Методика карла орфа для дошкольников: Игровая методика Карла Орфа для дошкольников. | Методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему:
Игровая методика Карла Орфа для дошкольников. | Методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему:
Опубликовано 23.02.2017 — 21:12 — Карпова Любовь Афанасьевна
Данный материал знакомит с новыми технологиями игровой деятельности Карла Орфа.Это звуки человеческого тела, которое является первым естественным музыкальным инструментом, таящим в себе богатство тембров, притопывание ногами, шлепки по коленям, щелчки пальцами в сочетании между собой. Дети одновременно и играют и обучаются, даже не замечая, что их обучают.
Скачать:
Реклама
Предварительный просмотр:
Развитие дошкольников посредством музыкально — игровой деятельности по методике К. Орфа.
Методика К. Орфа учитывает индивидуальные особенности ребёнка и позволяет эффектно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями. Методика закладывает огромный потенциал для развития детей в дошкольном возрасте и дальнейшей творческой деятельности. Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, импровизации, движения и игры на инструментах. Карл Орф разработал детские песенки, пьесы и упражнения, которые легко можно изменять и придумывать новые вместе с детьми Податливый материал для занятий побуждает детей фантазировать, сочинять и импровизировать. Таким образом, на музыкальных занятиях достигается цель развития творческого начала ребенка. Создаётся атмосфера игрового общения, где каждый ребёнок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность. Единая структура занятий помогает детям хорошо ориентироваться в новом материале, творить, создавать образы и радоваться успехам. Малыши учатся общаться со сверстниками. У них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера. Элементы системы музыкального воспитания направлены на развитие творческих способностей и навыков ребенка, они гармонично вплетаются в структуру занятий. Приобщение детей к музыкальной культуре является важной составляющей художественно-эстетического развития дошкольников, способствует развитию музыкального вкуса, обогащению музыкальных впечатлений, развитию навыков движений под музыку, вызывает яркий эмоциональный отклик при ее восприятии. Главный инструмент ребенка – это он сам: руки, ноги, хлопки, щелчки, движения, а также интонационно выразительная речь. Главное в методике – создать атмосферу радости, объединить музыку, движения и речь, тем самым развивать в ребенке творчество.
Виды музыкально-речевых игр:
Звучащие жесты,
Речевые игры,
Ритмическая разминка,
Речевая диалогическая игра,
Игровая песня,
Двигательно-активная игра,
Инструментально-исполнительская игра и др.
ЗВУЧАЩИЕ ЖЕСТЫ — это звуки человеческого тела, которые являются первым и естественным музыкальным инструментом, таящим в себе богатство тембров, притопы ногами, шлепки по коленям, хлопки и щелчки пальцами в сочетании между собой. Например, «Веселые палочки».
Описание игры: дети сидят по кругу, перед ними лежат по две палочки. Звучит музыка Варламова «Кукушка». Дети отстукивают ритм вначале по коленям,
кулачками, щелчками, берут палочки, ритмично стучат ими, после чего перекатывают следующему ребёнку, игра продолжается по кругу.
Цель игры: музыкально-эмоциональное воспитание детей, развитие двигательных, слуховых, тактильных ощущений.
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ: – это ритмические декламации стихотворного или прозаического текста. Ритм, который заключен в словах, ощущается детьми естественно и извлекается без всякого труда.
РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА: воспитателя и детей с увеличением и замедлением темпа.
– воспроизведение заданного ритмического рисунка. Игра «Эхо» — внимательно прослушать ритм и воспроизвести его различными способами: хлопками в ладоши, по коленям, кулачками, деревянными ложками, с использованием других звучащих предметов.
РЕЧЕВАЯ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА –
для формирования ритмического интонационного слуха, навыков инструментального сопровождения речи. Непременным условием является выразительное мимическое сопровождение диалога, которое помогает формированию интонационной выразительности речи.
Цель: развитие быстрой и точной реакции, внимания, координации действий со всеми играющими.
ИГРОВАЯ ПЕСНЯ:
воспитывает у детей навыки двигательной импровизации, воображение, фантазию, чувство юмора.
Описание игры: дети поют хором песню с простейшими движениями, хлопками, шлепками, приставными шагами. затем двое детей образуют ворота, в которые поочередно входят четверо детей и замирают в образе какого-нибудь сказочного персонажа.
Цель: раскрепощение детей и создание психологически комфортной атмосферы, развитие артистических способностей.
ДВИГАТЕЛЬНО-АКТИВНАЯ ИГРА:
учит передавать музыкальные образы в ритме музыки в сочетании с элементами подвижной игры. Игра «Солнечный зайчик»
Описание игры:
Видели ли дети солнечных зайчиков? А как они двигаются? Изобразите! На куплет песни дети танцуют с маракасами или мячами, а на последний аккорд дети стремятся найти «домик»-обруч. Обручей на один меньше, чем играющих детей. Выбывшие дети в центре комнаты поют и аккомпанируют себе звучащими жестами.
