Кто такие дети с овз: Дети с ОВЗ — что это такое
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница?
Ребенок с ОВЗ — физлицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.
Ребенок-инвалид — физлицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности.
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница
Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями травм, согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, федеральным госучреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) не получил группу по инвалидности, он является ребенком с ОВЗ. Следовательно, дети с ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут быть причислены к категории детей с ОВЗ. Следовательно, нельзя утверждать, то дети с ОВЗ и дети-инвалиды — это одно и тоже.
Детская инвалидность
Чтобы разобраться в вопросе, следует обратиться к положениям Семейного кодекса РФ.
В ст. 54 документа четко обозначено, что дети-инвалиды имеют дефекты, заболевания или последствия травм, спровоцировавшие ограничение жизнедеятельности и потерю социальных ориентиров:
полной или частичной потере возможности обслуживать себя самостоятельно;
утрате возможности передвигаться, контролировать свое поведение, обучаться.
Медико-социальное заключение об инвалидности оформляют по рекомендации медицинских учреждений федерального, регионального или городского значения. Заключение составляется в двух экземплярах, один из которых остается в выдавшем его учреждении, а второй передается в местный отдел соцзащиты населения по месту жительства ребенка. В заключении указывается не только рекомендуемая группа инвалидности, но рекомендации по уходу за ребенком-инвалидом.
Отличие детей с ОВЗ от детей-инвалидов упускает понятие «инвалид с детства». Последние — это лица, у которых инвалидность, установленная в возрасте до 18 лет, остается после достижения совершеннолетия. Причиной являются врожденные дефекты, последствия травм и заболеваний, возникших до достижения 18-летия.
Ограниченные возможности здоровья
К числу несовершеннолетних с особыми потребностями относят слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухих детей, малышей с серьезными нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, расстройствами психического развития и аутизмом, умственной отсталостью. Решение о необходимости создания особых условий для обучения ребенка принимает ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует особых подходов. Таким малышам нужно больше внимания, им не подходят традиционные методики и привычные методы взаимодействия.
В работе с детьми с ОВЗ в ДОУ необходима индивидуализация, учёт особенностей конкретного ребёнка. Дошколят с ОВЗ обязательно следует мотивировать, в игровой форме повышать их интерес к познавательной деятельности, стимулировать развитие творческих способностей.
Методы обучения детей с ОВЗ
Наиболее популярные методы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
метод проектов, направленный повышение интереса и формирование позитивной мотивации к обучению.
индивидуальный маршрут обучения детей с ОВЗ Схема индивидуального маршрута обучения ребятишек с ОВЗ разрабатывается с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
психолого-медико-педагогическая комиссия для детей с ОВЗ Важную роль в определении образовательного маршрута для обучения детей с ОВЗ в ДОУ играет психолого-медико-педагогическая комиссия, которая устанавливает статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ Психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста– необходимая составляющая работы с детьми с ОВЗ. Результаты диагностики используются в процессе психологического сопровождения, осуществления квалифицированной коррекции развития детей и индивидуализации дошкольного образования.
дошкольное образование детей с ОВЗ: нормативы Закон об образовании гарантирует всем гражданам страны право на доступность образования. В этом законе впервые появилось понятие «инклюзивного образования» как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и их индивидуальных возможностей
интегрированная образовательная деятельность для детей с ограниченными возможностями здоровья Дети с ОВЗ имеет массу особенностей, отличающих их от здоровых сверстников.
Одной из таких особенностей является заниженная самооценка, из-за которой такие воспитанники держатся особняком, дистанцируются от коллектива. Это обстоятельство обязывает педагогов уделять внимание не только обучению детей с ОВЗ в ДОУ, но и их воспитанию.
сопровождение педагогов в процессе инклюзивного образования Инклюзивное образование детей с ОВЗ — обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, который осуществляется в обычных общеобразовательных школах, в коллективе сверстников. Однако нередко понятие «инклюзия» заменяют понятием «интеграция».
как помочь семьям с детьми с ОВЗ — Yakutia-Daily.ru — свежие новости Якутии и Якутска – все важное и интересное
«Мне здесь нравится! Встретил своего друга, не хочу пока домой», – улыбается Максим. Приветливый мальчишка вместе с «эбээ Дунньа» не первый раз в реабилитационном центре.
