанавливайте «железобетонные» принципы
Принципы «всегда», «никогда», «ни в коем случае», по мнению Петрановской, говорят об отсутствии контакта с ребёнком и неуверенности родителей в своих силах. «Если мы уверены в себе как родители, мы понимаем, что разберёмся. Когда мы не уверены в себе, не уверены, что разберёмся, мы устанавливаем жёсткие правила», — объясняет она. В этом случае психолог советует «больше прислушиваться к себе, быть больше в контакте с собой, не стараться следовать жёстким рецептам, а отталкиваться от ситуации», чтобы почувствовать себя комфортно в роли родителя.
4. Не подчиняйте ребёнка своим ожиданиям
«Принятие ребёнка — это работа, которую родители делают всю жизнь», — уверяет Петрановская. По её словам, дети чётко вычисляют ту сферу, которую родители в них не принимают и «выдают» именно это. «Принятие ребёнка со всеми его особенностями — это не про то, что нужно всегда ему всё разрешать, со всем, что он говорит, соглашаться, а про то, что мы его должны принимать таким, какой он есть», — пишет психолог.
5. Не реализуйте за счёт детей свои мечты
Чтобы проще принимать своих детей, очень важно быть в контакте с собой и принимать себя, считает психолог. Собственные неудовлетворённые потребности вызывают неоправданные ожидания от детей. «Если вы мечтаете о чём-то, что вам не было дано, сделайте это для себя! А своему ребёнку позвольте быть к этому равнодушным», — советует Петрановская.
6. Не лишайте ребёнка права чего-то не хотеть
У ребёнка есть право не хотеть: не хотеть делать уроки, не хотеть ходить в скучную школу — это нормально. Лучшая тактика для родителя, по мнению психолога, в этом случае — не стараться мотивировать ребёнка, а присоединиться к нему. «Например, рассказать, как вы сами справляетесь с делами, которые делать не хочется», — пишет она. — Или дать что-то вкусненькое, чтобы подсластить пилюлю».
7. Не пытайтесь расшевелить ребёнка, если он ничего не хочет
Родители часто недовольны, что их дети, на которых возложено столько ожиданий, ничего не хотят, и самоотверженно начинают водить их на развивающие занятия, уроки иностранных языков, шахматы.
Психолог советует «перестать прыгать» вокруг ребёнка — в знак протеста он может отказаться вообще от всех притязаний. «Так проявляется его отказ жить по вашим правилам. Когда вы пытаетесь его поднять с дивана, вы — активное начало, вы — источник всех мотиваций, желаний, решений. Чем больше вы вокруг него прыгаете, тем больше он закрывается. Нужно просто отойти, сказать: „Это твоя жизнь, ты живешь её, как хочешь, если что — кричи“», — пишет она.
8. Не забывайте: опыт принятия себя — самое лучшее, что мы можем дать детям, так как они — великие подражатели!
Ещё больше интересного и полезного про образование и воспитание — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!
Девять правил воспитания детей Людмилы Петрановской — Свои
Книга «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка» адресована не только родителям, но и тем, кто хочет переосмыслить свои отношения с детьми. Людмила Петрановская рассказывает, как формируется привязанность ребенка к родителям от самого раннего возраста до подросткового периода и как стать своему ребенку опорой в жизни. Выбрали главное из книги
Не бояться плача младенца, это его способ выжить
С точки зрения биологии, человеческие детеныши — самые неприспособленные к жизни существа. В отличие от большинства животных, дети не смогут выжить без заботы взрослого. Если вдруг взрослого рядом не оказывается, его нужно позвать, чтобы привлечь внимание.
Не надо воспитывать новорожденного, пытаться отучать его от рук и приучать засыпать в одиночестве. Носить младенца на руках — это естественный процесс «донашивания».
Природа предусмотрела и другой механизм выживания — детскую улыбку, хватательный рефлекс и милую внешность. Взрослые умиляются младенцу, и между ними возникает привязанность, которая служит основой дальнейших отношений.
«Ребенку нужны не слова, а поступки и действия: постоянное присутствие матери, теплые объятия, молока сколько хочешь и когда угодно, внимание к его потребностям, которые сам он пока не может ни назвать, ни даже осознать. Тогда ребенок растет спокойно, и как только какая-то потребность насыщается, перестает быть актуальной, он с ней просто расстается».
Не заставлять годовалого радоваться чужим людям
Пока ребенок не умеет передвигаться самостоятельно, родитель может дать его подержать любому человеку, которому сам доверяет. Чаще всего малыш не будет возражать, если ему удобно, с ним ласково разговаривают, а мама или папа не отсутствует слишком долго.
Но когда младенец начинает ползать и ходить, он перестает доверять малознакомым взрослым. С близкими, которых он видит каждый день, всё понятно, а незнакомец может нести опасность. Поэтому дети прячутся за мамину юбку, убегают и даже плачут при виде двоюродной тети, которая приходит в гости раз в месяц.
Иногда родители хотят угодить родственникам, требуют от ребенка перестать капризничать, ругаются и смеются над его стеснительностью. Лучше дать малышу привыкнуть. При желании новый человек сможет найти контакт с ребенком за 15 – 20 минут, если улыбнется в ответ и будет разговаривать спокойным голосом.
«С возрастом напряжение при встрече с незнакомыми людьми будет слабеть, но разделение на своих и чужих останется как одно из базовых на всю жизнь».
Дать двухлетке возможность следовать за взрослым
Дети до трех лет похожи на детенышей других млекопитающих: они ходят за родителями хвостиком, как слоненок за слонихой. Это механизм познания мира, дети не только идут по следам взрослых, но и повторяют всё, что взрослые делают.
В этом возрасте часто случаются истерики на улице. Простой пример: ребенок лет полутора идет куда-то с родителями за руку или просто рядом. И вдруг что-то увидел, зазевался и притормозил. Мама или папа прошли несколько шагов вперед и зовут его. Если расстояние небольшое, ребенок догонит родителя и пойдет дальше. Но если путь до родителей покажется малышу длинным, у него активируется программа выживания: он остановится и приготовится заплакать.