Цель игры: создавать теплое, радостное настроение, развивать способность чувствовать и передавать другим эмоциональную теплоту и радость, развивать слуховое и зрительное воображение, ассоциативное мышление.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИГРА: сопровождение фонограммы ритмичным звучанием определенных инструментов согласно поднятой карточке с изображенным инструментом: металлофон, колокольчик, трещотка, треугольник и др.
Цель: развитие внимания, чувства ритма, музыкальных способностей и активного интереса к игре.
Игры с инструментами: Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля. Разнообразие шумовых инструментов, используемых на занятиях по методу Орфа, трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты , бубны, деревянные коробочки, маракасы, барабаны, и многие другие. Интересной находкой Орфа были стеклянные стаканчики, наполненные по-разному водой и таким образом настроенные на звуки определенной высоты. По ним играют деревянными или металлическими палочками. В детском саду широко используются различные дидактические развивающие игры, в том числе и на развитие слухового внимания, пальчиковые игры, сопровождаемые стихами, активно используется предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук. Музыкально-игровая деятельность способствует эмоциональному благополучию детей, поддержке инициативы и самостоятельности дошкольников; ориентирована на индивидуальные возможности и интересы каждого ребенка, а также музыкально-игровая деятельность способствует не только развитию музыкальных способностей, но и развитию речи, внимания, памяти, образного мышления. По принципам К.Орфа работают многие педагоги мира, в том числе кандидат искусствоведения Т.Э. Тютюнникова. Инструменты, применяемые в работе с дошкольниками по методике К.Орфа – ксилофон, металлофоны (большой и малый), треугольники, звоночки, маракасы, палочки и инструменты, а также шумовые инструменты, сделанные самими детьми с помощью взрослых.
Дети одновременно и играют, и обучаются, даже не замечая, что их обучают. Игровое общение педагога и детей становится более результативным, эмоциональным, непредсказуемым, ярко запоминающимся. Конечно, такое обращение требует от педагога артистизма, заинтересованности в происходящем, отчего те и другие получают огромное удовольствие от такого союза. Если педагог сам увлечён, то он увлечёт и детей! Звучащие жесты являются лучшим средством к импровизации, формированию чувства ритма. Также использую и речевые упражнения, основой для которых служит детский фольклор: считалки, потешки, дразнилки, прибаутки, за клички, песенки. Ритм, заключённый в словах и фразах ощущается детьми естественно и «извлекается без труда»: прохлопывается, притоптывается, пришлёпывается и переносится на инструменты. Единство речи, музыки, движения, игры на инструментах, обладают большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно оказывает мощное влияние на развитие личностных качеств: способность к импровизации, эмоциональность, навыки невербального общения, умения сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, умения находить в музыке средства гармонизации своего внутреннего мира. Таким образом: подборка игр по методике К.Орфа заметно обогатит положительными эмоциями, как свободную самостоятельную деятельность ребенка, так и образовательную деятельность, сделает пребывание ребенка в детском саду содержательным, что способствует совершенствованию внимания, памяти, образного мышления, речи.
Предварительный просмотр:
Развитие дошкольников посредством музыкально — игровой деятельности по методике К. Орфа.
Методика К. Орфа учитывает индивидуальные особенности ребёнка и позволяет эффектно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями. Методика закладывает огромный потенциал для развития детей в дошкольном возрасте и дальнейшей творческой деятельности. Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, импровизации, движения и игры на инструментах. Карл Орф разработал детские песенки, пьесы и упражнения, которые легко можно изменять и придумывать новые вместе с детьми Податливый материал для занятий побуждает детей фантазировать, сочинять и импровизировать. Таким образом, на музыкальных занятиях достигается цель развития творческого начала ребенка. Создаётся атмосфера игрового общения, где каждый ребёнок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность. Единая структура занятий помогает детям хорошо ориентироваться в новом материале, творить, создавать образы и радоваться успехам. Малыши учатся общаться со сверстниками. У них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера. Элементы системы музыкального воспитания направлены на развитие творческих способностей и навыков ребенка, они гармонично вплетаются в структуру занятий. Приобщение детей к музыкальной культуре является важной составляющей художественно-эстетического развития дошкольников, способствует развитию музыкального вкуса, обогащению музыкальных впечатлений, развитию навыков движений под музыку, вызывает яркий эмоциональный отклик при ее восприятии. Главный инструмент ребенка – это он сам: руки, ноги, хлопки, щелчки, движения, а также интонационно выразительная речь. Главное в методике – создать атмосферу радости, объединить музыку, движения и речь, тем самым развивать в ребенке творчество.
Виды музыкально-речевых игр:
Звучащие жесты,
Речевые игры,
Ритмическая разминка,
Речевая диалогическая игра,
Игровая песня,
Двигательно-активная игра,
Инструментально-исполнительская игра и др.
ЗВУЧАЩИЕ ЖЕСТЫ — это звуки человеческого тела, которые являются первым и естественным музыкальным инструментом, таящим в себе богатство тембров, притопы ногами, шлепки по коленям, хлопки и щелчки пальцами в сочетании между собой. Например, «Веселые палочки».
Описание игры: дети сидят по кругу, перед ними лежат по две палочки. Звучит музыка Варламова «Кукушка». Дети отстукивают ритм вначале по коленям,
кулачками, щелчками, берут палочки, ритмично стучат ими, после чего перекатывают следующему ребёнку, игра продолжается по кругу.