Маленькие пациенты
Девятилетний Максим приехал из Намского улуса, проходит курс реабилитации в Республиканском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). С ним занимаются дефектологи, психологи, логопеды, кроме того, ребенок посещает занятия в кабинетах арт-терапии, Монтессори.
– Мы с бабушкой здесь учимся, учебные занятия посещаем, я читаю. Больше всего нравится рисовать, заниматься в комнате с игрушками, там их много! Я строил арку из деревянных блоков. Это что у вас? Диктофон? А что это такое?, – спрашивает любознательный мальчишка.
Как пояснила бабушка, у внука целый букет сложных заболеваний, с четырех лет малыш – инвалид.
– Ежегодно проходим курс реабилитации, что, конечно, благотворно повлияло на развитие внука. У него ослаблена правая сторона, до четырех лет не мог бегать, спускаться и подниматься по лестнице, не говорил. А сейчас посмотрите, какой он подвижный, веселый, любознательный. Занятия очень помогают ему, – улыбается Евдокия Германовна Феоктистова. – До обеда у нас свободное время, с утра в центре принимают городских детей, а после начинаются наши процедуры.
Им нравится в общежитии центра. Здесь 144 койко-места, пациентам из улусов бесплатно предоставляются комнаты, если есть места, то и городские могут устроиться там. Все чисто, опрятно, спокойно.
Марина Николаевна Боякинова в центре вместе с дочкой Ангелиной.
– Мы тут третий день, условия замечательные, педагоги, врачи опытные. Хорошо консультируют, дают советы. У дочки резидуально-органическое поражение центральной нервной системы с задержкой психоречевого развития, – рассказывает мама. Ангелине не нравится ее общение с незнакомыми людьми, и девочка начинает проявлять беспокойство. Не все здесь охотно идут на контакт, но реабилитация помогает абсолютно всем.
Главное – социальная адаптация
Реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ открылся в Якутске в 2018 году. За это время он стал комплексным социальным учреждением, помогающим семьям с детьми с особенными возможностями здоровья, имеющим трудности с обучением и социальной адаптацией, нуждающимся в психологической поддержке.
За год здесь получают квалифицированную помощь более двух тысяч детей от рождения до 18 лет. Цель учреждения – не лечение, а социализация детей в обществе.
– К нам приходят дети, которые, к сожалению, не могут адаптироваться в жизни, – рассказывает директор, кандидат философских наук Зинаида Максимова. – Важно научить их принимать себя, уметь общаться с другими людьми. За помощью обращаются родители с детьми с самыми различными проблемами.
Здесь восстанавливаются маленькие пациенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата, речевыми и слуховыми нарушениями, проходят реабилитацию дети с синдромом Дауна, аутизмом и другими тяжелыми нарушениями в развитии.
Каждый день 200 детей
Детской реабилитацией Зинаида Семеновна занимается более тридцати лет, более двадцати лет была директором Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями слуха и речи СУВАГ в Нерюнгри.
– Сюда мы заехали в конце 2017 года, еще до конца строительства. Заказали оборудование, начали формировать коллектив. В ту пору о реабилитационном учреждении почти никто не знал, их в республике было мало. Тем не менее специалистов набрали, все они прошли курсы повышения квалификации на кафедре психологии СВФУ. Буквально 18 января 2018 года мы уже приняли первых 40 пациентов, – вспоминает Зинаида Семеновна.
Количество пациентов возрастало с каждым месяцем. Сейчас в течение дня центр принимает 190-200 детей. Из них 142 ребенка проходят курс реабилитации, 30 детей – по ранней помощи, 20-30 по ОМС. Все они занимаются в центре 21 день.
– Важно, чтобы родители знали особенности развития ребенка с инвалидностью, ограниченными возможностями здоровья. Порой надо менять свой привычный образ жизни, чтобы адаптация была более комфортной. Для этого дети сюда и приходят вместе с родителями. Мамы и папы получают у нас квалифицированную консультацию, – говорит Зинаида Семеновна. – Большим спросом пользуется отделение ранней помощи для детей до трех лет. Его задача – не довести ребенка до инвалидности.
Говорите с ребенком
По словам директора, сейчас много детей с речевыми нарушениями. Не зря рекомендуют: чем раньше обратитесь к специалистам, тем ребенок быстрее заговорит.