Если сразу же вернуться к нему, обнять и взять за руку, истерики удастся избежать. Но если родители начинают его ругать или грозят уйти и оставить, малыш буквально вцепляется в землю и орет уже всерьез, в полном отчаянии.
Теперь, когда родитель за ним вернется, понадобится много времени, чтобы успокоить малыша. Если такое повторяется часто, ребенок становится тревожным, он не хочет идти сам, а виснет на родителе, боясь отпустить его от себя.
«Интересно, что если с ними гуляет еще и старший ребенок, лет пяти хотя бы, он часто первый соображает, что происходит, возвращается за младшим, чтобы притащить его к маме, одержимой приступом педагогического рвения. Словно еще сам не забыл, каково это — сидеть там и слушать „Я сейчас от тебя уйду“».
Научиться спорить с трехлеткой
Примерно в трехлетнем возрасте у детей наступает кризис негативизма. Это когда они отказываются от еды и прогулок, не хотят надевать одежду, которую предлагают родители, и даже говорят маме «Ты плохая, уйди». Это период, когда ребенок сепарируется от взрослых, начинает понимать, что у него могут быть свои желания и они не всегда совпадают с родительскими.
Самый простой способ вернуть ребенка к привычному поведению — напугать его. Пригрозить Бармалеем, бабайкой, оставить одного, накричать, ударить. Эти методы действительно работают: ребенок пугается, плачет, жмется ко взрослому и делает всё, как тот говорит. Но страх разрушает привязанность.
«С каждым ударом и окриком происходит девальвация привязанности. Одна из нитей в канате рвется. От образа родителя как источника защиты и заботы отваливается небольшой кусочек. У привязанности большой запас прочности, за один раз ничего не случится. И за пять. И за десять. А за сколько случится — никто не знает. Никто не может подсчитать, сколько раз именно вашему ребенку хватит таких вот случаев, когда ради сиюминутного послушания вы вышли из роли того, кто защищает и заботится, и стали бить, орать, угрожать, оставлять».
Во время кризиса негативизма с ребёнком нужно спорить. Но делать это нужно с помощью спокойной дискуссии, учить ребенка конфликтовать и отстаивать свои интересы. Первое время малыш будет шокирован тем, что не все хотят того же, что и он. Но со временем он научится жить в мире, в котором его воля порой ограничена волей других людей. Важно, чтобы в процессе споров ребенок получал разный тип ответных реакций: иногда ему уступают, а иногда нет, всё как в жизни.
Бережно относиться к чувствам дошкольника
В возрасте от четырех до семи лет дети открывают для себя чувства. Они замечают, что мама грустит, а дедушка сердится. У ребенка проявляется эмпатия — способность понимать, чувствовать состояния людей, и рефлексия — умение распознавать собственные чувства и потребности и говорить о них.
Способность к эмпатии и к контакту со своими чувствами лучше всего развивается в безопасности и разнообразии. Это значит, что с ребенком нужно разговаривать, обсуждать эмоции, давать их пережить. В то же время не втягивать малыша в семейные скандалы и ссоры, чтобы ему не хотелось спрятаться от своих эмоций.
«Дети, которым приходится жить в атмосфере семейных скандалов, явной или скрытой неприязни членов семьи друг к другу или постоянной тревоги всей семьи, нередко выбирают не чувствовать всего этого, вырабатывают защитное онемение чувств. Дети, которые очень мало общаются со взрослыми, все время предоставлены сами себе «иди поиграй сам в своей комнате», не видят своих родителей в непосредственном, живом общении, тоже могут с трудом развивать способность к эмпатии — у них просто слишком мало для этого материала».
В этом возрасте лучший вклад в будущее ребенка не развивающие группы и спортивные секции, а много живого и разнообразного общения с членами семьи, в котором взрослые проявляют свои чувства и внимательны к чувствам ребенка.
Перестать быть центром вселенной для шестилетки
В шесть-семь лет ребенок переживает очередной кризис, кризис сепарирования. Он отделяется от родителей, идет в школу, и все события его жизни начинают происходить не в семье, а с другими людьми. Ошибка многих родителей в том, что они начинают сердиться на детей, обижаются на них, хотят, чтобы всё было как раньше, когда семья была центром вселенной для ребенка. Но ребенок уже не может как раньше, он вырос. Дальше уже выбор за родителями: понять его или продолжать обижаться.
В этом возрасте родитель никуда не девается, он как бы живет внутри ребенка. Внутри малыша формируется образ родителя, который подсказывает, что делать, как себя вести и как реагировать на обстоятельства.
«Родитель поселяется в душе ребенка, он теперь „стоит перед его внутренним взором“. То есть психологически ребенок со своим виртуальным родителем больше не расстается. А это значит, что ребенок становится способным выдерживать разлуку с родителем реальным.
Если мама у меня внутри, я могу от мамы уехать на две недели, скажем, в лагерь, и не получить невроз, как это почти неминуемо случилось бы в пять лет. Поэтому, заглянув в первый класс школы, мы можем увидеть ребенка, рыдающего из-за сломанного карандаша, но вот ребенка, который плачет из-за того, что вдруг очень захотелось к маме, — вряд ли».
Найти школьнику наставника
Возраст от семи до двенадцати лет считается одним из самых спокойных в жизни ребенка. Детские кризисы уже прошли, подростковое бунтарство еще не началось. Школьника интересуют вещи, материя, причины и связи, правила и границы. Он изучает мир, ходит на руках, лазает по деревьям и ездит на велосипеде без рук.
Родители и семья в это время воспринимаются как тыл. Они нужны, чтобы о них не думать. Если в семье все благополучно, привязанность в порядке, ребенок особо и не вспоминает о семье. Он рад родителям, любит их, скучает, если долго не видит, но они больше не составляют главный интерес его жизни.