Цель игры: музыкально-эмоциональное воспитание детей, развитие двигательных, слуховых, тактильных ощущений.
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ: – это ритмические декламации стихотворного или прозаического текста. Ритм, который заключен в словах, ощущается детьми естественно и извлекается без всякого труда.
РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА: воспитателя и детей с увеличением и замедлением темпа.
– воспроизведение заданного ритмического рисунка. Игра «Эхо» — внимательно прослушать ритм и воспроизвести его различными способами: хлопками в ладоши, по коленям, кулачками, деревянными ложками, с использованием других звучащих предметов.
РЕЧЕВАЯ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА –
для формирования ритмического интонационного слуха, навыков инструментального сопровождения речи. Непременным условием является выразительное мимическое сопровождение диалога, которое помогает формированию интонационной выразительности речи.
Цель: развитие быстрой и точной реакции, внимания, координации действий со всеми играющими.
ИГРОВАЯ ПЕСНЯ:
воспитывает у детей навыки двигательной импровизации, воображение, фантазию, чувство юмора.
Описание игры: дети поют хором песню с простейшими движениями, хлопками, шлепками, приставными шагами. затем двое детей образуют ворота, в которые поочередно входят четверо детей и замирают в образе какого-нибудь сказочного персонажа.
Цель: раскрепощение детей и создание психологически комфортной атмосферы, развитие артистических способностей.
ДВИГАТЕЛЬНО-АКТИВНАЯ ИГРА:
учит передавать музыкальные образы в ритме музыки в сочетании с элементами подвижной игры. Игра «Солнечный зайчик»
Описание игры:
Видели ли дети солнечных зайчиков? А как они двигаются? Изобразите! На куплет песни дети танцуют с маракасами или мячами, а на последний аккорд дети стремятся найти «домик»-обруч. Обручей на один меньше, чем играющих детей. Выбывшие дети в центре комнаты поют и аккомпанируют себе звучащими жестами.
Цель игры: создавать теплое, радостное настроение, развивать способность чувствовать и передавать другим эмоциональную теплоту и радость, развивать слуховое и зрительное воображение, ассоциативное мышление.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИГРА: сопровождение фонограммы ритмичным звучанием определенных инструментов согласно поднятой карточке с изображенным инструментом: металлофон, колокольчик, трещотка, треугольник и др.
Цель: развитие внимания, чувства ритма, музыкальных способностей и активного интереса к игре.
Игры с инструментами: Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля. Разнообразие шумовых инструментов, используемых на занятиях по методу Орфа, трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты , бубны, деревянные коробочки, маракасы, барабаны, и многие другие. Интересной находкой Орфа были стеклянные стаканчики, наполненные по-разному водой и таким образом настроенные на звуки определенной высоты. По ним играют деревянными или металлическими палочками. В детском саду широко используются различные дидактические развивающие игры, в том числе и на развитие слухового внимания, пальчиковые игры, сопровождаемые стихами, активно используется предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук. Музыкально-игровая деятельность способствует эмоциональному благополучию детей, поддержке инициативы и самостоятельности дошкольников; ориентирована на индивидуальные возможности и интересы каждого ребенка, а также музыкально-игровая деятельность способствует не только развитию музыкальных способностей, но и развитию речи, внимания, памяти, образного мышления. По принципам К.Орфа работают многие педагоги мира, в том числе кандидат искусствоведения Т.Э. Тютюнникова. Инструменты, применяемые в работе с дошкольниками по методике К.Орфа – ксилофон, металлофоны (большой и малый), треугольники, звоночки, маракасы, палочки и инструменты, а также шумовые инструменты, сделанные самими детьми с помощью взрослых.
Дети одновременно и играют, и обучаются, даже не замечая, что их обучают. Игровое общение педагога и детей становится более результативным, эмоциональным, непредсказуемым, ярко запоминающимся. Конечно, такое обращение требует от педагога артистизма, заинтересованности в происходящем, отчего те и другие получают огромное удовольствие от такого союза. Если педагог сам увлечён, то он увлечёт и детей! Звучащие жесты являются лучшим средством к импровизации, формированию чувства ритма. Также использую и речевые упражнения, основой для которых служит детский фольклор: считалки, потешки, дразнилки, прибаутки, за клички, песенки. Ритм, заключённый в словах и фразах ощущается детьми естественно и «извлекается без труда»: прохлопывается, притоптывается, пришлёпывается и переносится на инструменты. Единство речи, музыки, движения, игры на инструментах, обладают большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно оказывает мощное влияние на развитие личностных качеств: способность к импровизации, эмоциональность, навыки невербального общения, умения сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, умения находить в музыке средства гармонизации своего внутреннего мира. Таким образом: подборка игр по методике К.Орфа заметно обогатит положительными эмоциями, как свободную самостоятельную деятельность ребенка, так и образовательную деятельность, сделает пребывание ребенка в детском саду содержательным, что способствует совершенствованию внимания, памяти, образного мышления, речи.
