Литературные произведения школьной программы: Список литературы для чтения летом (5-11 классы)
10 книг, которые надо исключить из школьной программы
Истории
Депутаты и чиновники считают, что русская литература погрязла в разврате и бесскрепности, поэтому назрела большая литературная чистка.
1 февраля 2023111
Книг в школьной программе 5-11 классов и в самом деле очень много — около ста пятидесяти, и это если не считать внеклассного чтения. Одной больше, одной меньше — никто и не заметит. Главная группа риска — литература для 10-11 классов, ибо наша система образования считает, что в эти годы детишки уже взрослые и должны быть обеспечены думательной литературой. А именно в думательных книгах таится больше всего подводных камней и общественных опасностей.
Кадр из сериала «451 градус по Фаренгейту» о трудовых подвигах пожарной бригады
Мы прошерстили списки обязательной литературы 10-11 классов и вычислили наиболее подозрительные произведения. Перечислим их все, а потом ты решишь, какое из них особенно мешает строительству светлого будущего для России и ее россиянских граждан.
1. «История одного города», М. Салтыков-Щедрин
Глупость, жадность и разброд власти в отдельно взятом российском городке. Крайне неуместное для России творение, особенно оскорбительное для обитателей провинции.
2. «Мастер и Маргарита», М. Булгаков
Неприкрытый сатанизм, очернение государственной власти и небогоугодное распутство. Настораживает неспособность автора отделить добро от зла, что в финале произведения дает подрастающему читателю ложные знаки и ориентиры.
3. «Колымские рассказы», В. Шаламов
Насаждение уголовной эстетики. Рассказы сеют в читателе сомнения в том, что исправительно-трудовая система способна перевоспитать человека и вырастить из него настоящего гражданина.
4. «Доктор Живаго», Б. Пастернак
Топтание на общепризнанных исторических идеалах России и Советского Союза. Романтизация людей, не нашедших своего места в строительстве нового прекрасного мира.
5. «Палата № 6», А. Чехов
Коррупция, разруха и карательная психиатрия. Крайне несвоевременное произведение, которое даже не пытается укрепить веру в русский дух единства и созидания.
6. «Архипелаг ГУЛАГ», А. Солженицын
Исторически сомнительный литературный труд, неприглядно описывающий слаженную систему правоохранительных органов и юстиции в СССР. Прививает молодежи чувство национальной ущербности и стыда за дедов и прадедов.
7. «Дети Арбата», А. Рыбаков
Постыдное очернение истории России эпохи великих свершений, пропитанное паранойей и страхом. Произведение вызывает ложные аллюзии на современные события, и в этом его двойная опасность.
8. «Война и мир», Л. Толстой
Роман написан отчасти на языке страны НАТО, не будем произносить ее название. Учитывая, что перед нами творение признанного классика, возможно не исключение из школьной программы, а частичная правка. Ликвидация фрагментов, посвященных так называемому «миру», превратит роман в цельное и полезное произведение.
9. «Котлован», А. Платонов
Декаданс, пораженчество и глумление над светлыми социально-политическими идеалами. Россия растит нынче совсем иных героев, чем те, которых подсовывает читателю недальновидный автор.
10. «Мы», Е. Замятин
Гнусный «антиутопический» пасквиль, унижающий все, что строила и построила Россия за последние сто лет. И построит за следующие сто. Книга сеет сомнения в институте государственности и легкомысленно заигрывает с темами терроризма.
MAXIM напомнил тебе, о чем эти книги, с которыми злодеи знакомят каждого школьника. Настала пора выбрать, какая из них наиболее коварна и опасна.
И это еще не все!
И это только начало! Следующий этап — вернуть в школы лучшее, что было позабыто после развала Советского Союза. Школа в СССР и сейчас. Мы нашли восемь радикальных отличий.
Автор текста:Олег «Апельсин» Бочаров
Каких произведений не хватает в школьном списке, а какие — лишние? Отвечают учителя
«Война и мир» и некоторые произведения Николая Гоголя сложны для изучения в школе, а Джек Лондон и Джордж Оруэлл, наоборот, способны помочь в сдаче экзаменов: «Газета. Ru» узнала у российских преподавателей, как, по их мнению, стоит изменить список обязательной школьной литературы.