В этот период нужен тот, кто покажет и научит, передаст «настоящие» взрослые знания — учитель, наставник. Отношения с наставником во многом похожи на отношения с родителем, но есть очень серьезное отличие: родители слепо любят ребенка, а наставник может беспристрастно оценивать, может быть строгим и требовательным.
Обычно наставником выступает школьный учитель. Но иногда они формально относятся к своим обязанностям и перекладывают эту роль на родителей. Заставляют родителей проверять уроки, требуют, чтобы мама и папа отругали школьника за недостаточное рвение к учебе. Если родители идут на поводу у такого учителя, это рушит мир ребенка, в котором мама всегда должна быть на его стороне, а папа — главный защитник.
В этой ситуации родителям нужно не стать единым фронтом со школой, а помогать ребенку: объяснить сложное и рассказать интересное.
«Не всё зависит от нас, и мы не можем вмиг поменять систему образования. Но важно помнить про потребность ребенка в наставнике. Не обязательно, чтобы все встреченные им учителя были гениями педагогики, — достаточно хотя бы одного. Если не повезло найти Наставника в школе, есть шанс найти его в спортивной секции, кружке, театральной студии, туристическом клубе».
Оставить подростку право на ошибку
Задача подросткового возраста — сделать рывок в сепарации, пережить разочарование во всемогуществе родителей и научиться жить своим умом. Взрослости предшествует период, когда ребенок стремится поступать «не как советуют родители» совершенно независимо от того, чего он сам хочет и что считает верным. Главное — порвать путы, освободиться от родительской опеки, отделиться.
В период от 12 до 15 лет контроль только вредит отношениям между ребенком и родителями. Желание влезть в его переписку, водить за ручку и запрещать гулять по темноте встречает отпор со стороны подростка, взрыв эмоций и бунтарство.
Родителям лучше немного отойти в сторонку. Взрослые уже не могут управлять эмоциональным состоянием детей. Это маленького ребенка при ссоре с друзьями можно обнять, поцеловать, и он успокоится. Подросток же будет держать всё в себе и так легко не дастся. Нужен найти баланс между контролем и доверием.
«Если родитель остается заботливым взрослым, пусть даже он в процессе конфликта рассердился, он постарается дать понять ребенку, что ссора ссорой, но с привязанностью всё в порядке. Обнимет, вытрет слезы, поможет умыться, собрать разбросанное. Такой опыт выхода из ссоры дает ребенку важнейшее знание: привязанность перекрывает конфликт, она сильнее, ссоре ее не разорвать. Можно хотеть разного, можно поругаться, можно рассердиться друг на друга, наговорить обидных слов — но отношения никуда не делись, любовь мамы ко мне не разрушить, всего лишь сказав ей: „Ты дура!“ Это плохо, маме это не понравилось, но меня она по-прежнему любит. И я теперь, когда уже не сержусь, тоже очень ее люблю. Важнейший посыл на всю жизнь, основа всех будущих прочных отношений: можно быть разными, можно сердиться, но всё равно любить».
Всегда доверять себе больше, чем любой книге
Теория привязанности вполне научная, по ней есть множество исследований и публикаций, но в жизни часто всё бывает не так как в книге, нет одинаковых случаев и ситуаций. Каждый ребенок индивидуален и развивается по-своему, поэтому родителям лучше принимать решения, исходя из своего опыта и чувств.
«Вы — родитель своего ребенка, вы его любите, знаете, понимаете, чувствуете как никто, даже если временами вам кажется, что совсем не понимаете. Мнение специалиста — важная информация к размышлению, это способ увидеть свою ситуацию как бы со стороны, возможность увидеть проблемы в более широком контексте культуры, традиции и даже эволюции нашего вида. Но решать, что делать прямо сейчас с вашим собственным малышом, который плачет, дерется или испуган, — только вам; и если ваша интуиция, движимая любовью и заботой, говорит не то, что книга, — слушайте интуицию».
секрет
— Перевод на английский — примеры русский
Спрягайте этот глагол
Предложения:
в секрете
секретная служба
Victoria `s Secret
Эти примеры могут содержать нецензурные слова, основанные на вашем поиске.
Эти примеры могут содержать разговорные слова на основе вашего поиска.
Незаконное приобретение или владение каким-либо государством секрет носитель
(一)非法获取、持有国家 秘密 载体的;
Офисные милфы в колготках показывают нам свой лучший секрет
в колготках
шантажировать человека, чтобы он раскрыл секретную информацию
恐吓 [威迫] 某人泄露 机密 消息 [情报]
Зашифруйте сообщение с помощью алгоритма ECDH secret и aes256.
使用ECDH 机密 和aes256算法对消息进行加密
Миссис Рид Окура сказала, что, по ее мнению, секрет долголетия ее питомца — это время, которое он проводит на открытом воздухе.
Рид Окура称自己相信,这只猫长寿的 秘诀 是它长期呆在户外.
Итак, это частные, секретных разговоров.
所以这些交谈是私下的、 秘密 的。
Ваши союзники представляют собой очень секретных уз.
你们的盟友代表一个非常 秘密 的纽带。
я должен сказать вам секрет .
我一定要告诉你们一个 秘密 。
Одна-единственная служанка знала секрет .
一个充满智慧的老人,知道龙鹰的 秘密 。
Я знаю все о твоем секретном трусиках-фетише
我 知道吗 所有 关于 你的 的 秘密 内裤 恋物癖
Турнир с высокими ставками в секретной локации .
在一个 秘密 地点 进行一场高注博彩比赛。
Я думал, все слышали мой секрет .
我以为大家都知道了我的 秘密 。
секрет 9Переговоры 0014, необходимые для освобождения заложников
为确保人质释放而要进行的 秘密 谈判
Секрет наконец-то будет раскрыт.
这个 秘密 终究要被人知道的。
Иногда о шокирующей тайне , которую она раскрыла
有时梦见那个被她发现的惊人的 秘密
Они хотят воспрепятствовать секретным схемам питания.
他们不想泄漏 秘密 的减肥计划。 -哦!