Родители часто не обращают внимания на эту проблему, мотивируя тем, что мальчики начинают говорить позже девочек либо в роду так повелось, что дети заговаривают позже. По мнению специалистов, уже к году в словарном запасе ребенка должно быть не менее десяти слов, а в два года он должен строить простые предложения из двух-трех лепетных слов.
– Общайтесь, разговаривайте с ребенком, дайте ему хорошие эмоции! – советует специалист.
25 видов услуг
В реабилитационном центре много программ, начиная от вопросников-анкет для родителей, заканчивая различными программами по видам заболеваний.
Для социально-медицинской реабилитации Центр оснащен диагностическим, лечебно-профилактическим и реабилитационным оборудованием, отвечающим последним требованиям современной медицины. Многие специалисты приходящие, все процедуры выполняет средний медицинский персонал.
– Мы тесно сотрудничаем с Федеральным научным центром реабилитации инвалидов имени Г.А. Альбрехта в Санкт-Петербурге, там есть отделение ранней помощи, Институтом коррекционной педагогики Российской академии образования в Москве, Санкт-Петербургским институтом раннего вмешательства. Наши специалисты периодически проходят их курсы повышения квалификации. Буквально сейчас наши работники проходят третий блок обучения, – продолжает Зинаида Семеновна.
К слову, в центре открыт кабинет комплексной диагностики, где за полчаса можно пройти сразу нескольких специалистов, получить рекомендации и далее отправиться на осмотр и занятия к конкретным узким специалистам.
– У нас можно получить 25 пакетов услуг. Это пять критериев по возрастам, по нозологиям – с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, речи, ментальными нарушениями, – уточняет директор.
Увлеченные процессом
В массажном кабинете на кушетке кряхтит малыш, видно, ему нравится, в соседнем кабинете дошкольники играют в кубики, собирают буквы, в сенсорном кабинете идет занятие с психологом. Дети увлечены процессом, сосредоточенно делают свое дело, не обращая внимания на нас.
Зинаида Семеновна подчеркнула, что, несмотря на то, что центр имеет лицензию на все виды медицинской деятельности, все же их учреждение не лечебное, здесь скорее можно получить поддерживающее лечение – это физиотерапия, массаж и ЛФК.
Есть отдельные процедуры для многодетных мам: массажные кресла, фито-чай и другие. Директор радуется: чаще стали приходить с детьми на занятия и папы. Действительно, в коридорах центра увидели и мам, и пап, и бабушек с дедушками.
Дети в руках профессионалов
Главная задача специалистов – научить детей общаться друг с другом, окружающими людьми, развивать коммуникативные навыки.
– У нас работают около 100 специалистов, средний возраст около 40 лет. Это настоящие профессионалы, любящие свою работу. Проблем с кадрами, в принципе, нет, – считает директор. – Единственное, нам надо постоянно учиться. В мире множество новых технологий, передовых методик, которые мы также можем применить в своей работе.
Здесь используют передовой опыт других регионов. Так, к примеру, в Тюмени открыта служба «Интеграционный менеджер» при Управлении социальной защиты, которая после назначения инвалидности пациенту сразу начинает предлагать помощь, консультировать и заниматься его реабилитацией. У нас в Якутии процесс начинается после самообращения пациента в Управление социальной защиты по местожительству.
Планы
В планах учреждения – распространение своего опыта работы, в том числе по оказанию ранней помощи детям, усовершенствование пакетов услуг.
– С прошлого года при поддержке Фонда будущих поколений в семи улусах республики стартовал пилотный проект по организации ранней помощи. Выезжали в Чурапчу и Горный улус, где создали координационные советы по оказанию ранней помощи, в работе которых принимают участие представители Управлений соцзащиты, образования и центральных районных больниц, – подчеркнула Зинаида Максимова.
Такие советы работу с детьми начинают сразу после их рождения, что минимизирует раннюю инвалидизацию. Кроме того, специалисты планируют организовать выездные диагностические бригады для работы в улусах.
На реабилитацию в центр можно попасть, получив направление в Управлении социальной защиты, кроме того, новорожденных малышей с заболеваниями направляют в центр участковые педиатры.