Что стоит убрать из обязательного списка литературы?
Ваган, школьный учитель (22 года): Изучение литературы в школах всегда идет в хронологическом порядке — начиная с фольклора и заканчивая литературой XX века. Судя по моей практике, детям абсолютно не интересно читать древнерусскую литературу и фольклор. Они просто не понимают половины слов. Немногие также доходят до таких объемных текстов, как «Война и мир» или «Обломов». Результатом становится то, что они начинают воспринимать чтение как адский труд. Это прививает лишь ненависть и неприязнь к предмету.
Елена, преподаватель ЛГУ имени А.С. Пушкина (45 лет): Школьникам 7 класса сложно понять, например, «Тараса Бульбу» и достаточно «специфичный» язык Николая Гоголя. У них нет необходимой читательской и историко-культурной подготовки. Старшеклассникам же сложно оценить философский смысл романов Федора Достоевского и Льва Толстого, хотя бы в силу недостаточного интеллектуального и жизненного опыта.
Никита, репетитор по русскому языку и литературе (27 лет): Некоторые произведения, в том числе «Мертвые души», можно исключить. Они требуют более зрелого анализа и не могут быть вполне оценены школьниками.
Анастасия, репетитор с более чем трехлетним стажем: Одно из самых нелюбимых произведений у выпускников — «Слово о полку Игореве». У него особый язык и стиль, вызывающий затруднение в восприятии и интерпретации у школьников. Впрочем, я бы не стала его убирать, — ведь иначе исчезнет целый раздел литературы.
Патимат, преподаватель в школе Lancmanscool, стаж 23 года: Я бы ввела рассказы Льва Толстого для детей младших классов и среднего звена. А «Войну и мир» оставила бы для ВУЗов, — дети не читают. Произведения Василия Шукшина, в том числе рассказ «Срезал», изучаемый нынешними семиклассниками, перенесла бы на 9-й класс. Они для более зрелых подростков. Еще бы я исключила недостоверную информацию о биографии писателей и поэтов. Например, о смерти Сергея Есенина.
close
100%
Какие произведения стоит добавить?
Ваган: Есть альтернатива школьным произведениям в зарубежной литературе. Это и «Таинственный остров» Жюля Верна, и «Остров Сокровищ» Роберта Стивенсона, и «Мартин Иден» Джека Лондона. Из более современного старшеклассникам будет полезно и интересно почитать «Дом, в котором» Мариам Петросян. Это увлекательная вселенная с гармоничным сочетанием фантастики и реальности. «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения» Фредрика Бакмана, мне кажется, тоже заинтересует юного читателя.
Елена: Вполне уместно добавить зарубежных авторов: например, Чарльза Диккенса, Джека Лондона, Курта Воннегута и Джорджа Оруэлла.
Никита: В список стоит включить гуманистическую литературу, например, Эриха Марию Ремарка. Самим же школьникам, по моим наблюдениям, интересно читать антиутопии.
Анастасия: Я бы добавила в качестве необязательной литературы произведения зарубежных авторов: Александра Дюма, Виктора Гюго, Джейн Остин, Джорджа Оруэлла, Чарльза Диккенса, Марка Твена, Оноре де Бальзака, Гюстава Флобера и Джека Лондона. Работы этих авторов помогут ребятам в формулировании аргументов в сдаче ЕГЭ.
Патимат: Хотелось бы добавить в школьную программу произведения Людмилы Улицкой и Анатолия Алексина.
close
100%
Зачем нужен кодификатор по литературе — и стоит ли его вообще менять?
Ваган: Список обязательного чтения прежде всего нацелен на создание общего культурного пространства для граждан одной страны. Он создает у обучающихся на одном языке некий общий корпус текстов, знакомый каждому. Но я бы предложил заменить некоторые сложные и порой утомительные произведения другими текстами этих же писателей: вместо «Бориса Годунова», например, читать увлекательные «Маленькие трагедии» того же Александра Пушкина, а вместо «статичного» «Обломова» Ивана Гончарова — динамичный «Обрыв».