Они пьют секретных тостов за мое здоровье?
他们已经为了我的健康而 秘密 祈祷了
Наши медицинские потребности становятся такими грязными секрет .
我们的医疗需求成为了这种肮脏的 秘密
Она рассказала какой-то ужасный секрет ?
有告诉你什么可怕的 秘密 吗?
Нарисовала ли она секретных символов?
或者她有没有画过 任何 秘密 的符号?
Возможно неприемлемый контент
Примеры используются только для того, чтобы помочь вам перевести искомое слово или выражение в различных контекстах. Они не отбираются и не проверяются нами и могут содержать неприемлемые термины или идеи. Пожалуйста, сообщайте о примерах, которые нужно отредактировать или не отображать. Грубые или разговорные переводы обычно выделены красным или оранжевым цветом.
Зарегистрируйтесь, чтобы увидеть больше примеров
это простой и бесплатный
регистр
Соединять
Биомиметический рост гидроксиапатита на функционализированных поверхностях сплавов Ti-6Al-4V и Ti-Zr-Nb
Abstract
В статье сообщается о биомиметическом подходе к покрытию титансодержащих сплавов гидроксиапатитом (ГА). В качестве объекта покрытия были выбраны два типа титансодержащих сплавов: Ti-6Al-4V (рекомендуется для ортопедического применения) и новый высокобиосовместимый сплав Ti-Zr-Nb, обладающий хорошей механической совместимостью за счет модуля, более близкого к человеческим костям (E ≈ 50 ГПа вместо 110 ГПа в Ti-6Al-4V). Процесс покрытия проводили в 10-кратно концентрированной искусственной жидкости организма (SBF) — синтетическом аналоге плазмы человеческого организма. Изучено влияние окисленной и карбоксилированной поверхности сплава на образование биомиметического гидроксиапатита. С помощью XRD мы обнаружили влияние термических условий на формирование и размер кристаллов ГА. Снимки SEM и инфракрасное преобразование Фурье подтвердили, что гидроксиапатит с различной морфологией, кристалличностью и соотношением Ca/P формируется на металлических поверхностях. Рентгеновская фотоэлектронная спектроскопия показала, что в образце Ti-6AL-4V наблюдаемое отношение Ca/P достигает 0,9.7, тогда как в образце Ti-Zr-Nb наблюдаемое отношение Ca/P достигает 1,15.
История вопроса
Титановые сплавы являются наиболее широко используемым материалом для изготовления имплантатов. Это связано с их высокой инертностью к биологическим средам и близкими к человеческой кости механическими свойствами по сравнению с нержавеющей сталью и другими сплавами, применяемыми в медицинской практике [1]. Однако после имплантации имплантатов из титанового сплава в отдельных случаях возникали проблемы с костной и другими тканями. Именно поэтому возможность нанесения на поверхность титановых имплантатов большего количества биосовместимых покрытий по-прежнему очень актуальна. Одним из наиболее предпочтительных способов решения этой проблемы является покрытие гидроксиапатитом.
Покрытие из слоя гидроксиапатита (ГА) может быть нанесено на металлический сплав для облегчения остеоинтеграции этих имплантатов с окружающими тканями [2]. Основной причиной использования покрытия HA на металлических подложках является сохранение механических свойств металла, таких как несущая способность, и в то же время использование преимущества химического сходства и биосовместимости покрытия с человеческой костью [3].
Сообщалось о различных методах получения наноразмерных кристаллов апатита, включая химическое осаждение [3], твердофазную реакцию [4], гидротермальный синтез [5], золь-гель синтез [6], эмульсионный метод [7] и метод лазерного спекания [8], в то время как большинство обычных подходов не могут точно контролировать морфологию и размер кристаллов. К сожалению, последующая термообработка при высокой температуре приводит к растрескиванию и снижению прочности сцепления между гидроксиапатитным покрытием и металлической подложкой. Кроме того, с помощью этих методов нельзя было получить покрытие из ГК с высокой кристалличностью, которое желательно для оптимальной биосовместимости [8]. Большое внимание уделяется биомиметическому синтезу, поскольку он позволяет получать наноразмерные кристаллы апатита с контролируемым размером [9].].
Для имитации природных свойств ГА и его формирования на титановой подложке в последнее десятилетие широко используется биомиметический метод, заключающийся в создании центров зародышеобразования на поверхности металла путем модификации его поверхности функциональными группами и далее процесс минерализации в моделируемых жидкостях организма (SBF), равных по химическому составу плазме человека. In vitro минерализация/кристаллизация ГК из SBF может быть вызвана специально обработанными металлическими поверхностями имплантатов. Поэтому большое внимание уделялось приданию металлическим подложкам способности индуцировать образование ГА путем присоединения к их поверхности функциональных групп [9].]. Показано, что процесс образования ГА происходит на отрицательно заряженных поверхностях, содержащих, например, группы –ОН или –СООН [10] и приводит к образованию хороших кристаллических ГА с соотношением Са/Р, близким к 1,67.
Большое внимание уделяется разработке новых перспективных сплавов, сочетающих в себе высокую биологическую инертность и механическую совместимость с костными тканями [11]. Последнее достигается за счет снижения модуля упругости сплавов до значения, близкого к таковому у костей (20–30 ГПа). Кроме того, при выборе низкомодульного материала для медицинских применений необходимо учитывать следующие основные аспекты. Во-первых, химический состав сплава должен быть подобран таким образом, чтобы и его основа, и легирующие элементы были, с одной стороны, нетоксичными, а с другой стороны, их выбор способствовал снижению межатомных сил связи в сплаве [12]. –15]. Во-вторых, помимо достижения низкого модуля, должно быть достигнуто большое восстановление материала при деформации, что может быть достигнуто либо за счет повышения предела текучести материала за счет создания благоприятной микроструктуры и фазового состава, либо за счет осуществления обратимого мартенситного превращения. [12–15].