Предварительный просмотр:
Развитие дошкольников посредством музыкально — игровой деятельности по методике К. Орфа.
Методика К. Орфа учитывает индивидуальные особенности ребёнка и позволяет эффектно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями. Методика закладывает огромный потенциал для развития детей в дошкольном возрасте и дальнейшей творческой деятельности. Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, импровизации, движения и игры на инструментах. Карл Орф разработал детские песенки, пьесы и упражнения, которые легко можно изменять и придумывать новые вместе с детьми Податливый материал для занятий побуждает детей фантазировать, сочинять и импровизировать. Таким образом, на музыкальных занятиях достигается цель развития творческого начала ребенка. Создаётся атмосфера игрового общения, где каждый ребёнок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность. Единая структура занятий помогает детям хорошо ориентироваться в новом материале, творить, создавать образы и радоваться успехам. Малыши учатся общаться со сверстниками. У них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера. Элементы системы музыкального воспитания направлены на развитие творческих способностей и навыков ребенка, они гармонично вплетаются в структуру занятий. Приобщение детей к музыкальной культуре является важной составляющей художественно-эстетического развития дошкольников, способствует развитию музыкального вкуса, обогащению музыкальных впечатлений, развитию навыков движений под музыку, вызывает яркий эмоциональный отклик при ее восприятии. Главный инструмент ребенка – это он сам: руки, ноги, хлопки, щелчки, движения, а также интонационно выразительная речь. Главное в методике – создать атмосферу радости, объединить музыку, движения и речь, тем самым развивать в ребенке творчество.
Виды музыкально-речевых игр:
Звучащие жесты,
Речевые игры,
Ритмическая разминка,
Речевая диалогическая игра,
Игровая песня,
Двигательно-активная игра,
Инструментально-исполнительская игра и др.
ЗВУЧАЩИЕ ЖЕСТЫ — это звуки человеческого тела, которые являются первым и естественным музыкальным инструментом, таящим в себе богатство тембров, притопы ногами, шлепки по коленям, хлопки и щелчки пальцами в сочетании между собой. Например, «Веселые палочки».
Описание игры: дети сидят по кругу, перед ними лежат по две палочки. Звучит музыка Варламова «Кукушка». Дети отстукивают ритм вначале по коленям,
кулачками, щелчками, берут палочки, ритмично стучат ими, после чего перекатывают следующему ребёнку, игра продолжается по кругу.
Цель игры: музыкально-эмоциональное воспитание детей, развитие двигательных, слуховых, тактильных ощущений.
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ: – это ритмические декламации стихотворного или прозаического текста. Ритм, который заключен в словах, ощущается детьми естественно и извлекается без всякого труда.
РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА: воспитателя и детей с увеличением и замедлением темпа.
– воспроизведение заданного ритмического рисунка. Игра «Эхо» — внимательно прослушать ритм и воспроизвести его различными способами: хлопками в ладоши, по коленям, кулачками, деревянными ложками, с использованием других звучащих предметов.
РЕЧЕВАЯ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА –
для формирования ритмического интонационного слуха, навыков инструментального сопровождения речи. Непременным условием является выразительное мимическое сопровождение диалога, которое помогает формированию интонационной выразительности речи.
Цель: развитие быстрой и точной реакции, внимания, координации действий со всеми играющими.
ИГРОВАЯ ПЕСНЯ:
воспитывает у детей навыки двигательной импровизации, воображение, фантазию, чувство юмора.
Описание игры: дети поют хором песню с простейшими движениями, хлопками, шлепками, приставными шагами. затем двое детей образуют ворота, в которые поочередно входят четверо детей и замирают в образе какого-нибудь сказочного персонажа.
Цель: раскрепощение детей и создание психологически комфортной атмосферы, развитие артистических способностей.
ДВИГАТЕЛЬНО-АКТИВНАЯ ИГРА:
учит передавать музыкальные образы в ритме музыки в сочетании с элементами подвижной игры. Игра «Солнечный зайчик»
Описание игры:
Видели ли дети солнечных зайчиков? А как они двигаются? Изобразите! На куплет песни дети танцуют с маракасами или мячами, а на последний аккорд дети стремятся найти «домик»-обруч. Обручей на один меньше, чем играющих детей. Выбывшие дети в центре комнаты поют и аккомпанируют себе звучащими жестами.
Цель игры: создавать теплое, радостное настроение, развивать способность чувствовать и передавать другим эмоциональную теплоту и радость, развивать слуховое и зрительное воображение, ассоциативное мышление.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИГРА: сопровождение фонограммы ритмичным звучанием определенных инструментов согласно поднятой карточке с изображенным инструментом: металлофон, колокольчик, трещотка, треугольник и др.
Цель: развитие внимания, чувства ритма, музыкальных способностей и активного интереса к игре.