Елена: Единой программы по литературе все-таки не существует, поэтому менять нечего. Подход в изучении определяется личностью и профессионализмом конкретного педагога.
Никита: На мой взгляд, все же стоит корректировать и сам список, и вообще — подход к изучению. Надо учитывать изменения в психике и миропонимании у современных школьников.
Анастасия: Когда я сама готовилась к ЕГЭ по литературе, читала произведения, не входящие в кодификатор. Они мне и помогли написать сочинения и развернутые ответы.
литературных единиц | Педагогическая школа W&M
Изданные единицы
Единицы литературы по словесности можно приобрести у Кендалла Ханта. Мы рекомендуем вам приобретать материалы непосредственно у нашего издателя, и вы можете сделать это, нажав на название каждой книги.
Руководство по преподаванию языковых курсов для учащихся с высокими способностями
В этом пособии для учителя содержится важная информация для реализации сопутствующих модулей, организованных вокруг концепции изменений. В руководстве представлены спецификации дизайна, использованные при разработке модулей, критерии оценки учебной программы по языковым искусствам и раздел, посвященный мониторингу занятий по языковым искусствам для обеспечения достоверной практики внедрения.
Beyond Words
Этот раздел литературы для 1–2 классов, посвященный изучению образного языка, исследует идею о том, что язык может изменить наше представление о мире, создавая новые образы и связи в нашем сознании. Модуль использует поэзию и книжки с картинками в качестве основы для анализа различных типов образного языка, включая сравнения, метафоры и олицетворения, и дает учащимся возможность создавать свои собственные литературные образы. Кроме того, модуль знакомит учащихся с убедительным письмом и углубленным изучением слов, а также дает учащимся возможность изучить, как со временем меняется язык в их семьях и их культуре. 2001 Лауреат премии отдела учебных программ Национальной ассоциации одаренных детей за выдающуюся учебную программу. 1-2 с высокими способностями в вербальной области со сложными навыками чтения, письма и перевода в языковых искусствах. Это отражает потребность младших школьников в более раннем обучении мыслительной деятельности более высокого уровня в школьные годы. Кроме того, в этом подразделении особое внимание уделяется литературе, в которой используется обширный образный язык, с целью поддержки развития у детей младшего возраста метафорической компетенции в областях как понимания, так и производства.
Путешествия и направления
В этом разделе для 2–3 классов используется исследовательский подход к изучению литературы в рамках междисциплинарной и мультикультурной учебной программы. Ведущей темой этого модуля является признание изменений как концепции, которая влияет на людей и их отношения с окружающим миром. Открытый подход к процессу обсуждения подчеркивается в поиске смысла в литературных подборках, таких как басни Эзопа, Зеленая книга , Дождь на равнине Капити и «Гадкий утенок». Развитие словарного запаса, письменная деятельность, устное общение, исследования и рассуждения интегрированы в этот блок. 1998 Лауреат премии отдела учебных программ Национальной ассоциации одаренных детей за выдающуюся учебную программу
Исследуй, открывай, раскрывай
Этот модуль организован вокруг идеи о том, что в нашем мире есть много интересных мест и идей для изучения, и что исследование может быть осуществлено как физически, так и познавательно. Учащиеся 3-4 классов научатся мыслить как исследователь и постепенно поймут, что каждый из нас исследует мир разными способами.
Следите за своим временем
В Следите за своим временем подборки для чтения и задания были разработаны, чтобы заинтересовать учащихся 4–5 классов и заставить их задуматься о времени и его роли в их жизни. Этот блок сосредоточен на концепции времени и будет включать в себя широкий спектр литературы, чтобы обеспечить контекст для дискуссий, письма, аудирования, изучения словарного запаса и исследовательской деятельности.
Перспективы
Главной темой этого раздела является признание того, что у людей есть свои взгляды, основанные на их опыте в окружающем мире. Литература, подобранная в этом разделе, позволит учащимся 4-5 классов рассмотреть и изучить различные точки зрения. Студенты будут размышлять о своих собственных взглядах, а также о взглядах персонажей и авторов классической литературы.