Ресентимент, асептическое воспаление, возникновение соединительнотканной капсулы вокруг имплантата, коррозия металла, появление негативных сердечно-сосудистых реакций при эндоваскулярных вмешательствах, возникновение рестеноза, окклюзии, ригидности, как правило, являются результатом реакции организма на чужеродное тела с различными механическими свойствами. Таким образом, после выяснения проблем цитотоксичности химических элементов на первый план выходит проблема получения медицинских материалов, обладающих механической совместимостью с живыми тканями человека (костями, сосудами и др.). Для механической совместимости с биологическими тканями необходимы материалы с низким модулем упругости (Е), близкие по характеристикам к органическим тканям. Так, биосовместимые металлы имеют такие значения модуля упругости: у Zr ~ 95 ГПа, Ti ~ 110 ГПа, Hf ~ 135 ГПа, Pt ~ 150 ГПа, тогда как кость ~ 20-30 ГПа.
Так, имплантаты, изготовленные из сплавов, разработанных ранее, не обладают требуемым низким модулем упругости, либо низкий модуль упругости обратимой деформации наблюдается только в растягивающих и сжимающих напряжениях, когда они теряют заданные свойства.
Для обеспечения необходимой механической совместимости металлических материалов они должны, кроме того, обладать обратимой деформацией, присущей биологическим тканям.
Такие уникальные свойства могут быть достигнуты за счет формирования биосовместимого сплава с низким модулем упругости на основе цирконий-титансодержащих компонентов циркония, титана, ниобия и сплава, недавно разработанного в НИИ им. Курдюмова Институт физики металлов (ИМФ) НАН Украины.
Этот новый сплав имеет следующие основные характеристики: (i) отличная биосовместимость за счет включения в его состав только нейтральных для организма человека химических элементов (в отличие от Ti-6Al-4V, в состав которого входят такие относительно опасные элементы, как алюминий и ванадий) и (ii) хорошая механическая совместимость из-за низкого модуля, более близкого к человеческим костям (E ≈ 50 ГПа вместо 110 ГПа в Ti-6Al-4V), высокая обратимая деформация (также близкая к числу костей — упругое удлинение ≥2,9%), а также высокими показателями прочности при растяжении и усталости (≥1100 и 600 МПа), что обеспечивает высокую надежность имплантатов в течение срока службы [12, 13]. Такие уникальные свойства были достигнуты в результате формирования (за счет выбора химического состава) преимущественно однофазного стабильного β-состояния с некоторым включением ω-фазы, обеспечивающего стабильные механические характеристики и геометрические размеры имплантатов в течение длительного периода высоконагруженного циклического воздействия. загрузка.
Основной целью данной статьи является выявление особенностей процессов формирования ГА на новом биосовместимом сплаве и его карбоксилированной поверхности.
Методы
Материалы
Для покрытия HA были выбраны два сплава. Первым из них был ВТ6 (или Ti-6Al-4V в международном обозначении), имеющий следующий состав: 6 (мас.)% Al, 4 % V, остальное Ti), который до настоящего времени является основным материал для изготовления широкого спектра имплантатов для тела человека [12]. Второй — сплав Zr-22 (ат.)% Ti-18 Nb, недавно разработанный в Институте им. Г.В. Курдюмова Институт физики металлов (ИМФ) НАН Украины [14].
Методы
Образцы Ti-6Al-4V (ВТ6) для покрытия вырезали в виде дисков из товарного стержня диаметром 20 мм, а затем расплющивали шлифованием до толщины 1 мм. Сплав Zr-Ti-Nb с таким же диаметром стержня был получен в ИМЗ методом элементного порошка [14, 16], а образцы вырезались и шлифовались так же, как и Ti-6Al-4V.
Предварительную обработку титановых сплавов проводили следующим образом. Сначала пластины из сплава подвергали механической очистке, затем обезжиривали ацетоном и выдерживали в ультразвуковой ванне 6–10 мин для полного удаления органики. Далее поверхность образцов окислялась в реакционной смеси H 2 O 2 (30%):H 2 SO 4 (конц.) = 1:1 (по объему) при перемешивании в течение 10–15 мин при комнатной температуре. После приготовления планшеты промывали дистиллированной водой. После окисления были получены образцы Ti-6Al-4V–OH и Ti-Zr-Nb–OH (схема 1).
Схема 1
Окисление/гидроксилирование поверхности сплава
Увеличенное изображение
Триэтоксисилилпропилкарбамоилбутановая кислота ( TESPCBA ) был получен реакцией γ-аминопропилтриэтоксисилана с глутаровым ангидридом в безводном диметилформамиде (ДМФ) (схема 2).
Схема 2
Синтез TESPCBA
Полноразмерное изображение
Синтез реакционноспособных карбоксильных групп (схема 3) на поверхности титановых сплавов осуществляли путем модифицирования их оксидированной поверхности ТЭСПКБА в ДМФА в течение 24 ч.
Схема 3
Модификация поверхности титана функциональными группами –COOH
Изображение полного размера
Имитированные растворы биологических жидкостей (таблица 1) были приготовлены в соответствии с [17].
Таблица 1 Состав плазмы крови человека, 10-кратной концентрации искусственной жидкости организма (SBF) и Tas-SBF
Полная таблица
Как прямое следствие, нуклеация и осаждение фосфатов кальция из SBF происходят довольно медленно [18] . Чтобы получить полное покрытие поверхности подложки из титана или титанового сплава размером 10 × 10 × 1 мм, погруженной в раствор 1,5× SBF, обычно необходимо подождать от 2 до 3 недель с частым пополнением раствора [17–19].]. 10×-SBF был выбран для улучшения кинетики осаждения покрытия.
Рентгенофазовый анализ ( XRD) выполнен на дифрактометре ДРОН-УМ1 (Буревестник, Санкт-Петербург) с излучением Co K α ( λ = 0,17902 нм) и графитовым монохроматором в отраженном пучке . Рентгенограммы образцов были записаны в диапазоне 2 θ = 10–80° .