ключевых определений в части B IDEA | Определение ребенка с ограниченными возможностями
Справочный лист для Центров для родителей из Центра информации и ресурсов для родителей (CPIR)
Июнь 2017 г.
- Полный список ссылок в Word
- Весь список литературы в формате PDF
Этот справочный список предназначен для дополнения CPIR Краткий обзор для родительских центров по бесплатному надлежащему государственному образованию и письмо Уважаемый коллега по FAPE , выпущенное OSEP 16 ноября 2015 г. Вы можете использовать справочный список в обучении персонала или правления, чтобы освежить или углубить свое понимание того, что означают ключевые термины в IDEA, и найти легко читаемые резюме этих терминов на сайте CPIR на английском и испанском языках.
Онлайн-версия справочника представлена по одному термину или аббревиатуре. На этой странице основное внимание уделяется тому, как IDEA определяет термин «ребенок с ограниченными возможностями». (Примечание. Чтобы распечатать или передать ВЕСЬ список литературы в виде одного файла Word или PDF, используйте ссылки в самом верху этой страницы.)
_________________________________
Ребенок с ограниченными возможностями
Важность этого ключевого термина | Определение «ребенок с инвалидностью» объясняет, как и почему дети признаются имеющими право — или не имеющими права — на специальное образование и сопутствующие услуги в рамках IDEA. «Ребенок с инвалидностью», как это определено IDEA, имеет право на бесплатное соответствующее государственное образование, которое делает упор на специальное образование и сопутствующие услуги, предназначенные для удовлетворения уникальных потребностей ребенка.
Определение IDEA и выше | Определение IDEA «ребенка с инвалидностью» включает определения конкретных нарушений, таких как умственная отсталость, трудности в обучении и другие нарушения здоровья. Определения IDEA определяют, как штаты определяют инвалидность и кто имеет право на FAPE. Поэтому для родительских центров важно знать, как IDEA, а также их штат или территория определяют индивидуальную инвалидность.
Обратите внимание, что для полного соответствия определению (и права на получение специального образования и связанных с ним услуг) «ребенка с инвалидностью» его успеваемость в учебе должна быть неблагоприятно повлиял на из-за инвалидности. Обратите также внимание на то, что «образовательная успеваемость» не ограничивается академической успеваемостью.
Где в IDEA | 34 CFR §300.8. Полное определение «ребенок с инвалидностью» довольно длинное, поэтому мы не включили дословное определение в этот справочный список, только первый абзац определения, который гласит:
§300.8 Ребенок с инвалидностью
(а) Общий . (1) Ребенок с инвалидностью означает ребенка, признанного в соответствии с §§300. 304–300.311 умственной отсталостью ** , нарушением слуха (включая глухоту), нарушением речи или языка, нарушением зрения (включая слепоту) , серьезное эмоциональное расстройство (называемое в этой части «эмоциональным расстройством»), ортопедическое нарушение, аутизм, черепно-мозговая травма, другое нарушение здоровья, специфическая неспособность к обучению, слепоглухота или множественная инвалидность, и кто , по этой причине нуждается в специальном образовании и сопутствующих услугах.
Полное определение «ребенка с инвалидностью» | Чтобы сэкономить место в этом списке ссылок, мы отсылаем вас к полному определению на веб-сайте CPIR, которое легко распечатать и прикрепить к этому списку ссылок.
Английский | https://www.parentcenterhub.org/categories/
Испанский | https://www.parentcenterhub.org/definicion-nino/
*** Примечание редактора | До октября 2010 года IDEA использовала термин «умственная отсталость». В октябре 2010 года закон Розы был подписан президентом Обамой. Закон Розы изменил термин, который будет использоваться в будущем, на «умственная отсталость». Само определение термина не изменилось.
Для получения дополнительной информации об инвалидности, включенной в определение IDEA «ребенок с инвалидностью» | CPIR предлагает несколько фактологических бюллетеней об отдельных видах инвалидности, включенных в определение «ребенка с инвалидностью» в соответствии с IDEA. Это отличные ресурсы, которыми можно поделиться с семьями, которым вы служите.
Информационные бюллетени по инвалидности на английском языке
https://www.parentcenterhub.org/specific-disabilities/
Информационные бюллетени по инвалидности на испанском языке https://www.parentcenterhub.org/especificas/
Чтобы распечатать или отправить ВЕСЬ список ссылок в виде одного файла Word или PDF | Смотрите ссылки в самом верху этой страницы.