Литературные размышления
Хотя все четыре направления словесности – литература, письмо, изучение языка и устная речь – интегрированы в этот модуль для 4–5 классов, основная часть включает в себя взаимодействие учащихся с литературой при одновременном улучшении понимания прочитанного и навыков анализа текста. Подборки литературы, в том числе «Таинственный сад» и рассказы мирового уровня таких авторов, как Толстой и Зингер, служат основой для обсуждения. 2000 Лауреат премии отдела учебных программ Национальной ассоциации одаренных детей за выдающуюся учебную программу
Модели изменений
Концепция циклических моделей изменений была выбрана в качестве объединяющей темы для этого модуля. Избранные литературные произведения посвящены циклам в природе, знаниях, истории и человеческой жизни. Учащиеся 4–6 классов знакомятся с некоторыми важными подходами и идеями литературной критики. Студентам предлагается использовать журналы, литературные сети, эссе и визуальные проекты для организации и выражения своих идей о различных литературных подборках. Работы, изучаемые в блоке, включают «Мой Дэниел » Конрада, «Полезный барсук» Лоуренса Йепа и стихи Дикинсона, Сандберга, Анжелу и Шекспира.
Автобиографии и мемуары
В этом разделе учащиеся 5–6 классов изучают концепцию перемен, читая автобиографии писателей и рассматривая изменения в жизни писателей и других художников. Изучая истории жизни и автопортреты, они изучают литературу и исследуют произведения искусства из разных культур. Чтобы получить представление о развитии таланта, учащимся предлагается изучить свою собственную идентичность как талантливых учеников посредством дискуссий, исследований, устных презентаций и рефлексивного письма. Изучаются автобиографические произведения таких авторов, как Беверли Клири, Элоиза Гринфилд, Исаак Сингер и Лоуренс Йеп. 1997 Лауреат премии отдела учебных программ Национальной ассоциации одаренных детей за выдающуюся учебную программу
Убеждение
Этот модуль для 6–7 классов посвящен элементам убеждения, особенно в том, что касается устного общения. Студенты должны цитировать отрывки из литературы, чтобы отстаивать свою точку зрения в дискуссии, а также в письменных аргументах. Литературные подборки, такие как «Доблестный», «Гамленский крысолов» и Декларация независимости, создают основу для изучения процесса рассуждений посредством анализа и интерпретации. Предоставляются возможности для импровизированных, информативных и убедительных речей; дебаты; обсуждение в малых и больших группах; и критические рассуждения. Убедительное письмо, рассуждения, исследования и изучение языка включены в этот блок.
Смелость: связи и размышления
Смелость: связи и размышления предлагает учащимся 7-8 классов возможность сравнить и сопоставить свою жизнь с жизнью других. Блок исследует социальные и исторические вопросы, изучая людей, исторические периоды времени и события, а также собственную жизнь студентов. Романы, рассказы, поэзия, искусство и музыка станут средствами для достижения целей подразделения. Студентам будут предоставлены многочисленные возможности для чтения, письма, аудирования и разговорной речи.
В погоне за справедливостью
В этом разделе рассказывается о пути, который человек выбрал в своем стремлении к справедливости. Учащиеся 7-8 классов познакомятся с югом 1930-х годов в классическом произведении «Убить пересмешника » Харпер Ли; они также прочитают некоторые из ее рассказов и эссе, которые заинтриговали читателей. Бедственное положение Девяти из Литл-Рока становится рассказом от первого лица в Warriors Don’t Cry Мельбы Паттилло Билз. Учащиеся будут читать основные газеты дня, чтобы получить другие точки зрения на то, как борьба за гражданские права и интеграция потрясла нацию. Они также пройдут путь мигранта на ранчо в 9 фильмах Джона Стейнбека.0027 О мышах и людях . У студентов также будет возможность изучить стихи, песни, эссе и искусство, изображающие «стремление к справедливости». Словарный запас и грамматика будут соответствовать чтению. Возможностей для исследования, написания пояснительных статей и творческого смысла для себя в этом блоке предостаточно.