Инфракрасная спектроскопия с преобразованием Фурье ( FTIR ) поверхности образца выполнялась на приборе Perkin Elmer, модель 1720H. Были собраны спектры диффузионного отражения.
Рентгеновские фотоэлектронные спектры уровней Са2p и P2p методом Гаусса-Ньютона математически разложены на связанные составляющие с параметрами ΔЕ 3/2–1/2 = 1,0 эВ и І 1/2 /І 3/ 2 = 0,5 соответственно. Их ширина на полувысоте составила ΔЕ = 1,4 эВ в случае линии Са2p и ΔЕ = 1,3 эВ в случае линии Р2р.
Сканирующая электронная микроскопия (СЭМ) , выполненная на микроскопе РЕМ-106 производства компании «Электрон», расположенной в г. Сумы, Украина.
Результаты и обсуждение
Изображения окисленных поверхностей Ti-6Al-4V и Ti-Zr-Nb, полученные с помощью сканирующей электронной микроскопии (СЭМ), представлены на рис. 1a, b соответственно. СЭМ определила морфологию поверхности как шероховатую микроструктуру с хаотичными бороздками (царапинами). Там мы можем наблюдать борозды, которые появились после зачистки поверхности наждачной бумагой. Поверхность окисленного сплава Ti-6Al-4V содержит больше локальных дефектов, чем Ti-Nb-Zr.
Рис. 1
СЭМ-изображения окисленных поверхностей сплавов Ti-6Al-4V ( a ) и Ti-Zr-Nb ( b )
Полноразмерное изображение
Исходные образцы Сплавы Ti-Zr-Nb исследовали методом инфракрасной спектроскопии с преобразованием Фурье (рис. 2.). Полосы адсорбции (AB), соответствующие группам поверхности сплава, показаны на рис. 2. AB при 1400–1500 и 871 см -1 указывают на валентные колебания CO 3 2- . АС оксидов металлов и связи металл-ОН (в зависимости от природы сплава) на поверхности сплавов появляются при 1100–450 см −1 .
Рис. 2
FTIR-спектры исходных поверхностей сплавов Ti-6Al-4V ( a ) и Ti-Zr-Nb ( b ) колебания связи оксида металла или металл-ОН (Ме-О) исчезают.
ГА-покрытие в 10×-SBF
В случае 10×-SBF слой ГА нарастает не более 24 часов. По прошествии этого времени ГК четко идентифицируется в ИК (рис. 3) и рентгенодифракционном спектрах (рис. 4).
Рис. 3
ИК-спектры сплавов Ti-Zr-Nb ( a ) и Ti-6Al-4V ( b ), погруженных в 10×-SBF на 24 ч 4
рентгеновские дифракционные паттерны Ti-Zr-NB ( A ) и Ti-6AL-4V ( B ) сплава, погруженные в 10 ×-SBF для 24 ч
Полное изображение
Обычно, FTIR Spectra FTIR Spectra FTIR Spectra FTIR Spectra FTIR Spectra FTIR Spectra. сплавов Ti-Zr-Nb и Ti-6Al-4V, погруженных в 10×-SBF на 24 ч, очень близки друг к другу (рис. 3(а, б)). После 1-дневной выдержки в 10-кратном концентрированном растворе SBF ГК четко идентифицируется в спектрах FTIR.
Присутствуют все характерные полосы поглощения ГК. AB, соответствующий ν
2 режим изгиба ПО 4 3− можно наблюдать на высоте 472 см −1 . На 560 и 602 см −1 наблюдаются ν 4 асимметричные изгибные колебания групп ПО 4 3− . AB на 875 см −1 может быть отнесено к P–O–H колебанию HPO 4 2− , характерному для Ca-дефицитного апатита с дефицитом кальция и нестехиометрической структурой (отношение Ca/P ниже чем 1,67). Симметричные и асимметричные валентные колебания ПО 4 3− группы появляются на 960 и 1030–1096 см -1 соответственно. АВ на высоте 1654 см -1 соответствуют изгибным колебаниям воды. Слабый пик карбонат-иона появляется при 1420 и 1496 см -1 .
Повышение температуры раствора 10×-SBF до 80°C вызывает увеличение скорости осаждения ГК. В этих условиях осаждение ГК происходит в течение 60 мин. Благодаря хорошей кристалличности покрытия ГА, полученного в 10×-SBF, на рентгеновских дифрактограммах можно наблюдать дифрактограммы, соответствующие ГА (рис. 4). Дифрактограммы, отнесенные к карточке JCPDS №. 74-0566 (гидроксиапатит) можно наблюдать при 2 θ = 13,56, 30,31 и 37,58°. По-видимому, процесс осаждения ГК в теплом растворе 10×-SBF связан с высокой концентрацией раствора и его термодинамической неустойчивостью.
Рентгеновские фотоэлектронные спектры уровней Са2р и Р2р получены для образцов с различными условиями синтеза. Спектры разложения компонентов представлены на рис. 5 и 6. Как видно из рис. 5, в образцах ТИ-6АЛ-4В (а) и Ti-Zr-Nb (б) фосфор существует в трех неэквивалентных состояниях. Энергия связи изменяется в пределах от 132,4 до 134,0 эВ (Р2р 3/2 , компонент 1). Компонент с E
б
= 132,4 эВ соответствует NaH 2 PO 2 . Компонент с E
б
= 134,0 эВ можно отнести к NaPO 3 , присутствие которого можно объяснить неравновесными условиями осаждения ГК из-за перенасыщения смоделированной жидкостью организма.