Игры с инструментами: Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля. Разнообразие шумовых инструментов, используемых на занятиях по методу Орфа, трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты , бубны, деревянные коробочки, маракасы, барабаны, и многие другие. Интересной находкой Орфа были стеклянные стаканчики, наполненные по-разному водой и таким образом настроенные на звуки определенной высоты. По ним играют деревянными или металлическими палочками. В детском саду широко используются различные дидактические развивающие игры, в том числе и на развитие слухового внимания, пальчиковые игры, сопровождаемые стихами, активно используется предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук. Музыкально-игровая деятельность способствует эмоциональному благополучию детей, поддержке инициативы и самостоятельности дошкольников; ориентирована на индивидуальные возможности и интересы каждого ребенка, а также музыкально-игровая деятельность способствует не только развитию музыкальных способностей, но и развитию речи, внимания, памяти, образного мышления. По принципам К.Орфа работают многие педагоги мира, в том числе кандидат искусствоведения Т.Э. Тютюнникова. Инструменты, применяемые в работе с дошкольниками по методике К.Орфа – ксилофон, металлофоны (большой и малый), треугольники, звоночки, маракасы, палочки и инструменты, а также шумовые инструменты, сделанные самими детьми с помощью взрослых.
Дети одновременно и играют, и обучаются, даже не замечая, что их обучают. Игровое общение педагога и детей становится более результативным, эмоциональным, непредсказуемым, ярко запоминающимся. Конечно, такое обращение требует от педагога артистизма, заинтересованности в происходящем, отчего те и другие получают огромное удовольствие от такого союза. Если педагог сам увлечён, то он увлечёт и детей! Звучащие жесты являются лучшим средством к импровизации, формированию чувства ритма. Также использую и речевые упражнения, основой для которых служит детский фольклор: считалки, потешки, дразнилки, прибаутки, за клички, песенки. Ритм, заключённый в словах и фразах ощущается детьми естественно и «извлекается без труда»: прохлопывается, притоптывается, пришлёпывается и переносится на инструменты. Единство речи, музыки, движения, игры на инструментах, обладают большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно оказывает мощное влияние на развитие личностных качеств: способность к импровизации, эмоциональность, навыки невербального общения, умения сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, умения находить в музыке средства гармонизации своего внутреннего мира. Таким образом: подборка игр по методике К.Орфа заметно обогатит положительными эмоциями, как свободную самостоятельную деятельность ребенка, так и образовательную деятельность, сделает пребывание ребенка в детском саду содержательным, что способствует совершенствованию внимания, памяти, образного мышления, речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия на тему «Осень» с элементами методики Карла Орфа
Конспект логопедического занятия на тему «Осень» с элементами методики Карла Орфа…
Теоретические материалы по методике Карла Орфа
Теоретические материалы по методике Карла Орфа…
Презентация «Игровая методика Карла Орфа в детском саду»
В презентации отражены основные составляющие методики Карла Орфа. Новые формы деятельности детей на музыкальных занятиях: это развитие чувства ритма, музицирование и танцевально-игровое творчество, а …
Презентация Игровая методика Карла Орфа.
Презентация» Использование методики Карла Орфа а музыкальной деятельности»…
Общее знакомство с методикой Карла Орфа
Я хотела бы в этой статье рассказать о поверхностном знакомстве с методикой Карла Орфа, которую я применяю в своей работе с детьми. Эта статья для людей, не имеющих глубокие познания в музыкальной сфе. ..
мастер класс по теме «Речевое музицирование по методике карла Орфа»
Мастер класс для педагогов «Речевое музицирование"…
Статья для родителей по развитию музыкальных способностей ребёнка. «Нескучная» музыка для детей по методике Карла Орфа.
Статья для родителей по развитию музыкальных способностей ребёнка. «Нескучная» музыка для детей по методике Карла Орфа.Музыкальное дошкольное образование, предложенное австрийским композит…
Поделиться:
«Нескучная» музыка для детей. Методика Карла Орфа – Детский сад и ребенок
В число наиболее популярных занятий для детей входят музыкальные кружки. Музыкальное дошкольное образование особенно распространенно в семьях, где родители в свое время, будучи детьми, сами познавали азы нотной грамоты. Причем, по воспоминаниям многих, время, проведенное в застенках музшколы, тянулось бесконечно долго и скучно. При этом музыкальное дошкольное образование необходимо ребенку – оно раскрывает, обучает и формирует чувство прекрасного. Как сделать так, чтобы обучение музыке было ребенку не в тягость?
Музыкальное дошкольное образование, предложенное австрийским композитором Карлом Орфом, дает простой ответ: обучение музыке через игру. Его методика популярна сейчас более, чем в 40 странах мира, благодаря пятитомной антологии «Шульверк. Музыка для детей».
Карл Орф: биография
Карл Орф родился в 1885 году в музыкальной семье. Все детство Карла прошло в окружении музыки. Партитуры, разыгранные в четыре руки по вечерам родителями одаренного малыша, не сыграли свою роль. Как признает Орф, «повсюду была музыка, которая влияла на меня, пусть я в младенчестве и не принимал непосредственного участия в семейных концертах».
В 5 лет Карл стал серьезно заниматься музыкальной грамотой и даже попробовал себя в роли композитора. После выпуска из Музыкальной Академии Карл Орф становится дирижером в Мюнхене. В это же время его увлекают танцы, он изучает взаимосвязь музыки и движения. Так появляется музыкальная школа Гюнтершуле в Мюнхене – для молодых танцовщиков и музыкантов. Обучение в школе строится на синтезе искусств: пластики, ритмики и музыки. Вспоминая свое детсво и годы обучения в Академии, Карл Орф пытается вывести аксиому «нескучной» музыки для детей.В 1944 году школу закрывают нацисты, чуть позже она разрушается во время бомбардировки.