1940-е годы: Десятилетие перемен
В этом разделе для учащихся 7–9 классов рассматриваются исторические события и социальные проблемы 1940-х годов через литературу десятилетия, включая романы, рассказы, стихи, эссе, письма, и газеты. В устройство включены многочисленные возможности для чтения, письма, аудирования, языковой компетенции и разговорной речи. От каждого учащегося требуется выдвинуть гипотезу и провести исследование по какому-либо важному вопросу, вытекающему из изучаемой литературы. Студенты делают как письменные, так и устные презентации своих исследований. Блок богат материалами, подчеркивающими концепцию перемен, включая такие работы, как «9 книг» Херси.0027 Хиросима , Дневник Анны Франк и Шпигельман Maus II .
Утопия
Этот раздел для 7–9 классов дает обзор утопии с точки зрения различных людей, групп и стран и дает учащимся возможность изучить, почему представления об утопии претерпевают изменения. Изучая литературу, искусство, музыку и другие занятия в классе, учащиеся узнают о поиске утопии на протяжении веков и о борьбе за ее постижение и сохранение как на личном, так и на общественном уровне. Изучение утопии через личные мечты и цели позволяет учащимся более тщательно анализировать литературу, которую они читают в этом разделе. Литературные подборки включают 9 произведений Оруэлла. 0027 Скотный двор , Лоури Дающий , Твен «Человек, который испортил Хэдлибург» и стихи Кавалли и Энценсбергера.
Нити перемен в американской литературе XIX века
В этом разделе, разработанном для учащихся 8–10 классов, литература XIX века используется для изучения пяти исторических течений: романтизма, трансцендентализма, аболиционизма, индустриализма и феминизма. У каждого из пяти «измов» есть своя коробка с литературой, содержащая соответствующие документы, которые служат ресурсом для групп студентов. «измы» исследуются как агенты перемен в американской жизни путем изучения ключевых произведений того периода. Литературные произведения, изучаемые в группе, включают 9 произведений Твена.0027 Приключения Гекльберри Финна , Билли Бадд, Моряк Мелвилла , «Доктор Хоторн» Эксперимент Хайдеггера», а также избранные рассказы Эдгара По.
Американская мечта
Американская мечта рассказывает о том, как стремление людей к миру, процветанию и прогрессу приводит их к иногда неуловимой цели. Благодаря занятиям в классе и изучению богатой и сложной литературы учащиеся 9–10 классов узнают, что стремление к «американской мечте» может вызывать радость и отчаяние, а также другие эмоциональные и физические реакции у людей. Используя текущие и исторические документы, литературу, искусство, фотографию и музыку, учащимся будет предоставлена возможность сравнить и сопоставить свои собственные представления об американской мечте с представлениями сверстников, сообществ и общества.
Изменение через выбор
Выбор и последствия выбора, который делают люди, оказывают большое влияние на жизнь и успех людей. Этот модуль, предназначенный для учащихся 10–12 классов, фокусируется на каталитических решениях, определяющих изменения в различных ситуациях. Богатая по содержанию, выбранная мировая литература может быть проанализирована и синтезирована для более глубокого понимания культурных сходств и различий. Этот блок пытается дать учащемуся возможность подвергнуть сомнению реальный выбор и проблемы и решить, какие ценные уроки можно извлечь из тщательного индивидуального изучения вариантов.
Основы литературы — Основы письма
Все курсы по основам литературы включают учебник/рабочее пособие, видеокомпонент и роман.
Является ли это учебной программой по христианской литературе?
Хотя г-н Стивенс, автор и учитель, является христианином, учебная программа не основана на христианстве. Его цель — предоставить учебную программу по литературе, в которой основное внимание уделяется изучению и анализу литературных элементов с помощью рассказов, короткометражных научно-популярных произведений, романов и стихов. При таком подходе у родителей есть возможность научить их ценностям и убеждениям, связанным с событиями в рассказах или действиями или реакциями персонажей.
Много письменных заданий?
Каждое короткое литературное произведение содержит одно небольшое письменное задание (размером в один абзац) в дополнение к ответам на вопросы на понимание и связь. Самостоятельная практика состоит из двух небольших письменных заданий (размером в один абзац). Студенты могут выполнить одно или оба письменных задания.