Рис. 5
Рентгеновские фотоэлектронные спектры уровней Р2р сплавов ТИ-6АЛ-4В ( а ) и Ti-Zr-Nb ( б ), погруженных в 10×-СБФ
Увеличенное изображение
9023 8 Рис. 6
Рентгеновские фотоэлектронные спектры уровней Са2р сплавов ТИ-6АЛ-4В ( a ) и Ti-Zr-Nb ( b ), погруженных в 10×-SBF
Полный размер
основная составляющая энергии связи в спектрах Са2р 3/2 в ТИ-6АЛ-4В (а) и Ti-Zr-Nb (б) составила, Е
б
= Са2р 3/2 = 347,5 эВ (рис. 6). Также в спектрах Са2р 3/2 присутствует низкоинтенсивный вклад на E
б
= 348,4 эВ (компонента 2), что можно объяснить сигналом CaCl 2 [20]. Наличие хлорида кальция можно объяснить недостаточной промывкой пробы.
В Е
б
= 346,6 эВ, мы можем наблюдать сигнал от карбоната кальция (CaCO 3 ). Следует отметить, что наличие карбонат-иона также было подтверждено ИК-Фурье-спектроскопией (рис. 3).
На рис. 7 приведены интегральные отношения интенсивностей уровней Са2р/Р2р. В образце ТИ-6АЛ-4В наблюдаемое соотношение Ca/P достигает 0,97. В образце Ti-Zr-Nb наблюдаемое соотношение Ca/P достигает 1,15.
Рис. 7
Соотношение Ca/P в сплавах TI-6AL-4V ( 1 ) и Ti-Zr-Nb ( 2 ), погруженных в 10×-SBF
Полноразмерное изображение ионов Ca присутствием АВ на 875 см −1 (колебание HPO 4 2− , характерное для Ca-дефицитного апатита с дефицитом кальция и нестехиометрической структурой). Несмотря на высокую эффективность осаждения ГК из перенасыщенного раствора SBF, данные РФЭС позволяют сделать вывод о недостаточности этого процесса с точки зрения оптимального соотношения Ca/P.
В случае поверхностей, модифицированных –COOH, рост ГК занимает то же время, 24 часа. Спектры FTIR для образцов, модифицированных Ti–COOH, погруженных на 24 ч в 10×-SBF, показаны на рис. 8 и 9.
Рис. 8
FTIR-спектры сплава Ti-Zr-Nb–COOH ( a ), погруженного в 10×-SBF на 24 ч ( b )
Полноразмерное изображение
Рис. 9
Спектры FTIR сплава Ti-6Al-4V–COOH ( a ), погруженного в 10×-SBF на 24 ч ( b )
Полноразмерное изображение
Полосы растяжения и изгиба O–H H 2 O наблюдались соответственно на 3440 и 1649 см −1 . Полосы 1490–1420 и 875 см -1 подтвердили наличие карбонатных групп. Полосы ПО 4 зарегистрированы на 570 и 603 (ν 4 ), 962 (ν 1 ), 1045 и 1096 (ν 3 ) см −1 . Важно отметить, что ни сами осадки, ни слой покрытия не содержали CaCO 3 (кальцит) [17–18]. Дополнительный АБ на 1430, 1562 и 1660 см -1 (рис. 9) можно объяснить перекрыванием групп -ОН, СО 3 2- и -СООН. Это означает, что на поверхности образцов, модифицированных –COOH, мы имеем одновременно ГК, карбонизированную ГК и непокрытые карбоксильные группы.
СЭМ-изображения поверхностей сплавов Ti-6Al-4V–COOH и Ti-Zr-Nb–COOH после осаждения ГА показаны на рис. 10. Наблюдения СЭМ показали, что при осаждении ГА на Ti-6Al-4V и Ti-Zr- Поверхности сплава Nb образуют неправильную структуру с размером зерна ГА не более 50 мкм.
Рис. 10
СЭМ изображения поверхностей сплавов Ti-6Al-4V ( a ) и Ti-Zr-Nb ( b ), покрытых ГА
Полноразмерное изображение
По данным FTIR, обработка поверхности группой –COOH не оказывает существенного влияния на образование ГК в 10×-SBF.
Выводы
Инфракрасная спектроскопия с преобразованием Фурье и РФА подтвердили образование биомиметического гидроксиапатитного покрытия на поверхности титансодержащих сплавов с различным количеством ГА в зависимости от термических условий. Методом РСА установлено влияние тепловых условий на формирование и размер кристаллов ГА. Инфракрасная и рентгеновская фотоэлектронная спектроскопия с преобразованием Фурье подтвердили, что на металлических поверхностях образуется гидроксиапатит с различной морфологией, кристалличностью и соотношением Ca/P.
В отличие от чистого Ti модифицирование Ti-содержащего сплава группами –COOH не оказывает положительного влияния на образование ГА. Покрытие Ti-содержащих сплавов ГА может быть достигнуто простой концентрацией SBF и повышением температуры. Несмотря на высокую эффективность осаждения ГА из пересыщенного раствора SBF на поверхность Ti-содержащих сплавов, данные РФЭС позволяют сделать вывод о недостаточности этого процесса с точки зрения оптимального соотношения Ca/P. Рентгеновская фотоэлектронная спектроскопия показала, что в образце Ti-6AL-4V наблюдаемое отношение Ca/P достигает 0,9.7, тогда как в образце Ti-Zr-Nb наблюдаемое отношение Ca/P достигает 1,15.
Все полученные данные показывают, что разработанные материалы перспективны для использования в медицине в качестве имплантатов с биосовместимой поверхностью, близких по составу к природным ГК. Представленные в статье результаты могут быть использованы для оптимизации получения биосовместимых покрытий на титановых и других поверхностях.
Ссылки
Мохсени Э., Залнежад Э., Бушроа Р. Сравнительное исследование адгезии гидроксиапатитного покрытия на имплантате Ti–6Al–4V: обзорная статья. Int J Прилипает Прилипает. 2014;48:238.
Артикул
Google Scholar
Dickert FL, Hayden O. Биоимпринтинг полимеров и золь-гель фаз. Селективное обнаружение дрожжей с импринтированными полимерами. Аналитическая химия. 2002; 1302–6.
Nejati E, Firouzdor V, Eslaminejad MB, Bagheri F. Игольчатый композитный каркас из наногидроксиапатита/поли(l-молочной кислоты) для применения в инженерии костной ткани. Материаловедение и инженерия: C. 2009; 29:942–9.