И, казалось бы, счастливый случай помог вновь зведочке Карла Орфа заблистать на музыкальном олимпе. В 1948 году обнаруживают грамофонную запись одной из партитур, использовавшихся в Гюнтершуле. Ее транслируют по радио и спустя непродолжительное время музыкальное дошкольное образование по метоидике Карла Орфа вновь в моде и почитаемо родителями и педагогами.
В 60-х годах в Зальцбурге открывается Институт Карла Орфа, а после смерти композитора — Фонда Карла Орфа, который возглавит его жена. Фонд оказывает разнообразную помощь педагогам разных стран в обучении и спонсирует проведение семинаров.
Описание методики Карла Орфа
Школа Карла Орфа получила название Шульверк (от нем. «школа» и «работа», «творение»), а методика — «Музыка для детей». Основная идея заключается в том, что все дети, вне зависимости от таланта или предрасположенности к музыке, должны к ней приобщаться, раскрывать свой природный музыкальный потенциал.
Традиционное обучение игре на конкретном инструменте, по мнению немецкого новатора, сильно ограничивает ребенка, его страсть к импровизации. Детей, в противовес классическому подходу, нужно учить играть не на сложных инструментах, на освоение которых уйдут годы, а на простых, например:
- ударные — ксилофон, металлофон, треугольники, цимбалы, колокольчики, маракасы,
- и мелодические – блокфлейта.
Дети музыкальное дошкольное образование по Карлу Орфу воспринимают легко, потому что музыка через простые инструменты, незатейливые мелодии становится доступной.
Дошкольное образование можно начинать уже с трех лет. Результаты дают свои плоды: в основной школе дети могут подбирать мелодии на слух, умеют петь.
Дошкольное образование по Карлу Орфу: дети и музыка
Музыка в чистом виде быстро наскучит ребенку. Дайте ему волю: пускай он будет приплясывать, кричать, чем-нибудь звенеть, изображать персонажа, петь во время звучания – вот такая музыка понятна детям и берет она свои истоки в фольклоре, когда музыка существовала неотрывно от движения. Детская элементарная музыка, считал Карл Орф, неразрывно связана с движением и речью генетически. У любого народа есть заклички, попевки, потешки.
Классический подход: дети играют музыку.
Методика Карла Орфа: дети играют В музыку.
Каждая пьеса в пятитомной антологии – простая партитура, доступная даже маленьким детям. За основу материала Карл Орф южно-немецкий, французский, английский, датский, шведский фольклор.Мечтал Карл Орф включить и партитуры, основанные на русском фольклоре, но не успел.
Дети в Шульверке – это не статичные слушатели, а сокомпозиторы, сотворцы. Создавая Шульверк, Орф задумывал изобрести «игру в музыку», музыкальную игру-импровизацию, которая могла бы подготовить детей к дальнейшему музыкальному развитию и дать толчок творческому мышлению на годы вперед.
Взаимоотношения педагогов и учеников на уроках
Шульверк – это не учебник для преподавателей музыки. К нему прилагаются небольшие авторские рекомендации к исполнению пьес, однако это всего лишь подсказка, образец того, как можно проводить урок. Записывать мелодии, изучать их предлагается педагогу вместе с детьми. Элементарная музыка предназначается не для воспроизведения, а для творческого самовыражения детей.
Шульверк предоставляет выбор методики самому педагогу. Сотворцы — это не только дети, но и педагоги: построение урока, выбор подачи материала – все это ложится на плечи учителя. Поэтому педагог на уроке – это не диктатор, не авторитарный персонаж, он ПОМОЩНИК: он помогает детям раскрыться. Дети не повторяют за ним, а создают, с его помощью, свою музыку.
Автор — Мария Даниленко.
Подход Орфа – классика для детей
Карл Орф (1895–1982) был немецким композитором и педагогом, который вместе с коллегами Дороти Гюнтер и ее ученицей Гунилд Китман разработал новаторский и уникальный подход к музыкальному образованию. Орф определял идеальную музыку для детей как «никогда не одинокую, но связанную с движением, танцем и речью — не для того, чтобы ее слушали, имеющую смысл только при активном участии». Орф сказал: «Сначала испытайте, а потом рассуждайте». Основываясь на этом идеале, подход Орфа строит понимание концепций и навыков, связывая учащихся с музыкой, используя ее различными способами. К ним относятся речь / пение, движение, пение, драма, а также игра на инструментах с тональностью и без тональности. Мелодия и ритм исследуются через речь, пение, игру на инструментах и движение, иногда называемое элементарным стилем. Подход Орфа — это не метод, а процесс, часто называемый процессом Орфа, и он используется во многих музыкальных классах по всему миру.
Философия Орфа побуждает детей воспринимать музыку на своем собственном уровне понимания. Детям предоставляется возможность проявлять творческий подход, делиться идеями, двигаться, импровизировать и исследовать многочисленные возможности музыкального участия в естественной игровой среде.