Какая литература покрывается? Классика?
В курсе «Основы литературы» используются различные короткие произведения для обучения основам литературы, а также новейшие произведения, а также классика. Романы также представляют собой смесь того и другого.
Охватывает ли Essentials in Literature американскую, британскую или мировую литературу?
Учебники по основам литературы не являются антологиями. Каждый уровень включает в себя смесь американской, британской и мировой литературы. Категории каждой работы указаны в справочниках для учителей (7-9) или справочниках (10-11) каждого уровня. Они также включены в pdf «Литературные произведения» для каждого уровня на нашем сайте. Учащиеся, изучающие основы литературы на уровнях 9, 10, 11 и 12 (еще не выпущенные), получат доступ к эквивалентным курсам американской, британской и мировой литературы.
Почему литературные произведения или интернет-ссылки не включены в учебную программу?
Essentials in Literature поставляется с полным учебником, справочником для родителей/учителей (содержащим учебный план и ответы на вопросы) и одним полным романом. Короткие произведения, такие как короткие рассказы, научно-популярные произведения и стихи, можно найти с помощью поиска в Интернете. Выполните поиск в Интернете по названию произведения и имени автора. Чтобы убедиться, что вы читаете правильное литературное произведение, укажите как название литературного произведения, так и имя и фамилию автора при поиске в Интернете.
См. пример ниже:
Рассказ Гэри Полсена «Останови солнце»
Условия поиска, введенные на сайте google.com: stop the sun gary paulsen
Если вам нужна помощь в поиске литературного произведения, обратитесь в службу поддержки клиентов.
Является ли программа поставщиком моей чартерной школы?
Пожалуйста, свяжитесь с вашей чартерной школой и попросите вашего поставщика связаться со службой поддержки клиентов по телефону 417-256-4191.
Какие уровни доступны?
- Уровни 7-11
Можем ли мы увидеть оглавление или список изученных литературных произведений?
Список всех литературных произведений, изучаемых для каждого уровня, указан в PDF-файле литературных произведений соответствующего уровня на страницах отдельных уровней.
Как мистер Стивенс предлагает нам темп курса, особенно если мы используем его вместе с Essentials in Writing? Например, в прошлом году я чередовала занятия по литературе и письменные семинары блоками (по несколько недель) с моим сыном, но мне нужно некоторое представление о том, как смешивать эти две программы.
Чередование — один из многих эффективных подходов. Выполните письменное задание (одна неделя или больше), затем переключитесь на изучение литературы (одна неделя или больше). Ключ в том, чтобы позволить «кувырку» происходить естественным образом, не пытаясь придерживаться жесткого графика. Кроме того, многие родители предпочитают заканчивать литературу осенью, а писать весной. Оба подхода приемлемы.
Если вы используете Essentials in Writing и Essentials in Literature, вы можете загрузить 34-недельный план, расположенный на веб-странице каждого уровня. Для получения подробной информации обо всех вариантах обратитесь в службу поддержки клиентов.
Можем ли мы увидеть образец урока или пошаговый урок?
Да. На нашем сайте есть образец видео и образец учебника для каждого уровня. У нас также есть демо-версия «Попробуй перед покупкой», доступная на нашем веб-сайте.
Как учебная программа побуждает учащихся анализировать литературу и развивать навыки критического мышления?
Студенты учатся анализировать литературу с помощью нескольких лекций, графических органайзеров и письменных ответов. Учащиеся развивают навыки критического мышления, постоянно читая, исследуя и участвуя в таких мероприятиях, как наблюдение взаимосвязей между событиями, анализ действий и реакций персонажей, делая выводы и т. д.
Какие-нибудь идеи по поводу помощи учащимся, испытывающим трудности?
Как и в любой учебной программе, для учащихся, испытывающих трудности, могут потребоваться изменения. Однако, поскольку подход представляет собой ежедневный, шаг за шагом, небольшой подход к литературе, учащиеся обычно хорошо справляются с этим типом подхода.