Артикул
Google Scholar
Карлинси Р.Л., Макки А.С. Твердофазный препарат и стоматологическое применение органически модифицированного фосфата кальция. J Mater Sci. 2009;44:346–9.
Артикул
Google Scholar
Sujaridworakun P, Koh F, Fujiwara T, Pongkao D, Ahniyaz A, Yoshimura M. Получение нанокристаллов анатаза, нанесенных на гидроксиапатит с помощью гидротермальной обработки. Mater Sci Eng C. 2005; 25: 87–9.1.
Артикул
Google Scholar
Лю Д.М., Трочински Т. , Ценг В.Дж. Золь-гель синтез гидроксиапатита на водной основе: разработка технологии. Биоматериалы. 2001; 22:1721–30.
Артикул
Google Scholar
Li H, Zhu M, Li L, Zhou C. Обработка нанокристаллических частиц гидроксиапатита с помощью обратных микроэмульсий. J Mater Sci. 2008;43:384–9.
Артикул
Google Scholar
Fratzl P. Исследование биомиметических материалов: чему мы действительно можем научиться у природных конструкционных материалов. Журнал интерфейса Королевского общества. 2007; 4: 637–42.
Артикул
Google Scholar
Deng Y, Sun Y, Chen X, Zhu P, Wei S. Биомиметический синтез и оценка биосовместимости карбонизированных апатитов, опосредованных гепарином. Материаловедение и инженерия C, Материалы для биологических приложений. 2013;33(5):2905–13.
Артикул
Google Scholar
Динчер М., Текер Д., Саг С.П., Озтюрк К. Повышенное сцепление биомиметических апатитовых покрытий с поверхностно-модифицированными титановыми подложками путем предварительной гидротермической обработки. Технологии пальто для серфинга. 2013; 226:27–33.
Артикул
Google Scholar
Meng-Hui C, Hsi-Kai T, Chi-Jen C, Ju-Liang H. Биомиметический гидроксиапатит, выращенный на биомедицинском полимере, покрытом промежуточным слоем из диоксида титана для обеспечения остеосовместимости. Тонкие твердые пленки. 2013;549: 98–102.
Артикул
Google Scholar
Гита М., Сингх А.К., Асокамани Р., Гогия А.К. Материалы на основе титана — лучший выбор для ортопедических имплантатов. Прогресс в материаловедении. 2009;54(3):397–425.
Артикул
Google Scholar
Нииноми М. Механическая биосовместимость титана для биомедицинских применений. J механического поведения биомедицинских материалов. 2008; 1:30–42.
Артикул
Google Scholar
Ивасишин О.М., Скиба И.О., Карасевская ОП, Марковский ЧП. Биосовместимый низкомодульный сплав на основе системы цирконий-титан (варианты). Патент Украины № 102455, A61L 27/00, A61F 2/02, C22C 11/00, B82B 3/00, 2013 г.
Попов А.А., Ивасишин И.О., Гриб С.В. Влияние термической обработки и пластической деформации на структуру и модуль упругости биосовместимого сплава на основе циркония и титана. Физика металлов и металловедение. 2012;113(4):382–90.
Артикул
Google Scholar
Ивасишин О.М., Саввакин Д. Г. Влияние диффузии на синтез высокопрочных титановых сплавов из смесей элементарных порошков. Ключевой инженер-матер. 2010; 436:113–21.
Артикул
Google Scholar
Тадич Д., Питерс Ф., Эппл М. Непрерывный синтез аморфного карбонатного апатита. Биоматериалы. 2003;23:2553.
Артикул
Google Scholar
Дорожкина Е.И., Дорожкин С.В. Структура и свойства осадков, образующихся из сконденсированных растворов моделируемой жидкости организма. J Biomed Mater Res. 2003; 67А: 578–81.
Артикул
Google Scholar
Takadama H, Kim HM, Kokubo T, Nakamura T. TEM-EDX исследование механизма образования костного апатита на биоактивном металлическом титане в смоделированной жидкости организма. J Biomed Mater Res. 2001; 57: 441–8.
Артикул
Google Scholar
«>
База данных XPS и OES: http://www.lasurface.com/accueil/index.php.
Скачать ссылки
Информация об авторе
Авторы и организации
Институт химии поверхности им. Чуйко НАН Украины, 03164, Украина, г. Киев, ул. Генерала Наумова, 17
Пилипчук В.Е., А. Л. Петрановская, П. П. Горбык
Г.В. Курдюмова НАН Украины, бульвар академика Вернадского, 36, 03680, Киев-142, Украина
Кордубан А.М., Марковский П.Е., Ивасишин О.М.
Авторы
- ИП Пилипчук В.
Просмотр публикаций автора
Вы также можете искать этого автора в
PubMed Google Scholar - Петрановская А.Л.
Посмотреть публикации автора
Вы также можете искать этого автора в
PubMed Google Scholar - P. P. Gorbyk
Просмотр публикаций автора
Вы также можете искать этого автора в
PubMed Google Scholar - А. М. Кордубан
Просмотр публикаций автора
Вы также можете искать этого автора в
PubMed Google Scholar - П. Е. Марковский
Просмотр публикаций автора
Вы также можете искать этого автора в
PubMed Google Академия - Ивасишин О.М.
Просмотр публикаций автора
Вы также можете искать этого автора в
PubMed Google Scholar
Автор, ответственный за переписку
Т.е. В. Пилипчук.
Дополнительная информация
Конкурирующие интересы
Авторы заявляют, что у них нет конкурирующих интересов.
Авторские взносы
И.В. провел химические эксперименты и составил рукопись. А.Л. проводил химические эксперименты. ЯВЛЯЮСЬ. проведены исследования XPS и их интерпретация. ЧП подготовили образцы сплавов и оказали значительное влияние на редактирование статьи. П.П. и О.М. задумал исследование и участвовал в его разработке и координации, а также помог составить рукопись.