Музыка, используемая в классе, основана на собственном наследии детей и сочетает в себе народную и авторскую музыку. Философия Орфа охватывает народную музыку всех культур; большая часть его основана на пентатонике (5-нотная шкала целых шагов, например, C D E G A) и других режимах. шкала. Это наиболее распространенная гамма, используемая в обучении Орфа, потому что ее легко использовать с инструментами Орфа. В качестве аккомпанемента к песням используются повторяющиеся мелодические или ритмические рисунки (остинати) на инструментах.
Заглянуть в класс Орфа: (один 30-минутный урок)
«Скажи мне, я забыл… покажи мне, я помню… Вовлеки меня, я понимаю». — приписывается Карлу Орфу
Урок Орфа может начинаться с того, что дети слушают короткий рассказ. Детей спрашивают, как бы они интерпретировали некоторые элементы рассказа. Группу детей просят подойти к инструментам без высоты тона и выбрать что-нибудь, чтобы издать звук дождя. Другую группу можно попросить выбрать инструмент с приятным звучанием. Другим группам предлагается выбрать звуки для солнца и луны. Учитель снова читает рассказ, добавляя к рассказу звуковые эффекты.
Она спрашивает детей, не хотят ли они добавить к рассказу аккомпанемент. Она достает несколько инструментов Орфа, басовый ксилофон и металлофон, пару альтовых и сопрано ксилофонов и металлофонов и несколько глокеншпилей. Она уже настроила их в пентатонике C, так что ученики будут успешны с любыми нотами, которые они случайно выберут. Затем класс разделяется на две группы – перкуссию без тональности и перкуссию с тональностью. Учитель демонстрирует простое гудение до и соль, чередующихся на четвертных нотах, чтобы дать герою в его рассказе немного ходячей музыки. По мере того, как персонаж рассказывает другие части истории, учитель и/или класс решают добавить что-то еще (еще одно гудение, треугольную ноту, например, или низкую до на басовых инструментах, чтобы обозначить сильный момент). история со своим «оркестром».
Класс снова делится на группу игроков, которые будут разыгрывать историю, используя движение, в то время как остальная группа «играет» историю. Участвует весь класс. Каждый найдет что-то на своем уровне. Детям дается возможность поменяться частями. Ноты могут быть записаны или не записаны для инструменталистов. Если они записаны, они размещаются простым способом крупным шрифтом на стене, чтобы чтение музыки не мешало первому восприятию музыки. Они учатся читать ноты, изучают ритмы, изучают названия различных инструментов. Они учатся, делая. Девиз, приписываемый Орфу, объясняет это лучше всего: «Скажи мне, я забыл… покажи мне, я помню… Вовлеки меня, я понимаю».
Философия Орфа – это процесс музыкального образования для всего человека; это активный музыкальный эмпирический подход. Орф поощряет творчество через естественные реакции учащихся на музыку. Существенным компонентом подхода Орфа является импровизация ; Орф верил, что дети должны быть композиторами. Учитель устанавливает параметры, при которых ребенок может успешно создать свой собственный ритм, мелодию или движение/танец.
- Ритм
Орф начинает с ритма, потому что это самый основной из всех элементов. Он учит этому через естественные речевые обороты. Для ребенка речь, пение, музыка и движение естественным образом связаны между собой. Затем учитель проводит учащихся через их собственный творческий процесс. Соединяя речевые паттерны с ритмами, ребенок может усвоить любой необходимый размер или ритм. Это, естественно, также приводит к паттернам ритма тела и движениям в такт музыке. Пример. У учащегося есть 8 ударов, чтобы создать свой собственный ритм, возможно, с помощью перкуссии тела. Учитель способствует использованию ритмов в более крупной музыкальной форме. - Мелодия
Мелодия изучается таким же образом. Простые интервалы вырастают из естественной высоты звука слов. Эти интервалы объединяются в мелодию, которую можно петь; эту мелодию позже можно положить на инструменты. Орф сказал: «Сначала испытайте, а потом рассуждайте». После игры учат нотации. Пример с пением: учащийся использует со, ми и ля, чтобы создать песню, которая затем сопровождается остинато-паттернами на инструментах. Пример с игрой: Настройте инструмент в пентатонике C. Это позволяет игроку импровизировать, не беря «неправильную» ноту. У студента есть 8 ударов, чтобы создать мелодию на инструменте, настроенном в пентатонике C, что позволяет импровизировать, не нажимая ни одной «неправильной» ноты.
Для получения дополнительной информации посетите сайты www.aosa.org или www.orff.de.
Пример ритма
У ученика есть 8 ударов, чтобы создать свой собственный ритм.
Примеры мелодии с пением
Используя ноты от «до» до «соль» создайте песню
Пример мелодии с использованием инструмента Орфа
Настройте инструмент в пентатонике C. Это позволяет игроку импровизировать, не беря «неправильную» ноту. У студента есть 8 ударов, чтобы создать свою песню.
Пример движения
У ученика есть 16 ударов, чтобы создать движение для данного музыкального произведения или данной части рассказа.