Наверх
Какой термин или аббревиатуру вы хотели бы изучить?
Просто щелкните любую из ссылок ниже, чтобы сразу перейти туда.
FAPE | ИДЕЯ | ИЭП | LRE
Ребенок с инвалидностью (Вы уже здесь)
Индивидуальная программа обучения
Сопутствующие услуги
Специальное образование
Дополнительные средства и услуги
Вернуться к началу
________________
Инвалидность
Инвалидность
- All topics »
- A
- B
- C
- D
- E
- F
- G
- H
- I
- J
- K
- L
- M
- N
- O
- P
- Q
- R
- S
- T
- U
- V
- W
- X
- Y
- Z
- Ресурсы »
- Бюллетени
- Факты в картинках
- Мультимедиа
- Публикации
- Вопросы и Ответы
- Инструменты и наборы инструментов
- Популярный »
- Загрязнение воздуха
- Коронавирусная болезнь (COVID-19)
- Гепатит
- оспа обезьян
- All countries »
- A
- B
- C
- D
- E
- F
- G
- H
- I
- J
- K
- L
- M
- N
- O
- P
- Q
- R
- S
- T
- U
- V
- W
- X
- Y
- Z
Регионы »
- Африка
- Америка
- Юго-Восточная Азия
- Европа
- Восточное Средиземноморье
- Западная часть Тихого океана
- ВОЗ в странах »
- Статистика
- Стратегии сотрудничества
- Украина ЧП
- все новости »
- Выпуски новостей
- Заявления
- Кампании
- Комментарии
- События
- Тематические истории
- Выступления
- Прожекторы
- Информационные бюллетени
- Библиотека фотографий
- Список рассылки СМИ
- Заголовки »
- Сконцентрируйся »
- Афганистан кризис
- COVID-19 пандемия
- Кризис в Северной Эфиопии
- Сирийский кризис
- Украина ЧП
- Вспышка оспы обезьян
- Кризис Большого Африканского Рога
- Последний »
- Новости о вспышках болезней
- Советы путешественникам
- Отчеты о ситуации
- Еженедельный эпидемиологический отчет
- ВОЗ в чрезвычайных ситуациях »
- Наблюдение
- Исследовательская работа
- Финансирование
- Партнеры
- Операции
- Независимый контрольно-консультативный комитет
- Данные ВОЗ »
- Глобальные оценки здоровья
- ЦУР в области здравоохранения
- База данных о смертности
- Сборы данных
- Панели инструментов »
- Информационная панель COVID-19
- Приборная панель «Три миллиарда»
- Монитор неравенства в отношении здоровья
- Особенности »
- Глобальная обсерватория здравоохранения
- СЧЕТ
- Инсайты и визуализации
- Инструменты сбора данных
- Отчеты »
- Мировая статистика здравоохранения 2022 г.
- избыточная смертность от COVID
- DDI В ФОКУСЕ: 2022 г.
- О ком »
- Люди
- Команды
- Структура
- Партнерство и сотрудничество
- Сотрудничающие центры
- Сети, комитеты и консультативные группы
- Трансформация
- Наша работа »
- Общая программа работы
- Академия ВОЗ
- мероприятия
- Инициативы
- Финансирование »
- Инвестиционный кейс
- Фонд ВОЗ
- Подотчетность »
- Аудит
- Бюджет
- Финансовые отчеты
- Портал программного бюджета
- Отчет о результатах
- Управление »
- Всемирная ассамблея здравоохранения
- Исполнительный совет
- Выборы Генерального директора
- Веб-сайт руководящих органов
- Дом/
- Вопросы здравоохранения/
- Инвалидность
Инвалидность и здоровье
©
Кредиты
Информационные бюллетени
Базы данных и инструменты
- Усиление сбора данных об инвалидности
- График ВОЗ по оценке инвалидности (WHODAS)
- Модельное обследование инвалидности
Резолюции и решения
Техническая работа
- Сенсорные функции, инвалидность и реабилитация
Наша работа
Кампания
Международный день инвалидов
Тематические статьи
Все →
Публикации
Все →
Телездравоохранение – это услуга, которая уже несколько десятилетий широко применяется во многих странах.