Подход Орфа – Музыка для малышей
Метод Орфа – это способ обучения детей музыке, который вовлекает их ум и тело посредством пения, танцев, актерского мастерства и использования ударных инструментов (например, ксилофонов, металлофонов, глокеншпилей). ). Уроки представлены с элементом «игры», помогая детям учиться на их собственном уровне понимания.
Что такое Орф-Шульверк?
Также известен как метод Орфа, подход Орфа или музыка для детей; это способ представить и научить детей музыке на уровне, который они могут легко понять. Музыкальные концепции изучаются через пение, пение, танец, движение, драму и игру на ударных инструментах. Приветствуются импровизация, композиция и естественное чувство игры ребенка.
Кто создал подход Орфа?
Этот подход к музыкальному образованию был разработан Карлом Орфом, немецким композитором, дирижером и педагогом, самым известным произведением которого является оратория «Кармина Бурана». Он был задуман в 1920-е и 1930-е годы, когда он работал музыкальным руководителем Günther-Schule; школа музыки, танцев и гимнастики, которую он основал в Мюнхене. Его идеи были основаны на его вере в важность ритма и движения. Орф поделился этими идеями в книге под названием Orff-Schulwerk, которая позже была переработана, а затем адаптирована на английский язык как «Музыка для детей».
Какие типы музыки и инструментов обычно используются?
Народная музыка и музыка, сочиненная самими детьми, в основном используется в классе Орфа. Ксилофоны (сопрано, альт, бас), металлофоны (сопрано, альт, бас), глокеншпили (сопрано и альт), кастаньеты, колокольчики, маракасы, треугольники, тарелки (пальчиковые, крэш или подвесные), бубны, литавры, гонги, бонги, стальные барабаны и барабаны конга — это лишь некоторые из ударных инструментов, используемых в классе Орфа. Другие инструменты (как тональные, так и нетональные), которые можно использовать, включают:
- афуши
- клавы
- коровьи колокольчики
- джембе
- дождевики
- ритм-стики
- песчаные блоки
- шейкеры
- тап-а-тап
- тик-так
- тон-блок
- вибро шлепок
- деревянные блоки
Как проходит обычный урок?
Хотя учителя Орфа используют множество книг в качестве основы, стандартизированной учебной программы Орфа не существует. Учителя Orff разрабатывают свои собственные планы уроков и адаптируют их к размеру класса и возрасту учеников. Например, учитель может выбрать стихотворение или рассказ для чтения в классе. Затем учащихся просят принять участие, выбрав инструменты для представления персонажа или слова в рассказе или стихотворении. Когда учитель снова читает рассказ или стихотворение, учащиеся добавляют звуковые эффекты, играя на выбранных ими инструментах. Затем учитель добавляет аккомпанемент, играя на инструментах Орфа. По ходу урока учащихся просят играть на инструментах Орфа или добавлять другие инструменты. Чтобы заинтересовать весь класс, других просят разыграть историю.
Как насчет песен и нотной записи?
В классе Орфа учитель действует как дирижер, который дает реплики своему нетерпеливому оркестру. Если учитель выбрал песню, некоторые ученики будут выбраны в качестве инструменталистов, а остальная часть класса будет подпевать. Части могут быть или не быть обозначены. Если они записаны, они должны быть достаточно простыми для понимания учащимися. Затем учитель предоставляет учащимся копии заметок и/или создает плакат.
Какие ключевые понятия изучены?
Используя подход Орфа, учащиеся изучают ритм, мелодию, гармонию, текстуру, форму и другие элементы музыки. Студенты изучают эти понятия, говоря, распевая, поя, танцуя, двигаясь, играя на музыкальных инструментах. Эти изученные концепции становятся трамплином для дальнейших творческих занятий, таких как импровизация или сочинение собственной музыки.
Образец упрощенного формата
Это очень простой формат плана урока, который можно использовать для детей младшего возраста:
- Выберите стихотворение.
- Прочитайте стихотворение классу.
- Попросите класс прочитать стихотворение вместе с вами.
- Прочитайте стихотворение вместе, сохраняя ровный ритм (т. е. постукивая ладонями по коленям).
- Выберите учащихся, которые будут играть на музыкальных инструментах (например, на ксилофонах и глокеншпилях).
- Попросите учащихся сыграть определенные ноты в ключевых словах. Инструменты должны соответствовать словам.
- Добавить другие инструменты, выбрать учащихся для игры на этих инструментах (например, на китайском колокольчике).
- Обсудите урок дня с учениками (например, было ли произведение легким или трудным?).
- Оцените понимание учащимися, задавая соответствующие вопросы.
- Уберите все инструменты.
Примечание: Важно, чтобы учащиеся сохраняли правильный ритм и изучили правильную технику молотка.
Цитаты Карла Орфа
Вот несколько цитат Карла Орфа, которые помогут вам лучше понять его философию:
«Сначала опыт, потом интеллектуализация».
«С незапамятных времен дети не любили учиться. Они предпочли бы играть, и если у вас есть их интересы в сердце, вы позволите им учиться, пока они играют; они найдут то, что они освоили это детская игра.
«Элементальная музыка никогда не бывает просто музыкой.